Породы собак помесь французского бульдога

В последнее время стало модно разводить собак так называемых «дизайнерских» собак, которые, по сути, являются результатом скрещивания представителей двух разных пород. Заводчики утверждают, что метисы отличаются лучшим здоровьем, чем чистопородные псы, а их экстерьер и характер являются воплощением лучших качеств каждой из двух пород. Французские бульдоги тоже нередко становятся предметом экспериментов по межпородному скрещиванию, в результате которого на свет и появляются щенки с уникальным и, порой, весьма необычным экстерьером.
Помесь с чихуахуа
Основная характерная особенность таких собак — укороченная, широкая и плоская морда, а также выразительные, тёмно — коричневые глаза. Кожа на голове покрыта неглубокими складками. Губы у метисов более сырые, чем у чихуахуа, образующие брыли, типичные для догообразных пород. Уши крупные, но более узкие, чем у «французов» и не настолько сильно закруглённые на концах. Такой метис выглядит больше похожим на чихуахуа, разве что более коренастый и мускулистый. Голова у него не настолько крупная и куполообразная, как у бульдога, однако, скулы обозначены значительно лучше, чем у чихуахуа.
Одно из главных преимуществ метисов с чихуахуа — более богатая палитра окрасов, чем у французских бульдогов.
И, что ещё немаловажно, у помесей французского бульдога и чихуахуа довольно удлинённая и не такая вздёрнутая морда, что позволяет животному более комфортно чувствовать себя в жару и делает его менее восприимчивым к заболеваниям органов дыхания.
Пекинесом
Такой метис за счёт необычного окраса и длинной шерсти выглядит довольно необычно. Унаследовав от бульдога укороченную морду, крупную голову, покрытую складками, выразительные, крупные глаза и коренастое телосложение, он выглядит как представитель одной из типичных молоссоидных пород. Однако, удлинённая и более мягкая шерсть, а также висячие уши, делают его похожим на длинношерстного мопса, некогда существовавшего в Древнем Китае.
Именно необычный «старинный» облик этих собак и делает их популярными среди любителей «дизайнерских пород».
По характеру этот пёс может быть довольно упрямым, эгоистичным и несколько высокомерным. Но общительный, доброжелательный нрав французского бульдога, безусловно, должен сгладить эти черты, благодаря чему из метисов с пекинесами вырастают достаточно ласковые, пусть и несколько независимые питомцы.
Биглем
Такой метис напоминает охотничью собаку: у него довольно длинные висячие уши, а телосложение изящнее, чем у «француза», но мощнее, нежели у бигля. Также у него довольно массивная голова с выпуклым округлым черепом и выраженным переходом к слегка удлинённой морде. Глаза, как и у бульдога, крупные, выразительные, с добрым и дружелюбным выражением. Окрас чаще всего — двухцветный или тигрово-белый. Однако, в зависимости от того, как лягут гены, цвет шерсти может быть любым, типичным для представителей каждой из исходных пород.
Некоторые из метисов с биглем по телосложению, форме головы и окрасу напоминают карликовых немецких боксеров.
Таких собак можно рекомендовать тем людям, кто хотел бы завести боксера, но по каким — либо причинам не может позволить себе держать в доме крупного пса. В этом случае метис французского бульдога с биглем станет отличным решением, тем более, что и по характеру он тоже будет напоминать боксёра. Такие помеси доброжелательны, отважны, игривы и достаточно выносливы.
Смесь с таксой
Помесь «француза» с таксой выглядит довольно забавно. От бульдога этому псу достались мускулистое, довольно мощное телосложение и более округлая форма головы, чем у таксы. Также у метиса могут иметься складки на лбу и несколько укороченная, но при этом практически прямая морда. Уши у него могут быть как висячими, так и стоячими, но при этом более крупными и мягкими, чем у французского бульдога. Окрас, обычно, тигровый, часто дополненный нарядными белыми отметинами. Хвост удлинённый, без типичного для «француза» излома.
Метис с таксой может унаследовать от своих предков охотничьи инстинкты, что иногда создаёт затруднения при его содержании в доме с кошками, а также мелкими грызунами и птицами.
Фото
Фото метиса.
Такой пёс отличается доброжелательным и в меру любопытным характером. Он добродушен, общителен и игрив, но во время прогулок нужно внимательно следить за ним, чтобы питомец не отправился исследовать какой-нибудь заинтересовавший его след и не потерялся.
Китайской хохлатой
Трудно найти собаку с более оригинальной и при этом слегка пугающей внешностью, чем метис французского бульдога и китайской хохлатой. Этот пёс, унаследовал от бульдога мускулистое и крепкое телосложение и крупную, выпуклую голову с короткой, вздёрнутой мордой. При этом он почти полностью лишён шерсти, если не считать пучка волос в виде гребня на макушке, подобия усов и бороды и едва заметного опушения на лапах.
Если же метис был получен от пуховой разновидности «хохлатки», то у него будет более длинная и пушистая шерсть, чем у бульдога, однако, форма морды, головы и строение тела также будут более типичны для молосса, чем для китайской хохлатой собаки. Кожа окрашена в серовато — коричневый с розоватыми пятнами цвет и покрыта складками, расположенными на шее, под нижней челюстью и в верхней части хвоста. Уши крупные, полувисячие или стоячие, но с несколько провисающими кончиками.
Помесей «француза» и китайской хохлатой вряд ли можно назвать красивыми, но эти собаки по — своему обаятельны и у них имеется немало поклонников во всём мире.
К тому же, такой питомец идеально подходит для жизни в семье: отличается добродушным, весёлым нравом и просто обожает своих хозяев.
Той — терьером
Такой метис выглядит довольно подтянутым и даже изящным. У него мускулистое, но не такое коренастое, как у бульдога, тело, да и голова более узкая и не столь скуластая. Однако, характерная форма ушей, делающая собаку похожей на летучую мышь, унаследована этим метисом именно от «француза». Морда довольно узкая, клиновидная и при этом не вздёрнутая. А небольшой перекус если и присутствует, то почти незаметен при взгляде спереди.
