Рассказ кусака какие слова говорят об отношении автора к собаке
Культура
-> Литература
| Автор: Ю.Ф.Гурьева | Добавлено: 2015-04-18
Я беру в руки рассказ Л.Андреева «Кусака». О чем он? Судя по заглавию, можно предположить, что речь пойдёт о собаке злой, не любящей никого, не прощающей обид.. Возникает мысль: что же сделало ее такой? Появляются предположения? Может быть, хозяева бросила, может быть, окружающие были с ней жестоки, поэтому она стала злой.
А теперь начинаю читать, и мои предположения оправдываются в первом же предложении: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую морозную зиму и чем кормилась».
В этом предложении преобладают глаголы с частицей НЕ и отрицательные местоимения в сочетании с глаголами отрицания, которые показывают, что собака очень одинока и несчастна. Именно это и передаёт нам автор. В глаголе «принадлежать» заключена трагедия животного. В словаре Ожегова значение этого глагола объясняется так: « Принадлежать – быть чьей-либо собственностью, находиться в чьём –либо владении, в чьём –либо распоряжении», т.е. чувствовать себя нужным кому –то, чего не скажешь о Кусаке: «Она никому не принадлежала». Самое страшное, по моему мнению, для Кусаки заключалось в том, что она не имела «собственного имени». У собак есть клички – у людей –имена. Может быть, Андреев не случайно заменил слово «кличка» «именем». Иметь имя (кличку) – значит отличаться от других. Кусака лишена даже этого: она просто собака, как и все бездомные, без клички. Поэтому мужик –пропойца называет её общей для всех собак кличкой –Жучка.
В первом предложении Андреев указал нам на трагедию собаки, ее одиночество.
Но Кусака живёт среди людей и своих собратьев. Возможно, здесь она неодинока?
Следующая микротема «Кусака и окружающие её» рисует нам жестокий мир людей и усиливает ощущение ненужности, покинутости Кусаки. Окружающие относились к Кусаке более чем жестоко: «Дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».
Окружающий мир рисуется путём расширения пространства: дворовые собаки( они должны ей быть близки, понимать её состояние)- дети( в их душах должна быть заложена любовь к животным)- взрослые (из чувства сострадания они не должны причинять зла слабому существу).Что же мы видим на самом деле?
Дворовые собаки горды своей принадлежностью к дому, поэтому считают возможным отгонять Кусаку. Голод и потребность в общении толкает её к детям – они бросают в неё камнями. Мы видим, что мир детей жесток и бессердечен. Взрослые забавлялись при виде собаки: «весело улюлюкали и страшно свистали». Автор приводит нас к мысли: мир взрослых страшен, жесток, бездушен, суров и несправедлив.
Чувство страха Кусаки Андреев передаёт с помощь глаголов и глагольных форм: «не помня себя от страху»(фразеологизм), «перемётываясь», «натыкаясь», «мчалась», «пряталась»: «Она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Она ищет выход и находит его в одиночестве.: «пряталась в одном ей известном месте». Антитеза ОНА- ВСЕ окружающие ещё больше подчёркивает одиночество Кусаки.
«Только один раз её пожалели и приласкали», – так начинается следующая микротема. Усилительная частица «только» в сочетании с оборотом «один раз» предаёт трагедию Кусаки. Читатель проникается жалостью к ней. В этой части появляется новая тематическая группа слов: «пожалели». «приласкали», «любил», «жалел», «добрые люди», «надежда на добрых людей». Появляется что –то обещающее радость. Но кто пожалел? Пропойца, пьяница, спившийся человек, падший, опустившийся, но ещё сохранивший в душе капельку доброты и веру в добрых людей. Кусаке хотелось подойти, «она виляла хвостом, но не решалась, она колебалась, яростнее размахивала хвостом и маленькими шажками подвигалась вперёд». Неуверенность Кусаки, её боязнь быть обманутой авотр передаёт с помощью слов: «не решалась», Колебалась». «маленькими шажками подвигалась вперёд». И в то же время желание получить ласку, ощутить доброту: « виляла хвостом».,«яростно размахивая хвостом». А вместо этого –удар в бок носком сапога Почему? За что? «За обиды, нанесённые добрыми людьми».Об этом автор говорит с горькой иронией: «добрые люди» причиняют обиды. Образ пропойцы очень похож на Кусаку: оба были одиноки, оба надеялись на добрых людей, и оба получали от добрых людей одно зло. Этот образ помогает нам представить мир людей, жестокий, коварный, несправедливый не только к животным, но и к себе подобным.
