Породы собак в живописи

Породы собак в живописи thumbnail

Автор:

10 апреля 2020 12:29

Какие псы, щенята, дворняги и бульдоги — наши любимые? Оглашаю список картин!

Источник:

Ссылки по теме:

Породы собак в живописи

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

«Марко на накрытом для завтрака столе королевы». (1893 г.) Автор: Чарльз Бартон Барбер.

«Марко на накрытом для завтрака столе королевы». (1893 г.) Автор: Чарльз Бартон Барбер.

С доисторических времен собака была ближайшим к человеку животным – помощником, верным его спутником. Она прошла с ним все этапы его развития и до сих пор является самым близким четвероногим другом для многих из нас. Поэтомуобраз собаки тысячелетиями вдохновлял художников в их творчестве. И вряд ли кто возразит чешскому писателю-философу Иржи Мареку, который утверждал, что «жизнь собаки – составная часть истории человечества» и, что «нельзя написать историю человечества без истории собаки».

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

 Бог загробного мира Анубис с собачьей головой.

Бог загробного мира Анубис с собачьей головой.

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.

Античная вазопись.

Античная вазопись.

В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Читайте также:  Клички собак для маленьких пород мальчиков той терьеров

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.

«Охотники на снегу». Питер Брейгель.

«Охотники на снегу». Питер Брейгель.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то… кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

«Охота на оленя». Автор: Paul de Vos Staghunt.

«Охота на оленя». Автор: Paul de Vos Staghunt.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.

«После охоты». Автор: John Sargent Noble

«После охоты». Автор: John Sargent Noble

 «Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста». Автор: Депорт Франсуа.

«Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста». Автор: Депорт Франсуа.

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

 «Дети короля Карла I.» Автор: Антон Ван Дейк.

«Дети короля Карла I.» Автор: Антон Ван Дейк.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

«Подмастерье». Автор: Alfred William Strutt.

«Подмастерье». Автор: Alfred William Strutt.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.

«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.

«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Автор: Брайтон Ривьера.

Автор: Брайтон Ривьера.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.

«Охотничьи собаки».

«Охотничьи собаки».

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

«Офицер с собакой». Автор: Бунин Наркиз Николаевич.

«Офицер с собакой». Автор: Бунин Наркиз Николаевич.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

«Утешитель». Автор: Брайтон Ривьера

«Утешитель». Автор: Брайтон Ривьера

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

«Преданность». Автор: Briton Riviere.

«Преданность». Автор: Briton Riviere.

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

«По секрету». Автор: John  George Brown.

«По секрету». Автор: John George Brown.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

«Специальный адвокат». (1893 г.). Автор: Charles Burton Barber.

«Специальный адвокат». (1893 г.). Автор: Charles Burton Barber.

«Маленькие шпионы». Автор: Briton Riviere.

«Маленькие шпионы». Автор: Briton Riviere.

«Малыши». Автор: Robert Dawson

«Малыши». Автор: Robert Dawson

«Принудительное образование». Автор: Briton Riviere.

«Принудительное образование». Автор: Briton Riviere.

«В мастерской художника». Автор: Константин Маковский.

«В мастерской художника». Автор: Константин Маковский.

«Спасенная». Автор: Эдвин Ландсир.

«Спасенная». Автор: Эдвин Ландсир.

Автор: Чарльз Бартон Барбер.

Автор: Чарльз Бартон Барбер.

 «Спокойной ночи!» Автор: Артур Элсли.

«Спокойной ночи!» Автор: Артур Элсли.

 «Вечерний чай». Автор: Артур Элсли.

«Вечерний чай». Автор: Артур Элсли.

Читайте также:  Породы охотничьих собак с фотографиями и описанием в россии

 «По пути из школы». Автор: Чарльз Бартон Барбер.

«По пути из школы». Автор: Чарльз Бартон Барбер.

«Борзая». Автор: Чарльз Бартон Барбер

«Борзая». Автор: Чарльз Бартон Барбер

 «Друг человека». Автор: И.Е. Репин.

«Друг человека». Автор: И.Е. Репин.

Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.

Генриетта Роннер-Книп – бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Какие псы, щенята, дворняги и бульдоги — наши любимые? Оглашаю список картин!

Составлен на основе комментариев в моем инстаграмме, вы тоже присоединяйтесь, если какого хорошего пса в живописи мы забыли упомянуть. Знатоки пород приглашаются для комментирования со своей, профессиональной точки зрения.

Гойя, 1795
болонка “бишон фризе”

Откуда
“Портрет герцогини Альба в белом”

Любопытный факт: у аристократов мода на эту собаку идет со времен Франциска I (16 век) [1]

Федор Решетников, 1952
дворняга (?)

Любопытный факт: подобно тому, как мишки у Шишкина дописаны Савицким, говорят, что в “Опять двойка” собака тоже не авторская, а написана Аркадием Пластовым.

