Порода собаки в сериале ко мне мухтар
Служебное собаководство и служебные собаки. У кого была служебная собака, да кто еще и занимался в клубе служебного собаководства, тот знает о чем идет речь, тот в теме.
Случайно наткнулся на этот фильм и решил еще раз посмотреть. Фильм 1964 года. Давно не смотрел. Фильм про служебного пса – немецкую овчарку по кличке Мухтар. Фильм с первых кадров почему-то сразу затягивает, невозможно оторваться.
Начинается все неожиданно. В вагоне поезда никто не может справиться с немецкой овчаркой, которая бегает и никого не пускает в вагон. Вызывают кинолога, чтобы усмирил пса с помощью оружия.
Кадры из фильма “Ко мне, Мухтар”
Приезжает кинолог Глазычев, которого играет Юрий Никулин. Глазычев видит, что собака хорошая, и решает забрать пса. Собака оказывается в милицейском питомнике.
Потом находят хозяйку пса, которая и оставила его в вагоне, потому что он, якобы, отказался ее слушаться. Становится известно, что кличка у собаки Мухтар.
Хозяйка от собаки отказывается. Глазычев становится проводником собаки. Долго и упорно занимается с Мухтаром, тренирует его и сдает с ним экзамены для несения службы.
После чего они вместе начинают нести службу в милиции, в уголовном розыске.
Первое дело Мухтара было о пропаже у бабушки кроликов. С ним Мухтар справился – нашел и кроликов, и вора. Это был внук бабушки.
Затем еще было много дел. И тут на базе пропадают продукты. Сначала едет другой кинолог с собакой, но они ничего не находят.
А потом едут Глазычев с Мухтаром. Они находят и украденные продукты, задерживают и самих воров.
Всего за всю службу Мухтар находит ценностей на сумму 3 миллионов рублей.
В последнем деле Мухтар идет по следу вооруженного преступника. Преследование заканчивается задержанием преступника. При задержании Мухтар получает ранения, после которых он уже не может служить в милиции.
Усилиями Глазычева Мухтара оставляют на дожитие при питомнике, учитывая его заслуги. Как будто на пенсии.
У Мухтара есть реальный прототип -служебный пес Султан, который работал в милиции. Он действительно задержал много преступников и нашел ценностей на 3 миллиона рублей.
А кто же снялся в роли Мухтара?
В фильме показана жизнь служебной собаки, начиная от молодости и заканчивая старостью. Понятно, что одна собака сыграть этого не может. Поэтому Мухтара играло четыре собаки. Двух псов Урала и Байкала дали в милиции. Это были настоящие служебные собаки. Третью собаку, самого молодого Мухтара, просто купили щенком перед началом съемок. Жил он на студии и мало кого слушался, поэтому снимался мало.
А вот самой умной собакой, которая играла в самых сложных сценах, да затем в основном и сыграла Мухтара, оказался пес Дейк из Киева, хозяин которого Михаил Длигач написал письмо на киностудию с предложением снимать в главной роли его собаку.
В начале съемок решили снимать окончание фильма и сразу возникли трудности. Не могли снять зимнюю метель, собаки от звука большого вентилятора, создававшего метель, разбегались кто куда. Пригласили Длигача с Дейком и процесс пошел. Длигач с Дейком во время съемок жили в квартире Никулина, и так Дэйк в основном и снялся в фильме.
Фильмы про собак всегда очень интересны. Собаки всегда остаются преданы хозяину, в любых обстоятельствах. И никогда не могут предать человека, в отличии от людей.
Есть старые советские фильмы, которые смотришь и удивляешься. Эти фильмы сделаны намного интереснее современных.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Источник
Автор:
21 марта 2018 09:08
Как Султан стал Мухтаром, сколько собак снималось в фильме и что осталось у Льва Дурова на память о съёмках.
Источник:
Однажды писатель Израиль Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Заинтересовавшись необычным экспонатом, писатель выяснил, что это Султан — легендарный милицейский пёс, который участвовал в задержании более тысячи преступников и нашёл похищенное имущество на сумму примерно в три миллиона рублей.
Султан работал во время блокады Ленинграда, его дважды ранили преступники, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушимн. Любитель собак Меттер познакомился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и о роли кинологов в розыскной работе. Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма.
Источник:
На роль Мухтара сначала взяли трёх собак — Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой.
