Порода собак в швейцарии от горного перевала
Сенберна́р (фр. Saint-bernard, нем. Bernhardiner) — порода собак. Различают две разновидности: короткошёрстную и длинношёрстную. Происходит от азиатских догообразных собак (мастифов Тибета), которых завозили в Европу и скрещивали с местными собаками.
История[править | править код]
Название «сенбернар» (фр. Chien du Saint-Bernard — собака святого Бернара) — произошло от монастыря святого Бернара в Швейцарских Альпах. В XI веке монах Бернар из Ментона[1] основал приют для путешественников, который, как и тропа, был назван его именем. Это же имя было присвоено местной породе собак. Участок был расположен на перевале Большой Сен-Бернар на высоте порядка 2472 м — в одном из самых высоких в то время населенных мест Европы. Он был трудным и опасным для путешественников из-за лавин, сильных ветров, крутых горных переходов и грабителей.
На спасение, картина Джона Эмса (англ.)русск.. К ошейникам собак прикреплены бочонки с бренди, которое, по легенде, использовалось для того, чтобы спасаемые могли согреться до прибытия помощи
В XVII веке монахи решили использовать собак для спасения людей, пострадавших от лавин. Толстая шкура надёжно защищала собак от льда и снега, а их необычайный нюх позволял находить пострадавших, погребённых под снежными лавинами, и засыпанных буранами. Собаки сопровождали монахов в долину, и их способность чувствовать приближение лавин часто спасала путникам жизнь.
В то время сенбернары по внешнему виду отличались от сегодняшних. Они были менее массивными и потому отличались большой подвижностью. Самым знаменитым сенбернаром был Барри (первоначально порода носила название «барри» — искаженное от немецкого Bären, «медведи»), который в период с 1800 по 1812 год спас жизни сорока человек.
Однажды Барри спас маленького мальчика и нёс его на себе в монастырь пять километров, по глубокому снегу.
Разведение чистой породы началось в конце XIX в. Сейчас используются в качестве сторожевых и сопровождающих собак.
Описание[править | править код]
Сенбернар — очень крепкая, крупная собака, высота в холке, в соответствии со стандартом породы, у кобелей не менее 70 см, а сук — не менее 65.
Голова у сенбернаров крупная и широкая. Лоб выпуклый, слегка покрытый морщинами. Переход ото лба к морде явно выражен. Верхние губы отвисают. Зубы крепкие, полный комплект. Глаза темно-коричневые, не очень большие, немного впалые, расположенные достаточно близко к переносице. Уши средней величины, свисают по бокам головы. Шея сильная, с большим воротником.
Шерсть средней длины, блестящая, имеется густой подшерсток. Окрас: рыжий с белыми отметинами или белый с рыжими отметинами, причем оттенок рыжего допускается любой[2].
Средняя продолжительность жизни сенбернаров — 8—10 лет[3].
Характер собак[править | править код]
Сенбернары — преданные и очень послушные собаки. Они любят людей, а с детьми обращаются очень бережно и аккуратно. Есть один недостаток, с которым достаточно трудно справиться — сенбернары не очень любят маленьких собак. Но если щенки выращиваются вместе, то в дальнейшем есть надежда, что жить они будут дружно.
Раньше сенбернары использовались в целях спасения людей, которые попадали в лавины (до того как «сенбернары» стали трудиться спасателями, их активно использовали монахи из приюта Св. Бернара на Большом перевале в Альпах — горном маршруте, соединяющем Швейцарию и Италию. Собаки таскали на себе провизию — крупные размеры и покладистый нрав делали их прекрасными вьючными животными). Вот и сейчас их можно увидеть, работающими на снежных склонах[2]. Лучше всего эти собаки живут в частных домах, где можно предоставить им свободный выгул, в городских квартирах эти собаки чувствуют себя гораздо хуже, в этом случае им необходимо предоставлять достаточное количество времени для прогулок.
В жаркое время наблюдается обильное выделение слюны.
Шерсть длинношерстного сенбернара необходимо регулярно расчесывать и чистить специальной щеткой[2].
Быстрое увеличение роста и веса сенбернаров может привести к серьёзному ухудшению состояния их костей, если они не получают подходящее питание и тренировки.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Иншаков А., Цигельницкий Е. Сенбернар // Друг : журнал. — 2001. — № 4 (88). — С. 6—11.
- Потехина Н. Ю. Сенбернар. — Томск, 2009
Источник
Группа 2 / Секция 3
Аппенцеллер зенненхунд
- РН МКФ – 46.
- Высота в холке: кобели 50—58 см, суки 48—56 см. Вес: кобели 23-27 кг, суки 21-25 кг.
- Окрас: чёрный, с белым и рыжим.
- Родина: Швейцария.
- Аппенцеллер зенненхунд жизнерадостная, энергичная и подозрительная к незнакомым людям собака. Эти собаки с легкостью справляются с выпасом крупного рогатого скота. Помимо этого, данные псы являются великолепными спортсменами, которые очень любят заниматься спортом. Моментальная реакция на команды хозяина делают представителей породы надежными и послушными. Это те собаки, которые стараются всегда находиться рядом со своим хозяином. Это милые и достаточно ранимые существа, которых очень легко обидеть, по этой причине не стоит их ругать, постоянно наказывать.
Больше о породе Аппенцеллер зенненхунд
Бернский зенненхунд / Бернская пастушья собака
- РН МКФ – 45.
- Высота в холке: кобели 64—70 см, суки 58—66 см. Вес: кобели 39-50 кг, суки 36-48 кг.
- Окрас: чёрный, с белым и рыжим.
- Родина: Швейцария.
- Выносливая, уравновешенная, миролюбивая, добродушная и чувствительная собака, с лёгким жизнерадостным и уравновешенным характером. К чужим людям относится настороженно, предана хозяину и будет защищать его и имущество от посягательств, хотя не агрессивна по природе и лает нечасто. Легко поддаётся обучению. Особи данной породы чрезмерно любознательные, иногда являются флегматиками, подходит для семей с детьми.
Похожа на сенбернара в уменьшенном варианте. Порода весьма благородных кровей: по легенде, попала в Швейцарию две тысячи лет назад вместе с римскими легионерами. Выполняла ключевые задачи, охраняя альпийские склады, дороги и горные перевалы. Легионеры позднее покинули эти края, а собака осталась. Круг обязанностей бернской пастушьей несколько изменился: она охраняла жилище хозяина и даже впрягалась порой в небольшую двуколку. В наше время используется в основном как сторожевая, иногда, как собака-проводник или телохранитель. Чрезвычайно надежна, послушна подчас до кротости и вместе с тем бдительна и бесстрашна, легко поддается разнообразной выучке. Внушительная голова, умный взгляд, симпатичная морда, блестящая длинная шерсть делают внешность этой собаки особенно привлекательной, а белые окончания лап, белая проточина вдоль носа и украшающая грудь «манишка» только усиливают это впечатление.
