Следовая работа породы собак

Следовая работа породы собак thumbnail

Нужна ли постановка на след в обычной собачьей жизни? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Всякое бывает, вдруг пригодится эта наука.

Статья расскажет об том, что такое следовая работа, и как научить питомца работать по следу.

От малого к большему

Это золотое правило дрессировки. От простого к сложному, и постановка на след – не исключение.

  • Все начинается с длины следа. 15-20 метров для первых тренировок вполне хватит.

  • Давность закладки. Чем свежее след, тем легче собаке работать.

  • Мотивация. В нашем случае это корм. Его должно быть много в первое время, чтобы у собаки возникло желание работать.

Факторы, влияющие на работу собаки

К ним относятся мотивационные:

  • Корм и любимые собакой предметы (её игрушки, к примеру).

Существует ещё третий фактор, но его нельзя отнести к мотивационным. Это принуждение.

И основные:

  • Давность следа.

  • Почва.

  • Длительность рабочего сезона.

  • Раздражители на следе.

Метод постановки собаки на след

Собаку начинают обучать следовой работе не позже, чем по достижении ей 10 – месячного возраста.

Первый этап

Прокладывается прямой след, его длина составляет 15-20 сантиметров. След прокладывает проводник собаки так, чтобы питомец этого не видел. Обе ноги находятся на одной линии. Шаги такие же, как в детстве по бордюру ходили. В каждый след закладывается собачий корм.

Важно помнить, что след не должен быть давнишним. Идеальный вариант – проложить его непосредственно перед тем, как привести собаку для работы.

После того, как привели собаку, проводник берет ее на поводок. Длина поводка 1 –1,5 метра. Собаку подводят к началу следа и дают команду “нюхай”. Проводник следит за тем, чтобы животное шло по следу с опущенной головой и сосредоточенно обнюхивало.

Маленькая хитрость: в начало следа можно сбрызнуть несколькими каплями молока. Молоко возбуждает у собак аппетит. И питомец начнет активнее работать, пытаясь найти корм. Каждое правильное действие работяги подкрепляется похвалой.

Второй этап. Постепенно след усложняется. Ввод новшеств начинается с угла. Если раньше собака ходила по прямой прокладке, то теперь ей предстоит правильно пройти угол.

На этом этапе часто возникают проблемы. Питомец игнорирует угол и продолжает идти привычным маршрутом – по прямой. В этом случае задача проводника – позволить собаке самостоятельно стать на след.

Если питомица начинает искать след и кружит по углу, пусть находит его сама. Если же “ученик” продолжает движение по прямой, игнорируя угол, то здесь применятся принуждение.

К этому методу стоит прибегать только в крайнем случае. Проводник воздействует на питомца механикой, то есть, рывком поводка заставляет животное вернуться на первичный след. Как только собака справилась с задачей, её хвалят за это.

Третий этап. После того, как подопечный освоил две предыдущие задачи, можно переходить к третьему этапу. Это обнаружение предметов на следе.

Каким образом происходит тренировка? Прокладывается короткий след (0 метров, не более). Через каждые пару метров закладывается мотивационный предмет.

На первых этапах тренировок предметы закладываются только прямо, то есть – в следы. Собаке дается команда “нюхай”, движением руки проводник направляет её. Животное упирается носом в проложенный след, активно работая. После того, как собака обнаружила первый предмет, ее хвалят. И так – после каждого обнаруженного мотивационного предмета.

После 5-8 таких занятий поставленную задачу усложняют. Теперь предметы закладываются не в следы, а в рядом. Это необходимо, если собака готовится к служебной деятельности. После обнаружения всех предметов, питомицу хвалят и оглаживают. Похвала мотивирует её к дальнейшей работе.

Дело в том, что, работая по следу, собака испытывает стресс. Поощрение после каждого найденного предмета – способ расслабления для животного, выход из стресса.

Работа по следу в иных условиях

Простые тренировки закончены, задача усложняется. Теперь питомец учится ходить по следу против ветра.

До этого след прокладывался только в направлении ветра. Это связано с тем, что:

  • Во – первых, молодую собаку легко сбить с толка. Ветер донесет до нее запах корма или предмета, который служит мотивацией. Животное начнет суетиться, пытаться работать с поднятой головой. Ученик в данном случае не заинтересован в том, чтобы найти “низким” чутьем корм или предмет. Собака стремится скорее добежать до него, о каком сосредоточенном поиске может идти речь.

Начинать работу по следу против ветра можно только тогда, когда у собаки сформирован навык следовой работы.

Как ставят питомца на след по встречному ветру? Начинают с прокладки 2 линий следа по ветру, и 1 – против него. Постепенно задача усложняется, прокладываются углы, убирается проложенные по ветру следы.

