С какого возраста отдавать собаку кинологу

С какого возраста отдавать собаку кинологу thumbnail

Автор Баскина Софья
С какого возраста отдавать собаку кинологуЩенок способен обучаться с рождения, но, пока он слепой и глухой, очень трудно подобрать подходящее ему подкрепление. В возрасте около 2-х недель у щенка открываются глаза и он начинает покидать свое «логово» – место, в котором живет счастливая мама с потомством. Выползая из домика, он знакомится с окружающим миром. В это время дрессировать его уже проще, но занятия могут вызвать сильное беспокойство у его матери, а это небезопасно – и для собаки-матери, и для щенков, а иногда – и для людей.

Любопытная особенность щенков до трехнедельного возраста — их малая восприимчивость к негативному опыту. Их уже возможно обучать с помощью положительного подкрепления, хотя, для формирования стабильного навыка, повторений нужно на несколько порядков больше, чем в 4 недели. А вот под действием наказания в этом возрасте щенок практически не обучается. Я думаю, что каждый из моих читателей скажет, мол, неужели кто-то наказывает таких крошек? Конечно, специально обучением таких маленьких щенков занимаются только ради науки, в экспериментах. Но не специально, в жизни, случается, что щенок получает травму. И, если вы — человек, который помогает таким несчастливцам, вам полезно будет знать, что травма в таком раннем возрасте приносит вред физическому развитию, но, в гораздо меньшей степени, поведенческому. А вот позже, примерно с полутора месяцев, ситуация полностью меняется. Если, скажем, щенок с матерью находится в опасном окружении, и вы не можете помочь всему собачьему семейству, щенка надо постараться забрать до 4-6 недельного возраста.

В четырехнедельном возрасте щенок подвижен, весел и доверчив. У него начинается период социализации, когда он учится общаться с сородичами, людьми и окружающим миром. С 3 и до 16-20 недель (это зависит от особенностей породы) щенок должен познакомиться с как можно большим количеством типов людей, собак и ситуаций.

В это время ему необходимо выучить язык своего вида, иначе он не сможет общаться с сородичами, не станет интересоваться противоположным полом, не будет способен позаботиться о собственном потомстве. Если щенок этого возраста будет общаться только со взрослыми людьми, он не поймет, что маленькие дети – это тоже люди, и даже может начать на них охотиться. Крайне важно, чтобы щенок был хорошо социализирован, поэтому с 3 до 16 недель – это критический возраст, определяющий всю последующую жизнь вашего любимца.
Естественно, что это также лучший возраст для начала дрессировки, потому что:

  • 1) Дрессировка – это не только и не столько обучение навыку. Обучая собаку, вы даете ей ключ к пониманию человека. Она начинает отличать похвалу от порицания, выучивает ваши жесты, лучше привязывается к хозяину, научается понимать, куда направлено ваше внимание.
  • 2) Дрессировка – это путь к мягкому, дружескому общению с собакой. Практически каждую команду запрета, вроде «фу!» или «нельзя!», можно заменить командой «ко мне» или «сидеть». Если щенок схватил тапок или оперся на вас передними лапами, наказание лишь направит его внимание на то, что он делает. И хотя он может начать бояться наказания (или самого хозяина), он уже не забудет о тапках или своих лапах на хозяйском пальто. Команда говорит собаке не о том, что ей делать нельзя, а о том, что ей в этой ситуации следует делать. Тогда внимание щенка оказывается направлено на выполнение команд, они закрепляются, а нежелательное поведение исчезает из его памяти.
  • 3) Дрессировка – это способ разнообразить жизнь щенка, а значит и лучше его социализировать. Занимаясь с собакой, не пуская ее развитие на самотек, вы сами почувствуете, чего именно ваш щенок побаивается, с чем еще его нужно познакомить. А во время занятий он будет постоянно справляться с новыми для него задачами и развивать свою сообразительность.
  • 4) В возрасте примерно от 3 до 12 недель у щенка развивается игровое поведение (в возрасте 9 недель игровое поведение достигает максимума). Если пропустить этот период, разыграть собаку будет значительно сложнее, и она предпочтет выполнять команды за лакомство, игрушки будут интересовать ее в меньшей степени.

