Породы служебных собак ссср
ЭРДЕЛЬТЕРЬЕР (англ. Airedale terrier) порода служебных собак. Выведена в Великобритании. Распространена во многих странах.
БОКСЁР (немецкий бульдог), порода служебных собак. Выведена в Германии в конце 19 века. Подвижны, хорошо дрессируются. Распространены повсеместно; в СССР были немногочисленны.
БОЛОНКА, порода мелких длинношёрстных комнатных собак. Название от города Болонья в Италии.
ГОНЧИЕ, группа пород охотничьих собак древнего происхождения. По запаху следа гончие находят зверя в лесу и с лаем гонят его (отсюда название). В мире около 40 пород гончих. Распространены в Великобритании, США, Франции; в СССР разводили гончих: русскую, рус. пегую, эстонскую и др.
ДОБЕРМАН-ПИНЧЕР, порода короткошёрстных служебных собак. Выведена в конце 19 века в Германии. Разводят во многих странах.
ДОГИ (от англ. dog – собака), группа пород крупных и сильных служебных собак. Распространены повсеместно. Название “Дог”, сохранилось лишь за немецким догом, в отличие от кавказской, среднеазиатской, тибетской, монгольской овчарки, мастиффа, сенбернара и других. Немецкий дог – была самая крупная служебная собака во времена СССР.
КОЛЛИ (англ. collie) (шотландская овчарка), порода служебных собак, выведенная в Шотландии. Окрас рыжий и чёрный;грудь, шея и ноги белые. Встречались колли длинношёрстные и короткошёрстные. Были распространены во многих странах, в том числе в СССР.
НЬЮФАУНДЛЕНД, порода служебных собак. Выведена на острове Ньюфаундленд. Применяются для спасения утопающих. Разводят ньюфаундлендов в США, странах Западной Европы; в СССР были не многочисленны (известны более под названием “водолаз”).
ОВЧАРКИ, группа пород служебных собак. Используются для пастушьей, караульной, розыскной и других служб. Породы овчарки: кавказская, среднеазиатская, южнорусская, колли, пули, пуми, командор, кувас и другие. Наиболее распространена была во всём мире немецкая овчарка, на основе которой в СССР создан был тип восточноевропейской овчарки.
ПУДЕЛЬ (нем. Pudel), порода преимущественно декоративных собак. Используются также для охраны квартир и цирковой дрессировки. Различают крупных, мелких и карликовых пуделей. Распространены во всём мире.
СЕНБЕРНАР, порода караульных и декоративных собак. Выведена в 13-14 веках в Швейцарских Альпах. Разводили любители в странах Евразии; в СССР была малочисленна.
СЕТТЕРЫ (англ. setter, от set – делать стойку), породы длинношёрстных легавых собак, используются для охоты на пернатую дичь. В СССР и многих других странах разводили английских, шотландских, ирландских сеттеров.
СПАНИЕЛИ (англ. spaniel, от исп. espanol – испанский), группа пород собак, используемых для спортивной охоты на водоплавающую, боровую и болотную дичь. Выведены в 15-16 веках в Испании. Породы: коккер, спрингер, суссекс, клумбер и другие. В СССР разводили коккеров.
ТЕРЬЕРЫ (англ. и франц. terrier), группа пород собак, предназначенных главных образом для охоты в норах и борьбы с грызунами. Современные терьеры (около 30 пород), во времена СССР использовались также как служебные (например эрдельтерьеры) и декоративные (тойтерьеры и другие).
ТОЙТЕРЬЕР, декоративная карликовая порода терьеров.
ИСТОЧНИК: МОСКВА “СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ” 1982 ГОДА.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК ВО ВРЕМЕНА СССР:
- немецкая овчарка
- пудель
- болонка
- колли
- боксёр
- доберман
- дог
Если вам понравилась статья, ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ. Ставьте классы и жду ваших комментариев.
Какие на ваш взгляд, в СССР были самые популярные породы собак ? Какая собака из перечисленных пород была или есть у вас?
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:
ВЫБОР СОБАКИ. ТЕМПЕРАМЕНТ БУДУЩЕГО ВЛАДЕЛЬЦА.
ПРИМЕТЫ ПРО СОБАК
СОБАКА В ДОМЕ – РАДОСТЬ ДЛЯ СТАРИКОВ.