Давность следа. Это еще один очень интересный момент, который требует отдельного внимания. Для первоначальных тренировок со щенком след должен быть свежим. Постепенно давность следа увеличивают до получаса. Спустя некоторое время срок давности его составляет уже час.

Для тех собак, у которых навык хождения по следу отработан идеально, можно протестировать на следе 12 – часовой давности.

Основные выводы

Какие выводы можно сделать?

Читайте также:  Порода собак для охоты на пернатую дичь

  • Собака должна работать только низким чутьем.

  • Идеально выполненной работой можно считать навык хождения по следу суточной давности. Это требуется только для служебных собак.

Источник

úÁÒÏÄÉÌÁÓØ ÔÅÍÁ ÉÚ ËÕÞÉ ËÏÍÍÅÎÔÁÒÉÅ× É ×ÏÐÒÏÓÏ× ÐÒÉ ÌÉÞÎÏÊ ×ÓÔÒÅÞÅ Ó ÌÀÄØÍÉ, ËÏÔÏÒÙÈ ÎÅ ÏÓÔÁ×ÉÌ ÒÁ×ÎÏÄÕÛÎÙÍÉ ÐÏÓÌÅÄÎÉÊ ÒÅÚÏÎÁÎÓÎÙÊ ÐÏÉÓË ÒÅÂÅÎËÁ.
îÅÔ, Ñ ÎÅ ÂÕÄÕ ÎÙÔØ, ÞÔÏ ÔÁËÕÀ ÔÏÌÐÕ ÎÁ ÏÂÙÞÎÙÈ ÐÏÉÓËÁÈ ÂÁÂÕÛÅË-ÄÅÄÕÛÅË ÎÅ Õ×ÉÄÉÛØ, ÞÔÏ ×ÙÅÚÖÁÀÔ ÍÁËÓÉÍÕÍ 20 ÞÅÌ, ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÉÚ ËÏÔÏÒÙÈ ËÉÎÏÌÏÇÉ-×ÏÌÏÎÔÅÒÙ, ÒÏÄÓÔ×ÅÎÎÉËÉ É ÉÎÏÇÄÁ ÓÏÔÒÕÄÎÉËÉ ÐÏÌÉÃÉÉ (ÒÅÖÅ íþó)… èÏÞÕ ÎÁÐÉÓÁÔØ ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ ÕÞÁÓÔÉÑ ÓÏÂÁË × ÐÏÉÓËÏ×Ï-ÒÏÚÙÓËÎÙÈ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÑÈ É ÏÔ×ÅÔÉÔØ ÎÁ ÍÎÏÇÉÅ ×ÏÐÒÏÓÙ ÓÒÁÚÕ.
«ïÞÅÒÅÄÎÁÑ ÚÁÑ×ËÁ ÎÁ ÐÏÉÓË. òÅÐÏÓÔ × ÓÏÃÓÅÔÑÈ. íÏÊ ÎÏÍÅÒ ËÁË ËÏÏÒÄÉÎÁÔÏÒÁ ÎÁ ÍÅÓÔÅ ÓÂÏÒÁ ÄÏÂÒÏ×ÏÌØÃÅ×.
– áÌÌÏ, Ñ ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ ÐÏÉÓËÏ×, ÈÏÞÕ ÐÏÍÏÞØ, ËÕÄÁ ÅÈÁÔØ?
– îÁ ÄÁÎÎÙÊ ÍÏÍÅÎÔ ÆÏÒÍÉÒÕÅÍ ÜËÉÐÁÖÉ ÄÌÑ ×ÙÅÚÄÁ. ÷Ù ÏÄÉÎ? îÁ ÍÁÛÉÎÅ ÉÌÉ ×ÁÓ ÎÕÖÎÏ ÇÄÅ-ÔÏ ÐÏÄÏÂÒÁÔØ? ïÔËÕÄÁ ÅÄÅÔÅ, ÍÏÖÅÔÅ ÌÉ ÚÁÈ×ÁÔÉÔØ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÐÏ ÐÕÔÉ?
– ñ Ó ÓÏÂÁËÏÊ.
– õ ×ÁÓ ÏÂÕÞÅÎÎÁÑ ÓÏÂÁËÁ? óÌÅÄÏ×ÁÑ ÉÌÉ ÎÁ ÏÂÙÓË ÍÅÓÔÎÏÓÔÉ?
– îÅÔ, ÍÙ ÎÅ ÚÁÎÉÍÁÌÉÓØ, ÎÏ ÉÝÅÔ ÈÏÒÏÛÏ, ÕÖ ÞÅÌÏ×ÅËÁ-ÔÏ × ÌÅÓÕ ÔÏÞÎÏ ÎÁÊÄÅÔ!
…»
é ÜÔÏ ÎÅ ÅÄÉÎÉÞÎÙÊ ÓÌÕÞÁÊ. õ×Ù, ÎÅ ËÁÖÄÙÊ ÓÏÂÁËÏ×ÌÁÄÅÌÅà ÚÎÁÅÔ ÓÐÅÃÉÆÉËÕ ÒÁÂÏÔÙ ÐÏÉÓËÏ×ÙÈ ÓÏÂÁË. ï ÞÅÍ ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏ É ÐÏÓÔ.