Это не имеет значения, если речь идет о домашнем любимце, но спортсмены-кинологи знают, насколько ценна любовь к играм у собак при подготовке к выступлениям в курсах по послушанию, аджилити, фристайлу, а также защитной службе – хорошая работа зависит от того, как много и правильно с собакой играли в детстве.

Некоторые собаки — как гениальные дети, они предпочитают занятия играм со сверстниками. Однако, вы должны понимать риски. То, что решение головоломок им дается проще, чем общение, не означает, что общение им не нужно — а, скорее, наоборот, это — их слабое место и им необходимо помочь в этом. Вы можете найти группы социализации, либо подыскать хорошую компанию с разнообразными собаками для своего щенка. Дайте щенку обнюхаться, поиграть. Затем отойдите в сторону, позанимайтесь, потом скажите, например: «Гуляй», и вернитесь к собакам. Выждите минут десять, дайте возможность щенку поиграть (и не реагируйте на его просьбы о занятиях в эти десять минут). Потом дайте сигнал к продолжению занятий, отойдите и так далее. То есть, проще говоря, ваша задача — давать регулярную возможность щенку общаться с сородичами. Вам не нужно фанатично отказывать щенку в занятиях и бегать за каждой собакой, чтобы они пообщались. Но, также, будет ошибкой в период социализации щенка заниматься только дрессировкой. Период социализации быстро проходит и он не восполним. Социализация возможна только до начала полового созревания у собаки.

Есть две очень серьезные причины, почему с собаками начинают заниматься дрессировкой позже 16 недель:

  • 1) Прививки. К сожалению, в больших городах вероятность подхватить смертельно-опасную инфекцию для щенка очень велика, поэтому к прививкам приходится относиться внимательно и соблюдать карантин. Однако, пока идет карантин, щенок пропускает период социализации. Хозяину нужно помнить, что 15 лет с «сумасшедшим психом» в квартире не доставят ему никакого удовольствия, даже если этот хвостатый ненормальный будет физически здоров. Поэтому как только карантин закончен, нужно не теряя ни минуты заниматься социализацией собаки. Обычно у хозяев есть в запасе всего 2-4 недели для того, чтобы восполнить пробелы в развитии своего питомца.
  • 2) Методы дрессировки. Экспериментально доказано, что дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака «глупеет». Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.

Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь последствия: в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.

Так как раньше (в России — еще 30 лет назад, в США — 50 лет назад) методы дрессировки на положительном подкреплении были малоизвестны, собак дрессировали практически исключительно «механикой». К 6 месяцам собака уже заканчивает период социализации, ее поведение сформировалось, и негативный опыт уже не оказывает такого сильного влияния. В этом причина, почему в старых книгах о собаках рекомендуют начинать дрессировку с шести, и никак не раньше четырех месяцев.

Дрессировка щенка в возрасте около до 6 мес, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.

  • 1) На положительном подкреплении с наведением. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение. См. подробнее «Базовая схема»
  • 2) Шейпинг. Хозяин наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, и дрессировщику нужно поощрять каждый намек на нужное движение (каждые несколько секунд вы должны поощрять!). Постепенно собака начинает понимать, что между каким из ее движений есть связь с поощрением. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать что развивать, до какой степени.

С какого возраста отдавать собаку кинологуВсё больше и больше дрессировочных площадок, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому начинать заниматься в группах воспитательной дрессировки на таких площадках можно сразу по окончании карантина или через 2 недели после появления щенка в вашем доме. Лучший возраст щенка для начала занятий – 3,5-4 месяца.

Перейти к оглавлению «Гида по щенку»

Источник

Что взять с собой на тренировку?

