Порода собак из ада
Не только кошкам поклонялись люди. Еще задолго до того, как собаки стали верными друзьями человека, отношение к ним было весьма неоднозначным, их и богами считали и исчадиями ада.
Бог Инпу
Источник:
Мы его знаем по имени Анубис, этот бог имел голову черного шакала, но чаще всего изображался с головой дикой собаки. Отвечал за верность выполнения погребальных ритуалов и мумификации, на высшем суде выступал в качестве стража весов.
В глубокой древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад — обиталище мёртвых — был его царством.
Собака богини Гулы
Источник:
Шумеры верили, что именно эта богиня могла исцелить их от любых болезней, правда, она порой эти болезни и насылала. Но шумеры не отчаивались и приносили ей в жертву собак, так как верили, что собака верный спутник этой своенравной дамы.
Сарама
Источник:
В мифологии Древней Индии есть весьма интересная богиня – Сарама. Это собака бога Индры, она помогает вернуть священных коров, украденных демонами Пани.
Именно эта собака станет матерью двух весьма интересных собак – Шарбаров.
Шарбары/ Сарамеи
Источник:
Сыновья Сарамы, два чудовищных пса. Они охраняют Мир предков, царство владыки мертвых Ямы.
Отличаются верностью. У них множество глаз и пятнистая шкура. Порой они бродят по земле и помогают заблудшим душам найти верный путь в мир мертвых.
Цербер
Источник:
Этот красавец охранял вход в царство Аида, чтобы смертные туда-сюда не шарахались. А уж если человек умер, то тень душу его Цербер пропускал за медовые лепешки, а вот при попытке выбраться обратно он ее и скушать мог, ибо не фиг.
Орф
Источник:
Этот песик приходится Церберу родственником, но в отличие от своего родственника голов у него две. Роста он был огромного и охранял скот Гериона (исполин с острова Эрифия). И все было хорошо, пока не пришел Геракл и во имя очередного подвига собачку не убил.
Ку Ши
Источник:
Ирландцы верили, что глубоко в холмах живут особые собаки – крупные, порой размером с теленка, похожи на волка и шерсть у них была зеленой и длиной. Эта собака была предвестником смерти. Трижды она лаяла, тот, кто слышал лай Ку Ши, должен был попасть в безопасное место до третьего раза, иначе может умереть от ужаса.
У этих собак были хозяева – эльфы-сиды, порой они спускали своих питомцев и те воровали женщин и уносили их в эльфийские холмы.
Адские псы
Источник:
Христианство не обошло стороной собак. За их двойственную натуру – безграничную преданность и неукротимый гнев- их нарекли прислужниками Сатаны. Якобы особые Адские гончие псы всегда сопровождали лукавого, когда тот отправлялся за душами грешников.
Чаще всего адская гончая описывается как огромная чёрная, иногда с коричневыми пятнами, собака со светящимися красными или жёлтыми глазами, очень сильная и быстрая, имеющая призрачную или фантомную суть и неприятный запах, а порой животина даже разговаривать умела. Но в любом случае встреча с ней заканчивалась смертью для человека.
Церковный Грим
Источник:
В английском и скандинавском фольклоре есть упоминание о ритуале захоронении живых собак под строящимися церквями. Считалось, что если собаку закопать под храмом, то ее призрак будет охранять местность от нечистой силы, а саму церковь от Сатаны. И что самое интересное, призраков видели, являлись они в облике невысоких черных собак, людям особо не вредили, но и мародерничать на кладбищах не давали.
Черный пес
Источник:
В Европе очень долго жило оно весьма любопытное суеверие. Якобы существует страшилище на четырех ногах, черное, а глазищи горят огромные, как блюдца. Об этой злобной животине рассказы ходили и в Англии, и Шотландии, на острове Мэн и в Уэльсе.
Пес появлялся в тех местах, где кто-то должен был в ближайшем времени умереть. Это существо могло проходить сквозь стены, а порой и моментально преодолевать огромные расстояния.
Есть версия, что прототипом собаки Баскервилей послужил именно Черный пес.
Красная Небесная Собака Тьен-ку
Источник:
В Китае также не смогли определиться, и приписали собаке двойственную природу. Она отгоняла злых духов и помогала Эр-лану, водному божеству, но по совместительству Тьен-ку была стражем ночных часов. В определенное время животина сходила с ума и нападала на Луну и Солнце, по ее вине случались затмения, падали метеоры.
Китайцы верили, что собаки способны видеть духов.
