С какой силы упряжка собак
Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка. На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты).
Движок в 8 маламуто-сил – это круче, чем сколько-то-там-лошадино-сильный джип) Фото из открытого источника.
Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа. Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.
Инуитская упряжка веерного типа. Фото из открытого источника.
Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом.
Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка – это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.
Начнем с вожака. Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак – лидеры упряжки. Лидер – не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде. Но он – обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье – качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.
А еще задача вожака – подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:
«Каждый раз, когда мы сталкиваемся с трудным подъемом, он (лидер упряжки) испускает диких рев/кашель, который пугает собак позади него. Если бы Митч мог говорить, я готов спорить, что в это время он бы выкрикивал приказы как сержант: «Следуйте за мной! Ну-ка налегли, салаги!» Ссылка на источник: © MalamutAlaska.com
Короче, без вожака – нет упряжки.
На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.
Куражистые и азартные лидеры! Уверена, за такими яркими личностями вся упряжка и в огонь и в воду) Фото из открытого источника.
Следующая за вожаком пара – направляющие собаки. Это также опытные, сообразительные собаки, которые при необходимости могут заменить лидеров. Задача направляющих – поддерживать темп движения, задавая направление остальным собакам, исправлять оплошности вожака. Направляющие знают трассу не хуже вожака, при этом у них хороший обзор и они могут скорректировать траекторию движения, если вожак замешкается или ошибется. Часто на это место ставят молодую собаку в пару с более взрослой и опытной. Так, под присмотром опытного наставника молодая собака учится работать.
Направляющая пара – ум, честь и совесть всего коллектива. Фото из открытого источника.
Третья пара – собаки центральной пары (или пар). Они недостаточно способны для мест лидеров, и не настолько сильны чтобы занять место коренных собак. Но они дисциплинированные, работящие и спокойные собаки. Способны как вытянуть коренных собак, если те замешкаются, так и притормозить излишне ретивых лидеров.
Центральная пара – спокойные и усердные работяги. Фото из открытого источника.
Коренные собаки – стоят ближе всех к нарте. Это не просто собаки, это – турбированный движок всей упряжки. Именно на них приходится самая большая нагрузка, т.к. они находятся ближе всех к нарте. Поэтому коренные собаки самые сильные и выносливые. Чаще на эти места ставят кобелей. Если упряжка «многопородная», то почетные места коренников чаще занимают аляскинские маламуты. Уж им то тягловой силы не занимать!
Вот вам мощные попы коренников) Фото из открытого источника.
Так что грамотный подбор собак в упряжку – залог ее успешной работы и победы на соревнованиях! Если каждая из собак занимает свое место, то для которого она лучше всего подходит – упряжка будет работать как отлаженный механизм.
В следующей статье я расскажу вам о самых крутых ребятах из единственного в мире Арктического патруля “Сириус”!
Подпишитесь, чтобы не пропустить!
Эти суровые парни несут службу в Гренландии, они – солдаты единственного в мире арктического патруля “СИРИУС”.. Фото из открытого источника.
Источник
Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.
Это на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?
Хочешь поехать – собери их всех
Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку… Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.
На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры
Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».
Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.
Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.
Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.
Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.
А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.
Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.
Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.
Роскошь и технологии
Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.
Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.
Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.
Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!
С ветерком и азартом
Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».
Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.
Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.
Мощность
в зависимости от комплектации
8 / 7 / 5 л.с. ( лохматых сил )
Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.
Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!
Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей… репутации.
Главное – душа
Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.
Источник
Гонки на собачьих упряжках прошли 6 января в Новосибирске —
традиционный «Рождественский забег» на базе биатлонного комплекса, несмотря на трескучий мороз, собрал
несколько десятков гонщиков и около сотни ездовых собак. Мы узнали, как гоняют
на голубоглазых хаски и огромных маламутах, почему эти собаки не кусают людей и
зачем «снежные псы» нужны в мегаполисе.
Ездовые породы собак считаются древнейшими — проведенный
учеными анализ ДНК показал наименьшее отличие их генотипа от дикого волка. В
этот список входят аляскинский маламут, сибирская хаски, самоедская лайка. Древнейшие
находки собачьей упряжи, нарт и костей собак на севере России имеют возраст
около 8 тысяч лет.
Самый быстрый маламут
Заиндевевшие сосны разбегаются в стороны, открывая
заставленную автомобилями площадку перед биатлонным комплексом — несмотря на
25-градусный мороз с ветром, здесь царит оживление и легкий бедлам — люди в
спортивных комбинезонах надевают на собак шлейки, а вой и лай заглушают льющуюся
из громкоговорителей музыку.
Огромный маламут ростом с годовалого теленка выпрыгивает из
багажника припаркованного в паре метров джипа. Больше всего он напоминает
волка, который случайно заскочил на этот праздник и ухмыляется в предвкушении будущей
легкой победы. Хозяин внушительного зверя успокаивает: «Не бойтесь, маламут не
способен укусить человека».