Всякий курс начинается со знакомства с собакой и налаживания контакта между ней и хозяином, определения темперамента и подбора раздражителей. Поэтому на занятии необходимо иметь с собой:

  • вкусное лакомство. Оно не должно быть жестким или слишком сухим. Желательно, чтобы собака без проблем могла жевать и проглатывать куски, не травмируя глотку и пищевод. Это может быть нежирный сыр, вареное мясо или специальные собачьи вкусняшки.
  • игрушку. Лучше новую. Или спрячьте за 2-3 дня до занятия любимую старую. В последствии именно этой игрушкой собака не должна играть нигде, кроме как на улице.
  • поводок, длиной от 2 до 5 метров (зависит от размера собаки). Обычный брезентовый или нейлоновый, ни в коем случае НЕ РУЛЕТКА! Это очень травмоопасно как для Вас, так и для животного. А еще, механизм действия рулетки работает так: для того, чтобы пойти вперед, собаке нужно потянуть. Она привыкает к этому и всю свою жизнь будет нестись впереди Вас, как порядочная ездовая собака:)
  • Если Вы знаете, что собака своевольная, не дает себя потрогать, огрызается на хозяйские руки, не отдает какую-то гадость, которую подобрала, возьмите перчатки.

Все остальное — ринговки, кликер, инвентарь для трюков и спортивных занятий предоставляется. Если Вам подходит / нравится / хочется работать именно с этими инструментами, то подробно расскажу, где и что купить.

Можно ли приходить на занятие всем членам семьи? Или хозяином должен быть кто-то один?

Мой подход основан на том, что собака живет в семье. И желательно, чтобы она принимала и слушала всех ее членов. Поэтому продуктивнее будет приходить с женой/мужем/детьми и работать по очереди. Но если приходить будет кто-то один — ничего страшного. Главное, чтобы он смог донести остальным, как правильно вести себя с животным. Не забывайте и о том, что требования к собаке у всего семейства должны быть одинаковыми.

С какого возраста можно начинать занятия?

Начинать работу с собакой мы можем с 3 месяцев. Чем моложе животное, тем проще привить ему какие-либо навыки и привычки. Самые первые упражнения будут на привыкание к хозяину, его рукам, голосу. К своей кличке и месту в доме. Со всеми малышами занимаемся только в игровом ключе, без перенапряжения нервной системы животного.

Сколько длится занятие?

Длительность практической части может очень варьироваться. Чем моложе собака, тем быстрее она устает. Обычно 40-50 минут уходит именно на практику, и еще минут 10-20 на ответы на вопросы, фиксацию домашнего задания.

Обязательно ли выполнение домашнего задания?

Да, если Вы хотите получить быстрый результат.

Как часто нужно заниматься с кинологом?

Моя программа построена так, что мы встречаемся 1 раз в неделю. За это время собака успевает отдохнуть, соскучиться по работе и переварить полученные знания. И при таком графике у хозяина хватает времени на отработку домашнего задания.
Конечно, если целью поставлена подготовка к конкретной выставке, количество занятий в неделю может быть увеличено.

Когда занятия не рекомендуются?

Мы не работаем в сильный дождь, мороз -10 и ниже, поскольку такая погода однозначно отражается на здоровье собаки. К тому же, практика показывает, что владелец начинает нервничать в таких условиях. Это отражается и на поведении питомца.

Отдельно хотелось бы сказать

Собака — это не машина, не робот. Это живое существо, у которого, как и у нас с Вами, бывает плохое самочувствие, нерабочее состояние. На взрослых животных очень влияет смена погоды. На молодых — течки, смены сезонов (потому что появляются миллионы новых запахов, собаке трудно сосредоточиться). Задача владельца — уметь наблюдать за своим питомцем и чувствовать, когда физическая и умственная нагрузка будут неуместны. И не назначать встречу с кинологом на этот день, не отрабатывать команд, закрепляя у животного лишь отвращение к работе.

Не беритесь за дрессировку в плохом настроении или второпях

Ведь весь процесс послушания основан на том, что животное должно получать от Вас поддержку, подкрепление своего правильного поведения. Когда Вы раздражены, торопитесь или валитесь с ног от усталости, этого подкрепления не будет. Работа будет бесполезной.