Глаза не такие большие и выпуклые, как у бульдога, они имеют более узкий постав и посажены относительно неглубоко. Лапы удлинённые, хвост тоже длинный и без заломов. В целом, такой метис выглядит гармонично сложенным, а его облик лишён некоей гротескности, присущей французским бульдогам.
Помеси с той — терьером отличаются энергичностью, игривостью и подвижностью, они очень ласковые и преданные своим хозяевам.
Однако, их психика может быть менее устойчивой, чем у бульдогов. К тому же, той — терьеры, как и «французы» порой бывают довольно задиристы по отношению к чужим собакам и отважны до безрассудства. Поэтому, очень важно не допускать конфликтов такого питомца с другими псами.
Ши тцу
Внешне напоминает французского бульдога с удлинённой, мягкой и довольно шелковистой шерстью. Форма головы и морда напоминают бульдожью, уши так же, как и у «француза» стоячие, треугольные и закруглённые на концах. Морда короткая, с небольшой бородой и усами. Глаза с доброжелательным и кротким выражением, типичным для ши тцу. Окрас чаще всего, двухцветный с преобладанием белого. Выглядит такой пёс забавно и в то же время мило. Длинная шерсть придаёт ему своеобразный шарм и делает неповторимым и удивительным.
Если же у владельца нет желания возиться с удлинённой шерсть питомца, он может подстричь его, предварительно выбрав один из множества вариантов причесок, подходящий для метиса. Лучше всего для этого обратиться в салон, где профессиональные грумеры подскажут, как лучше подстричь собаку со столь необычной и уникальной внешностью.
Метисы с ши тцу отличаются особенной привязанностью к своим хозяевам, они невероятно ласковы, игривы и просто обожают детей.
Заключение
Большинство из выше перечисленных «дизайнерских пород» появилось в результате случайных вязок. Однако, многие из них стали со временем популярны среди любителей необычных питомцев. И дело не только в том, что помеси французских бульдогов отличаются уникальной внешностью, но ещё и в том, что эти собаки наследуют от «французов» доброжелательный и весёлый нрав, а также их любовь к детям, преданность хозяевам и игривость.
Вместе с тем, людям, решившим взять в дом метиса, нужно учесть что щенки, появившиеся на свет в результате межпородного скрещивания, обязательно унаследуют черты обоих своих родителей. И что никто не может предугадать, как именно лягут гены и, какой экстерьер и характер, в итоге, получится у питомца, когда он вырастет.
Источник
200 руб.
Позвонить
Написать
Отдается в хорошие руки девочка, метис француза, 4 мес. Все прививки сделаны. Ветеринарный паспорт на руках.
Порода: | Другая |
---|
Продавец: Алексей Т.
Похожие объявления
30 000 руб.
Щеночки французского бульдога
47 000 руб.
Щенок французского бульдога
120 000 руб.
Щенки Французского бульдога
35 000 руб.
Французский бульдог щенки
50 000 руб.
Щенки французского бульдога
70 000 руб.
Щенки французского бульдога
35 000 руб.
Щенки французского бульдога
25 000 руб.
щенки французского бульдога
10 000 руб.
Щенки французского бульдога
43 000 руб.
Щенки французского бульдога
55 000 руб.
Щенок французского бульдога
30 000 руб.
Щенки французкого бульдога
25 000 руб.
Щенк французский бульдог
125 000 руб.
Щенки девочки французского бульдога
145 000 руб.
ЩЕНКИ ФРАНЦУЗСКОГО БУЛЬДОГА
76 000 руб.
Продам кобеля Французского бульдога
40 000 руб.
Щенки французского бульдога
41 000 руб.
Щенок французского бульдога
40 000 руб.
Щенки французского бульдога
70 000 руб.
Щенки французского бульдога
Источник
Ïðåäêîâîé ôîðìîé áàññåòîâ ÿâëÿþòñÿ òå æå “áàðñó÷üè ñîáàêè”, ÷òî è ó òàêñîîáðàçíûõ ãîí÷èõ. Îíè ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé íåêðóïíûõ ìàññèâíûõ ãîí÷èõ ñ óêîðî÷åííûìè êîíå÷íîñòÿìè, ïîÿâèâøèõñÿ â XIV – XVI âåêàõ äëÿ îõîòû íà áàðñóêîâ, çàéöåâ è ëèñèö.  îòëè÷èå îò òàêñ, áàññåòû äîëæíû ðàáîòàòü íà ïîâåðõíîñòè çåìëè, íå ñïåøà âûãîíÿÿ çâåðÿ ïîä âûñòðåë ïåøåìó îõîòíèêó. Ñóäÿ ïî ôîðìå ÷åðåïà, òèïó óõà, ê áàññåòàì ìíîãîêðàòíî ïðèëèâàëèñü ãîí÷èå ñâ. Ãóáåðòà, ëèáî îíè ïðîèñõîäÿò îò îáùèõ ïðåäêîâ.
Êàê íè ñòðàííî, ïîòðåáíîñòü â êîðîòêîíîãîé ãîí÷åé áûëà âïîëíå îáîñíîâàíà. Áàññåòû áûëè âîñòðåáîâàíû â êà÷åñòâå îõîòíè÷üåé ñîáàêè â ïàðêàõ, íàñûùåííûõ äè÷üþ: êðóïíûå ãîí÷èå ëèøàëè îõîòíèêà ïîëó÷èòü ïîëíîå óäîâîëüñòâèå îò îõîòû – îíè áûñòðî íàñòèãàëè è áðàëè ïðàêòè÷åñêè ëþáîãî çâåðÿ. Êðîìå òîãî, íå çíàòíûì ëþäÿì íå äîçâîëÿëîñü îõîòèòüñÿ íà êðóïíóþ êîïûòíóþ äè÷ü, à íåáîëüøàÿ ïåøàÿ ãîí÷àÿ íå ìîãëà ïðè÷èíèòü âðåä òîìó æå îëåíþ.
