Породы собак для больных детей
Существует такое понятие, как зоомедицина. Из названия ясно, что речь идет о лечении животными. В России наиболее известны четыре направления:
- Фелинотерапия (лечение кошками);
- Канистерапия (лечение собаками);
- Иппотерапия (лечение лошадьми);
- Дельфинотерапия (лечение дельфинами).
Особая роль отведена канистерапии (от латинского canis – собака), поскольку из всех животных собака легче всего поддается дрессировке.
Капистерапию, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения, но результаты они приносят потрясающие. Отмечают, что особенно эффективна канистерапия в комплексе с другими видами лечения, но и сама по себе она очень действенна.
Канистерапия – это выполнение упражнений пациентом и собакой под руководством специалиста с целью выздоровления.
Иногда можно встретить собаку-поводыря рядом с маловидящим человеком. За границей часто можно увидеть собак в домах престарелых, когда братья наши меньшие помогают старикам избавиться от некоторых заболеваний или просто коротать старость. Но все-таки наибольшую популярность канистерапия получила в лечении детей – много лет назад за рубежом и сравнительно недавно в России.
История возникновения
Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.
В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.
Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.
Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии “Солнечный пес”. Он функционирует и сегодня.
Основные направления
Канистерапию можно разделить на следующие лечебные направления:
- Диагностическое. Собака предугадывает приступы эпилепсии, астмы, резкое повышение сахара в крови у людей, больных диабетом и предупреждает хозяина.
- Лечебно-контактное. При возникновении болей собака ложится на место, которое беспокоит, и греет своим теплом. В этом направлении, как правило, используют собак люди, страдающие хроническими заболеваниями.
- Реабилитационное. Собака ускоряет процесс выздоровления с помощью активного взаимодействия с ней. Все выполняется под наблюдением канистерапевта.
- Обслуживающее. Собаки помогают людям в инвалидных колясках, слепым, слабослышащим передвигаться. Это так называемые собаки-поводыри.
Показания
Канистерапия используется для:
- Подавления агрессии, гиперактивности;
- Улучшения памяти, речи;
- Избавления от неврозов, фобий, чувства тревоги;
- Развития моторики, интеллектуальных и познавательных способностей;
- Улучшения координации движений;
- Лечения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения, болезнь Альцгеймера, ДЦП, мышечная дистрофия.
Противопоказания
Если у вас есть склонность к аллергии, особенно на животных, на теле имеются повреждения, куда может попасть инфекция, если повышена температура тела или присутствуют заболевания дыхательных путей, от такого метода, как канистерапия, придется отказаться.
Однако боязнь собак совсем не является противопоказанием. Это всего лишь вопрос времени.
Почему достигается эффект от занятий?
При лечении ребенок взаимодействует с собакой. Для кого-то по итогам занятия будет достижением сделать несколько шагов, а для кого-то – просто улыбнуться. Но в любом случае при общении с животным задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и хорошо. Поэтому можно сказать, что эффект от занятий достигается всегда.
Но если человек изначально настроен на то, что лечение не принесет результатов, его не стоит и начинать. Животные очень хорошо все чувствуют и вряд ли смогут помочь, если пациент придет на занятие с недоверием или негативом.
Упражнения
Для каждого конкретного случая канистерапевт разрабатывает комплекс упражнений.
- Лечение всегда начинается со знакомства. Некоторым детям требуется немало времени, чтобы привыкнуть или побороть страх. Но специалист всегда поможет наладить контакт. Нужно очень тщательно наблюдать за реакцией ребенка. Если он боится, собаку следует держать на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком. Тогда отсутствует контакт глазами.
- После этапа знакомства можно переходить к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда пациент привыкнет, собака может делать остановки, повороты. Потом можно поручить ребенку ее расчесать. И когда этап привыкания завершен, ребенок может самостоятельно давать команды собаке.
