Породы собак в произведениях куприна

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе.

Через рассказы о животных Куприн даёт надежду юным читателям на возможность преодоления жизненных трудностей в будущем. Так, например, в рассказе «Слон» (1907) тяжело заболевшей девочке приносит спасение день, проведённый с настоящим живым слоном.

Рассказ «Ю-ю» (1927), повествующий о жизни чуткой и ласковой кошки, выделяется богатством описаний природы, благодарностью за преданность и теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животным.

Не менее интересен по своей структуре и сюжету рассказ Куприна «Сапсан» (1921), повествование в котором ведётся от лица собаки. Образ могучей, осознающей свою силу, добродушной и терпимой, а также философствующей собаки максимально приближен к человеческому образу. Героизм Сапсана выражен в его поступке: он загораживает дочку хозяина своим телом, спасая её от бешеной собаки.

В рассказе «Барбос и Жулька» (1897) Куприн повествует о дружбе двух псов с разными характерами, показывает их душевную близость, необходимую, по мнению Куприна, для полноценного нравственного развития ребёнка.

Контрастна и красочна природа в описаниях, данным в рассказах «Белый пудель» (1904) и «В недрах земли» (1899). В них же автор передаёт привязанность детей к животным, взаимовыручку, чистоту детской души и способность маленьких людей на подвиг.

В рассказе Куприна «Белый пудель» полно и законченно выражается тенденция детской литературы начала XX века. Образы героев рассказа наполнены житейской мудростью, добродушием, юмором (дедушка Лодышкин), отвагой и чувством привязанности мальчика к четвероногому другу, пуделю Арто. В рассказе противопоставляются два мира: жизнь бродячих музыкантов и богатых людей, их мышление и моральные ценности.

Ключевым моментом рассказа является конфликт, возникший из-за маленького пуделя, между богатой дамой с её сыном и бродячими артистами. Этот конфликт подчёркивает разницу в психологии, в этических и нравственных представлениях представителей разных сторон. Для богатых пудель является вещью, которую можно купить и продать, а для бродячих артистов собака является другом и кормильцем, ради которого мальчик готов на подвиг.

Куприн написал много рассказов о животных. Он хорошо знал характер и повадки птиц. Реалистичность его рассказов о животных связана с его привязанностью к животным: он дрессировал их, лечил и спасал, когда им грозила смертельная опасность.

Источник

Собакам знаменитых писателей и поэтов повезло: их имена остались в веках. Чьей собаке посвятил стихотворение Сергей Есенин? Что связывает Маяковского и беспородного щенка?

Антон Павлович Чехов

Любимой породой Чехова была такса. В его любви к ним чувствуется нрав сатирика. Ведь такса – пародия на собаку, хотя и добрая, и забавная. Первых двух его такс звали по-врачебному: Бром и Хина. Брата Антона Павловича, Михаил, писал в своих воспоминаниях:

Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам бы лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б». Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха.

Владимир Маяковский

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

О своей первой собаке Щене, помеси дворняги с сеттером, которую подобрал щенком на улице, он говорил: «Мы с ним крупные человеческие экземпляры». В своих воспоминаниях о Маяковском Лиля Брик писала:

Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький.

Маяковский против «клички» не был — в письмах к любимой женщине он так и подписывался — «Щен», «Щеник», «Счен». О совместном житье с Бриками и собачкой Маяковский написал в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. / Четверо в помещении — Лиля, Ося, я и собака Щеник».

После Октябрьской революции любимцем Владимира Маяковского стал французский бульдог . Из поездки во Францию в 1920 году поэт привез своего бульдога, которого назвал Булькой. Верная Булька жила у поэта на правах любимого члена семьи долгие годы и оставалась со своим хозяином до самого последнего его дня. Маяковский брал бульдожку во все поездки, расставаясь с ней только в редких случаях, когда на то вынуждали обстоятельства.