Из четырех швейцарских пород горных собак, существующих сегодня, бернский бавар – наиболее распространенный. Собака была выведена в окрестностях Берна как сторож домашнего скота и как тягловое животное, в особенности для повозок ткачей и сыроделов.
Это крупное животное имеет пропорциональное телосложение и свободную походку; голова массивная, с хорошо обозначенным стопом. Глаза миндалевидные, темно-коричневого цвета, с живым выражением. Уши средней величины, треугольные, высоко поставленные. Шерсть длинная, мягкая и шелковистая, блестящая, слегка волнистая. Окрас шерстного покрова – смесь черного с цветом красного дерева, имеются белые подпалины на голове, груди и лапах. Спина прямая и сильная, а круп слегка округлен. Хвост средней длины, «обезьяньей» формы, пушистый, поднят вверх, когда собака настороже.
Бернский зенненхунд чрезвычайно ласков, весел, послушен и терпелив. Это превосходный товарищ для семьи и детей, желающий обучаться и быть полезным. Он прекрасно сосуществует с другими животными, имеющимися в доме. Эта собака имеет потребность в движении и обильной еде. Чудесная шерсть нуждается в регулярном уходе. Бернский зенненхунд не страдает от холода и может спать в конуре в саду. Он имеет потребность в пространстве, поэтому квартира ему не подходит, хотя его покорный прав позволяет ему приспособиться к любой ситуации.
Больше о породе собак Бернский зенненхунд
Большой швейцарский зенненхунд
- РН МКФ – 58.
- Высота в холке: кобели 65—72 см, суки 60—68 см. Вес: кобели 50-64 кг, суки 48-54 кг.
- Окрас: чёрный, с белым и рыжим.
- Родина: Швейцария.
- Большой швейцарский зенненхунд является выносливым сильным псом, который привык жить на открытом воздухе в горах, перетягивая различные грузы и передвигаясь на значительные расстояния. Они очень спокойные, умные, уверенные в собственных силах, социальные. Швейцарцы не выбирают себе единого хозяина, он с теплом и любовью относится к каждому члену семейства и бережет их. Эти собаки очень дружелюбные, верные, любознательные, хорошо подвергаются обучению, спокойные, уравновешенные, смелые. Но также питомцы достаточно упрямые, своенравные, с трудом устанавливают контакты с незнакомыми людьми.
Grosser Schweizer Sennenhund – самая большая из швейцарских собак и происходит, как и сходный с ней бернский бавар, от древней породы, выращиваемой в течение веков на равнинах Швейцарии и используемой для присмотра за стадом и хозяйством и для перевозки тележек с молоком.
Мощный и величественный, степенный и гармоничный в движениях, большой швейцарский бавар имеет достаточно короткую, сильную, прямую спину и широкий, продолговатый круп. Голова мощная, но не массивная, с легким стопом и широкой и прямой носовой перегородкой. Глаза средней величины, орехового или каштанового цвета. Уши умеренной величины, высоко поставленные, треугольные, плоско лежащие в положении покоя, покрытые шерстью. Шерстный покров состоит из хорошо прилегающей к телу шерсти, ушной от 3 до 5 см; окрас всегда черный с симметричными белыми подпалинами и пятнами. Хвост, обычно, тяжелый, во время отдыха опущен, при движении слегка приподнят, никогда не свернут вдоль спины.
Эта собака умна, осторожна, отважна, очень ласкова с хозяевами, послушна, спокойна, никогда не удаляется от людей и имущества, которые должна охранять. Швейцарский зенненхунд – испытанный и неподкупный сторож, а также приятный компаньон и хороший товарищ. Щенок требует внимательного ухода во время роста из-за мощного скелета. Зенненхунд любит быть с семьей и участвовать в ее жизни, но не приспособлен к квартире. Он не страдает от холода и хорошо переносит одиночество в течение дня, но все равно нуждается в глубоких эмоциональных отношениях со всеми членами семьи.
Узнать о породе Большой швейцарский зенненхунд
Энтлебухер зенненхунд
- РН МКФ – 47.
- Высота в холке: кобели 42-52 см, суки 40-50 см. Вес: 25-30 кг.
- Окрас: чёрный, с белым и рыжим.
- Родина: Швейцария.
- Из этих швейцарских пород энтлебухер зенненхунды являются наименьшими по размеру. Очень умные и общительные. Эти животные выступают в качестве прекрасных сторожей, охранников. При возникновении необходимости животное может постоять за своего хозяина. С легкостью уживается с иными питомцами, эти собаки преданны семье, обожают общение с людьми. Стихией этих псов является простор, по этой причине животное необходимо каждый день выгуливать, долго с ним гулять, подвергать его физическим нагрузкам. Пес с огромным удовольствием будет развлекаться, выполнять всевозможные команды, так как представители данной породы хорошо обучаемы.
Узнать о породе собак Энтлебухер зенненхунд
Источник
Ïðåäêîâîé ôîðìîé áàññåòîâ ÿâëÿþòñÿ òå æå “áàðñó÷üè ñîáàêè”, ÷òî è ó òàêñîîáðàçíûõ ãîí÷èõ. Îíè ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé íåêðóïíûõ ìàññèâíûõ ãîí÷èõ ñ óêîðî÷åííûìè êîíå÷íîñòÿìè, ïîÿâèâøèõñÿ â XIV – XVI âåêàõ äëÿ îõîòû íà áàðñóêîâ, çàéöåâ è ëèñèö.  îòëè÷èå îò òàêñ, áàññåòû äîëæíû ðàáîòàòü íà ïîâåðõíîñòè çåìëè, íå ñïåøà âûãîíÿÿ çâåðÿ ïîä âûñòðåë ïåøåìó îõîòíèêó. Ñóäÿ ïî ôîðìå ÷åðåïà, òèïó óõà, ê áàññåòàì ìíîãîêðàòíî ïðèëèâàëèñü ãîí÷èå ñâ. Ãóáåðòà, ëèáî îíè ïðîèñõîäÿò îò îáùèõ ïðåäêîâ.