Источник:
Главную роль режиссёр Семён Туманов сразу предложил Юрию Никулину. «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» — возразил актёр, но режиссёра это не смутило. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров».
Источник:
Съёмки начались с эпизода, в котором Мухтар и Глазычев шли по следу рецидивиста… И сразу возникли неожиданные проблемы. Метель создавали мощные ветродуи, которые работали с таким воем, что собаки в ужасе разбегались. Тогда съёмочная группа задумалась о четвёртом псе. Когда-то на «Мосфильм» пришло письмо от инженера, который был страстным собаководом и написал свой вариант сценария по повести «Мухтар». Он рассказал, что у него есть умнейший Дейк, который запросто справится с ролью. Пёс был расписан так, как будто мог не только сыграть, но и снять фильм… Инженера вызвали вместе с собакой. И действительно — Дейк не боялся ветродуев, выполнял любые команды, был очень артистичным и сыграл большую часть роли.
Источник:
В сцене, где Мухтар бросался на свою бывшую хозяйку, вместо Аллы Ларионовой снимали дублёршу. Девушку обмотали войлоком, надели поверх толстую шубу и выпустили Дейка. Наблюдавшей за съёмками Ларионовой работа дублёрши не понравилась, и она всё-таки настояла на своём участии. Дрессировщик так переживал за актрису, что бросался оттаскивать собаку на середине сцены и испортил четыре дубля. На пятый раз режиссёр попросил ассистентов держать дрессировщика до тех пор, пока не будет дана отмашка.
Источник:
Помощником звукооператора работал молодой актёр Олег Шкловский. Когда искали актёров, которые согласятся подвергнуться нападению служебной собаки, многие отказывались, а Шкловский вызвался добровольцем. Он сыграл эпизодическую роль преступника, укравшего окорок из магазина. Оказалось, что актёры боялись совершенно напрасно — на съёмках собака всё время пробегала мимо бандита. В конце концов сцену решили не переснимать, так как действие всё равно происходило в темноте.
Источник:
Кому не повезло с собаками, так это Льву Дурову. Актёр играл рецидивиста Рыбу, которого должен был задержать пёс. Мухтара в этой сцене играл Байкал, который отличался суровым нравом и однажды на задержании серьёзно погрыз человека. Дурова он воспринял как настоящего преступника — сбил с ног, вцепился, начал таскать по земле и подбираться к горлу. Актёр попытался сунуть ему в пасть защитный рукав, но Байкал его отшвырнул… Все происходило буквально секунды, но, когда собаку оттащили, на Дурове по его воспоминаниям остались только «трусы да валенки», и шрам на ноге на память о съёмках.
Источник:
Для съёмок финала фильма, когда Мухтар приходит в себя после ранения, собаке надо было придать больной вид. К лапе привязали кусочек проволоки, которая слегка покалывала при ходьбе, и пёс старался на неё не наступать. Голову обмотали бинтами, а шерсть намазали вишнёвым сиропом, чтобы она выглядела свалявшейся.
Источник:
После выхода фильма кличка обрела небывалую популярность — Мухтары всех пород были почти в каждом дворе… Юрию Никулину стали дарить щенков служебных собак, и он не знал, как уговорить собаководов этого не делать. Актёр шутил, что пора снимать вторую часть и назвать её «От меня, Мухтар!».
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
Однажды писатель Израиль Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Заинтересовавшись необычным экспонатом, писатель выяснил, что это Султан — легендарный милицейский пёс, который участвовал в задержании более тысячи преступников и нашёл похищенное имущество на сумму примерно в три миллиона рублей.
Султан работал во время блокады Ленинграда, его дважды ранили преступники, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушмин. Любитель собак Меттер познакомился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и о роли кинологов в розыскной работе. Так появилась повесть «Мухтар» и сценарий будущего фильма.
На роль Мухтара сначала взяли трёх собак — Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой.
Главную роль режиссёр Семён Туманов предложил Юрию Никулину по рекомендации Израиля Меттера. «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» — возразил актёр, но режиссёра это не смутило. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров»…
Съёмки начались с эпизода, в котором Мухтар и Глазычев шли по следу рецидивиста… И сразу возникли неожиданные проблемы. Метель создавали мощные ветродуи, которые работали с таким воем, что собаки в ужасе разбегались. Тогда съёмочная группа задумалась о четвёртом псе. Когда-то на «Мосфильм» пришло письмо от инженера, который был страстным собаководом и написал свой вариант сценария по повести «Мухтар». Он рассказал, что у него есть умнейший Дейк, который запросто справится с ролью. Пёс был расписан так, как будто мог не только сыграть, но и снять фильм… Инженера вызвали вместе с собакой. И действительно — Дейк не боялся ветродуев, выполнял любые команды, был очень артистичным и сыграл большую часть роли.
