Порода собак карачаевской породы
Кавказский волкодав Шамиль Дотдаев “Кавказский волкодав” – это новый термин, который на официальном уровне употребляется между немногими пока кинологами бывшего Союза и за рубежом. Эти собаки статуса самостоятельной породы пока не имеют, но с каждым годом приобретают все большее число поклонников не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. Разведением кавказского волкодава интенсивно занимаются в Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Дагестане и других республиках Северного Кавказа, Ростове, Ставропольском и Краснодарском краях. В республиках Закавказья тоже имеется значительное поголовье этой породы. Если собрать исторические справки, ссылки на различные источники, рассказы, легенды, песни, выдержки из произведений художественной литературы, то можно написать об этом отдельную книгу. Во всяком случае, не подлежит сомнению то, что собак этой породы на Кавказ завозили и завоеватели, и кочевники, и купцы, и миссионеры и т. д. Завозились они также и коренными жителями, людьми состоятельными, после паломничества или купеческих экспедиций. Собаки тогда ценились по охранно-боевым и охотничьим качествам. Несмотря на то, что собаки стоили дорого благодаря их высоким боевым и охотничьим качествам, на Кавказе они теряли свою ценность, т. к. местные обычаи не разрешали куплю-продажу собак. Они содержались вольно, и селекция шла путем естественного отбора. Раньше собаки получали название своей породы по месту происхождения и их непосредственного применения. У каждой народности были свои названия породы. В частности, у карачаевцев охотничьи собаки имели одно общее название “егер” от слова “егер”. Крупных собак называли “парий”. Крупные собаки с обрезанными ушами и хвостом именовались “самыр”. Причем слово “самыр” звучало немного почетнее слова “парий”. Очень часто (80%) кобелям давались клички Самыр, и поэтому к их основной кличке прилагались имена, а то и фамилии их хозяев. В понимании народа “самыр” был универсальной собакой, способной пасти и охранять скот, караулить дом, быть компаньоном. Крупных боевых собак, способных один на один одолеть волка, называли “Басхан парий”. Говоря о кавказском волкодаве, необходимо представить себе развитие породы в настоящем и будущем времени. В прошлом можно было выделить породную группу, а если точнее, то около 2% так называемых париев и самыров имели право именоваться “Басхан парий”. Из числа Басхан париев 10% собак могли победить волка в единоборстве, т. е. один истинный волкодав приходился на 500 чабанских собак. Аналогичная ситуация была и в других республиках Кавказа. В общей же массе собаки на разных языках назывались кошарскими или чабанскими собаками. Чабанские собаки сильно отличались по весу и размерам и весили от 30 до 100 кг. Собаки меньшего размера подгоняли отбившихся от стада животных. Собаки покрупнее занимали позиции вокруг стада и несли охранно-пастушью службу. Средневесы – охранники – выбирали для себя наиболее удобные для обзора местности позиции и редко покидали эти свои “сторожевые вышки”. Собственно волкодавы могли иметь и тяжелый и средний вес, в зависимости от конституции. Они старались поменьше двигаться. На выпасе держались около хозяина. Иногда подходили к другим собакам с целью поупражняться в собачьих играх, но чаще уходили в тень или наносили визиты в соседние кошары. Обычно волкодава днем привязывали возле кошары, чтобы он мог выспаться, а ночью отпускали. Присутствие волкодава у кошары придавало смелости другим собакам. В случае необходимости они первыми вступали в бой с хищниками, а волкодав всегда являлся на помощь. Исходы поединков были неоднозначными. Чаще всего, хищник убегал. Сильный волкодав мог задушить волка или погибнуть от глубоких ран. Волкодав в кошаре являлся предметом особой гордости хозяина. Хотя он и не имел большого практического применения, но в его присутствии в кошаре царила атмосфера относительной безопасности. Волкодавы имели привычку иногда покидать кошару на несколько дней. В эти дни настроение портилось и у остальных собак, и люди теряли чувство безопасности. Чабанам приходилось бросать свои дела, садиться на коней и разыскивать любимца по другим кошарам. Очень редко могли ужиться в кошаре 2 и более волкодавов. Часто между ними происходили жестокие стычки. В результате более слабые убегали в другие кошары, тем самым пополняя генофонд волкодавов. Поголовье чабанских собак резко уменьшилось во время войны и в послевоенное время, а также в результате депортации народов Кавказа в Среднюю Азию. Непосредственно волкодавам очень навредила идеология Советской власти, которая боевых собак поставила едва ли не на уровень классового врага. Это было на руку авторитетам по разведению кавказских овчарок. С больших трибун и со страниц брошюрок они заявляли, что им не нужны собаки – уничтожители волков. В настоящее