Порода собаки из рассказа куприна

Порода собаки из рассказа куприна thumbnail

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность.

Источник

7 букв.

Очень нравоучительный рассказ, о бедных собаках, которых везут на живодерню, из которого чаще вспоминают пуделя Арто, но и Джек там не на последних ролях. Собаки рассуждают о том в чем их собачье счастье и многие считают что это добрый хозяин, а кое-кто, что свобода. Порода же Джека – ПОЙНТЕР.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Павли­кА83
[69K]

5 лет назад

Одним из главных героев произведения Куприна Собачье счастье является пойнтер Джек. Это полуторагодовалый пес, который согласно сюжету отправился на прогулку вместе с кухаркой Аннушкой на рынок и потерялся. Его впоследствии выловили и посадили в клетку. Ответ тут ПОЙНТЕР.

Аннуш­ка уже разли­ла масло
[37.9K]

5 лет назад

Ваши вопросы все изысканней и изысканней. И среднестатистическому человеку весьма сложно будет ответить на данный вопрос. Ибо половина вообще не читала книгу, а вторая половина – не обратила внимания на породу.

Но тут и приходим мы, авторы БВ, на помощь.

Джек из разказа Куприна “Собасье счастье” был породы ПОЙНТЕР (вот Вам и верный ответ).

Елена Д
[354K]

5 лет назад

Не так-то просто с ходу вспомнить породу собаки из вышеупомянутого рассказа Александра Куприна, несмотря на то, что само произведение является печальным и запоминающимся. Автор описывает мир глазами своих героев, пытаясь понять, в чём же состоит “собачье счастье”, а порода Джека – это пойнтер.

Савоя­р
[134K]

5 лет назад

Русский писатель Куприн Александр довольно частый гость на полях кроссвордов, поэтому отгадывающие скоро назубок будут знать всю его библиотеку. Если брать во внимание его рассказ “Собачье счастье”, то у четвероногого персонажа рассказа по кличке Джек порода из семи букв “ПОЙНТЕР”.

ahuhi­p
[4.2K]

5 лет назад

Если я не ошибаюсь у Джека была порода пойнтер. Пойнтеры – это достаточно красивая порода собак, но в дамскую сумочку их не положишь. Эти собаки достаточно высокие могут от 50 см и до 70 см, живут они около 12-14 лет. Собаки эти очень верные, дружелюбные, привязчивые и хорошие.

Людми­ла 1986
[99.9K]

5 лет назад

Правильный ответ на вопрос “Какая была порода Джека из рассказа “Собачье счастье” Александра Куприна?” – пойнтер.

В рассказе Александра Куприна “Собачье счастье” полуторогодовалый пес Джек, отставший от кухарки и попавший в фургон живодера, породы пойнтер.

Viole­t a
[216K]

5 лет назад

Для начала придется вспомнить рассказ Куприна под названием “Собачье счастье”, рассказ между прочим интересный и довольно поучительный.

Джек является одним из главных героев произведения, это был пес породы пойнтер.

П О Й Н Т Е Р – верный ответ.

Natas­haU
[62.5K]

5 лет назад

В интересном и поучительном рассказе Александра Куприна “Собачье счастье” одним из главных героев был пес Джек, а порода у него была пойнтер. Это и будет являться правильным ответом на поставленный вопрос.

Пашен­ька
[158K]

5 лет назад

Порода у собаки, которая является героем рассказа у русского писателя Куприна, будет ПОЙНТЕР. Порода, нужно заметить, не очень известная в народе. Мне было интересно узнать, что она из себя представляет.

Порода собаки из рассказа куприна

Знаете ответ?

Источник

Порода собаки из рассказа куприна

8

1 ответ:

Порода собаки из рассказа куприна

0

0

1) “Кусака” – дворняжка
2) “Белый пудель” – пудель
3) “Барбос и Жулька” – 
Жулька – тонконогая комнатная собачка с гладкой чёрной шерстью
Барбос – помесь дворняжки и овчарки