Ксолотль, он же Шолотль
Источник:
Еще один бог с собачьей головой – это ацтекский Бог Смерти и Заходящего Солнца, правда он иногда представал перед местными в облике скелета или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Этот товарищ не только являлся покровителем собакам, но и являлся проводником в загробный мир, в его честь вывели породу голой мексиканской собаки – шолоитцкунтли. Считалось, что эти песели являются проводниками душ в загробный мир. Но несмотря на уважение к этим собачкам их употребляли в пищу.
Славянский бестиарий буквально кишит собаками, причем как добрыми, так и злыми. Так что о них мы поговорим в следующий раз.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
В древнегреческой мифологии существует трехголовая собака по имени Цербер, которая охраняет вход в Аид, туманный и мрачный подземный мир, в который духам мертвых разрешено входить, но никому не разрешается уходить. В древнем мире собак часто изображали как диких животных, которые бросали вызов одомашниванию, бродили по улицам стаями и собирали мусор на окраине города. Мифический Цербер включал в себя не только страшные качества древних собак, но и представлял собой странную смесь нескольких существ в одном и кошмарном зрелище.
Греческая Адская Собака Цербер
Название «Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Для греков Цербер был чудовищным трехголовым псом или «адской собакой» с хвостом змея, гривой змеи и когтями льва. Считалось, что его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее, в то время как другие источники предполагают, что они были символом рождения, юности и старости.
Самой сильной способностью Цербера был его взгляд, который был настолько ужасен, что любой, кто смотрел на него, был немедленно превращен в камень. Говорили, что у Цербера были острые как бритва зубы и ядовитый укус.
У этой адской собаки были еще более ужасающие родители
Отцом Цербера был Тифон, самый могущественный и самый смертоносный монстр в греческой мифологии (а также бог). Огромный огнедышащий дракон, у которого, как говорят, были светящиеся красные глаза, сто голов и сотня крыльев, олимпийские боги были в ужасе от него. Куда бы ни шел Тифон, он распространял страх и бедствие — его миссия состояла в том, чтобы разрушить мир и создать препятствия для Зевса на его пути к Царству Небесному.
Мать Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея, известная как «мать всех монстров». У нее были черные глаза, голова и туловище красивой женщины и нижняя часть тела змеи. Древние греки считали, что она обитала в пещере и заманивали мужчин своим телом, прежде чем съедала их в сыром виде.
Цербер и Орфей
Главной ролью Цербера был сторож греческого преступного мира и верный слуга бога Аида. Его главная достопримечательность была вдоль берегов реки Стикс, реки, образующей границу между Землей и Подземным миром. Он охранял ворота Аида и препятствовал тому, чтобы мертвые убегали, а живые входили без разрешения его хозяина.
Прикованный цепью к въездным воротам Ашерона, еще одной реки Подземного мира, Цербер осматривал мертвых или новых духов, когда они входили, но жестоко съедал любого, кто попытался бы пройти через ворота и вернуться на землю живых без разрешения.
Харон, известный как паромщик, доставляет души к реке Стикс и до Аида. Художник: Александр Литовченко. 1860. ( Public Domain )
Цербер фигурирует в нескольких мифологических историях как адская гончая, и в греческой мифологии есть даже пара мифов, где герой получает лучшее от зверя. Во-первых, когда Орфей, знаменитый музыкант греческой мифологии, пробирается в Подземный мир, усыпляя обычно бдительного и агрессивного Цербера своей лирой.
Фракийский певец почитался в Греции и счастливо женился на нимфе Эвридике. Однажды Эвридика была укушена змеей и умерла. Орфей был так поражен своей утратой, что перестал петь. Затем он решил рискнуть своей жизнью в отчаянном путешествии в Подземный мир, чтобы попытаться спасти Эвридику.
Его игра очаровала Харона, паромщика, который возил души мертвых через реку Стикс, и он согласился перевезти Орфея. Когда он столкнулся с Цербером, трехголовое чудовище смиренно легло на лиры Орфея, после чего он смог получить доступ.
Аид и его жена Персефона вернули Эвридику Орфею при одном условии: Эвридика должна идти за ним, когда они возносятся обратно в верхний мир, и Орфею было запрещено смотреть на нее. Незадолго до того, как они достигли поверхности, Орфей был настолько охвачен страстью, что повернулся, чтобы посмотреть. Она была немедленно превращена в призрак и отправлена обратно в Подземный мир навсегда.
Орфей выводит Эвридику из подземного мира, сыграв свою лиру для Цербера. Картина Эдварда Пойтнера, 1862 г. ( Public Domain )
Адская гончая против Геркулеса
Самая известная история о Цербере включает в себя полу-человека, полубога Геракла. Как последний из его двенадцати подвигов, Еврейский, царь Тиринский, потребовал, чтобы Геракл захватил и вернул Цербера живым. Эвристей был уверен, что Геракл не справится с этой невыполнимой задачей.