время порода волкодавов возрождается, а хваленая порода кавказских овчарок деградирует. Лишь усилия редких на Кавказе людей, которых часто именуют чудаками, помогли сохранить осколки этой древней, уникальной породы. Одним из наиболее известных на Кавказе инициаторов сохранения породы был Борис Чагилов из г. Карачаевск. Со своим красавцем белоснежным Капланом он объездил пол-Кавказа, чтобы испытать боевые качества своего питомца. Его инициативу продолжил Ислам Дотдаев. Ислам сумел разбудить в людях любовь к этой породе, убедить, что кавказский волкодав не просто полезный друг в хозяйственной деятельности человека, но, что самое ценное, эта порода является национальным достоянием народностей Кавказа. Однако развитие породы застопорилось из-за того, что на Кавказе и в Средней Азии на куплю-продажу этой породы было наложено табу. Продажа волкодава расценивалась как кощунство. Отдельные владельцы заявляли, что они скорее станут рогоносцами, чем продадут собаку. Такое положение дел заводило в тупик. Вырождение имеющегося крохотного материала и, наконец, экономическая бесполезность породы положила бы логический конец любым начинаниям энтузиастов. Ислам Дотдаев сумел разрушить и клановые барьеры, и снять табу на куплю-продажу кавказского волкодава. Для этого ему пришлось объездить весь Северный Кавказ, облетать и объездить с видеокамерой половину Средней Азии. В настоящее время нет никаких проблем в вопросах купли или продажи щенков. Так же легко можно договориться насчет вязки суки с желаемым кобелем в любом регионе. КАВКАЗСКИЙ ВОЛКОДАВ – ПОЧЕМУ? Название «волкодав» происходит от слова «давить». Имеется в виду волка, хотя задушить можно рысь, молодого кабана или бродячую собаку. Старое карачаевское название «Басхан парий» означает: крупная собака, которая давит. Или еще более древнее: «мамучар», «маму-волк», «чарх-колесо». Полный перевод – «скрутить волка». В Дагестане такого рода собак называли Канда. Даргинцы говорят, что в переводе это слово означает «куцехвостый». Карачаевцы собак с обрубленным хвостом и обрезанными ушами называли «Самыр». Происхождение традиции обрубать хвосты и обрезать уши чабаны объясняли тем, что открытые уши лучше слышали, а длинный хвост, во время сна укрывая голову, глаза или нос, углубляет сон. Но есть и такая версия, что в древности куцерожденные, с маленькими ушами и напоминающие экстерьером, пластикой, экономичностью движений барсов, отличались большой смелостью. В борьбе они не подавали голос. Отличались большим усердием в бою. Часто погибали сами в схватках с хищниками, кабанами и другими собаками. Есть также версия по которой купирование хвоста было вызвано из-за причиняемых им хозяину неприятностей. На Северном Кавказе люди не отличались любовью к охоте. Особенно в среде чабанских собак охотничьи качества мало оценивались. Их резвость имела меньшее значение, чем сила. Различались две разновидности чабанских собак – короткошерстные и длинношерстные. Короткошерстные в большей степени обладали рабочими качествами. Природная энергия заставляла их много двигаться. Ради того, чтобы ходить за стадом или за отарой, они были рады выдерживать и жару, и холод, и дождь, и ветер. В результате отбора они становились выносливыми, жизнестойкими. Обладали крепкой конституцией. Длинношерстные двигались меньше. Жара их угнетала. От холода они были защищены, но большой закалки не имели. Природная энергия у них была направлена на охрану объекта. В результате они становились малоподвижными, но обладали большой взрывной силой, крепко-грубой конституцией. Отличались умеренной злобой против людей. Постепенно длинношерстные нашли применение в селах, аулах и городах для охраны домов, участков и объектов. Путем отбора длинношерстных чабанских собак всемирно известный советский кинолог А.П. Мазовер создал породу КО. Создавая тип и стандарт КО, А.П. Мазовер некоторые желаемые качества этой породы выдавал за действительные. Так, например, ножницеобразный прикус, повышенная злобность к человеку, способность одолеть волка, проходить огромные расстояния за отарой и другие качества были несвойственны основному поголовью предков КО. Работал А.П. Мазовер в условиях командно-административных, сталинских временах. Его последователи ревностно соблюдали тезисы своего шефа. КО окультурилась и утратила прежние свойства. В наше время имеется небольшое количество энтузиастов, желающих возродить старинный тип КО. Основатель КО А.П. Мазовер был человеком своего времени, то есть сталинизма. КО была создана с целью охраны объектов и не ради сражения с волками или собаками на ринге. И овец она не охраняла,по крайней мере на Кавказе. Термина КО на Кавказе не было до 40-х годов. Породы такой тоже не было;были примитивные породные группы чабанских собак вольного содержания. Раньше собак, похожих на современных КО, на Кавказе отстреливали. Причины: 1.