Читайте также

Порода собаки из рассказа куприна

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
Иван-царевич. Долго жил, не тужил, да только услышал он про чудо-рыбу. Сказывают,
будто рыба эта такая огромная, что умещается на ней целая деревня. Интересно
стало Ивану-царевичу, простился он с матушкой и батюшкой, сел на доброго коня,
да и отправился в путь. Долго ли, коротко ли скакал Иван, да прискакал он к
самому синему морю. Море расстилается перед ним вдаль, гладкое прегладкое, как
волшебное зеркальце, которое у Василисы Премудрой есть. Залюбовался Иван, да
только чудо-рыбы не видно было. Опечалился Царевич, думал, обманули его, хотел
было назад повернуть, да увидел мужичка. Окликнул его Иван-царевич, да и
спрашивает: ”Так и так, дескать, есть ли тут рыба огромная, на которой деревня
есть целая?” А мужичок отвечает: “Бывает тут такая, вот только сейчас рыба в
бескрайний океан ушла – кормиться. Вишь, море спокойно. А вот забурлит синее
море, поднимутся волны, знай – плывёт огромная рыба”. Послушался Иван-царевич и
стал ждать. Ждал он, ждал, да только рыба не показывается никак. Опечалился
Царевич, думал, обманул его мужичок, только уходить собрался, как вдруг
забурлило море синее, поднялись волны могучие – быстро, как вихрь плывёт
чудо-рыба. Успокоилось море, улеглись волны – приплыла рыба на своё место. Как
увидел Иван-царевич чудо-рыбу, чуть с коня не упал. Огромна та рыба, так
огромна, что на ней целая деревня есть. И храм, и поля, и дома. Вон на поляне красны
девицы хоровод водят, по дороге телега едет, на хвосте чудо-рыбы горы высокие,
а на плавнике лес дремучий. Подивился Иван-царевич, да и поехал домой. Долго
ли, коротко ли ехал, да только встречали его матушка с батюшкой, слушали
истории его, да дивились чудо-рыбе.

Читайте также:  Самые популярные породы собак

Порода собаки из рассказа куприна

1.      Старый осёл

2.      Собака

3.      Кот

4.      Бедный петух

5.      Встреча с разбойниками

6.      Находчивые друзья

Порода собаки из рассказа куприна

Есть история (то, что было) и есть историография (то, что написали о былом) .  Современное общество к своей истории отношения уже не имеет, оно (общество) не может влиять на свою историю. И роль истории в обществе – нулевая.  Современное общество пишет свою историографию, и при помощи историографии управляет собой и своим будущим. В современном (информационном) мире роль историографии для жизни общества огромна (если не сказать “бесконечна”). От историографии зависит существование общества в настоящем и выживание общества в будущем.  Всё!  Примечание: Школьный предмет “История” – это историография, так же как и литературные романы “Анжелика – маркиза ангелов”, “Три мушкетёра”, фильмы “Броненосец Потёмкин”, “Чапаев”, “Спасти рядового Райана”, “В джазе только девушки” и другие.

Порода собаки из рассказа куприна

Горящее сердце-метафора
в очах его светилось много силы-метафора
сердце вскипело -метафора
сердце вспыхнуло-метафора
пылало так ярко, как солнце-сравнение
вздыхала степь-олицетворение
блестела трава-метафора
золотом сверкала -эпитет
понес труд-метафора
лес все гудел-олицетворение
красной , как та кровь-сравнение
лес расступился – олицетворение
насторожились ,как волки-сравнение

Порода собаки из рассказа куприна

Ключ-символ выхода из “темного царства” для Катерины.

Источник

Охота. Томас Блинкс. Источник: Яндекс-картинки

Когда человек читает прозаическое произведение, увлечься им помогает схожесть с персонажем. Но случается так, что в свои 27 лет я сопереживаю двенадцатилетнему юноше. Или же выходит, что отождествляю себя с женщиной, которая помогает мужу не опозориться. А как быть, когда главный герой произведения собака? Что меня как читателя с ними связывает?

Конечно, на поверхностном уровне некоторые внешние атрибуты персонажа, которые относятся и к читателю, соединяют их. Это может быть: пол, вес, возраст, национальность, статус и принадлежность к социальной группе. Но внешнее сходство способно лишь установить контакт, который может и оборваться.

Такие памятники литературы, как «Отцы и дети», «Тарас Бульба» или «Властелин колец» сообщают, что внешний образ протагониста может сильно отличаться от читателя.

И начнем рассуждать про схожесть персонажей с читателем с разбора произведений Александра Ивановича Куприна. Мы возьмем три рассказа: «Собачье счастье», «Куст сирени» и «В недрах земли». Чтобы не растягивать выпуск поговорим сейчас только о рассказе «Собачье счастье». Об остальных побеседуем в других роликах.

Хотим порадовать: в этом выпуске мы касаемся в основном экспозиции, а не основного сюжета. Поэтому даже если вы не читали рассказ «Собачье счастье», ролик не раскроет Вам суть истории.

