Собака баскервилей что это за порода
В книге и в экранизациях речь идет о двух собаках. Обе они преследуют представителей рода Баскервилей. Во-первых, в основе сюжета лежит легенда о призрачной собаке на Гримпенских болотах. По преданию именно она убивает Хьюго Баскервиля. Легендарного и беспутного предка нынешних Баскервилий. Во-вторых, главный злодей Степлтон пользуется верой людей в эту легенду. И использует для своих замыслов огромное животное. Питомца хоть и опасного, но вполне себе из плоти и крови. В результате с его помощью происходит смерть Чарльза Баскервиля. Так какой породы была собака Баскервилей? И мистическая и реальная?
Голова “собаки Баскервилей ” и другие экспонаты в музее Шерлока Холмса в Лондоне
Порода собака Баскервилей в демонической ипостаси
Вероятно один из вариантов легенд про демоническую собаку Конан Дойлу поведал журналист Бертрам Флетчер Робинсон. Чем и сподвиг отца Шерлока Холмса взяться за перо. По крайней мере имя этого журналиста упоминалось в сноске на титульном листе первой публикации
“Появление этой истории стало возможным благодаря моему другу, мистеру Флетчеру Робинсону, который помог мне придумать сюжет и подсказал реалии. А.К-Д.”
В 1929 году Конан Дойл в предисловии к “Полному собранию романов о Шерлоке Холмсе” пишет
“Собака Баскервилей” – итог замечания, оброненного этим добрым малым, Флетчером Робинсоном, скоропостижная кончина которого стала утратой для всех нас. Это он рассказал мне о призрачной собаке, обитавшей близ его дома на Дартмурских болотах. С этой байки и началась книга”
Фольклор Великобритании плотно наполнен различными демоническими созданиями. Не последнее место среди потусторонних существ занимают разные представители собачьего рода. Всякие черные псы и призрачные своры издревле нагоняют жути на жителей Туманного Альбиона. Безусловно, Черный Шак и Баргéст являются яркими представителями подобного рода демонов.
Чёрный Шак
Чёрный Шак (Black Shuck англ.) — мифическое существо из легенд Восточной Англии. Страшные истории об этом псе – значительная часть народного творчества графств Саффолк, Норфолк, Эссекс и Кембриджшир. Вероятно его имя происходит от староанглийского слова shucky. Что означает лохматый или волосатый.
Призрачный пес из сериала “Сверхъестественное”
Жители Англии на протяжении веков рассказывали своим детям предания о Черном Шаке. Долгими зимними вечерами, сидя у горящего очага. В то время как, за крепко закрытой дверью, воет холодный ветер. И когда создается обманчивое впечатление защищенности и безопасности. Рассказывали о зловещей черной собаке. Глаза которой злобно горят во мраке. Горят оранжевым, красным или зеленым огнем. Огромные страшные глаза. В некоторых вариантах один глаз. В сказаниях величина ужасного чудовища могла быть совершенно разной. Иногда даже размерами с небольшого быка. Но никак не меньше теленка. Чёрный Шак также мог являться летящим в тумане. Или же предстать в образе безголовой собаки.
Баргéст
Баргéст — призрачный пёс английского фольклора. Злой дух, приносящий горе и несчастье. Имеет вид чёрного или светящегося пса с горящими глазами. В пасти его острые длинные клыки. На лапах его огромные когти. Но может иметь и совершенно другой вид. Баргест является людям по ночам. В дикой и безлюдной местности. Пугает до потери речи. С другой стороны, может напугать и до смерти.
Баргесты из компьютерной игры “Ведьмак”
Баргесты — призраки, каким то образом заимевшие материальное тело. Преследуют людей. Встреча с ними приносит несчастья и скорую смерть. Эти существа олицетворяют кару и возмездие грешнику. Другие предания гласят, что баргесты знамение скорого прибытия Дикой Охоты. Они не имеют жалости к живым существам. Вероятно название чудовища – баргест происходит от английского слова ghost. Что означает призрак или привидение.
