Название картин с собаками
Автор:
10 апреля 2020 12:29
Какие псы, щенята, дворняги и бульдоги — наши любимые? Оглашаю список картин!
Гойя, 1795 болонка “бишон фризе”
“Портрет герцогини Альба в белом”
Любопытный факт: у аристократов мода на эту собаку идет со времен Франциска I (16 век)
Федор Решетников, 1952 дворняга (?)
Любопытный факт: подобно тому, как мишки у Шишкина дописаны Савицким, говорят, что в “Опять двойка” собака тоже не авторская, а написана Аркадием Пластовым.
Кранах, 1514 предположительно — модно побритая малая львиная собака (geschorenes Löwchen
“Генрих Саксонский и Катарина Мекленбургская” (парные портреты)
Любопытный факт: это одна из старинных пород ручных собачек, она известна с 15 века, и постоянно присутствует в произведениях искусства как аксессуар богатых.
Гейнсборо, 1777 “Померанский шпиц и щенок”
Любопытный факт: Гейнсборо нарисовал отдельный портрет собак своего друга Абеля как гонорар за то, что тот учил его музыке.
Брюллов, 1832 левретка
Любопытный факт: изящные левретки — такая старинная порода собак, что их изображения находят и в Древнем Египте, и Помпеях. И, конечно, это тоже атрибут роскоши.
Тициан, 1538 континентальный той-спаниель
“Венера Урбинская”
Любопытный факт: считается, что собачка в этой картине символизирует верность (супружескую), а само полотно написано к свадьбе.
Кустодиев, 1922 французский бульдог
Любопытный факт: для картины пса заставляли позировать специально, ему показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Своих бульдогов (их было много) Шаляпин вообще обожал и таскал с собой на гастроли всю свору.
Э. Г. Ландсир, 1831 ландсир
Любопытный факт: картина называется “Достойный член гуманного общества” и изображает пса, который спас 23 утопающих людей за 14 лет. Эта порода собак была впоследствии названа в честь этого художника.
Константин Сомов, 1926 какая-то мелкая собачка №1
“Портрет Елены Питс-Билибиной”
Любопытный факт: изображенная женщина, жена парижского банкира Джозефа Питтса, очень стеснялась своей сильной близорукости и стеснялась этого при позировании. Сомов предложил ей держать очки в руках (обратите внимание на толщину линз). Кстати, модель — малоизвестная русская художница, которая успела вроде бы побыть женой Ивана Билибина (там все сложно, он женился много раз, я запуталась). Но в 1917 году она решила, что с нее хватит, и эмигрировала. Устроилась, видите, норм. Дожила до 1974 года.
Серов, 1903 французский бульдог
“Портрет Феликса Юсупова-мл”.
Любопытный факт: все члены семьи Юсуповых позировали Серову с животными – мама Зинаида со шпицем, папа Феликс с белым конем. Кроме брата Николая, он один — и его портрет вышел самым неудачным.
Джакомо Балла, 1912 похоже на таксу
Футуристическая картина, сконструированная с помощью метода хронофотографии, называется “Динамизм собаки на поводке”, и она является одной из важнейших работ футуризма.
Любопытный факт: у собаки на картине одновременно видно 8 хвостов.
Михаэл Сова, 2001 (?) мелкая собачка №2
Любопытный факт: сюрреалистическая картина создана специально для знаменитого фильма “Амели”.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
«Марко на накрытом для завтрака столе королевы». (1893 г.) Автор: Чарльз Бартон Барбер.
С доисторических времен собака была ближайшим к человеку животным – помощником, верным его спутником. Она прошла с ним все этапы его развития и до сих пор является самым близким четвероногим другом для многих из нас. Поэтомуобраз собаки тысячелетиями вдохновлял художников в их творчестве. И вряд ли кто возразит чешскому писателю-философу Иржи Мареку, который утверждал, что «жизнь собаки – составная часть истории человечества» и, что «нельзя написать историю человечества без истории собаки».
Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи
Бог загробного мира Анубис с собачьей головой.
Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых начинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.
Античная вазопись.
В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла имущество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое приказание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпускали к дому чужаков.
Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.
«Охотники на снегу». Питер Брейгель.
И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то… кулинарным блюдом.
Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на картинах и гравюрах, правда, чаше всего в своре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении нескольких псов, хоть на самом деле численность королевских стай порой доходила до 1000 особей.
«Охота на оленя». Автор: Paul de Vos Staghunt.
И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использовались лишь для нахождения и преследования зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобретения огнестрельного оружия их использовали для охоты с сетью.
«После охоты». Автор: John Sargent Noble
«Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста». Автор: Депорт Франсуа.
В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом человека и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.
«Дети короля Карла I.» Автор: Антон Ван Дейк.
Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: устроившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с праздничного стола.
«Подмастерье». Автор: Alfred William Strutt.
Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.
«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.
К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.
Автор: Брайтон Ривьера.
Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.
«Охотничьи собаки».
В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сентиментальности.
«Офицер с собакой». Автор: Бунин Наркиз Николаевич.
Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.
Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.
«Утешитель». Автор: Брайтон Ривьера
Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!
«Преданность». Автор: Briton Riviere.
Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.
«По секрету». Автор: John George Brown.
Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…
«Специальный адвокат». (1893 г.). Автор: Charles Burton Barber.
«Маленькие шпионы». Автор: Briton Riviere.
«Малыши». Автор: Robert Dawson
«Принудительное образование». Автор: Briton Riviere.
«В мастерской художника». Автор: Константин Маковский.
«Спасенная». Автор: Эдвин Ландсир.
Автор: Чарльз Бартон Барбер.
«Спокойной ночи!» Автор: Артур Элсли.
«Вечерний чай». Автор: Артур Элсли.
«По пути из школы». Автор: Чарльз Бартон Барбер.
«Борзая». Автор: Чарльз Бартон Барбер
«Друг человека». Автор: И.Е. Репин.
Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.
Генриетта Роннер-Книп – бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
На протяжении практически всей человеческой истории собаки служили не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и музами. Их увековечивали в живописи и скульптуре, на гравюрах и фотографиях (и даже в монументальных творениях в форме воздушного шарика). Сейчас, спустя много веков, собаки по-прежнему сопровождают человека и служат живым символом защиты, верности и безусловной любви. Поэтому несложно понять, почему они так долго являются очень важной и яркой частью нашей визуальной истории.
Геррит (Герард) Доу — «Спящая собака и глиняный горшок» (1650).
Символизм в разных культурах
Долгое время собаки считались своего рода проводниками, связующим звеном между физическим и потусторонним миром. Древние египтяне, греки, римляне, кельты и другие народы назначали собаку священным хранителем иных миров — тех, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта. Именно по этой причине собаку иногда называют символом смерти — поскольку она может служить стражем эфемерных областей и проводником во внетелесных путешествиях. Здесь можно вспомнить и египетского бога Анубиса с головой шакала, который сопровождал умерших в загробный мир.
Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.
У кельтов собаки служили символом героизма, воплощая в себе такие важные для воинов качества, как отвага, выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты, но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод, охоты и исцеления.
В Китае, как и у большинства народов, собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии, помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.
Собаки Фу
Японская енотовидная собака — Тануки — один из любимых и часто встречающихся героев в японском искусстве (как традиционном, так и современном). В японском фольклоре и легендах этих животных часто наделяли сверхъестественными способностями. Как и лиса-оборотень Кицунэ, Тануки умеет превращаться в других существ и в неодушевленные предметы. В самых ранних легендах эти животные предвещали беду, они могли принимать человеческий облик, преследовали и вселялись в людей. Сейчас, много веков спустя, Тануки превратился в безобидного, в общем-то, трикстера — озорника и обманщика. Керамические статуи Тануки можно часто встретить по всей Японии, особенно в барах и ресторанах.