Говорят, Лиля Брик тоже души не чаяла в собаке. Маяковский представлял всем Бульку как их общего питомца. Булька не раз приносила щенков поэту, которых тот старательно выхаживал и раздавал знакомым, пристраивал у друзей и соседей. В день смерти Маяковского Булька и ее щенки тоже были в квартире. Неизвестно, кто взял к себе собаку после смерти хозяина. Было бы логично предположить, что заботиться о Бульке стала Лиля Брик, но таких свидетельств современники не оставили.

Михаил Пришвин

Все собаки Пришвина были охотничьих пород: лайки, пойнтеры, легавые, сеттеры, спаниэли – натаска была для него увлекательным, важным и интересным делом. Собаки занимали в его жизни и творчестве очень большое место – он их любил, и писал о них: «Собаки вывели меня в люди».

Николай Некрасов

Самую известную собаку Некрасова звали Кадо, это был черный пойнтер. Она трагически погибла на охоте, в нее по ошибке выстрелила жена Некрасова. Для хозяина смерть была настоящим ударом. Похоронили Кадо в имении у дома. На могиле положили плиту из гранита. Николай Алексеевич подолгу стоял возле нее.

Русский поэт любил собак настолько, что посвятил им стихотворение:

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.

Когда потреплют нас в житейской драке
и кажется- напастям нет конца,
зализывают раны нам собаки
и слезы слизывают с нашего лица.

Так пусть же Человек- венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!

Сергей Есенин

«Собаке Качалова» — именно так называется известное всем стихотворение Сергея Есенина. Знакомство поэта с Василием Качаловым, ведущим актером труппы Станиславского, состоялось в марте 1925 года. Вспоминая об этой встрече, Качалов писал: «Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» — бормотал Есенин с широко расплывшейся по-детски лукавой улыбкой».

Василий Качалов с Джимом

В этот вечер Есенин и Качалов проговорили до утра, вместе с другими гостями им внимал Джим. Василий Иванович написал об этом так: «Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». Свое слово Есенин сдержал: в те же мартовские дни 1925 года он написал стихотворение «Собаке Качалова». И даже потом сам торжественно прочитал его псу!

Александр Куприн

Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно — собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». В своих воспоминаниях о Куприне Лидия Арсеньева пишет: «В его квартире на стене висел портрет Сапсана — огромной собаки-меделяна, рискнувшей своей жизнью, чтобы спасти жизнь маленькой Кисы — дочки Куприна.

Александр Куприн с Сапсаном

О «династии» Сапсанов, о его предках, Куприн мог говорить часами, и говорил так увлекательно, что однажды Елизавета Маврикиевна, которая знала все подробности и этого рассказа, и событий, присела «на минутку» послушать и так заслушалась, что опоздала открыть свою библиотеку. Куприн действительно любил и понимал животных, не наделяя их человеческими побуждениями и психологией, вникал в их мир и сердце. Исключительное терпение и ласка были у Куприна по отношению к животным. Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться». Широко известна фотография писателя с его любимой собакой Сапсаном — огромным псом меделянской породы. Именно этот пес является героем рассказа Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

Источник



Выполнила: Симухина Ю.А.

Образ собаки в прозе Куприна

Анимализм – это одна из существенных черт поэтики художественного мира. Но в настоящее время данная тема является малоизученной.

В творчестве Александра Ивановича Куприна очень часто встречаются анималистические образы. Писатель легко находил «общий язык» с животными – лошадьми, собаками, кошками и т.д. Об этом неоднократно засвидетельствовано в воспоминаниях современников А.И. Куприна.

Практически в каждом произведении встречается анималистический образ. Мы можем подтвердить это , проанализировав рассказы Куприна, написанные с 1889 по 1905 гг, то есть его первые 82 рассказа. Из них только в шести рассказах («Безумие», «На разъезде», «Просительница», «Кровать», «Чары», «Первенец») не встречается ни одного анималистического образа и даже сравнений человека с животным. Теперь посмотрим, какие образы чаще всего встречаются в данных 76 рассказах.