Все демонические псы имеют очень разноречивое народное описание. Определить их породу не представляется возможным. С одной стороны, сегодня они могут предстать в образе собаки. С другой стороны, завтра обернутся черным дровосеком. Или зелеными человечками. В общем, морочит нечистая сила. Потому определить точную породу призрачной собаки Баскервилей не представляется возможным.
Какой породы собака Баскервилей?
- 1.) В названии, а также на протяжении всей англоязычной версии книги собаку Баскервилей называют hound. То есть не собака, а гончая. И явно имеется в виду не порода собаки. Здесь подразумевается другой смысл слова hound. А именно: натравливать, преследовать. Скорее всего здесь наличествует каламбур. Соединены два значения одного слова – охотничья собака (гончая) и преследователь. Судя по рукописи датированной 1742 годом, зверь преследовал семью Баскервилий не менее полутора веков.
- 2.) Единственное приблизительное описание породы собаки дается всего один раз. Доктор Ватсон в оригинале книги говорит про породу собаки Баскервилей
“It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two – gaunt, savage, and as large as a small lioness.”
В рускоязычной версии перевода книги фраза звучит так
«Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу»
Порода собаки Баскервилей
Первый стандарт породы мастиф был опубликован в Великобритании в 1888 году. То есть всего за год от описываемых в книге событий. Большая российская энциклопедия, т. 19., М., 2012. С. 322. Вряд ли Ватсон досконально знал все признаки стандарта этой породы. Скорее всего он руководствовался какими то общеизвестными признаками. Человек может назвать собаку овчаркой. Но это не делает эту собаку чистокровной немецкой овчаркой автоматически.
Бладхаунд (слева) и английский мастиф (справа)
Перевод английского слова “bloodhound” как “чистокровная ищейка” многие считают ошибочным. Утверждается что в книге упоминается именно порода бладхаунд. То есть слова “blood” и “hound” употреблены в смысле: “ищейка идущая по кровавому следу”. Однако Ватсон произнося слово blood мог иметь в виду кровность, чистокровность. Еще одно значение этого слова – происхождение.
- 3.) Однако доктор Ватсон всего лишь делает предположение о происхождении собаки. Он ничего не утверждает. Да это и нереально по внешнему виду определить помесью кого с кем является пес. Причем мгновенно. В ночное время суток. После недавних кошмарных событий. Со стрельбой, беготней и другими волнительными событиями. Едва не повлекшими к смерти баронета. Даже целый консилиум кинологов не смог бы вынести однозначный вердикт по этому поводу.
Порода собаки Баскервилей – беспородная дворняжка
Вполне возможно установить породу собаки. В случае если она является представителем этой породы. То есть обладает целым рядом определенных признаков. Здесь же собака отличается по признакам от некоторых пород. Потому о ее происхождении можно сделать только осторожное предположение. Но зато о породе можно сказать точно – беспородная.
Даже если скрестить мастифа и бладхаунда, то мы не получим в результате другую породу. К примеру, мифического кубинского дога. Для того чтобы получить новую породу нужно провести очень большую работу. Безусловно, это дело не одного года. И часто такая работа проводится не одним человеком, а множеством энтузиастов. Потому помесь двух пород является беспородной собакой. То есть дворняжкой.
У Степлтона и не было задачи выбрать породистую собаку. Он должен был выбрать собаку большую и злобную. Чтобы поддержать веру людей в мистическую тварь. То есть пес должен был выглядеть настоящим демоническим чудовищем. К тому же беспородная собака стоит намного дешевле породистой. А у Степлтона не было лишних денег. Он сам упоминает о своих финансовых затруднениях. Шерлок Холмс говорит по этому поводу
“Он купил этого пса в Лондоне у Росса и Менгласа, на Фулхем-роуд, выбрав самого крупного и самого свирепого из всех, какие были.”