óÌÅÄÏ×ÙÅ (ÒÏÚÙÓËÎÙÅ) ÓÏÂÁËÉ – ÒÁÂÏÔÁÀÔ ÐÏ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÏÍÕ ÚÁÐÁÈÕ ÞÅÌÏ×ÅËÁ.
ëÁË ËÏÎËÒÅÔÎÏ ÒÁÂÏÔÁÀÔ ÓÌÅÄÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ – ÎÅ ÓÕÔØ ×ÁÖÎÏ, ËÁËÏÅ ÔÁÍ «ÞÕÔØÅ» – ÎÉÖÎÅÅ, ×ÅÒÈÎÅÅ… ÓÌÅÄ ÎÅ ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ ÎÁÄÏÌÇÏ ÄÁÖÅ × ÓÁÍÕÀ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÕÀ ÐÏÇÏÄÕ É ÎÁ ÈÏÒÏÛÅÍ ÇÒÕÎÔÅ. ôÁËÉÅ ÓÏÂÁËÉ ÐÒÉÍÅÎÉÍÙ × ÐÅÒ×ÙÅ ÞÁÓÙ ÐÒÏÐÁÖÉ ÞÅÌÏ×ÅËÁ.
ïË, ÎÁÍ ÐÏ×ÅÚÌÏ, É ×ÙÚ×ÁÌÉ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ÓÒÁÚÕ, ÂÙÓÔÒÏ ×ÙÅÈÁÌÉ, ÄÁ×ÎÏÓÔØ ÓÌÅÄÁ ÄÌÑ ÎÁÛÅÊ ÓÏÂÁËÉ × ÄÏÐÕÓÔÉÍÏÊ ÎÏÒÍÅ.
îÁ ÍÅÓÔÅ ×ÓÔÒÅÞÉ Ó ÒÏÄÓÔ×ÅÎÎÉËÁÍÉ ÓÔÁÎÄÁÒÔÎÁÑ ËÁÒÔÉÎÁ – ÎÁÍ ÄÁÀÔ ÐÏÌÉÜÔÉÌÅÎÏ×ÙÊ ÐÁËÅÔ Ó ÒÕÞËÁÍÉ (ÎÕ, ÚÎÁÅÔÅ, × ÍÁÇÁÚÉÎÁÈ ÄÁÀÔ), × ËÏÔÏÒÏÍ ÌÅÖÉÔ (ÉÌÉ ÐÒÉ ÔÅÂÅ ÖÅ ÚÁÐÉÈÉ×ÁÀÔ) ×ÅÝØ ÐÒÏÐÁ×ÛÅÇÏ ÞÅÌÏ×ÅËÁ. ô.Å. ×ÅÝØ ÐÁÈÎÅÔ ÕÖÅ ÎÅ ÏÄÎÉÍ ÞÅÌÏ×ÅËÏÍ, Á ÎÅÓÅÔ ÎÁ ÓÅÂÅ ÚÁÐÁÈ ÎÅÓËÏÌØËÉÈ ÌÀÄÅÊ. õËÁÚÙ×ÁÀÔ ÐÒÉÍÅÒÎÏÅ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÅ, ËÕÄÁ «ÐÏÔÅÒÑÛËÁ» ÍÏÇ ÎÁÐÒÁ×ÉÔØÓÑ, É ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÒÁÂÏÔÁ.
ô.Å. ÓÌÅÄÏ×ÁÑ ÓÏÂÁËÁ ÄÏÌÖÎÁ ×ÙÞÌÅÎÉÔØ Ó “ÚÁÎÀÛËÉ” (×ÅÝÉ ÐÒÏÐÁ×ÛÅÇÏ) ÌÉÛÎÉÅ ÚÁÐÁÈÉ, ÐÏÎÑÔØ, ËÏÇÏ ÉÝÅÍ, ÎÁÊÔÉ ÓÌÅÄ Ó ÏÂÙÓËÁ ÍÅÓÔÎÏÓÔÉ (ÏÂÙÞÎÏ ÜÔÏ ÄÅÌÁÅÔÓÑ ÄÕÇÁÍÉ ÉÌÉ ÞÅÌÎÏËÏÍ), ×ÓÔÁÔØ ÎÁ ÓÌÅÄ × ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÉ (ÐÏ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÀ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÚÁÐÁÈÁ), ÐÒÏÞÉÔÁÔØ ÅÇÏ É ÎÁÊÔÉ ÞÅÌÏ×ÅËÁ.
÷ ÔÏÌÐÅ ÜÔÏ ÓÄÅÌÁÔØ ÎÅ ÒÅÁÌØÎÏ!
èÏÒÏÛÏ, ÅÓÌÉ ËÉÎÏÌÏÇ ÓÏ ÓÌÅÄÏ×ÏÊ ÓÏÂÁËÏÊ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÎÁ ÍÅÓÔÅ ÂÙÓÔÒÏ, ÈÏÒÏÛÏ, ÅÓÌÉ ÒÕËÏ×ÏÄÉÔÅÌØ ÐÏÉÓËÁ ÐÏÎÉÍÁÅÔ, ÞÔÏ ÎÕÖÎÏ ÄÁÔØ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ ÐÏÐÒÏÂÏ×ÁÔØ ÏÔÒÁÂÏÔÁÔØ ÓÌÅÄ. îÅ ×ÓÅ ÜÔÏ ÐÏÎÉÍÁÀÔ, ÎÅ ×ÓÅ ÚÎÁËÏÍÙ ÓÏ ÓÐÅÃÉÆÉËÏÊ ÒÁÂÏÔÙ, É ÎÀÁÎÓÙ ÐÒÉÈÏÄÉÔÓÑ ÏÂßÑÓÎÑÔØ ÎÁ ËÁÖÄÏÍ ÐÏÉÓËÅ ÓÎÏ×Á.