 êîíöå XIX âåêà íà÷àëè ðàçäåëÿòü äâà òèïà áàññåòîâ: ëèìîííî-æåëòûõ ñ áåëûìè îòìåòèíàìè, ñ áîëåå ìàññèâíûìè ãîëîâàìè è íåðåäêî âûâåðíóòûìè ëàïàìè, è òðåõöâåòíûõ, êîòîðûå ïîñëóæèëè îñíîâîé ïðè ñîçäàíèè áàññåò-õàóíäà â Àíãëèè.  ýòî æå âðåìÿ âî Ôðàíöèè íà÷àëàñü öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ïî ôîðìèðîâàíèþ ïîðîä ïîëüçîâàòåëüíûõ áàññåòîâ íà îñíîâå ñòàðûõ ðàáî÷èõ ñîáàê. Áûëè ñôîðìèðîâàíû àðòåçèàíñêèé áàññåò, áàññåò ä’Àðòóà, ãîëóáîé ãàñêîíñêèé, ðûæèé áðåòîíñêèé è æåñòêîøåðñòíûå âàíäåéñêèå áàññåò-ãðèôôîíû. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî íà îñíîâå ãîí÷èõ êàæäîé ìåñòíîñòè íà÷àëîñü öåëåíàïðàâëåííîå âûâåäåíèå êîðîòêîíîãèõ ìàññèâíûõ ñîáàê, êîïèðóþùèõ ñâîèõ ñòàíäàðòíûõ ïðàðîäèòåëåé ïî îêðàñó è òèïó âîëîñÿíîãî ïîêðîâà.
Ñõîäñòâî áàññåòîâ ðàçíûõ ïîðîä ìåæäó ñîáîé äîâîëüíî âåëèêî – ïîìèìî óêîðî÷åííûõ êîíå÷íîñòåé, ó íèõ î÷åíü òèïè÷íàÿ ãîëîâà ñ âûðàæåííûì çàòûëî÷íûì áóãðîì è òåìåííûì ãðåáíåì, íèçêî ïîñàæåííûì óõîì.
1. Áàññåò-õàóíä.
Êàê áûëî ñêàçàíî âûøå, áàññåò-õàóíä âåäåò ñâî¸ ïðîèñõîæäåíèå îò òàêñîîáðàçíûõ ãîí÷èõ Ôðàíöèè, êîòîðûé ïîïàëè â Àíãëèþ. Âòîðîé ïîðîäîé, ñïîñîáñòâîâàâøåé ôîðìèðîâàíèþ îáëèêà ñîâðåìåííîãî áàññåò-õàóíäà áûë áëàäõàóíä – íà òîò ìîìåíò ñîáàêà ñ óíèêàëüíûì íþõîì, ñäåëàâøèì ïîðîäó ñèíîíèìîì ñëîâà “èùåéêà”.
Ñîçäàíèå áàññåò-õàóíäà äîñêîíàëüíî çàäîêóìåíòèðîâàíî è èçâåñòíî áëàãîäàðÿ çàïèñÿì ñýðà Ýâåðåòòà Ìèëëå, êîòîðîãî ìîæíî ñìåëî ñ÷èòàòü ñîçäàòåëåì ïîðîäû. ñýð Ýâåðåòò Ìèëëå áûë îäíèì èç ïåðâûõ, êòî ïðîèçâ¸ë óñïåøíîå èñêóñòâåííîå îïëîäîòâîðåíèå ó ñîáàê, ÷òî ïîçâîëèëî ïîëó÷èòü ïîòîìñòâî îò òàêèõ ðàçíÿùèõñÿ ïî ðàçìåðó ïîðîä. Âî âðåìÿ îäíîé èç ñâîèõ ïîåçäîê âî Ôðàíöèþ â 1873 ãîäó ëã âñòðåòèë â ðåãèîíå Íîðìàíäèÿ áàññåòà, è ýòî îáñòîÿòåëüñòâî çàñòàâèëî åãî âåðíóòüñÿ â ñëåäóþùåì ãîäó âî Ôðàíöèþ, ÷òîáû ïîñåòèòü âûñòàâêó ñîáàê â Ïàðèæå. Èç ýòîé ïîåçäêè Ìèëëå ïðèâåç áàññåòà ïî êëè÷êå Model, ñ êîòîðîãî è íà÷àëîñü åãî ðàçâåäåíèå áðèòàíñêîé ðàçíîâèäíîñòè ýòîé ïîðîäû.  òî âðåìÿ â Àíãëèè áûëè äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíåíû òàêñû, èçâåñòíûå ïîä íàçâàíèåì “íåìåöêèé áàññåò”, îí òåì íå ìåíåå ôðàíöóçñêàÿ ñîáàêà ïðèâëåêëà äîñòàòî÷íî ìíîãî âíèìàíèÿ è âûçâàëà ñèëüíûé èíòåðåñ ó ñîáàêîâîäîâ. Ñïóñòÿ 11 ëåò ïîñëå òîãî, êàê Model áûë ïðåäñòàâëåíà êèíîëîãè÷åñêîìó ñîîáùåñòâó Àíãëèè, íà âûñòàâêå â Ëîíäîíå â 1886 ãîäó áûëî ïðåäñòàâëåíî óæå áîëåå 120 ñîáàê ýòîé ïîðîäû.
Âñêîðå ïîñëå èìïîðòà ñâîåãî ïåðâîãî áàññåòà èç Ôðàíöèè Ìèëëå ïðèîáðåòàåò íåñêîëüêî ñîáàê ïîðîäû áèãëü è ïîëó÷àåò ïåðâûé ïîì¸ò. À â ïåðèîä ñ 1884 ïî 1896 ãîä áûëî ïðîâåäåíî 17 èñêóñòâåííûõ îïëîäîòâîðåíèé áàññåòîâ, áèãëå-áàññåòîâ è áëàäõàóíäîâ.
Âñå ñâîè ýêñïåðèìåíòû Ìèëëå òùàòåëüíî ôèêñèðîâàë, ïðèâåäó çäåñü èõ êðàòêîå ñîäåðæàíèå.
Ýêñïåðèìåíò 1.(1884 ãîä). Ïðîèçâåäåíî èñêóñòâåííîå îñåìåíåíèå ìåæäó êîáåëåì è ñàìêîé áàññåòà. Îïëîäîòâîðåíèå ïðîøëî óñïåøíî, îäíàêî ùåíêè ðîäèëèñü ìåðòâûìè.