В сцене, где Мухтар бросался на свою бывшую хозяйку, вместо Аллы Ларионовой снимали дублёршу. Девушку обмотали войлоком, надели поверх толстую шубу и выпустили Дейка. Наблюдавшей за съёмками Ларионовой работа дублёрши не понравилась, и она всё-таки настояла на своём участии. Дрессировщик так переживал за актрису, что бросался оттаскивать собаку на середине сцены и испортил четыре дубля. На пятый раз режиссёр попросил ассистентов держать дрессировщика до тех пор, пока не будет дана отмашка…
Помощником звукооператора работал молодой актёр Олег Шкловский. Когда искали актёров, которые согласятся подвергнуться нападению служебной собаки, многие отказывались, а Шкловский вызвался добровольцем. Он сыграл эпизодическую роль преступника, укравшего окорок из магазина. Оказалось, что актёры боялись совершенно напрасно — на съёмках собака всё время пробегала мимо бандита. В конце концов сцену решили не переснимать, так как действие всё равно происходило в темноте.
Кому не повезло с собаками, так это Льву Дурову. Актёр играл рецидивиста Рыбу, которого должен был задержать пёс. Мухтара в этой сцене играл Байкал, который отличался суровым нравом и однажды на задержании серьёзно погрыз человека. Дурова он воспринял как настоящего преступника — сбил с ног, вцепился, начал таскать по земле и подбираться к горлу. Актёр попытался сунуть ему в пасть защитный рукав, но Байкал его отшвырнул… Все происходило буквально секунды, но, когда собаку оттащили, на Дурове по его воспоминаниям остались только «трусы да валенки», и шрам на ноге на память о съёмках.
Для съёмок финала фильма, когда Мухтар приходит в себя после ранения, собаке надо было придать больной вид. К лапе привязали кусочек проволоки, которая слегка покалывала при ходьбе, и пёс старался на неё не наступать. Голову обмотали бинтами, а шерсть намазали вишнёвым сиропом, чтобы она выглядела свалявшейся.
После выхода фильма кличка обрела небывалую популярность — Мухтары всех пород были почти в каждом дворе… Юрию Никулину стали дарить щенков служебных собак, и он не знал, как уговорить собаководов этого не делать. Актёр шутил, что пора снимать вторую часть и назвать её «От меня, Мухтар!».
Источник
Þðèé Íèêóëèí íà ñú¸ìî÷íóþ ïëîùàäêó ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” ïîïàë áëàãîäàðÿ àâòîðó ïîâåñòè, ïî êîòîðîé ñíÿò ôèëüì. Èìåííî Èçðàèëü Ìåòòåð, ïîñëå ïðîñìîòðà ôèëüìà “Êîãäà äåðåâüÿ áûëè áîëüøèìè”, ïðåäëîæèë êàíäèäàòóðó Íèêóëèíà ðåæèññ¸ðó. Òîò ñîãëàñèëñÿ ïîïðîáîâàòü, õîòÿ ê òîìó âðåìåíè íà ðîëü óæå áûë óòâåðæä¸í äðóãîé àêò¸ð (íà ñíèìêå Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä, ôîòî Ãàëèíû Êìèò/ÐÈÀ Íîâîñòè)
Ñåìåí Òóìàíîâ âñòðåòèëñÿ ñ Þðèåì Âëàäèìèðîâè÷åì è äëÿ íà÷àëà ñïðîñèë åãî, ëþáèò ëè îí æèâîòíûõ, à â ÷àñòíîñòè ñîáàê. Ïîëó÷èâ óòâåðäèòåëüíûé îòâåò, îí ïðåäëîæèë åìó ðîëü ìèëèöèîíåðà Ãëàçû÷åâà. “Íî ÿ íå ìîãó èãðàòü ìèëèöèîíåðà”, – óñëûøàë îí â îòâåò. “Âû ÷òî, íå ëþáèòå ìèëèöèþ?” “Äà íåò, – îòâåòèë Íèêóëèí. – Íî ïîñóäèòå ñàìè, êàêîå ÿ èìåþ ïðàâî èãðàòü ìèëèöèîíåðà, åñëè â äâóõ ïîñëåäíèõ ôèëüìàõ ñíèìàëñÿ â ðîëÿõ æóëèêîâ?”
