На какой вопрос отвечает слово собака кто или что

На какой вопрос отвечает слово собака кто или что thumbnail

Madame Bovary

Оракул

(66760)

8 лет назад

По правилам получается что нет, т. к. по винительному падежу не склоняется: пр. : “Увидел это ЖИВОТНОЕ. “(т. е. , “ЧТО”) ,а если б считалось как одушевлённое, то было бы: “Увидел этого ЖИВОТНОГО”. (т. е. “КОГО”)

Игнат Денисов

Гуру

(2745)

8 лет назад

Только для существительных мужского рода это легко проверить грамматически, поставив слово в винительный падеж (кого? что? ) – неодушевленное будет иметь нулевое окончание, а одушевленное чаще всего окончание -а / -я.
Я вижу (кого? что? ) стол, автобус, снхрофазотрон (нулевое окончание) .
Я вижу (кого? что? ) гуся, слона, игуанодонта (окончание -а / -я) .

Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого “штеко будланула глокая куздра”, ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 🙂

ВероNika

Высший разум

(139484)

8 лет назад

Одушевленность-неодушевленность –

это лексико-грамматическая категория, относящая называемый предмет к разряду одушевленных (т. е. живых существ) или же к разряду неодушевленных (т. е. предметов неживой природы и растений, а также событий, явлений, качеств, действий, состояний и т. п.) .

У одушевленных существительных форма винительного падежа множественного числа как самого существительного, так и согласующегося с ним имени прилагательного или причастия совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевленных – с формой именительного падежа

Одушевленные (В. = Р. )

Р. красивых коней, уток, животных
В. красивых коней, уток, животных

Неодушевленные (В. = И. )

И. красивые столы, розы, окна
Р. красивых столов, роз, окон
В. красивые столы, розы, окна

Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ,
по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных,
например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )

Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п

Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам

Из Розенталя:

Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.

Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением

В различии форм поймал трех рыбок – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имеется в виду кушанье, т. е. неодушевленность (ср. : съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы) .
Возможные варианты: есть креветок, устриц, пулярок – есть креветки, устрицы, пулярки

Gris Marsala

Мудрец

(10717)

8 лет назад

На самом деле вопрос очень интересный, имеющий отношение не только и не столько к падежным формам, сколько к нашему подсознательному отношению к братьям нашим меньшим. В русском и других (не берусь утверждать, что во всех) славянских языках название “животное” происходит от слова “живот”, т. е. “жизнь”, тогда как во множестве европейских языков используются различные варианты слова animal, восходящего к латинскому anima, т. е. “душа”. Получается, что славянскомыслящие народы признают за братьями меньшими только наличие жизни, а другие-прочие – ещё и души. Кстати, наверняка это как-то связано и с отношением к ним соответствующих религий.

Светлана Воробьева

Ученик

(244)

2 года назад

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении “человек”), животное, насекомое, млекопитающее, существо (“живой организм”), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться “Спящей красавицей”.

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.

Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.

Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

Источник

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить детей с понятием слова, которые
    отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”.

Задачи урока:

  • познакомить детей и помочь им усвоить новые
    понятия: “слова, которые отвечают на вопросы КТО?
    ЧТО?”;
  • формировать умение задавать правильно вопросы
    к существительным;
  • закрепить навыки оформления предложения на
    письме;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств:
    усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование урока:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н.
    Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе
    “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Карточки с набором букв;
  • Дидактический материал по русскому языку автор
    Л.Ю. Комиссарова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат (более
    подробно описание необходимого оборудования и
    программного обеспечения приведено выше в
    разделе “Пояснительная записка”).

Пояснительная записка

Урок русского языка во 2 классе (программа
“Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на
вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с
использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!(слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня
сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно.
Посмотрели на меня.

II. Чистописание

Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я отвас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сечас возьмусь.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на
третьей записали число, на четвертой – классная
работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами?
Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв
стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один
ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и
ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте
стихотворение, а потом ответите мне на несколько
вопросов. (Слайд № 5)

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет
смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из
них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос
ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Попробуем разгадать кроссворд и определить
какие вопросы можно задавать к словам. К примеру
я показываю вам картинку, а вы задаете вопрос к
ней и говорите, что на ней нарисовано: КТО? – оса,
ЧТО – утюг. Кому не понятно поднимите руку.
Продолжим. (Слайд № 7, 8)

  • Кто? – оса
  • Что? – утюг
  • Кто? – щука
  • Что? – Лента
  • Что? – коса
  • Что? – торт
  • Кто? – сова
  • Что? – лист
  • Кто? – кот
  • Что? – ель
  • Что? – Балет
  • Кто? – Конь
  • Что? – Веник
  • Кто? – корова
  • Кто? – лев

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте
ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова,
которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на
вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет
слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос
ЧТО?

V. Физ.минутка

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на
вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО?
подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб,
самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и
красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48.
Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите
свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

Кто?Что?
ЧеловекДом
МамаГород
ЩенокМашина
КитДерево
КузнечикКосмос

V. Самостоятельная работа

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все
поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте
задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два
ученика по очереди выполняют у доски)

Проверьте. Кто считает иначе?

