Породы собак с григорием маневым
Моя самая большая мечта – рассказать обо всех собаках, живущих на Планете Собак, побывав во всех странах мира
Контактная информация
Моб. телефон:
89362441269
Доп. телефон:
Забыл в Сибири
Личная информация
Деятельность:
Кинолог Телеканал «Моя Планета» — российский круглосуточный познавательный канал о путешествиях, науке, истории и людях. «Моя планета» входит в семейство кабельных телевизионных каналов ВГТРК и предлагает зрителям лучшие отечественные и зарубежные программы и документальные проекты. Телеканал располагает собственной производственной базой, системой профессиональных закупок контента, службой дистрибуции и маркетинга, а также обширной библиотекой программ. Одновременно в экспедиции по разным уголкам света разъезжаются 12 съемочных групп. 720 часов оригинального телевизионного материала в год – это в полтора раза больше, чем у главных зарубежных каналов данной тематики. Аудитория канала: возраст 35 — 44+, пол: 66, 2% мужской, 33, 8% женский, с высокой занятостью — 76, 7%, высокообеспеченные — 44, 4% (по данным TNS Gallup Media TV Index Plus, май–июль 2010)
Любимые цитаты:
Моя самая большая мечта – рассказать обо всех собаках, живущих на Планете Собак, побывав во всех странах мира.
О себе:
Первая книга, которую я прочел в своей жизни, называлась «Пограничный пес Алый». В четыре года я точно знал, что буду служить на пограничной заставе с собакой. Через некоторое время эта мечта сбылась.
Первый лохматый друг у меня появился, когда мне исполнилось 7 лет. Это было замечательное беспородное создание. Потом я стал счастливым обладателем щенка восточно–европейской овчарки. Когда пес подрос, мы начали заниматься различными видами спорта с собаками, в конечном итоге выиграли ПОЧТИ все, что хотели. Позже я стал судьей и судил чемпионат мира.После армии я продолжил службу кинологом. Работал в правоохранительных органах (старший лейтенант запаса). Идея программы «Планета собак» как «необыкновенного путешествия по собачьему миру» родилась у режиссера и продюсера Александра Коняшова, автора таких программ, как «Дог-шоу» и «Путешествия натуралиста». Однажды я пришел к нему с предложением сделать новую программу о собаках. И такая программа была придумана. Хочу, пользуясь случаем, сообщить, что подобного телевизионного формата нет ни в одной стране мира.
При поддержке моего друга оператора Алексея Родионова мы постарались воплотить задуманное в жизнь. А «Моя планета» поверила в этот замысел, за что я искренне благодарен всем, кто работает на этом замечательном телеканале.
Место, которое я люблю больше всего на свете, – это Вологодская область. Первый раз я оказался там в 1997 году. У меня было чувство, как будто я вернулся домой после долгих странствий. Теперь пользуюсь каждой возможностью, чтобы побывать там. В Вологодской области сказочная природа, а еще очень радушные и интересные люди.Хотелось бы побывать в Перу и снять программу о двуносой собаке. В Папуа Новая Гвинея хотелось бы отыскать собак-рыболовов, а в Индийском штате Раджастан рассказать о «Храме всех собак».
Самые запоминающиеся съемки были в Южно-Африканской Республике. Мы объехали полстраны, пытаясь найти породу собак, история которой насчитывает 7000 лет. Порода называется АФРИКАНИС. В России информации о ней не было, англоязычный интернет тоже не помог. В центральной библиотеке Йоханнесбурга нам сказали, что такие собаки уже вымерли. Но мы не поверили и обратились за помощью в один из национальных парков, где содержатся дикие южно-африканские собаки. Там нам посоветовали связаться с биологом и натуралистом Удо Кьюзелом. В последний день нашего пребывания в ЮАР мы встретились с этим человеком, и у него оказались сразу две собаки этой уникальной породы. Вот это была удача!
Очень люблю свою жену. Есть двое сыновей. А еще я страстный хоккейный болельщик.
Источник
— C âàìè ñïåöèàëüíûé ïðîåêò «Ãàçåòû.Ru» PETS. È ñåãîäíÿ â ãîñòÿõ ó íàñ Ãðèãîðèé Ìàíåâ, âåäóùèé ïðîãðàììû «Ïëàíåòà ñîáàê». Ãðèãîðèé, çäðàâñòâóéòå!
— Çäðàâñòâóéòå! Ñïàñèáî áîëüøîå, ÷òî ïðèãëàñèëè, î÷åíü ïðèÿòíî.
— Êàê Âàì ïðèøëà èäåÿ ñîçäàíèÿ ïðîãðàììû î ñîáàêàõ? Íàñêîëüêî ýòî âîîáùå âîñòðåáîâàíî â Ðîññèè?