Действительно, северные ездовые породы отличает необычное
дружелюбие к человеку — в норме они не способны на агрессию даже к совершенно
незнакомым людям, хотя внешний вид таких собак вызывает у непосвященных опасения. Из-за своего добродушия маламуты и хаски совершенно непригодны к
сторожевой службе.
Северные ездовые собаки повсюду — вокруг голубоглазые хаски,
мощные маламуты, неутомимые якутские лайки. Есть и южные породы, которые
выглядят странно на белоснежном снегу — например, явно мерзнущий родезийский
риджбек с очень короткой шерстью. Забеги демократичны — в открытых стартах разрешено
участие собак любых пород.
Многие спортсмены приехали на «Рождественский заезд»
издалека — конкуренцию самой многочисленной группе хозяев составили каюры-любители
из Омска, Кемерово, Красноярска, Северска, Барнаула, Томска, Горно-Алтайска. Заезд
имеет статус чемпионата и первенства Новосибирской области по зимним
дисциплинам ездового спорта.
В первой скоростной группе соревнуются команды из северных ездовых пород — здесь основное внимание зрителей приковывают сибирские хаски. Мороз снежным псам нипочем — они задорно проносятся по трассе, сигналя свешенными набок алыми языками. Конкуренцию голубоглазым симпатягам составляют маламуты — северные тяжеловесы с невозмутимым характером.
Собачьи бега
Временами начинает казаться, что перед зрителями
разворачиваются съемки фильма про эпоху золотоискателей из романов Джека
Лондона — под скрип снега собаки и участники несутся по гулкому зимнему лесу, а
к финишу морды уставших питомцев и лица каюров покрывает колючий иней.
Первыми в забегах стартуют участники дисциплины скиджоринг —
этот молодой вид спорта зародился в Норвегии. Спортсмен бежит на лыжах, а
собака помогает ему в связке. Юниоры преодолели на скорость дистанцию в пять
километров, а взрослым участникам пришлось пробежать почти десять километров.
Самые зрелищные состязания чемпионата — нарта-спринт. Гонки
на собачьих упряжках разделили на несколько категорий в зависимости от
количества псов — в упряжке их могло быть от двух до шести. Нарты способны
разгоняться до 25 километров в час — на такой скорости одна неверная команда
каюра означала сход с дистанции.
Вожак — самая главная собака упряжки, так как каюр дает
команды именно ему. Такая собака не обязательно должна быть самой сильной,
однако от нее требуется сообразительность, психологическая уравновешенность, умение
работать в упряжке, принимать самостоятельные решения, «чувствовать» трассу.
Тягловая сила упряжки — собаки-коренники, которые впряжены
ближе всего к нартам. Здесь требуется максимальная сила и выносливость, поэтому
на место таких собак обычно ставят самых крупных кобелей. Наконец, самых дисциплинированных собак ставят в середину — они быстро устраняют любую путаницу или сбой в работе, продолжая упорно бежать вперед.
Эксцессов избежать не удалось — один из участников
перевернул нарты на сложном повороте, а его собаки разбежались. Пока хозяин ходил
за помощью, ездовые псы накинулись на «виновника» схода с дистанции и жестоко его
покусали. В итоге собаке понадобилась помощь ветеринара.
Главное участие
«Упряжка управляется только голосом, за физическое
воздействие на собак спортсмена дисквалифицируют», — рассказал участник спринта
на нарте с двумя маламутами из Новосибирска Антон Журавлев. По его словам, обученная
ездовая собака понимает минимум четыре основные команды — «вперед», «стоп»,
«вправо» и «влево».
Впрочем, Антон признался, что опыта управления нартами у
него почти нет, и спортивные цели он перед собой не ставил. В забеге каюр больше
полагался на своего вожака упряжки — опытную Дару, которая преодолела трассу
фактически самостоятельно. В паре с Дарой бежал молодой Дрим — ее сын.
Собаки Антона принадлежат родителям его девушки — они долгое
время жили на Чукотке и привезли маламута Дару в Новосибирск в качестве
талисмана. После этого у них появились еще две собаки этой породы. «Конечно, в
мегаполисе таких собак просто так не заводят, ведь они требуют постоянных нагрузок»,
— говорит спортсмен.
«Маламуты очень энергичные собаки, — подключается к
разговору их владелец. — Сейчас они вообще живут у меня на улице, тренировки через
день, иначе загрустят». На вопрос, сколько в среднем стоит щенок маламута,
мужчина называет интервал от 20 до 40 тысяч рублей. Однако предупреждает, что в
квартире содержать столь активную собаку тяжело.
Тем временем под дружные крики болельщиков финишируют
остальные участники гонки. Лучшее время в нарте-спринте показала новосибирская
спортсменка Полина Гончаренко — с упряжкой из четырех собак она преодолела свою
дистанцию за 28 минут. На несколько секунд ей уступил участник из Красноярска Вячеслав Барлаков.
Стойкие зрители фотографируются с участниками, окоченевшие фотографы
пытаются спастись горячим кофе. Уставшие хаски хватают снег в пасть, однако
выглядят самыми счастливыми. Похоже, именно собаки здесь главные победители —
на несколько часов люди подарили им настоящую и неподдельную радость.
Источник