7 ÌÅÔ ÎÁÚÁÄ Õ ÎÁÓ ÂÙÌÉ ÓÌÅÄÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ. îÏ ÎÁÓ ×ÙÚÙ×ÁÌÉ ÐÏÚÄÎÏ, ÎÁÛÉ ÓÏÂÁËÉ ÔÏÇÄÁ ÏËÁÚÁÌÉÓØ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ ÎÅÐÒÉÍÅÎÉÍÙ.
ðÏÜÔÏÍÕ, ÎÁÛÁ ÎÏ×ÁÑ ËÏÍÁÎÄÁ, ÎÁÛÉ ÎÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ É ÓÔÁÒÙÅ ÐÅÒÅÕÞÅÎÎÙÅ – ÜÔÏ × ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å Ó×ÏÅÍ ÐÏÉÓËÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ.
*** ñ Ï ÔÅÈ, ËÔÏ ÔÒÅÎÉÒÕÅÔÓÑ × ïîéëóóÅ, × ðóï ÷ÏÌÏÎÔÅÒ ÅÓÔØ É ÄÒÕÇÉÅ ËÉÎÏÌÏÇÉ.

ðÏÉÓËÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ – ÒÁÂÏÔÁÀÔ ÐÏ ÚÁÐÁÈÕ ÌÀÂÏÇÏ ÖÉ×ÏÇÏ ÞÅÌÏ×ÅËÁ × ÚÏÎÅ ÐÏÉÓËÁ.
éÍ ÎÕÖÎÏ ÕÍÅÔØ ×ÓÔÁ×ÁÔØ ÐÏÄ ÂÏËÏ×ÏÊ ×ÅÔÅÒ, ÅÓÌÉ ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÑ «ÐÕÓÔÁÑ», ÅÓÌÉ ÓÌÏ×ÉÌ ÚÁÐÁÈ ÞÅÌÏ×ÅËÁ Ä×ÉÇÁÔØÓÑ × ÔÏÞËÕ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÚÁÐÁÈÁ (ÚÁÐÁÈÏ×ÙÊ ËÏÎÕÓ), ÐÒÉ ÐÏÔÅÒÅ ÐÏÔÏËÁ ÎÁÊÔÉ ÅÇÏ ×ÎÏ×Ø É Ä×ÉÇÁÔØÓÑ Ë ÞÅÌÏ×ÅËÕ. åÓÌÉ ×ÅÔÒÁ ÎÅÔ (Ñ ×ÁÓ ÏÇÏÒÞÕ, ÎÏ × ÌÅÓÕ ÏÎ ×ÏÏÂÝÅ ÏÞÅÎØ ÒÅÄËÏ ÂÙ×ÁÅÔ), ÔÏ ÓÏÂÁËÁ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ÎÏÇÁÍÉ, ÕÛÁÍÉ, ÇÌÁÚÁÍÉ É Ô.Ä.
ðÒÉÞÕÑ× ÚÁÐÁÈ, ÓÏÂÁËÁ ÄÏÌÖÎÁ ÕÍÅÔØ Õ×ÅÒÅÎÎÏ ÕÊÔÉ ÏÔ ÐÒÏ×ÏÄÎÉËÁ ÎÁ ÄÁÌØÎÅÅ ÒÁÓÓÔÏÑÎÉÅ, ÄÁÖÅ ÅÓÌÉ ÏÎ ÅÅ ÍÁÔÅÒÎÏ ÚÏ×ÅÔ!!! õÊÔÉ Ë ÞÕÖÏÍÕ ÞÅÌÏ×ÅËÕ, ÎÁÈÏÄÉÔØÓÑ ÏËÏÌÏ ÎÅÇÏ É ÏÂÏÚÎÁÞÁÔØ ÌÁÅÍ ÄÏ ÔÅÈ ÐÏÒ, ÐÏËÁ ÐÒÏ×ÏÄÎÉË ÎÅ ÐÏÄÏÊÄÅÔ ÎÁ ÚÏ×.