Источник

Щенок способен плодотворно учиться уже с 5-6 недель. Фото: А. Смирнов

Один из самых насущных вопросов у любого владельца- возраст начала дрессировки щенка. Это понятно: собака одна, любимая, и никому не хочется сломать ее психику. На мой взгляд, как максимальный, так и минимальный возраст начала дрессировки ограничивается только соображениями разумности.

Не слишком разумно начинать какую бы то ни было серьезную работу с трехнедельным щенком, но под большим вопросом и целесообразность начала занятий с собакой в пятнадцать лет, когда она уже не вполне адекватно оценивает окружающую действительность. Все, что лежит между этими полюсами, достаточно разумно.

В каждом правиле есть исключения

У меня был пес с непростой судьбой, которого начали учить только в 12 лет. Так получилось, что он всю жизнь прожил в деревне, а по сути- просто сидел на цепи возле дома. Его пожилая хозяйка умерла, и родственники забрали собаку в город. Пес никогда не был в подобных местах, поэтому требовалось объяснить ему определенные правила поведения и научить выполнять простые команды, необходимые для безопасной жизни в городе. Мы проработали с ним немного, всего пару недель, но я навсегда запомнил, какую радость он испытывал от похвалы, как ценил внимание человека и насколько старался выполнять упражнения, несмотря на то, что к этому возрасту уже практически ослеп и с трудом слышал.

Был и опыт работы со щенком золотистого ретривера, которому едва исполнилось полтора месяца. В 2010 году руководитель питомника, где родился малыш, заинтересовалась возможностью научить собаку выполнять команды в как можно более раннем возрасте и попросила меня помочь. Отдача получилась невероятной. Работа продолжалась на протяжении нескольких месяцев, в конечном итоге превратившись в цикл видеоуроков «Александр и Александра». Правда, на тот момент мы не догадывались о подводных камнях настолько раннего начала обучения.

Дело не только в возрасте

Работать со взрослыми собаками иногда даже интереснее. Фото: А. Смирнов

Дрессировка- это не школа и не детский сад для собаки. Банально, но занятия в первую очередь необходимы человеку и решение о начале занятий со специалистом ему нужно принимать именно на основе своих ощущений от поведения собаки. Насколько комфортно или не комфортно жить с собакой? Другими словами, если общаться с собакой дома или гулять на улице стало некомфортно, то лучше поскорее пригласить кинолога: скорее всего, возникшие проблемы с возрастом не только не решатся, а станут еще острее.

Справедливо и обратное: несмотря на то, что все кругом рекомендуют обязательно проходить с собакой хотя бы начальный курс обучения, я считаю, что во многих случаях серьезной необходимости в этом нет. Если поведение собаки устраивает хозяина и при этом она не доставляет проблем окружающим, то менять что-то в их отношениях я не вижу смысла. Зачем? Я бы только порекомендовал иметь в виду, что в случае возникновения сложностей нужно как можно раньше обратиться к специалисту хотя бы за разовой консультацией.

Наверняка найдутся те, кто осудит такую позицию и в очередной раз скажет, что подобные слова «странно слышать от кинолога». Ну что ж, это их право. Мне, как психологу, хорошо известно, что нельзя вылечить пациента, которого все устраивает. Заинтересованность владельца собаки является ключевым фактором, определяющим успех обучения.

Старое правило из «Законов Мерфи» гласит: «Под давлением все ухудшается». Нет мотивации- нет результата, собака не будет умнее и послушнее. Гораздо больший стресс вызовет осознание количества впустую потраченных времени и денег. Когда владелец начинает заниматься, потому что “так надо” или “мне так сказали”, о реальной заинтересованности не может быть и речи. Кому от этого станет лучше?