— ß ïîïðàâëþ, ýòî ïðîãðàììà íå òîëüêî î ñîáàêàõ, ýòî ïðîãðàììà î ëþäÿõ. Ìû ïîêàçûâàåì ëþäåé, ãîðîäà, ñòðàíû, ðåãèîíû ÷åðåç ñîáàê, ÷åðåç èñòîðèþ è êóëüòóðó è âñå, ÷òî ñâÿçàíî ñ ñîáàêàìè. Ýòà èäåÿ ïðèøëà, â îáùåì, íå ìíå, îíà áûëà ïðèäóìàëà â ñîàâòîðñòâå ñ çàìå÷àòåëüíûì ÷åëîâåêîì Ñàøåé Êîíÿøîâûì, êîòîðîãî, ê ñîæàëåíèþ, ñåé÷àñ óæå íåò, îí óìåð ãîä íàçàä. È êîãäà ìû ïðèäóìûâàëè ýòó ïðîãðàììó, â 2009-ì ãîäó, ìû ñíÿëè ïèëîòíûé âûïóñê. È ïîòîì ïîëòîðà ãîäà õîäèëè è óìîëÿëè, ïðîñèëè, ãîâîðèëè, ÷òî âîò ó íàñ åñòü ïðîãðàììà î ñîáàêàõ, ïîñìîòðèòå. È áîëüøèíñòâî èç ðóêîâîäèòåëåé ðàçëè÷íîãî óðîâíÿ òàê íàì ãîâîðèëè: ìíå èíòåðåñíî, íî ÿ óâåðåí, ÷òî çðèòåëÿì ýòî áóäåò íåèíòåðåñíî.
— Êàê âû ñ÷èòàåòå, ìîæíî ãîâîðèòü î òîì, ÷òî îïðåäåëåííàÿ ïîðîäà èìååò êàêîé-òî íàöèîíàëüíûé õàðàêòåð?
— Ïðîãðàììà èçíà÷àëüíî òàê è çàäóìûâàëàñü, ÷òî ìû ðàññêàçûâàåì î ñîáàêàõ â òåõ ñòðàíàõ, â òåõ ãîðîäàõ, â òåõ ðåãèîíàõ, ãäå îíè áûëè âûâåäåíû. Ñåé÷àñ ìû åùå ðàññêàçûâàåì î ñîáà÷üèõ ïðîôåññèÿõ. Íî èçíà÷àëüíî è äî ñèõ ïîð ýòî îñòàåòñÿ ãëàâíîé êàíâîé, ãëàâíîé èäååé ïðîãðàììû. Âû àáñîëþòíî ïðàâû, ëþäè â ðàçëè÷íûõ ãîðîäàõ, ñòðàíàõ î÷åíü ïîõîæè íà ñîáàê, êîòîðûõ îíè âûâåëè, íà ñâîèõ ïèòîìöåâ. Âîò ãîâîðÿò: ñêàæè ìíå, êòî ó òåáÿ äðóã, è ÿ ñêàæó, êòî òû. Ýòà àêñèîìà ðàáîòàåò è ñ æèâîòíûìè òîæå, ïîòîìó ÷òî ñîáàêè — ýòî íàøè ïðåäàííåéøèå äðóçüÿ. È ýòî íå ïðîñòî êàêîé-òî æóðíàëèñòñêèé øòàìï, ýòî íà ñàìîì äåëå òàê. Ìû ñåé÷àñ æèâåì â òàêîå âðåìÿ, êîãäà ìàëî îáùàåìñÿ ñ äðóçüÿìè, ó íàñ íåêèé äåôèöèò ëþáâè, äåôèöèò îáùåíèÿ, êîòîðûé íàì âñå ðàâíî íóæíî êàê-òî âûäàòü è íóæíî ïîëó÷èòü îáðàòíî ýòîò îòâåò. Ñ ñîáàêàìè, íà ìîé âçãëÿä, ýòî ñòî ïðîöåíòîâ ðàáîòàåò, ïîòîìó ÷òî òû ìîæåøü îòäàòü ñâîþ ëþáîâü è òû ìîæåøü åå ïîëó÷èòü, ïðè÷åì, ìíîãîêðàòíî. Êàê ãîâîðÿò, «áóäåò îòäàâàòü ñòîðèöåé».
— Ó âàñ åñòü ëþáèìàÿ ïîðîäà ñîáàê?
