Порода собак в царской охоте
Cобаки в кабинете Константина Николаевича, брата Александра II
Рис. А. Швабе, 1867 год
Многие обращали обратили внимание, что на портретах и фото рядом с царями часто изображались их верные питомцы. Царские собаки вошли в историю, многие из них были знаменитостями своей эпохи. Например, царя Александра II, гуляющего без охраны, горожане узнавали именно по собаке.
Собаки Николая I
Любимцем Николая I был пес по кличке Гусар, который был куплен в Вене русским послом. Поначалу собаку звали Мунито. Пёс прославился на всю Европу своим умением угадывать карты, различать цвета и считать. Узнав о таком чуде, русский посол выкупил собаку у хозяина и привез в дар императору.
Новому обитателю дворца дали кличку Гусар, который быстро привык к новым хозяевам.
«Когда государю угодно было позвать к себе кого-нибудь из живших во дворце, он только отдавал приказание о том Гусару, собака мигом бежала к названному лицу и теребила его за платье; все уже знали, что это значит» – писал князь Трубецкой.
Когда государь работал в кабинете, Гусар лежал на письменном столе.
Дети императора подружились с Гусаром и любили полежать вместе с ним на подстилке.
«Захотев как-то вознаградить одного из своих сыновей, Николай I уложил его рядом со своей кроватью на расстеленную на полу ту самую старую шинель, на которой спал его пес Гусар. Гусар, старый и грязный спаниель с серой шерстью, был любимчиком императора Николая; он никогда не отлучался от хозяина и пользовался всеми привилегиями избалованной собаки» – писал современник.
Николай I с собакой
Содержание собак было, действительно, царским. Корм собаки стоил – 15 рублей в месяц.
Во время болезни собаки в 1833 году лечащему врачу выплатили 20 рублей за «израсходованные им деньги на покупку шприца и лекарства для лечения собаки Гусара», а после уплатили еще 50 руб.
Когда Гусар только прибыл во дворец, он заблудился и убежал, слуга, отыскавший собаку, получил 500 рублей, в казенных книгах значилась запись «для выдачи его человеку за поимку собаки Его Величества Гусара».
Стригли собаку раз в год за 10 рублей.
При дворе Николая I упоминаются и другие собаки: Драгун, Муфта и Мадам.
Царским детям тоже дарили питомцев питомцев.
Великая княгиня Ольга писала: «Мама подарила мне собаку Дэнди, неразлучного со мной вплоть до моего замужества. У цесаревича Александра Николаевича (будущий Александр II) были собаки Дилон и Нептун. Во время объезда сына Александра, император сам выгуливал его собак, о чем упоминает в письме «твой Нептун так меня полюбил, что не отходит и даже бегает на ученье… гуляет со мной и ест и сделался преласковый и с Драгуном мирен».
Собаки Александра II
Александр II благодаря стараниям отца рос в окружении четвероногих друзей. Самой известным его другом стал пес Милорд.
Милорда называли «особой приметой императора». Царь любил прогуляться по городу без сопровождающих, только Милорд следовал с ним. Горожане, не знавшие царя в лицо, узнавали его по собаке. Так царя узнавали не только в Петербурге, но и в других губерниях, куда Александр II приезжал.
Александр II
Однажды, один торопливый студент в парке задел прохожего, который прогуливался под руку с молодой дамой. Впереди пары бежал пес. Прохожий сделал замечание невежливому студенту. Потом к молодому человеку подошли люди и спросили, о чем он говорил с императором? Студент не ожидал, что так вот столкнулся с самим царем, вместе с которым прогуливалась его дочь Мария.
Декан института отчитал студента, не понимая, как он мог не узнать императора по собаке «Да ведь перед государем собака-то бежала? А ее весь Петербург знает!» – возмущался профессор. Рассказ о невнимательном студенте быстро разнесся по городу, и сослужил дурную славу в его дальнейшей карьере.
Александр II с сыном Алексеем, дочерью Марией и псом Милордом
Милорд не был породистым псом, но это не беспокоило императора. Он подружился с ним с юности, когда еще не был цесаревичем.
А.П. Бологовская вспоминала, что однажды в парке была напугана «большой черной собакой… которая выскочила на меня с громким лаем… в ту же минуту около меня очутился военный, который начал меня ласкать и успокаивать. Когда я пришла в себя, то узнала цесаревича Александра Николаевича… После этого много раз встречала в тенистых аллеях парка цесаревича, всегда с его собакой Милордом, с которым после первого моего неудачного знакомства завязалась у меня самая теплая дружба»
Александр II с супругой Марией Александровной. Верный пес всегда рядом на семейных фото
О Милорде, действительно, знали все.
По воспоминаниям – современников – «У императора Александра II любимой собакой был охотничий пес по кличке Милорд, который повсюду сопровождал своего августейшего господина. Ночью верное животное спало перед кроватью государя или где-нибудь поблизости от него. Александр II любил охоту. По классификации того времени охотники делились на дельных, истинных, полевых и бестолковых. Быть дельным означало: беречь своих собак, быть сметливым, ловким и ни в коем случае лгуном. Никогда не присваивать себе чужого зверя, не жадничать и не бегать попусту по лесу. Александр II считался самым дельным охотником из Романовых.
Несмотря на то что в императорской псовой охоте Александра II имелись эталонные экземпляры охотничьих собак различных пород, Александр Николаевич больше всех любил Милорда. Подробную характеристику Милорду как представителю породы охотничьих собак дает известный писатель Л.Сабанеев: «Императорского черного кобеля я видел в Ильинском после обеда, на который государь пригласил членов правления Московского общества охоты. Это была очень крупная и весьма красивая комнатная собака, с прекрасной головой, хорошо одетая, но сеттериного типа в ней было мало, к тому же ноги были слишком длинны и одна из ног совершенно белая. Говорят, сеттер этот был подарен покойному императору каким-то польским паном, и слух ходил, что кобель был не совсем кровный».
Щенков умного Милорда разбирали быстро, одного даже выкупил Лев Толстой.
Во время прогулок царя и Милорда случались забавные случаи, однажды пес утащил пирог у мальчика-гимназиста, который предназначался на именины бабушки. Император извинился перед мальчиком и велел прислать для него и бабушки сладостей из лучшей кондитерской.
«Гимназисту М. семья доверила ответственную миссию — отнести бабушке именинный крендель. Секрет приготовления этого кренделя был семейной тайной. От важности поручения гимназист совсем забыл о частых встречах в Летнем саду с царем, сопровождаемым собакой. Встретившись с государем, он стал во фронт, отдал честь правою рукою, а левую с кренделем опустил. Вдруг кто-то сильно дернул его за левую руку, и драгоценная ноша выпала. Каково же было удивление, испуг и негодование молодого человека, когда он увидел, что крендель лежит в луже, а царская собака с остервенением рвет бумагу и жадными зубами впивается в пахнущее шафраном и миндалем тесто. Герой залился слезами, бормоча что-то псу. Государь, увидев эту сцену, стал уговаривать его не плакать, а извиниться перед бабушкой и сказать, что во всем виноват он, так как водит на прогулку недостаточно накормленную собаку. Дело уладилось тем, что из Зимнего дворца в гимназию прибыл офицер и в награду за испорченный пирог передал гимназисту из кондитерской Кочкурова великолепный торт для именинницы и несколько фунтов лучших конфет».