образ

Кол-во рассказов, в которых встречается

1

лошадь

30

2

собака

23

3

птица

17

4

рыба

9

5

насекомые и свинья

7

6

мышь, крыса

6

7

лягушка, корова, волк

4

8

слон, тигр, медведь

3

9

кабан, обезьяна, лев, змея, крокодил, рак

2

10

зубр, вол, червяк, лиса, куница, рысь, гиена, антилопа, зебра, буйвол, лама, дикобраз, пантера, ящерица, олень, оборотень

1

Первое место по частотности занимает образ лошади, он встречается в 30 рассказах. Друзья писателя вспоминали, как он водил некоторое время к себе в комнату лошадей и наблюдал за ними, пытаясь понять «психологию» лошади. У Куприна встречаются рассказы, в которых образ лошади олицетворен, например, в рассказе «Изумруд».

На почетном художественном втором месте находится образ собаки, он встречается в 23 из рассмотренных нами рассказов.

И это не случайно. Любимыми животными Куприна были именно собаки, у них он находил те чувства, которых так не хватает людям.

Критик Олег Николаевич Михайлов в книге «Александр Иванович Куприн»описывает следующий случай:

«Как только Куприны возвращались, у них в комнате появлялась Белочка – маленькая собачка неизвестной породы, с гладкой белой шерстью и черными глазами. Она поднималась на задние лапки, и тыкалась мордочкой в колено Марии, и, тихонько повизгивая, просилась на руки.

              – Приблудная она у меня, – объяснял хозяин. – Ишь ты, хитрюга, куда забралась. Ступай домой!

              Но Белочка только повиливала хвостом и не сходила с колен.

              – Люблю собак и умею с ними обращаться, – сказал Куприн, поглаживая Белочку.

              Он повернул к себе ее пушистую умную мордочку.

              – Ты когда-нибудь обращала внимание, Машенька, как смеются собаки? Одни, словно благовоспитанные люди, только вежливо улыбаются, слегка растягивая губы. Но большие добродушные умные псы смеются откровенно – во весь рот, видны зубы, десны, влажный розовый язык….

              Куприн еще раз погладил Белочку, та благодарно зевнула, подтверждая его слова своей собачьей улыбкой.

              Большие добрые собаки часто бывают лучше людей, – убежденно сказал он. – Как весело, умело и осторожно они играют с детьми! Собаки чувствуют, когда человек любит их и безбоязненно подходит к ним. И не было еще примера, чтобы я, если собака мне нравилась, с ней не подружился. За всю жизнь неудача постигла меня только с одной собакой. Хочешь, об этом редком случае расскажу тебе?

              Старик столяр унес Белочку. Мария уютнее устроилась на диванчике, служившем им и стульями и постелью.

              – Это было в Киеве, – начал Куприн. – Я возвращался домой поздно вечером. На площадке лестницы лежала большая собака. Едва я открыл дверь, она быстро прошмыгнула в коридор, а потом и в мою комнату. Я зажег свечу и увидел, что это был огромный серый дог. Догов я вообще люблю меньше других собак. Они глупы, злы, непривязчивы. И вот не успел я как следует осмотреться, как дог вспрыгнул на мою кровать и улегся прямо на подушке. В комнате из мягкой мебели было только старое кресло с изодранной обивкой, из которой вылезало мочало. Я отодвинул его в угол и словами и жестами стал приглашать дога перейти с кровати на кресло. Но лишь только я приближался к собаке, она издавала зловещее утробное рычание. Глаза его горели фосфорическим огнем. Ты знаешь, Машенька, мне казалось, что в образе дога в мою комнату проник злой дух. Мне стало жутко. Я предлагал собаке остаток колбасы, хлеба, налил в тарелку воды – все было напрасно. Она не двигалась с места. Пришлось расстелить на столе свое единственное пальто – под голову подложить было нечего, – и так провести всю ночь. Я задолжал хозяйке, и она мою комнату не топила, накрыться мне было нечем, и к утру я страшно промерз. А утром, как только я открыл дверь, дог выбежал в коридор, оттуда на лестницу и скрылся. Больше я его не видел.