Ýêñïåðèìåíò 2. (1885 ãîä). Èñêóñòâåííîå îñåìåíåíèå òðåõ ñàìîê áàññåòîâ ìàòåðèàëîì îäíîãî êîáåëÿ. Âñå òðè ñàìêè ïðèíåñëè ùåíêîâ: 1, 5 è 7 ùåíêîâ ñîîòâåòñòâåííî.
Ýêñïåðèìåíò 3. (1887 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî èç-çà íåâåðíîãî îïðåäåëåíèÿ ãîòîâíîñòè ñàìêè ê îïëîäîòâîðåíèþ.
Ýêñïåðèìåíò 4. (1891 ãîä). Ñàìêà áëàäõàóíäà îïëîäîòâîðåíà ìàòåðèàëîì êîáåëÿ áàññåòà ïî êëè÷êå Floreal.  ðåçóëüòàòå ðîäèëñÿ îäèí ùåíîê, ýêñòåðüåðíî î÷åíü ïîõîæèé íà îòöà.
Ýêñïåðèìåíò 5. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî, â ïðîöåññå áåðåìåííîñòè ó ñàìêè ïðîèçîøåë âûêèäûø.
Ýêñïåðèìåíò 6. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò òàêæå ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Ó îïëîäîòâîðÿåìîé ñàìêè áûëè ïðîáëåìû ñ áåðåìåííîñòüþ åñòåñòâåííûì ïóòåì, ìåòîä èñêóñòâåííîãî îïëîäîòâîðåíèÿ òàêæå íå ïðèíåñ óñïåõà.
Ýêñïåðèìåíò 7. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Èñïîëüçîâàííûé â ïðîöåäóðå êîáåëü áûë äîñòàòî÷íî ñòàð, âåðîÿòíî ïðè÷èíîé íåóäà÷è ïîñëóæèë ìàëîàêòèâíûé ìàòåðèàë.
Ýêñïåðèìåíò 8. (1891 ãîä). Ýêñïåðèìåíò ïðîø¸ë íåóäà÷íî. Òàêæå êàê è â ýêñïåðèìåíòå ¹6 ó îïëîäîòâîðÿåìîé ñàìêè áûëè ïðîáëåìû ñ áåðåìåííîñòüþ åñòåñòâåííûì ïóòåì.
Ýêñïåðèìåíò ¹9. (1891 ãîä). Óñïåøíûé ýêñïåðèìåíò ïî èñêóñòâåííîìó îïëîäîòâîðåíèþ áàññåòà ïî êëè÷êå Antoinette ìàòåðèàëîì áàññåòà ïî êëè÷êå Floreal.  ðåçóëüòàòå áûë ïîëó÷åí ïîì¸ò èç 7 ùåíêîâ, îäèí èç íèõ ïî êëè÷êå Jeringa. Ñî ñëîâ Ìèëëå ýòî áûë ëó÷øèé áàññåò, êîòîðîãî îí êîãäà-ëèáî ïîëó÷àë è âûðàùèâàë.
Ýêñïåðèìåíò 10 (1893). Óñïåøíûé ýêñïåðèìåíò ïî èñêóñòâåííîìó îïëîäîòâîðåíèþ ìåæäó äâóìÿ áàññåòàìè.  ýòîò æå ïåðèîä áûëà îñóùåñòâëåíà åñòåñòâåííàÿ âÿçêà ñàìêè áàññåòà è êîáåëÿ áëàäõàóíäà. Òàêèì îáðàçîì ïîì¸ò áûë ðîæäåí îò äâóõ êîáåëåé: 11 ùåíêîâ, èç êîòîðûõ 8 èìåëè ïðèçíàêè áëàäõàóíäà, à 3 – áàññåòà.
Ýêñïåðèìåíò 11 (1893). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì è ñàìêîé áàññåò-õàóíäà. Â ðåçóëüòàòå ýêñïåðèìåíòà ðîäèëîñü 6 ùåíêîâ.
Ýêñïåðèìåíò 12 (1893). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì áàññåòà è ñàìêîé áëàäõàóíäà.  ðåçóëüòàòå áûëî çà÷àòî 12 ùåíêîâ, îäíàêî âî âðåìÿ ðîäîâ ìàòü ïîãèáëà, ïîòðåáîâàëîñü ýêñòðåííîå êåñàðåâî ñå÷åíèå è â èòîãå óäàëîñü ñïàñòè òîëüêî 7 ùåíêîâ.
Ýêñïåðèìåíò 13 (1894). Ïðîâåäåí ìåæäó êîáåëåì áàññåòà è ñàìêîé áëàäõàóíäà.  ðåçóëüòàòå ðîäèëñÿ îäèí ùåíîê, ñî÷åòàâøèé ïðèçíàêè îáåèõ ïîðîä.
Âñå ïîñëåäóþùèå èñêóñòâåííûå îïëîäîòâîðåíèÿ (êàê ìåæäïîðîäíûå, òàê è âíóòðèïîðîäíûå) áûëè óñïåøíûìè è â ðåçóëüòàòå ðîæäàëîñü äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ùåíêîâ. Ê ýòîìó âðåìåíè òÿæåëûå áàññåòû, ïîëó÷åííûå â ðåçóëüòàòå ïðèëèòèÿ êðîâè áëàäõàóíäîâ, çàâîåâûâàëè ïîïóëÿðíîñòü, â òîì ÷èñëå â êà÷åñòâå ñîáàêè-êîìïàíüîíà. Ïî ñâîåìó ýòî óíèêàëüíàÿ ïîðîäà, ïîëó÷åííàÿ ýêñïåðèìåíòàëüíûì ïóòåì.
Îäíà èç ñîáàê Ýâåðåòòà Ìèëëå, ìåòèñ áëàäõàóíäà è áàññåòà. Êëè÷êà ñîáàêè ê ñîæàëåíèþ íåèçâåñòíà.
Louis Le Beau (~1900 ãîäà ðîæäåíèÿ).