Источник
Âðåìÿ îò âðåìåíè ìû ïðîâîäèì èíòåðåñíûå áåñåäû ñ äðóãèìè ïðåäñòàâèòåëÿìè îðãàíîâ âëàñòè. Âñå ïðåäûäóùèå ñîáåñåäíèêè áûëè ìóæ÷èíàìè. Íàì ñâîéñòâåííî ãîâîðèòü î ïîëèòèêå, ïðîáëåìàõ ïðàâîîõðàíèòåëüíîé ñèñòåìû è äðóãèõ çàóìíûõ âåùàõ. Íî ñåãîäíÿ â ãîñòÿõ ó Çëîãî òàìîæåííèêà çàìå÷àòåëüíàÿ ìèññ, êîòîðàÿ ïî ñîâìåñòèòåëüñòâó ÿâëÿåòñÿ êèíîëîãîì â ñèñòåìå ÌÂÄ.
—–
Ïðèâåò. Ðàññêàæè, êàêèì îáðàçîì òâîé âûáîð ïàë íà ýòó ñïåöèôè÷åñêóþ ïðîôåññèþ? Ýòî îñîçíàííûé âûáîð?
Ìîé ïóòü íà÷àëñÿ åùå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, êîãäà â 2007 ìîé ïàïà âñòàë íà äîëæíîñòü êèíîëîãà, è â ñåìüå ïîÿâèëàñü ïåðâàÿ ñëóæåáíàÿ ñîáàêà. Îíà áûëà íå òî ÷òî ñîòðóäíèêîì, à ïîëíîöåííûì ÷ëåíîì ñåìüè. Ïåðâûå òðåíèðîâêè, ìîÿ ïîìîùü â âîñïèòàíèè è äðåññèðîâêå ñîáàêè åùå òîãäà çàëîæèëè ëþáîâü ê ñîáàêàì è æåëàíèå ðàáîòàòü â äàííîì íàïðàâëåíèè.  2008 ïîïàëà â ïåðâóþ íåîôèöèàëüíóþ êîìàíäèðîâêó â øêîëó ïî ïîäãîòîâêå ñïåöèàëèñòîâ êèíîëîãîâ. Ñ êàæäûì äíåì æåëàíèå ðàáîòàòü â äàííîì íàïðàâëåíèè òîëüêî ðîñëî.
Åñòü óñòîé÷èâîå ìíåíèå î òîì, ÷òî êèíîëîã ýòî íå ñòîëüêî ïðîôåññèÿ, ñêîëüêî ïðèçâàíèå. Òû ñîãëàñíà ñ ýòèì?
Ñ ìíåíèåì íå ìîãó íå ñîãëàñèòüñÿ, ýòî âåäü êàê âûðàæåíèå «ïëîõîìó òàíöîðó, êàê èçâåñòíî, âñåãäà ÷òî-òî ìåøàåò», òàê è ñ ñîáàêîé êàê ê íåé îòíîñèøüñÿ, òàê îíà è ðàáîòàåò.
Ýòî êàêîå-òî ñâåðõúåñòåñòâåííîå ÷óâñòâî. Ïðåæäå âñåãî, ÷òîáû áûòü êèíîëîãîì…. ó òåáÿ íå “äîëæíà”… ó òåáÿ îáÿçàíà áûòü ëþáîâü ê ñîáàêàì. Áåç ýòîãî íàñòîÿùèì êèíîëîãîì áûòü íåâîçìîæíî. Ñ íàïàðíèêîì íóæíî íàéòè êîíòàêò è âñþ åãî æèçíü åãî íå òåðÿòü. Íåëüçÿ ïîéòè è íàó÷èòüñÿ ëþáèòü æèâîòíûõ. Ýòî äîëæíî áûòü âíóòðè.
À âñòðå÷àëà ëè òû êîëëåã, êîòîðûå, ÿâëÿÿñü êèíîëîãîì, íå ëþáÿò èëè áîÿòñÿ ñîáàê?
Òàêèå ëþäè, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ íà äîëæíîñòè êèíîëîãà, íî íå ëþáÿò ñîáàê, äåéñòâèòåëüíî âñòðå÷àëèñü, íî, êàê ïðàâèëî, òàêèå ëþäè äîëãî íå çàäåðæèâàþòñÿ. Áûë òàêîé ñëó÷àé, êîãäà ÷åëîâåêó ïîïðîñòó íóæíî áûëî äîðàáîòàòü äî ïåíñèè. Âñòàâ íà ñòðî÷êó è ïîëó÷èâ çàâåòíûé áèëåò ê ïåíñèè, îí òàê è íå ñìîã íàéòè òîò ñàìûé êîíòàêò ñ ïèòîìöåì. Ñîáàêà îòêàçûâàëàñü ðàáîòàòü, âûïîëíÿòü êîìàíäû è â êîíå÷íîì èòîãå ïîïðîñòó ñáåæàëà áåçâîçâðàòíî. Ïîèñêè ñîáàêè â êîíå÷íîì èòîãå òàê è íå óâåí÷àëèñü óñïåõîì.
