На какой вопрос отвечает слово собака кто или что
Madame Bovary
Оракул
(66760)
8 лет назад
По правилам получается что нет, т. к. по винительному падежу не склоняется: пр. : “Увидел это ЖИВОТНОЕ. “(т. е. , “ЧТО”) ,а если б считалось как одушевлённое, то было бы: “Увидел этого ЖИВОТНОГО”. (т. е. “КОГО”)
Игнат Денисов
Гуру
(2745)
8 лет назад
Только для существительных мужского рода это легко проверить грамматически, поставив слово в винительный падеж (кого? что? ) – неодушевленное будет иметь нулевое окончание, а одушевленное чаще всего окончание -а / -я.
Я вижу (кого? что? ) стол, автобус, снхрофазотрон (нулевое окончание) .
Я вижу (кого? что? ) гуся, слона, игуанодонта (окончание -а / -я) .
Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого “штеко будланула глокая куздра”, ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 🙂
ВероNika
Высший разум
(139484)
8 лет назад
Одушевленность-неодушевленность –
это лексико-грамматическая категория, относящая называемый предмет к разряду одушевленных (т. е. живых существ) или же к разряду неодушевленных (т. е. предметов неживой природы и растений, а также событий, явлений, качеств, действий, состояний и т. п.) .
У одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа как самого существительного, так и согласующегося с ним имени прилагательного или причастия совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа
Одушевленные (В. = Р. )
Р. красивых коней, уток, животных
В. красивых коней, уток, животных
Неодушевленные (В. = И. )
И. красивые столы, розы, окна
Р. красивых столов, роз, окон
В. красивые столы, розы, окна
Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ,
по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных,
например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )
Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п
Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам
Из Розенталя:
Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.
Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением
В различии форм поймал трех рыбок – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имеется в виду кушанье, т. е. неодушевленность (ср. : съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы) .
Возможные варианты: есть креветок, устриц, пулярок – есть креветки, устрицы, пулярки
Gris Marsala
Мудрец
(10717)
8 лет назад
На самом деле вопрос очень интересный, имеющий отношение не только и не столько к падежным формам, сколько к нашему подсознательному отношению к братьям нашим меньшим. В русском и других (не берусь утверждать, что во всех) славянских языках название “животное” происходит от слова “живот”, т. е. “жизнь”, тогда как во множестве европейских языков используются различные варианты слова animal, восходящего к латинскому anima, т. е. “душа”. Получается, что славянскомыслящие народы признают за братьями меньшими только наличие жизни, а другие-прочие – ещё и души. Кстати, наверняка это как-то связано и с отношением к ним соответствующих религий.
Светлана Воробьева
Ученик
(244)
2 года назад
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении “человек”), животное, насекомое, млекопитающее, существо (“живой организм”), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться “Спящей красавицей”.
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.
Источник
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- Познакомить детей с понятием слова, которые
отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”.
Задачи урока:
- познакомить детей и помочь им усвоить новые
понятия: “слова, которые отвечают на вопросы КТО?
ЧТО?”; - формировать умение задавать правильно вопросы
к существительным; - закрепить навыки оформления предложения на
письме; - развивать устную речь учащихся;
- развивать образное мышление;
- развивать умение анализировать, обобщать;
- воспитание аккуратности;
- воспитание необходимых учебных качеств:
усидчивости, дисциплинированности.
Оборудование урока:
- Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н.
Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе
“Школа 2100”; - письменные принадлежности к уроку;
- Карточки с набором букв;
- Дидактический материал по русскому языку автор
Л.Ю. Комиссарова; - АРМ учителя, проекционный аппарат (более
подробно описание необходимого оборудования и
программного обеспечения приведено выше в
разделе “Пояснительная записка”).
Пояснительная записка
Урок русского языка во 2 классе (программа
“Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на
вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с
использованием средств ИКТ.
Оборудование:
- АРМ учителя
- Проекционный аппарат
- Экран
Программное обеспечение:
- Операционная система – Windows XP,
- Microsoft Office XP
- Презентация PowerPoint
I. Организационный момент
Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!(слайд №1)
А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня
сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно.