Большая плотность населения. 2.Отсутствие всяких заборов, цепей, вольеров и сараев для собак. 3.Дрессировкой и воспитанием собак на Кавказе не занимались. Дефицит медицинской помощи от покусов и т. д. Злые языки говорят, что депортированные народы завезли из Азии волкодавов, метизировали их на Северном Кавказе и выдают их за КВ. Особое подозрение в этом плане падает на карачаевцев. Если реально представить себе этот миф о коварных карачаевцах, то лучшие английские, французские, американские селекционеры и даже евреи должны поучиться у них мастерству племенной работы. Это шутка! Хотя карачаевские овцы и карачаевские лошади не миф, а реальность. Существует и карачаевский тип волкодава. Ни один народ на Северном Кавказе самостоятельно не смог бы создать породу KB, которая могла бы логически оправдать свое название на мировом уровне. Каждый народ, в разной степени, внёс свой вклад в это благородное дело. На самом деле волкодавы неизбежно скрещивались с другими породами. Об этом специалисты знают. Иногда они догадываются по разным поведенческим признакам, по типу, экстерьеру, конституции, размерам, весу и т.д. Такие предположения вслух не нравятся владельцам примешанных собак. Не нравятся также и перечисления явных примесей, но об этом необходимо знать и говорить во избежание повторного примешивания. Ради очищения, формирования, совершенствования этой породы. Раньше 80-х годов боевые испытания чабанских собак на Северном Кавказе не пользовались большой популярностью. В Дагестане и Азербайджане разведение волкодавов носило клановый характер. То же самое можно было сказать о волкодавщиках Азии, хотя на бои волкодавов собирались тысячи зрителей. Настоящие волкодавы во все времена были редкостью. Из рассказов стариков, из легенд и песен известно, что сильный довоенный волкодав ценился на уровне породного жеребца с полным снаряжением. Сильный волкодав символизировал богатство, безопасность, уверенность, престиж. Он дополнял состоятельность богатых домов. Даже тогда, сто лет назад, не исключалась возможность примешивания других пород. Для такой версии есть две причины: 1.Не могут волкодавы мирно сосуществовать. 2.Все собаки содержались вольно. Депортация народов в Среднюю Азию, а затем их возвращение в 60-х годах, Указ об истреблении волка сократил поголовье волкодавов. Сразу после этого последовал Указ об отстреле ненужных собак на кошарах и всех прочих бродячих и бесхозных. Большая часть волкодавов была уничтожена. Так же, как есть история волкодава в Средней Азии, есть история волкодава на Кавказе. Тот и другой требуют отдельных исследований. На Кавказе до 80-х годов боевыми волкодавами занимались в Дагестане и Азербайджане. Порода KB сложилась исторически. За 20 лет она насчитывает 6-10 поколений, разводимых в чистоте. Она представляет собой систему, состоящую из внутрипородных типов, линий, семейств, которая замкнута и управляется непрерывной племенной работой волкодавщиков, связанных общими интересами. Порода выведена для удовлетворения определенных потребностей приверженцев породы. Она уже является ценностью, которая служит показателем,ради чего ведется отбор и подбор. Клуб любителей Кавказского волкодава @2009г. Кости неизвестных животных, найденные в некрополе в Кабардино-Балкарии, принадлежат аланским собакам окт. 17 2011, 05:15 Черепа неизвестных животных, найденных в Заюковском некрополе Кабардино-Балкарии, по мнению ученых, принадлежат аланским собакам. “По нашему предположению, это кости аланской собаки. Массивная, широкая в черепной части, имеет плавный переход от головы к морде, лошадиного типа, с сильно развитыми скулами, расстояние от затылочного бугра до кончика носа составляет 34-36 см. Затылочный бугор хорошо развит”, – говорится в заключении специалистов Северо-Осетинского госуниверситета. Как сообщал “Кавказский узел”, в Кабардино-Балкарии в районе селения Заюкова 11 октября был найден уникальный киммерийский некрополь. В некрополе наряду с человеческими костями обнаружены черепа, внешне похожие на черепа лошади, но с клыками. Историк Виктор Котляров, обнаруживший некрополь, попытался найти ответ на то, кому принадлежит диковинный череп, обратившись к ученым. Справка. Аланская или сарматская собака – представитель догообразных. Родом она из Азии, где за несколько тысячелетий до нашей эры скотоводческие племена приручили тибетских волков – животных огромного роста, такой же головы, со складчатой кожей и длинной шерстью. У собак, в отличии от волков, шерсть была короткой и густой. Древние называли этих животных псами войны: перед боем собакам надевали ошейники с острыми ножами и пускали впереди войска для нанесения первого удара по шеренгам противника. https://kavkaz-uzel.ru/ Статьи |
Источник
Эксперты
Наталья Полякова
<p>
Ставропольский юрист Наталья Полякорва в соцсетях высказалась об очередной заморозке накопительной части пенсии.