— Äà, åñòü ëþáèìàÿ ïîðîäà, õîòÿ ÿ ëþáëþ âñåõ áåç èñêëþ÷åíèÿ ñîáàê, ýòî àáñîëþòíàÿ ïðàâäà. Âû ïîíèìàåòå, íå áûâàåò ïëîõèõ è õîðîøèõ ïîðîä, íå áûâàåò ïëîõèõ è õîðîøèõ ñîáàê, áûâàþò ïðîáëåìû ñ õîçÿåâàìè. ×åëîâåê âñåãäà ñòðåìèëñÿ âûâåñòè ñîáàêó, â óòèëèòàðíîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà, ïîä ñåáÿ, äëÿ ñâîèõ íóæä. È ïîýòîìó áåñïîëåçíûõ ñîáàê è ñîáàê, ó êîòîðûõ åñòü êàêèå-òî îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, ïðîñòî íå ñóùåñòâóåò. Îíè âñå ëþáèìûå, îíè âñå íóæíû. À ìîÿ ëþáèìàÿ è åäèíñòâåííàÿ ïîðîäà — ýòî íåìåöêàÿ îâ÷àðêà. È ÿ î÷åíü ëþáëþ ïóäåëåé. Åùå ó ìåíÿ áûëà äâîðíÿãà. ß ñ áîëüøèì óâàæåíèåì è ñ áîëüøîé ëþáîâüþ îòíîøóñü ê äâîðíÿãàì.
ß äîëãîå âðåìÿ çàíèìàëñÿ ðàçëè÷íûìè âèäàìè êèíîëîãè÷åñêîãî ñïîðòà, ñëóæèë â àðìèè ñ ñîáàêîé, â ïîãðàíè÷íûõ âîéñêàõ, íà ãðàíèöå, íà ëèíåéíîé çàñòàâå, â êà÷åñòâå èíñòðóêòîðà ñëóæåáíîãî ñîáàêîâîäñòâà. Ïîòîì ðàáîòàë ïî ïîèñêó è îáíàðóæåíèþ ñíà÷àëà íàðêîòè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîòîì âçðûâ÷àòûõ âåùåñòâ. È òàê ïîëó÷èëîñü, ìîé ðîìàí ñëîæèëñÿ èìåííî ñ íåìåöêèìè îâ÷àðêàìè. Áûëè ñîáàêè äðóãèõ ïîðîä, ñ êîòîðûìè ïðîáîâàë ðàáîòàòü, áóäó÷è åùå íà ñëóæáå. Íî íå ïîëó÷àëîñü, íå ñðàñòàëîñü. Ïîòîìó ÷òî âñå-òàêè ìîå — ýòî íåìåöêàÿ îâ÷àðêà.
À ïóäåëè — ýòî âîîáùå óíèêàëüíûå ñîáàêè. Àíãëè÷àíå ïðî íèõ ãîâîðÿò, ÷òî ýòî óæå íå ñîáàêà, íî åùå ïîêà íå ÷åëîâåê. ß áû, íàâåðíîå, ïîñëåäíþþ ÷àñòü ýòîé ïîãîâîðêè óáðàë, ïîòîìó ÷òî ýòî óæå íå ñîáàêè, ýòî ñâåðõèíòåëëåêòóàëüíûå ñóùåñòâà. È åñëè âû íà óëèöå âèäèòå ïóäåëÿ, êîòîðûé íà âñåõ ëàåò, êîòîðûé âñåì íåäîâîëåí, ñêëî÷íûé, ñâàðëèâûé, ýòî âû âèäèòå õîçÿèíà. Âñå ñîáàêè áåç èñêëþ÷åíèÿ ïîõîæè íà ñâîèõ õîçÿåâ, íî ïóäåëü – ýòî ïðîñòî çåðêàëî. Åñëè âû âèäèòå ñîáàêó îòêðûòóþ, óëûáàþùóþñÿ, êîòîðàÿ ðàäóåòñÿ æèçíè, ýòî âû âèäèòå åå õîçÿèíà.
— Ïóòåøåñòâóÿ ïî ãîðîäàì è ñòðàíàì, âû, íàâåðíîå, ñòàëêèâàëèñü ñ áåçäîìíûìè æèâîòíûìè. Â êàêèõ ñòðàíàõ ýòî íàèìåíåå ðàñïðîñòðàíåíî, à â êàêèõ ñòðàíàõ ýòî èìååò òàêîé æå ìàñøòàá, êàê è â Ðîññèè?