Íàñêîëüêî òÿæåëî âîñïèòàòü èç ÷åòâåðîíîãîãî äðóãà âûñîêîêëàññíóþ èùåéêó? Ñóùåñòâóþò ëè íåñïîñîáíûå ê îáó÷åíèþ ñîáàêè èëè ïîðîäû?
Âîñïèòàòü ìîæíî ëþáóþ ñîáàêó, íåçàâèñèìî îò ïîðîäû, õîòü äâîðíÿãó. Ìíîãîå çàâèñèò îò âîçðàñòà, õàðàêòåðà, öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ñîáàêè. Ïðîñòî êòî-òî ëåãêî ïîääàåòñÿ äðåññèðîâêå, à ñ êåì-òî èçî äíÿ â äåíü íóæíî ïîâòîðÿòü è çàêðåïëÿòü ïîëó÷åííûå íàâûêè.
Õîòÿ åñòü è íåñïîñîáíûå ê îáó÷åíèþ ñîáàêè. Êàê ïðàâèëî, ýòî çàãóáëåííûå ùåíêè, çàáèòûå óæàñíûìè õîçÿåâàìè èëè æå, íàîáîðîò, àãðåññèâíûå ïñû ñ íàðóøåííîé ïñèõèêîé. Ñ òàêèìè î÷åíü è î÷åíü òÿæåëî, äà è ìíîãèì æå ïðîùå îò òàêèõ ñðàçó îòêàçàòüñÿ, îïóñòèòü ðóêè è ïðîñòî ïîñàäèòü íà öåïü èëè åù¸ ÷åãî õóæå… Áûë íà ïðàêòèêå òàêîé ñëó÷àé, êîãäà íà âîêçàëå íàøëè ïîòåðÿøêó. Ýòî áûë øèêàðíûé, ñ âèäó ÷èñòîêðîâíûé íåìåö, êîòîðûé äàæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ. Ðåøèëè íå òåðÿòü ìîìåíò è óñòðîèòü åãî íà ñëóæáó. Âîò òóò-òî êàê ðàç è íå ñëîæèëîñü. Ïñà âçÿë êèíîëîã ñ îãðîìíûì îïûòîì íà èñïûòàòåëüíûé ñðîê ê ñåáå äîìîé.  ñêîðîì âðåìåíè, êàê îêàçàëîñü, ï¸ñ íà÷àë ïðîÿâëÿòü ñåáÿ êàê âîæàê ñòàè. Êèäàòüñÿ, êóñàòü, êðóøèòü, îñêàë ñ êàæäûì ðàçîì ñòàíîâèëñÿ âñå çëåå. Êàê áû íè ïûòàëèñü åãî èñïðàâèòü äàæå äðóãèå êèíîëîãè, íè÷åãî òàê è íå âûøëî. Óñûïèòü åãî íå ïîëó÷èëîñü, íå ïîäïóñêàë ê ñåáå îò ñëîâà ñîâñåì, êîðìèëè ÷åðåç ðåø¸òêó âûãóëà. Ìíîãîå çàêëàäûâàåòñÿ â äåòñòâå ùåíêà, âèäèìî, ýòî áûë òîò ñàìûé ñëó÷àé, êîãäà ñîáàêà îêàçàëàñü íå ñïîñîáíà ê ïåðåâîñïèòàíèþ. Êòî åãî çíàåò, ÷òî ñ íåé òâîðèë ñòàðûé õîçÿèí…
Êàê ÷àñòî ñîáàêè ïåðåõîäÿò îò îäíîãî äîëæíîñòíîãî ëèöà ê äðóãîìó, è êàê ýòî ñêàçûâàåòñÿ íà íàøèõ äðóçüÿõ?
Ñëóæåáíûå ñîáàêè íå ÷àñòî ïåðåõîäÿò îò êèíîëîãà ê êèíîëîãó, íî òàêèå ñëó÷àè âîâñå íå èñêëþ÷åíèå. Îäèí êèíîëîã ìîæåò âåðíóòü ñîáàêó, íå ñïðàâèâøèñü ñ åå òåìïåðàìåíòîì, íå ïîñòàâèâ åå â âûáðàííîì íàïðàâëåíèè, ïîñ÷èòàâ, äîïóñòèì, ÷òî ñîáàêà íå ñîöèàëèçèðîâàíà. Äðóãîé æå íàõîäèò ê íåé ïîäõîä è ñòàâèò åå â äðóãîì íàïðàâëåíèè äîâîëüíî-òàêè ëåãêî. Ìíîãîå çàâèñèò îò ÷åëîâåêà, îò îïûòà è ïîäõîäà ê ñîáàêå.  æèçíè ñîáàêè ÷àùå áîëåå ïðåäàííû âòîðîìó õîçÿèíó. Âåäü ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïåðâûé õîçÿèí åå ïðåäàë.