îÏ É ÔÕÔ ÅÓÔØ Ó×ÏÉ ÚÁÍÏÒÏÞËÉ – ÏÐÔÉÍÁÌØÎÕÀ ÒÁÂÏÔÕ ÓÏÂÁËÉ ÍÏÇÕÔ ×ÙÄÁÔØ, ËÏÇÄÁ ÍÅÓÔÏ ÐÏÉÓËÁ ÐÏÄÅÌÅÎÏ ÎÁ ÚÏÎÙ (Ë×ÁÄÒÁÔÙ), ÇÄÅ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ÏÄÎÁ ÓÏÂÁËÁ, ËÉÎÏÌÏÇ É ×ÏÌÏÎÔÅÒ.
ðÒÉ ÏÂÙÓËÅ ÍÅÓÔÎÏÓÔÉ ÃÅÐØÀ (ÜÔÏ ËÏÇÄÁ ÌÀÄÉ ×ÓÔÁÀÔ × ÌÉÎÉÀ É Ä×ÉÇÁÀÔÓÑ × ÏÄÎÏÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÉ) – ÐÏÉÓËÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ ÍÁÌÏÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙ, ÏÎÉ ÍÅÞÕÔÓÑ Ë ËÁÖÄÏÍÕ ÎÏ×ÏÍÕ ÞÅÌÏ×ÅËÕ, ËÏÔÏÒÏÇÏ ÐÒÉÞÕÑÌÉ, ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÔ ÒÁÂÏÔÕ, ËÏÇÄÁ ÕÂÅÄÑÔÓÑ, ÞÔÏ ÏÎ «× ËÏÍÁÎÄÅ», «Ó×ÏÊ», «Ä×ÉÖÅÔÓÑ», Á ÐÒÏ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÅ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ÃÅÐÉ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏ ×ÅÔÒÁ ×ÏÏÂÝÅ ÎÉËÔÏ ÎÅ ÚÁÍÏÒÁÞÉ×ÁÅÔÓÑ. ôÁË ÞÔÏ – ÆÁËÔÉÞÅÓËÉ ÐÕÓÔÁÑ ÒÁÂÏÔÁ.

úÏÎÁ ÐÏÉÓËÁ (Ë×ÁÄÒÁÔ) – ÜÔÏ, ÐÏ ÓÕÔÉ, ÚÏÎÁ ÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏÓÔÉ ËÁÖÄÏÇÏ ËÉÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÁÓÞÅÔÁ. ëÉÎÏÌÏÇ ÄÏÌÖÅÎ ÂÙÔØ Õ×ÅÒÅÎ, ÞÔÏ ÚÁËÒÙÌ ÚÏÎÕ, ÞÔÏ ÞÅÌÏ×ÅËÁ × ÜÔÏÍ Ë×ÁÄÒÁÔÅ ÎÅÔ.
ëÔÏ-ÔÏ ÇÏÔÏ× ×ÚÑÔØ ÎÁ ÓÅÂÑ ÔÁËÕÀ ÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏÓÔØ, ×ÙÊÄÑ ÎÁ ÐÏÉÓË Ó ÄÏÍÁÛÎÅÊ ÎÅÐÏÄÇÏÔÏ×ÌÅÎÎÏÊ ÓÏÂÁËÏÊ? üÔÏ Ë ×ÏÐÒÏÓÕ Ï Ú×ÏÎËÁÈ «Ñ Ó ÓÏÂÁÞËÏÊ».