Íó à äàëüøå ïîøëà ïîäãîòîâêà. Íèêóëèíó âûäàëè ôîðìó, êîòîðóþ îí íîñèë äàæå íà óëèöå, ÷òîáû ïðèâûêíóòü. Ïî óòðàì îí åçäèë â ñîáà÷èé ïèòîìíèê, êîðìèë ñîáàê. Íåñêîëüêî ðàç äàæå âûåçæàë íà íàñòîÿùèå ìèëèöåéñêèå îïåðàöèè. Çà íèì áûë çàêðåïë¸í â êà÷åñòâå êîíñóëüòàíòà Ãåðîé Ñîâåòñêîãî Ñîþçà êàïèòàí ìèëèöèè Ñåðãåé Ñåì¸íîâè÷ Ïîäóøêèí, êîòîðûé ñåðü¸çíî è îñíîâàòåëüíî ãîòîâèë àêò¸ðà ê íîâîé ðîëè.
Þðèé Íèêóëèí è îâ÷àðêà Ãåê âî âðåìÿ ñú¸ìîê ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!”, ôîòîãðàôèÿ Á. Âèëåíêèíà, 1964 ãîä
Âîò òîëüêî êîãäà ïðèøëî âðåìÿ ñú¸ìîê, îíè îêàçàëèñü ïîä óãðîçîé ñðûâà ñîáàêè, êîòîðûå âûïîëíÿëè ëþáûå êîìàíäû, íàîòðåç îòêàçàëèñü ñíèìàòüñÿ ïîñëå âêëþ÷åíèÿ îñâåùåíèÿ è âåòðîäóÿ èìèòèðóþùåãî ñíåæíûé áóðàí. È òîãäà êòî-òî âñïîìíèë, ÷òî íå òàê äàâíî êèåâñêèé èíæåíåð ïðåäëàãàë äëÿ ñú¸ìîê ñâîåãî óìíåéøåãî ïñà. Òàê êàê ñèòóàöèÿ áûëà ïðàêòè÷åñêè áåçâûõîäíîé, ðåøèëè ïðèãëàñèòü èõ íà ïðîáû. È íå ïðîãàäàëè ï¸ñ Äåéê áûë óìíåéøèé, à ãëàâíîå è óõîì íå ïîâåë â ñòîðîíó ðåâóùåãî âåòðîäóÿ.
Õîçÿèí ñîáàêè, Ìèõàèë Äàâèäîâè÷ Äëèãà÷, â ñàìîì íà÷àëå îáðàòèëñÿ ê Íèêóëèíó ñ íåîáû÷íîé ïðîñüáîé: “ß ïðîøó, ÷òîáû âû íàçûâàëè ìåíÿ ïðîñòî Ìèøåé. À ÿ âàñ Þðîé. Íóæíî îá ýòîì äîãîâîðèòüñÿ ñðàçó. È íå ïîòîìó, ÷òî ÿ õî÷ó áûòü ñ âàìè íà êîðîòêîé íîãå, ýòî íóæíî äëÿ íåãî, îí êèâíóë íà îâ÷àðêó. È áóäåì íà “òû”. Ñîáàêà ñðàçó äîëæíà óçíàòü òâîå èìÿ. Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ åé òðóäíî çàïîìíèòü. Êîãäà òû áóäåøü íàçûâàòü ìåíÿ Ìèøåé, îíà ïîéìåò, ÷òî òû îáðàùàåøüñÿ êî ìíå. È åù¸ – íå ïðåäëàãàé åìó íèêàêîé åäû è íå çîâè åãî, à òî îí íà òåáÿ áðîñèòñÿ”
Íà ñú¸ìêàõ “Êî ìíå, Ìóõòàð!”, 1964 ãîä, ôîòî ×åðíîâà/ÐÈÀ Íîâîñòè
Âîò êàê âñïîìèíàë ýòè ñú¸ìêè ñàì Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ Íèêóëèí
“Ñ ïåðâûõ ìèíóò çíàêîìñòâà ÿ ïîíÿë, ÷òî Ìèõàèë Äëèãà÷ îòíîñèòñÿ ê ñâîåé ñîáàêå êàê ê ÷åëîâåêó. Îí íå ñîìíåâàëñÿ â òîì, ÷òî îíà ïîíèìàåò âñå, î ÷åì ãîâîðÿò ëþäè.  òî æå âðåìÿ ÿ çàìåòèë, ÷òî ñîáàêà äåéñòâèòåëüíî ìãíîâåííî âûïîëíÿåò ëþáóþ åãî êîìàíäó, ðåàãèðóåò íà èíòîíàöèè ãîëîñà.