При дворе императора жило несколько собак, Царское село иногда называли «Собачий сад». В записях современников встречаются имена собак – Мока, Муля, Рубин, Пенч, Моксик.
Фрейлина Тютчева вспоминала «Я приготовила суп для Мока, любимой левретки императора. Когда я брала сухарь, чтобы помочить его в молоке, император подал мне другое печенье, говоря: “Нет, вы всегда вот это брали для Мока, ради Бога, не меняйте ничего в наших добрых привычках”».
Однажды на одном из концертов, собака императора крупной породы ньюфаундленд подошла к скрипачу и положила передние лапы ему на плечи. Музыкант продолжал играть, а собака водила мордой туда-сюда за смычком.
Царь поинтересовался:
«Венявский, не мешает ли тебе собака? — Ваше Императорское Величество, — пробормотал выбившийся из сил артист, — боюсь, что я ей мешаю. Государь рассмеялся и отозвал собаку».
Собаки Александра III
Любимой собакой Александра III была камчатская лайка, подаренная матросами крейсера «Африка». Собаку так и назвали – Камчатка.
Александр III с семьей и Камчаткой
Камчатка сопровождала царя везде – во дворце, в путешествиях, прогулках.
Упоминание о любимой собаке встречается в письмах царя родным: «После этого я уныло гулял с Камчаткой и Типом в нашем саду и ковырял, от скуки, снег палкой»
Лайкам нужен простор и Камчатка особенно любила парки Царского села, там было вольготно: «Камчатка наслаждается, когда привозят дичь после охоты и накидывается в особенности на зайцев, потому что легче с ними справиться, но и оленям тоже достается от нее и, несмотря на то, что они выпотрошены, она все-таки ухитряется вытаскивать что-то из нутра и немедленно проглатывает».
Супруга императора Мария Федоровна тоже любила собак
Собака погибла во время железнодорожной катастрофы, когда Александр III с семьей возвращался из Крыма в Петербург. Царь очень горевал по питомцу, говорил, что потерял единственного бескорыстного друга. Из письма жене Марии Федоровне:
«Сегодня я воздержался кого-либо приглашать. Была закуска у меня в кабинете, и я ел один. В подобных случаях страшно недостает хотя бы собаки; все же не так одиноко себя чувствуешь, и я с таким отчаянием вспоминаю моего верного, милого Камчатку, который никогда меня не оставлял и повсюду был со мною; никогда не забуду эту чудную и единственную собаку! У меня опять слезы на глазах, вспоминаю про Камчатку, ведь это глупо, малодушие, но что же делать – оно все-таки так! Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, и Камчатка был такой!»
Александр III с супругой в морском путешествии
Рис. М. Зичи
Похоронена Камчатка в Гатчине, сохранился и памятник собаке.
Царских питомцев хоронили с почестями, на могилу ставили надгробные плиты с благодарными надписями.
В следующем посте отдельно тема о собаках Николая II.
В мировой истории известны случаи, когда питомцы следовали за своими друзьями даже на казнь (Например, история герцога Энгиенского, пёс которого был рядом с ним в момент казни. Единственный друг, который не предал. Я писала в посте Венсенский ров. Место казни). Собаки царской семьи тоже оставались с хозяевами до последней минуты.
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
Источник
Советы 26.05.2020 13378 ПРОСМОТРОВ
Сердце начинает биться чаще от одной только мысли об охоте: азарт, красота природы, дружеское общение – разве что-то может быть лучше? Уверяем тебя: да! Чтобы приключения были еще более захватывающими, возьми с собой четвероногого напарника. А мы с радостью поделимся информацией о 15 лучших породах охотничьих собак, чтобы ты смог определиться с выбором друга!
1. Такса
Эта симпатяга станет не только компаньоном для длинных пеших прогулок, но и отличным помощником в охоте на животных, живущих в норах – лис, барсуков, енотов. А все благодаря особой, вытянутой форме тела.
2. Золотистый ретривер
Собака-добряк с одинаковым удовольствием подурачится с твоими детьми по зеленой лужайке, побегает с женой в парке, а с тобой отправится на охоту на уток. Особенностью породы является то, что золотистый ретривер не только учует дичь, но и принесет ее, подстреленную, прямо к твоим ногам. Ему не страшны ни болотистая местность, ни густые заросли.
3. Английский спрингер-спаниель
В отличие от своего «брата» – кокер-спаниеля, обычной прогулке предпочтет длительную охоту, ведь энергии этой породе собак не занимать. Она отлично выслеживает дичь, незаметно подкрадывается к ней и пугает. Тебе останется лишь подстрелить всполошенную птицу!
4. Русская псовая борзая
Порода собак, которую ты наверняка не раз видел в исторических фильмах, где были сцены с царской охотой. Длинноногая, быстрая, поджарая – как только она учует зайца, будет нестись за ним, пока не догонит и задушит зверька. Хотя и в охоте на волка она не спасует, а будет биться с ним не на жизнь, а на смерть! Русская псовая борзая отлично подойдет, если ты предпочитаешь охоту без ружья.
5. Лабрадор ретривер
Этот красавец будет рад услужить тебе и вытащить подстреленную утку из реки или озера, ведь он – замечательный пловец, имеющий водоотталкивающую шерсть и перепонки на лапах. Причем добычу лабрадор ретривер возьмет деликатно, не повредив ни одного перышка.
6. Западно-сибирская лайка
Ее выносливости и энергичности позавидует любой чемпион-марафонец! Эта порода собак подойдет для опытных охотников, которые устраивают облавы на пушных зверей, кабанов, лосей и даже медведей. Единственный нюанс – лайку, приученную ходить на мелкую живность, сложно переучить к охоте на крупного зверя.
7. Бигль
Упрямец, холерик по темпераменту и любитель иногда истошно повыть, но тем не менее, бигль станет надежным товарищем на охоте на кролика, зайца или перепела. Он, играючись, загонит дичь – и вот ты уже с добычей!
8. Испанская водяная собака
Порода идеально подходит для охоты на водоплавающую птицу – не задумываясь, прыгнет в водоем, чтобы поднять и вытащить подстреленную утку. Густая, влагоотталкивающая шерсть не даст замерзнуть в холодной воде, но будет мешать в случае преследования дичи в густом лесу.
9. Фокстерьер
Пусть тебя не вводит в заблуждение миловидный вид и небольшой размер этой собаки! Острое зрение, отличный нюх и выносливость позволяют фокстерьеру выследить небольшую добычу и выгнать ее из логова прямо на охотника. Да и хватка зубами у него весьма серьезная, не хуже, чем у собак крупных пород.