</p>
<p>
“Услышала новость об очередном замораживании на год накопительной пенсии. И рассмеялась. До нее далеко, черт с ней, но поражает наглость системы”, – пишет Полякова. <br>
</p>
<p>
“И пролетели все эти мысли… Наше поколение, рожденное в 70-х, самое прикольное, потому как мы умудрились не попасть ни в одну льготную государственную струю.
Началось все с того, что наши матери после нашего рождения могли присматривать за нами 56 оплачиваемых дней.
Все. Дальше сами) ясли, ну, и если кому повезет, бабушки. Там, в яслях, нас явно чем то пичкали кроме рыбьего жира. Потому что много среди нас неординарных.
С возникновением самосознания, то есть лет с 5-6, мы гуляли на улице самостоятельно, с ключами на шее. Все прелести социализации, азы конфликтологии познавали еще до школы, порой через физические повреждения.
Это неправда, что не было преступности. Да, не было такого движняка на дорогах, но количество придурков никак не было меньше. Ну, если легче нашим родителям, вечно занятым на работе, то мы умолчим, чего навидались и как выжили. При этом не было психологов и домашних уси-пуси.
Никаких обедов в школе. Все помнят толчею в единственном буфете и небезвозмездные котлеты по ГОСТу, где более половины ржаного хлеба. Деньги были не всегда, а сбежать с уроков, значит предать Родину, пионерию и дедушку Ленина.
На лето заботливое государство направляло нас, юных гастритников, в пионерские загородные лагеря, если повезет. Если нет, санаторий, где совсем тускло. Нет соли и вместо походов – электрофорез.
Задача выживания перевоплощала даже махровых интровертов в довольно сносных по жизни экстравертов.
Тем не менее, мы жили уверенными в том, что поступим в институт, у нас будет работа, государство даст квартиру, короче, заживем как наши родители.
Но что-то пошло не так. К моменту взросления натужно надрывалось Лебединое озеро. Все блага закончились, новая страна благ родить еще не могла.
Под фанфары приватизации советского имущества каждый из нас получил ваучер, то есть долю счастья. И каждый эту долю бездарно профукал. Самым лучшим оказался вариант обмена на вареные в хлорке джинсы. Первый ваучерный фонд, куда вложили самые перспективные умом, все равно издох.
В магазинах было пусто от слова совсем.
Я думаю, надо открыть музей для современных детей, чтоб показать реалии начала 90-х: сало, спички и пустые полки. Пусть зайдут посмотрят и сравнят с нынешними маркетами. Никаких салонов красоты, только унылые парикмахерские унисекс.
А нам хотелось быть красивыми, нарядиться, нам хотелось есть.
Это порождало небывалое воображение в наших головах. Как доказали ученые, только развитие данного качества делает человека невероятно живучим, талантливым и смелым.
Инфляция нас сильно не корежила, денег все равно не было.
Мы сами шили модные кожаные куртки треугольничками из старья, сворачивали драгоценный джинс веревками и уваривали в хлорке, красили волосы перекисью, а стрелки на глазах наводили черт знает чем.
Мы пекли нереальные торты, украшая их с помощью самодельных приспособлений.
Но парням нашего поколения не повезло еще больше. Половина из них так и не перешли во взрослый возраст, погибли в боевых точках. Вернувшимся героям пообещали земельные участки, но тут же белые воротнички устроили барьер условий. И опять лажа.
В начале века мы вздохнули, увидев, что страна наконец воспряла и начала помогать молодым. Появился материнский капитал, какие то иные пособия, программы.
Но, увы, это уже не нам. Мы в пролете)
Нам же в далеком будущем пообещали накопительную пенсию, которую тут же благополучно сп..ли (пыталась подобрать литературное слово, не смогла), увеличив материнский капитал, который нашему поколению и не снился.
Мы ноем? Нет. Да пошло оно все.
Мы живем интересную жизнь, как на американских горках, вьезжая из дремучего безгаджетного мира в шикарный блеск интернета и мобильных телефонов.
Нам есть что сравнить.
Мы живые и всегда счастливые. А накопительную верните, бессовестные люди. Несправедливо как-то”.
</p>
Павел Нефидов
Протесты в Белоруссии могут сказаться на экономике России. Республика – основной транспортный коридор для России в торговых отношениях с ЕС. Еще у Белоруссии большая задолженность перед Россией и неизвестно, сможет ли республика обслуживать долги.
Источник