ß ïîìíèë, ÷òî ìåíÿ ïðîñèëè íè÷åãî íå äàâàòü ñîáàêå. Íî âñå òàêè âûòàùèë êóñîê êîëáàñû èç ïîðòôåëÿ è ïîñìîòðåë íà ïñà. Òîò, åñòåñòâåííî, ïîâåðíóëñÿ â ìîþ ñòîðîíó, âçãëÿíóë íà êîëáàñó, ïîòîì ìåëüêîì íà ìåíÿ è îòâåðíóëñÿ. Êîëáàñó ÿ ñúåë ñàì.
Íà ñòóäèè ïðîäîëæàëè ñíèìàòü ñöåíû áåç ó÷àñòèÿ ñîáàêè. Íî òåì íå ìåíåå, ÷òîáû Äåéê êî ìíå ïîñòåïåííî ïðèâûê, åãî ïðèâîäèëè â ïàâèëüîí. Ïî õîäó ñöåíû ÿ ñèäåë çà ñòîëîì, à Ìèõàèë Äëèãà÷ ãîâîðèë Äåéêó:
Ñèäåòü ñ Þðîé.
Ïåñ ïîäõîäèë êî ìíå è ñàäèëñÿ ðÿäîì.
Ïóñòü îí ïîñèäèò ñ òîáîé, ãîâîðèë Äëèãà÷. Íåâàæíî, ÷òî îí íå ñíèìàåòñÿ. Âàì íåîáõîäèìî ïðèâûêíóòü äðóã ê äðóãó. Äåéê çàïîìíèò òâîé çàïàõ, ïîñòåïåííî áóäåò ñ÷èòàòü òåáÿ ñâîèì. Âåäü âàì âî ìíîãèõ ñöåíàõ ïðèäåòñÿ áûòü ðÿäîì.
 ïåðåðûâå íà îòäûõå ìåæäó ñú¸ìêàìè ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä
Âî âðåìÿ îáåäåííîãî ïåðåðûâà ñîáàêà ïîøëà âìåñòå ñ íàìè â ñòîëîâóþ. ß åë, à îíà ñèäåëà ðÿäîì.
Ê âå÷åðó Äëèãà÷ ñêàçàë:
Çàâòðà ïðèíåñè ïàðó ñîñèñî÷åê.
Íà äðóãîé äåíü ÿ âîøåë âìåñòå ñ Äëèãà÷åì â ñïåöèàëüíóþ êîìíàòó, ãäå íàõîäèëñÿ Äåéê. Îí óâèäåë ìåíÿ è çàðû÷àë.
Ñèäåòü, ñêàçàë Äëèãà÷. Þðà, âûíü ñîñèñêè è äàé ìíå.
ß ïðîòÿíóë ñîñèñêè õîçÿèíó. Îí ïåðåäàë èõ ñîáàêå. Äåéê ñòàë åñòü.
Âîò âèäèøü, ñêàçàë Ìèõàèë, îáðàùàÿñü ê Äåéêó, ýòî Þðà ïðèíåñ òåáå ñîñèñêè, Þðà.
Íà äðóãîé äåíü ìíå âåëåëè ïðèíåñòè ïå÷åíêó. Ïðîñüáó ÿ âûïîëíèë. Âñå ïîâòîðèëîñü: ñíà÷àëà ÿ îòäàë ïå÷åíêó õîçÿèíó, à òîò, ãîâîðÿ: «Ýòî Þðà òåáå ïå÷åíêó ïðèíåñ, Þðà», ïåðåäàë åå Äåéêó. Ïîòîì ÿ ïðèíåñ ëþáèòåëüñêóþ êîëáàñó. Ñíîâà òà æå öåðåìîíèÿ. ß íå âûäåðæàë è ñïðîñèë:
À ïî÷åìó íåëüçÿ ìíå ñàìîìó äàâàòü åäó?