Сюжет рассказа «Собачье счастье»

В рассказе «Собачье счастье» протоганистом является пес Джек породы пойнтер. Чтобы его представить автор использует несколько конфликтных ситуаций.

В начале рассказа герой теряется на улице. Джек, находясь у колбасной лавки, не видит своей кухарки, из-за чего бежит обратно. Значит, запахи мяса не мешают преданности Джека.

Но на перекрестке хозяйки нет. Чтобы ее найти, пес переходит на нюх. Ему удается уловить ее по запахам кухонного стола и серого мыла. Но проходит женщина, которая гасит все китайскими духами, и пойнтер теряет след.

В этих конфликтных ситуациях нам представляют Джека чисто как животное без разума. Но его преданность хозяйке и попытки найти ее делают образ Джека как собаки привлекательным. Если быть хозяином пса, то такого.

Далее Куприн аккуратно переходит к личностным качествам героя.

Оказывается, потеряться Джеку не страшно. Нам сообщают, что он хорошо знает город и умеет им наслаждаться, из-за чего не торопится домой. То есть, не смотря на обстоятельства, персонаж остается хозяином положения.

После автор решается совсем очеловечить пса, когда сталкивает его с враждебно настроенным догом. Автор пишет мысли Джека:

“Если он мне скажет что-нибудь оскорбительное для моей чести или для чести всех порядочных пойнтеров вообще, я вцеплюсь ему в бок, около левой задней ноги, – подумал Джек. – Дог, конечно, сильнее меня, но он неповоротлив и глуп. Ишь, стоит болван боком и не подозревает, что открыл весь левый фланг для нападения”.

И вот перед нами персонаж, который готов за себя постоять, даже в случае с ущемлением самоуважения. При этом Джек осознает опасность со стороны соперника, но и просчитывает пути к победе. Думаю, многие хотят вести себя в подобных ситуациях как Джек — не бояться поставить на место неприятеля.

Просто хорошая собака?

С одной стороны Александр Иванович знакомит нас с главным героем просто как с хорошей собакой через преданность к хозяину. С другой — начинает касаться внутренних качеств: Джек не паникует, когда теряет след кухарки. Но в третьем событии, во встречи с догом, Куприн вводит новые правила мира истории — собаки в его произведении рассуждают как люди. Это автор вводит через мысли героя, которые сообщают, что пес имеет чувство собственного достоинства. И таким образом мы соединяемся с персонажем не через внешнее, а через внутреннее.

Однако Куприн делает привлекательным сначала внешний образ персонажа. У него герой пес, и Александр Иванович в первую очередь показывает этого пса как хорошего пса. И уже затем возводит мосты, которые соединяют читателя и пойнтера на внутреннем уровне.

Вывод

Внутренний уровень общности персонажа с читателем — это личностные качества, ценности и мотивы.

Но о том, как персонажа с этой стороны лучше представить, подробнее поговорим в следующем выпуске. В нем мы будем разбирать рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна, но сюжет раскроем кже полностью. Так что готовьтесь.

Читайте также:  Собака для аллергиков породы

Источник

Киселев В. С.

Куприн очень любил животных. Об этом знали его друзья и знакомые и дарили ему собак, кошек, обезьян.

Писатель Л. Н. Андреев привез Куприну двух щенков — сенбернаров. Сенбернары выросли, размножились, и одно время в усадьбе Куприна в Гатчине, где он жил и работал, бегало восемь собак.

«Цирковой артист Жакомино, — рассказывает К.
А. Куприна, — подарил писателю собаку редкой породы — меделяна. Это был необычайной красоты и силы пес красно-песочной масти, весом свыше шести пудов».

«Сапсан Тридцать Шестой» — так иногда называл Куприн меделяна, намекая на его древнее, царственное среди собак происхождение. Александр Иванович снялся вместе с меделяном и дарил друзьям фотоснимки.

«И. А. Бунину от А. Куприна и Сапсана II» — написал Куприн на снимке, подаренном Бунину.

Сапсан погиб молодым. Куприн описал его в рассказе «Сапсан».

Кто-то подарил Александру Ивановичу обезьянку Марью Ивановну. Это было умное, сообразительное, но злое и проказливое животное. В Зеленом домике Куприна в Гатчине Марья Ивановна натворила невероятное количество бед: перебила всю чайную посуду, ободрала во всех комнатах обои, выдернула из всех вазонов и кадок растения…

Держать обезьяну в доме было невозможно. Ее взял к себе Жакомино — для дрессировки. Ему помогал Куприн. Обезьяна оказалась способной акробаткой.