÷ ÐÏÓÌÅÄÎÅÅ ×ÒÅÍÑ ×ÓÅ ÞÁÝÅ ÓÔÁÌÉ Ú×ÁÔØ ÎÁ ÐÏÍÏÝØ × ÐÅÒ×ÙÅ ÖÅ ÓÕÔËÉ ÐÒÏÐÁÖÉ ÞÅÌÏ×ÅËÁ – ×ÏÔ ÔÕÔ ÂÙ ÏÞÅÎØ ÐÒÉÇÏÄÉÌÉÓØ ÓÌÅÄÏ×ÙÅ ÓÏÂÁËÉ!
îÏ ÍÙ, Ë ÓÏÖÁÌÅÎÉÀ, ÐÅÒÅÓÔÁÌÉ ÔÒÅÎÉÒÏ×ÁÔØ ÓÌÅÄ.
úÎÁÀ, ÞÔÏ × ÇÏÒÏÄÅ ÅÓÔØ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÉÎÓÔÒÕËÔÏÒÏ× ÐÏ ÓÌÅÄÏ×ÏÊ ÒÁÂÏÔÅ, × Ô.Þ. ÐÏ ÐÒÉËÌÁÄÎÏÍÕ ÓÌÅÄÕ. îÁÄÅÀÓØ, ÏÎÉ ÓÀÄÁ ÚÁÇÌÑÎÕÔ É ÏÔÐÉÛÕÔÓÑ, ËÁË ÏÂÓÔÏÑÔ ÄÅÌÁ, ÞÔÏ ÎÁ ÄÁÎÎÙÊ ÍÏÍÅÎÔ ÅÓÔØ, ÞÔÏ ÍÏÖÎÏ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ, ÞÔÏ × ÐÌÁÎÁÈ. ðÒÉÚÙ×ÁÀ Ë ÓÏÔÒÕÄÎÉÞÅÓÔ×Õ!

Читайте также:  Все породы собак которые бывают фото

îÕ É ÅÝÅ ÎÁ ÏÄÉÎ ×ÏÐÒÏÓ ÏÔ×ÅÞÕ.
÷ ÎÁÛÅÊ ÇÒÕÐÐÅ ÎÁ ÄÁÎÎÙÊ ÍÏÍÅÎÔ ÐÒÏÈÏÄÑÔ ÏÂÕÞÅÎÉÅ ÐÏÒÑÄËÁ 30 ÓÏÂÁË. îÅ ×ÓÅ ÓÏÂÁËÉ ×ÙÅÚÖÁÀÔ ÎÁ ÐÏÉÓËÉ ÐÏ ÒÁÚÌÉÞÎÙÍ ÐÒÉÞÉÎÁÍ. é ÎÁÏÂÏÒÏÔ, ÎÅ ×ÓÅ ËÉÎÏÌÏÇÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÅÚÄÑÔ ÎÁ ÐÏÉÓËÉ, ×ÙÅÚÖÁÀÔ ÎÁ ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÉ.
îÏ ×ÏÔ ÎÅËÏÔÏÒÙÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÏÂÕÞÅÎÉÑ ÏÐÕÂÌÉËÕÀ:
ðóó Ó 2011 ÇÏÄÁ
áÔÔÅÓÔÁÃÉÉ íþó É ÉÓÐÙÔÁÎÉÑ FCI
íÅÌØÎÉËÏ× îÉËÏÌÁÊ É Ä×ÏÒÎÑÇÁ òÜÄ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á
ëÏÒÎÙÛÅ×Á áÎÖÅÌÁ É ÌÁÂÒÁÄÏÒ ñÎÉË – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
óÔÏÌÑÒÏ×Á åËÁÔÅÒÉÎÁ É ÇÏÌÄÅÎ òÉË – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á
ûÅ×ÁÌÄÉÎÁ áÎÁÓÔÁÓÉÑ É ÆÏËÓÔÅÒØÅÒ çÒÁÎØ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
çÕÒØÅ×Á åËÁÔÅÒÉÎÁ É ÍÅÔÉÓ îÉËÁ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
ûÅÍÅÔÏ× áÌÅËÓÁÎÄÒ É ÌÁÂÒÁÄÏÒ áÇÁÔ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
óÁÈÁÂÕÔÄÉÎÏ× òÁÍÉÌØ É ÌÁÂÒÁÄÏÒ þÉÎÇÉÚ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á, IPO-R RH-FL A, IPO-R RH-T A
îÁÌØËÉÎÁ õÌØÑÎÁ É ÂÅÒÎ áÒÉÑ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
ôÉÍÏÒÛÉÎÁ éÌÅÎÜ É ÔÅÒ×ÀÒÅÎ àÖÁ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
óÕÛËÏ×Á ó×ÅÔÌÁÎÁ É ÂÅÒÎ íÁÒÕÓÑ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
áÔÌÁÛËÉÎÁ îÁÔÁÌØÑ É ÷ëð úÉÄÁÎ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
ôÁÔØÑÎÁ òÁÚÏ×Á É ÇÏÌÄÅÎ òÉËÁ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á
áÔÌÁÛËÉÎÁ îÁÔÁÌØÑ É ÂÏÒÄÅÒ ËÏÌÌÉ çÒÅÔÁ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
ðÁÒÁÓÏÔËÁ áÎÎÁ É ÇÒÀÎÅÎÄÁÌØ öÏÌÉ – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ
ðÅÒÃÅ×Á íÁÒÉÑ É ÂÉÇÌØ íÁÒË – ÁÔÔÅÓÔÁÃÉÑ ËÌÁÓÓ á ÐÅÒ×ÉÞÎÏ