Îí èç ÷óæèõ ðóê íå áåðåò, ñïîêîéíî îòâåòèë Äëèãà÷, ìîæåò áðîñèòüñÿ.
×åðåç íåäåëþ ÿ âîøåë â êîìíàòó, ãäå áûëè õîçÿèí ñ ñîáàêîé, è óñëûøàë ðàäîñòíûé âîçãëàñ:
Ñìîòðè, ñìîòðè, Þðà! ïîêàçûâàë Ìèõàèë íà õâîñò Äåéêà. Òû âèäèøü?!
È ÿ óâèäåë, ÷òî êîí÷èê ñîáà÷üåãî õâîñòà øåâåëèòñÿ.
Íó, íè÷åãî ñåáå, çàìåòèë ÿ, íåäåëÿ ïîíàäîáèëàñü äëÿ òîãî, ÷òîáû êîí÷èê õâîñòà çàäåðãàëñÿ. Ñêîëüêî æå íóæíî, ÷òîáû õâîñò âèëÿë âîâñþ?
Âðåìÿ, âðåìÿ, è âñå áóäåò, çàâåðèë Äëèãà÷.
Äåéñòâèòåëüíî, ÷åðåç äâà äíÿ ÿ âïåðâûå äàë Äåéêó êîëáàñó. Ïåñ ïîñìîòðåë íà ìåíÿ ñ íåäîóìåíèåì.
Áåðè, áåðè, ðàçðåøèë Äëèãà÷, ýòî Þðà òåáå ïðèíåñ. Ó Þðû ìîæíî áðàòü.
Äåéê íåîõîòíî ïðèíÿëñÿ åñòü.
À êàê òî Äëèãà÷ ïîëîæèë ëàäîíü íà ãîëîâó ñîáàêè è ïîïðîñèë, ÷òîáû ÿ ñâîþ ëàäîíü ïîëîæèë ñâåðõó. Ïîòèõîíüêó Ìèõàèë óáðàë ñâîþ ðóêó èç ïîä ìîåé, è ìîÿ ëàäîíü îêàçàëàñü íà ãîëîâå ñîáàêè. Äåéê ïîêîñèëñÿ íà ìåíÿ è òèõî çàðû÷àë.
Ñèäåòü! Ñïîêîéíî ïðîèçíåñ Äëèãà÷. Ñïîêîéíî, Äåéê.
Ó ìåíÿ áûëî îùóùåíèå, áóäòî ïîä ìîåé ðóêîé ðàáîòàåò äèíàìî ìàøèíà.
 ïåðåðûâå íà îòäûõå ìåæäó ñú¸ìêàìè ôèëüìà “Êî ìíå, Ìóõòàð!” Þðèé Íèêóëèí è Äåéê, 1964 ãîä
Êàê òî ìû øëè âìåñòå ïî êîðèäîðó «Ìîñôèëüìà». Ïîâîäîê îò Äåéêà äåðæàë Äëèãà÷. Íåçàìåòíî îí ïåðåäàë åãî ìíå, à ñàì îñòàíîâèëñÿ. Ñîáàêà øëà âïåðåä, íå çíàÿ, ÷òî ïîâîäîê ó ìåíÿ. Òàê ìû ïðîøëè ìåòðîâ äåñÿòü. Âäðóã ñîáàêà îñòàíîâèëàñü, ïîâåðíóëàñü è óâèäåëà, êòî åå âåäåò.
Äåéê! Ñïîêîéíî! êðèêíóë Äëèãà÷. Èäè âïåðåä. Ýòî Þðà. Ýòî Þðà, êîòîðûé ïðèíîñèò òåáå ñîñèñêè è êîëáàñó, èäè âïåðåä.
Ñîáàêà íåõîòÿ ñäåëàëà íåñêîëüêî øàãîâ.
Ãîâîðè åé «âïåðåä». Äàâàé êîìàíäó, ïîïðîñèë Äëèãà÷.
Âïåðåä, âïåðåä íå î÷åíü óâåðåííî ñêîìàíäîâàë ÿ.