- Следующее упражнение требует от ребенка сосредоточенности и развивает определенные навыки: ориентироваться в пространстве, последовательно выполнять действия. Ребенку дается задание подвести собаку к определенному предмету или человеку, потом взять какую-нибудь игрушку и вместе с животным отнести ее в назначенное место. Если собака умеет выполнять трюки, пусть ребенок попросит ее выполнить один из них. Это очень повысит самооценку малыша.
- Очередное упражнение выполняется на коврике. Ребенок ложится рядом с собакой, можно на нее облокотиться. Он расчесывает ее, плетет косички, прижимается к ней или просто обнимает. При этом уменьшается чувство тревоги, улучшается моторика и даже речь. Температура тела собаки выше, чем у нас, поэтому такой тесный контакт полезен для мышц.
Пожалуй, выше приведены наиболее используемые упражнения. Но вариантов их великое множество. Можно плести собаке косички, можно повязывать ей на голову косынку, можно даже читать ей книги – все эти занятия очень нравятся детям. Главное во всех этих упражнениях – тесный контакт с животным, который, безусловно, раскрепощает, расслабляет и делает добрее.
Подходящие породы для канистерапии
Далеко не любая собака подходит на роль канистерапевта. Для того чтобы помогать людям, каждое животное проходит специальную подготовку и сдает экзамен по итогам обучения.
Что касается пород, то принято считать, что все породы в большей или меньшей степени могут лечить, даже беспородные особи.
Главное – чтобы собака была хорошо воспитана, идеально выполняла команды, была полностью лишена чувства агрессии и любила людей. Ребенок может ненамеренно обидеть собаку – собака не имеет права ответить враждебно. Она должна хорошо относиться не только к своему хозяину, но и ко всем людям.
Самыми популярными породами в канистерапии являются лабрадоры, золотистые ретриверы, ризеншнауцеры. Иногда используют таких больших, пушистых добряков, как сенбернары, ньюфаундленды, бобтейлы.
Однако не рекомендуется привлекать к лечению детей бойцовских собак и собак мелких пород из-за их вспыльчивости. К тому же последние не обладают такой железной выдержкой, как их крупные собратья.
Распространение в России
В Москве лечением детей с помощью собак занимается несколько центров. Наиболее известным считается центр “Солнечный пес”. Там ведут работу собаки породы «лабрадор» под руководством опытных специалистов. Ежегодно на монопородной выставке лабрадоров выступают дети с различными заболеваниями, посещающие этот центр. Вместе с собаками-терапевтами они показывают очень яркие, насыщенные номера.
В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.
А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр “Радуга”, где оказывают помощь беспородные собаки, попросту говоря – дворняжки.
Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург – это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь “лохматые доктора”.
Подробнее о центре “Солнечный пес” и его успехах вы можете узнать из следующих видео.
Отзывы
Отзывы о канистерапии в основном положительные. Родители очень благодарны животным и людям, которые с ними работают, за результаты, полученные в ходе лечения. Отмечено, что дети достаточно быстро начинают проявлять к собакам интерес, с удовольствием проводят с ними время.
Особенно популярна канистерапия для лечения детей, больных аутизмом. Как известно, аутисты очень замкнуты в себе. Они могут часами сидеть и смотреть в одну точку. Можно встретить много отзывов, где говорят о том, что благодаря собакам маленькие пациенты становятся более открытыми к окружающему миру, более общительными. Известен даже случай, когда после ряда занятий, девочка-аутист стала выступать на сцене.
Люди, столкнувшись с заболеванием ДЦП, утверждают, что общение с собакой позволяет улучшить координацию движений, мышечный тонус.
Если речь идет о нарушении интеллектуального развития, благодаря собаке, ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь.
Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться, тем самым улучшая их физическое состояние.
Описан ряд случаев, когда маленький пациент после недолгого общения с собакой начинал замечать ее, а затем и своих родителей. До этого же он совсем не реагировал на окружающих.
Можно даже услышать рассказы о том, как ребенок произносил отдельные слова при значительных проблемах с речью. А это очень большое достижение!