10. Пойнтер
Представители этой породы собак – настоящие умнички. Они не только могут охотиться несколько часов к ряду без малейших признаков усталости, но и делают это очень грамотно: указывают охотнику на дичь, а дальше ты принимаешь решение самостоятельно – давать команду «поднять» дичь или подкрасться ближе. Такое вот сотрудничество!
11. Бретонский эпаньоль
Легко обучаемая, добродушная и весьма энергичная собака, которая с радостью составит тебе компанию на охоте. Однако надо помнить, что эта порода из-за своей любознательности, склонна к бродяжничеству – может забрести далеко от дома из чистого любопытства!
12. Бассет-хаунд
Лишь на первый взгляд эта порода собак кажется ленивым увальнем. Но стоит с ней выбраться в лес и ты поймешь, что она чудесно подходит для охоты на зайцев, кролей, барсуков и лисиц! Сбитое, маленькое тело позволяет бассет-хаунду пробраться куда угодно, не боясь мелких травм, а большие уши буквально «гонят» запах дичи к носу.
13. Дратхаар
Не просто охотничья собака, а загляденье! Она, как настоящий «немец» – собрана, дисциплинированна, спокойна, готова к охоте в любое время года и на любой местности, неприхотлива в уходе. Из-за такого «нордического» характера вряд ли станет активничать в семейных играх.
14. Курцхаар
Собаки этой породы – воплощение сообразительности, физической выносливости и эмоциональной стабильности. Легко обучается охотничьим навыкам, играет с детьми и в то же время преданно охраняет вверенную ей территорию. Отлично зарекомендовала себя в охоте на любые виды птиц.
15. Эстонская гончая
Отбрось все стереотипы о представителях стран Балтии, в том числе и о четвероногих! Эстонская гончая будет часами нестись через густую чащу, высокие сугробы и болотистые кочки, чтобы помочь тебе поймать зайца. Умна и обычно имеет крепкое здоровье. Единственный минус – увлекшись погоней за дичью, может тебя ослушаться или не среагировать сразу на команду.
Источник
 XIII-XIX âåêàõ â Ðîññèè, â Öàðñêîé Îõîòå, ðàçìåùàâøåéñÿ â Ìîñêîâñêîì Êðåìëå, à òàêæå íà êíÿæåñêèõ äâîðàõ è â áîãàòûõ ïîìåùè÷üèõ óñàäüáàõ æèëè ñîáàêè, î êîòîðûõ ñåãîäíÿ áîëüøèíñòâî ëþäåé è íå ñëûøàëè. Íàïðèìåð, ìîðäàøè, ìåäåëÿíñêèå ñîáàêè, ëîøüè ñîáàêè, ðóññêàÿ ïðÿìîãîííàÿ ãîí÷àÿ, ãóñòîïñîâàÿ áîðçàÿ, êóðëÿíäñêàÿ áðóäàñòàÿ ãîí÷àÿ, ñòàðîðóññêàÿ îâ÷àðêà è äðóãèå äðåâíèå ðóññêèå ñîáàêè.
×àñòü ýòèõ ïîðîä èñ÷åçëà ïîñëå îòìåíû â Ðîññèè êðåïîñòíîãî ïðàâà, êîãäà áîëüøèíñòâó âëàäåëüöåâ ïñàðåí ñòàëî íå ïî êàðìàíó èõ ñîäåðæàòü, ÷àñòü – ïîñëå ðåâîëþöèè 1917 ãîäà.
Ñåãîäíÿ î íèõ èçâåñòíî î÷åíü ìàëî, åñëè õóäîæíèêè-àíèìàëèñòû ïðîøëîãî è ïèñàëè èõ êðóïíûì ïëàíîì, òî òàêèå êàðòèíû ëèáî íå ñîõðàíèëèñü äî íàøåãî âðåìåíè, ëèáî íàõîäÿòñÿ â çàêðûòûõ ÷àñòíûõ êîëëåêöèÿõ (âïðî÷åì, â Ðîññèè, â îòëè÷èå îò Àíãëèè, ïîðòðåòû ñîáàê ïèñàëè î÷åíü ìàëî, â îñíîâíîì, ëþäè ïðîñâåùåííûå, à îíè, êàê ïðàâèëî, áîëüøå èíòåðåñîâàëèñü íå ìîëîññàìè, à êîìíàòíûìè ñîáàêàìè). Îäíàêî êîå-êàêàÿ èíôîðìàöèÿ î ìåäåëÿíàõ âñå æå ñîõðàíèëàñü: ÷åðíî-áåëûå ðèñóíêè è ãðàâþðû, âîñïîìèíàíèÿ ïèñàòåëåé-îõîòíèêîâ, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ äàæå äîâîëüíî ïîäðîáíûå îïèñàíèÿ ëþáèòåëåé è öåíèòåëåé ñîáàê, íàïîìèíàþùèå ñåãîäíÿøíèå ñòàíäàðòû ïîðîä.
“Óøåäøèå â âåêà”
Î ìåäåëÿíñêîé ñîáàêå – ãîðäîñòè ðîññèéñêîãî ñîáàêîâîäñòâà – ñåãîäíÿ ìàëî êòî ïîìíèò. Ñîáàêà, ñáèâàâøàÿ ñ íîã áûêà è â îäèíî÷êó ñïðàâëÿâøàÿñÿ ñ ìåäâåäåì, êàæåòñÿ íàøèì ñîâðåìåííèêàì òàêèì æå ñêàçî÷íûì ñîçäàíèåì, êàê Çìåé Ãîðûíû÷. À êîãäà-òî ýòèõ óíèêàëüíûõ ðîññèéñêèõ ìàñòèôîâ äåðæàëè â ñâîèõ ïñàðíÿõ öàðè è êíÿçüÿ, èõ äàðèëè åâðîïåéñêèì êîðîëÿì è àçèàòñêèì âëàñòèòåëÿì.
Óïîìèíàíèå î ìåäåëÿíñêèõ ñîáàêàõ, ìåäåëÿíàõ, ìåäåëÿíêàõ ìîæíî íàéòè â ïðîèçâåäåíèÿõ Äîñòîåâñêîãî, Êóïðèíà, Àëåêñåÿ Òîëñòîãî è äðóãèõ ðóññêèõ ïèñàòåëåé. Èì ïîñâÿùåíû è ñòàòüè â ñòàðûõ ñïðàâî÷íûõ èçäàíèÿõ.
Íàïðèìåð, â “Íîâîì ýíöèêëîïåäè÷åñêîì ñëîâàðå” Áðîêãàóçà è Ýôðîíà, èçäàííîì â êîíöå XIX âåêà, îòìå÷àëîñü, ÷òî ó ìåäåëÿíîê îãðîìíàÿ ãîëîâà è ìîãó÷èå ÷åëþñòè, èç êîòîðûõ “íèæíÿÿ âûäàåòñÿ âïåðåä, ÷òî äàåò ñîáàêå äûøàòü, íå ðàçæèìàÿ çóáîâ, êîãäà îíà âîïüåòñÿ â çàòðàâëåííîå åþ æèâîòíîå”.