Êàê íè ñòðàííî, ïîòðåáíîñòü â êîðîòêîíîãîé ãîí÷åé áûëà âïîëíå îáîñíîâàíà. Áàññåòû áûëè âîñòðåáîâàíû â êà÷åñòâå îõîòíè÷üåé ñîáàêè â ïàðêàõ, íàñûùåííûõ äè÷üþ: êðóïíûå ãîí÷èå ëèøàëè îõîòíèêà ïîëó÷èòü ïîëíîå óäîâîëüñòâèå îò îõîòû – îíè áûñòðî íàñòèãàëè è áðàëè ïðàêòè÷åñêè ëþáîãî çâåðÿ. Êðîìå òîãî, íå çíàòíûì ëþäÿì íå äîçâîëÿëîñü îõîòèòüñÿ íà êðóïíóþ êîïûòíóþ äè÷ü, à íåáîëüøàÿ ïåøàÿ ãîí÷àÿ íå ìîãëà ïðè÷èíèòü âðåä òîìó æå îëåíþ.
 êîíöå XIX âåêà íà÷àëè ðàçäåëÿòü äâà òèïà áàññåòîâ: ëèìîííî-æåëòûõ ñ áåëûìè îòìåòèíàìè, ñ áîëåå ìàññèâíûìè ãîëîâàìè è íåðåäêî âûâåðíóòûìè ëàïàìè, è òðåõöâåòíûõ, êîòîðûå ïîñëóæèëè îñíîâîé ïðè ñîçäàíèè áàññåò-õàóíäà â Àíãëèè.  ýòî æå âðåìÿ âî Ôðàíöèè íà÷àëàñü öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ïî ôîðìèðîâàíèþ ïîðîä ïîëüçîâàòåëüíûõ áàññåòîâ íà îñíîâå ñòàðûõ ðàáî÷èõ ñîáàê. Áûëè ñôîðìèðîâàíû àðòåçèàíñêèé áàññåò, áàññåò ä’Àðòóà, ãîëóáîé ãàñêîíñêèé, ðûæèé áðåòîíñêèé è æåñòêîøåðñòíûå âàíäåéñêèå áàññåò-ãðèôôîíû. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî íà îñíîâå ãîí÷èõ êàæäîé ìåñòíîñòè íà÷àëîñü öåëåíàïðàâëåííîå âûâåäåíèå êîðîòêîíîãèõ ìàññèâíûõ ñîáàê, êîïèðóþùèõ ñâîèõ ñòàíäàðòíûõ ïðàðîäèòåëåé ïî îêðàñó è òèïó âîëîñÿíîãî ïîêðîâà.
Ñõîäñòâî áàññåòîâ ðàçíûõ ïîðîä ìåæäó ñîáîé äîâîëüíî âåëèêî – ïîìèìî óêîðî÷åííûõ êîíå÷íîñòåé, ó íèõ î÷åíü òèïè÷íàÿ ãîëîâà ñ âûðàæåííûì çàòûëî÷íûì áóãðîì è òåìåííûì ãðåáíåì, íèçêî ïîñàæåííûì óõîì.
1. Áàññåò-õàóíä.
Êàê áûëî ñêàçàíî âûøå, áàññåò-õàóíä âåäåò ñâî¸ ïðîèñõîæäåíèå îò òàêñîîáðàçíûõ ãîí÷èõ Ôðàíöèè, êîòîðûé ïîïàëè â Àíãëèþ. Âòîðîé ïîðîäîé, ñïîñîáñòâîâàâøåé ôîðìèðîâàíèþ îáëèêà ñîâðåìåííîãî áàññåò-õàóíäà áûë áëàäõàóíä – íà òîò ìîìåíò ñîáàêà ñ óíèêàëüíûì íþõîì, ñäåëàâøèì ïîðîäó ñèíîíèìîì ñëîâà “èùåéêà”.
Ñîçäàíèå áàññåò-õàóíäà äîñêîíàëüíî çàäîêóìåíòèðîâàíî è èçâåñòíî áëàãîäàðÿ çàïèñÿì ñýðà Ýâåðåòòà Ìèëëå, êîòîðîãî ìîæíî ñìåëî ñ÷èòàòü ñîçäàòåëåì ïîðîäû. ñýð Ýâåðåòò Ìèëëå áûë îäíèì èç ïåðâûõ, êòî ïðîèçâ¸ë óñïåøíîå èñêóñòâåííîå îïëîäîòâîðåíèå ó ñîáàê, ÷òî ïîçâîëèëî ïîëó÷èòü ïîòîìñòâî îò òàêèõ ðàçíÿùèõñÿ ïî ðàçìåðó ïîðîä. Âî âðåìÿ îäíîé èç ñâîèõ ïîåçäîê âî Ôðàíöèþ â 1873 ãîäó ëã âñòðåòèë â ðåãèîíå Íîðìàíäèÿ áàññåòà, è ýòî îáñòîÿòåëüñòâî çàñòàâèëî åãî âåðíóòüñÿ â ñëåäóþùåì ãîäó âî Ôðàíöèþ, ÷òîáû ïîñåòèòü âûñòàâêó ñîáàê â Ïàðèæå. Èç ýòîé ïîåçäêè Ìèëëå ïðèâåç áàññåòà ïî êëè÷êå Model, ñ êîòîðîãî è íà÷àëîñü åãî ðàçâåäåíèå áðèòàíñêîé ðàçíîâèäíîñòè ýòîé ïîðîäû.  òî âðåìÿ â Àíãëèè áûëè äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíåíû òàêñû, èçâåñòíûå ïîä íàçâàíèåì “íåìåöêèé áàññåò”, îí òåì íå ìåíåå ôðàíöóçñêàÿ ñîáàêà ïðèâëåêëà äîñòàòî÷íî ìíîãî âíèìàíèÿ è âûçâàëà ñèëüíûé èíòåðåñ ó ñîáàêîâîäîâ. Ñïóñòÿ 11 ëåò ïîñëå òîãî, êàê Model áûë ïðåäñòàâëåíà êèíîëîãè÷åñêîìó ñîîáùåñòâó Àíãëèè, íà âûñòàâêå â Ëîíäîíå â 1886 ãîäó áûëî ïðåäñòàâëåíî óæå áîëåå 120 ñîáàê ýòîé ïîðîäû.
Âñêîðå ïîñëå èìïîðòà ñâîåãî ïåðâîãî áàññåòà èç Ôðàíöèè Ìèëëå ïðèîáðåòàåò íåñêîëüêî ñîáàê ïîðîäû áèãëü è ïîëó÷àåò ïåðâûé ïîì¸ò. À â ïåðèîä ñ 1884 ïî 1896 ãîä áûëî ïðîâåäåíî 17 èñêóñòâåííûõ îïëîäîòâîðåíèé áàññåòîâ, áèãëå-áàññåòîâ è áëàäõàóíäîâ.