Иногда можно встретить мнение, что лечение собаками не настолько эффективно, как заявляют специалисты, но как правило, так считают люди, которые в целом относятся к животным отрицательно и вряд ли когда-либо выберут этот метод лечения для себя или своих детей.
Бывают такие случаи, когда люди испытывают неприязнь к запаху собаки или виду шерсти, оставленной собакой на их одежде. А кто-то просто относится несерьезно к нетрадиционной медицине.
Но учеными давно доказано, что и людям без особых отклонений полезно проводить время с собакой. Общаясь с животным всего 15 минут в день, у человека нормализуется давление, улучшается самочувствие и настроение. Даже простая игра с собакой позволяет снять стресс.
Рядом с животным человек всегда чувствует себя независимым и свободным. И недаром считается, что семьи, у которых есть питомец, более дружны и открыты к общению. Посмотрите на семейные фото с собакой… Лица у людей на них очень счастливые. Не правда ли?
Еще больше о канистерапии вы узнаете, посмотрев передачу канала GuberniaTV.
Источник
Сегодня реабилитация с помощью упражнений с собаками применяется к больным ДЦП, аутизмом, задержкой развития, черепными травмами. Канистерапия помогает при синдромах Дауна, психотравмах, тревожных и панических состояниях и др.
Десять лет назад в Петербурге возникла Ассоциация развития и поддержки канистерапии – направления в медицине по реабилитации больных с помощью специально обученных собак. Из разрозненных усилий отдельных энтузиастов, небольших кружков и групп сложилось сообщество психологов, неврологов, психотерапевтов, реабилитологов, педагогов, ветеринаров, социальных работников, специалистов по подготовке собак-терапевтов и собак-поводырей. Заместитель председателя Ассоциации развития и поддержки канистерапии Мальцева Мария Николаевна рассказывает о применении собак в реабилитации больных, об истории этого направления терапии, об успехах и проблемах.
– Расскажите, пожалуйста, об истории канистерапии. Что выделяет собак из числа других животных, используемых для реабилитации?
– Канистерапия старше всех других видов анимал-терапии, ею начали заниматься в европейских странах еще в 50-е годы 20-го века. В анимал-терапии применяются и другие животные: дельфины, лошади. Они тоже приносят хороший реабилитационный эффект, помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Езда верхом на лошади дает активную двигательную нагрузку: требуется удержаться, сохранять равновесие, посадку. Но содержание дельфинов и лошадей обходится очень дорого, потому эти животные не так доступны как собаки.
Собаки же требуют гораздо меньших затрат на разведение и содержание, они знакомы и привычны нам с детства. По отношению к собакам выраженные фобии, например, страхи контактов, встречаются реже, чем к другим животным. Человек и собака общаются непринужденно, они тянутся друг к другу, история их дружбы уходит в века.
– При каких заболеваниях занятия с собаками могут приносить видимый успех?
– Сегодня реабилитация с помощью упражнений с собаками применяется к больным ДЦП, аутизмом, психическими расстройствами, задержкой развития, черепными травмами. Занятия канистерапией помогают при социальной адаптации людей с синдромом Дауна, психотравмах, тревожных состояниях, панических и поведенческих расстройствах. Помогают эти занятия и пожилым людям при реабилитации после перенесенного инсульта, при старческой деменции. Инструкторы и кураторы Ассоциации привозят собак в детские колонии для проведения сеансов социальной реабилитации среди трудных подростков. Собаки работают в детских домах, интернатах, домах престарелых. В ГАООРДИ – Ассоциации общественных организаций родителей детей-инвалидов, где мы ведем эту беседу, есть группы канистерапии.
– Всех ли собак можно использовать в канистерапии, не находятся ли какие-то породы под запретом?
– В канистерапии работают собаки породистые и беспородные, всех размеров, исключений нет. Важны индивидуальные особенности собаки, ее подготовка. Конечно, изначально собак отбирают по простым критериям. У претендента на роль «врача» должны отсутствовать агрессивность, тревожное поведение, выраженные охотничьи повадки, стремление лаять, навязчивость.