              Куприн помолчал, пожал плечами.

– Это была единственная собака, которой я боялся и о которой вспоминаю неприязненно. Наверно, она сразу почуяла, что я ее испугался, и в этом-то заключалась причина моей неудачи. Собака никогда не бросится на человека, который ее не боится, и всегда кинется на труса, который будет перед ней заискивать. Я обязательно напишу что-нибудь о собаках, напишу с любовью, на какую только способен».

И действительно, у Куприна есть немало рассказов, посвященных собакам. Чаще всего прототипами этих произведений являлись собаки писателя, например, маделянский пес Сапсан, пудель Негодяй, сенбернары Сашка и Бернар и др. Но есть рассказы, в которых автор повествует о собаках, с которыми он был не знаком. Например, в рассказе «Барри» Куприн описывает сенбернара, спасшего жизнь сорока человекам.

Близость и внимание к собакам повлиял на привычки и особенности характера автора. Некоторые знакомые писателя отмечали, что у Куприна были «собачьи» повадки. Например, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк говорил: «А вот Куприн. Почему он большой писатель? Да потому что он живой. Живой он, в каждой мелочи живой. У него один маленький штришок – и готово: вот он весь тут… Кстати, он, знаете, имел привычку настоящим образом, по-собачьи, обнюхивать людей». Ему вторила писательница Надежда Александровна Тэффи: «Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и конец-знает, что это за человек».

Для анализа темы анимализма в произведениях Куприна нужна концепция. Такую попытку мы обнаружили у исследователя Алексея Владимировича Караковского, который достаточно глубоко занимался этой темой.

Караковский в статье «Анимализм: проба метода» выделяет 5 аспектов анимализма по направлению от доминирования зоологического к доминированию антропологическому: классический натурализм, эмпатический натурализм, метафорическая антропология, сентиментальная анималистика и басни.

На наш взгляд, в произведениях Куприна наиболее ярко представлен эмпатический натурализм. Это наиболее логичный аспект применения метода, хоть и наиболее тяжёлый для человеческой психики: попытаться примерить на себя восприятие животного. На практике это означает следующую реализацию тезиса, например, «представьте себя птицей»: 1) соберите воедино все мельчайшие аспекты жизни птицы: где и как она живёт, как передвигается, как размножается, какие эмоции при каких обстоятельствах испытывает, построив, таким образом, полную синтетическую модель птичьей онтологии; 2) полностью дистанциировавшись от привычного человеческого бытия, попытайтесь интернализовать и присвоить получившуюся модель.

Мы попытаемся построить модель собачьей онтологии, на примере рассказа «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях».

В этом рассказе повествование ведется от имени собаки: «Я Сапсан, большой и сильный пес редкой породы…» Здесь происходит психологическая примерка состояния человека на животного. Далее переносится эмоциональное восприятие автором жизни людей на восприятие собаки: ««Я позволяю людям гладить себя. Но я предпочитаю, если мне протягивают сначала открытую ладонь. Лапу когтями вверх я не люблю. Многолетний собачий опыт учит, что в ней может таиться камень». То есть, произошло перевоплощение. Душа Куприна и Душа Сапсана поменялись местами.

Мы только попытались создать модель собачьей онтологии. Это начало. В дальнейшем нашей задачей будет построение онтологической модели собаки у Куприна как приема, который может работать и в других произведениях.

Данный анималистический образ на протяжении всей жизни привлекал писателя. В 1930 году он со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей?»

В годы эмиграции Куприн писал своей сестре: «Ничего не увлекает, не веселит, не интересует. Собаку и ту запрещают держать». И как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн в последние годы задумал целую книгу о собаках – «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел.

Источник