Источник

Поиск носом или поговорим о следовой работе

 

   

В последние годы тема подготовки собак по розыскным службам оказалась задвинутой на задний план. Уже нельзя увидеть в современных книгах по дрессировке разделы, посвящённые этому направлению, практически отсутствуют соревнования с розыскными собаками. Собаки, которые могут ходить по следам, делать обыск местности, осуществлять выборку человека или вещи становятся большой редкостью, не только в среде собаководов-любителей, но и в силовых ведомствах. Практически отсутствуют дрессировочные площадки, где могут грамотно и квалифицированно подготовить собаку по розыскной службе.

 Подобное положение дел грозит потерей рабочих качеств, утерю навыков обучения и управления следовыми собаками. Наши хорошие знакомые, клуб служебно-спортивного собаководства «Кузьминки» ДОСААФ ЮВАО г. Москвы, возродил у себя подготовку розыскных собак.

 

Для занятий с розыскными собаками по обще-розыскному профилю (прикладная следовая работа, обыск местности, выборка человека и вещи) клуб привлёк к работе  инструктора СРС, специалиста по рабочим качествам РКФ Новикова Петра Ивановича.  Петр Иванович, как инструктор с большим опытом  подготовки и использования розыскных собак, поделился с нашим корреспондентом некоторыми нюансами подготовки собак по следовой работе.

Следовая работа розыскная собака журнал Мир собак

Общаясь в последнее время с  собаководами-любителями, которые занимаются следовой работой по программе ИПО, и пытаясь помочь им разобраться с возникшими у них трудностями, я был крайне удивлен  теми представлениями, которые у них сформированы о следовой работе. Тем, как они далеки от понимания того, как нужно правильно вести поиск и как сформировать у розыскной собаки эффективное и устойчивое поисковое поведение. Также меня удивило их непонимание индивидуальных особенностей поискового поведения своей собаки.

Например, у одной из собак достаточно сложная локализация запаха и отсюда, естественно, более расширенный поиск, свойственный именно этой собаке. А ее все время одергивали, пытаясь выровнять, что приводило к обратному результату, и собака теряла след. Обычно таким собакам дают работать в свойственной им манере, а по мере накопления опыта поиск у них выравнивается, что мы впоследствии и наблюдали у этой собаки.

В дальнейшей беседе с владельцами выяснилось, что они в своей работе пришли к тупиковой ситуации и столкнулись с проблемами, самостоятельно решить которые им было сложно. Я постараюсь     не только обозначить эти проблемы и рассмотреть варианты их решения, но и помочь разобраться, почему эти проблемы возникают. Считаю, что только полное понимание поведения собаки в процессе розыска поможет разобраться с возникшими сложностями.

В большинстве случаев рассматриваемые нами проблемы взаимосвязаны и зачастую одна вытекает из другой, но мы будем их рассматривать по-отдельности, чтобы было проще понять, какую конкретно задачу мы в данный момент рассматриваем. Пересматривая видеоматериалы по следовой работе, которые я делал около 10 лет назад, на семинарах зарубежных специалистов, добившихся отличных результатов как по программе ИПО, так и ФХ, я нашел в их программе обучения  ответы на многие вопросы, и меня удивило, что специалисты сейчас не используют этот опыт в работе. И при этом некоторые начинающие следопыты задавали мне вопросы  по современным методикам обучения, которые уводят их в сторону от нужного направления и, скорее, все усложняют.

Первая проблема – слишком быстрый темп

Первая и часто встречающаяся проблема – это слишком быстрый темп прохождения собаки по следу. Разбираясь с этой проблемой, прежде всего, нужно понимать,  что основой розыскной работы собаки является охотничье-поисковое поведение. Здесь мы можем увидеть такие поведенческие элементы, как поиск добычи, дальнейшее преследование добычи, которое  может осуществляться как по запаховому следу, так и визуально (в природе у хищников используется и то, и другое), затем идет захват добычи, борьба (убивание), возможен ее унос, последующая охрана добычи. При обучении служебной собаки мы, как правило, активизируем некоторые элементы этого цикла.