Âñå ñâîè ýêñïåðèìåíòû Ìèëëå òùàòåëüíî ôèêñèðîâàë, ïðèâåäó çäåñü èõ êðàòêîå ñîäåðæàíèå.
Ýêñïåðèìåíò 1.(1884 ãîä). Ïðîèçâåäåíî èñêóñòâåííîå îñåìåíåíèå ìåæäó êîáåëåì è ñàìêîé áàññåòà. Îïëîäîòâîðåíèå ïðîøëî óñïåøíî, îäíàêî ùåíêè ðîäèëèñü ìåðòâûìè.
Ýêñïåðèìåíò 2. (1885 ãîä). Èñêóñòâåííîå îñåìåíåíèå òðåõ ñàìîê áàññåòîâ ìàòåðèàëîì îäíîãî êîáåëÿ. Âñå òðè ñàìêè ïðèíåñëè ùåíêîâ: 1, 5 è 7 ùåíêîâ ñîîòâåòñòâåííî.
Ýêñïåðèìåíò 3. (1887 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî èç-çà íåâåðíîãî îïðåäåëåíèÿ ãîòîâíîñòè ñàìêè ê îïëîäîòâîðåíèþ.
Ýêñïåðèìåíò 4. (1891 ãîä). Ñàìêà áëàäõàóíäà îïëîäîòâîðåíà ìàòåðèàëîì êîáåëÿ áàññåòà ïî êëè÷êå Floreal.  ðåçóëüòàòå ðîäèëñÿ îäèí ùåíîê, ýêñòåðüåðíî î÷åíü ïîõîæèé íà îòöà.
Ýêñïåðèìåíò 5. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî, â ïðîöåññå áåðåìåííîñòè ó ñàìêè ïðîèçîøåë âûêèäûø.
Ýêñïåðèìåíò 6. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò òàêæå ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Ó îïëîäîòâîðÿåìîé ñàìêè áûëè ïðîáëåìû ñ áåðåìåííîñòüþ åñòåñòâåííûì ïóòåì, ìåòîä èñêóñòâåííîãî îïëîäîòâîðåíèÿ òàêæå íå ïðèíåñ óñïåõà.
Ýêñïåðèìåíò 7. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Èñïîëüçîâàííûé â ïðîöåäóðå êîáåëü áûë äîñòàòî÷íî ñòàð, âåðîÿòíî ïðè÷èíîé íåóäà÷è ïîñëóæèë ìàëîàêòèâíûé ìàòåðèàë.
Ýêñïåðèìåíò 8. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Òàêæå êàê è â ýêñïåðèìåíòå ¹6 ó îïëîäîòâîðÿåìîé ñàìêè áûëè ïðîáëåìû ñ áåðåìåííîñòüþ åñòåñòâåííûì ïóòåì.
Ýêñïåðèìåíò ¹9. (1891 ãîä). Óñïåøíûé ýêñïåðèìåíò ïî èñêóñòâåííîìó îïëîäîòâîðåíèþ áàññåòà ïî êëè÷êå Antoinette ìàòåðèàëîì áàññåòà ïî êëè÷êå Floreal.  ðåçóëüòàòå áûë ïîëó÷åí ïîì¸ò èç 7 ùåíêîâ, îäèí èç íèõ ïî êëè÷êå Jeringa. Ñî ñëîâ Ìèëëå ýòî áûë ëó÷øèé áàññåò, êîòîðîãî îí êîãäà-ëèáî ïîëó÷àë è âûðàùèâàë.
Ýêñïåðèìåíò 10 (1893). Óñïåøíûé ýêñïåðèìåíò ïî èñêóñòâåííîìó îïëîäîòâîðåíèþ ìåæäó äâóìÿ áàññåòàìè.  ýòîò æå ïåðèîä áûëà îñóùåñòâëåíà åñòåñòâåííàÿ âÿçêà ñàìêè áàññåòà è êîáåëÿ áëàäõàóíäà. Òàêèì îáðàçîì ïîì¸ò áûë ðîæäåí îò äâóõ êîáåëåé: 11 ùåíêîâ, èç êîòîðûõ 8 èìåëè ïðèçíàêè áëàäõàóíäà, à 3 – áàññåòà.
Ýêñïåðèìåíò 11 (1893). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì è ñàìêîé áàññåò-õàóíäà. Â ðåçóëüòàòå ýêñïåðèìåíòà ðîäèëîñü 6 ùåíêîâ.
Ýêñïåðèìåíò 12 (1893). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì áàññåòà è ñàìêîé áëàäõàóíäà.  ðåçóëüòàòå áûëî çà÷àòî 12 ùåíêîâ, îäíàêî âî âðåìÿ ðîäîâ ìàòü ïîãèáëà, ïîòðåáîâàëîñü ýêñòðåííîå êåñàðåâî ñå÷åíèå è â èòîãå óäàëîñü ñïàñòè òîëüêî 7 ùåíêîâ.
Ýêñïåðèìåíò 13 (1894). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì áàññåòà è ñàìêîé áëàäõàóíäà.  ðåçóëüòàòå ðîäèëñÿ îäèí ùåíîê, ñî÷åòàâøèé ïðèçíàêè îáåèõ ïîðîä.
Âñå ïîñëåäóþùèå èñêóñòâåííûå îïëîäîòâîðåíèÿ (êàê ìåæäïîðîäíûå, òàê è âíóòðèïîðîäíûå) áûëè óñïåøíûìè è â ðåçóëüòàòå ðîæäàëîñü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ùåíêîâ. Ê ýòîìó âðåìåíè òÿæåëûå áàññåòû, ïîëó÷åííûå â ðåçóëüòàòå ïðèëèòèÿ êðîâè áëàäõàóíäîâ, çàâîåâûâàëè ïîïóëÿðíîñòü, â òîì ÷èñëå â êà÷åñòâå ñîáàêè-êîìïàíüîíà. Ïî ñâîåìó ýòî óíèêàëüíàÿ ïîðîäà, ïîëó÷åííàÿ ýêñïåðèìåíòàëüíûì ïóòåì.
Îäíà èç ñîáàê Ýâåðåòòà Ìèëëå, ìåòèñ áëàäõàóíäà è áàññåòà. Êëè÷êà ñîáàêè ê ñîæàëåíèþ íåèçâåñòíà.
Louis Le Beau (~1900 ãîäà ðîæäåíèÿ).
Seifenjagenheim Lazy Bones (22.12.1953 ãîäà ðîæäåíèÿ).