Людям верить нельзя. К такому выводу пришла Кусака и завизжала не от боли ( к боли она привыкла), а от неожиданности и обиды.
Вся окружающая обстановка сформировала характер Кусаки: недоверчивый, злобный, несчастный. Ключевые слова помогают почувствовать душевное состояние Кусаки: «Не доверяла». «убегала», «со злобой набрасывалась», «пыталась укусить», «злобно ворчала».
С помощью пейзажа автор передаёт одиночество и страдания Кусаки: «Тянулась долго – долго зимняя ночь, чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад». Словосочетание «тянулась долго-долго» передаёт бесконечность зимы, тоску, одиночество Кусаки. Эпитеты «чёрные окна», «обледеневший неподвижный сад» создает настроение печали, возникает мотив смерти, тоски, одиночества. А метафора и олицетворение «угрюмо глядели» передают душевное состояние Кусаки. Она также угрюмо глядит на окружающий мир. Только на заброшенной даче она может спать спокойно.
Но есть в этом пейзаже что-то обнадеживающее: это и вспыхивающий голубоватый огонёк, упавшая звезда, робкий луч месяца. Но всё это пока очень далеко, где-то на недосягаемой высоте. Должно произойти чудо, чтобы растопить душу Кусаки, чтобы она поверила в человека, чтобы перестала быть одинокой.
В 1 части Л. Андреев подробно описывает нам душевное состояние Кусаки, стремясь вызвать в наших душах сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим. Кроме того, автор показывает нам жестокий мир людей, безразличный, холодный, жестокий, эгоистичный. Люди, изображенные в 1 части, отвратительны, их мир уродлив. Эта часть – предупреждение о том, что мир людей может исчезнуть, если исчезнет доброта.
Источник
Ксюшенька 2 года назад Здравствуйте. В начале рассказа, люди издевательски относились к беззащитному существу: они кидали в неё то палки, то камни. Один из персонажей даже пнул её ногой. Собака озлобилась и закрылась. Но так случилось, что она поселилась жить на даче, куда потом приехала семья с детками. И собака выместила злобу на девочке Леле, откусив подол её платья. Но девочка быстро позабыла об этом инциденте, и потихоньку приручила её. В середине рассказа, в её основной части, собака начинает доверять людям, так как её кормят, гладят, играют с ней, и вовсе не обижают. Но в заключительной части, бедненькая Кусака снова несчастна, так как семья ( дачники ) покидают дачу, и бросают её там, хотя впереди холода и морозы. Животное не выдерживает горького разочарования и отчаяния и начинает громко выть. То есть, и в конце рассказа мы сталкиваемся с плохим отношением к ней, совсем не бережным и равнодушным. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 357689092 более года назад Собаке с самого начала не повезло, люди в нее кидали палками, обзывали и улюлюкали вслед. Причем когда дети швыряли в Кусаку палки, то взрослые никак их не одергивали, а наоборот подбадривали и сами смеялись, хотя что смешного в том, чтобы кидать в собаку палками? Другие собаки ее постоянно прогоняли. Поэтому Кусака привыкла к такому отношению, она часто пряталась в потаенном местечке и там сидела. Однажды пьяный мужик немного проявил к ней ласки, но собачка не сразу к нему не подбежала поскольку не доверяла людям, а когда собралась с духом, то мужик передумал собаку гладить, вместо этого он ее больно пнул. После этого случая Кусака стала еще больше не доверять людям, она их боялась. lady v 2 года назад Очень странно вели себя люди в начале рассказа по отношению к Кусаке. Они не просто равнодушно проходили мимо несчастного животного, что было бы еще половиной беды. Нет, они стремились сделать ей еще больнее, сделать жизнь собаки совсем невыносимой. Особенно отличались в издевательствах над собакой дети – они кидали в нее камни и палки. А взрослые вели себя не лучше детей. Видя издевательства, они не останавливали детей, а еще и свистели вдогонку, улюлюкали. Не понимаю, как можно быть таким жестоким к живому существу, которое ни в чем перед тобой не виновато. Откуда такое равнодушие. Выбираем ответ Кидали камни и палки. Эления 10 месяцев назад Рассказ “Кусака” Леонида Андреевна повествует о печальной, нелегкой и горькой участи бездомной собаки, ее именем озаглавлено произведение. Само название говорит за себя: так зовут собаку, потому что привыкла “кусаться”, получила прозвище за свой собачий характер. Но можно ли за это осуждать героиню? Проанализируем все части: сначала Кусака сама по себе, потом знакомится с добрыми людьми, затем снова остается одна. Ничего хорошего несчастное существо, худое и грязное, ни от кого не видело, потому что мальчишки преследовали, забрасывая камнями, палками, взрослые тоже ничего приятного не сулили, улюлюкая вслед. Поэтому верный вариант второй, – пункт о том, как обижали. Хотя не замечали собаку тоже подходящая фраза, никто ни разу не приласкал и не покормил одичавшее животное. Знаете ответ? |
Источник
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: урок диалогового общения
Цель: раскрывая идейное содержание
рассказа, способствовать формированию умения
видеть художественное своеобразие, глубину,
гуманистический пафос произведения.