Рассказ Куприна об этой обезьянке так и называется — «Марья Ивановна».

Свои рассказы о животных Александр Иванович не выдумывал. Все они взяты из жизни, и лишь один во многом «выдуман»: это рассказ «Слон» о девочке Наде, заболевшей равнодушием к жизни. Она ничего не ела, не пила, ничем на свете не интересовалась. Но вот к ней привели огромного, как гора, доброго, ласкового слона; он дует девочке в лицо теплым и сильным дыханием, вместе с ней завтракает, обедает — и девочка выздоравливает. Но и на этот рассказ Куприна натолкнула жизнь: болезнь его маленькой дочери Лиды. Она стала скучной, вялой, ничего не хотела, ничего не просила, ее нельзя было уговорить съесть котлету или выпить стакан молока.

Куприн купил ей заводного плюшевого слона. Но девочке нужен был живой слон.

Александр Иванович поехал к директору Петербургского зоологического сада, где, кроме взрослых слонов, был еще молодой слоненок, совсем крошка, но все же ростом с корову. Он попросил директора отпустить на один день слоненка к девочке, заболевшей равнодушием к жизни. Может быть, это ее развлечет и пробудит инстинкт к жизни. Директор, выслушав просьбу Куприна, громко расхохотался. Куприн обиделся, встал, ушел, а придя домой, написал рассказ «Слон» и прочел его Лиде.

— Это так и было? — спросила Лида.

— Так и было.

— И девочка выздоровела?

— Выздоровела, стала много и хорошо есть, повеселела, опять ходила гулять с няней на улицу…

Лида слушала, потом в первый раз за все время болезни рассмеялась и сказала:

— Ну какой же ты, папа, выдумщик! Как мог слон ходить в гости? Нет, ты настоящий обманщик! — подумала и добавила: — Ну, хорошо, дай мне яблочко. Я что-то захотела есть…

Сказка ли Куприна, заводной ли серый слон или сама собой прошла болезнь, но только с этого дня Лида стала есть и поправляться.

Чтобы лучше писать о животных, Куприн держал у себя в Гатчине уйму собак и несколько кошек, кроликов, теленка, кур, гусей, поросенка, козу, уток и вел за всеми этими животными наблюдения. Не избежали его наблюдений даже, как сообщает писатель Н. К. Вержбицкий, тараканы в кухне: Куприн делал на их спинках какие-то отметки мелом и пытался проникнуть в их «быт» и «нравы».

Огромный материал давали писателю наблюдения над скворцами. Они прилетали каждую весну и селились в саду Куприна. Литературовед Д. Ф. Батюшков в своей неопубликованной статье о Куприне «Стихийный талант» рассказывает, как Куприн изучал «психологию» лошади. Оба они возвращались из гостей верхом домой, в село Даниловское (в Новгородской губернии). Подъезжая к Даниловскому, заметили лошадь, которая забралась в овсы. Батюшков спешился, чтобы прогнать лошадь, но Куприн подхватил ее за челку и привел в дом. Сев на нее верхом, он заставил ее подняться по ступенькам балкона и настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме.

— Хочу знать, когда и как спит лошадь, — объяснил Куприн.

«В ту пору, — рассказывает Батюшков, — Куприн писал “Изумруд”. Нельзя не признать, что “психология” лошади представлена в рассказе в высшей степени правдоподобно. Конечно, едва ли присутствие лошади в его комнате дало что-нибудь ему для раскрытия “внутренней жизни лошади”, но ощущение ее близости как-то настраивало его в нужном для творчества направлении…

…Собаки не меньше, чем лошади, занимали Куприна, — сообщает далее Батюшков. — Куприн серьезно изучал характеры и свойства разных пород собак… Особенно полюбилась ему откуда-то приставшая собака из породы гончих, которую он окрестил Сэмом — в честь одного из героев “Пикквикского клуба” — любимой книги Куприна. Вместе с Сэмом его сопровождали на охоту еще две собачонки, и Александр Иванович сочинил рассказ о трех собаках, женщине и Огненном человеке, уморительно передав “чувствования” собак при выстрелах, их отношения к его жене, которая сопровождала его на охоте, и разные игры собак по возвращении под впечатлением охоты… Но заправским охотником он не был, и когда съезжались к нему местные охотники из интеллигенции, привлеченные в особенности его рассказом об охоте “На глухарей”, то несколько разочаровывались, называя его простым аматёром (любителем). И действительно, не сама охота интересовала Куприна, а ощущения во время охоты, полет птиц, бег зверей, переживания охотников».