Åñòü ïðàêòèêà, êîãäà ï¸ñåëü ïðîæèâàåò ñîâìåñòíî ñî ñâîèì äâóíîãèì íàïàðíèêîì. Êàê äóìàåøü, êàêèå ïëþñû è ìèíóñû ñîäåðæàíèÿ ñîáàêè äîìà è ó ïðîæèâàíèÿ íà îáùèõ îñíîâàíèÿõ â êëåòêàõ?
Ïðàêòèêó ïðîæèâàíèÿ ñëóæåáíîé ñîáàêè ñ êèíîëîãîì ÿ ñ÷èòàþ áîëåå ïðàâèëüíîé, òàê êàê êîíòàêò ìåæäó òàê íàçûâàåìûìè êîëëåãàìè ñòàíîâèòñÿ òåñíåå, ÷òî îïÿòü æå ïîâûøàåò ðåçóëüòàò ðàáîòû. Êîãäà îòíîñèøüñÿ ê ñîáàêå íå òîëüêî êàê ê ñïåö ñðåäñòâó, íî è êàê ê ÷ëåíó ñåìüè, ìîæíî áûòü óâåðåííûì, ÷òî ñîáàêà áóäåò âåðíà òåáå ïî ñëóæáå è â æèçíè.
Îòëè÷àþòñÿ ëè ïðèíöèïû ïîäãîòîâêè ñîáàê â ïîëèöèè îò òàìîæíè èëè ïîãðàíè÷íîé ñëóæáû?
Íàïðàâëåíèÿ ÷òî â ïîëèöèè, ÷òî â òàìîæíå ïðàêòè÷åñêè îäíè è òå æå.  êàêèõ-òî ðàéîíàõ øèðå êðóã íàïðàâëåíèé, â êàêèõ-òî ìåíüøå. Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî ïðèíöèïû ïîäãîòîâêè ñèëüíî îòëè÷àþòñÿ.
Äîñòàòî÷íî øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí ìèô î òîì, ÷òî äëÿ ïîèñêà çàïðåù¸ííûõ âåùåñòâ ñîáà÷åê ïîäñàæèâàþò íà ýòè ñàìûå âåùåñòâà, ò.ê. ýòî ìîæåò ïîâûøàòü èõ ýôôåêòèâíîñòü. Íàñêîëüêî ýòî äàëåêî èëè áëèçêî ê ðåàëüíîñòè?
Ìèô è åù¸ ðàç ìèô! Ïðè òðåíèðîâêàõ ñîáàê ïîîùðÿþò ëèáî ëàêîìñòâîì, ëèáî àïîðòèðîâî÷íûì ïðåäìåòîì (ïðèì. – àïîðòèðîâî÷íûì ïðåäìåòîì ïðèíÿòî íàçûâàòü ëþáîé ïðåäìåò, êîòîðûé èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îòðàáîòêè ñîáàêîé íàâûêà ïðèíîñèòü è îòäàâàòü ïðåäìåòû).  ðåàëüíûõ óñëîâèÿõ, ìàêñèìàëüíî ïðèáëèæåííûõ ê îïàñíûì, íàïðèìåð, ïðè îáíàðóæåíèè âçðûâíîãî óñòðîéñòâà ñîáàêó ïîîùðÿþò âäàëè îò óãðîçû. Íó à äîìà íàïàðíèê ïîëó÷àåò çàâåòíûé êèëîãðàìì ñîñèñîê ????.
Ñóùåñòâóþò ëè ó ñîáàê ñâîè ñïåöèàëèçàöèè? Ê ïðèìåðó, îäíà çàíèìàåòñÿ ïîèñêîì âçðûâ÷àòêè, à äðóãàÿ íàòàñêàíà íà ÷òî-íèáóäü óâåñåëèòåëüíîå, åñòü ëè ïîäîáíîå ðàçäåëåíèå?
Äà, ó êàæäîé ñîáàêè åñòü ñâîÿ ñïåöèàëüíîñòü. Îäíè çàíèìàþòñÿ âçðûâíûìè âåùåñòâàìè è óñòðîéñòâàìè, âòîðûå ïîèñêîì çàïðåù¸ííûõ âåùåñòâ. Åñòü åù¸ îõðàííî-êîíâîéíûå, ïàòðóëüíî-ïîñòîâûå, îïåðàòèâíî-ðîçûñêíûå è ìèííî-ðîçûñêíûå ñîáàêåíû. Ó êàæäîãî íàïðàâëåíèÿ ñâîé êðóã çàäà÷ è îáÿçàííîñòåé.
×òî ïðîèñõîäèò ñ ñîáàêîé ïîñëå èñòå÷åíèÿ ïðåäåëüíîãî ñðîêà ñëóæáû?
