Проект о породе собак для школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа Хотынецкого района Орловской области
Творческий проект
Автор
ученица 2 г класса
Кузькина Юлия
Научный руководитель:
Краснобородикова Н.С.
Хотынец
2015 год
В современном мире в больших городах и посёлках много многоэтажных домов. В каждой квартире проживает семья, которая имеет или хотела бы иметь домашнего питомца – собаку. Актуальность данного проекта заключается в том, что сильным фактором развития детей, является вдумчивое общение с животными (на примере домашнего животного – собаки), а также возможности воспитывать в нас чувство ответственности к тем, кого мы приручили.
Собака – друг человека. Почему мы так говорим? Нужны ли в современной жизни собаки?
Я задумалась над вопросом, почему собаку называют другом человека? Потому что она живет рядом с человеком и помогает ему?
доказать, что собака друг человека.
1. Из литературных источников как можно больше узнать о собаках.
2. Узнать, зачем в нашей жизни нужны собаки.
3. Провести наблюдения за своей собакой.
4. Сделать выводы и обобщить результаты.
5. Выполнить поделки собак из разных материалов, книжку-малышку.
Вступление.
Собака – первое животное, одомашненное человеком.
Породы собак.
Самые, самые, самые…
Собаки на службе человека.
6. Памятники собакам за их верность и преданность.
7. Я и моя собака.
8. Заключение, выводы.
9. Литература.
10. Результат моего проекта.
На уроке окружающего мира мы рассказывали о своих домашних питомцах, показывали фотографии. Большинство ребят приготовили свои выступления о собаках. Мы обсуждали пословицу «Собака – друг человека».
Мне захотелось узнать побольше о них, поэтому я выбрала для своего исследования тему о собаках. Место собаки в системе животного мира определить нелегко. Что такое собака? Специалист биолог скажет, что это млекопитающее из отряда псовых, и будет прав. Охотовед может сказать, что одичавшая собака – опасный хищник и тоже будет прав. Для нас, людей, державших собаку в доме, собака друг и защитник, преданное и ласковое существо. Собаки – это животные, которых мы постоянно встречаем на улице, или когда приходим в гости к друзьям. Мы привыкли видеть их вокруг себя.
Собака – первое животное, одомашненное человеком. Предками собак считаются различные виды волков.
Человек приручил собаку примерно 12 тысяч лет назад. Произошло это во многих местах земного шара. Существуют различные гипотезы приручения собаки человеком. Одна из них – это совместное жилье и совместная охота. Собака пришла к человеку не как пленник или попрошайка. К человеку пришел равноправный партнер по охоте и защите общего жилья. В наше время насчитывается свыше трехсот пород собак. По внешнему виду многие из них мало похожи на своих древних предков.
Всех собак можно разделить на три большие группы: декоративные, охотничьи, служебные.
Сторожевые собаки.
К ним относится ряд пород, которые человек использует для работы. Использование служебных собак широко распространено во всем мире. Они помогают решать множество самых разнообразных задач. Но всех их объединяют общие качества – это полная недоверчивость к посторонним людям, агрессивность, высокая способность к дрессировке и преданность своему хозяину.
Задача этой собаки – охранять вверенную ей территорию. Их еще называют караульными. Лучше их сторожей нет. Сторожевые качества собаки обусловлены двумя важными факторами: особенностями породы и программой обучения.
Охотничьи собаки.
Охотничьи собаки обладают стойкостью, стремлением бороться до последнего. Для них характерна сообразительность, быстрота реакции, умение хорошо ориентироваться в пространстве. Этих собак не считают домашними любимцами и воспитывают, не социализируя с людьми и другими животными. В них вырабатывают выносливость, способность длительный период во время охоты находиться без пищи и переносить любую непогоду. Охотничьи породы собак отличаются и беспрекословным послушанием, четким выполнением команд и инструкций.
К охотничьим собакам относятся:
спаниэли,
ретриверы,
лайки,
бассет-хаунд,
сеттеры,
такса,
далматин,
фокстерьер,
пудель.