С другой стороны, если принято решение пригласить кинолога и начать обучение, то тянуть не стоит. Работать с 3-4 месячным щенком значительно проще, чем с 5-6 месячным, и тем более с 8-9 месячным. Многие исследователи отмечают, что те собаки, с которыми начали обучение в раннем возрасте, вырастают гораздо более сообразительными, чем их сверстники. Естественно, ничего страшного, если собаке уже больше полугода: учить можно и нужно, но обучение может растянуться на чуть больший срок. Это связано и с уже закрепившимися, но не всегда полезными, привычками владельца, и с тем, что у собаки в этом возрасте ярче проявляется характер. Договориться с ней бывает ощутимо сложнее.

Несколько лет назад, работая с золотистыми ретриверами из питомника Амберголд, я получил возможность параллельно обучать нескольких собак совершенно разного возраста, от полугода и до двенадцати лет. Это позволило мне воочию увидеть разницу в скорости обучения молодых и зрелых собак, почувствовать, как быстро понимают меня разные собаки и насколько долго им приходится что-то объяснять, как быстро у них закрепляется тот или иной навык.

Руководитель питомника дала мне карт бланш и позволила не форсировать работу. Обучать собак элементарным командам не было необходимости: стояла задача разнообразить жизнь собак и дать им возможность почувствовать себя «в деле», занимаясь каким-нибудь интересным делом. Апортировка, поиск, фристайл, трюковая дрессировка- в ход шло все, что можно придумать.

Некоторые собаки начали принимать меня и относиться с уважением только через полгода регулярного общения. Потрясающе умная шестилетняя сука Желток оставила попытки заставить меня играть по своим правилам примерно через 7 месяцев, восьмилетняя Ариша приняла меня почти через 10 месяцев. Ситуация осложнялась и количеством собак, ведь в общении один на один договориться всегда проще. Занятия с несколькими собаками одновременно часто напоминали мультик про осьминожек из моего детства: “кого ни разу не кормил, кому шестнадцать ложек влил”.

Я заметил, что заниматься с молодыми собаками гораздо легче, несмотря на их кипучую энергию, которая иногда мешала работе. Они берутся за все с большим энтузиазмом, стараются буквально выпрыгнуть из шкуры, чтобы на них обратили внимание, но при этом совершают большое количество ошибок. Зрелые собаки ждут, чтобы их заинтересовали, они как бы оценивают- а стоит ли? Приходится преодолевать уже сложившиеся привычки взрослых собак, но работать с ними иногда гораздо комфортнее, чем с молодыми. Именно комфортнее, но не легче.

Развлекитесь: в качестве иллюстрации предлагаю посмотреть запись одного из наших уроков с Желтком. Это было в 2010 году. Мы, как обычно, развлекались, отрабатывая элементы будущего танца, когда Татьяна, руководитель питомника, просто взяла камеру и стала нас снимать. Какая уж тут демонстрация достижений! Желтку на момент начала обучения было уже шесть лет, договориться с ней стоило немалого труда. Она была очень умной и сообразительной собакой, которая знала себе цену. Если что-то шло не так, как она хотела, Желток просто отворачивалась и уходила, делая вид, что все это пустое и не стоит ее внимания.

Взяв собаку, подумайте о работе с ней. Не тяните, если решение принято, и лучше начинайте уже с 3-4 месяцев. Собаке, пришедшей к Вам из приюта, перед началом занятий нужно дать две-три недели на адаптацию, вне зависимости от возраста. Не напрягайте себя, работайте по желанию, а не под принуждением, но обязательно пригласите специалиста, когда поведение собаки начинает вас беспокоить. В конечном итоге общение с собакой должно приносить удовольствие, а не становиться причиной стресса.

Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Обязательно подпишитесь на мой канал: за двадцать лет работы кинологом я узнал от собак много интересного и всегда найду, о чем вам рассказать. Лайки и репосты- лучшая благодарность, комментарии- возможность сделать публикации еще лучше. Есть вопросы? Хотите получить консультацию или позаниматься? Пишите мне в соцсетях или на мейл help@kinologsmirnov.ru.

Источник