— Ìíå ëè÷íî, æàëü÷å âñåãî ñîáàê â ñòðàíàõ Þãî-Âîñòî÷íîé Àçèè. Òàì, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñîáàê íå îáèæàþò, ïîòîìó ÷òî ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òâîÿ äóøà ìîæåò â ïðîöåññå ïåðåðîæäåíèÿ ïðåâðàòèòüñÿ â ñîáàêó, èëè òû äî ýòîãî áûë ñîáàêîé. Íî, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ëþäè òàì äåðæàò ñîáàê íà äèñòàíöèè. Ñëîâà, êîòîðîå â ðóññêîì ÿçûêå çàìåíåíî ñëîâîñî÷åòàíèåì «äîìàøíèé ëþáèìåö», à â àíãëèéñêîì ýòî ïðîñòî pet, òàì íåò. Ýòî äðóãîé ìèð, äðóãîå ìèðîâîççðåíèå. Äëÿ ìåíÿ ãëàâíîå, ÷òîáû íå îáèæàëè áðàòüåâ íàøèõ ìåíüøèõ. Åñòü, íàïðèìåð, ñòðàíû, ãäå âîîáùå íåò áåçäîìíûõ ñîáàê. Ýòî, ïðåäïîëîæèì, Ñêàíäèíàâèÿ. Àíãëè÷àíå âîîáùå ïîìåøàíû íà ñîáàêàõ, è äëÿ íèõ ëþáàÿ ñîáàêà — ýòî èñòî÷íèê ðàäîñòè, èñòî÷íèê êàêîé-òî æèçíåííîé ýíåðãèè. È ïîýòîìó òàì òîæå ñîâåðøåííî äðóãîå îòíîøåíèå ê ñîáàêàì, ìîæåò áûòü, äàæå íåìíîæå÷êî òî, ÷òî ÿ íå ñîâñåì ïðèåìëþ, êîãäà ãîâîðÿò, ÷òî ñîáàêó î÷åëîâå÷èâàþò. Åñòü íåêèé ïåðåáîð.
Ìåíÿ ïîðàçèëà â ýòîì ïëàíå Áîñíèÿ è Ãåðöåãîâèíà. Ìû âîîáùå ìàëî ÷òî çíàåì îá ýòîé ñòðàíå. Òàì êîãäà-òî áûëà âîéíà, êîòîðàÿ ñåé÷àñ çàêîí÷èëàñü. Òàì íåò áîåâûõ äåéñòâèé, íî òàì äî ñèõ ïîð î÷åíü ìíîãî ìèííûõ ïîëåé. È ýòî öåíòð Åâðîïû. Ýòî îäíà ñòîðîíà ìåäàëè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû ìåíÿ âîò ÷òî ïîðàçèëî. Ìû áûëè â ãîðîäå Òðàâíèê. Òàêîé íåáîëüøîé ãîðîä, â êîòîðîì äîñòàòî÷íî ðåäêî áûâàþò òóðèñòû, íàñêîëüêî ÿ ïîíÿë. È ÿ âèäåë â öåíòðå ãîðîäà ãäå-òî 20-30 áåçäîìíûõ ñîáàê. Ìàëî òîãî, ÷òî îíè âñå óõîæåííûå, è âèäíî, ÷òî îíè íè÷åì íå áîëåþò, ÷òî îíè ñ÷àñòëèâûå è äîâîëüíûå, — îíè âñå ÷èïèðîâàíûå. Íà óõå ñòîèò ñïåöèàëüíûé ÷èï ïëàñòèêîâûé. Âû çíàåòå, ýòî êëþ÷åâîé âîïðîñ â îòíîøåíèè âîîáùå áåçäîìíûõ ñîáàê — âèäíî, ÷òî ýòà ñîáàêà ãîðîäñêàÿ. Èìåííî òîãäà ìû ãîâîðèì, ÷òî áåçäîìíûå ñîáàêè — ýòî ñîáàêè ãîðîäñêèå, ýòî ïðèíàäëåæíîñòü ãîðîäà, ýòî ñîáñòâåííîñòü ãîðîäà. Ñîáñòâåííîñòü, çà êîòîðóþ îí òî÷íî òàê æå îòâå÷àåò, êàê çà òî, ÷òîáû ñîñóëüêè çèìîé íå ïàäàëè, è çà òî, ÷òîáû íå îáâàëèâàëèñü äîìà, íå ïðîðûâàëî òðóáû, ïîñêîëüêó ýòî ñîáñòâåííîñòü ãîðîäà. Òî÷íî òàêàÿ æå ñîáñòâåííîñòü ãîðîäà – ñîáàêè. È ýòî äàæå ñ þðèäè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ ïðàâäà.
— Êàê îáùåñòâî ìîæåò ïîâëèÿòü íà ãîñóäàðñòâî, ÷òîáû íà÷àëî ÷òî-òî ïðîèñõîäèòü â ýòîé ñôåðå, ÷òîáû ãîñóäàðñòâî, íàêîíåö, ïîçàáîòèëîñü î æèâîòíûõ, â ÷àñòíîñòè, ïðèíÿëî çàêîí î çàùèòå ïðàâ æèâîòíûõ?