Декоративные собаки.
Многие из этих собак одновременно являются и охотничьими и служебными. В целом декоративными называют породы собак, которых содержат только как домашних питомцев, не используя для других целей: охраны, охоты и т.п. Основная цель заведения такой собаки – чтобы рядом всегда был не большой преданный друг, красивый, забавный и веселый компаньон.
Собака сегодня – это наша тень, наше второе безмолвное «Я». Где мы, там и она. На земле не осталось такого места, где не побывала бы собака – вместе с человеком. Собака следует за ним повсюду.
«Братья наши меньшие» – бесценные помощники. Они способны делать многое, а в некоторых случаях просто не имеют себе равных.
С далеких времен собака использовалась как сторож жилища своего хозяина, предупреждая лаем об опасности.
(Слайд ) На Севере ездовые собаки перевозят упряжки с людьми и грузами.
(Слайд ) Слепым людям надёжно служат собаки-поводыри.
(Слайд ) Милиционерам собаки помогают разыскивать нарушителей закона.
(Слайд ) Пастухам собаки помогают пасти стада животных.
(Слайд ) В военное время собаки спасали раненых, доставляли боеприпасы и донесения.
(Слайд ) Собаки используются охотниками для выслеживания дичи, птиц, зайцев, оленей.
Неоценимую помощь оказывают собаки и в наши дни. Во время землетрясений и других катастроф они помогают находить под завалами пострадавших. Они даже лечить могут – зализывают раны не только свои, но и своего хозяина. Собаки также служат науке.
Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам.
В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.
В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых.
В Санкт – Петербурге, где жил и работал великий русский
академик И. П. Павлов, сооружен памятник собаке, служившей науке.
Псу по кличке Верный. Есть памятник в Италии. 14 лет каждый день
вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого
на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина
прожила на его могиле пять лет и там умерла.
В Ижевске открыли памятник собаке-космонавту, лайке по имени Звездочка. Она знаменита тем, что именно после ее полета, который состоялся 25 марта 1961 года, было решено впервые отправить в космос человека.
В Тольятти на протяжении семи лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги. После смерти преданной собаки люди поставили ей памятник, который посвятили верности.
Собаки заслуживают того, чтобы им ставили памятники.
Все сказанное мною – лишь малая часть того, что делает собака, на что она способна.
У нас в семье тоже есть пёс по кличке Барон. Когда его принесли в дом, он был маленьким и толстым. Только за его вид и поведение мы ему дали такую кличку – Барон. Мой Барон – не породистый пёс. У него такие умные глаза, кажется, что он всё понимает. Мы с ним дружим, растём вместе. Пытаемся его дрессировать, но так как это бывает нерегулярно, он только даёт лапу и может принести брошенную палку. Но что неизменно – Барон всегда рад нам. Это надо видеть, как он ластится, кладёт лапы на плечи, пытается облизать всё твоё лицо. Смотришь на него и видишь – он смеётся, ему хорошо. А уж про нас и говорить нечего. И неважно, что мой пёс не породистый, что он многого пока не умеет делать,- его просто невозможно не любить.
У него есть свой любимый мячик. Когда я прихожу со школы, она встаёт на задние лапки, а передними лапками как бы аплодирует и лаем подзывает меня к себе. А когда я иду в школу, то она опять же встаёт на задние лапки и, лает, подзывает меня. Моя собака любит мясо, обожает молоко с корочкой хлеба. У моей собаки уши торчком, глаза простые, шерсть черная, лапки бело с чёрными пятнышками, хвост весь черный. Вот такая у меня собачка.
Живя с собакой, я получаю большое удовольствие, и даже некое удовлетворение от жизни. Собака – это целый мир, и с этим не поспоришь. Сколько эмоций можно получить, просто погладив собаку!.. Сколько эмоций можно получить, просто глядя в преданные собачьи глаза!.. Собака – это счастье… Собаку никем не заменишь – она твой лучший друг, который тебя никогда не бросит и не предаст. Недаром люди заводят собак, когда им одиноко… Также люди принимают решение взять собаку, чтобы получать больше положительных эмоций. И я уважаю тех, у кого есть собака… Писатель де Сент – Экзюпери устами своего Маленького принца говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Самое главное помнить эти слова и не забывать тех друзей, которые рядом с нами.