– Как ведется подготовка собак?
– Готовят собак для канистерапии долго, 6-9 месяцев. Специалисты дрессируют их по системе обучения, разработанной в Австрии, в Институте зоопсихологии Конрада Лоренца. Пройдя школу, собаки сдают экзамены, проходят проверки в четыре этапа перед комиссией. В комиссию входят врач-ветеринар, представитель страховой компании (на каждую собаку оформляется страховое свидетельство), инструктор-дрессировщик, врач общей практики. Каждый из специалистов тестирует собаку отдельно и выносит решение по своей части испытаний: собака должна быть здоровой, доброжелательной, должна сохранять спокойствие в любых ситуациях и слушаться инструктора. Всего 20 испытательных тестов. Только при положительной оценке всех специалистов собака получает сертификат «Собака – средство реабилитации».
– На занятия привозят совсем маленьких детей. Многие видят собаку впервые. Как складывается контакт ребенка и собаки?
– Дети сразу тянутся к собакам. В детях заложена любовь к волосяным покровам: они обожают теребить волосы на голове родителей, тискают мохнатые игрушки. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.
– В чем секрет успеха канистерапии?
– Приведу такой пример. Врач просит ребенка: «Вытяни руку, сожми и разожми пальчики». А потом хвалит его, или, если результат неудачный, требует повторить движение еще и еще. Ребенок понимает, что от него чего-то ждут, его действия оценены плохо. Это стрессовая ситуация, и если наша задача – улучшить опорно-двигательный аппарат ребенка, то быстрого прогресса ожидать не приходится. Собака не ставит оценок действиям ребенка, не показывает, что хорошо, что плохо. Ребенок не испытывает стресса рядом с собакой. Он бросает ей мяч и раз от раза делает это лучше. Его ручка вытягивается, пальцы сжимаются и разжимаются, как и требовал врач. Только теперь ребенок проделывает это упражнение по реабилитации, играя с собакой, а не в кабинете врача. Стресс снят, успех приходит быстрее.
– Есть ли противопоказания к занятиям канистерапией?
– Противопоказания к занятиям с собаками есть, и лучше их выявить до начала занятий. У детей, да и у взрослых бывает аллергия на собачью шерсть. Это должен подтвердить аллерголог после исследований в лаборатории. Занятия противопоказаны при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, при кожных воспалениях, в случаях боязни контактов с собаками.
– Как проходят занятия канистерапией? Для каждого больного есть своя индивидуальная программа?
– Мы давно ушли от самодеятельности и следуем точным предписаниям научных разработок. При всей кажущейся простоте этой веселой возни с собаками на каждом занятии идет запланированная работа. Результат занятий фиксируется и сравнивается с методиками. В настоящее время специалисты используют 16 методик для реабилитационного воздействия при различных заболеваниях. Разработано 20 ролевых игр, способствующих поддержанию навыков движения, счета, чтения, например, у больных после инсульта. Обязательно присутствие врача на каждом занятии. Нужно учитывать, что у пациентов возникает естественная привязанность к собаке. Мы практикуем смену собак через каждые пять занятий. Упражнения различные, они кажутся несложными, но эффект достигается повторениями. Например, ребенок плохо ходит из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Идти самостоятельно он не может, с помощью взрослого делает неуверенные движения. Мы предлагаем ему прогуляться с собакой. Взять поводок и вести собаку по кругу. Опыт показывает, что от занятия к занятию ребенок будет двигаться все увереннее, его внимание сосредоточено на собаке, он чувствует, что собака зависит от него. Такое естественное упражнение дает эффект быстрее, чем терапия в кабинете врача, где у ребенка, повторяю, может появиться стресс от неуспехов и боязни не выполнить требования врачей и родителей.
Вот посмотрите, тяжело больная девочка надевает на голову собаки обручи разных цветов, а потом снимает их. Не поверите, но два года назад она лежала неподвижно, не поднимая головы. Сейчас девочка может сидеть, выполняет сложные для ее заболевания движения. Обратите внимание на выдержку собаки: все полчаса занятий она будет терпеливо лежать по команде инструктора.