Посмотрели на меня.
II. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я отвас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сечас возьмусь.
Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на
третьей записали число, на четвертой – классная
работа.(слайд №2)
III. Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)
Вы можете назвать записи на доске словами?
Почему?
А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв
стали словами? Что надо для этого сделать?
Составьте из этих букв слова.
Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один
ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и
ставит ударение.
Давайте проверим написанное.(слайд №4)
Поднимите руку у кого так же?
IV. Введение в новую тему
Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте
стихотворение, а потом ответите мне на несколько
вопросов. (Слайд № 5)
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
1. Актуализация знаний
Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет
смысл и значение )
2. Формулирование темы.
Действительно все слова имеют значение. Одни из
них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос
ЧТО? (Слайд №6)
3. Открытие нового знания
Попробуем разгадать кроссворд и определить
какие вопросы можно задавать к словам. К примеру
я показываю вам картинку, а вы задаете вопрос к
ней и говорите, что на ней нарисовано: КТО? – оса,
ЧТО – утюг. Кому не понятно поднимите руку.
Продолжим. (Слайд № 7, 8)
- Кто? – оса
- Что? – утюг
- Кто? – щука
- Что? – Лента
- Что? – коса
- Что? – торт
- Кто? – сова
- Что? – лист
- Кто? – кот
- Что? – ель
- Что? – Балет
- Кто? – Конь
- Что? – Веник
- Кто? – корова
- Кто? – лев
Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте
ключевое слово в нем (Существительное)
Правильно! Именно так называются все слова,
которые отвечают на вопрос кто? или что?
Кто уже догадался какие слова отвечают на
вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет
слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос
ЧТО?
V. Физ.минутка
Теперь немного поиграем (слайд № 9)
Я называю вам слова, и если они отвечают на
вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО?
подпрыгиваете.
Будьте внимательны, я буду вас сбивать.
Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб,
самолет, ворона, птица, сказка, писатель.
А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и
красивее.
IV. Первичное закрепление.
Открыли учебники на стр.34. задание № 48.
Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите
свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)
Кто? Что? Человек Дом Мама Город Щенок Машина Кит Дерево Кузнечик Космос … …
V. Самостоятельная работа
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все
поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте
задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два
ученика по очереди выполняют у доски)
Проверьте. Кто считает иначе?
VI. Повторение.
А теперь давайте вспомним, что еще мы можем
делать со словами? (Разбирать, делить на слоги,
ставить ударение, составлять предложения)
Совершенно верно составлять предложения. А что
такое предложение и чем оно отличается от набора
слов.
Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня
записано предложение или набор слов? Как из этих
слов сделать предложение?
Запишите получившиеся предложения.
Скажите есть ли в этих предложениях слова,
которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)
Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? –
мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)
Поставьте сверху, над этими словами карандашом
вопросы.
Молодцы!
VII. Подведение итога урока.
Подведем итог. (Слайд №12)
- Какие слова отвечают на вопрос КТО?
- Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
- Кто запомнил как они называются?
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание. Дидактический материал № 34
(карточки с домашним заданием)
№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или
ЧТО?
Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф,
планета, мальчик, читатель.
Образец: (кто?) Света, (что?)
конфета, …
Приложение.
Источник
Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с понятием имя
существительное.
2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к
словам, умение находить имена существительные в
тексте.
3) Развивать речь детей, умение думать,
анализировать, высказывать свои мысли и
доказывать их примерами.
3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма
элементов букв.
4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за
свою страну, республику.
5) Воспитать умение работать в паре:
советоваться с товарищем, уметь выслушать его
мнение.
Оборудование: картинки с изображением
предметов, слова с названием этих предметов;
фотографии с изображением городов Москва и
Сыктывкар, слова с названием этих городов;
карточки для самостоятельной работы; карточки со
словами коса, сон, мак, капля; со словами –
имя существительное, кто?, что?, одушевлённые,
неодушевлённые, компьютер, мультимедийный
проектор, экран, карточки для индивидуальной
работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
У.: – Сегодня у нас очень интересный урок. Но
как мы будем работать, чтобы урок прошёл с
пользой для каждого из вас?
