Сетон томпсон собаку какой породы прославил
екатерина иваниц
Ученик
(113)
5 лет назад
Эстетическому кредо Э. Сетон-Томпсона писать о том, что знаешь. Об этом он говорит в своем предисловии к книге «Жизнь диких зверей» : «Когда я всматриваюсь в имена животных, чьи истории здесь рассказаны, я чувствую нечто большее, чем может чувствовать художник, вглядываясь в различные портреты своих друзей, идеально созданные им самим. Некоторых я знал лично. Образы других созданы на основании различных историй» . Замечание писателя, что некоторых животных, о которых идет речь в его рассказах, он знал лично, имеет прямое отношение к «герою» его рассказа Снапу. Прообразом его был реально существовавший в семье пес. В книге «Моя жизнь» , описывая свои детские годы, Сетон-Томпсон говорит: «Мы часто вспоминали маленького терьера Снапа, нашего верного защитника от крыс, когда мы жили на ферме. Каждую ночь он выходил на охоту и каждое утро победоносно являлся с огромной бурой крысой в зубах» . Автор сохранил в своем рассказе не только имя и породу собаки, но и особенность характера «героя» , дав ему говорящую кличку Снап, что в переводе с английского означает «хватать» . В этом коротком имени автор сумел сфокусировать основное качество характера Снапа, его беспримерную храбрость и мужество, хватку, которая была смертельной. Не случайно Сетон-Томпсон замечает: «Некоторым собакам с трудом приискиваешь имя, другим же не приходится придумывать клички – они являются как бы сами собой». Особенно захватывающим является описание последней схватки раненого Снапа с волком, стоившей ему жизни. «В то время, – пишет автор, – как десять больших псов праздно метались вокруг безмолвного зверя, в дальнем кустарнике послышался шорох, затем скачками пронесся елоснежный резиновый мячик, вскоре превратившийся в маленького бультерьера. Снап, ю медленно бегущий и самый маленький из своры, примчался, тяжело дыша – так тяжело, что, казалось, он задыхается, и подлетел прямо к кольцу вокруг хищника, с которым никто не дерзал сразиться. Заколебался ли он? Ни на мгновение. Сквозь кольцо лающих собак он бросился напролом к старому деспоту холмов, целясь прямо в глотку. И волк ударил его с размаху своими двадцатью клыками. Однако малыш бросился на него вторично, и что произошло тогда, трудно сказать… Когда битва наконец закончилась, перед нами на земле лежали волк – могучий гигант – и вцепившаяся в его нос белая собачка». Для писателя-гуманиста, каким был Сетон-Томпсон, каждая особь живой природы – это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни. Только человек, хорошо знающий собак, мог сделать такое замечание: «Собаки рычат на два лада: низким, грудном голосом – это вежливое предупреждение или исполненный достоинства ответ – и громко, почти визгливо – это последнее слово перед нападением». Встречаемся мы с этим и при описании жизненного пути Снапа. Автор оттеняет благородство животного, мужество и присущее ему чувство достоинства. Все это рождает у читателя уважение к живому существу, открывает ему такие стороны жизни окружающего мира, о которых он и не подозревал. Мудрые и гуманные произведения канадского писателя учат любить природу, беречь все живое, закладывают те нравственные основы, из которых вырастают высокие качества человеческой души.
Татьяна
Искусственный Интеллект
(105238)
5 лет назад
Вы бы хоть название рассказа прочитали: “Снап, история бультерьера” .
…В то время как десять больших псов праздно метались вокруг безмолвного зверя, в дальнем кустарнике послышался шорох. Затем скачками пронесся белоснежный резиновый мячик, вскоре превратившийся в маленького бультерьера. Снап, медленно бегущий и самый маленький из своры, примчался, тяжело дыша – так тяжело, что, казалось, он задыхается, и подлетел прямо к кольцу вокруг хищника, с которым никто не дерзал сразиться. Заколебался ли он? Ни на мгновение. Сквозь кольцо лающих собак он бросился напролом к старому деспоту холмов, целясь прямо в глотку. ..
Источник
10 сентября в Государственном Дарвиновском музее открывается выставка “Животные-герои”, посвященная 150-летию со дня рождения Эрнеста Сетон-Томпсона. Этот канадский писатель создал рассказы, которыми в зачитывались в детстве многие из нас. И не только в детстве — “Рассказы о животных”, книга, которую можно читать в любом возрасте.
Рассказы о животных – Эрнест Сетон Томпсон
Эрнест Сетон-Томпсон был личностью неординарной и разносторонней — художник, естествоиспытатель, лектор, орнитолог, один из основателей движения скаутов, он всю свою жизнь посвятил природе и животным, стараясь делать все, что в его силах для того, чтобы и в других людях пробудить интерес к той живой среде, которая их окружает.