Задачи:
- Образовательные – использовать
содержание рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» для
расширения смыслового поля важнейших
нравственных понятий «добро», «милосердие»,
«гуманность», «счастье»; учить сопоставлять
восприятие мира писателя, художника и
композитора со своим о прочитанном и увиденном. - Развивающие – развивать образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
навыки анализа произведения малой прозаической
формы, развитие умений анализировать,
сопоставлять, сравнивать, выделять главное,
подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, формулировать выводы;
развитие коммуникативных навыков и умений по
применению знания в новой ситуации. - Воспитательные – способствовать
воспитанию доброты, сострадания и милосердия,
прогнозированию последствий своих поступков,
развитию готовности к социальному
взаимодействию.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод творческого чтения;
- эвристический метод;
- проблемно-поисковый.
Оборудование и материалы:
- Компьютер с лицензированным программным
обеспечением: - ОС MS Windows XP
- MS Office
- Проектор
- Презентация
- «Уголок писателя»: портрет Л.Н. Андреева (И.Е.
Репин «Портрет Леонида Андреева», 1904 год,
фотогалерея дома-музея в г. Орле, книги - Текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»
Ключевые понятия: добро, милосердие,
счастье, сострадание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Выявление
восприятия, мотивация
Здравствуйте! «…Он был таков, каким хотел и
умел быть, – человеком редкой оригинальности,
редкого таланта и достаточно мужественным в
своих поисках истины», так говорил М. Горький о
своём лучшем друге, замечательном русском
писателе Леониде Николаевиче Андрееве. Мы
сегодня на уроке впервые будем говорить о его
творчестве. Поэтому давайте отступим от
привычных биографических сведений и поговорим о
Леониде Николаевиче как о человеке. (Презентация.
Слайд 2)
2. Выступление обучающихся. Статья К.И.
Чуковского
3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака».
Беседа с обучающимися
Мир, в котором мы живём, огромен, прекрасен и
яростен. В нём рядом уживаются добро и зло,
верность и предательство, любовь, сострадание,
милосердие и ненависть, равнодушие,
безразличие…Как не потеряться в этом мире, найти
себя, стать настоящим человеком? Думаю, что
сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на
важные нравственные вопросы. Сделать это не
просто, но очень важно. (Слайд 2)
Итак…
«Она никому не принадлежала; у неё не было
собственного имени, и никто не мог бы сказать, где
находилась она во всю свою долгую морозную зиму и
чем кормилась», – так начинается рассказ
«Кусака». (Слайд 3)
Сам автор писал: «В рассказе «Кусака» героем
является собака, ибо всё живое имеет душу, всё
живое страдает одними и теми же страданиями и в
великом безличии и равенстве сливается воедино
перед грозными силами жизни». (Слайд 4)
Вопросы, способствующие раскрытию
читательского восприятия
- Вы все прочитали рассказ. Поделитесь своими
впечатлениями о нём. О чём заставил задуматься? - Рассказ начинается тройным отрицанием: «не
принадлежала», не было», «никто не мог». Как вы
думаете, зачем это автору? (С первых слов
читатель погружается в атмосферу безысходности
и тяжёлых условий, в которых живёт собака) - Почему действие начинается именно зимой? (Это
трудное время года для бездомных животных, они
страдают от холода и голода; к тому же зима была
долгой и морозной) - Как относились к дворняге другие собаки, ребята,
взрослые? («…От тёплых изб её отгоняли
дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но
гордые и сильные своею принадлежностью к
дому…ребята бросали в неё камнями и палками,
взрослые весело улюлюкали и страшно,
пронзительно свистали».) (Слайд 5) - Почему же собака, несмотря на то, что её обижали,
продолжала показываться на улице? (Её на улицу
гонит голод и инстинктивная потребность в
общении) - Инстинкт – это врождённая способность
совершать целесообразные действия по
непосредственному, безотчётному побуждению. То
есть, общение так же необходимо живому существу,
как еда, вода, воздух; одиночество –
противоестественное состояние. - Обратите внимание на глаголы, которые
использует автор в первом абзаце: «не
принадлежала, не было, находилась, отгоняли,
показывалась, улюлюкали, мчалась, зализывала,
копила». Определите вид этих глаголов. На что они
указывают? (Глаголы несовершенного вида.