À â “Ðóññêîì ýíöèêëîïåäè÷åñêîì ñëîâàðå” Í. Áåðåçèíà óòâåðæäàëîñü, ÷òî “ìåäåëÿíêè ïîõîæè íà áóëüäîãîâ”. Êîíå÷íî, èìåëèñü â âèäó áóëüäîãè òîãî âðåìåíè, à íå ñîâðåìåííûå.
Åñòü èíôîðìàöèÿ î ìåäåëÿíàõ è â “Òîëêîâîì ñëîâàðå æèâîãî âåëèêîðóññêîãî ÿçûêà” Â. Äàëÿ: “ÌÅÄÅËßÍÑÊÀß ÑÎÁÀÊÀ, ìåäåëÿíêà, æ., îäíà èç ñàìûõ êðóïíûõ ïîðîä: áîëüøåãîëîâàÿ, òóïîðûëàÿ, ãëàäêîøåðñòàÿ; ñòàòÿìè íàïîìèíàåò áóëüäîãà”.
Íî òî, ÷òî íà ãðàíèöå XIX-XX âåêîâ êàçàëîñü ïðèâû÷íûì è åñòåñòâåííûì, íà ãðàíèöå XX-XXI âåêîâ ñòàëî ìàëîèçâåñòíûìè ñòðàíèöàìè ðîññèéñêîé êèíîëîãèè.
Ïóòü ê ìåäåëÿíèíó íà÷èíàåòñÿ ñî ñáîðíèêà “Ìîñêîâñêàÿ ñòàðèíà. Âîñïîìèíàíèÿ ìîñêâè÷åé ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ”, èçäàííîãî â Ìîñêâå â 1989 ãîäó.  íåì áûëè íàïå÷àòàíû ìåìóàðû Ï. È. Áîãàòûðåâà, âçÿòûå èç èëëþñòðèðîâàííîãî ïðèëîæåíèÿ ê ãàçåòå “Ìîñêîâñêèé ëèñòîê” (1906-1907 ã.ã.).
Ó îòöà Áîãàòûðåâà áûëà “çâåðèíàÿ òðàâëÿ”, íàõîäèâøàÿñÿ íåäàëåêî îò Ðîãîæñêîé çàñòàâû, ãäå îí äåðæàë ìåäåëÿí. Âîò êàê îïèñûâàë ýòèõ óäèâèòåëüíûõ ñîçäàíèé àâòîð: “Ìåäåëÿíñêèå ñîáàêè áûëè ãðîìàäíû; îò óøåé äî õâîñòà ñåìü ÷åòâåðòåé â äëèíó, àðøèí è ïîëòîðà âåðøêà ðîñòó è äî ñåìè ïóäîâ âåñó (125 ñì, 78 ñì, 112 êã – àâò.). Áûëè ñîáàêè, íî ýòî, êîíå÷íî, èñêëþ÷åíèå, êîòîðûå â îäèíî÷êó âàëèëè ìåäâåäÿ”.
Îäíà èç èñòîðèé, ðàññêàçàííûõ Áîãàòûðåâûì, ïîðàæàëà âîîáðàæåíèå. Ðàçúÿðåííûé áûê âûðâàëñÿ èç çàãîíà è íàïðàâèëñÿ íà Âëàäèìèðñêèé òðàêò, ãäå â ýòî âðåìÿ øåë “êàçåíûé” îáîç, ñîïðîâîæäàâøèéñÿ ñîëäàòàìè.
“Ó íàñ íàõîäèëñÿ “íà ïîêîå” ñòàðûé ïåñ Ëåáåäü – ñëàâíûé â ñâîå âðåìÿ õîäîê â îäèíî÷êó íà ìåäâåäÿ. Îòåö âåëåë ïóñòèòü åãî. Ëåáåäü, òÿæåëî ñòóïàÿ, äîãíàë áûêà è óäàðèë åãî ãðóäüþ â çàä. Ó íåãî áûëà ïðèâû÷êà ïðåæäå óäàðèòü çâåðÿ ãðóäüþ, ñøèáèòü åãî, òàê ñêàçàòü, “ñ ïîçèöèè”, à ïîòîì óæå “âçÿòü”. Òàê îí ïîñòóïèë è òåïåðü. Áûê îò óäàðà òêíóëñÿ ãîëîâîé â ñíåã – óïàë íà êîëåíè è íå ìîã ïîäíÿòüñÿ, òàê êàê Ëåáåäü ñèäåë ó íåãî íà çàòûëêå”. Ïîäîøåäøèå ëþäè íàêèíóëè áûêó íà ðîãà âåðåâêè è ïðèâÿçàëè ê òåëåãå.
Ýòîò ðàññêàç ìû íàïå÷àòàëè â æóðíàëå äëÿ ñîáàêîâîäîâ “Íèêà”, êîòîðûé èçäàâàëè â íà÷àëå äåâÿíîñòûõ ãîäîâ, ñ íåáîëüøèìè ñâîèìè êîììåíòàðèÿìè, è îáðàòèëèñü ê ÷èòàòåëÿì ñ ïðîñüáîé, åñëè ó êîãî-òî åñòü èíôîðìàöèÿ, ïîäåëèòüñÿ åþ ñ ðåäàêöèåé.
Âñêîðå ïðèøåë îòêëèê – ñòàòüÿ îôèöåðà èç Ëåíèíãðàäà Ñåðãåÿ Áîáûðÿ, óâëåêàâøåãîñÿ èñòîðèåé ñîáàêîâîäñòâà. Â íåé ñîäåðæàëèñü èíòåðåñíûå ññûëêè íà óïîìèíàíèÿ â ëèòåðàòóðå î ìåäåëÿíàõ.
Íî îñîáåííî èíòåðåñíûì áûëî íàéäåííîå Ñ. Áîáûðåì ïîäðîáíîå, íàïîìèíàþùåå ñîâðåìåííûå ñòàíäàðòû, îïèñàíèå ïîðîäû, ñîñòàâëåííîå â 1914 ãîäó âèäíûì êèíîëîãîì òîãî âðåìåíè Â. Ïðèêëîíñêèì:
“Ãîëîâà: îãðîìíàÿ, ñ ñèëüíî ðàçâèòûì ÷åðåïîì ïðè øèðîêîì ëáå è ñëîíîîáðàçíîì çàòûëêå; ïåðåëîì ëáà çàìåòåí, íî íå òàê ñèëüíî âûðàæåí, êàê áûâàåò ó ñåíáåðíàðà; ìîðùèíû íà ëáó è íà ùåêàõ, â îñîáåííîñòè ïðè îïóñêàíèè ãîëîâû.