Seifenjagenheim Lazy Bones (22.12.1953 ãîäà ðîæäåíèÿ).
Îòäåëüíî ñòîèò îñòàíîâèòüñÿ íà ýêñòåðüåðå áàññåò-õàóíäà. Ýòèõ ñîáàê î÷åíü ÷àñòî èñïîëüçóþò äëÿ äåìîíñòðàöèè äåñòðóêòèâíîãî âëèÿíèÿ äåÿòåëüíîñòè çàâîä÷èêîâ, ìîë, ñòî ëåò íàçàä áàññåò áûë ýôôåêòèâíîé ðàáî÷åé ñîáàêîé, à ñåé÷àñ ýòî áåñòîëêîâûé óâàëåíü.
Ê ñîæàëåíèþ èëè ê ñ÷àñòüþ, äàííîå óòâåðæäåíèå íå âåðíî. Áàññåòû, âûâåäåííûå â Àíãëèè, âñåãäà áûëè äîñòàòî÷íî íåñîâåðøåííîé ïî ýêñòåðüåðó ñîáàêîé. Ïîäòâåðæäåíèåì ýòîãî âûñòóïàåò îïèñàíèå áàññåòîâ â êíèãå Ñòîíåõåíäæà, ñîñòàâëåííîå Êðåëåì â 1883 ãîäó. Íà ðóññêîì ÿçûêå äàííîå îïèñàíèå áûëî îïóáëèêîâàíî Ë.Ï. Ñàáàíååâûì (1893-1895ã., æóðíàë “Ïðèðîäà è îõîòà”). Êîììåíòàðèé, èäóùèé ïîñëå îïèñàíèÿ ïîðîäû ïðèíàäëåæèò Ñàáàíååâó.
Ãîëîâà ñîñòàâëÿåò íàèáîëåå õàðàêòåðíóþ ÷àñòü. ×åì áîëåå ïîõîäèò îíà íà ãîëîâó áëîóäõîóíäà, òåì îíà ñîâåðøåííåå. Îíà äëèííà è óçêà, ñ òÿæåëûìè áðûëÿìè: âûäàþùèéñÿ çàòûëî÷íûé ãðåáåíü îáðàçóåò íàñòîÿùóþ îõîòíè÷üþ øèøêó; ëîá ïîêðûò ìîðùèíàìè äî ãëàç, êîòîðûå äîëæíû èìåòü äîáðîäóøíîå âûðàæåíèå, íî òåì íå ìåíåå ïîêàçûâàòü êðàñíóþ ñîåäèíèòåëüíóþ ïåðåïîíêó (íèæíèå âåêè îòâèñëûå). Îáùèé âèä ãîëîâû äîëæåí ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ÷èñòîòå ïîðîäû è áûòü èñïîëíåí ñïîêîéíîãî áëàãîðîäñòâà. Çóáû íåáîëüøèå, è èíîãäà âåðõíÿÿ ÷åëþñòü äëèííåå íèæíåé (ïîäóçäîñòü). Ýòî íå ïîðîê (íî è íå äîñòîèíñòâî) è íàçûâàåòñÿ çàÿ÷üèì íîñîì.
Óøè î÷åíü äëèííûå, òîíêèå, áàðõàòèñòûå íà îùóïü; âûòÿíóòûå, îíè äîëæíû êàñàòüñÿ íîñà; ÷àñòî ñîáàêà íà îõîòå íàñòóïàåò íà íèõ (!). Îíè ïîñòàâëåíû íèçêî è íèñïàäàþò ñêëàäêàìè, ïîäîáíî äðàïèðîâêå; êîíöû èõ äîëæíû (ñïåðåäè) çàâîðà÷èâàòüñÿ âíóòðü.
Ïåðåäíèå íîãè êîðîòêèå, èìåþò â äëèíó (äî ñî÷ëåíåíèÿ) 10 ñàíòèìåòðîâ; ïÿñòü (ïåðåäíèé ïàçàíîê) ïîêðûòà ìîðùèíèñòîé êîæåé; ëàïû ìàññèâíûå, ñ îòäåëåííûìè ïàëüöàìè.
Ëÿæêè èçîãíóòûå; áåäðà ìóñêóëèñòûå, è åñëè ñìîòðåòü íà ñîáàêó ñçàäè, òî îíà êàæåòñÿ öèëèíäðîì. Ýòî âìåñòå ñ âåðòëÿâîé ïîáåæêîé (âèëÿíèå çàäîì) î÷åíü õàðàêòåðèñòè÷íî äëÿ áàññåòà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â Àíãëèè íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå 2000 áàññåòîâ, áîëüøåþ ÷àñòüþ íîâîãî, óëó÷øåííîãî (!) òèïà. Ñàìî ñîáîþ ðàçóìååòñÿ, îíè òàê æå ðåäêî óïîòðåáëÿþòñÿ çäåñü äëÿ îõîòû è ñëóæàò êîìíàòíûìè ñîáàêàìè, êàê è íåìåöêèå òàêñû. Î÷åíü òðóäíî áåæàòü, äàæå â àíãëèéñêîì ïàðêå, ñîáàêå, áåñïðåñòàííî íàñòóïàþùåé íà ñâîè óøè. Îäíàêî íåñîìíåííî, ÷òî â Àíãëèè èìåþòñÿ è ðàáî÷èå áàññåòû, êîíå÷íî áîëåå ëåãêîãî ñêëàäà. Ëåçåáëü î÷åíü õâàëèò áðàéòîíñêóþ ñòàéêó, óïðàâëÿåìóþ ìàéîðîì Cooker, êîòîðàÿ ðàáîòàåò 3 ðàçà â íåäåëþ è ñãàíèâàåò (?!) çàéöà â 2-3 ÷àñà, ïðè÷åì âñå îõîòíèêè ó÷àñòâóþò ïåøêîì è áîëüøåþ ÷àñòüþ ïîñïåâàþò ê ôèíàëó (hallali). Íàäî ïîëàãàòü, ÷òî ýòè è äðóãèå îõîòíè÷üè áàññåòû â Àíãëèè ïðåäñòàâëÿþò ïðîäóêò ñêðåùèâàíèÿ áàññåòîâ ñ áèãëÿìè. Ýòà ïîìåñü, êîíå÷íî, ñàìàÿ åñòåñòâåííàÿ è ðàçóìíàÿ.