Мы предлагаем детям расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду голосом и жестами. Эти и многие другие приемы используются в активной реабилитации больных с различными неврологическими расстройствами. Игровые занятия дают полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.
– Как быстро наступает реабилитация? Бывали в вашей практике неудачи?
– Ни одного случая отсутствия прогресса не было. Родителям советуем запастись терпением. Бывает, родители, настроившись на быстрый эффект, и не получив его, прекращают приводить ребенка на занятия. Этого делать нельзя. Естественные физиологические механизмы включаются в работу от занятия к занятию, малыми шажками, но в нужном направлении.
– Ваша Ассоциация держится на энтузиазме и добровольных пожертвованиях. Расскажите, какие трудности преодолевает Ассоциация, откуда приходит поддержка?
– Если коротко, то Минздрав России признает канистерапию как средство реабилитации больных. А ветнадзор вставляет палки в колеса. Ссылаются на указание о перевозке животных по территории Российской Федерации, по которому владельцу животного необходимо иметь ветеринарное свидетельство формы № 4, оформленное государственной ветеринарной службой. Абсурдно, но если следовать этим требованиям, волонтер, владелец собаки, для каждого занятия должен ее везти на ветеринарную станцию и брать справку. Но речь идет не о путешествии в другой город, а о поездке в соседний район города. Не говоря уже о том, что у наших собак имеются ветеринарные паспорта, они проходят регулярный осмотр и контроль на гельминтов. Перед каждым занятием, согласно правилам, собаку тщательно моют и перевозят в изолированной перевозке. Положа руку на сердце, неужели есть еще необходимость в справке? Кстати, о транспортных проблемах. Не все наши волонтеры и кураторы имеют личный автотранспорт. Быстрее всего в таком случае доехать на метро. Но не всегда получается. Собак-поводырей пускают в метро, а наших собак, несмотря на то, что они тоже прошли специальную дрессуру и ведут себя образцово, не пускают.
Еще одна проблема: помещения для подготовки собак. Подготовка, как было сказано, ведется долго. Приходится выпрашивать помещение то в одном месте, то в другом. А ведь каждый год 340-350 пациентов проходят с помощью наших собак курс двигательной реабилитации и нейрореабилитации. Мы даем больным эффективное, недорогое средство терапии, возвращаем людей обществу. Хотелось бы нам и от общества видеть помощь.
– Вспомните, пожалуйста, бывали в вашей практике исключительные случаи?
– Помню такой случай: детей привезли из детского дома на занятие с собаками. Среди них был мальчик пяти лет, он вставал, но ходить не мог. Мы предложили ему простое упражнение – выгул собаки на поводке. Инструктор, как обычно, поддерживал ребенка, следя за его мышечным тонусом. В конце упражнения мальчик двигался самостоятельно. На следующий день нам позвонили из детского дома и сказали, что ребенок начал ходить. Собака сняла у ребенка стресс, помогла преодолеть укоренившийся страх болезни.
Это уже другой случай: девочку двух лет сверх меры опекала мама, ловила и сажала при каждом неудачном движении. Истеричное состояние матери передавалось ребенку, ходить она не научилась. И здесь прогулка с собакой помогла. Девочка, держась за поводок, сделала шаг, упала и посмотрела на собаку. Та спокойно сидела и ждала, когда ребенок поднимется. Спокойствие собаки передалось ребенку. Девочка поднялась, сделала еще шаг, другой, и так за одно занятие она начала ходить.
Быстрые исцеления случаются при заболеваниях с четко выраженными психологическими механизмами – стресс, испуг. Собаки могут снять такие состояния за один сеанс.
– Советуете ли вы семьям, где есть дети-инвалиды, заводить собак?
Нет, таких рецептов мы не даем. Но если семья после занятий с нашими собаками сама приходит к такому решению и спрашивает нашего совета, мы говорим, да, заводите, не пожалеете.
Источник