Собаки известны всем. Сегодня, пожалуй, это самые популярные и самые любимые животные, которые содержат в своих домах люди. Собаки издавна привлекали к себе внимание человека своей преданностью и внимательностью.
Собаки за последние несколько десятилетий покорили сердца бесчисленных владельцев. Сколько снято с их участием фильмов и мультфильмов для детей. Сочувствие маленького щенка всегда искренне и чистосердечно.
Гипотеза моего исследования заключается в том, может ли собака быть другом для человека. Наблюдая за своей собакой, я пришла к выводу, что действительно собака может быть другом человека. А за доброжелательное отношение к ней она отвечает той же любовью.
Поставленные цели и задачи в ходе работы решены.
Л.Корнеев. «Слово о собаке», Москва «Мысль», 1989 г
https://www.dog.ru/chat/index.php3?mode=1&id=534768
https://www.dobermann.ru
https://www.dogweb.ru
Элдертон Д. «Все породы собак», Издательство: Эксмо, 2011 г.
Джоан Палмер «Породы собак. Иллюстрированная энциклопедия (подарочное издание)», Издательство: АСТ-Астрель, 2006г.
Стиллвелл «Собака-ваш лучший друг», Издательство: Эксмо, 2006 г.
Буш Карен «Все о собаках»,Издательство: Кладезь, 2011 г.
В.А. Корабельников, Т.В. Корабельникова «Легенды и быль о собаках», Издательство:Просвещение, 1993г.
М.Бауэр « Всегда рядом», М. Агропромиздат. 1991г.
Как выбрать собаку
Если нет опыта, обратитесь к знатокам, которые помогут сделать выбор (собаководы, ветеринары и др.)
Определитесь с породой собаки, исходя из размеров, привычек, ухода, пола собаки.
Мальчики менее эмоциональные, чем девочки и могут быть более живыми и готовыми к игре и обучению.
При покупке собаки убедитесь, что собака здорова.
Договоритесь с продавцом о возвращении щенка в случае, если вам он не подойдет
Как и чем кормить собаку.
Кормление взрослой собаки
Для собак очень важен режим кормления.
Не рекомендуется кормить собаку один раз в день. Лучше кормить собаку два раза в день: один раз утром, второй-вечером.
Если собака сама установила себе режим кормления, не спорьте с ней, даже если она предпочла есть один раз в день.
Пища должна быть приготовлена непосредственно перед кормлением и подана в чистой миске. Так же в распоряжении собаки должна быть свежая и чистая вода.
В рацион собаки должны входить белки, углеводы, жиры, витамины и минералы, клетчатка и вода.
Ежедневно рацион взрослой собаки должен содержать 75ккал на каждый килограмм веса тела
Кормление щенков
Высококачественный, сбалансированный, правильно подобранный рацион для щенков предотвращает развитие заболеваний, связанных с недостатком питательных веществ в организме животного. Кроме того, он позволяет избежать развития различных инфекций и заболеваний внутренних органов. Корма дают строго по аннотации, написанной на упаковке.
Купив щенка и принеся его, домой, первые десять дней стоит ему давать тот же корм, которым кормил его заводчик. Во избежание расстройства желудка вводить новый рацион следует постепенно, в течение пяти дней, ежедневно добавляя пятую часть нормы нового корма, настолько же сокращая суточную дозу старого. Когда малыш наберет половину веса взрослой собаки, суточную дозу сухого корма можно будет разбить на два кормления.
С годовалого возраста собаку можно перевести на двухразовое кормление кормами для взрослых собак данной группы.
Советы, как научить собаку некоторым командам.