В традиционном японском искусстве Тануки часто изображают под луной, поскольку считалось, что именно в ночь полнолуния он превращается в других существ. Интересно, что это роднит легенды о енотовидной собаке с другими легендами об оборотнях, распространенных в разных странах по всему миру. В древнем китайском и японском фольклоре услышать вой Тануки под луной по большей части считалось дурным предзнаменованием, но в некоторых случаях оно могло, наоборот, предвещать удачу.
Охрана и охота
Датируемые бронзовым веком пещеры и гробницы часто украшены рисунками и статуями собак (по большей части — охотничьих). Даже среди древних детских игрушек и в узорах на керамических изделиях можно обнаружить этих животных.
Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам. На греческих и римских рельефах и керамике собаки изображались как символ верности. Собаки были домашними любимцами, символом статуса, охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом — единственным, кто узнал Одиссея и умер, дождавшись хозяина.
Одиссей признан своей собакой. Теодор ван Тюльден
Древние римляне держали в основном три вида собак: охотничьих, чаще всего борзых (их увековечивали в виде скульптур); крупных сторожевых вроде неаполитанского мастифа (их изображения чаще использовали в рельефах и мозаиках с надписью «Cave Canem»); маленьких декоративных собак, например, мальтийских болонок, обычно заводили женщины, и в искусстве того периода их практически не найти. Животные крупных пород больше ценились из-за того, что их можно было использовать во время битв или охоты на волков.
Преданность и аристократизм
В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. По этой причине их стали изображать не только в аллегорических сюжетах, но и на парных супружеских портретах (чаще всего — у ног или на коленях женщины). Собака, присутствующая на портрете вдовы, символизировала ее верность умершему супругу. Кроме того, в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях, чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.
Ярким примером символического изображения собаки может служить «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, хотя в этом случае исследователи не пришли к единому мнению. С одной стороны, собака на этом семейном портрете может символизировать супружескую верность, а с другой — страсть и вожделение, стремление пары иметь ребенка. В конце концов, это вполне мог быть реально существующий домашний питомец, и тогда художник запечатлел его на холсте, чтобы подчеркнуть благосостояние семейства Арнольфини.
Портрет четы Арнольфини (фрагмент). Ян ван Эйк
В средневековом искусстве получили широкое распространение сюжеты, изображающие людей и животных во время охоты. Человек, запечатленный вместе с охотничьими собаками или соколами, таким образом заявлял о своем социальном статусе, поскольку в то время охота была развлечением исключительно для аристократии и неотъемлемой частью придворного этикета. Кроме того, несмотря на развитие сельского хозяйства, охота по-прежнему оставалась важным источником пищи. Знатные люди тратили много денег на покупку специально выведенных гончих не только ради статуса, но и для того, чтобы обеспечить свою семью мясом.
Видение св. Евстафия. Антонио Пизанелло
Политика и человечность
В эпоху Возрождения собаки прочно обосновались в европейском искусстве. В Италии XVI века аристократы часто заказывали собственные портреты со своими питомцами, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус. Например, на одной из фресок Андреа Мантеньи в «Камера пикта» в Мантуе под креслом маркиза Лудовико Гонзага удобно устроился его любимый пес Рубино.
Двор Гонзага. Камера дельи Спози. Андреа Мантенья, 1474
Одним из самых больших ценителей и знатоков собак в искусстве Ренессанса считается Якопо да Понте Бассано. Точность и достоверность, с которыми художник изображает псов, например, на картинах «Поклонение волхвов» или «Добрый самаритянин», говорит о том, что Бассано наверняка проводил много времени, наблюдая за этими животными, изучая их строение и повадки.