Указывают на незавершённость или повторяемость
действия. С собакой эти события происходят
постоянно) - Последний глагол в этом ряду «копила».
Объясните лексическое значение этого слова. Что
копила собака? (Копить – собирать впрок,
запасать, приобретать, сберегая. Собака «копила
страх и злобу) - Получается, что изначально в душе собаки этих
чувств не было, не было ни страха, ни злобы. Кто
породил в ней эти чувства? (В первую очередь
люди. Это они свистали, улюлюкали, бросали,
заставляли её мчаться, прятаться, зализывать
раны. В результате зародились злоба и страх, а
поскольку эти действия повторялись
неоднократно, эти чувства увеличивались,
нарастали – копились) - И ещё на одно слово обратим внимание в этом
абзаце «гонимая». Своим поведением и отношением
люди заставляли собаку бежать на край посёлка, в
большой сад. А из сада что её гнало назад в
посёлок? (Голод и одиночество) - Попробуйте представить это движение в виде
схемы: посёлок – сад – посёлок. Что у вас
получилось? (Круг. Замкнутый круг, из которого
невозможно вырваться несчастной собаке) - Во втором абзаце первой главы есть предложение,
которое неожиданно сообщает нам, что не все так
плохо относились к собаке. Какое это предложение?
(«Только один раз её пожалели и приласкали»)
(Слайд 6) - Что вас вэтом предложении заставляет
насторожиться? (Выражение «только один раз») - Выразительное чтение сцены с мужиком-пропойцей.
(«Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из
кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то
говорил себе под нос о добрых людях и надеждах на
добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и
некрасивую, на которую упал его пьяный и
бесцельный взгляд.
– Жучка! – позвал он её именем, общим всем
собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом,
но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по
коленке и убедительно повторил:
– Да пойди, дурра! Ей-богу, не трону!» - А теперь пропустим небольшой отрывок и
прочитаем дальше: («…когда Жучка легла перед
ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком
тяжёлого сапога: – У-у, мразь! Тоже лезет!») - Что так изменило мужика? Вернитесь к
пропущенному отрывку и найдите слово, которое
нам всё объяснит? («Настроение (!!!) пьяного
мужика изменилось. Он вспомнил все обиды,
нанесенные добрыми людьми, почувствовал скуку и
тупую злобу…» И выместил всё это на доверившемся
ему беззащитном существе) - К чему привёл этот поступок мужика? («С тех пор
собака не доверяла людям, которые хотели её
приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со
злобою набрасывалась на них и пыталась укусить,
пока камнями и палками не удавалось отогнать её») - Но наступила весна, и в жизни собаки начали
происходить перемены. Какие? (Приехали дачники) - Как встретила собака приехавших? Сцена с
девушкой. (Встретила враждебно, агрессивно.
«…яростно вцепилась в раздувавшийся подол
платья, рванула и так же беззвучно скрылась в
густых кустах крыжовника и смородины») (Слайд 7) - Как на это отреагировала девушка? («… – Ай,
злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго
ещё слышался её взволнованный голос: – Мама,
дети! Не ходите в сад: там собака!