Эрнест Сетон-Томпсон — интересные факты
Сам Сетон-Томпсон происходил из старинного дворянского семейства Англии. Родился он в 1860 году в городке Саутшилде. Когда Эрнесту исполнилось шесть лет, отец решил перебраться в Канаду. В Америке семейство поселилось на ферме неподалеку от Линдсея. Но на новом месте отец не изменил старым привычкам — к физической расправе с любым членом семьи, подвернувшимся под горячую руку.
Поэтому маленький Эрнест старался побольше времени проводить вне дома — брал альбом и уходил рисовать в лес. Там мальчик не только рисовал, но и наблюдал за жизнью животных. Его поразило, что животные в своем мире тоже умеют любить, заботиться о своих детях, испытывают радость и страдания. Эрнест тогда уже впервые задумался о том, как мало человек знает о животных, и как мало он хочет о них знать.
И тогда будущий писатель захотел узнать о них как можно больше. Он выяснил, что каждое животное обладает неповторимым характером, что среди них встречаются просто выдающиеся личности, что жизнь Природы — это книга, в которой можно каждый день читать новую увлекательную главу, и главы эти никогда не закончатся.
Именно в счастливые дни раннего детства и сложилось у Сетон-Томпсона то чуткое понимание животных и трепетное внимание к их жизни. Однако, эта сельская идиллия длилась недолго — вскоре отец поправил свое финансовое положение и перебрался в город.
Эрнест и в городе нашел себе место для общения с природой — построил в городском парке хижину, где проводил долгие часы, наблюдая за жизнью обитателей парка.
Он подкармливал:
- бродячих собак
- кошек
- птиц
- белок
Не забывая при этом их рисовать. Однако, здоровье Эрнеста стало ухудшаться, и через пять лет отец снова отправил его на ферму — пожить в сельской местности, чтобы поправиться. И снова мальчик очутился среди своих любимых лесов, где и окончательно принял решение стать художником. По возвращении в город он поступил в Торонтский колледж искусств, где и начал свою карьеру художника-анималиста.
За свою жизнь Сетон-Томпсон создал так много книг и картин, что все и перечислить трудно. Всего он издал около 40 книг – и художественные произведения, например:
“Рассказы о животных” |
“Жизнь диких зверей” |
Труды по орнитологии |
Определители птиц и многое другое. |
Он всю жизнь писал картины, которые выставлял в известных галереях Америки и Европы, даже сам президент США Рузвельт заказывал ему картины из жизни животных.
Собственно, так до него о животных не писал никто — только Сетон-Томпсон смог превратить обычную ворону в героя, приключениями которого зачитывались с замиранием сердца, из волка и лисы, главных врагов фермера, сделать истинных рыцарей, смерть которых — упрек человеческой подлости и жестокости.
Животные — герои книг Томпсона описаны с такой чуткостью, с такой любовью, с таким искренним участием, что все симпатии читателя — на их стороне, а не на стороне геров-людей.
Когда рассказы о животных:
- “Лобо”
- “Домино”
- “Королевская аналостанка” и др.
принесли ему всемирную славу, Сетон-Томпсон перестал вести полуголодное существование художника, который перебивается случайными заказами, купил себе ферму и женился. Так же он много путешествовал, собирал фольклор индейцев Северной Америки, изучал их быт и — конечно же — продолжал вести наблюдения за животными.
Эрнест Сетон-Томпсон
В первый раз Сетон-Томпсон женился в 1896 году на Грейс Галлатин. В январе 1904 года у них родилась дочь Энн, которая частично пошла по пути отца. Вместе супруги прожили почти 40 лет, но в 1935 году развелись. Вскоре Эрнест женился на Джулии Батри, которая увлекалась литературной деятельностью и стала активно помогать мужу.
Своих детей у Сетон-Томпсона не было, но он и его жена удочерили девочку, которая спустя много лет, в день 100-летия со дня рождения писателя выполнила его волю — отдала урну с его прахом своим молодым родственникам, чтобы они развеяли его с самолета над холмами, где прошли самые счастливые годы писателя, и где жили герои его рассказов.
Выставка к 150-летию писателя
На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Сетон-Томпсона, помимо рисунков писателя будет представлен и двухтомник “Истории жизни северных животных” 1910 года издания, за который Томпсон получил свою первую золотую “Медаль костра”. Также воочию можно будет увидеть всех животных — персонажей рассказов Сетон-Томпсона. А для детей будет проведен ряд игровых мероприятий, на которых они смогут почувствовать себя героями рассказа “Маленькие дикари” и попробовать пожить, как настоящие индейцы Северной Америки.