Следовая работа розыскная собака журнал Мир собакДля обучения поисковой собаки активизируется поисковое поведение собаки с целью обнаружения человека, наркотиков или взрывчатки. При обучении розыскной собаки активизируется поведенческий комплекс преследования по запаховому следу. При обучении патрульной собаки активизируются элемент поиска и преследования  с последующим задержанием  человека. При обучении караульной собаки активизируется   инстинкт охраны (у караульных собак акцент на охране территории).

У собаки, как у всякого хищника, при включении поискового поведения инстинктивно заложено стремление к скорейшему сближению с добычей. В природе  такая поспешность не всегда приводит к желаемому результату, и у хищника быстро формируется нужный эффективный поисковый цикл, в противном случае животное просто погибает.  У собаки, как у домашнего животного, такого жесткого отбора нет. Поэтому  поисковое поведение собаки отличается большим разнообразием. Даже такие собаки, как «служебные», долгие годы не разводятся по критериям рабочих качеств. Поэтому среди них попадаются собаки с плохо выраженным поисковым поведением, и специалистам приходится использовать такие стимулы, как пища на следу или игровые предметы  на конечной точке и т.д.

У собак, делающих слишком поспешный поиск, как правило, нет проблем с мотивацией поиска, скорее наоборот. Слишком высокая мотивация может сделать поиск суетливо-сумбурным. У таких собак я вижу две проблемы:  при хорошо выраженных природных задатках (интерес) у этих собак дополнительно повышали мотивацию и пришли, естественно, к такому результату. Я наблюдал следовую работу, где люди, сами того не желая, и не понимая, не учитывали мотивацию собаки.

Например, давая собаке работать по горячему следу (выдержка следа была не более 10-15 мин), который собака буквально пролетала. Нужно было увеличить выдержку следа в два или даже в три раза, и все – собака пошла бы по следу спокойно. Они же на горячем следу тормозили собаку, пытались заставить ее тщательно принюхиваться. Проработав с собакой в такой манере  5-10 следов, они закладывают у собаки устойчивый стереотип поспешного прохождения по следу. Случается, что после такой работы  собака просто избегает следа, так как не может понять, что от нее хотят, и на нее оказывалось слишком много негативных воздействий.

Помимо ошибок при обучении собаки, вторая проблема в этом вопросе – это темперамент собаки. Собаки с высоким темпераментом все делают быстро и также быстро пытаются ходить по следу. Поэтому опытные специалисты, приобретая собаку для розыска, отдают предпочтение не холерикам, у которых процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, а сангвиникам,  у которых эти процессы более уравновешены, или даже флегматикам – спокойным типам. Эти типы спокойно идут по следу и лучше делают дифференцировку (различие, выбор нужного) запаха.  Опытные специалисты стараются сразу избавиться от проблемы слишком поспешного прохождения собаки по следу и стараются использовать при этом не механический способ (сдерживание или одергивание собаки поводком), а ставят собаку в такие условия, при которых она не может пойти в быстром темпе по следу, например: а) увеличивают выдержку следа; б) уходят от прямолинейности следа, что также приводит к самокоррекции собаки на следу. Проскакивая на углах, собака сама сбавляет темп.

Вторая проблема – не тщательное пронюхивание

Вторая проблема – это недостаточно тщательное пронюхивание следа. Собака, которая не делает тщательное пронюхивание следа, если исходить из того, что при этом у нее достаточно высокий интерес к следу, как правило, либо неправильно   обучалась (при обучении собаки не учитывалось направление ветра и собаку пускали на след на ветер), либо у собаки хорошее чутье и данный след для нее слишком простой и не требует от собаки тщательного пронюхивания.

Следовая работа розыскная собака журнал Мир собакВ этом случае для собаки просто нужно увеличить давность следа, что вынудит эту собаку сразу принюхиваться. Проблема неправильного обучения обычно связана с неопытностью инструктора. Хороший специалист знает, что работа на ветер проводится, как правило, при обыске местности, где собака должна, пользуясь ветром, издали почуять искомый предмет, либо  человека.

Например, у некоторых охотничьих собак работа нижним чутьем при поиске  дичи является крупным недостатком: эта собака должна обнаружить дичь верхним чутьем и показать ее охотнику стойкой. При поиске дичи эти собаки обучаются использовать ветер, который  доносит до них запах дичи. При обучении собаки следовой работе ей прокладывают след  всегда по ветру. Это вынуждает собаку более тщательно принюхиваться к следу и запаховая дорожка находится ближе к отпечаткам следа, ее меньше относит ветром в сторону от следа, что значительно облегчает работу и собаке, и начинающему следопыту. Такая работа по ветру  проводится до тех пор, пока у собаки не сформируется устойчивое правильное поисковое поведение.

Беседовал Александр Журавлев,
фото автора

Продолжение следует…

Перепечатка на сайтах и форумах разрешена при наличии активной ссылки на материал. Спасибо.

Источник