Êðîìå òîãî, èçìåíåíèÿ, âíåñåííûå â 2010 ãîäó â íûíåøíèé ñòàíäàðò íàïðîòèâ íàïðàâëåíû íà îçäîðîâëåíèå ýêñòåðüåðà áàññåò-õàóíäîâ. Íèæå ïðèâåäåí ÷àñòè÷íûé ñòàíäàðò ïîðîäû áàññåò-õàóíä (¹163 FCI), æèðíûì øðèôòîì âûäåëåíû ïîñëåäíèå èçìåíåíèÿ.
ÎÁÙÈÉ ÂÈÄ: Êîðîòêîíîãàÿ ãîí÷àÿ ñî çíà÷èòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, õîðîøî ñáàëàíñèðîâàííàÿ, ïîëíàÿ äîñòîèíñòâà. Âàæíî èìåòü â âèäó, ÷òî ýòî ðàáî÷àÿ ãîí÷àÿ è äîëæíà áûòü ïðèãîäíà äëÿ âûïîëíåíèÿ ñâîèõ ôóíêöèé, ñëåäîâàòåëüíî, äîëæíà áûòü ñèëüíîé, àêòèâíîé è îáëàäàòü áîëüøîé âûíîñëèâîñòüþ ïðè ðàáîòå â ïîëå.
ÃÎËÎÂÀ: Âîçìîæíî íåçíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ìîðùèí íàä áðîâÿìè è îêîëî ãëàç.  ëþáîì ñëó÷àå, êîæà íà ãîëîâå äîñòàòî÷íî ýëàñòè÷íà, ÷òîáû îáðàçîâûâàòü ëåãêèå ñêëàäêè, êîãäà âûòÿíóòà âïåðåä èëè ïðè íàêëîíå ãîëîâû.
ËÈÍÈß ÍÈÇÀ: Äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî ìåæäó ñàìîé íèæíåé ÷àñòüþ ãðóäè è çåìëåé, ïîçâîëÿþùåå ãîí÷åé ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ ïî ëþáîìó òèïó ìåñòíîñòè.
ÏÅÐÅÄÍÈÅ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ: Ïðåäïëå÷üÿ ñëåãêà èçîãíóòû âíóòðü, íî íå íàñòîëüêî, ÷òîáû ïðåïÿòñòâîâàòü ñâîáîäå äâèæåíèé, èëè ïðèâîäèòü ê òîìó, ÷òîáû êîíå÷íîñòè êàñàëèñü äðóã äðóãà â ñòîéêå èëè äâèæåíèè. Íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî êîæíûõ ñêëàäîê ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü íà íèæíåé ÷àñòè ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé, íî îíè, íè â êîåì ñëó÷àå, íå äîëæíû áûòü èçáûòî÷íûìè.
ÇÀÄÍÈÅ ÊÎÍÅ×ÍÎÑÒÈ: Áåäðà ñ õîðîøî ðàçâèòîé ìóñêóëàòóðîé ñîçäàþò, ïðè îñìîòðå ñçàäè, âïå÷àòëåíèå ïî÷òè ñôåðè÷åñêèõ. Íåáîëüøèå ñêëàäêè êîæè ìîãóò ïðèñóòñòâîâàòü ìåæäó ñêàêàòåëüíûìè ñóñòàâàìè è ëàïàìè; íà çàäíåé ñòîðîíå ñêàêàòåëüíûõ ñóñòàâîâ ñêëàäêè ìîãóò îáðàçîâàòü êàðìàíû, íî, íè â êîåì ñëó÷àå, ýòè êîæíûå ñêëàäêè íå äîëæíû áûòü èçáûòî÷íûìè.
ÏÎÕÎÄÊÀ/ÄÂÈÆÅÍÈß: Êðàéíå âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ãîí÷àÿ äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ñâîåìó íàçíà÷åíèþ. Ïëàâíûå, ñèëüíûå, áåç âèäèìûõ óñèëèé äâèæåíèÿ ñ õîðîøèì âûìàõîì ïåðåäíèõ è ñèëüíûì òîë÷êîì çàäíèõ êîíå÷íîñòåé.
È íåìíîãî êàðòèíîê. Êàê äîëæíî áûòü, è êàê áûòü íå äîëæíî. Ôîòî è îïèñàíèå âçÿòû ñ ñàéòà ÷åøñêîãî ïèòîìíèêà áàññåò-õàóíäîâ “Bohemia-Horrido”.
1. Ãëàçà.
Ñëåâà è â öåíòðå – ñëèøêîì îòêðûòûå ãëàçà, ÷òî âûçâàíî ñëèøêîì ñûðîé è ìîðùèíèñòîé êîæåé ãîëîâû, ïîýòîìó ãëàçà êàæóòñÿ ñëèøêîì ãëóáîêî ïîñàæåííûìè. Âìåñòî ðàäóæíîé îáîëî÷êè âû ìîæåòå óâèäåòü òîëüêî ðîçîâûé (â ñëó÷àå ðàçäðàæåíèÿ êðàñíîãî öâåòà) êîíúþíêòèâû. Ãëàçà ðàçäðàæåíû, íà ÷òî óêàçûâàåò âëàæíàÿ îáëàñòü âîêðóã ãëàç. Ýòî èçëèøåñòâà, êîòîðûå äîëæíû íàêàçûâàòüñÿ ïðè ñóäåéñòâå. Ñïðàâà – ïðèìåð îòêðûòîãî ãëàçà, êîòîðûé âñå åùå ïðèåìëåì: ðàäóæêà âèäíà, êîíúþíêòèâà ðîçîâàÿ, à îáëàñòü âîêðóã ãëàç ñóõàÿ, íå ìîêðàÿ îò ñëåç.