Случалось, животные болели, и тогда Александр Иванович лечил их. Делать это он начал еще в 90-е годы, когда работал в киевских газетах. Однажды он вместе с журналистом М. Н. Киселевым вылечил конька, у которого по дороге на ярмарку волк ободрал шею и плечо. Лечение это прошло успешно. Неудачей кончилось у Куприна лечение собаки в Крыму, в Мисхоре, где он жил со своей семьей летом 1903 года. Куприн, по рассказу М. К. Куприной-Давыдовой, вкатил собаке такую дозу лекарства, что она сдохла. Александр Иванович был удручен и давал клятву никогда больше не лечить животных. Клятвы своей он, однако, не сдержал, животных лечил, но с большой осторожностью и советуясь с врачами.

Русские писатели много, охотно и любовно писали о природе, охоте, животных, рыбной ловле. Особенно много и хорошо писали о животных Л. Толстой, Тургенев, Аксаков, Мамин-Сибиряк.

Куприн написал 30 рассказов, целиком посвященных описанию кошек, собак, слонов, обезьян, лошадей, птиц, и всюду он говорит об их уме, сообразительности, дружбе с человеком, об их веселом, общительном характере. Куприн внимателен и ласков ко всем тварям, населяющим нашу землю, он добр и справедлив даже к комарам и делит их на злых и незлых: в неоконченном рассказе «Двоенос» у Куприна «долгоногие незлые речные комары равномерно скакали вверх-вниз, вверх-вниз».

Читайте также:  Разведение редких пород собак

Нежную и сильную, совсем особенную любовь питал Куприн к собакам. Он даже собирался написать книгу об этих друзьях человека.

В книгах Куприна часто встречаются люди, связанные своими служебными или какими-либо иными отношениями с лесом, охотой, с миром животных. Кучера, лесники, лесничие, лесные объездчики, дрессировщики, пастухи, наездники и наездницы, просто любители животных (полковник Брем в «Поединке») — яркие, сильные, отлично выписанные фигуры.

В основе любви Куприна к животным лежит его любовь к природе, чувство ее, понимание; но любовь к природе пришла к Куприну не сразу. Свою молодую жизнь он провел в городах, лишь изредка бывая за их пределами, и в его первых пяти рассказах: «Последний дебют», «Психея», «Лунной ночью», «Дознание», «К славе» — и в повести «Впотьмах» природы нет, нет ее живых, ярких, «из жизни», описаний.

Впервые лицом к лицу с природой Куприн столкнулся летом 1894 года, когда, покончив с армейской жизнью, приехал в зеленое вековое царство леса, в Звенигородское лесничество, в Киевской губернии, к Натам — к своей сестре Зинаиде Ивановне и мужу ее, лесничему Станиславу Генриховичу.

Лес покорил Куприна, очаровал его. Страстный любитель леса и охотник, Станислав Нат сумел показать Куприну лесные чащобы во всей их красоте и величии, раскрыть все обаяние леса.

С. Г. Нат служил сначала на Украине, затем в лесах Рязанщины, и, наконец, на севере, в лесах Вологодской губернии.

«Страстный и отважный охотник, — писал о нем журнал “Лесное хозяйство и лесная промышленность” в 1929 году, когда умер С. Г. Нат, — он тысячи километров проделал на лодках и пешком, чтобы, как настоящий следопыт и исследователь, забраться возможно глубже в лесную глушь в обществе охотников — зырян, самоедов и остяков».

Лесовики Вычегды, Мезени, Печоры долго помнили импозантную фигуру Ната, с черной окладистой бородой и шевелюрой седых волос, помнили его увлекательные лесные рассказы.

С. Г. Нат был ученым лесоводом, окончил два высших учебных заведения, в последние годы своей жизни руководил лесоэкономической экспедицией на Урале. Конечно, это о нем писал Куприн в рассказе «Черная молния», изображая лесничего Турченко: «Лес был его настоящею семьею и, кажется, единственной страстной привязанностью к жизни».

Куприн часто бывал у Натов в Куршинском и Зарайском лесничествах, Рязанской губернии, где гостил, отдыхал, писал и охотился вместе с лесниками, деревенскими охотниками и Натом.