Ïî èñòå÷åíèè ñðîêà ñëóæáû ñëóæåáíûé ï¸ñ ñïèñûâàåòñÿ ñ áàëàíñà îðãàíèçàöèè è îòïðàâëÿåòñÿ íà çàñëóæåííóþ ïåíñèþ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ êèíîëîã îñòàâëÿåò ñîáàêó ñåáå, òàê êàê îñòàâèòü ÷ëåíà ñåìüè î÷åíü è î÷åíü òÿæåëî ïîñëå ñòîëüêèõ ëåò ñîâìåñòíîé ñëóæáû. Íî áûâàþò òàêèå ñëó÷àè, êîãäà íåò âîçìîæíîñòè çàáðàòü ñåáå (àëëåðãèÿ ó ðåá¸íêà èëè ïëîõèå æèëèùíûå óñëîâèÿ).  òàêèõ ñëó÷àÿõ ñîáàêó îòäàþò â äîáðûå ðóêè, îáû÷íî ðîäñòâåííèêàì â ñâîé äîì.
×òî áîëüøå âñåãî îòÿãîùàåò â ðàáîòå? Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî êèíîëîãè íåìíîãî îáîñîáëåíû îò îñòàëüíûõ ïîäðàçäåëåíèé. Òàê ëè ýòî?
Êàê è âåçäå íàâåðíîå, íå âñåãäà ñâîåâðåìåííîå è äîñòàòî÷íîå ôèíàíñèðîâàíèå. Íî íåñìîòðÿ íà ýòî, íàñòîÿùèé êèíîëîã íèêîãäà íå áóäåò ýêîíîìèòü íà çäîðîâüå ñîáàêè.  íóæíûé ìîìåíò è ê âåòâðà÷ó îòâåäåò, è âêóñíÿøêó êóïèò. Ñâîèìè ñèëàìè è ïèòîìíèê âîçâåäåò, è âîëüåð óòåïëèò.
Åñëè áðàòü â öåëîì, ñ êåì èç êîëëåã áîëåå êîìôîðòíî ðàáîòàòü, ìóæ÷èíû èëè äåâóøêè?
Ñ ìóæ÷èíàìè íàìíîãî ïðîùå ðàáîòàòü. ß êàêîå-òî âðåìÿ áûëà åäèíñòâåííîé äåâóøêîé â ïîäðàçäåëåíèè. Íèêîãäà â îáèäó íå äàäóò è âñåãäà ïî ñëóæáå ïîìîãóò. Íó è êàêèì áû íè áûë æåíñêèé êîëëåêòèâ, ýòî âñåãäà ãàäþøíèê. Íå â îáèäó äåâóøêàì))))
À åñòü ëè êàêèå-íèáóäü ïîêàçàòåëè ó êèíîëîãà ïîëèöèè? Íàñêîëüêî ýòî àêòóàëüíî äëÿ âàñ?
Íà êàæäîå ïðèìåíåíèå ïèøåòñÿ àêò.  êàêèõ-òî íàïðàâëåíèÿõ õîðîøî, êîãäà îí ïîëîæèòåëüíûé. Ïðèìåíåíèå ñ âûÿâëåíèåì íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ? Ìîëîäöû, òàê äåðæàòü. Ïðèìåíåíèå ïðè ïîïûòêå ïîáåãà èç-ïîä êîíâîÿ? Ìîëîäöû, èäè îòïèñûâàéñÿ äà æäè êó÷ó ïðîâåðîê è òîííó æàëîá îò çàêëþ÷¸ííîãî ïîä ñòðàæó. Âåñåëî, îäíèì ñëîâîì.
Ìîæíî ëè íàçâàòü ïðèâëåêàòåëüíûì ñðåäíèé óðîâåíü äåíåæíîãî äîâîëüñòâèÿ êèíîëîãà? Åñòü ëè êàêèå-íèáóäü äîïîëíèòåëüíûå èñêëþ÷èòåëüíî “êèíîëîãè÷åñêèå” âûïëàòû?
Íå ñêàçàòü, ÷òî ïðèâëåêàòåëüíî (30-35 ê). Òîò æå âîäèòåëü ïîëó÷àåò ýòó æå çàðïëàòó, òîëüêî îòâåòñòâåííîñòè â ðàçû ìåíüøå. Çà ñîáàêó èä¸ò äîïëàòà 20% ê îêëàäó, ýòè æå ïàðó òûñÿ÷ â îñíîâíîì è òðàòèøü íà ñâîåãî íàïàðíèêà.
Íàñêîëüêî òû ëþáèøü ñâîþ ðàáîòó? Ïëàíèðóåøü ëè íà íåé çàäåðæàòüñÿ íàäîëãî?