— ß äóìàþ, ÷òî ìû òîëüêî â ñàìîì íà÷àëå ïóòè, è åñòü îïðåäåëåííûå çàêîíû ðàçâèòèÿ, ýâîëþöèè.  òîì ÷èñëå è çàêîí î ðàçâèòèè îáùåñòâà. È ìû òîëüêî â íà÷àëå ïóòè ýòîãî âçàèìîäåéñòâèÿ îáùåñòâà è, íå ëþáëþ ýòîãî ñëîâà, «âëàñòè», õîòÿ çäåñü îíî, íàâåðíîå, ïðèìåíèìî.  ïðèíöèïå, âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà åñòü â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, è ó íàñ òîæå, ýòî âçàèìîäåéñòâèå. Äðóãîå äåëî, ÷òî îíî ó íàñ íå òàê õîðîøî ðàçâèòî, êàê õîòåëîñü áû.  åâðîïåéñêèõ ñòðàíàõ åñòü íåêîòîðûå îáùåñòâåííûå èíñòèòóòû, êîòîðûå âñåðüåç âëèÿþò íà íåêîòîðûå ðåøåíèÿ ïîëèòèêîâ. Ýòî íå âûäóìêè. Åñòü îáùåñòâåííûå îðãàíèçàöèè, åñòü ôîíäû è òàê äàëåå. Ìû ñåé÷àñ â íà÷àëå ïóòè. ß î÷åíü íàäåþñü, ÷òî ýòîò çàêîí áóäåò ïðèíÿò. È ñàìîå ãëàâíîå, ÷òîáû ýòîò çàêîí áûë ïðîäóìàí. Äîëæíî áûòü êàêîå-òî îáùåñòâåííîå îáñóæäåíèå ýòîãî çàêîíà.
— Áëèçèòñÿ âðåìÿ Íîâîãî ãîäà. Ýòî ïîðà êàêîãî-òî âîëøåáñòâà, êîãäà âñå ìû æäåì ÷óäåñ. Âîçìîæíî, ó âàñ åñòü êàêàÿ-òî èñòîðèÿ, ñïîñîáíàÿ ïîáóäèòü ëþäåé ê ëó÷øåìó?
— Èñòîðèÿ, êîòîðàÿ ïðîèçîøëà ñî ìíîé êàê ðàç 31 äåêàáðÿ. Ó ìåíÿ òîãäà áûë ìîé íåìåöêèé îâ÷àð, ñòàðåíüêèé óæå. Ìû ïîøëè ãóëÿòü, è íóæíî áûëî âûáðîñèòü ìóñîð. Ìû ïîäõîäèì ê ïîìîéêå, ÿ âûáðàñûâàþ. Âäðóã ÿ ñìîòðþ, ó ìåíÿ îâ÷àð òàê ÷òî-òî ñìîòðèò âíèìàòåëüíî. Øåâåëèòñÿ êîðîáêà èç-ïîä êåôèðà. Èç ýòîé êîðîáêè èç-ïîä êåôèðà âûëåçàåò ìàëåíüêèé ñîáà÷åíåö. 31-å äåêàáðÿ, õîëîä, ñíåã. À ÿ æèâó â êðîõîòíîé îäíîêîìíàòíîé êâàðòèðå. Íî ÿ ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ìèìî ïðîéòè íå ìîãó. ß ñïðàøèâàþ ó ñâîåãî ïñà: è ÷òî áóäåì äåëàòü? Îí îáíþõàë åãî, îáëèçàë è ëåã ðÿäîì. ß ãîâîðþ: íó, åñëè òû ðåøèë, çíà÷èò, áåðåì. È ýòîò ïåñ ïðîæèë ó ìåíÿ 12 ëåò. ß ñ÷èòàþ, ÷òî ýòî âîëøåáñòâî. È åñëè, 31 äåêàáðÿ èëè íå 31 äåêàáðÿ, â ëþáîé äåíü âû óâèäèòå ÷òî-òî òàêîå, ÷òî âàñ çàöåïèò, äðóçüÿ ìîè, íå áîéòåñü äåëàòü âîëøåáñòâî è íå áîéòåñü äåëàòü äîáðî.
Источник
У канала «Моя Планета» есть свой сателлит — программа «Планета собак». Это абсолютно аутентичный телепродукт, не имеющий аналогов в мировом телебизнесе. Ведущий «Планеты собак» Григорий Манёв – главный собаковед и собакодруг отечества. Он знает о четверолапых друзьях человека все и даже больше, поскольку методично изучает историю собаководства и собачьей жизни. Он объездил всю Россию вдоль и поперек, десятки стран в процессе подготовки телематериала. А сколько собачек Манёв перетискал на зависть всем собаколюбам! И в общении Григорий такой же зажигательный, как на экране.
Кинологию вы изучали с самого детства. А бывают ли моменты, когда вы боитесь собак?
Я не могу назвать это чувство страхом. Это скорее чувство опасения. Не нужно засовывать пальцы в розетку, потому что тебя ударит током, верно? Собака — существо очень честное. Она никогда не атакует неожиданно, она всегда предупреждает. Понял ли ты ее или не понял — вопрос десятый. Были ситуации, когда меня собаки предупреждали, что не нужно переходить черту, и я реагировал.