Огромная!..Злю-у-щая!..») - Какими людьми были приехавшие дачники? Найдите
авторскую оценку? («Приехавшие дачники были
очень добрыми людьми, а то, что они были далеко
от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг
себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало
их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и
выходило смехом и расположением ко всему
живущему») - А сейчас аккуратно подчеркните те выражения,
которые я назову. Вот теперь внимательно
смотрите на эти выражения, пока я прочту вам
следующее. («Сперва они хотели прогнать
напугавшую их собаку и даже застрелить её из
револьвера, если не уберётся…») - Эти желания имеют что-нибудь общего с тем, какие
слова вы подчеркнули? Где мы уже только читали о
действиях добрых людей? (Нет, ничего
общего такие желания не имеют с добром.
Мужик-пропойца вспоминает обиды, нанесённые
добрыми людьми. Значит, автор здесь иронизирует?
Да, но ирония получается горькая, страшная) - Постепенно к собаке привыкли. Дали ей имя
«Кусака». И собака постепенно привыкала к этим
людям, но пока ещё боялась их. («С каждым днём
Кусака на один шаг уменьшала пространство,
отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам
и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже
стояла в кустах и ласково помаргивала…») (Слайд 8) - Обратимся к сцене, когда Лёля приручает к себе
Кусаку, и та ей поверит.
(«– Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У
тебя такой хорошенький носик и такие
выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?…
…И Кусачка второй раз в своей жизни
перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная
наверное ударят её или приласкают. Но её
приласкали…
…– Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! –
закричала Лёля.
Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые,
быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся
ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного
ожидания: она знала, что если теперь кто-нибудь
ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело
обидчика своими острыми зубами: у неё отняли
непримиримую злобу») - Прослушайте музыкальный отрывок из
произведения Петра Ильича Чайковского «Времена
года. Апрель. Подснежник» (Приложение
1). Подумайте, к какой главе я подобрала
его и почему? (3 глава. Автор пишет: «Всею
собачьей душою расцвела Кусака…» Пьеса
«Подснежник» создана в вальсообразном ритме, вся
проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней
проникновенно передано то волнение, радостное,
скрытое в глубинах души, чувство надежды на
будущее и затаённого ожидания). (Слайд 9) - Как Кусака изменилась внешне? А внутренне такие
же положительные изменения? («…длинная шерсть,
прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе
вечно покрытая засохшей грязью, очистилась,
потемнела и стала лосниться, как атлас». Нет,
внутренне Кусака ещё боится. «Страх не совсем ещё
выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз
при виде людей, при их приближении, она терялась и
ждала побоев») - Чего не умеет Кусака в отличие от других собак? («Она
не умела ласкаться. Другие собаки умеют
становиться на задние лапки, тереться у ног и
даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но
она не умела. Единственное, что могла Кусака, это
упасть на спину, закрыть глаза и слегка
завизжать») - Постепенно Кусака привыкла к людям, но «жёлтыми
огнями загорелась осень…, и быстро стали пустеть
дачи…». Нам предстоит услышать разговор мамы и
дочери. (Слайд 10)
(Чтение по ролям.
– Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье
спрашивала Лёля.
Она сидела, охватив колени руками, и печально
глядела в окно, по которому скатывались
блестящие капли начавшегося дождя.
– Что у тебя за поза, Лёля? Ну кто так сидит? –
сказала мать и добавила: А Кусаку придётся
оставить. Бог с ней!
– Жа-а-лко, – протянула Лёля.
– Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнате её
держать нельзя, ты сама понимаешь.
– Жа-а-лко, – повторила Лёля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные
брови и ласково сморщился хорошенький носик,
когда мать сказала:
– Догаевы давно уже предлагали мне щеночка.
Говорят очень породистый и уже служит. Ты слышишь
меня? А это что – дворняжка!