Ìîðäà: øèðîêàÿ, êîðîòêàÿ, òóïàÿ è ãëóáîêàÿ, ñ ñèëüíî îòâèñëûìè ãóáàìè (áðûëÿìè). Ïðàâèëüíûé ïðèêóñ ó ñîáàê – êëåùåîáðàçíûé (“íà ïåðåäíèõ ðåçöàõ çóá äîëæåí ïîïàäàòü íà çóá”).
Íîñ: î÷åíü øèðîêèé ñ õîðîøî ðàçâèòûìè íîçäðÿìè.
Ãëàçà: òåìíûå, ó ñâåòëîîêðàøåííûõ ñîáàê ñâåòëî-æåëòûå, “íà êðîâÿõ”, ñ íàâèñøèìè áðîâÿìè; âûðàæåíèå çëîáíîå è ñòðàøíîå. Óøè: ñðåäíåé âåëè÷èíû, ïëîòíî ïðèëåãàþùèå ê ãîëîâå è íå ñëèøêîì âûñîêî ïîñòàâëåííûå. Ïîðî÷íûìè ñ÷èòàëèñü óøè “íà õðÿùàõ” è çàêëàäûâàþùèåñÿ íàçàä, èáî ýòî ñâèäåòåëüñòâîâàëî î ïðèìåñè äîãà.
Øåÿ: äîâîëüíî êîðîòêàÿ, î÷åíü ìóñêóëèñòàÿ è î÷åíü îáúåìèñòàÿ, ñ ñèëüíûì çàòûëêîì è î÷åíü ñèëüíî ðàçâèòûì âèñÿ÷èì ïîäãðóäêîì.
Ïëå÷è: îêðóãëåííûå, î÷åíü øèðîêèå è ìóñêóëèñòûå; î÷åíü ñèëüíûå ýêçåìïëÿðû áûâàþò ñ êîñûìè êàê ó áóëüäîãà ïëå÷àìè.
Ãðóäü: øèðîêàÿ è ãëóáîêàÿ.
Ñïèíà: êðåïêàÿ, ñ ÷ðåçâû÷àéíî ñèëüíûì êðåñòöîì è øèðîêîé õîëêîé.
Íîãè: ïåðåäíèå è çàäíèå øèðîêî ïîñòàâëåíû, ïðè÷åì ïåðåäíèå áîëüøåé ÷àñòüþ ëó÷êîâàòûå; çàäíèå ñ ñèëüíûìè ðû÷àãàìè áåç ïðèáûëîãî (“âîë÷üåãî”) ïàëüöà; ëàïû áîëüøèå è ñèëüíûå.
Õâîñò: î÷åíü ñèëüíûé è äëèííûé, íèçêî ïîñàæåííûé, ïðè âîçáóæäåííîì ñîñòîÿíèè ñîáàêè âûñîêî íå ïîäíèìàåòñÿ, à â ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè âñåãäà îïóùåííûé.
Êîñòü è âñå ñëîæåíèå ñîáàêè íåîáûêíîâåííî ìàññèâíûå.
Øåðñòü: êîðîòêàÿ, ãóñòàÿ, ïëîòíàÿ, ãðóáàÿ, çèìîþ ñ ïëîòíûì ïîäøåðñòêîì; øåðñòü íà øåå è õâîñòå íåñêîëüêî äëèííåå.
Ìàñòü: âñåõ îêðàñîâ, íå èñêëþ÷àÿ ÷åðíîãî è ïåñòðîãî (÷óáàðîãî), íî ïðåäïî÷òèòåëüíî îêðàñ ñåðûé ñ ïîäïàëèíàìè (âîë÷èé), áëàíæåâûé
(ãîðîõîâûé) ñ òåìíîé ìîðäîé, áîëåå òåìíîîêðàøåííîé ñïèíîé è ñåðîîêðàøåííûì õâîñòîì; òåìíî- è ñâåòëî-ðûæàÿ, òåìíî-áóðàÿ ñ ïîäïàëèíàìè è ïð. Ïðè ýòîì âåçäå äîïóñòèìû áåëûå îòìåòèíû.
Ðîñò: ÷òî êàñàåòñÿ âåëè÷èíû ìåäåëÿíîâ, òî ÷åì îíè êðóïíåå è äëèííåå, òåì öåííåå. Ïðè÷åì ïîä âåëè÷èíîþ íå íóæíî ïîäðàçóìåâàòü òî, ÷òîáû ìåäåëÿí áûë íà âûñîêèõ íîãàõ, êîòîðûå ïðèáàâëÿåò ñîáàêå ðîñò, íî äåëàþò åå ãîëåíàñòîþ. Íàïðîòèâ, ìåäåëÿí äîëæåí áûòü ïðèçåìèñò, êîðåíàñò, è ïðîïîðöèîíàëüíî òóëîâèùó ñêîðåå íà íèçêèõ íîãàõ. Ââèäó ýòîãî ê ìåäåëÿíó â îòíîøåíèè ê åãî êîíñòèòóöèè âåðíåå ïðèìåíèòü âûðàæåíèÿ “êðóïíåå”, “ìàññèâíåå”, íî íå âûøå ðîñòîì. Ïîýòîìó ìåäåëÿí, åñëè îí è î÷åíü âåëèê, òî âñå æå â ñðàâíåíèè ñî ñâîèì òóëîâèùåì è ãëóáèíîþ åãî îí äîëæåí áûòü ñêîðåå íà íèçêèõ íîãàõ”.
Ïî âîñïîìèíàíèÿì ñîâðåìåííèêîâ, èñïîëüçîâàëèñü ìåäåëÿíû â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ òðàâèëüíîé îõîòû, ÷åìó ñïîñîáñòâîâàëè âíóøèòåëüíûå ðàçìåðû, íåîáû÷àéíàÿ ñèëà è îòâàãà ýòèõ ñîáàê. Ïðè ýòîì ìåäåëÿíå íå áûëè çëîáíûìè, èõ ñ÷èòàëè óìíûìè è î÷åíü ïðèâÿç÷èâûìè ê ñâîåìó õîçÿèíó.
Ìàãèñòð âåòåðèíàðíûõ íàóê Ë. Áóññå â êíèãå “Ñîáàêà â ãëàâíûõ è ïîáî÷íûõ åå ïîðîäàõ” îòìå÷àë, ÷òî ìåäåëÿíñêèå ñîáàêè îáëàäàþò òàêîé æå îäíîñòîðîííîñòüþ, êàê è âñå âîîáùå áîëüøèå ñîáàêè: îíè ëþáÿò ïîêîé è ïîçâîëÿþò èãðàòü ñ ñîáîþ ìàëåíüêèì ñîáà÷êàì, – äî òåõ ïîð, ïîêà òå íå âûâåäóò èõ èç òåðïåíèÿ.
