Про какую собаку написал лопе де вега

Сейчас в комментариях к заметке “10 самых пронзительных песен из советских фильмов” зашла речь о картине “Собаке на сене”. И я решила о ней написать, потому что один из моих самых любимых фильмов. Причем смотреть я его могу бесконечно, с любого места. 🙂 Режиссер Ян Фрид создал просто гениальный фильм.
Молодые и прекрасные Терехова и Боярский.
В нем прекрасно вообще все. И сама комедия Лопе де Веги в переводе великолепного Михаила Лозинского.
Михаил Лозинский – легендарный человек и переводчик.
И легендарные актеры, причем в любых ролях, и маленьких и больших.
И шикарные платья и костюмы, сшитые с потрясающей точностью деталей.
И прекрасные виды Крыма и интерьеры роскошного Ливадийского дворца. Однажды я там долго бродила и вспоминала именно “Собаку не сене” и прямо чувствовала благорастворение. И сейчас, пересматривая это кино, всегда вспоминаю апрельский Крым, буйное цветение и красоту этого места.
Апрель в Крыму, шикарная весна в Ливадии.
Ну и, конечно, великолепная музыка Геннадия Гладкова самых разных жанров – тут тебе и полонез, и тарантелла, и все на свете. 🙂
Например, лиричнейшая основная тема:
Кстати, Гладков, дай ему бог здоровья и долгих лет жизни, с годами стал удивительно похож на новообретенного отца Теодоро – графа Лудовико, о котором мы еще поговорим ниже. 🙂
Композитор Геннадий Гладков.
И граф Лудовико. 🙂
А стихи ко всем песням перевел Михаил Донской, человек просто удивительный. Он был ученым-математиком, издавал учебники, а потом самостоятельно выучил английский, французский и испанский и стал одним из лучших переводчиков стихов мировых классиков – Гете, Шекспира, Мольера и т.д.
Михаил Донской.
И этот прекрасный тандем – Гладков-Донской создал для “Собаки на сене” буквально шедевры.
Например, комический дуэт женихов Дианы (поют М. Боярский и Н. Караченцов):
И игриво-фривольные куплеты Тристана, которые исполняет сам А.Джигарханян, сыгравший пройдоху-слугу секретаря недоступной Дианы:
И его же “Архитектура” (“Советы Тристана”) в дуэте с Боярским:
И, конечно, любимейшая серенада Рикардо – Николая Караченцова. В своей заметке “Воскресенье моего детства. “Спортлото”, “Будильник”, “Утренняя почта” и т.д”. я рассказывала, что после того, как этот фильм показывали по ТВ, на другой день мы все ходили по школе и распевали эту серенаду дурными голосами. 🙂
И лиричнейший романс Анарды в исполнении Зинаиды Шарко:
А также потрясающий дуэт Дианы и Теодоро (Е. Дриацкая и М. Боярский):
И мое самое любимое – романс Теодоро:
Здесь не все песни, конечно, только самые любимые. Желающие могут послушать всю музыку к этому фильму в плейлисте на Яндекс-музыке.
А я хочу напоследок порассуждать на тему, которая меня давно интересует. Как вы помните, граф Лудовико отправил своего маленького сына на Мальту, но мальчик попал в плен к маврам. А вдруг Теодоро и есть этот мальчик, и граф Лудовико был на самом деле его отцом?
Ведь мы ничего не знаем про красавца-секретаря и похитителя сердца прекрасной Дианы, кроме того, что он сирота, “ничто, найденыш бедный”.
Когда я маленькая впервые смотрела “Собаку на сене”, я даже не сомневалась, что граф Лудовико настоящий отец Теодоро, замысел всей интриги поняла позже.
Обаятельный интриган Тристан. 🙂
Но и сейчас я думаю – все же совпадает. Тот же возраст, что у пропавшего сына, внешнее сходство героев.
Плюс ко всему Теодоро аристократически красив и благороден, да еще и граф Лудовико говорит, что узнает себя в нем в молодости.
Скорей всего, произошла какая-то интересная и покрытая мраком история, связанная с возвращением наследника графа Лудовико на родину. И ведь Теодоро не прозябает где-то в трущобах – живет в роскошном дворце, хорошо одет, ухожен, образован и даже имеет своего собственного слугу. Что говорит о том, что кто-то таинственный. знающий тайну Теодоро, о нем в свое время хорошо позаботился.
Мне очень хочется верить, что именно он настоящий сын Лудовико. Хотя даже если это и не так, все участники этой комедии все равно получили то, что хотели и абсолютно счастливы. Как и мы – каждый раз, когда смотрим этот потрясающий киношедевр. 🙂
Наталья Трубиновская
Напомню, что также я рассказывала про фильм “Михайло Ломоносов” и о переводе игривой песенки Олега Меньшикова (18+).