– Жа-а-лко, – повторила Лёля, но не заплакала».) - Что вас настораживает в объяснении мамы, почему
они не могут взять Кусаку с собой? (Мама
ссылается ни материальные затруднения, ни на
отсутствие жилищных условий, ни на здоровье
близких, лишь на то, что собака – обыкновенная
дворняжка). - Ваши родители приняли активное участие в
обсуждении проблем этого произведения. Сейчас от
их имени я позволю себе прочитать отдельные
выдержки их размышлений. - А оцените поведение Лёли. Почему она не стала
плакать? Почему не стала настаивать на своём? О
чём это говорит? (Она не стала плакать после
того, как услышала о породистом щеночке. Значит,
не была привязана сильно к Кусаке, значит,
чувство по отношению к собаке не было таким
глубоким, настоящим, значит, это было летнее
развлечение. Для Лёли Кусака так и осталась
очередной игрушкой, которую может заменить любой
другой щенок. Её слова о любви к живому существу
остались только словами. Получается, слова не
соответствуют чувствам? Неискренне любим,
неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и
заботливыми. И бываем добрыми и заботливыми
только тогда, когда не надо прилагать никаких
усилий. А если когда понадобилось приложить для
доброго дела усилия, не стала, никаких убеждений
и доводов, кроме протяжного «жа-а-лко», не
сказала, да и то, не настаивая. А ещё только на
вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой…). - Случилось то, чего так боялась Кусака. Та
странная мольба, которая оставалась в глазах
собаки, она сейчас вновь появилась. Её снова
поманили люди, её снова попытались приласкать, и
теперь Кусака поверила в этих людей. Но как вы
думаете, какой удар больнее: удар мужика в начале
рассказа или этих людей, которым она поверила и
действительно стала доверять? Почему? (Удар
Лёли, её родственников гораздо больнее, потому
что это удар не физический, это удар по душе
собаки. Окончательный удар по всему её собачьему
счастью. «…Чтобы понять, есть ли у животных душа,
надо самому иметь душу». Альберт Швейцер.) - Давайте ненадолго оставим нашу собаку и
обратимся к сцене у трактира с деревенским
дурачком Илюшей. Зачем писателю стал так
необходим этот эпизод? (Слайд 11) («Впереди,
недалеко была застава и возле неё трактир с
железной красной крышей, а у трактира кучка людей
дразнила деревенского дурачка Илюшу.
– Дайте копеечку, – гнусавил протяжно дурачок, и
злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:
– А дрова колоть хочешь?
И Илюша цинично и грязно ругался, а они без
веселья хохотали…
Люди жестоки и равнодушны не только к собаке, но и
к человеку). - А что же Кусака? («Кусака долго металась по
следам уехавших людей, добежала до станции и –
промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она
проделала ещё одну штуку, которой никто, однако,
не видал: первый раз взошла на террасу и,
приподнявшись на задние лапы, заглянула в
стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в
комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке»). - Посмотрите ещё раз на 5 главу и подумайте, какое
предложение здесь главное? («Собака выла».
Почему выла? Раньше у неё болело тело, а теперь
болела израненная душа. После дружбы с людьми
Кусака стала ещё несчастнее. История Кусаки –
это рассказ о равнодушии взрослых, которое
порождает равнодушие и бессердечие детей.
Отношение к животным у Леонида Андреева является
одним из критериев нравственности. «…Всё живое
имеет душу, всё живое страдает одними и теми же
страданиями…»
Обращение к ученикам
«Собака – единственное существо на этой
планете, которое любит тебя больше, чем себя».
(Джон Шоу Биллингс, офицер медицинской службы,
библиотекарь). Весь мир держится на любви. Нужно
любить всё живое не за то, что оно приносит
пользу, а за то, что оно есть рядом с нами.
Придерживайтесь этого принципа сами и учите
этому других. Изгоняйте из своей жизни
равнодушие и жестокость, и тогда вы станете
богаче духовно.
(Слайд 12)
Звучит ария Марио Каварадосси из оперы
Джакомо Пуччини «Тоска» (Приложение
2)
«Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила,
собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой,
как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал
тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым
полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно
спокойно. И тому, кто слышал это вой, казалось, что
это стонет и рвётся к свету сама
беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к
яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла»)
Домашнее задание
- Выучить наизусть стихотворение о собаке.
- Найти и рассказать о существующих памятниках,
установленных собакам.
Итог урока. Оценивание работы обучающихся
Литература
- Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. – М.:
«Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2000. С.115-122. - Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Ч. 2. – М.:
Просвещение, 2007. С. 89-91
Иллюстрации
- https://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass?section_id=263
- https://illustrators.ru
- https://www.wikipaintings.org/ru/david-burliuk/rural-landscape
Музыка
- https://poisk.com
- Чайковский П.И. Цикл «Времена года». Пьеса
«прель Подснежник». - Ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини
«Тоска».
Источник