Îòäåëüíî ñòîèò îñòàíîâèòüñÿ íà ýêñòåðüåðå áàññåò-õàóíäà. Ýòèõ ñîáàê î÷åíü ÷àñòî èñïîëüçóþò äëÿ äåìîíñòðàöèè äåñòðóêòèâíîãî âëèÿíèÿ äåÿòåëüíîñòè çàâîä÷èêîâ, ìîë, ñòî ëåò íàçàä áàññåò áûë ýôôåêòèâíîé ðàáî÷åé ñîáàêîé, à ñåé÷àñ ýòî áåñòîëêîâûé óâàëåíü.
Ê ñîæàëåíèþ èëè ê ñ÷àñòüþ, äàííîå óòâåðæäåíèå íå âåðíî. Áàññåòû, âûâåäåííûå â Àíãëèè, âñåãäà áûëè äîñòàòî÷íî íåñîâåðøåííîé ïî ýêñòåðüåðó ñîáàêîé. Ïîäòâåðæäåíèåì ýòîãî âûñòóïàåò îïèñàíèå áàññåòîâ â êíèãå Ñòîíåõåíäæà, ñîñòàâëåííîå Êðåëåì â 1883 ãîäó. Íà ðóññêîì ÿçûêå äàííîå îïèñàíèå áûëî îïóáëèêîâàíî Ë.Ï. Ñàáàíååâûì (1893-1895ã., æóðíàë “Ïðèðîäà è îõîòà”). Êîììåíòàðèé, èäóùèé ïîñëå îïèñàíèÿ ïîðîäû ïðèíàäëåæèò Ñàáàíååâó.
Ãîëîâà ñîñòàâëÿåò íàèáîëåå õàðàêòåðíóþ ÷àñòü. ×åì áîëåå ïîõîäèò îíà íà ãîëîâó áëîóäõîóíäà, òåì îíà ñîâåðøåííåå. Îíà äëèííà è óçêà, ñ òÿæåëûìè áðûëÿìè: âûäàþùèéñÿ çàòûëî÷íûé ãðåáåíü îáðàçóåò íàñòîÿùóþ îõîòíè÷üþ øèøêó; ëîá ïîêðûò ìîðùèíàìè äî ãëàç, êîòîðûå äîëæíû èìåòü äîáðîäóøíîå âûðàæåíèå, íî òåì íå ìåíåå ïîêàçûâàòü êðàñíóþ ñîåäèíèòåëüíóþ ïåðåïîíêó (íèæíèå âåêè îòâèñëûå). Îáùèé âèä ãîëîâû äîëæåí ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ÷èñòîòå ïîðîäû è áûòü èñïîëíåí ñïîêîéíîãî áëàãîðîäñòâà. Çóáû íåáîëüøèå, è èíîãäà âåðõíÿÿ ÷åëþñòü äëèííåå íèæíåé (ïîäóçäîñòü). Ýòî íå ïîðîê (íî è íå äîñòîèíñòâî) è íàçûâàåòñÿ çàÿ÷üèì íîñîì.
Óøè î÷åíü äëèííûå, òîíêèå, áàðõàòèñòûå íà îùóïü; âûòÿíóòûå, îíè äîëæíû êàñàòüñÿ íîñà; ÷àñòî ñîáàêà íà îõîòå íàñòóïàåò íà íèõ (!). Îíè ïîñòàâëåíû íèçêî è íèñïàäàþò ñêëàäêàìè, ïîäîáíî äðàïèðîâêå; êîíöû èõ äîëæíû (ñïåðåäè) çàâîðà÷èâàòüñÿ âíóòðü.
Ïåðåäíèå íîãè êîðîòêèå, èìåþò â äëèíó (äî ñî÷ëåíåíèÿ) 10 ñàíòèìåòðîâ; ïÿñòü (ïåðåäíèé ïàçàíîê) ïîêðûòà ìîðùèíèñòîé êîæåé; ëàïû ìàññèâíûå, ñ îòäåëåííûìè ïàëüöàìè.
Ëÿæêè èçîãíóòûå; áåäðà ìóñêóëèñòûå, è åñëè ñìîòðåòü íà ñîáàêó ñçàäè, òî îíà êàæåòñÿ öèëèíäðîì. Ýòî âìåñòå ñ âåðòëÿâîé ïîáåæêîé (âèëÿíèå çàäîì) î÷åíü õàðàêòåðèñòè÷íî äëÿ áàññåòà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â Àíãëèè íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå 2000 áàññåòîâ, áîëüøåþ ÷àñòüþ íîâîãî, óëó÷øåííîãî (!) òèïà. Ñàìî ñîáîþ ðàçóìååòñÿ, îíè òàê æå ðåäêî óïîòðåáëÿþòñÿ çäåñü äëÿ îõîòû è ñëóæàò êîìíàòíûìè ñîáàêàìè, êàê è íåìåöêèå òàêñû. Î÷åíü òðóäíî áåæàòü, äàæå â àíãëèéñêîì ïàðêå, ñîáàêå, áåñïðåñòàííî íàñòóïàþùåé íà ñâîè óøè. Îäíàêî íåñîìíåííî, ÷òî â Àíãëèè èìåþòñÿ è ðàáî÷èå áàññåòû, êîíå÷íî áîëåå ëåãêîãî ñêëàäà. Ëåçåáëü î÷åíü õâàëèò áðàéòîíñêóþ ñòàéêó, óïðàâëÿåìóþ ìàéîðîì Cooker, êîòîðàÿ ðàáîòàåò 3 ðàçà â íåäåëþ è ñãàíèâàåò (?!) çàéöà â 2-3 ÷àñà, ïðè÷åì âñå îõîòíèêè ó÷àñòâóþò ïåøêîì è áîëüøåþ ÷àñòüþ ïîñïåâàþò ê ôèíàëó (hallali). Íàäî ïîëàãàòü, ÷òî ýòè è äðóãèå îõîòíè÷üè áàññåòû â Àíãëèè ïðåäñòàâëÿþò ïðîäóêò ñêðåùèâàíèÿ áàññåòîâ ñ áèãëÿìè. Ýòà ïîìåñü, êîíå÷íî, ñàìàÿ åñòåñòâåííàÿ è ðàçóìíàÿ.
Êðîìå òîãî, èçìåíåíèÿ, âíåñåííûå â 2010 ãîäó â íûíåøíèé ñòàíäàðò íàïðîòèâ íàïðàâëåíû íà îçäîðîâëåíèå ýêñòåðüåðà áàññåò-õàóíäîâ. Íèæå ïðèâåäåí ÷àñòè÷íûé ñòàíäàðò ïîðîäû áàññåò-õàóíä (¹163 FCI), æèðíûì øðèôòîì âûäåëåíû ïîñëåäíèå èçìåíåíèÿ.