Геракл отправился в Подземный мир и нашел Аида, который сказал ему, что если он сможет захватить Цербера без применения оружия, ему будет разрешено покинуть Подземный мир с адской гончей. Когда Геракл нашел Цербера на берегу Ашерона, он начал бороться с огромным монстром, используя только голые руки.
Как самый сильный человек в мире, он покорил всю свою силу, чтобы усмирить Цербера. Вскоре монстр устал, и, задыхаясь от удушья, наконец уступил Гераклу.
Источник
Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.
Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.
Культу собаки — двадцать тысяч лет
Фото © Public Domain
Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец “лопаточек” изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль “выбивалки” заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.
Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.
Проводник в страну смерти
Приметы, связанные с собаками, относятся к самому древнему пласту славянской культуры. В древности собака не только служила помощником, но и, благодаря способности предчувствовать чужую смерть и предсказывать погоду, оказалась навеки связана с загробным миром — охраняла ворота в страну мёртвых и служила проводником на тот свет.
Фото © Public Domain
В “Энциклопедии белорусской мифологии” есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.
Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.
В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.
Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: “старший брат Цербера” сопровождает бога смерти Аргуса.
Изгоняли из собак духов
Фото © Public Domain
Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.
А в России под Тамбовом в 1900 году в местных “Епархиальных ведомостях” был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.
Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.
Нечистое животное и служитель дьявола
Фото © Public Domain
Возможно, в изменении восприятия собак значимую роль сыграли авраамические религии — иудаизм, ислам, а у славян христианство. Все они боролись с прежними обычаями, пытались отвадить людей от почитания тотемных животных и акцентировали внимание на их недостатках. Например, в православии собака, будучи “нечистым” животным, не может заходить в храм. А староверы ссылаются при этом на Ветхий завет, где животное названо нечистым. В исламе пророк Мухаммед даже поначалу приказал убить всех собак, называя их прислужниками дьявола, но потом позволил мусульманам держать их для охоты и охраны. У поволжских татар до сих пор существует обычай не впускать собак в дом.
У русских сохранилось много примет, связанных с собаками: если собака лает без причины — рядом ходит колдун, встретить на улице чёрно-белую собаку — к удаче, приютить бездомного щенка или впустить в дом бездомного пса — к благополучию, а вот если убить или задавить собаку, утопить щенков, то семь лет будут преследовать несчастья.
У некоторых народов России до сих пор встречается почитание собак. Тюркские девушки зимой слушают землю: если услышат лай, верят, что скоро выйдут замуж. Цыгане считают, если пёс жмётся к ногам и скулит — это предвещает смерть. Если в семье на Алтае умирают дети, то новорождённых кладут на собачью подстилку — верят, что после этого ни один злой дух к ребёнку близко не подойдёт. А у чувашей до сих пор сохранился обычай принесения жертвы этому животному — если собака начинает выть, глядя в небо.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июля 2020; проверки требуют 2 правки.
А́дская го́нчая (англ. hellhound) — мифическое сверхъестественное существо в виде собаки. Чаще всего адская гончая описывается как огромная чёрная, иногда с коричневыми пятнами, собака со светящимися красными или жёлтыми глазами, очень сильная и быстрая, имеющая призрачную или фантомную суть и неприятный запах, а иногда даже способность говорить. Им часто поручено охранять вход в мир мёртвых или выполнение других обязанностей, связанных с загробным или сверхъестественным миром, таких как охота на заблудившиеся души и охрана сверхъестественных вещей.
В фольклоре[править | править код]
Наиболее известный, вероятно, адский пёс — это Цербер, страж Аида из греческой мифологии. Адский пёс появляется также в северноевропейской мифологии и фольклоре как часть Дикой Охоты. Эти собаки имеют разные имена в местных фольклорах, но они обладают типичными характеристиками адских гончих.
Миф является единым для Великобритании, и многие имена даются явлениям: Чёрный Шак Восточной Англии (которая уходит своими корнями в мифологию викингов и также кельтов), Мудди Дуу на острове Мэн[1], Гвиллиу Уэльса и так далее. Кроме того, стоит назвать такие имена, как Гарм из скандинавской мифологии и Геката из греческой мифологии, поскольку адские псы, сторожащие перекрестки, воем предупреждали о её приближении. Самые ранние упоминания об адских псах встречаются в De nugis curialium (1190) Вальтера Мапа и валлийском цикле мифологии Четыре ветви Мабиноги (ок. X—XII веков).