Îòêóäà ïîÿâèëàñü íà Ðóñè ýòà ïîðîäà? Íà ýòîò ñ÷åò ñóùåñòâîâàëî íåñêîëüêî âåðñèé.  “Íîâîì ýíöèêëîïåäè÷åñêîì ñëîâàðå” Áðîêãàóçà è Ýôðîíà óòâåðæäàëîñü, ÷òî ìåäåëÿíñêèå ñîáàêè ïðîèçîøëè îò äðåâíèõ àññèðèéñêèõ è åãèïåòñêèõ ñîáàê, êîòîðûå åùå â äðåâíèå âåêà ïðîíèêëè ñíà÷àëà â Ãðåöèþ, ïîòîì íà Àïïåíèíñêèé ïîëóîñòðîâ, à ïîòîì ðàñïðîñòðàíèëèñü ïî âñåé Åâðîïå.
Ë. Áóññå óòâåðæäàë, ÷òî ìåäåëÿíå ÿâëÿëèñü èñêîííî áðèòàíñêîé ïîðîäîé, êîòîðàÿ ïîïàëà â Åâðîïó âî II âåêå, êîãäà Áðèòàíèÿ áûëà çàâîåâàíà Ðèìñêîé èìïåðèåé, – ðèìëÿíå, “íàøåäøè òàì ýòó ïîðîäó, ñòàðàëèñü ðàçâîäèòü åå”.
Ïî îáåèì ýòèì âåðñèÿì íàçâàíèå “ìåäåëÿíñêèå”, à èíà÷å “ìåäèîëàíñêèå”, ïðîèçîøëî îò ñòàðèííîãî íàçâàíèÿ ãîðîäà Ìèëàí – Ìåäèîëàí.
Â. Ïðèêëîíñêèé æå âîçðàæàë ïðîòèâ óòâåðæäåíèÿ îá èòàëüÿíñêîì ïðîèñõîæäåíèè ìåäåëÿí, “òàê êàê â ýòîì ñëó÷àå â Èòàëèè îíè èìåëèñü áû, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, îñòàâèëè ïîñëå ñåáÿ êàêèå ëèáî ðàñîâûå ñëåäû, èëè õîòÿ áû âîñïîìèíàíèÿ. Ýòîãî íåò, è âîîáùå çà ãðàíèöåé î íåé ïðåäñòàâëåíèÿ íå èìåþò, ñ÷èòàÿ åå ðóññêîé”.
Èíòåðåñíóþ èíôîðìàöèþ î ìåäåëÿíàõ íàì óäàëîñü íàéòè ó Ë. Ï. Ñàáàíååâà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî ìåäåëÿíêà – ýòî “ðóññêèé âàðèýòåò ìîëîññîâ”.
Ñóäÿ ïî ñîáðàííîé íàìè èíôîðìàöèè, ìåäåëÿíå áûëè âûâåäåíû â äîìîíãîëüñêîé Ðóñè. Âîçìîæíî, îäíèì èç èõ ïðàðîäèòåëåé ñòàëè ìîëîññû, ïðèâåçåííûå èç Èòàëèè. Îíè ìîãëè ñêðåñòèòüñÿ ñ ëîøüèìè ñîáàêàìè, êîðåííûìè ðóññêèìè âîëêîïîäîáíûìè ïñàìè, èìåâøèìè îñòðûå óøè, ñóõèå ìîðäû è ãóñòóþ øåðñòü – òèïà ñîâðåìåííûõ ëàåê. Èõ èçîáðàæåíèÿ åñòü íà ôðåñêàõ íà ëåñòíèöàõ Ñîôèéñêîãî ñîáîðà â Êèåâå, ñîîðóæåííîãî ßðîñëàâîì Ìóäðûì.
Ñêîðåå âñåãî, ìåäåëÿí íå âûâîäèëè ñïåöèàëüíî. Ñîáàêè, æèâøèå íà ïñàðíÿõ, èíîãäà èìåëè âîçìîæíîñòü ñêðåùèâàòüñÿ ìåæäó ñîáîé. Ïîíÿòíî, ÷òî êðóïíûå ñîáàêè ìîãëè ñêðåùèâàòüñÿ òîëüêî ñ êðóïíûìè. Êîðîòêîøåðñòíûå ìîëîññû â ñî÷åòàíèè ñ ãóñòîøåðñòíûìè àáîðèãåííûìè ñîáàêàìè è ìîãëè äàòü ïîòîìñòâî, êîòîðîå ëåãëî â îñíîâó íåñêîëüêèõ ëåãåíäàðíûõ ðóññêèõ ïîðîä.
Áîëåå ëåãêèå, îñòðîìîðäûå ïîòîìêè äàëè íà÷àëî ñòàðèííûì ðóññêèì ãîí÷èì è òîìó ïîäîáíûì ïîðîäàì, èñïîëüçîâàâøèìñÿ äëÿ ãîíà çâåðÿ. À áîëåå òÿæåëûõ ïñîâ ñ êîðîòêîé øèðîêîé ìîðäîé è áóëüäîæüèì ñêëàäîì êîñòÿêà èñïîëüçîâàëè äëÿ òðàâëè. Ïðè ýòîì âûæèâàëè è äàâàëè ïîòîìñòâî òîëüêî ñàìûå ìîãó÷èå ñîáàêè, – îíè è òðàíñôîðìèðîâàëèñü â ïîðîäó, íàçâàííóþ ìåäåëÿíñêîé.
Âîçìîæíî, îäíàêî, ÷òî ôîðìèðîâàíèå íîâîé ïîðîäû ïðîèñõîäèëî íå çà ñ÷åò ñêðåùèâàíèé ìîëîññîâ, à çà ñ÷åò ìîäèôèêàöèîííîé èçìåí÷èâîñòè ïîðîäû – èçìåíåíèé, âûçâàííûõ âëèÿíèåì âíåøíåé ñðåäû, êîòîðûå çàêðåïëÿëèñü â ïîòîìñòâå. Âåäü â íàøåì ñóðîâîì êëèìàòå êîðîòêîøåðñòíûì ñîáàêàì âûæèòü áûëî òðóäíî.
Í. Èëüèí â ñâîåé êíèãå “Ãåíåòèêà è ðàçâåäåíèå ñîáàê” ïèñàë:
“Èçâåñòíû èçìåíåíèÿ øåðñòíîãî ïîêðîâà, íàáëþäàþùèåñÿ ó ñîáàê ïðè ïåðåâîçå èõ èç îäíîãî êëèìàòà â äðóãîé. Ê ñîæàëåíèþ, ïðèõîäèòñÿ îòìåòèòü, ÷òî äàëåêî íå âñå èç ñîîáùàåìûõ ñâåäåíèé îáëàäàþò äîñòàòî÷íîé äîêàçàòåëüíîñòüþ ââèäó äàâíîñòè è íåòî÷íîñòè ñäåëàííûõ íàáëþäåíèé; ïîýòîìó ñëåäóåò ñ áîëüøîé îñòîðîæíîñòüþ îòíîñèòüñÿ ê ýòèì äàííûì.