Читайте также:
Образ собаки в русской литературе
Сергей Михалков — не конформист, а интуит
Источник
Автор урока: Шаяхметова Флорида Адвардовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия с. Месягутово
МР Дуванский район РБ
Урок литературы (6 класс) «Э. Сетон – Томпсон. «Снап. История бультерьера»
Цели:
1. Усвоение идейно – художественного содержания рассказа.
2. Воспитание гуманного отношения к животным.
3. Развитие умений анализировать художественное произведение.
Оборудование: портрет писателя, книги Сетона – Томпсонас иллюстрациями, открытки с изображением бультерьера и собак других пород.
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать рассказ Сетона – Томпсона «Снап».
2. Написать небольшое сочинение на тему: «Мой четвероногий друг».
Межпредметные связи: литература, живопись и биология.
I. Вступительное слово учителя
Учитель: Представьте себе, что вы сегодня получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка.
– Что бы почувствовали? Испугались? Удивились?
– Мог ли его написать действительно волк? (Нет, не умеют писать.)
– Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Черный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Черный Волк – это человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу – писателю, художнику и натуралисту Э. Сетону – Томпсону (слайд 1)
Запишите имя писателя: Эрнест Сетон – Томпсон. Обратите внимание на слова, записанные на доске:
Натуралист – человек, занимающийся изучением природы; естествоиспытатель;
Анималист – писатель, художник, изображающий в своих произведениях животный мир.
Всегда интересно, почему и как человек становится известным во всем мире. Всегда интересна биография такого человека. Послушайте небольшой рассказ о жизни писателя.
II. Выступления заранее подготовленных учащихся
1 ученик: Родился Сетон – Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтает стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги книги о животных и птицах. Выписывал самое интересное в тетрадь. Вел дневник наблюдений.
Однажды мальчик увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канады» (слайд 2). Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил «чепуха». Надо было зарабатывать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает, стал ловить насекомых для коллекции, приехавший в Канаду англичанки. И вот желанная сумма в руках! Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. Позднее Сетон – Томпсон в своей автобиографии вспоминал: «Я был на седьмом небе от счастья!» Птицы и звери волновали его больше всего на свете, и чем больше он рос, тем сильнее. Ни отсутствие книг, ни суровый отец, который не хотел слышать, чтобы хоть один из его десяти сыновей стал натуралистом, ни мучительные болезни – никакие препятствия не могли помешать ему пойти по той дороге, которая звала его с детства. «Я пошел своей собственной тропой, не зная и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знал только одно: это была моя дорога». И он добился своего: стал замечательным естествоиспытателем, писателем, художником.
2 ученик: Первый сборник своих рассказов Сетон – Томпсон издал в 1898 году под названием «Животные, которых я знал» (слайд 3). Сборник имел огромный успех. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей считало, что животный мир существует сом по себе. Людям казалась оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению.
Сетон – Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие птицы и звери. Писатель не только знал, но и отлично понимал и любил зверей и птиц. В автобиографии он говорит о своем первом сборнике: «Нет сомненья, что эта книга положила начало новому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных». В этом огромная заслуга замечательного писателя, в этом и объяснение быстрого распространения его книг во всех странах мира».
III. Анализ рассказа
Учитель:
– Название рассказа «Снап» имеет подзаголовок – «История бультерьера». Бультерьер – это порода собак. Какой вы представляется собаку этой породы? Как выглядит бультерьер? (Устное рисование)
Рассказ заранее подготовленного ученика о породе собак «бультерьер»(слайд 4).
Бультерьер — собака, имеющая мускулистое и крепкое телосложение, гибкая в движении и легкая в беге. Голова длинная, сильная, низко посаженная. Верхняя часть плоская. Нижняя челюсть очень сильная. Зубы белые, крепкие. Глаза узкие и косо посаженные, расположены внутри черепа, имеют форму треугольника, по стандарту должны быть темно-коричневыми. Уши маленькие и тонкие. Лапы имеют круглые и крепкие кости. Спина крепкая и короткая.Окрас белый и цветной.Хвост у бультерьера короткий, низко поставленный, сужающийся к концу.Весит животное от16 до 24 килограммов.
Существует мнение о том, что собаки этой породы крайне агрессивны. Связано это с тем, что бультерьеры считаются бойцовскими собаками. Собаки этой породы — отличные охранники. Они обладают хорошо развитой мускулатурой и нечувствительны к боли. Бультерьеры не любят оставаться в одиночестве, но при этом не требуют от хозяина постоянного внимания и общения.
– А каков «портрет» Снапа? (маленький, белый; короткий хвост)
– С чем сравнивает автор щенка? (белоснежный резиновый мячик)
– А теперь прочитаем каким было первое знакомство рассказчика со щенном? (прочитать)
– Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином? (злился, хотел укусить, рычал)
-Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик (решил оставлять без завтрака)
-Прочитайте, как он об этом говорит?