VI. Повторение.

А теперь давайте вспомним, что еще мы можем
делать со словами? (Разбирать, делить на слоги,
ставить ударение, составлять предложения)

Совершенно верно составлять предложения. А что
такое предложение и чем оно отличается от набора
слов.

Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня
записано предложение или набор слов? Как из этих
слов сделать предложение?

Запишите получившиеся предложения.

Скажите есть ли в этих предложениях слова,
которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)

Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? –
мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)

Поставьте сверху, над этими словами карандашом
вопросы.

Молодцы!

VII. Подведение итога урока.

Подведем итог. (Слайд №12)

  • Какие слова отвечают на вопрос КТО?
  • Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
  • Кто запомнил как они называются?

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание. Дидактический материал № 34
(карточки с домашним заданием)

№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или
ЧТО?

Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф,
планета, мальчик, читатель.

Образец: (кто?) Света, (что?)
конфета, …

Приложение.

Источник

Цели и задачи урока:

1) Познакомить детей с понятием имя
существительное.

2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к
словам, умение находить имена существительные в
тексте.

3) Развивать речь детей, умение думать,
анализировать, высказывать свои мысли и
доказывать их примерами.

3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма
элементов букв.

4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за
свою страну, республику.

5) Воспитать умение работать в паре:
советоваться с товарищем, уметь выслушать его
мнение.

Оборудование: картинки с изображением
предметов, слова с названием этих предметов;
фотографии с изображением городов Москва и
Сыктывкар, слова с названием этих городов;
карточки для самостоятельной работы; карточки со
словами коса, сон, мак, капля; со словами –
имя существительное, кто?, что?, одушевлённые,
неодушевлённые, компьютер, мультимедийный
проектор, экран, карточки для индивидуальной
работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

У.: – Сегодня у нас очень интересный урок. Но
как мы будем работать, чтобы урок прошёл с
пользой для каждого из вас?

Д.: – Надо чтобы внимательно слушали не только
учителя, но и своих товарищей: советовались друг
с другом, выслушивали мнение каждого, помогали
друг другу; работали старательно и прилежно.

У.: – Посмотрите на тему нашего урока (Слайд 1.
Презентация), как вы думаете,а что
мы будем изучать? Что означают эти таинственные
слова?

– Какие задачи поставим перед собой?

Д.: – Узнать, что такое имя существительное.
Какими признаками оно обладает.

У.: – Посмотрим, кто из вас оказался прав. А
теперь познакомимся с планом нашего урока.

(Слайд 2, кроме того на партах у каждого
ребенка напечатан план урока)

2. Введение в новую тему. Актуализация темы.

На доске перепутаны картинки (девочка, собака,
заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с
названием предметов на картинке (работа в паре).

У.: – Распределите картинки по группам.
Объясните свой выбор, почему вы так распределили.

Д.: – Живые и неживые предметы, одни слова
отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.

Какой вывод вы сделаете?

Д.: Слова, которые обозначают живые предметы,
отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на
вопрос что?

3. Открытие новых знаний:

а) Беседа по новому материалу.

У.: – Сегодня мы начинаем новый раздел, который
так и называется “ Слова, которые отвечают на
вопросы кто? что?”. Откройте, пожалуйста, учебник
на стр. 35. Самостоятельно прочитайте ещё раз тему
раздела. Найдите упражнение 48, кто прочитает
задание к этому упражнению?

У.: – Рита, прочитай слова, которые отвечают на
вопрос кто?

– Ребята, а что означают эти слова?

Д.: – Живые предметы, людей и животных.

У.: – Саша, а теперь ты прочитай слова, которые
отвечают на вопрос что?

– Что означают эти слова?

Д.: – Неживые предметы.

б) Самостоятельное выведение учащимися
правила.

У.: – Какой вывод вы сделаете по упражнению?

Д.: – О людях и животных спрашивают кто?, а о
других предметах – на вопрос что?

У.: – А вы знаете, как называются слова, которые
отвечают на вопросы кто и что?

Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто?
что?, называются именами существительными. А
как вы думаете, почему их так назвали?

в) Работа со словарными словами.

– Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это
за слова?

Д.: – Это слова, которые надо запомнить.
Словарные слова.

У.: – Прочитайте первое слово (на доску). На что
надо обратить внимание в этом слове?

Известный писатель Максим Горький говорил:
“Человек – это звучит гордо”.

– А как вы понимаете эти слова? Что значит быть
человеком? Настоящим человеком? А в наше время
надо ли накапливать знания? Для чего?

– А какой группе нужно отнести слово Москва?
(На доску). Почему?

Что обозначает это слово? Почему оно написано с
большой буквы? На что ещё надо обратить внимание
при записи этого слова?

Д.: – На безударную гласную о.

У.: – Запишите это слово. Да, Москва – это
главный город, столица России (показать на
карте, обозначить флажком). Какие пословицы вы
знаете о Москве? Есть даже такая пословица: Москва
– мать всех городов. (Слайд 3).
Может быть кто-то
бывал из вас в этом городе? В этом замечательном
городе очень много красивых исторических мест (Слайд
4).