Источник
Лопе де Вега, или полностью Феликс Лопе де Вега и Карпио, родился 25 ноября 1562 года в Мадриде. Автор пьесы «Собака на сене» получил от своего народа титул «Феникс Испании». Лопе де Вега – выдающийся драматург испанского Золотого Века, написавший 1800 пьес и нескольких сотен коротких драматических произведений, из которых сохранилось всего 431 пьеса и пятьдесят более коротких историй.
«Он подчинил своей власти всех комедиантов и наполнил мир своими комедиями. Это чудо природы и самодержец театральной империи».
Мигель де Сервантес
А в народе Лопе де Вега называли «Феникс Испании» и «Океан поэзии».
Лопе де Вега на протяжении своей жизни написал более полутора тысяч пьес. Во всяком случае, так утверждал сам писатель. Один из его биографов, Хуан Перес де Монтальбан, насчитал в библиографии писателя 1800 комедий и 400 ауто. И над каждой из них он работал не более трех дней, потому что просто не видел смысла писать их дольше. Благодаря своей продуктивности он и создал такое огромное количество пьес, которые в сумме насчитывают, примерно, 21 316 000 строк. И не стоит забывать, что все они были в стихах.
С 1617 года Лопе де Вега сам занимался публикацией своих произведений. Причиной тому послужили литературные «пираты». Однажды на рынке Испании он увидел свою книгу измененную до неузнаваемости многочисленными переработками. К примеру, один из аферистов приходил на его спектакли по нескольку раз, а потом по памяти записывал содержание.
Лопе де Вега
Сегодня истории «Ромео и Джульетты» у всех ассоциируется с Шекспиром. Но он был далеко не первым писателем, который решил положить этот любовный сюжет в основу своего произведения. Первая известная версия истории о Ромео и Джульетте появилась в 1524 году и была написана итальянцем Луиджи Да Порто. Сюжет этого произведения оказался настолько интересен и в тоже время универсален, что в течение XVI века был неоднократно интерпретирован различными европейскими писателями. В том числе и Лопе де Вега. В 1509 году на основе новеллы Да Порто он написал собственную пьесу о истории любви Розело и Джулии, известную как «Кастельвины и Монтесы». Действие пьесы также происходило в Вероне, но её финал был счастливым.
Лопе де Вега был первым драматургом, описавшим российские Смутные Времена. В 1606 году он написал пьесу «Великий князь Московский», посвященную Лжедмитрию и Борису Годунову.
Всемирно известная комедия «Собака на сене» впервые была переведена на русский язык в 1853 году, и в её названии было слово «садовник». Позже пьеса была переиздана под названием «Ни себе, ни другим». Оригинальное название пьесы звучит как «Собака садовника».
Кадр из фильма «Собака на сене» (1977)
Лопе де Вега был не только одним из самых плодовитых драматургов, но и одним из самых богатых. Его произведения очень высоко ценились и оплачивались соответственно. В последние годы жизни де Вега сумел скопить внушительное состояние, что среди писателей того времени было большой редкостью.
Были у Лопе де Вега и свои слабости. Он трижды женился и трижды становился вдовцом, при этом имел множество любовниц, неоднократно попадал в тюрьму и однажды был изгнан. Такая бурная жизнь даже привела к духовному кризису писателя. Переживая из-за такого количества разного рода прегрешений, Лопе де Вега решил поступить на службу святой инквизиции, чтобы как-то исправиться в лице церкви. В 1609 году испанская церковь даровала ему звание «добровольного слуги святейшей инквизиции». Были найдены сведенья, что в этой роли в 1623 году он даже руководил церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
В Мадриде на улице, которая сейчас носит имя Мигеля де Сервантеса, автора «Дон Кихота», находится дом №11, в котором родился и прожил 22 года Лопе де Вега. Удивительно, что на соседней улице, которая носит имя уже де Вега, находится монастырь, где был похоронен Сервантес. Кстати, место погребения Лопе де Вега не сохранилось до наших дней. Он был похоронен в церкви святого Себастьяна, которая в 1937 году была взорвана фашистами.
Дом Лопе де Вега
Лопе де Вега умер 27 августа 1635 года. Поэта оплакивала вся страна, и его смерть превратилась во всенародный траур. Толпы поклонников де Вега собирались на улицах, сочиняли в его честь прощальные стихи, везде служили панихиды и читали надгробные речи. Таким был конец любимого поэта Испании.