Íåìåöêèé ó÷åíûé Êåëëåð ñîîáùàåò, ÷òî äëèííîøåðñòíûå (òèáåòñêèå) ãèìàëàéñêèå äîãè òåðÿþò ñâîþ äëèííóþ øåðñòü è ñòàíîâÿòñÿ êîðîòêîøåðñòíûìè ïðè ïåðåâîçå èç õîëîäíîé îáëàñòè Ãèìàëàåâ â òåïëûé êëèìàò Èíäèè. Òî æå ñàìîå ÿêîáû íàáëþäàåòñÿ ïðè ïåðåâîçå òèáåòñêèõ äîãîâ â Êàøìèð.
Íàîáîðîò ñîáàêè, ïðèâåçåííûå â áîëåå ñóðîâûé êëèìàò, íàïðèìåð â Ïàìèð, ïîêðûâàþòñÿ ãóñòîé ïóøèñòîé øåðñòüþ”.
 ïîëüçó ýòîé ãèïîòåçû ñâèäåòåëüñòâóåò åùå è òî, ÷òî ôîðìà ÷åðåïà, êîñòÿê è ò.ï. ïðèçíàêè âûäàþò â íåì òèïè÷íîãî ìîëîññà, â òî âðåìÿ, êàê ïðèìåñü ëàéêîïîäîáíîé ñîáàêè ñäåëàëà áû åãî áîëåå ëåãêèì, ñ ìåíåå òÿæåëîé ãîëîâîé, ñ íåñêîëüêî èíûì òèïîì êîñòÿêà.
Òàê èëè èíà÷å, íî óæå ê XVI âåêó ìåäåëÿíå ñòàëè îäíîé èç ñàìûõ óâàæàåìûõ ðîññèéñêèõ ïîðîä ñîáàê. Îíè ñîäåðæàëèñü â öàðñêèõ çâåðèíöàõ, íà ïñàðíÿõ êíÿçåé è áîÿð.
Îäèí èç öàðñêèõ çâåðèíöåâ, ïîìåùàâøèéñÿ îêîëî Êðåìëÿ, íà Êðàñíîé ïëîùàäè, ñóùåñòâîâàë ïðè öàðÿõ Èâàíå Ãðîçíîì, Ôåäîðå Èâàíîâè÷å è Áîðèñå Ãîäóíîâå. Âîò êàê îïèñûâàëè åãî ïîëíîìî÷íûå ïîñëû îò ïîëüñêîãî êîðîëÿ ê ðóññêîìó öàðþ â 1671 ãîäó (öèòèðóåòñÿ ïî ðåôåðàòó À. Â. Øàðãèíà “Èñòîðèÿ Çîîïàðêà”):
“Ìåñÿöà ôåâðàëÿ â 14-é äåíü ïî ìèëîñòè öàðñêîãî Âåëè÷åñòâà áûëè ñàìè íà ïîòåøíîì äâîðå, íàðî÷íî ê òîìó ïðèñòðîåííûì íà ïîðÿäî÷íîì ìåñòå, ó êîòîðîãî ïñàðíÿ íà îñîáîì, ãîðàçäî çàáîðîì óêðåïëåííîì äâîðå, ðàçíûå íà ðàçíûõ çâåðåé ïîñòðîåííûå çàòâîðû, âñÿêîìó çâåðþ äâà çàòâîðà, äàáû òåì áåçîïàñíåå, â îäíîì çàòâîðèâ, â äðóãîì äîçèðàòåëü âû÷èñòèë è çâåðü ìîã ãäå ïåðåõîäèòü… Ïîñëå ìåäâåäÿ îáûêëîãî èç ëàðà ïñàðè Öàðñêîãî âåëè÷åñòâà âûãíàòü õîòåëè… ïî äâà ïñà ìåäåëÿíñêèõ, êîòîðûõ áûëî ìíîæåñòâî, è áîðçûõ íà íåãî ïóùàëè, êîòîðûå ñ íèì êîëèêî ÷àñîâ íà ïåðåìåíàõ ëîìàëèñÿ”.
Öàðñêèå îõîòû ïîïîëíÿëèñü çà ñ÷åò ïðèîáðåòåíèÿ, à èíîãäà äàæå è èçúÿòèÿ ëó÷øèõ ñîáàê ó íàñåëåíèÿ.  1619 ãîäó öàðü Ìèõàèë Ôåîäîðîâè÷ îòïðàâëÿåò â Ãàëè÷, ×óõëîìó, Ñîëèãàëè÷, Ñóäàé, Êîëîãðèâ è íà Óíæó äâóõ îõîòíèêîâ è òðåõ êîííûõ ïñàðåé “ñ íàêàçîì áðàòü â òåõ ìåñòàõ ó âñÿêèõ ëþäåé ñîáàê áîðçûõ, ãîí÷èõ, ìåäåëÿíñêèõ è ìåäâåäåé”.
Ñòîèëè ìåäåëÿíû äîâîëüíî äîðîãî.  1833 ãîäó äëÿ öàðñêîé îõîòû áûëè êóïëåíû äâå ìåäåëÿíñêèå ñîáàêè ïî 100 ðóáëåé è ÷åòûðå ïî 320 ðóáëåé – äåíüãè ïî òåì âðåìåíàì íåìàëûå.
Î õàðàêòåðå ñîáàê ýòîé ïîðîäû ìîæíî ñóäèòü ïî òîìó, êàê èõ èñïîëüçîâàëè. Â. Ïðèêëîíñêèé îòìå÷àåò, ÷òî ìåäåëÿí “íà öåïè ñòðàøíî çëîáåí è, áóäó÷è ïðèòðàâëåííûì, çëîáåí íà âñÿêîãî çâåðÿ è âñÿêîå æèâîòíîå”.  ðàññêàçå Àëåêñàíäðà Êóïðèíà “Ìûñëè Ñàïñàíà î ëþäÿõ, æèâîòíûõ, ïðåäìåòàõ è ñîáûòèÿõ”, íàïèñàííîì ïîä âïå÷àòëåíèåì îò îáùåíèÿ ñ ñîáñòâåííûì, íå öåïíûì, à ñîäåðæàâøèìñÿ â äîìå, ïñîì, âçÿòûì, êñòàòè, èç ïñàðíè âåëèêîãî êíÿçÿ Ìèõàèëà, ìåäåëÿíèí – áëàãîðîäíûé, ñïîêîéíûé, î÷åíü óìíûé ïåñ.
Ðàññêàç, îïóáëèêîâàííûé â æóðíàëå “Íàøè ñîáàêè” â 1914 ãîäó, îá îõîòíè÷üåì ïîâèãå ìåäåëÿíèíà Ïîëêàíà è êîðûòíè÷åãî èìïåðàòîðñêîé ïñîâîé îõîòû Íèêîëàÿ Áàðàíîâà, ñâèäåòåëüñòâóåò îá óäèâèòåëüíîé îòâàãå ýòèõ ïñîâ – îíè áåç êàêèõ ëèáî êîëåáàíèé âñòóïàëè â ñõâàòêó ñ ìåäâåäåì äàæå îäèí íà îäèí.