Ñëåâà – ãëàçà ïðàâèëüíîé ôîðìû, áåç èçëèøíèõ ðàçäðàæåíèé íà âåêàõ. Ïèãìåíòàöèÿ íèæíåãî âåêà «ïðèêðûâàåò» ýôôåêò ðîçîâàòî-êðàñíîãî öâåòà êîíúþíêòèâû. Ñïðàâà – ãëàçà äðóãîé ôîðìû (êðóãëûå ãëàçà), ÷òî íå ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóåò ñòàíäàðòó. Íî – â îòíîøåíèè çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ ïîðîäû ýòî ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê íåçíà÷èòåëüíûé íåäîñòàòîê. È ïîñëåäíåå, íî íå ìåíåå âàæíîå: ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî öâåò ãëàç íà ýòîé òåìíîé ñîáàêå êàæåòñÿ ñëèøêîì ñâåòëûì. Îáà âûøåóêàçàííûõ äåôåêòà íåìíîãî èçìåíÿþò âíåøíèé âèä è âûðàæåíèå ïîðîäû, íî â îòíîøåíèè çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ ñîáàêè èõ íå ñëåäóåò íàêàçûâàòü òàê æå ñèëüíî, êàê åñëè áû ó ñîáàêè áûë îòêðûòûé ãëàç.
2. Ëèíèÿ íèçà/æèâîò.
Äðÿáëàÿ êîæà ïîä òåëîì («þáêà») ïîÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ó ñóê. Íà îáîèõ ôîòî èçîáðàæåí î÷åíü ýêñòðåìàëüíûé ñëó÷àé “þáêè”, êîòîðûé íå ïîçâîëÿåò ãîí÷åé ñâîáîäíî ïåðåäâèãàòüñÿ ïî ëþáîìó òèïó ìåñòíîñòè, çà îäíèì èñêëþ÷åíèåì – êîâåð íà âûñòàâî÷íîì ðèíãå.
3. Êîíå÷íîñòè.
Ñëåâà – ïðàâèëüíûå ïåðåäíèå ëàïû ñ ñèëüíîé êîñòüþ è òâåðäûìè, õîðîøî ñëîæåííûìè ïàëüöàìè. Ñïðàâà – õîòÿ áîëüøàÿ ÷àñòü âåñà òåëà â ýòîò ìîìåíò ëîæèòñÿ íà ëåâóþ íîãó, îí îñòàåòñÿ òâåðäûì è õîðîøî ñîãíóòûì â ïàëüöàõ.
Ïðèìåð íåïðàâèëüíîãî ïîñòàâà ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé, íà ôîòî ñïðàâà – â ñî÷åòàíèè ñ èçëèøíå ãëóáîêîé ãðóäüþ.
Ïðèìåð óçêîãî, Õ-îáðàçíîãî ïîñòàâà ïåðåäíèõ êîíå÷íîñòåé.
Ïðèìåð ÷ðåçìåðíûõ ñêëàäîê è îáèëüíîé êîæè íà ïåðåäíèõ íîãàõ.
Âñå ïðèâåäåííûå âûøå ïðèìåðû ýêñòåðüåðà áàññåòà ïîñëåäíèå 10 ëåò ñ÷èòàþòñÿ ñåðüåçíûìè íåäîñòàòêàìè, ïîäîáíûå æèâîòíûå íå äîëæíû ó÷àñòâîâàòü â ðàçâåäåíèè è ïîëó÷àòü êàêèå-ëèáî ïîëîæèòåëüíûå îöåíêè íà âûñòàâêàõ. Ê ñîæàëåíèþ, åù¸ íå âñå çàâîä÷èêè è ýêñïåðòû îòâåòñòâåííî îòíîñÿòñÿ ê ðàçâåäåíèþ/ñóäåéñòâó ñîáàê ýòîé ïîðîäû â ñîîòâåòñòâèè ñ íîâûì ñòàíäàðòîì, è òÿæåëûõ, øêóðàñòûõ ñîáàê ñ îòâèñøèìè âåêàìè è ñëåçÿùèìèñÿ ãëàçàìè ïî ïðåæíåìó õâàòàåò.
Âïðî÷åì, íåìàëàÿ ÷àñòü çàâîä÷èêîâ âåäåò ñâîå ðàçâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ òåêóùèì ñòàíäàðòîì. Ïîäáèðàÿ ñîáàê äëÿ äåìîíñòðàöèè ïîðîäíûõ îêðàñîâ ÿ ïîïûòàëàñü íàéòè íàèáîëåå òèïè÷íûõ áàññåò-õàóíäîâ. Ê ëþáîé èç ýòèõ ñîáàê ìîãóò áûòü âîïðîñû ïî ýêñòåðüåðó â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, îäíàêî îíè íå âûãëÿäÿò íåïîâîðîòëèâûìè èíâàëèäàìè.
Buffobass Winterfell Lady Sansa (Ðîññèÿ), òð¸õöâåòíûé îêðàñ.
You Are My Honey V. Grunsven (Ãåðìàíèÿ), ðûæå-áåëûé îêðàñ.
Delta Forse Bohemia Horrido (×åõèÿ), ÷åðíî-ïîäïàëûé ñ áåëûì.
Basset Botttom Bassets Duke (ÑØÀ), ðûæèé îêðàñ.
Terra d’Orfili Fedra (Èòàëèÿ), ÷åðíî-ïåãèé ñ êðàïîì è ïîäïàëîì.
Yara Lady Barnett’s (×åõèÿ), ðûæå-ïåãèé îêðàñ. Ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî ñîáàêå íà ôîòî íå áîëåå 2õ ëåò, ýòî äîñòàòî÷íî ñûðàÿ è ìàññèâíàÿ ñîáàêà, ñ îáèëüíûìè ñêëàäêàìè â ðàéîíå ãðóäè (òà ñàìàÿ “þáêà”, õîòü è íå ÷ðåçìåðíî âûðàæåííàÿ) è íà ëàïàõ.