Д.: – Надо чтобы внимательно слушали не только
учителя, но и своих товарищей: советовались друг
с другом, выслушивали мнение каждого, помогали
друг другу; работали старательно и прилежно.
У.: – Посмотрите на тему нашего урока (Слайд 1.
Презентация), как вы думаете,а что
мы будем изучать? Что означают эти таинственные
слова?
– Какие задачи поставим перед собой?
Д.: – Узнать, что такое имя существительное.
Какими признаками оно обладает.
У.: – Посмотрим, кто из вас оказался прав. А
теперь познакомимся с планом нашего урока.
(Слайд 2, кроме того на партах у каждого
ребенка напечатан план урока)
2. Введение в новую тему. Актуализация темы.
На доске перепутаны картинки (девочка, собака,
заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с
названием предметов на картинке (работа в паре).
У.: – Распределите картинки по группам.
Объясните свой выбор, почему вы так распределили.
Д.: – Живые и неживые предметы, одни слова
отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.
Какой вывод вы сделаете?
Д.: Слова, которые обозначают живые предметы,
отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на
вопрос что?
3. Открытие новых знаний:
а) Беседа по новому материалу.
У.: – Сегодня мы начинаем новый раздел, который
так и называется “ Слова, которые отвечают на
вопросы кто? что?”. Откройте, пожалуйста, учебник
на стр. 35. Самостоятельно прочитайте ещё раз тему
раздела. Найдите упражнение 48, кто прочитает
задание к этому упражнению?
У.: – Рита, прочитай слова, которые отвечают на
вопрос кто?
– Ребята, а что означают эти слова?
Д.: – Живые предметы, людей и животных.
У.: – Саша, а теперь ты прочитай слова, которые
отвечают на вопрос что?
– Что означают эти слова?
Д.: – Неживые предметы.
б) Самостоятельное выведение учащимися
правила.
У.: – Какой вывод вы сделаете по упражнению?
Д.: – О людях и животных спрашивают кто?, а о
других предметах – на вопрос что?
У.: – А вы знаете, как называются слова, которые
отвечают на вопросы кто и что?
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто?
что?, называются именами существительными. А
как вы думаете, почему их так назвали?
в) Работа со словарными словами.
– Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это
за слова?
Д.: – Это слова, которые надо запомнить.
Словарные слова.
У.: – Прочитайте первое слово (на доску). На что
надо обратить внимание в этом слове?
Известный писатель Максим Горький говорил:
“Человек – это звучит гордо”.
– А как вы понимаете эти слова? Что значит быть
человеком? Настоящим человеком? А в наше время
надо ли накапливать знания? Для чего?
– А какой группе нужно отнести слово Москва?
(На доску). Почему?
Что обозначает это слово? Почему оно написано с
большой буквы? На что ещё надо обратить внимание
при записи этого слова?
Д.: – На безударную гласную о.
У.: – Запишите это слово. Да, Москва – это
главный город, столица России (показать на
карте, обозначить флажком). Какие пословицы вы
знаете о Москве? Есть даже такая пословица: Москва
– мать всех городов. (Слайд 3). Может быть кто-то
бывал из вас в этом городе? В этом замечательном
городе очень много красивых исторических мест (Слайд
4).
– А кто из вас знает, как называется главный
город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в
переводе означает это слово?
Д.: – Город на реке Сысола.
У.: – С какой буквы вы напишете это слово? (Сыктывкар
– столица Республики Коми– показ на карте,
флажок). В Сыктывкаре тоже есть много очень
красивых мест (показ иллюстраций на слайде).
– А к какой группе слов отнесёте слово
Сыктывкар? Почему?
– Какие имена существительные ещё вы бы
добавили в каждый столбик?
Физминутка.
г) Первичное закрепление.
У.: – А теперь я предлагаю вам продолжить
работу.. Откройте тетради и запишите сегодняшнее
число, классная работа (обратить внимание на
посадку при письме).