Кранах, 1514
предположительно — модно побритая малая львиная собака (geschorenes Löwchen[2])

Откуда
“Генрих Саксонский и Катарина Мекленбургская” (парные портреты)

Любопытный факт: это одна из старинных пород ручных собачек, она известна с 15 века, и постоянно присутствует в произведениях искусства как аксессуар богатых.

Гейнсборо, 1777
“Померанский шпиц и щенок”

Любопытный факт: Гейнсборо нарисовал отдельный портрет собак своего друга Абеля как гонорар за то, что тот учил его музыке.

Брюллов, 1832
левретка

Откуда

Любопытный факт: изящные левретки — такая старинная порода собак, что их изображения находят и в Древнем Египте, и Помпеях. И, конечно, это тоже атрибут роскоши.

Тициан, 1538
континентальный той-спаниель[3]

Откуда
“Венера Урбинская”

Любопытный факт: считается, что собачка в этой картине символизирует верность (супружескую), а само полотно написано к свадьбе.

Кустодиев, 1922
французский бульдог

Откуда

Любопытный факт: для картины пса заставляли позировать специально, ему показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Своих бульдогов (их было много) Шаляпин вообще обожал и таскал с собой на гастроли всю свору.

Э. Г. Ландсир, 1831
ландсир

Любопытный факт: картина называется “Достойный член гуманного общества” и изображает пса, который спас 23 утопающих людей за 14 лет. Эта порода собак была впоследствии названа в честь этого художника.

Константин Сомов, 1926
какая-то мелкая собачка №1

Откуда
“Портрет Елены Питс-Билибиной”

Любопытный факт: изображенная женщина, жена парижского банкира Джозефа Питтса, очень стеснялась своей сильной близорукости и стеснялась этого при позировании. Сомов предложил ей держать очки в руках (обратите внимание на толщину линз). Кстати, модель — малоизвестная русская художница, которая успела вроде бы побыть женой Ивана Билибина (там все сложно, он женился много раз, я запуталась). Но в 1917 году она решила, что с нее хватит, и эмигрировала. Устроилась, видите, норм. Дожила до 1974 года.

Серов, 1903
французский бульдог

Откуда
“Портрет Феликса Юсупова-мл”.

Любопытный факт: все члены семьи Юсуповых позировали Серову с животными – мама Зинаида со шпицем, папа Феликс с белым конем. Кроме брата Николая, он один — и его портрет вышел самым неудачным.

Джакомо Балла, 1912
похоже на таксу

Футуристическая картина, сконструированная с помощью метода хронофотографии, называется “Динамизм собаки на поводке”, и она является одной из важнейших работ футуризма.

Любопытный факт: у собаки на картине одновременно видно 8 хвостов.

Михаэл Сова, 2001 (?)
мелкая собачка №2

Любопытный факт: сюрреалистическая картина создана специально для знаменитого фильма “Амели”.

***
Тащите в комменты своих любимых и знаменитых псов! Сразу картинками, чтобы красиво было. Давайте полюбуемся.
Называйте породы! Если знаете.
Давайте решим, какая собака в искусстве – самая лучшая / милая / красивая?

Источник

На протяжении практически всей человеческой истории собаки служили не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и музами. Их увековечивали в живописи и скульптуре, на гравюрах и фотографиях (и даже в монументальных творениях в форме воздушного шарика). Сейчас, спустя много веков, собаки по-прежнему сопровождают человека и служат живым символом защиты, верности и безусловной любви. Поэтому несложно понять, почему они так долго являются очень важной и яркой частью нашей визуальной истории.

Геррит (Герард) Доу — «Спящая собака и глиняный горшок» (1650).

Символизм в разных культурах

Долгое время собаки считались своего рода проводниками, связующим звеном между физическим и потусторонним миром. Древние египтяне, греки, римляне, кельты и другие народы назначали собаку священным хранителем иных миров — тех, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта. Именно по этой причине собаку иногда называют символом смерти — поскольку она может служить стражем эфемерных областей и проводником во внетелесных путешествиях. Здесь можно вспомнить и египетского бога Анубиса с головой шакала, который сопровождал умерших в загробный мир.

Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.

У кельтов собаки служили символом героизма, воплощая в себе такие важные для воинов качества, как отвага, выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты, но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод, охоты и исцеления.

Читайте также:  Собака редкой породы вельш корги

В Китае, как и у большинства народов, собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии, помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.

Собаки Фу

Японская енотовидная собака — Тануки — один из любимых и часто встречающихся героев в японском искусстве (как традиционном, так и современном). В японском фольклоре и легендах этих животных часто наделяли сверхъестественными способностями. Как и лиса-оборотень Кицунэ, Тануки умеет превращаться в других существ и в неодушевленные предметы. В самых ранних легендах эти животные предвещали беду, они могли принимать человеческий облик, преследовали и вселялись в людей. Сейчас, много веков спустя, Тануки превратился в безобидного, в общем-то, трикстера — озорника и обманщика. Керамические статуи Тануки можно часто встретить по всей Японии, особенно в барах и ресторанах.