Èç ñòàíäàðòà ïîðîäû î õàðàêòåðå: Âÿçêàÿ ãîí÷àÿ äðåâíåãî ïðîèñõîæäåíèÿ, îõîòÿùàÿñÿ íèæíèì ÷óòüåì, îáëàäàþùàÿ ñòàéíûìè èíñòèíêòàìè è ãëóáîêèì ìåëîäè÷íûì ãîëîñîì. Ñïîêîéíàÿ, íèêîãäà íå ïðîÿâëÿþùàÿ àãðåññèè è òðóñîñòè. Âûçûâàåò óìèëåíèå.
Áàññåò-õàóíä ñåãîäíÿ èçâåñòåí âî âñåì ìèðå, îäíàêî íå èìååò ìàññîâîé ïîïóëÿðíîñòè. Ýòî ñîáàêà-êîìïàíüîí, ñ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì õàðàêòåðîì è íå ñàìûì ïðîñòûì çäîðîâüåì. Êðîìå òîãî, ìíîãèå ïðåäñòàâèòåëè ïîðîäû èìåþò äîñòàòî÷íî âûðàæåííûé îõîòíè÷èé èíñòèíêò, ÷òî çàòðóäíÿåò èõ ñîäåðæàíèå â ãîðîäå. Áàññåòû äîñòàòî÷íî óïðÿìû è ñàìîñòîÿòåëüíû, êàê è áîëüøèíñòâî îõîòíè÷üèõ ñîáàê. Çà÷àñòóþ ýòè êà÷åñòâà è òðóäíîñòè â äðåññèðîâêå âîñïðèíèìàþòñÿ âëàäåëüöàìè êàê ãëóïîñòü ïîðîäû. Ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà íåïðàâèëüíîãî ïîíèìàíèÿ èçíà÷àëüíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ ïîðîäû è å¸ õàðàêòåðà.
Áàññåòû äîñòàòî÷íî ôëåãìàòè÷íû, ìåäëèòåëüíû, íå ñêëîííû ê àãðåññèè ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ñîáàêàì èëè ëþäÿì.
ß äîñòàòî÷íî ìíîãî óäåëèëà âíèìàíèÿ ñîâðåìåííîìó ñîñòîÿíèþ ïîðîäû.  íàøåé ñòðàíå âñ¸ åùå áîëüøàÿ ÷àñòü ñîáàê îòíîñèòñÿ ê ñòàðîìó, ñûðîìó è òÿæåëîìó òèïó. Ïðè âûáîðå ùåíêà ñëåäóåò î÷åíü òùàòåëüíî âûáèðàòü ïèòîìíèê è åãî ðîäèòåëåé, íå áóäåò ëèøíèì îòäåëüíî ïðîãîâîðèòü ñ çàâîä÷èêîì, ÷òî âàñ èíòåðåñóåò çäîðîâàÿ ñîáàêà áåç îáèëèÿ ñêëàäîê è ðàçëè÷íûõ “þáîê”.
 Ðîññèè îõîòíèêè ïðàêòè÷åñêè íå èñïîëüçóþò ñîáàê ýòîé ïîðîäû äëÿ ðàáîòû.  Åâðîïå ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ðàáî÷èõ ñòàé. Âìåñòå ñ òåì, øîó-ñîáàêè çà÷àñòóþ èìåþò ðàáî÷èå äèïëîìû ïî êðîâÿíîìó ñëåäó – ýòî òðåáóåòñÿ äëÿ îôîðìëåíèÿ òèòóëà ìåæäóíàðîäíîãî ÷åìïèîíà, ïîñêîëüêó áàññåò-õàóíä ïî ïðåæíåìó ñ÷èòàåòñÿ ðàáî÷åé ïîðîäîé.
Çäîðîâüå:
Ñèíäðîì Ëàôîðà – ýïèëåïñèÿ – Îäíà èç ôîðì ìèîêëîíóñ-ýïèëåïñèè, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ïîðàæåíèåì ñåò÷àòêè ñ íàñòóïëåíèåì ñëåïîòû. Íàðÿäó ñ òèïè÷íûìè ýïèëåïòè÷åñêèìè ïðèïàäêàìè ñ òîíè÷åñêèìè è êëîíè÷åñêèìè ñóäîðîãàìè îòìå÷àþòñÿ ìèîêëîíè÷åñêèå ïîäåðãèâàíèÿ â ðàçëè÷íûõ ÷àñòÿõ òåëà. Ìèîêëîíè÷åñêèå ñóäîðîãè íàáëþäàþòñÿ êàê âî âðåìÿ ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèïàäêîâ, òàê è â ìåæïðèïàäî÷íûå ïåðèîäû. Äëÿ ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ äîñòàòî÷íî, ÷òîáû îñîáü ïîëó÷èëà ìóòèðîâàííûé ãåí îò îäíîãî èç ðîäèòåëåé.
Õîíäðîäèñòðîôèÿ (CDDY) ñ ðèñêîì äåãåíåðàöèè ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (IVDD) ïàòîëîãèÿ êîñòíîé è õðÿùåâîé òêàíè, ïðèâîäèò ê óêîðî÷åíèþ äëèííûõ êîñòåé, êàê ïðàâèëî êîíå÷íîñòåé, ê ïðîãðåññèðóþùèì ñòðóêòóðíûì èçìåíåíèÿì ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà. Ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê ëåæèò ìåæäó ïîçâîíêàìè è ñîñòîèò èç õðÿùà, êîòîðûé îòäåëÿåò ïîçâîíêè äðóã îò äðóãà, ïîãëîùàåò óäàðû è äîïóñêàåò ëåãêîå äâèæåíèå ïîçâîíêîâ. Ó ïîðàæåííûõ ñîáàê ïðåæäåâðåìåííàÿ êàëüöèôèêàöèÿ ÷àñòè äèñêà â ðàííåì âîçðàñòå (îò ðîæäåíèÿ äî 1 ãîäà) ïðèâîäèò ê äåãåíåðàöèè äèñêîâ â ìîëîäîì âîçðàñòå, è òàêèì ïîñëåäñòâèÿì êàê ãðûæà, âîñïàëåíèå è êðîâîèçëèÿíèå, âûçûâàþùèå ñèëüíóþ áîëü è íåâðîëîãè÷åñêóþ äèñôóíêöèþ.
Áîëåçíü ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (IVDD) ìîæåò âûçûâàòü ó ñîá