Команда «Дай лапу»
Посадите собаку
Скажите «Дай лапу»
Возьмите лапу питомца
Дайте собаке угощение
Повторите это несколько раз
Через некоторое время дайте собаке понюхать угощение потом скажите «Дай лапу» если она даст, то погладьте её и дайте угощение, а если нет, то повторите номера 1-5.
Команда «Ко мне»
Команда “Ко мне” начинает отрабатываться, когда щенок хорошо усвоил свою кличку. Утром, когда щенок проснулся и его пора кормить, возьмите миску с завтраком в руки и обратите на себя внимание щенка, позвав его по имени. Когда щенок обратит на вас свое высочайшее внимание, ласково позовите “Джерри, ко мне” и вместе с этим поставьте миску на место, отведенное для еды. Когда собака направится к еде, повторите ласково “Ко мне” и при этом старайтесь заинтересовать пса кормом. Когда щенок подошел к миске, повторите “Ко мне” и дайте ему корм.
В дальнейшем, при каждом кормлении подавайте команду “Ко мне”. Отдавайте миску с едой только тогда, когда щенок приблизится к вам по вашей команде. Первое время имеет смысл подавать команду “Ко мне” вместе с именем щенка, затем постепенно переходить к одной команде “Ко мне”.
Подобные упражнения должны проводится каждый день до тех пор, пока собака не усвоит команду
О собаках очень много пословиц, поговорок, выражений известных людей всего мира. В моей работе только указана только небольшая часть.
1. Бешеной собаке семь верст не крюк.
2. Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а гавкая, получает лишь побои (восточная мудрость).
3. Ворчливая собака – добыча для волка.
4. Все пудели – собаки, но не все собаки – пудели (американская пословица).
5. Все собаки сильны у себя во дворе (армянская поговорка).
6. Встарь бывало: собака с волком живала.
7. Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.
8. Где петух, там и деревня, где собака – там и дом (финская пословица).
9. Голодный волк сильнее сытой собаки.
10. Даже собака не сможет остановить ссорящихся супругов (японская поговорка).
11. Две собаки вместе поймают больше зайцев, чем четыре собаки порознь (английская пословица).
12. Дело поручили собаке, а она – своему хвосту (грузинская поговорка).
13. Держи свою собаку голодной, и она всегда будет следовать за тобой (арабская поговорка).
14. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. ( А.П. Чехов)
15. Доверь собаке мясо караулить – ничего не останется.
16. Долгов – что на собаке репьев.
17. Ежу для того щетина дана, чтоб собаки не кусали.
18. Каков хозяин, таков и пес.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт –
Она знать даёт.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
Собака
Овчарка
Бульдог
Такса
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2
Город: Оха
Школа: МБОУ НОШ №2
Класс: 1 Б
Направление: Мир моих увлечений
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Как правильно выбрать породу собаки?
Руководитель: Вертецкая Ирина Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории
Учащийся: Вертецкая Елизавета Тимуровна
2014
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Глава 1. Теоретическая часть.
- Как правильно выбрать породу собаки.
- Глава 2. Практическая часть.
- Социологический опрос.
- Как использовать Интернет для быстрого нахождения информации по теме.
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- Результаты социологического опроса.
- Краткое информационное руководство по выбору породы собак.
Введение
Актуальность темы.
Проблема выбора породы собак, не является новой, наоборот, она является одной из наиболее старых, но это не снижает её актуальности.
В сентябре 2013 года я пошла в первый класс и впервые поняла, что значит быть одной, потому что никогда не оставалась дома без взрослых. А сейчас, когда возвращаюсь из школы, а мама и папа на работе, бабушка надолго уехала в отпуск, то мне одиноко и страшно. А ведь таких детей, которые бывают дома одни, очень много и им нужен тот, с кем они смогу общаться, о ком заботиться.