Представьте: вы недавно познакомились с человеком, а он начинает рвать дистанцию, прикасаться к вам, оказывать знаки внимания. Кому-то это нравится, а кому-то нет. Точно так же и собакам не всегда нравится, когда с ними рвут дистанцию.
Как вы попали на «Эхо Москвы»?
Это интересная история. Шел 1999 год. Я ушел с государственной службы, снял погоны. И где потом только не работал: был управляющим ТСЖ, грузчиком в аптеке — в общем, перепробовал много чего. И не понимал, что же мне нравится, в каком направлении развиваться. Однажды я оказался в компании, где был человек, который работал на радиостанции «Эхо Москвы», а я травил байки про собак. Он сказал, что из этого можно сделать классную радиопрограмму. Прошло несколько дней, он мне позвонил: «Приезжай, с тобой хочет поговорить главный редактор». Я приехал на встречу с редактором Мариной Скалкиной, замечательным человеком, и через полчаса разговора меня выпустили в прямой эфир. Так началась моя программа «Человек собаке друг», которая просуществовала два года. Потом появилась программа о военной истории «Во славу русского оружия».
Журналистскими навыками вы тогда овладели?
Прежде всего мне поставили голос. Я вспоминаю наш коллектив на «Эхо Москвы» — просто замечательный и спаянный. Люди дорожили общением друг с другом, а по нынешним временам это уже немало. Со мной занимались все понемногу, показывали радийные приемы. Я очень благодарен этим людям.
А какими путями вы пришли на телевидение?
Мои бывшие сослуживцы-однополчане работали на разных сериалах и телепрограммах в качестве каскадеров. Один раз меня пригласили делать трюки с собаками. Потом это стало более-менее регулярным. И вдруг мой приятель говорит: «Телеканал “Охота и рыбалка” ищет телеведущего, который мог бы рассказывать о собаках».
Телевизионного опыта у меня не было никакого, но я пошел и пообщался с генеральным директором канала, который сказал: «Работай». Коллектив там был почти такой же, как и я, — без опыта работы на телевидении. Сейчас многие из этих людей трудятся на федеральных каналах, так что для нас канал стал отличной стартовой площадкой.
То есть вы узнавали, что такое работа на камеру, монтаж, съемки. Приходилось ли заниматься административной работой?
Чем интересен был опыт: с одной стороны, студийная программа очень напоминала радиопрограмму. Но также я выполнял роль продюсера — договаривался о гостях программы. Я сейчас преклоняюсь перед людьми, которые занимаются продюсированием. Даже не представляю, за какие деньги это согласился бы делать я. Смотрю на то, как нам командировки выстраивают девчонки, и понимаю, насколько это изнуряющая работа.
Программа «Планета собак» не была подарком судьбы, верно?
Тогда, после «Охоты и рыбалки», я работал редактором новостей в телекомпании союзного государства «Россия-Беларусь». Мне пришла в голову идея сделать программу о собаках, и я поделился ею с Сашей Коняшовым, который делал знаменитое дог-шоу «Я и моя собака».
В 2009 году мы сняли 26-минутный пилот на собственные деньги и предлагали его разным телеканалам. Пилот был посвящен важной дате — 100-летию отечественного служебного собаководства. Снимали его на чемпионате по общему курсу дрессировки и защитно-караульной службе в Балашихе. Тогда только начинал выходить в эфир канал «Моя Планета». И мы пришли к главному редактору Николаю Табашникову. Нам дали добро. Начинали мы снимать «Планету собак» в 2010 году, а первый эфир был в 2011-м.
Сейчас приступаем к съемкам шестого сезона, что для современного телевидения, я считаю, достаточно неплохо. Нашу программу поддерживает генеральный директор канала Сергей Кошляков, за что мы ему очень благодарны.
Чему был посвящен самый первый выпуск «Планеты собак»?
Самая первая «Планета собак» была посвящена русско-европейской лайке и снималась в городе, который я очень люблю, — Череповец Вологодской области. Там живут добрые и открытые люди, которых я называю «северная кость». С одной стороны, они сдержанные люди и не будут свои эмоции напоказ выставлять. Но если потребуется — придут на помощь не задумываясь. Каждый раз, когда я приезжаю в Вологодскую область, обрастаю новыми друзьями и знакомыми…
Так вот, на русско-европейской лайке стояла экономика государства Российского. Мягким золотом называлась тогда пушнина. А добывали ее только с лайками. Собаки прямо или косвенно всегда влияли на историю региона и людей. И мне интересно раскапывать редкие факты о собаках. Представьте, в конце XIX века корова стоила 5 рублей, а хорошо обученная лайка-соболятница — 300 рублей. Естественно, этих собак холили и лелеяли, они были достоянием.