автор: Елена Яковлева
Источник
При анализе драматургических произведений часто довольно трудно бывает пересказать их краткое содержание. «Собака на сене», несмотря на видимую простоту и незамысловатость сюжета, тем не менее, отличается серьезным и глубоким подтекстом, который не так однозначен, как это может показаться при первом прочтении. Дело в том, что в своей знаменитой и ставшей уже культовой пьесе Лопе де Вега показал читателям не только легкий и незамысловатый любовный сюжет, но также отразил важнейшие социальные проблемы своего времени.
Особенности творчества автора
Главные принципы мастерства драматурга можно проследить, анализируя его основные пьесы и их краткое содержание. «Собака на сене» в этом отношении является наилучшим образцом для критики и литературного разбора.
Писатель и драматург прославился тем, что создавал произведения в классическом жанре «плаща и шпаги», который был так популярен в европейских странах раннего нового времени. В данном стиле писали многие писатели, поэты, однако именно Лопе де Вега стал его признанным мастером. Это, в итоге, принесло ему мировую известность и славу. Легкий, изящный слог, непринужденное повествование, динамичный и лихо закрученный сюжет сделали сочинения де Вега известными на весь мир.
Еще одна причина популярности драматурга – это легкие, изящные, но самое главное, остроумные диалоги, которые сообщают дополнительную живость и динамичность развитию повествования. Вышеперечисленные особенности особенно отчетливо проявились в рассматриваемой пьесе, которая стала настолько популярной, что ее даже экранизировали.
Сюжет
Особенности композиции рассматриваемого произведения можно проследить, разбирая его краткое содержание. «Собака на сене» начинается с, казалось бы, весьма незначительное происшествия, которое, однако, согласно канону жанра, оказалось достаточным для целой интриги.
Главный герой – секретарь гордой графини Дианы – Теодоро вместе со своим товарищем Тристаном проникает в особняк на свидание с ее служанкой Марселой, однако об его визите узнает хозяйка и начинает ревновать красивого и умного молодого человека. Оказывается, что она сама в него влюблена, однако сословная спесь мешает ей преодолеть классовые предрассудки.
Развитие действие посвящено раскрытию душевных переживаний героини, которая в буквальном смысле мечется между своей гордостью и чувством влюбленности. Она то подает молодому человеку надежду на взаимность, то отвергает его.
Выведенный из себя Теодоро снова начинает ухаживать за Марселой, что еще больше раздражает Диану. Наконец, главный герой решается уехать в чужие края для того, чтобы искать счастья вдали от своей жестокой возлюбленной, но в данный критический момент его в буквальном смысле спасает Тристан, который нашел ему богатого и знатного «отца». Пьеса заканчивается счастливым финалом, как и положено произведениям подобного жанра.
Главные герои
Последовательной характеристикой героев произведения необходимо продолжить его краткое содержание. «Собака на сене» является типичным образцом пьесы жанра «плаща и шпаги», однако оригинальность изображения персонажей, их юмористическая трактовка, а самое главное, гуманистический смысл их образов обеспечили сочинению де Вега бессмертную славу.
На первый взгляд, расстановка героев довольно типична для комедий подобного рода. Автор традиционно противопоставляет серьезных личностей комедийным персонажам. К первой категории относится, в первую очередь, Теодоро и Диана, хотя в образе последней проскальзывают элементы комизма. Зато безусловно комедийным является герой Тристан, слуга графини, пройдоха и хитрец, который благодаря своей ловкости и проворству помогает главному герою.
Второстепенные персонажи
«Собака на сене», краткое содержание которой, является предметом настоящего обзора, построена по классическим правилам комедии XVII века. Так, вполне традиционным является образ служанки графини: девушка, согласно канону, как бы оттеняет главную, основную любовную линию.
Автор также вывел двух поклонников главной героини – графа Фредерико и маркиза Рикардо, которые не брезгуют ничем и даже готовы на убийство, лишь устранить нежелательного соперника. Эти типичные для испанской комедии герои, тем не менее, обрисованные так живо, что пережили свое время. Дело в том, что де Вега часто использовал в своих произведениях элементы фольклора, ориентируясь на народные произведения, песни, нравы и обычаи, что позволяло ему преодолеть литературные условности и каноничные рамки повествования.
В этом отношении наиболее удачным является образ Тристана – простого человека из народа, который обладая трезвым и ясным умом часто в буквальном смысле спасает ситуацию в пользу своего господина.
Образ графини
«Собака на сене», краткое содержание которой интересно тем, что в сжатом виде показывает мастерство писателя в раскрытии интриги и характеристики персонажей, представляет целую галерею колоритных представителей современной автору эпохи.
В первую очередь внимание читателя, разумеется, привлекает образ графини Бельфлор, что в переводе означает «прекрасный цветок». И действительно, Диана необыкновенно хороша собой, у нее много поклонников, которым она, однако почти не оставляет надежды на взаимность. Молодая женщина чрезвычайно горда, высокомерна, в ней очень громко говорят сословные предрассудки и дворянская спесь. И тем не менее, она сразу же, буквально с первых же строк вызывает искреннюю симпатию у читателей. В чем же причина подобного парадокса?