 îáùåì, õàðàêòåð ìåäåëÿí ìîæíî îïðåäåëèòü êàê ñâèðåïûé, îòâàæíûé è â òî æå âðåìÿ ñïîêîéíûé, óðàâíîâåøåííûé.
Âåëèêîëåïíûå ôèçè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ýòîé ïîðîäû áûëè íàñòîëüêî ïðèâëåêàòåëüíûìè, ÷òî ìåäåëÿí èñïîëüçîâàëè äëÿ âûâåäåíèÿ äðóãèõ ðîññèéñêèõ îõîòíè÷üèõ ïîðîä.
Ñàáàíååâ â êíèãå “Ñîáàêè îõîòíè÷üè, êîìíàòíûå è ñòîðîæåâûå. Êíèãà I. Ëåãàâûå” ïèñàë: “ ýòî âðåìÿ (20-å ãîäû XIX âåêà – àâò.) íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ ðóññêèå ïîðîäû, îòâåäåííûå îò ñêðåùèâàíèÿ íåìåöêèõ è ôðàíöóçñêèõ áðàêîâ ìåæäó ñîáîþ, ñ ìåäåëÿíñêèìè è ãîí÷èìè. Òàêîâû ïóøêèíñêèå, îðëîâñêèå, ïîçäíåå ìàðêëîâñêèå è êóðëÿíäñêèå ëåãàâûå”.
À â ïîñëåäíèõ ãëàâàõ ýòîãî òðóäà, êîòîðûå áûëè îïóáëèêîâàíû Ñàáàíååâûì â æóðíàëå “Ïðèðîäà è îõîòà” â 1899 ãîäó, îí ñîîáùàë, ÷òî ïîäìåñü êðîâè ìåäåëÿí, “íåñîìíåííî áûëà â ñòàðèííûõ ðóññêèõ ãîí÷èõ: åå íèñêîëüêî íå îòðèöàþò áîëüøèíñòâî ñòàðûõ ïñîâûõ îõîòíèêîâ”.
Âî âòîðîé ïîëîâèíå XIX âåêà ìåäåëÿíå ñòàëè ïîñòåïåííî èñ÷åçàòü. Îäíîé èç ïðè÷èí ïîñëóæèëî òî, ÷òî ñ îòìåíîé êðåïîñòíîãî ïðàâà ñîäåðæàíèå áîëüøèõ ïñàðåí ìíîãèì ïîìåùèêàì ñòàëî íå ïî êàðìàíó.
Íî ãëàâíûì óäàðîì ïî ïîðîäå ñòàëî çàïðåùåíèå â Ðîññèè âî âòîðîé ïîëîâèíå XIX âåêà çâåðèíîé òðàâëè – îñíîâíîé îáëàñòè ïðèìåíåíèÿ ïîðîäû. Ýòî ïðîèçîøëî, ïî âîñïîìèíàíèÿì Ï. È. Áîãàòûðåâà, â 1866 èëè â 1868 ãîäó.
Ìåäåëÿí ñòàëè èñïîëüçîâàòü â îñíîâíîì êàê ñòîðîæåâûõ – “öåïíûõ” – ïñîâ. Èç-çà îòñóòñòâèÿ “åñòåñòâåííîãî îòáîðà” ïîðîäà ñòàëà âûðîæäàòüñÿ. Ïðîèçîøëî òî æå, ÷òî áûâàåò îáû÷íî ñ ëþáîé ðàáî÷åé ñîáàêîé, åñëè îíà íå íàõîäèò îáëàñòè ïðèìåíåíèÿ – ýòîò ïðîöåññ õîðîøî çíàêîì âñåì, êòî íàáëþäàë òàê íàçûâàåìûõ “äèâàííûõ” ñîáàê ñëóæåáíûõ èëè îõîòíè÷üèõ ïîðîä.
Ýòîò ïðîöåññ ìîæíî áûëî çàòîðìîçèòü ãðàìîòíîé ñåëåêöèåé, íî ëþáèòåëè ìåäåëÿí ñïîõâàòèëèñü ñëèøêîì ïîçäíî – âûäàþùèåñÿ ïðåäñòàâèòåëè ïîðîäû óæå èñ÷åçëè. Äà è ïðåäñòàâëåíèÿ íàøèõ ñîáàêîâîäîâ î ñåëåêöèè áûëè íå âïîëíå ïðàâèëüíûìè.  íà÷àëå XX âåêà áûëè ñäåëàíû ïîïûòêè ñîõðàíèòü ïîðîäó, ìåòèçèðóÿ ìåäåëÿí ñ ìàñòèôàìè è êîðîòêîøåðñòíûìè ñåíáåðíàðàìè – ôàêòè÷åñêè, ýòî îêàçàëîñü òðàãè÷åñêîé îøèáêîé, îêîí÷àòåëüíî ïîãóáèâøåé ïîðîäó.
Âîçìîæíî, ÷òî åå ìîæíî áûëî áû õîòÿ áû ÷àñòè÷íî èñïðàâèòü è ñïàñòè óíèêàëüíûå êðîâè, íî íà÷àëàñü âòîðàÿ ìèðîâàÿ âîéíà, çàòåì ðåâîëþöèÿ – è ìåäåëÿíå îêîí÷àòåëüíî èñ÷åçëè, êàê, âïðî÷åì, ìíîãèå äðóãèå èíòåðåñíåéøèå ðîññèéñêèå ïîðîäû ñîáàê.
Åñëè íàçâàíèå ìåäåëÿí âñòðå÷àåòñÿ â ïðîèçâåäåíèÿõ ðîññèéñêèõ ïèñàòåëåé XIX-XX âåêîâ, òî èõ èçîáðàæåíèé ïðàêòè÷åñêè íå îñòàëîñü. Íàì èçâåñòíû òîëüêî ðèñóíîê ìåäåëÿíèíà, îïóáëèêîâàííûé â æóðíàëå “Ïðèðîäà è îõîòà” çà 1889 ãîä, ¹9, – îí âîøåë â ðåïðèíòíîå èçäàíèå êíèãè Ë. Ï. Ñàáàíååâà “Ñîáàêè îõîòíè÷üè. Áîðçûå è ãîí÷èå”, – è ôîòîãðàôèÿ Àëåêñàíäðà Êóïðèíà ñ ìåäåëÿíñêîé ñîáàêîé, îïóáëèêîâàííàÿ â 9 òîìå åãî ñîáðàíèÿ ñî÷èíåíèé – íà íåé âèäíà òîëüêî ãîëîâà ïñà.
Ïî ìàòåðèàëàì: Öèêë “Óøåäøèå â âåêà”
Источник