ÎÁÙÈÉ ÂÈÄ: Êîðîòêîíîãàÿ ãîí÷àÿ ñî çíà÷èòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, õîðîøî ñáàëàíñèðîâàííàÿ, ïîëíàÿ äîñòîèíñòâà. Âàæíî èìåòü â âèäó, ÷òî ýòî ðàáî÷àÿ ãîí÷àÿ è äîëæíà áûòü ïðèãîäíà äëÿ âûïîëíåíèÿ ñâîèõ ôóíêöèé, ñëåäîâàòåëüíî, äîëæíà áûòü ñèëüíîé, àêòèâíîé è îáëàäàòü áîëüøîé âûíîñëèâîñòüþ ïðè ðàáîòå â ïîëå.
ÃÎËÎÂÀ: Âîçìîæíî íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ìîðùèí íàä áðîâÿìè è îêîëî ãëàç.  ëþáîì ñëó÷àå, êîæà íà ãîëîâå äîñòàòî÷íî ýëàñòè÷íà, ÷òîáû îáðàçîâûâàòü ëåãêèå ñêëàäêè, êîãäà âûòÿíóòà âïåðåä èëè ïðè íàêëîíå ãîëîâû.
ËÈÍÈß ÍÈÇÀ: Äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî ìåæäó ñàìîé íèæíåé ÷àñòüþ ãðóäè è çåìëåé, ïîçâîëÿþùåå ãîí÷åé ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ ïî ëþáîìó òèïó ìåñòíîñòè.
ÏÅÐÅÄÍÈÅ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ: Ïðåäïëå÷üÿ ñëåãêà èçîãíóòû âíóòðü, íî íå íàñòîëüêî, ÷òîáû ïðåïÿòñòâîâàòü ñâîáîäå äâèæåíèé, èëè ïðèâîäèòü ê òîìó, ÷òîáû êîíå÷íîñòè êàñàëèñü äðóã äðóãà â ñòîéêå èëè äâèæåíèè. Íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî êîæíûõ ñêëàäîê ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü íà íèæíåé ÷àñòè ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé, íî îíè, íè â êîåì ñëó÷àå, íå äîëæíû áûòü èçáûòî÷íûìè.
ÇÀÄÍÈÅ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ: Áåäðà ñ õîðîøî ðàçâèòîé ìóñêóëàòóðîé ñîçäàþò, ïðè îñìîòðå ñçàäè, âïå÷àòëåíèå ïî÷òè ñôåðè÷åñêèõ. Íåáîëüøèå ñêëàäêè êîæè ìîãóò ïðèñóòñòâîâàòü ìåæäó ñêàêàòåëüíûìè ñóñòàâàìè è ëàïàìè; íà çàäíåé ñòîðîíå ñêàêàòåëüíûõ ñóñòàâîâ ñêëàäêè ìîãóò îáðàçîâàòü êàðìàíû, íî, íè â êîåì ñëó÷àå, ýòè êîæíûå ñêëàäêè íå äîëæíû áûòü èçáûòî÷íûìè.
ÏÎÕÎÄÊÀ/ÄÂÈÆÅÍÈß: Êðàéíå âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ãîí÷àÿ äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ñâîåìó íàçíà÷åíèþ. Ïëàâíûå, ñèëüíûå, áåç âèäèìûõ óñèëèé äâèæåíèÿ ñ õîðîøèì âûìàõîì ïåðåäíèõ è ñèëüíûì òîë÷êîì çàäíèõ êîíå÷íîñòåé.
È íåìíîãî êàðòèíîê. Êàê äîëæíî áûòü, è êàê áûòü íå äîëæíî. Ôîòî è îïèñàíèå âçÿòû ñ ñàéòà ÷åøñêîãî ïèòîìíèêà áàññåò-õàóíäîâ “Bohemia-Horrido”.
1. Ãëàçà.
Ñëåâà è â öåíòðå – ñëèøêîì îòêðûòûå ãëàçà, ÷òî âûçâàíî ñëèøêîì ñûðîé è ìîðùèíèñòîé êîæåé ãîëîâû, ïîýòîìó ãëàçà êàæóòñÿ ñëèøêîì ãëóáîêî ïîñàæåííûìè. Âìåñòî ðàäóæíîé îáîëî÷êè âû ìîæåòå óâèäåòü òîëüêî ðîçîâûé (â ñëó÷àå ðàçäðàæåíèÿ êðàñíîãî öâåòà) êîíúþíêòèâû. Ãëàçà ðàçäðàæåíû, íà ÷òî óêàçûâàåò âëàæíàÿ îáëàñòü âîêðóã ãëàç. Ýòî èçëèøåñòâà, êîòîðûå äîëæíû íàêàçûâàòüñÿ ïðè ñóäåéñòâå. Ñïðàâà – ïðèìåð îòêðûòîãî ãëàçà, êîòîðûé âñå åùå ïðèåìëåì: ðàäóæêà âèäíà, êîíúþíêòèâà ðîçîâàÿ, à îáëàñòü âîêðóã ãëàç ñóõàÿ, íå ìîêðàÿ îò ñëåç.
Ñëåâà – ãëàçà ïðàâèëüíîé ôîðìû, áåç èçëèøíèõ ðàçäðàæåíèé íà âåêàõ. Ïèãìåíòàöèÿ íèæíåãî âåêà «ïðèêðûâàåò» ýôôåêò ðîçîâàòî-êðàñíîãî öâåòà êîíúþíêòèâû. Ñïðàâà – ãëàçà äðóãîé ôîðìû (êðóãëûå ãëàçà), ÷òî íå ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóåò ñòàíäàðòó. Íî – â îòíîøåíèè çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ ïîðîäû ýòî ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê íåçíà÷èòåëüíûé íåäîñòàòîê. È ïîñëåäíåå, íî íå ìåíåå âàæíîå: ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî öâåò ãëàç íà ýòîé òåìíîé ñîáàêå êàæåòñÿ ñëèøêîì ñâåòëûì. Îáà âûøåóêàçàííûõ äåôåêòà íåìíîãî èçìåíÿþò âíåøíèé âèä è âûðàæåíèå ïîðîäû, íî â îòíîøåíèè çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ ñîáàêè èõ íå ñëåäóåò íàêàçûâàòü òàê æå ñèëüíî, êàê åñëè áû ó ñîáàêè áûë îòêðûòûé ãëàç.
2. Ëèíèÿ íèçà/æèâîò.
Äðÿáëàÿ êîæà ïîä òåëîì («þáêà») ïîÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ó ñóê. Íà îáîèõ ôîòî èçîáðàæåí î÷åíü ýêñòðåìàëüíûé ñëó÷àé “þáêè”, êîòîðûé íå ïîçâîëÿåò ãîí÷åé ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ ïî ëþáîìó òèïó ìåñòíîñòè, çà îäíèì èñêëþ÷åíèåì – êîâåð íà âûñòàâî÷íîì ðèíãå.