Сейчас мои друзья планшет, телевизор и книги, в них много интересной информации, но с ними нельзя побегать и поиграть, поговорить, им даже нельзя посмотреть в глаза и улыбнуться. Мне посоветовали завести собаку. Но многие мои одноклассники и знакомые имеют собак, и, ни все из них испытывают от этого радость и удовольствие. На улице много брошенных и бездомных собак, почему? От них устали хозяева? Часто слышу: «Собака – друг человека», а разве от друзей отказываются или выбрасывают на улицу как надоевшие игрушки?
Обратилась к взрослым, Интернету и выяснилось, что много зависит от того, какую породу собаки выбрать. Поэтому в центре моего внимания оказалась необходимость выбора породы собаки, чтобы это был друг на долгие годы.
Цель работы: создать краткое информационное руководство по выбору породы собаки.
Задачи работы:
- Познакомиться с литературой по теме исследования.
- Провести социологический опрос учащихся по теме: «Знаете ли Вы как правильно выбрать породу собаки?»
- Познакомиться с Интернет ресурсами по теме исследования.
- Составить список книг, кинофильмов и Интернет ресурсов о собаках для детей.
- Выполнить классификацию материала по теме исследования.
- Составить краткое информационное руководство по выбору породы собак.
Объект работы: породы собак.
Предмет работы: процесс выбора породы собак под свой образ жизни и характер.
Гипотеза:
- если выбрать подходящую под свой образ жизни и характер породу собаки, если правильно вырастить и воспитать щенка, то она станет настоящим другом на долгие годы.
- возможно используя краткое информационное руководство по выбору породы собак, люди будут более уверенно делать свой выбор.
Практическая ценность работы: научить людей правильно выбирать породу собаки, используя краткое информационное руководство по выбору породы собак.
Структура работы: работа содержит введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы и приложения.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы, интернет ресурсов, наблюдение, социологический опрос, классификация данных материалов, обобщение данных, полученных в ходе исследования, методы статистической и графической обработки данных.
Глава 1
Как правильно выбрать породу собаки.
В настоящее время насчитывается более 400 пород собак.
Собака – друг человека, а друзья бывают разные: с длинным волосом и коротким, высокие и низкие, полные и худые, подвижные и неподвижные, так и разнообразные породы собак, отличаются друг от друга размерами, длиной шерсти, проблемами содержания и ухода, темпераментом, физическими нагрузками, которые они могут переносить.
Изучив материалы по уходу за собаками, выяснила, что существуют различные классификации собак.
По использованию: охотничьи, служебные, пастушьи, для ненавидящих шерсть, для боящихся аллергии, для тех, кого уборка не пугает, для ненавидящих гулять, для обожающих погулять, для отшельников, для общительных, чувствительных и нервных, для боязливых, для уставшей матери семейства, для комплексующих, для больных или просто пожилых людей. (таблица 2)
По размеру: маленькие породы, средние породы, крупные породы, гигантские породы, а также рассмотрела, как представители каждой группы подходят для семей, в которых есть дети или это собака для ребёнка. (таблица 3)
По темпераменту: меланхолики, холерики, флегматики, сангвиники. (таблица 4)
Объединив все направления, составила таблицу для определения совместимости пород собак и людей с определенным образом жизни (таблица 6), в которой можно найти и интернет ссылку для более полного знакомства с породой. В данной таблице представлены категории людей: дети и пожилые.
Вывод:
Перед тем, как выбрать породу собаки, необходимо проделать несколько шагов: определить, где будет жить собака большую часть времени и руководствоваться несколькими основными понятиями: физическое здоровье, смелость и «подхалимство». При этом обратить внимание на такой критерий, как темперамент.
Глава 2
Социологический опрос
В ходе работы был проведен социологический опрос по теме: «Знаете ли Вы как правильно выбрать породу собаки?» ( Приложение: таблица 1, диаграмма 1)
Было опрошено 25 первоклассников, задано 4 вопроса:
На первый вопрос «Хотите ли вы иметь собаку?» все участники дали положительный ответ. На вопрос «Умеете ли вы ухаживать за собакой?» положительно ответили только 17 человек, трое ответили «нет» и пятеро не смогли определиться с ответом. Ответы на вопрос «Умеете ли вы выбирать собаку?» распределились следующим образом: «да» – 12 человек, «нет» -3 человека и «не знаю» -10 человек ; ответы на 4 вопрос «Нужна ли вам помощь в выборе собаки?» показали, что 23 человека нуждаются в помощи, 1 – «нет» и 1 человек ответил «не знаю».