Ñîáàêà íåõîòÿ ïîøëà âïåðåä. Ïîâîäîê áûë êðåïêî íàìîòàí íà ìîþ ðóêó. Òóò Äëèãà÷ ïðèñâèñòíóë. È ñîáàêà òàê ðâàíóëàñü ê õîçÿèíó, ÷òî ÿ óïàë, è îíà ïðîòàùèëà ìåíÿ íåñêîëüêî ìåòðîâ.
Ïîñòåïåííî ìû ñ Äåéêîì ïîäðóæèëèñü. È âîò, íàêîíåö, ïîñëåäíåå èñïûòàíèå: ìåíÿ ïîñàäèëè â êëåòêó âìåñòå ñ ñîáàêîé, ïðèãëàñèëè îñâåòèòåëåé, øîôåðîâ, ïëîòíèêîâ è ïîïðîñèëè èõ áèòü ïî êëåòêå ïàëêàìè, áóäòî îíè íà íàñ íàïàäàþò. Äåéê â áåøåíñòâå êèäàëñÿ íà ðåøåòêó è ÿðîñòíî ëàÿë. Îí çàùèùàë ìåíÿ.
Âîò âèäèøü, ãîâîðèë ìíå ïîòîì Äëèãà÷, ðàç îí òåáÿ çàùèùàåò, çíà÷èò, äåéñòâèòåëüíî ïðèçíàë. Òåïåðü ìîæíî íà÷èíàòü ñúåìêè”
Îâ÷àðêà ïî êëè÷êå Äåéê èç õ/ô “Êî ìíå, Ìóõòàð!” â ãîñòÿõ ó Þðèÿ Íèêóëèíà äîìà. 1964 ãîä
Ëåòîì, êîãäà óæå ïðîâîäèëè äîñú¸ìêè ôèëüìà, ñåìüÿ Íèêóëèíà óåõàëà íà äà÷ó. È Þðèé Âëàäèìèðîâè÷ ïðèãëàñèë Äëèãà÷à ïåðååõàòü ñ Äåéêîì ê ñåáå.
Êàê òî îêîëî ïÿòè ÷àñîâ óòðà ñêâîçü ñîí ÿ óñëûøàë, êàê Äåéê, ñòó÷à ïî ïàðêåòó ëàïàìè, âîøåë â ìîþ êîìíàòó è íà÷àë ñòàñêèâàòü ñ ìåíÿ îäåÿëî. Ñïðîñîíüÿ ÿ íè÷åãî íå ìîã ïîíÿòü.
×òî òåáå íàäî? ñïðîñèë ÿ ñîáàêó.
Äåéê ïîñìîòðåë íà ìåíÿ è äîâåðíóë ìîðäó ê îêíó.
ß ïîíÿë, ÷òî ñîáàêà ïðîñèòñÿ ïîãóëÿòü. «Íàäî æå, ïîäóìàë ÿ. Õîçÿèí ñïèò ðÿäîì, à îíà ïðèøëà çà ìíîé». Ìíå ñòàëî ïðèÿòíî. ß âñòàë, áûñòðî îäåëñÿ è âûâåë Äåéêà íà óëèöó.
Ñ òåõ ïîð Äåéê êàæäîå óòðî áóäèë ìåíÿ, è ìû øëè ñ íèì ãóëÿòü.
Êîãäà ñú¸ìêè ôèëüìà çàêîí÷èëèñü, Íèêóëèí, êîòîðûé î÷åíü ïðèâÿçàëñÿ ê Äåéêó, ñêàçàë Äëèãà÷ó, ÷òî ìîë ñîáàêà åãî ïîëþáèëà áîëüøå ÷åì õîçÿèíà. Äëèãà÷ óäèâèëñÿ: «Ñ ÷åãî ýòî òû âçÿë?» «À ñ òîãî, ÷òî òðè ïîñëåäíèå íåäåëè Äåéê êàæäîå óòðî áóäèë ìåíÿ! È ïðîñèë, ÷òîáû ÿ ñ íèì øåë ïîãóëÿòü. Õîòÿ òû, õîçÿèí, ñïàë â ñîñåäíåé êîìíàòå».Äëèãà÷ çàñìåÿëñÿ è ñêàçàë: «Òàê âîò çíàé êàæäîå óòðî îí áóäèë ìåíÿ, à ÿ åìó ãîâîðèë: «Èäè ê Þðå. Îí ñ òîáîé ïîãóëÿåò»
Источник