О том, какое значение имел лес в его творчестве и жизни, Куприн много лет спустя сам рассказал в письмах к сестре Зинаиде Ивановне.

«Весть о смерти Ната, — писал Куприн, — не потрясла меня, но огорчила до слез. Как много прекрасных воспоминаний связано в моей памяти с ним, начиная с его первого курса в Петровской академии, а потом в лесничествах — Звенигородском, Куршинском, Зарайском. В них — самые благодатные месяцы в моей жизни. Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да и там же я учился русскому языку и русскому пейзажу. Поистине в духовном смысле вы оба были моими кормильцами, поильцами и лучшими воспитателями».

И Куприн любил писать о лесе. Один из лучших его рассказов о лесе — «Ночь в лесу». Только человек, влюбленный в природу, мог создать такой удивительный рассказ.

Осенью того же, 1894 года Куприн стал сотрудничать в киевских газетах и в одной из них — в «Жизни и искусстве» — очутился в среде журналистов и литераторов высокой квалификации, людей прогрессивных, для которых знание русской литературы было обязательно. Офицеру Куприну, чтобы сравняться с ними в знаниях и журналистской квалификации, пришлось много работать над своим самообразованием, много читать по общественным вопросам, читать и десятки раз перечитывать писателей — старых и новых, русских и иностранных. Он испытал на себе сильное влияние Гл. Успенского, Гаршина, Л. Толстого, Мопассана, Чехова, с их любовью и знанием жизни, человека, природы.

Так, два мощных воздействия на творческую душу писателя — лес и литература — способствовали тому, что Куприн стал одним из самых сильных и тонких мастеров картин родной природы.

Несколько слов о любви Куприна к цветам.

В 1909 году Куприн жил с семьей в Житомире, в доме, позади которого взрыхлил небольшой участок земли и засадил его цветами. Он работал, писал. Время от времени, оставляя письменный стол, выходил в свой цветничок, ухаживал за розами, напевал густым, сиплым баском: «Артишоки, артишоки не растут, не растут в нашем огороде…»

Куприн неоднократно писал о цветах. Целиком посвящены цветам его рассказы «Столетник», «Фиалка», «Резеда».

Вот отрывок из опубликованного и хранящегося в Архиве литературы и искусства в Москве рассказ А. И. Куприна «Резеда»:

«Удивительный аромат — нежный и прекрасный — отчетливо стоял в воздухе. Он как будто давно уже был Горбачеву известен, близок и радостен, но (который) он никак не мог узнать. Он только ловил его жадными ноздрями.

— Чем это так прелестно пахнет, Федор Алексеевич?

— Ах, господи, да неужели забыли? Резеда, мой друг, резеда! Самый милый, самый любимый и самый застенчивый русский цветок — резеда, сохранявшая в путях на север свое персидское наименование».

Вечером гость и хозяин дома сидят на балконе.

«И вот тихонько пришло к нам на балкон милое, ласковое, неописуемое, ни на что другое не похожее благоухание освеженной резеды». И хозяин рассказывает гостю:

«Странно, очень странно относились русские люди к резеде, которая как раз всего охотнее растет и всего лучше пахнет в средней, черноземной полосе России. Ни в одних стихах резеда не была воспета, а в романах и повестях она всегда является символом пошлости и мещанства, наряду с канарейкой, геранью и олеографической картинкой. Высоко ее ценили и держали не для клиентов, а для себя отличные садовники из чехов и латышей. Но нужно сказать, что любил резеду и русский мужик, который дал цветам такие прекрасные, мягкие и поэтические имена и у которого так развито чувство обоняния. Едва только удалось крестьянину путем сверхчеловеческого труда выбраться из черной, грязной курной избы в полутораэтажный новый дом с палисадником, то первым долгом заводил он под окнами резеду “для душевной утехи”…

Резеда — один из любимейших цветков Куприна. С ней могла соперничать только сирень.

Последние недели жизни Александра Ивановича. Весна, Гатчина. Во всем городе цветет и благоухает сирень — фиолетовая, белая, розовая.

В парке вдоль озера медленно, опираясь на палку, часто останавливаясь, идет старый русский писатель, в очках с черной оправой, с толстыми стеклами. Он с трудом дышит и все же жадно вглядывается и старается запомнить и неподвижную гладь озера, и молодую нежную листву тополей, и сиреневые кусты вдоль аллей парка; он не перестает, верить, что к нему вернется здоровье и он напишет рассказ о скромном, но истинно прекрасном цветке — сирени.

Источник