Иллюстрации Эдварда Пэджета к книге “Собака Баскервилей”
Интересный факт. Одним из первых иллюстраторов книги был британский художник Сидни Эдвард Пэджет. Именно его образ Холмса закрепился за персонажем как узнаваемый всеми. Согласно его изображениям пес имел внешний вид огромного бладхаунда. А также обладал силой и злобностью громоздкого мастифа.
Какой породы была собака Баскервилей в знаменитом советском фильме?
Задача режиссера фильма была похожа на задачу Степлтона. Необходимо было подобрать собаку очень больших габаритов. И разумеется угрожающего вида. Чтобы произвести впечатление и нагнать ужаса на зрителя.
Собака Баскервилей в одноименном советском фильме
Прекрасный актер Олег Янковский замечает по этому поводу
“Столько о ней говорят, слышат её вой – должно было какое-то чудовище появиться на экране. Хотели теленка даже маленького снимать, не получилось.”
Актер Василий Ливанов говорит о собаке снимавшейся в фильме
“Выбрали крупную дожиху, это была огромная, самая большая дожиха в Ленинграде. Но невероятно добрая и влюбленная в своего хозяина. Да ещё сладкоежка – сожрала торт Соломина вместе с коробкой.”
Однако не смотря на слова Ливанова, вся съемочная группа убеждена что снимался кобель. Немецкий дог по кличке Циклон. И действительно можно убедится что в съемках участвовал именно немецкий дог. Причем именно кобель. Если внимательно просмотреть сцену нападения на Генри Баскервиля. Несмотря на плохое освещение. Но с другой стороны, может, при создании фильма, к съемкам привлекали несколько немецких догов.
Видео – сцена нападения собаки Баскервилей на сэра Генри Баскервиля
Рекомендуем прочитать
Какие зрачки у козы и овцы?
Могут ли быть в одном помете щенки от разных отцов?
Зачем кошке усы и брови?
Животные – Главная страница
Спасибо за посещение канала и чтение заметки
Вы можете подписаться на канал и поставить лайк. Если хотите больше похожих материалов в ленте Яндекс Дзен
Источник
Многие любители классической литературы и хорошего кино наверняка не раз задумывались о том, какой была порода собаки Баскервилей. Наверняка у легендарного чудовища был реальный прототип. Автор бессмертных произведений о великом сыщике подразумевал не совсем то, что сегодня представляет большинство русскоязычных читателей и зрителей. Попробуем разобраться в вопросе, проанализировав некоторые факты.
Книжная собака Баскервилей
Кем была собака Баскервилей? Порода собаки по книге точно не указана ни разу, однако Артур Конан Дойл оставил нам некоторые подсказки. Принято считать, что, описывая страшилище, нагоняющее ужас на окрестности, он имел в виду не то мастифа, не то ищейку (хаунда). Но если внимательно вчитаться в текст, становится ясно, что автор, вероятнее всего, говорил о метисе-полукровке, в котором присутствуют черты обеих пород. Таким образом, мы понимаем, что знаменитый зверь – это наполовину мастиф, наполовину бладхаунд. Собака при этом описана очень крупной (больше, чем представители пород), что теоретически вполне могло иметь место.
Неточности перевода
Откуда же взялись разногласия и почему у многих поклонников творчества Артура Конан Дойла возникают вопросы о том, какой была порода собаки Баскервилей? Не будем забывать о языковом барьере. В оригинальном произведении можно встретить слово hound, которое на русский переводится как «гончая» или «ищейка». Но в английском его значение намного шире. Во-первых, это слово нередко входит в названия различных пород (бассет-хаунд, бладхауд), а во-вторых, в широком смысле оно синонимично слову «собака».
Переводчики не упомянули о гончих и легавых, а выбрали именно этот вариант перевода. Вот так мы и получили еще со времен первого русскоязычного издания не конкретную породу, а название «собака Баскервилей» – такое ёмкое и абстрактное одновременно.