– У вас на партах лежат листочки. Предлагаю
поиграть в игру, которая называется “Четвёртый
лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать
слова-предметы, посоветовавшись со своей парой,
найти лишнее слово-предмет и выписать его в
тетрадь.
(Слайд 6)
Проверка:
У.: – Сейчас я ещё раз прочитаю слова. Услышав
то слово-предмет, которое вы посчитали лишним, вы
хлопните в ладошки.
– Объясните, почему вы выделили это слово?
– Какой вывод можно сделать по этому заданию?
Д.: – Слова, которые отвечают на вопрос кто? –
обозначают живые предметы, а слова, которые
отвечают на вопрос что? – неживые.
У.: -Как по-другому можно назвать слова,
которые обозначают предметы и отвечают на
вопросы кто? что?
Д.: – Имена существительные.
4. Практическая часть урока.
а) Задание по выбору.
У.: – А теперь предлагаю задания ещё
интереснее. Возьмите листочки на партах.
– Скажите, что вы там увидели?
Д.: – Разные задания.
У.: – Прочитай те первое задание. Встаньте те,
кто считает, что справится с этим заданием. А
теперь прочитай те второе задание. Кто справится
с этим заданием? А теперь встанут те, кто
справится с последним заданием. Предлагаю вам
прочитать ещё раз все задания, хорошо подумать,
выбрать и выполнить то задание, с которым вы
считаете что справитесь без труда.
1 группа заданий – поставить вопросы к именам
существительным (слова распределены по группам)
Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы
кто? или что?
художник
конь
папа
доктор
свечка
лыжи
чашка
учебник
2 группа заданий – выбрать слова и записать
по столбикам:
1 столбик_кто?
2 столбик – что?
Задание 2: Спиши слова. В один столбик запиши
слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой –
на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета,
газета, Света.
3 группа заданий – подчеркнуть и выписать
из текста имена существительные.
Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова,
которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти
слова.
Помощница.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой.
Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть
чашки. Мама похвалила дочку.
Проверка:
У.: – Поднимите руки те, кто выполнил задание 1.
Прочитайте слова с вопросами.
– Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.
– А теперь те, кто не испугался 3-го задания?
Прочитаем слова с вопросами.
Вывод:
У.: – Что обозначают слова, которые вы
выписали?
Д.: – Предметы: живые и неживые.
У.: – На какие вопросы они отвечают?
Д.: – Кто? и Что?
Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)
У.: – Как вы спросите про эти слова?
Что это? – коса, мак, капля, сон. А сейчас на
несколько минут мы с вами превратимся в
волшебников и сделаем волшебные превращения.
Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно
послушаем задание.
Замените в словах одну букву так, чтобы эти
слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля,
сын)
– Запишите эти слова с вопросом.
Вывод: Как называются слова, которые отвечают
на вопрос кто? что?, (имена существительные).
5. Подведение итогов урока.
У.: – Понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие слова мы будем называть именами
существительными? Что они обозначают? На какие
вопросы отвечают? Оказывается, имена
существительные, которые отвечают на вопрос кто
называют одушевлёнными, а имена
существительные, которые отвечают на вопрос что? –
неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете,
почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на
следующем уроке.
– Какие упражнения вам понравились? Кому было
трудно на уроке?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы
поставили перед началом вашей работы? Добились
ли этого? Оцените свою работу на листочках.
6. Домашнее задание.
– Упр.34 с.18 или составить задание для товарища
“Четвертый лишний”.
Приложение
План урока.
1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.
2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.
3. Работа со словарными словами.
4. Просмотр иллюстраций.
5. Физминутка.
6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.
7. Самостоятельная работа.
8. Игра “ Волшебное превращение”.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Карточка.
Маша, огонь, лошадь, корова.
Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.
Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.
1 группа заданий:
Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
художник
конь
папа
доктор
свечка
лыжи
чашка
учебник
2 группа заданий:
Спиши слова. В один столбик запиши слова,
которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на
вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета,
газета, Света.
3 группа заданий:
Подчеркнуть и выписать из текста имена
существительные.
Помощница
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой.
Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть
чашки. Мама похвалила дочку.
Источник