3. Êîíå÷íîñòè.
Ñëåâà – ïðàâèëüíûå ïåðåäíèå ëàïû ñ ñèëüíîé êîñòüþ è òâåðäûìè, õîðîøî ñëîæåííûìè ïàëüöàìè. Ñïðàâà – õîòÿ áîëüøàÿ ÷àñòü âåñà òåëà â ýòîò ìîìåíò ëîæèòñÿ íà ëåâóþ íîãó, îí îñòàåòñÿ òâåðäûì è õîðîøî ñîãíóòûì â ïàëüöàõ.
Ïðèìåð íåïðàâèëüíîãî ïîñòàâà ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé, íà ôîòî ñïðàâà – â ñî÷åòàíèè ñ èçëèøíå ãëóáîêîé ãðóäüþ.
Ïðèìåð óçêîãî, Õ-îáðàçíîãî ïîñòàâà ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé.
Ïðèìåð ÷ðåçìåðíûõ ñêëàäîê è îáèëüíîé êîæè íà ïåðåäíèõ íîãàõ.
Âñå ïðèâåäåííûå âûøå ïðèìåðû ýêñòåðüåðà áàññåòà ïîñëåäíèå 10 ëåò ñ÷èòàþòñÿ ñåðüåçíûìè íåäîñòàòêàìè, ïîäîáíûå æèâîòíûå íå äîëæíû ó÷àñòâîâàòü â ðàçâåäåíèè è ïîëó÷àòü êàêèå-ëèáî ïîëîæèòåëüíûå îöåíêè íà âûñòàâêàõ. Ê ñîæàëåíèþ, åù¸ íå âñå çàâîä÷èêè è ýêñïåðòû îòâåòñòâåííî îòíîñÿòñÿ ê ðàçâåäåíèþ/ñóäåéñòâó ñîáàê ýòîé ïîðîäû â ñîîòâåòñòâèè ñ íîâûì ñòàíäàðòîì, è òÿæåëûõ, øêóðàñòûõ ñîáàê ñ îòâèñøèìè âåêàìè è ñëåçÿùèìèñÿ ãëàçàìè ïî ïðåæíåìó õâàòàåò.
Âïðî÷åì, íåìàëàÿ ÷àñòü çàâîä÷èêîâ âåäåò ñâîå ðàçâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ òåêóùèì ñòàíäàðòîì. Ïîäáèðàÿ ñîáàê äëÿ äåìîíñòðàöèè ïîðîäíûõ îêðàñîâ ÿ ïîïûòàëàñü íàéòè íàèáîëåå òèïè÷íûõ áàññåò-õàóíäîâ. Ê ëþáîé èç ýòèõ ñîáàê ìîãóò áûòü âîïðîñû ïî ýêñòåðüåðó â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, îäíàêî îíè íå âûãëÿäÿò íåïîâîðîòëèâûìè èíâàëèäàìè.
Buffobass Winterfell Lady Sansa (Ðîññèÿ), òð¸õöâåòíûé îêðàñ.
You Are My Honey V. Grunsven (Ãåðìàíèÿ), ðûæå-áåëûé îêðàñ.
Delta Forse Bohemia Horrido (×åõèÿ), ÷åðíî-ïîäïàëûé ñ áåëûì.
Basset Botttom Bassets Duke (ÑØÀ), ðûæèé îêðàñ.
Terra d’Orfili Fedra (Èòàëèÿ), ÷åðíî-ïåãèé ñ êðàïîì è ïîäïàëîì.
Yara Lady Barnett’s (×åõèÿ), ðûæå-ïåãèé îêðàñ. Ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî ñîáàêå íà ôîòî íå áîëåå 2õ ëåò, ýòî äîñòàòî÷íî ñûðàÿ è ìàññèâíàÿ ñîáàêà, ñ îáèëüíûìè ñêëàäêàìè â ðàéîíå ãðóäè (òà ñàìàÿ “þáêà”, õîòü è íå ÷ðåçìåðíî âûðàæåííàÿ) è íà ëàïàõ.
Èç ñòàíäàðòà ïîðîäû î õàðàêòåðå: Âÿçêàÿ ãîí÷àÿ äðåâíåãî ïðîèñõîæäåíèÿ, îõîòÿùàÿñÿ íèæíèì ÷óòüåì, îáëàäàþùàÿ ñòàéíûìè èíñòèíêòàìè è ãëóáîêèì ìåëîäè÷íûì ãîëîñîì. Ñïîêîéíàÿ, íèêîãäà íå ïðîÿâëÿþùàÿ àãðåññèè è òðóñîñòè. Âûçûâàåò óìèëåíèå.
Áàññåò-õàóíä ñåãîäíÿ èçâåñòåí âî âñåì ìèðå, îäíàêî íå èìååò ìàññîâîé ïîïóëÿðíîñòè. Ýòî ñîáàêà-êîìïàíüîí, ñ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì õàðàêòåðîì è íå ñàìûì ïðîñòûì çäîðîâüåì. Êðîìå òîãî, ìíîãèå ïðåäñòàâèòåëè ïîðîäû èìåþò äîñòàòî÷íî âûðàæåííûé îõîòíè÷èé èíñòèíêò, ÷òî çàòðóäíÿåò èõ ñîäåðæàíèå â ãîðîäå. Áàññåòû äîñòàòî÷íî óïðÿìû è ñàìîñòîÿòåëüíû, êàê è áîëüøèíñòâî îõîòíè÷üèõ ñîáàê. Çà÷àñòóþ ýòè êà÷åñòâà è òðóäíîñòè â äðåññèðîâêå âîñïðèíèìàþòñÿ âëàäåëüöàìè êàê ãëóïîñòü ïîðîäû. Ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà íåïðàâèëüíîãî ïîíèìàíèÿ èçíà÷àëüíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ ïîðîäû è å¸ õàðàêòåðà.
Áàññåòû äîñòàòî÷íî ôëåãìàòè÷íû, ìåäëèòåëüíû, íå ñêëîííû ê àãðåññèè ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ñîáàêàì èëè ëþäÿì.