Характер
Все это благодаря несомненному мастерству психологического изображения характеров, которым славится Лопе де Вега. «Собака на сене», краткое содержание которой позволяет выявить основные черты в личностях действующих лиц, привлекает внимание читателей, прежде всего, своим гуманистическим пафосом. Это можно проследить на примере эволюции образа Дианы. Несмотря на свою гордость и высокомерие, графиня, тем не менее, честна перед собой и своей совестью.
По монологам мы видим, насколько сильны душевные терзания героини из-за того, что она по своей знатности и родовитости не может себе позволить соединить свою судьбу с полюбившимся ей человеком. За это читатель готов многое ей простить: и дерзкие выходки, и насмешливые нападки на Теодоро, Марселу и Тристана, и даже ее наивный обман.
Писатель создал, пожалуй, один из самых колоритных образов в мировой литературе. Его героиня – женщина страстная по натуре, жестокая в своей любви, однако она обладает великодушием и благородством души.
Теодоро
Целую плеяду колоритных персонажей представляет читателю пьеса «Собака на сене». Краткое содержание по главам данного сочинения следует продолжить характеристикой главного героя, секретаря графини – умного, образованного, но не знатного молодого человека, который пробил себе путь в жизни исключительно своим трудолюбием, талантом и усердием.
Этот персонаж представляет собой традиционный тип героя, который, несмотря на простое происхождение, ведет себя честно, благородно и прямолинейно. Его внутренний мир не менее интересен, чем переживания графини. Он так же горд, как и она, он так же боится своих чувств, поскольку в нем говорит, по его собственному признанию, своеобразная гордость бедного, который не хочет пользоваться милостью богатой госпожи.
Тристан
Краткое содержание комедии Веги «Собака на сене» предполагает раскрытие еще одного важного действующего лица – друга главного героя и слугу графини. Тристан является настоящим воплощением народного юмора, оптимизма и здравомыслия. Ему совершенно несвойственны романтические пассажи и сентиментальные рассуждения, и этой чертой характера он противостоит главным персонажам, привнося значительную долю юмора и иронии в сюжет. Именно благодаря ему пьеса заканчивается счастливым финалом. Теодоро также обязан ему жизнью: ведь никто другой как Тристан спас его от козней поклонников Дианы, которые решили убить молодого и талантливого секретаря, как только заметили благосклонность к нему графини.
Марсела
Краткое содержание книги «Собака на сене» немыслимо представить без анализа служанки графини – Марселы. И хотя эта девушка не играет столь же важной роли в развитии сюжета, как Тристан, тем не менее, она является типичным образом произведение подобного жанра, когда романтической паре традиционно противопоставляется комедийные персонажи.
Именно такой и является Марсела. Она ревнива, вспыльчива, однако несмотря на эти качества в ее характере, становится объектом любовного интереса Теодоро. Она симпатична читателю своим насмешливым характером, бойкостью и живостью. Впрочем, такие черты характера присущи, наверное, каждой служанке в пьесах подобного рода.
Граф и маркиз
Рассказывая о пьесе “Собака на сене” Де Вега Лопе, краткое содержание произведения не может упустить образы второстепенных героев, поклонников Дианы – графа Фредерико и маркиза Рикардо. Они интересны тем, что автор воплотил в них типичные для своего времени черты представителей так называемой голубой крови. Эти избалованные, высокомерные, гордые дворяне, которые ничем не брезгуют для достижения своей цели. Таким образом Лопе де Вега высмеял пороки высшего общества, смело избрав для своих нападок традиционный любовный сюжет и легкую интригу.
Значение пьесы: отзывы критиков
Надеемся, вам поможет составить представление о произведении перасказ пьесы «Собака на сене» (краткое содержание). Отзывы о нем носят восторженный характер и свидетельствуют о мастерстве автора в построении композиции и сюжета. Названное преоизведение по праву вошло в золотой фонд мировой литературы, благодаря своему гуманистическому пафосу, который был вообще характерен для произведений автора.
Драматурга хвалил еще его современник Сервантес, который отмечал большое значение сочинений Лопе де Вега для развития испанского национального театра. Ведущие литературоведы и критики (К. Державин, З. Плавскин и др.) в своих отзывах и рецензиях в первую очередь указывают, что гуманистический смысл сочинения заключается в способности любви преодолеть сословные предрассудки. Также они обращают внимание на то, что идеальная форма построения пьесы стала важным этапом в развитии испанской литературы и театра.
Источник