Бладхаунд и мастиф
Свет на тайну помогают пролить и профессиональные заводчики собак. Метис, родителями которого являются мастиф и бладхаунд, – собака довольно редкая.
Однако некоторые классификаторы даже выделяют ее в отдельную породу, именуемую кубинским (бразильским) хаундом или собакой Стэплтона. За этим зверем закрепилась откровенно кровавая слова, и дело не только в триплете «блад» (от англ. «кровь»). Этих крупных псов когда-то воспитывали агрессивными и жестокими, чтобы использовать в военных целях, а также для подавления восстаний, поимки беглых рабов и каторжан. Судя по немногочисленным описанным в источниках случаям, уйти от страшной погони удалось совсем немногим.
В наше время необходимость в настолько грозном псе отпала. Намеренная вязка мастифов с бладхаундами носит разовый характер. Но реальное существование гибридов лишь подтверждает версию о том, что порода собаки Баскервилей – вовсе не мастиф и не бладхаунд. Автор имел в виду именно помесь.
Здесь стоит упомянуть и о том, что в те времена, в которые разворачиваются события книги, бладхаунды были давно описаны в классификаторах, а мастиф считался совсем новой и модной породой. Возможно, автор хотел обыграть еще и этот контраст.
Курьезы на съемках легендарной киноленты
Когда перед советскими киношниками встал вопрос о том, какой будет порода собаки Баскервилей, им пришлось столкнуться со множеством трудностей.
Черный пёс, обклеенный светоотражательной пленкой и отснятый на фоне черного бархата, на пленке выглядел как смешной худенький скелетик. Ни о какой обмазке фосфором и речи не было (ни одно животное просто не позволит с собой такого сделать). Рассматривалась даже идея снять в главной роли теленка! А кто-то предложил… пекинеса, изуродованного шрамами в драках.
В результате съемочная группа остановилась на пошиве маски и жилетки для пса-артиста. А сыграл собаку Баскервилей вовсе не мастиф и не бладхаунд, ну и уж точно не их метис. В роли сняли английского дога – крупного пса с устрашающим видом, но при этом миролюбивого и умного.
Съемочная группа вспоминает о множестве курьезов. Хитрый пёс не бежал на свет (а он был необходим для светоотражателей), обходил препятствия, стоял на лапах тогда, когда нужно было падать. А однажды дог прямо вместе с коробкой слопал именинный торт Соломина. Но артисты очень тепло отзываются об этой собаке, которая на съемках успела полюбиться всей группе.
Сегодня мы знаем, какая порода собаки в фильме «Собака Баскервилей» (СССР, 1981 г.). Но это породило еще одно заблуждение, ведь многие считают, что и по книге она была догом. В других кинолентах в главной роли снимали разных крупных псов, иногда даже лохматых, а не гладкошерстных.
Впрочем, поклонники истории о Шерлоке Холмсе привыкли воспринимать монстра именно как собаку Баскервилей, а отсутствие точной идентификации не мешает нам восхищаться удивительным чудовищем каждый раз, как только оно появляется в кадре или на книжной странице.
Источник
Таинственная легенда рода Баскервилей не закончилась в Гримпенской трясине. Не там она и началась. Истоки этой истории таятся в мистических верованиях Девона.
Фильм «Собака Баскервилей» обладает своим обаянием. Это обаяние английского детектива, наполненного представлениями о чопорной английской аристократии и готической романтике «туманного Альбиона», который советские люди, в том числе и съёмочная группа этого фильма, в глаза не видели. Может быть, поэтому такой поэтичностью наполнен этот сериал, что основывался только на созданных мифах о заграничных «кисельных берегах» старой доброй Гримпенской трясины. При этом пропускаем мимо ушей и то, что Ватсон воевал в колониальных войсках в Афганистане, и кокаиновую наркоманию Холмса, и аморальную распущенность аристократических «элит» Британии, наплодивших бастардов (ублюдков, по-нашему), готовых резать друг другу глотки за наследство.