Ñâîþ ðàáîòó ÿ áåçóìíî ëþáëþ. Ïëàíèðîâàòü áóäóùåå â íàøå âðåìÿ î÷åíü òÿæåëî. Êòî çíàåò, ìîæåò, â êàêîé-òî ìîìåíò â íàøåé ñèñòåìå è ìîÿ ñòðî÷êà ïîïàä¸ò ïîä ñîêðàùåíèå. Î÷åíü áû ýòîãî íå õîòåëîñü, âåäü êóäà ìû áåç ñâîèõ ÷åòâåðîëàïûõ ïîìîùíèêîâ?…
© Çëîé òàìîæåííèê
Источник
В начале прошлого века служебные собаки были во многих армиях западных стран, однако наиболее широкое развитие получили перед первой мировой войной 1914-1918 гг. Наибольшее поголовье состояло на службе в армии Германии – 30 тысяч, во Франции, Англии и США – более 20 тысяч лохматых четвероногих бойцов. В русской же армии в тот период насчитывалось всего-то не более 300 собак. Командование царской армии должного внимания данному аспекту особо не уделяло. После революции поначалу положение не сильно изменилось и только позднее, в виду сложившегося отставания на данном фронте, военное руководство молодой армии принимает практическое решение о развитии военного собаководства в Красной армии.
23 августа 1924 г. издается Приказ Реввоенсовета РККА №1089 о создании в г. Москве Центрального опытного питомника военно-спортивных собак, с расположением у станции Кусково.
Первоначально планировалось оценить применение собак в военном деле в целом, а так же организовать опытные питомники военных и спортивных собак в частях РККА. Основные направления деятельности служебного собаководства предусматривали следующие цели: разведка, связь, сторожевая и санитарная службы а так же окарауливание военных складов в помощь сторожам.
Штат открывшейся школы-питомника включал личного состава -35 человек и общего поголовья – 44 собаки.
Первыми породами были:
немецкая овчарка – шесть (по связи)
доберман – пинчер – четыре (розыскная)
эрдельтерьер – четыре (санитарная)
кавказская овчарка – четыре (караульная)
лайка – шесть (ездовая)
так же были и спортивные собаки:
легавые – пять
гончие – три
Первым начальником школы военных и спортивных собак был назначен полковник Евтушенко Никита Захарович
Вскоре были созданы окружные школы в Смоленске, Тбилиси, Ульяновске, Ташкенте. В начале своего существования школы испытывали большие трудности. Отсутствие в стране поголовья служебных собак затрудняло комплектование школ, а закупаемые в Германии собаки были мало приспособлены к нашему климату, часто болели чумой, в то время особенно опасной из-за отсутствия лечебных средств. Собак закупали не специалисты, поэтому среди хороших экземпляров часто попадались посредственные и даже просто непригодные. О собаках отечественных пород не имелось почти никаких данных. Не было у нас в достаточном количестве и специалистов служебного собаководства.
Одним из первых начинаний секции (1925), способствовавшим ее популяризации, было создание своего печатного органа — журнала “Собаководство и Дрессировка”, который издавался до 1933 года. Вскоре после организации секции всех владельцев собак пригласили на совместную прогулку в Петровский парк (понятие выводка тогда еще не бытовало). Присутствовало около пятидесяти владельцев с собаками.Задачу подготовки специалистов решали школы собаководства, но приобретать и далее собак за границей, расходуя валюту, было невозможно. Быстро развести нужное количество собак в питомниках тоже трудно. Тогда специальная комиссия, состоявшая из начальников школ и госпитомников, пришла к выводу, что создать свое поголовье собак можно лишь при широком участии населения страны. Так были найдены точки соприкосновения интересов государства и владельцев-любителей. Объединение усилий секции и государственных питомников укрепило кадры собаководов, сделало более целеустремленной их работу. Для популяризации дела и привлечения новых средств решили провести в сентябре 1925 года в Москве первую Всесоюзную выставку собак-ищеек и сторожевых пород.
За первые пять лет Центральной школой было подготовлено 124 человека специалистов военного собаководства.
4 июля 1931 года Центральная школа военного собаководства реорганизуется в «Научно-испытательный кинологический институт». Начальником научно-испытательного института назначен Широкий Андрей Григорьевич. Преобразование Центральной школы в институт позволило расширить научно-экспериментальную работу с большей эффективностью. Следует отметить, что в период 1930 – 1940 гг. деятельность Центральной школы была наиболее насыщенной и продуктивной. Подготовка кадров специалистов служебного собаководства, подготовка собак по различным службам тесно увязывалась с исследовательской работой научного отдела, дополняя друг друга. Работы научного отдела охватывали все основные направления в области собаководства. Разведение и выращивание собак, теория и практика дрессировки собак, кормление и содержание собак ветеринарное обеспечение собак. Изучая зарубежный опыт в собаководстве, работники научного отдела вносили новое в теорию и практику дрессировки собак, создание совершенно новых видов (служб) применения собак в военном и служебном собаководстве.