Вывод:
Ученики первых классов хотят иметь собак, но не все умеют ухаживать за ними, большая часть из них не может самостоятельно определить какую породу собаки ему необходимо выбрать и почти все нуждаются в помощи при выборе породы четвероногого друга.
Как использовать Интернет для быстрого нахождения информации по теме.
Работая над темой, поняла, что многие ученики умеют пользоваться планшетами, компьютерами, умеют выходить в Интернет, находить информацию, но для быстрого нахождения информации в Интернете лучше иметь готовые ссылки, тогда не будет много времени уходить на поиски материала. Поэтому свои наработки систематизировала и составила таблицу Интернет ссылок по теме: «Как выбрать породу собаки», в которой представлено соответствие искомой информации и интернет ресурса для организации работы по теме. (таблица 5).
Вывод: Ученики имеют доступ к Интернету и умеют пользоваться материалами из Интернета, но далеко, ни все знают по какой ссылке двигаться, чтобы быстро найти информацию о том, как правильно выбрать породу собаки. Необходимо представить ученикам таблицу Интернет ссылок по теме: «Как выбрать породу собаки» и научить правильно, пользоваться данным пособием.
Заключение.
В ходе работы изучила и провела теоретический анализ литературы и интернет ресурсов по теме исследования; провела наблюдение и социологический опрос учащихся по теме: «Знаете ли Вы как правильно выбрать породу собаки?»; выполнила классификацию, полученного материала; обобщила данные, полученные в ходе исследования; обработала данные, используя методы статистической и графической обработки. Составить краткое информационное руководство по выбору породы собак. (Приложение 2)
Проверила гипотезу: возможно, используя краткое информационное руководство по выбору породы собак, люди будут более уверенно делать свой выбор. Да, сегодня я могу более точно сказать, какая порода собаки мне подходит больше всего по темпераменту, по условиям содержания, по размерам и более уверенно убедить в этом родителей.
Вторую часть гипотезы необходимо проверять на практике более длительное время (от 8 до 18 лет), это будет продолжением темы моего исследования.
Вывод:
1. Ученики первых классов хотят иметь собак, но не все умеют ухаживать за ними, большая часть из них не может самостоятельно определить какую породу собаки ему необходимо выбрать и почти все нуждаются в помощи при выборе породы четвероногого друга.
- Необходимо представить ученикам таблицу Интернет ссылок по теме: «Как выбрать породу собаки» и научить правильно, пользоваться данным пособием.
- Использовать на практике краткое информационное руководство по выбору породы собак, которое поможет начинающим собаководам сделать свой выбор более уверенно.
Список литературы.
- Бацанов Н. Ваши домашние четвероногие друзья. Санкт-Петербург, 1992
- Гусев В. Щенок в доме. М.: Прометей, 1989
- Круковер В. Воспитание щенка. Калининград, Пол Сов, 1992
- Найманова Д. Атлас пород собак. Прага, 1991
- Лаврова С. Загадки собак. Москва, Белый город, 2008г., 48с.
Приложение 1
Таблица 1
Результаты социологического опроса
«Знаете ли Вы как правильно выбрать породу собаки?»
ВОПРОС | КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ (ЧЕЛОВЕК) | РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА | ||
ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ | ||
Хотите ли вы иметь собаку? | 25 | 25 | ||
Умеете ли вы ухаживать за собакой? | 17 | 3 | 5 | |
Умеете ли вы выбирать собаку? | 12 | 3 | 10 | |
Нужна ли вам помощь в выборе собаки? | 23 | 1 | 1 |
Диаграмма 1
Результаты социологического опроса
«Знаете ли Вы как правильно выбрать породу собаки?»
Источник