ß äîñòàòî÷íî ìíîãî óäåëèëà âíèìàíèÿ ñîâðåìåííîìó ñîñòîÿíèþ ïîðîäû.  íàøåé ñòðàíå âñ¸ åùå áîëüøàÿ ÷àñòü ñîáàê îòíîñèòñÿ ê ñòàðîìó, ñûðîìó è òÿæåëîìó òèïó. Ïðè âûáîðå ùåíêà ñëåäóåò î÷åíü òùàòåëüíî âûáèðàòü ïèòîìíèê è åãî ðîäèòåëåé, íå áóäåò ëèøíèì îòäåëüíî ïðîãîâîðèòü ñ çàâîä÷èêîì, ÷òî âàñ èíòåðåñóåò çäîðîâàÿ ñîáàêà áåç îáèëèÿ ñêëàäîê è ðàçëè÷íûõ “þáîê”.
 Ðîññèè îõîòíèêè ïðàêòè÷åñêè íå èñïîëüçóþò ñîáàê ýòîé ïîðîäû äëÿ ðàáîòû.  Åâðîïå ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ðàáî÷èõ ñòàé. Âìåñòå ñ òåì, øîó-ñîáàêè çà÷àñòóþ èìåþò ðàáî÷èå äèïëîìû ïî êðîâÿíîìó ñëåäó – ýòî òðåáóåòñÿ äëÿ îôîðìëåíèÿ òèòóëà ìåæäóíàðîäíîãî ÷åìïèîíà, ïîñêîëüêó áàññåò-õàóíä ïî ïðåæíåìó ñ÷èòàåòñÿ ðàáî÷åé ïîðîäîé.
Çäîðîâüå:
Ñèíäðîì Ëàôîðà – ýïèëåïñèÿ – Îäíà èç ôîðì ìèîêëîíóñ-ýïèëåïñèè, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ïîðàæåíèåì ñåò÷àòêè ñ íàñòóïëåíèåì ñëåïîòû. Íàðÿäó ñ òèïè÷íûìè ýïèëåïòè÷åñêèìè ïðèïàäêàìè ñ òîíè÷åñêèìè è êëîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè îòìå÷àþòñÿ ìèîêëîíè÷åñêèå ïîäåðãèâàíèÿ â ðàçëè÷íûõ ÷àñòÿõ òåëà. Ìèîêëîíè÷åñêèå ñóäîðîãè íàáëþäàþòñÿ êàê âî âðåìÿ ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèïàäêîâ, òàê è â ìåæïðèïàäî÷íûå ïåðèîäû. Äëÿ ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ äîñòàòî÷íî, ÷òîáû îñîáü ïîëó÷èëà ìóòèðîâàííûé ãåí îò îäíîãî èç ðîäèòåëåé.
Õîíäðîäèñòðîôèÿ (CDDY) ñ ðèñêîì äåãåíåðàöèè ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (IVDD) ïàòîëîãèÿ êîñòíîé è õðÿùåâîé òêàíè, ïðèâîäèò ê óêîðî÷åíèþ äëèííûõ êîñòåé, êàê ïðàâèëî êîíå÷íîñòåé, ê ïðîãðåññèðóþùèì ñòðóêòóðíûì èçìåíåíèÿì ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà. Ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê ëåæèò ìåæäó ïîçâîíêàìè è ñîñòîèò èç õðÿùà, êîòîðûé îòäåëÿåò ïîçâîíêè äðóã îò äðóãà, ïîãëîùàåò óäàðû è äîïóñêàåò ëåãêîå äâèæåíèå ïîçâîíêîâ. Ó ïîðàæåííûõ ñîáàê ïðåæäåâðåìåííàÿ êàëüöèôèêàöèÿ ÷àñòè äèñêà â ðàííåì âîçðàñòå (îò ðîæäåíèÿ äî 1 ãîäà) ïðèâîäèò ê äåãåíåðàöèè äèñêîâ â ìîëîäîì âîçðàñòå, è òàêèì ïîñëåäñòâèÿì êàê ãðûæà, âîñïàëåíèå è êðîâîèçëèÿíèå, âûçûâàþùèå ñèëüíóþ áîëü è íåâðîëîãè÷åñêóþ äèñôóíêöèþ.
Áîëåçíü ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (IVDD) ìîæåò âûçûâàòü ó ñîáàê öåëûé ðÿä ñèìïòîìîâ, íà÷èíàÿ ñ óìåðåííîé áîëè, ÷àñòè÷íîãî ïàðàëè÷à äî ïîëíîãî ïàðàëè÷à.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðîèñõîäèò ÷òî-òî ñðåäíåå, õðîìàòà íà çàäíþþ èëè ïåðåäíþþ êîíå÷íîñòü, ïðè ïîâîðîòå æèâîòíîå çàâàëèâàåòñÿ íà áîê, áðþøíàÿ ïîëîñòü íàïðÿæåíà è ñèëüíî áîëåçíåííà. Òàê æå, ñðåäè ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ âñòðå÷àþòñÿ: áîëè â îáëàñòè øåè (íåæåëàíèå äâèãàòü øåþ èëè ãîëîâó), îïóùåííàÿ âíèç ãîëîâà, áîëü â ñïèíå è ñêîâàííîñòü, æèâîòíîå ãîðáèòñÿ, çàäåðæêà ìî÷è, íàðóøåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, îòñóòñòâèå êîîðäèíàöèè, àòàêñèÿ, ñòðàõ, òðåìîð ìûøö, ïàðàëè÷ îäíîé èëè íåñêîëüêèõ êîíå÷íîñòåé.
Íàëè÷èå ìóòàöèè íå âñåãäà ïðèâîäèò ê äåãåíåðàöèè äèñêîâ. Brown et al. 2017 ïîêàçàëè àññîöèàöèþ õîíäðîäèñòðîôèè ñ ðèñêîì IVDD íà óðîâíå îêîëî 34%.
Îòäåëüíî äîïîëíþ, ÷òî ñàìà ïî ñåáå õîíäðîäèñòðîôèÿ (óêîðî÷åííûå ëàïû) ÿâëÿåòñÿ ïîðîäîîáðàçóþùèì ïðèçíàêîì äëÿ áàññåòîâ.
Óõîä çà óøàìè – â ñèëó ñâîåãî ñòðîåíèÿ è äëèíû òðåáóåòñÿ ðåãóëÿðíàÿ ÷èñòêà óøåé. Áàññåòû ñêëîííû ê âîñïàëåíèÿì íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà.
Áàññåò è àäæèëèòè.
(Ðåêîìåíäóþ âîñïðèíèìàòü âèäåî ïðîñòî êàê ìèëîå ïðîÿâëåíèå ëåíèâîãî ñïîðòà.  ëþáîì ñëó÷àå áàññåò-õàóíä íå áóäåò ñîñòàâëÿòü êîíêóðåíöèþ ñîáàêàì äðóãèõ ïîðîä â ïîäâèæíûõ âèäàõ ñïîðòà)
Источник