В 1933 году институт получает новое наименование – «Научно-испытательный институт военного собаководства РККА».
Научным отделом проведен ряд важных работ в области племенного разведения, разработана инструкция по искусственному осеменению собак, методика определения щенности сук по картине крови, инструкция по выращиванию и воспитанию молодых собак (автор этих работ начальник племенного питомника Калинин Н.Ф.). Проведена работа ветврачом Крючковым В.И. по использованию для кормления собак новых видов продуктов – тюленины и китового мяса, как в свежем виде, так и солонины. Во время экспедиции в Архангельск, при первой даче свежего мяса тюленины собака отказалась его есть, но ознакомившись с запахом мяса ела с большой охотой (делов то пару дней попоститься). В последующие годы до 1958 года продовольственная служба МВО закупала для Центральной школы тюленину и китовину в засоленном состоянии для длительного хранения. В школе была разработана инструкция обработки солонины. Использование китового и тюленьего мяса в корм собакам по своему качеству не уступает мясным продуктам домашних животных. В дальнейшем мясо тюленя и кита, переработанное в консервы, поступало в продажу для населения.
20 апреля 1934 года в состав Научно-экспериментального института военного собаководства включен расформированный ранее существовавший институт военного голубеводства РККА. Приказ начальника управления связи РККА № 015 от 7.04.1934 года Школа получила наименование «Центральная школа связи собаководства и голубеводства».
Завершено строительство главного учебного корпуса в поселке Новогиреево Перовского района Московской области (ныне Перовский район города Москвы). В главном корпусе были размещены учебные подразделения, учебные кабинеты и учебные классы, столовая, хозяйственные службы разместились в других постройках. Для строевых собак построены специальные постройки. Школа располагала удобно расположенным учебным полигоном для дрессировки собак. Территория в Кусково, где начинала свою деятельность Центральная школа в 1924 года, главное здание и другие постройки, были использованы под научный отдел и размещение племенного питомника.
Коллективом школы подготовлено и издано 1-е «Наставление по собаководству», «Учебник младшего командира по голубеводству», «Методическое руководство по подготовке вожатых военного собаководства» (автор Мульдевиц В.Г.), «Методика подготовки собак по службе химической разведки». К 1935 году Центральная школа готовила собак по службе связи, караульной, ездово-нартовой, сторожевой службам, велась подготовка голубей (голубиная связь).Разработано в части: Ильин Н.А. «Генетика собак», Калинин «Влияние дегельминтизации на рост щенков», Ляпустин «Ревматические заболевания».
12 февраля 1935 года начальником Центральной школы связи собаководства и голубеводства был назначен Медведев Григорий Пантелеймонович. По его рекомендации в целях повышения эффективности работы окружных школ и Центральной школы военного собаководства было принято решение высшим руководством сократить число окружных школ, из существовавших 12 оставить только пять: в Московском, Ленинградском, Закавказском, Дальневосточном, Белорусском ВО. За счет сократившихся окружных школ расширен штат оставшихся, укрепилась их материально-техническая и учебная база. Вместе с этим было уделено больше внимания развитию Центральной школы, что позволило вести шире научно-экспериментальную работу, подготовку командного состава, подготовку вожатых и собак для войсковых частей армии.
Ездовые упряжки собак оказались единственно возможным средством эвакуации раненых из подразделений, оказавшихся отрезанными от своих частей. Группа в составе взвода 10-12 упряжек из роты Мусийченко неоднократно в сопровождении проводников в ночное время проникала через передний край в расположение отрезанного подразделения, доставляя им продовольствие и медикаменты, и снова с наступлением темноты возвращались с ранеными в расположение своих войск. Трудный и опасный маршрут эвакуации раненых из окружения составил 15 км.
С именем генерал-майора войск связи Медведева Григория Пантелеймоновича (звание генерал-майора ему присвоено в 1944 году) связано не только развитие Центральной школы, военного собаководства в Советской армии, но и служебного собаководства в стране. 35 лет руководства школой (с 1935 по 1970 год) и последующие 10 лет он активно участвовал в работе Федерации служебного собаководства. С приходом Медведева Г.П. Центральная школа из полувоенной организации превращалась в организованную воинскую часть, работающую по воинским законам. Высокая исполнительская дисциплина во всех звеньях работы значительно повысили активность и творческую инициативу коллектива школы.