Одна из подобных историй и легла в основу повести Конан Дойла «Собака Баскервилей». Чарльз Баскервиль умирает от страха перед огромной собакой, якобы преследующей уже несколько столетий его род. Наследует Баскервиль-холл его племянник, сэр Генри. Но приехавшего из Америки наследника пытается убить сын младшего брата сэра Чарльза, скрывавшегося под именем энтомолога Стэплтона. Но эта окаянная (братоубийственная) резня «элит» в истории не новинка, недаром Холмс после расстрела собаки приглашает Ватсона на оперу «Гугеноты», где протестанты и католики режут друг дружку, как сумасшедшие. Протестантизм – официальная религия англиканской гонимой церкви, сформировавшейся именно в период XVI-XVII-го веков, во времена Хуго (Гуго) Баскервиля. Гугеноты – это французское название протестантов, а вся история с «Собакой Баскервилей» произошла в Михайлов день резни католиков протестантами в Ниме. Вся эта религиозная, мистическая подоплека упомянута автором неслучайно.
Мистический образ «Собаки Баскервилей» занимал меня с детства. То есть не та собака, что жила у Стэплтона на Гримпенской трясине. Тут всё понятно. А вот что за чудище напало на Гуго Баскервиля и девушку? И, главное, за что?
Вот как зверь описан в первоисточнике, в рукописи 1742-го года: «Огромный, черной масти зверь, сходный видом с собакой, но выше и крупнее всех собак, каких когда-либо приходилось видеть смертному»,[1] – таким образом, «Собака Баскервилей» оказывается вовсе не собакой. А кем же?
Образ сверхъестественного чёрного пса широко распространён в английских легендах. В Девоншире, где располагается Баскервиль-холл, он известен как Уиш-гончая, Йет-гончая, или Йелл-гончая. Однако, эти сверхъестественные существа являются без головы,[2] что делает невозможным перегрызание горла сэра Гуго Баскервиля, описанное в рукописи 1742-го года. Зато в том же Девоншире «ведьмы бродят по болотам, перекинувшись черными собаками».[3] Итак, «Собака Баскервилей» была оборотнем, и этот оборотень – женщина, колдунья. Вот это поворот!
С чего бы женщине пугать до смерти дочку фермера и перегрызать горло сквайру? Насколько я знаю женщин, они на это способны. Да, в припадке ревности. Получается, что какая-то женщина ревновала сэра Гуго, а когда получила доказательства его неверности, убила и его, и (непредумышленно) невольную соперницу. Кто может настолько ревновать и почему сэр Гуго не оказал сопротивления оборотню? Сдаётся мне, ответ очевиден: это была его жена.
Да, у него была жена, иначе откуда бы взяться полноправным потомкам, ловящим бабочек на болотах, или проживающим в САСШ? И жена эта была тоже полноправной, поскольку только дети от законного брака могли унаследовать майорат. То, что жена Гуго была оборотнем, объясняет её отсутствие в замке ночью. Она охотилась, перекинувшись вервольфом, поскольку, как утверждает автор рукописи, было полнолуние.
О том, что «Собака Баскервилей» – жена сэра Гуго, была ведьмой, способной перекидываться в нечеловеческий облик, сам автор рукописи, видимо, не знал. Так же, как этого не знали его потомки, и Стэплтон – в том числе. Хотя страсть к изменению облика и фамилии он унаследовал генетически.
Источник
Главной изюминкой фильма «Собака Баскервилей» стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей.
— В подборе на эту роль нельзя было ошибиться — только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. — Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже ПЕКИНЕСА с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей ТЕЛЕНКА, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с ДОГОМ. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто «бегающий скелет».
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску.
— Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…
— А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!
Из дружелюбного дога сделали жуткую собаку Баскервилей…
Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод — пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим — почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали…
В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
— Долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, — рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. — Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве — в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры.
Источник