В фольклоре южной Мексики и Центральной Америки адский пёс носит имя Кадехо[es] и предстаёт в виде большой чёрной собаки, которая преследует путешественников поздно ночью на сельских дорогах. Термин распространился в американской блюзовой музыке, такой как песня Роберта Джонсона «Hellhound on my Trail».
Баргест[править | править код]
Имя Баргест даётся на севере Англии, в частности в Йоркшире, легендарной чудовищной чёрной собаке с огромными когтями и клыками, хотя в некоторых частях этого региона такое же имя даётся привидению или домовому эльфу (например, в Нортамберленде и Дареме). По ночам баргесты охраняют могилы своих хозяев, и встреча с ними, согласно поверью, приносит несчастье и скорую смерть. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворённого возмездия[2].
Происхождение и написание слова баргест спорно. Ghost на севере Англии иногда произносят как guest, и имя духа выглядит как burh-ghest, т. е. город-призрак. Считается также, что слово происходит от немецкого Berg-geist (горный дух) или Bär-geist (медведь-дух), что намекает на его появление в виде медведя. Есть версия и о том, что слово происходит от Bier-Geist, т. е. могильный дух.
Чёрный Шак[править | править код]
Дип[править | править код]
В каталонском мифе злая чёрная волосатая собака, сосущая из людей кровь и являющаяся приспешником дьявола, называется Дип. Как и другие существа в каталонских мифах, связанные с дьяволом, Дип имеет хромоту на одну ногу. Несмотря на столь зловещую суть, Дип изображён на гербе каталонского муниципалитета Пратдип.
Мудди Дуу[править | править код]
Имя Мудди Дуу в фольклоре острова Мэн носит чёрный пёс, обитающий исключительно в замке Пил[3]. Пса описывают как «большого, ростом с телёнка, с глазами как оловянные тарелки»[3][4]. Чаще всего Мудди Дуу видит охрана замка, от которой и пошли первые слухи о появлении собаки-призрака[5].
Церковный Грим[править | править код]
Церковный Грим является фигурой английского и скандинавского фольклора. Гримы являются сопутствующими духами церквей и призваны надзирать за благосостоянием конкретной церкви. Они могут появляться в виде чёрных собак или маленьких деформированных темнокожих людей[6].
Шведский Киркгрим отождествляется с духами животных, приносившихся в жертву ранними христианами в зданиях новых храмов[7]. В некоторых частях Европы, включая Великобританию и Скандинавию, было принято хоронить заживо полностью чёрную собаку в северной стороне основания строящегося храма, создавая таким образом духа-хранителя, церковного грима, который будет защищать церковь от дьявола[6].
Образ Грима прочно обосновался в литературе. Так, в 1914 году в журнале «The Century Magazine» был опубликован рассказ Эдена Филпоттса «The Church-grim». Как предвестник беды Грим появляется в третьей книге о Гарри Поттере.
В культуре[править | править код]
В более поздний период образ адской гончей получил развитие в литературе: наиболее известные образы — Грим, упоминавшийся в истории о Гарри Поттере, и Собака Баскервилей из повести о Шерлоке Холмсе. Также многократно появляется в серии книг Рика Риордана.
В компьютерных и ролевых играх этот образ является одним из наиболее популярных: адские гончие — типичный спутник разных демонических созданий. Они могут выдыхать пламя и неутомимо преследовать беглецов.
Адский пёс в некоторых источниках — это слуга демона, который является, чтобы забрать душу у человека, заключившего с этим демоном сделку.
Адские гончие упоминаются в сериалах «Сверхъестественное» и «Секретные материалы».
Примечания[править | править код]
- ↑ Rose, Carol. Giants, Monsters & Dragons: An Encyclopedia of Folklore, Legend, and Myth. — New York: Norton, 2000. — ISBN 0-393-32211-4.
- ↑ Micha F. Lindemans. Barghest. Encyclopedia Mythica. Дата обращения: 18 августа 2008. Архивировано 1 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 Mackillop, James (1998), Dictionary of Celtic Mytholgy, Oxford: Oxford University Press, ISBN 0192801201
- ↑ Killip (1976), Folkore of the Isle of Man, p. 150
- ↑ Rose, Carol. Giants, Monsters & Dragons: An Encyclopedia of Folklore, Legend, and Myth. New York: Norton, 2000. Print
- ↑ 1 2 Arrowsmith, Nancy. A Field Guide to the Little People. — London: Pan, 1978. — ISBN 0-330-25425-1.
- ↑ Scandinavian Folk Belief and Legend, Reimund Kvideland, Henning K. Sehmsdorf, p247, 1991, ISBN 0-8166-1967-0 accessed 2008-10-20
Ссылки[править | править код]
- Hellhounds, Werewolves, Trolls and the Germanic Underworld
Источник