-Как вы считаете, какой метод воспитания лучше: метод хлыста или лишение завтрака? (второй гуманнее.)
-А как объясняет рассказчик то, что дал щенку очень странную кличку? Ведь Снап (snap) – «хватать», «щелк»? (кличка явилась сама собой)
-Подходит ли эта кличка щенку? (судя по характеру, – да)
-А как вел себя Снап с окружающими людьми или когда встречал других собак на улице?
-В телеграмме Снап был назван «замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах он оправдал хвалебную телеграмму? (Когда рассказчик поехал по делам своей фирмы в Мендозу. Он познакомился с братьями-фермерами Пенруфами. На ферме готовились к охоте на большого волка, который причинил много вреда их стадам. Как раз в это время рассказчик получил письмо от квартирной хозяйки, которая не ладила с собакой. И рассказчик решил выписать Снапа к себе.)
– Найдите эпизод первой охоты. Обратите внимание на поведение щенка во время охоты. Учащиеся (по цепочке) читают отрывок из рассказа.
-Расскажите подробнее о том, что имеет ввиду рассказчик?
Пересказ учащимися эпизода
(В телеграмме Снап назван «замечательным щенком». Эта охота для него – первое испытание. Он не испугался.)
– Прочитайте сцену второй большой охоты на волка. Учащиеся читают (по цепочке.)
– Чем вы можете объяснить трусость собак во время охоты на волка?
(В своре оказались трусливые собаки, их страх передался другим.)
– А почему не испугался Снап? (Смелость- его врожденное качество. В начале рассказа говорится: чувство страха ему было незнакомо. Поэтому он ни на минуту не заколебался и бросился напролом).
– Как отозвался о Снапе после его гибели Пенруф? («Лучше бы у меня пропало 20 быков. Вот это действительно храбрец…»)
– Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ?
IV. Обобщение
Учитель: Конец рассказа трагичен: погибает волк, погибает Снап. Так печально заканчиваются многие рассказы Сетона – Томпсона.
-Как вы думаете, ребята, почему рассказы писателя часто имеют трагический финал? Во имя чего Сетон – Томпсон писал свои рассказы? (Во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления. Он хотел, чтобы даже самая черствая душа после общения с его книгами прониклась чувством сострадания и жалости. Ведь отношение к животным – это показатель нравственности общества.
Нравственность – это норма поведения человека, относящаяся к его внутренней духовной жизни (слайд 5).
Многие из вас очень любят животных и содержат дома кошек, рыбок, собак. К сегодняшнему уроку вы написали небольшие сочинения на тему: «Мой четвероногий друг». Послушаем, что у вас получилось.
Ребята по желанию зачитывают свои сочинения
Полкаша
Счастье, когда в дом входит новый член семьи. У нас появился щенок. Он был маленький, светло-коричневого цвета. Щенок еще не открывал глазки, но мог стоять на ногах. Мы долго подбирали ему имя. И наконец – Полкаша.
Прошло время. И из нашего маленького, слепого щенка вырос большой крепкий пес. С каждым днем он становился сильней и крепче. Полкаша бегал повсюду: в огороде, во дворе, на улице. И однажды, в одну из таких прогулок, случилось несчастье. Полкашу сбил автобус. Пса не было дома уже день. Я и папа искали его всюду. Но никак не могли его найти. Когда стемнело, я еще раз пошла посмотреть. На дне канавы я увидела темное пятно. Я сходила за папой, чтобы он посмотрел, нет ли в яме собаки. Там мы нашли свернувшегося в комочек Полкашу. От холода и боли он сильно дрожал и лизал рану. У собаки отнялась задняя нога, он не мог на нее наступить. Мы принесли его домой, положили на коврик около батареи и накормили. Полкаша перестал дрожать и успокоился. С этого дня у нас в доме прибавилось забот. Каждый день я меняла подстилку, кормила его.
Время шло, но рана не заживала. Полкашу мы водили к ветеринару, давали лекарства. Но все напрасно. У пса отнялась и вторая нога. Он перестал ходить. Лежал в будке, жалобно скуля, когда я к нему подходила. Пришел день, и Полкаши не стало. Я с болью и грустью смотрю на пустую будку. Мне очень больно и грустно терять друга. (Наташа С.)
V. Итоги урока
– Какой эпизод из жизни Сетона – Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление?
– Какие еще рассказы писателя вы читали?
– Кто такой художник – анималист?
Учитель: Сетон – Томпсон, будучи художником, часто сопровождал свои рассказы рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором.
Демонстрация рисунков писателя (слайды 6, 7, 8)
– Понравились рисунки?
– А рассказ?
VI. Домашнее задание:
Подготовить для внеклассного чтения пересказ любого произведения Сетона – Томпсона.
Источник