Поклонение волхвов. Якопо да Понте Бассано, 1540-е
Особое место занимают собаки и в творчестве Тициана. Они стали чаще появляться на его картинах в 1530-х годах, примерно в то время, когда художник переехал в большой «статусный» дом с садом и завел нескольких псов. Одна из самых ярких «собачьих» работ Тициана — портрет маленькой Клариссы Строцци с комнатной собачкой породы папийон. Кларисса, дочь Роберто Строцци и Маддалены Медичи, была наследницей двух знатных флорентийских родов, так что это в определенном смысле «политический» портрет. И хотя тяжелые украшения на ребенке подчеркивают ее высокое происхождение, присутствие собаки рядом с девочкой привносят в портрет некоторую долю детской беззаботности. То же самое можно сказать и о групповом портрете семейства Вендрамин, в который Тициан добавил нотку человечности и несерьезности, усадив на колени одного из мальчиков такого же бело-рыжего папийона. Похожая собака спит, свернувшись калачиком, на постели «Венеры Урбинской».
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Портрет Клариссы Строцци, дочери Роберто Строцци. Фрагмент. Тициан Вечеллио, 1542
Тициан использовал изображения собак как статусного символа знати и в своих картинах с мифологическими сюжетами, которые он писал для короля Испании Филиппа II. Одна из них посвящена знаменитому мифу об охотнике Актеоне, который случайно застал богиню Диану (Артемиду) за купанием, в наказание был превращен в оленя и убит собственными псами. Собака Актеона вновь появляется на другой картине Тициана — «Диана и Каллисто» — и здесь она, по всей видимости, уже принадлежит богине. Гончие псы в похожих позах присутствуют во всех трех версиях картины «Венера и Адонис». Тициан выбирал именно эти мифологические сюжеты, поскольку его заказчик, король Филипп II, был страстным любителем охоты.
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Диана и Актеон. Тициан Вечеллио, 1559
Образ жизни и личные качества
В XVI и XVII веках, хотя собаки появлялись в живописи чаще всего в охотничьих сценах или на коленях знатных дам, некоторые художники все же использовали их изображения в качестве символических образов. Жан-Леон Жером, к примеру, изобразил древнего философа Диогена в компании псов, делая отсылку к философской школе киников (от древнегреческого κύων – собака). Антисфен Афинский, считающийся основателем этой школы, полагал, что для достижения блага нужно жить «подобно собаке» — следовать своей природе, уметь постоять за себя, быть верным, храбрым и благородным. Диоген был одним из самых ярых приверженцев кинизма, и на могиле философа даже установили мраморный памятник со скульптурой собаки.
Диоген. Жан-Леон Жером
Еще в эпоху Ренессанса начали разрабатываться и устанавливаться стандарты собачьих пород. И уже в XVIII веке в живописи стали появляться полноценные портреты собак, причем иногда за этими портретами стояли удивительные истории. Например, в 1831 году Эдвин Ландсир написал портрет ньюфаундленда по кличке Боб. Этот огромный пес был спасен после кораблекрушения у берегов Англии и поселился в лондонском порту. Боб и сам стал спасателем — за 14 лет он вытащил из воды более 20 тонущих людей. За эти заслуги пса сделали почетным членом Королевского гуманитарного общества, наградили медалью и обеспечивали едой. С тех пор отдельная порода черно-белых собак, родственных ньюфаундлендам, носит название Ландсир.
Достойный член гуманного общества. Эдвин Генри Ландсир, 1831
P.S.
ХХ век со всеми его стремительными переменами и многообразием стилей подарил собакам огромное количество новых обличий. Кассиус М. Кулидж «очеловечил» собак, усадив их за покерный стол. Франц Марк, который любил не только лошадей, писал спящих и играющих собак в своей уникальной манере. Дэвид Хокни нарисовал бессчетное количество портретов своих такс. Домашних любимцев писали Эдвард Мунк, Фрида Кало, Энди Уорхол и Люсьен Фрейд.
Покерное сообщество (Собаки, играющие в покер). Кассиус М. Кулидж, 1900-е
В определенном смысле в искусстве ХХ века на передний план гораздо чаще стала выходить личность самого художника, и любой выбранный им сюжет (в том числе и изображение собаки) больше говорит о нем самом, чем несет глубинное символическое значение.
Автор: Евгения Сидельникова, artchive.ru
Источник