– А кто из вас знает, как называется главный
город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в
переводе означает это слово?

Д.: – Город на реке Сысола.

У.: – С какой буквы вы напишете это слово? (Сыктывкар
– столица Республики Коми
– показ на карте,
флажок). В Сыктывкаре тоже есть много очень
красивых мест (показ иллюстраций на слайде).

– А к какой группе слов отнесёте слово
Сыктывкар? Почему?

– Какие имена существительные ещё вы бы
добавили в каждый столбик?

Физминутка.

г) Первичное закрепление.

У.: – А теперь я предлагаю вам продолжить
работу.. Откройте тетради и запишите сегодняшнее
число, классная работа (обратить внимание на
посадку при письме).

– У вас на партах лежат листочки. Предлагаю
поиграть в игру, которая называется “Четвёртый
лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать
слова-предметы, посоветовавшись со своей парой,
найти лишнее слово-предмет и выписать его в
тетрадь.

(Слайд 6)

Проверка:

У.: – Сейчас я ещё раз прочитаю слова. Услышав
то слово-предмет, которое вы посчитали лишним, вы
хлопните в ладошки.

– Объясните, почему вы выделили это слово?

– Какой вывод можно сделать по этому заданию?

Д.: – Слова, которые отвечают на вопрос кто? –
обозначают живые предметы, а слова, которые
отвечают на вопрос что? – неживые.

У.: -Как по-другому можно назвать слова,
которые обозначают предметы и отвечают на
вопросы кто? что?

Д.: – Имена существительные.

4. Практическая часть урока.

а) Задание по выбору.

У.: – А теперь предлагаю задания ещё
интереснее. Возьмите листочки на партах.

– Скажите, что вы там увидели?

Д.: – Разные задания.

У.: – Прочитай те первое задание. Встаньте те,
кто считает, что справится с этим заданием. А
теперь прочитай те второе задание. Кто справится
с этим заданием? А теперь встанут те, кто
справится с последним заданием. Предлагаю вам
прочитать ещё раз все задания, хорошо подумать,
выбрать и выполнить то задание, с которым вы
считаете что справитесь без труда.

1 группа заданий – поставить вопросы к именам
существительным (слова распределены по группам)

Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы
кто? или что?

художник

конь

папа

доктор

свечка

лыжи

чашка

учебник

2 группа заданий – выбрать слова и записать
по столбикам:

1 столбик_кто?

2 столбик – что?

Задание 2: Спиши слова. В один столбик запиши
слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой –
на вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета,
газета, Света.

3 группа заданий – подчеркнуть и выписать
из текста имена существительные.

Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова,
которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти
слова.

Помощница.

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой.
Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть
чашки. Мама похвалила дочку.

Проверка:

У.: – Поднимите руки те, кто выполнил задание 1.
Прочитайте слова с вопросами.

– Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.

– А теперь те, кто не испугался 3-го задания?
Прочитаем слова с вопросами.

Вывод:

У.: – Что обозначают слова, которые вы
выписали?

Д.: – Предметы: живые и неживые.

У.: – На какие вопросы они отвечают?

Д.: – Кто? и Что?

Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)

У.: – Как вы спросите про эти слова?

Что это? – коса, мак, капля, сон. А сейчас на
несколько минут мы с вами превратимся в
волшебников и сделаем волшебные превращения.
Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно
послушаем задание.

Замените в словах одну букву так, чтобы эти
слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля,
сын)

– Запишите эти слова с вопросом.

Вывод: Как называются слова, которые отвечают
на вопрос кто? что?, (имена существительные).

5. Подведение итогов урока.

У.: – Понравился ли вам урок?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие слова мы будем называть именами
существительными? Что они обозначают? На какие
вопросы отвечают? Оказывается, имена
существительные, которые отвечают на вопрос кто
называют одушевлёнными, а имена
существительные, которые отвечают на вопрос что?
неодушевлёнными
. (Слайд 8). А как вы думаете,
почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на
следующем уроке.

– Какие упражнения вам понравились? Кому было
трудно на уроке?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?
Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы
поставили перед началом вашей работы? Добились
ли этого? Оцените свою работу на листочках.

6. Домашнее задание.

– Упр.34 с.18 или составить задание для товарища
“Четвертый лишний”.

Приложение

План урока.

1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.

2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.

3. Работа со словарными словами.

4. Просмотр иллюстраций.

5. Физминутка.

6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.

7. Самостоятельная работа.

8. Игра “ Волшебное превращение”.

9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Карточка.

Маша, огонь, лошадь, корова.

Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.

Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.

1 группа заданий:

Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

художник

конь

папа

доктор

свечка

лыжи

чашка

учебник

2 группа заданий:

Спиши слова. В один столбик запиши слова,
которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на
вопрос что?

Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета,
газета, Света.

3 группа заданий:

Подчеркнуть и выписать из текста имена
существительные.

Помощница

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой.
Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть
чашки. Мама похвалила дочку.

Источник