Что за телевизионная команда делает «Планету собак» сегодня?
Я никогда не говорю, что «Планета собак» — моя программа. Я — ее автор и ведущий. Как меня называет оператор, «ты — как Христофор Колумб: все матросы просили повернуть, а он шел дальше». Так получилось, что у нас замечательный коллектив. Я в работе — человек тяжелый, потому что прошу людей выкладываться на 100%. И в течение нескольких лет у нас сложился коллектив, который я очень люблю за самоотдачу, профессионализм, чувство юмора. Мне, кстати, не всегда достает этого чувства юмора, поэтому я его вдвойне ценю. Оператор-постановщик Денис Негривецкий умеет не только разрядить ситуацию, он снимает полный метр и сам себе выбирает, с кем ему работать. Он — соавтор проекта. Нас связывает и то, что мы служили в погранвойсках с собаками. И на съемочной площадке мы общаемся взглядами, по глазам понимая, что нужно. Замечательный человек — Дима Востриков, второй оператор. Он все время на здоровом позитиве, занимается триатлоном — это спорт для железных людей.
Уверена, редко кому удается организовать съемки в китайском собачьем питомнике тибетских мастифов. У вас получилось! А что запомнилось из заграничных съемок?
Китай — сложная страна для съемок. Китайцы всегда говорят «да», кивают головой, но это совершенно не означает согласие на самом деле. Просто у них не принято говорить «нет». Конечно, работа выдалась сложной, но там нам помогала изумительная пара — муж с женой, так что уехали мы с теплотой в душе.
Про датчан нам говорили, что они — холодные люди, которые держатся отстраненно, никогда не приглашают к себе в дом. Но нас пригласили в несколько семей, специально пекли пироги, устраивали домашние концерты.
Запомнился колорит Грузии, где мы сняли два выпуска программы.
Всего мы делали программы в более чем 30 странах. И везде с людьми, которые имеют отношение к собакам, независимо от социального положения, вероисповедания, гендерной принадлежности, я разговариваю на одном языке. Причем люди — абсолютно разные: в ЮАР, Монголии, Дании, Франции, Китае. Собаки могут объединять людей. Если говорить о национальной породе, то это частичка истории страны.
Собаки породы африканис живут в деревнях и помогают охотиться. Есть простонародное понятие «дворняга», а научное — «метис». Вот африканис — это смесь разных пород, метисы.
Поездка в Южно-Африканскую Республику, помню, готовилась тяжело. Южноафриканцы считали, что письма, которые мы посылаем, — это спам. Из какой-то России приедет съемочная группа и будет рассказывать об их собаках. Они в это не верили. И когда мы с ними познакомились, они в этом признались. Мы познакомились с биологом и этнографом, у которого жили африканис, и сняли программу. Я считаю ее профессиональной удачей.
А что вы можете назвать профессиональной гордостью?
Год назад мы сняли большой фильм на Камчатке. Там с 1990 года проходит самая протяженная в России гонка на собачьих упряжках. И Николай Табашников, главный редактор телеканала «Моя Планета», надоумил меня пройти в качестве каюра эту гонку. Ведь самое ценное и дорогое в профессии, когда журналист может окунуться в гущу событий и рассказать о них зрителю как участник.
Я знал, что будет тяжело, но я не предполагал, что будет тяжело до такой степени. Потому что при –34 °С перестает работать камера. Оператор без перчаток в такой мороз целый день сжимает металлическую камеру. Я сам работаю каюром, прокручивая в голове, что снято, что нужно еще доснять. В общем, этот фильм — то, чем можно гордиться и показать внукам.
Гонка стартовала из поселка Эссен, где я и готовился в течение двух месяцев к участию в этом событии. В середине пути примерно 100 км мне пришлось пройти на снегоходе. Я этого не скрываю, потому что тогда встал вопрос: или мы похороним двух собак, потому что они уже падали от изнеможения, или я наступлю на свою гордость и пройду на снегоходе. Я выбрал второй вариант.
Фильм о гонке получился правдивый. Мы все в детстве читали Джека Лондона, кто-то слышал об американской гонке Iditarod на Аляске. Так вот «Берингия» — это наш ответ этой гонке.
Профессиональной мечтой поделитесь?
Моя мечта — сделать полнометражный художественный или документальный фильм о Викторе Ивановиче Лебедеве. Он был назначен начальником Московской уголовной полиции в начале XX века, тогда Москва было очень криминальным городом. Именно он создал Московский уголовный сыск, сокращенно МУС. Отсюда, кстати, пошло уничижительное выражение «мусор».
Лебедев долго упрашивал вышестоящее руководство дать разрешение на создание кинологического подразделения. Ему дали мало денег в надежде, что их просто разворуют и идея сойдет на нет. Между тем Лебедев взял расходы под собственный контроль. Сам лично набирал первых кинологов, сам лично переводил с французского и немецкого языков наставления кинологам и адаптировал их на российскую законодательную почву. Это был выдающийся человек.