1937 год. Подготовлено и издано «Наставление по военному собаководству РККА». Наставление было результатом 13-летней работы Центральной школы военного собаководства, практического опыта дрессировки собак по различным службам. Издана серия учебных пособий (плакаты) по использованию собак по службам: караульной, связи, ездово-нартовой, санитарной, авиасигнальной, по уходу и содержанию собак. В сентябре 1937 года были проведены заводские испытания вьюка и замка к нему для собак противотанковой службы. Разработку их и совершенствование осуществляли майор Голиков К.К. и капитан Голубев В.Г.
Для участия в боевых операциях частей РККА в Монгольской Народной республике направлены две роты специального назначения в составе 77 человек начсостава и курсантов и 70 собак под командованием начальника Центральной школы полковника Медведева Г.П. и военкома отряда Олейника. 21 июля 1939 года подразделения школы прибыли в МНР и поступили в распоряжение командующего 1 Армейской группой Красной армии дальневосточного военного округа генерала Жукова К.К., войска которого в соответствии с договором от 1936 г. между СССР и МНР приняли участие в разгроме японских войск, вторгшихся на территорию МНР в районе реки Хал-Хин-Гола.
После подробного доклада полковника Медведева Г.П. генералу Жукову К.К. о назначении подразделений с собаками, в составе были собаки по борьбе с танками противника, собак, связи, сторожевой службы, подразделения школы были приданы 8-й кавалерийской дивизии Монгольской армии. Это было первым участием Центральной школы с собаками в боевых операциях Красной армии, первой проверкой умения командиров организовать работу подчиненных с собаками в боевых порядках войск. Собака связи и сторожевой службы работали надежно. Применить противотанковых собак не пришлось, разрешение на это не было дано командованием.
В том же 1939-ом 7 декабря по заданию Ген. штаба РККА сформирована и отправлена в действующую армию Советско-финского фронта под командованием заместителя начальника Центральной школы полковника Мищенко Н.Н. рота ездово-нартовых упряжек собак и взвод собак связи – личного состава – 34 человека, ездовых собак – 31, собак связи – 18. Одновременно с подразделением полковника Мищенко Н.Н. на Кандалакшском участке фронта действовал взвод ездовых упряжек собак, приданный штурмовым отрядам под командованием майора Голубева В.Г.
1940 год. 12 февраля по заданию Генерального штаба Красной армии школой подготовлен и отправлен в Ленинградский военный округ в 15-ю армию сводный батальон в составе 2-х рот ездовых и связных собак под командованием майора Гаврилова С.К., военкома батальона комиссара Валериуса Н.Д., командиров рот капитана Мусийченко Н.И., ст. лейтенанта Лужкова Ф.М.. Личный состав батальона составил: командный состав – 8 человек, курсантов – 171 чел., собак ездовых – 197, связных – 71.
Ездовые упряжки собак использовались для подвоза на передний край боеприпасов, продовольствия, снаряжения, а с переднего края эвакуировали раненых бойцов и командиров до медсанбата. В условиях суровой и снежной зимы 1939 – 1940 гг. в отсутствии дорог, лесистой местности невозможно было использовать автотранспорт и очень ограниченно – лошадей. Собачьи упряжки оказались наиболее эффективным и надежным средством эвакуации раненых с переднего края. Вожатый упряжки был в состоянии подходить с упряжкой непосредственно к раненому без помощи санитаров. Санитарные носилки, укрепленные на специальной установке на лыжах, придавали плавность упряжке по снегу, не причиняли раненому тряски.
Кроме ездово-нартовых собак в финскую кампанию использовались собаки связи в звене полк-батальон. В ходе боевых действий для советских воинов возникла непростая проблема борьбы с финскими снайперами, проникавшими в боевые порядки наших войск, действовавшие вдоль дорог, вблизи командных пунктов, располагаясь на деревьях, со стороны их заметить трудно. Здесь снова была призвана помощь собак. Центральная школа начала готовить собак для обнаружения финских снайперов (их прозвали кукушками).
Для такой работы были пригодны лайки, работающие по белке, которые легко определяли нахождение белки на дереве. Однако подобная идея и подготовка собак велась в Москве в конце финской кампании, применить таких собак в деле не пришлось.
9 сентября снаряжается экспедиция во главе с подполковником Марининым в г. Нальчик. В состав экспедиции входили две упряжки ездово-нартовых собак. Группу сопровождал ветврач майор Крючков В.И. Он должен был вести наблюдения за изменением физического состояния собак при восхождении на Эльбрус. По мере подъема высота сказывалась на поведении животных и людей, дыхание учащалось, скорость движения и активность снижались. Конечным пунктом восхождении был отель для альпинистов на высоте 4200 метров над уровнем моря «Уют». Экспедиция на Эльбрус лишний раз подтвердила универсальность собаки в ее службе человеку. Она быстро приспосабливается к любым условиям, в которые ей приходится попадать, сохраняя работоспособность.
По материалам /voutsen-cv.livejournal.com/
Источник