В традиционном японском искусстве Тануки часто изображают под луной, поскольку считалось, что именно в ночь полнолуния он превращается в других существ. Интересно, что это роднит легенды о енотовидной собаке с другими легендами об оборотнях, распространенных в разных странах по всему миру. В древнем китайском и японском фольклоре услышать вой Тануки под луной по большей части считалось дурным предзнаменованием, но в некоторых случаях оно могло, наоборот, предвещать удачу.

Охрана и охота

Датируемые бронзовым веком пещеры и гробницы часто украшены рисунками и статуями собак (по большей части — охотничьих). Даже среди древних детских игрушек и в узорах на керамических изделиях можно обнаружить этих животных.

Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам. На греческих и римских рельефах и керамике собаки изображались как символ верности. Собаки были домашними любимцами, символом статуса, охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом — единственным, кто узнал Одиссея и умер, дождавшись хозяина.

Одиссей признан своей собакой. Теодор ван Тюльден

Древние римляне держали в основном три вида собак: охотничьих, чаще всего борзых (их увековечивали в виде скульптур); крупных сторожевых вроде неаполитанского мастифа (их изображения чаще использовали в рельефах и мозаиках с надписью «Cave Canem»); маленьких декоративных собак, например, мальтийских болонок, обычно заводили женщины, и в искусстве того периода их практически не найти. Животные крупных пород больше ценились из-за того, что их можно было использовать во время битв или охоты на волков.

Преданность и аристократизм

В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. По этой причине их стали изображать не только в аллегорических сюжетах, но и на парных супружеских портретах (чаще всего — у ног или на коленях женщины). Собака, присутствующая на портрете вдовы, символизировала ее верность умершему супругу. Кроме того, в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях, чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.

Ярким примером символического изображения собаки может служить «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, хотя в этом случае исследователи не пришли к единому мнению. С одной стороны, собака на этом семейном портрете может символизировать супружескую верность, а с другой — страсть и вожделение, стремление пары иметь ребенка. В конце концов, это вполне мог быть реально существующий домашний питомец, и тогда художник запечатлел его на холсте, чтобы подчеркнуть благосостояние семейства Арнольфини.

Портрет четы Арнольфини (фрагмент). Ян ван Эйк

В средневековом искусстве получили широкое распространение сюжеты, изображающие людей и животных во время охоты. Человек, запечатленный вместе с охотничьими собаками или соколами, таким образом заявлял о своем социальном статусе, поскольку в то время охота была развлечением исключительно для аристократии и неотъемлемой частью придворного этикета. Кроме того, несмотря на развитие сельского хозяйства, охота по-прежнему оставалась важным источником пищи. Знатные люди тратили много денег на покупку специально выведенных гончих не только ради статуса, но и для того, чтобы обеспечить свою семью мясом.

Видение св. Евстафия. Антонио Пизанелло

Политика и человечность

В эпоху Возрождения собаки прочно обосновались в европейском искусстве. В Италии XVI века аристократы часто заказывали собственные портреты со своими питомцами, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус. Например, на одной из фресок Андреа Мантеньи в «Камера пикта» в Мантуе под креслом маркиза Лудовико Гонзага удобно устроился его любимый пес Рубино.

Двор Гонзага. Камера дельи Спози. Андреа Мантенья, 1474

Одним из самых больших ценителей и знатоков собак в искусстве Ренессанса считается Якопо да Понте Бассано. Точность и достоверность, с которыми художник изображает псов, например, на картинах «Поклонение волхвов» или «Добрый самаритянин», говорит о том, что Бассано наверняка проводил много времени, наблюдая за этими животными, изучая их строение и повадки.

Поклонение волхвов. Якопо да Понте Бассано, 1540-е

Особое место занимают собаки и в творчестве Тициана. Они стали чаще появляться на его картинах в 1530-х годах, примерно в то время, когда художник переехал в большой «статусный» дом с садом и завел нескольких псов. Одна из самых ярких «собачьих» работ Тициана — портрет маленькой Клариссы Строцци с комнатной собачкой породы папийон. Кларисса, дочь Роберто Строцци и Маддалены Медичи, была наследницей двух знатных флорентийских родов, так что это в определенном смысле «политический» портрет. И хотя тяжелые украшения на ребенке подчеркивают ее высокое происхождение, присутствие собаки рядом с девочкой привносят в портрет некоторую долю детской беззаботности. То же самое можно сказать и о групповом портрете семейства Вендрамин, в который Тициан добавил нотку человечности и несерьезности, усадив на колени одного из мальчиков такого же бело-рыжего папийона. Похо?