Вы просто кладезь всевозможных историй о собаках и людях. Еще одну иллюстрацию влияния собак на жизнь людей приведете?
Столицу ацтеков Теночтитлан испанцы завоевали под руководством Кортеса. Против 12-тысячной армии ацтеков Кортес выставил 600 испанцев. Если учесть, что индейцы воевали на своей территории и были искусными воинами, то аргументы, что испанцы были в латах и поэтому выиграли, можно поставить под сомнение. В Центральной и Южной Америке собаки были большой редкостью. Чихуахуа у ацтеков жили в храмах и были культовыми собаками. Ими могли владеть только жрецы и правящая верхушка. Если простолюдин дотрагивался до чихуахуа, ему просто отрубали руку. Ацтеки считали домашних собак проводниками из мира людей в мир мертвых. И чихуахуа как раз таки сопровождали умерших жрецов в дороге через девять рек смерти. Добавлю, что у многих народов собака связывала мир живых и мертвых.
А отряд Кортеса был в сопровождении испанских мастифов — очень крупных собак. И когда индейцы увидели людей в латах и с большими собаками, они решили, что испанцы пришли откуда-то из другого мира и сдали столицу без боя. Конечно, внешний вид испанцев, латы и шлемы тоже сделали свое дело, они напоминали ацтекам их божества, но собак я все-таки тоже со счетов бы не сбрасывал.
Исторический факт, который я отыскал и горжусь этим. Случай произошел 30 июля 1941 года. Красная армия не отступает, а бежит; управляемых подразделений, с которыми есть связь, мало. Среди отступающих — курсанты Львовской школы собаководства пограничных войск, 150 людей и 150 собак. Поступает приказ: остановить немцев, идущих на Киев. Они принимают бой. Первую атаку отбивают, но заканчиваются патроны. И во вторую атаку пограничники поднимаются вместе с собаками врукопашную, а в третью атаку немцы давят людей и собак танками. Это все произошло возле села Легедзино Тальновского района Черкасской области Украины. И на месте этого боя установлен памятник, на котором начертано: «Остановись, поклонись». Я очень надеюсь, что когда-нибудь у меня будет возможность туда приехать на съемки.
Как бы вы охарактеризовали собак: какая — самая умная, какая — самая добрая, а какая — самая агрессивная?
Я никогда не говорю: «Умная собака». Я говорю: «Глупых собак не бывает». Каждая собака выводилась с определенной целью, и мерила интеллекта нет. Есть охотничьи собаки, которые непригодны к содержанию в городе. И те требования, которые предъявляет к ним город, на них переложить очень тяжело. Они хиреют, потому что у них должны быть большие физические нагрузки, взаимодействие с человеком должно проходить на другом уровне. В науке кинологии есть служебные, охотничьи и декоративные породы. Бойцовских — нет.
Это мы заводим собак. И мы в ответе за тех, кого приручили. Собака никому ничего не должна, и она изначально добрая. Но есть специально обученные собаки, которые несут боевое дежурство, работают в спецподразделениях, и они не могут быть добрыми. Есть охотничьи собаки, которые в человеке видят не просто партнера, а существо, которое в них заинтересовано. Я не видел злых собак, но я видел достаточно злых людей. И если собака ведет себя агрессивно, это не значит, что она злая. Либо у нее неграмотный владелец, либо у нее была сложная жизнь.
Очеловечивать собак нельзя. Хотя социальная структура собачьей стаи и человеческая семья одинаковы. Собака появилась на свет благодаря человеку, потому что собаки — одомашненные волки. Так называемые собаки-парии, ханаанская собака, дикая собака динго — это вновь одичавшие особи.
Мне очень близка английская поговорка: не надо, чтобы в каждом доме была собака, но нужно, чтобы у каждой собаки был дом.
А собачка какой породы у вас сейчас живет?
Никакой. Я в прошлом году семь месяцев провел в командировках. А дома жена с двумя маленькими детьми. Оставлять на нее еще и собаку не очень хорошо. Поэтому, когда умерла наша дворняга-старичок, которая прожила 12 лет, мы пока решили не заводить новую собаку. Вообще, я поклонник восточноевропейской овчарки. Для меня это истина в последней инстанции.
Дайте совет тем, кто только собирается заводить себе собаку.
Я настоятельно рекомендую, чтобы все собаки независимо от породы проходили курс общей дрессировки. Потому что это не просто набор команд «сидеть», «стоять», «лежать» — это установление отношений. Человек учит собаку понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Если вы ее этому не научили, то и требовать не можете. Собака — это личность, и нужно помнить об этом.
Лора Чугуевская, tricolortvmag.ru
Источник