Собака баскервилей в каком году

В нынешнем году исполняется 35 лет с того момента, как Игорь Масленников создал легендарную картину, признанную наилучшей экранизацией
приключений Шерлока Холмса из всех.

Фильм снимался в непростое время. Не было ни компьютерной
графики, ни современных технологий, и все же постановщики сотворили настоявший
шедевр, ставший любимым у многих поколений зрителей.

кадр: Ленфильм

На роль «домашнего любимца» коварного Стэплтона пробовалось
много животных: от одноглазого пекинеса (выглядевшего зловеще без всякого грима)
до обычного теленка. Наконец для роли был выбран устрашающих размеров дог. Его
обклеили светоотражающей пленкой, сделали несколько пробных дублей и
расхохотались. На экране бедное животное оказалось похожим на бегающий скелет. Получилось
забавно, но для фильма требовался совсем не такой эффект. Пришлось изобретать
специальную маску, которую в итоге сделали из черного бархата, скотча,
пенопласта и светящейся краски.

кадр: Ленфильм

После примерки этой маски собака получилась достаточно зловещей
внешне, но начались другие сложности. Дружелюбный домашний зверь никак не хотел
набрасываться на Генри Баскервиля, а ведь вдвоем они должны были изобразить
смертельную схватку. После долгих раздумий команда решила немного разозлить
животное, легонько стрельнув в него оловянной пулькой из игрушечного пистолета.
Раздобыли пистолет, пульку, техник сделал пробный выстрел и попал… в мягкую
часть тела самому Игорю Масленникову. Режиссер громко закричал и понял, что
стрелять в собачку нельзя.

кадр: Ленфильм

Первоначально сэра Генри должен был играть другой актер, но тот
отказался, после чего на роль пригласили Михалкова. Тот откликнулся с радостью
и тут же примчался на съемки, прихватив с собой лучшего друга, Александра Адабашьяна. Зачем он был нужен, никто не понял, потому что на тот момент он не
имел к проекту никакого отношения. Но, когда эта парочка начала расхаживать по «Ленфильму»,
мешая людям работать, хихикая над режиссером и отвлекая друг друга, Масленников
принял волевое решение и «припахал» Адабашьяна на роль Бэрримора, задав тому
столько работы, что времени у него не оставалось вообще.

кадр: Ленфильм

Овсяная каша для сэра Генри, которую поручили варить ассистентке
специально для фильма, оказалась такой вкусной, что съемочная группа начала
заказывать у нее еще одну кастрюлю специально для себя. Правда, не обошлось и
без конфуза. После первого съемочного дня к кастрюльке стали приставлять
охрану. Пользуясь тем, что большая часть команды была занята съемками сложного
эпизода, какой-то злоумышленник проник в помещение с ценной кашей и всю ее
сожрал.

кадр: Ленфильм

Ни один актер не жалел себя для съемок этой картины. Светлана Крючкова,
играющая миссис Бэрримор, была во время съемок беременна, а из-за того, что ее
роль содержала много мрачных монологов, испытывала сильный стресс. Виталию Соломину приходилось почти каждый день ездить в Москву, потому что там он был занят в
спектакле к партийному съезду, а отказаться было невозможно. Остальным актерам
было немного полегче, но оставался еще Михалков, который тоже был занят
параллельными съемками в другом фильме. Страдать в одиночестве он не мог и
поэтому задавал жару всем.

кадр: Ленфильм

При всех этих неудобствах нужно отдать артистам должное:
зарплата, которую они получали за съемки, была не так уж и велика. К примеру, Соломин,
Ливанов, Михалков и Янковский получали 50 рублей за смену, а в переводе на
сегодняшние деньги это всего лишь около 15 000 рублей, в то время, как гонорар современных
заслуженных актеров составляет около 600 000 рублей в день. Остальные артисты
получали 30-40 рублей в день или около 9000 — 12 000 рублей в переводе на современные
деньги. Массовка зарабатывала 3 рубля в день или примерно 900 рублей в
современных деньгах.

кадр: Ленфильм

Графство Девоншир, в котором происходит действие романа,
заменили эстонские пейзажи.

К примеру, Гримпенскую трясину «сыграли» болота в уезде Ляэнемаа кадр: Olev Mihkelmaa

В качестве древнего сооружения, где прятался Холмс, выступила старая мельница кадр: GunZ

Дом старика Френкленда изобразила старая усадьба в деревне Юулику кадр: GunZ

Усадьбу Стэплтонов сняли в старинном доме в деревне Кадарпику кадр: gara

А роль старинного поместья рода Баскервилей сыграли сразу два
замка.

Замок Глен в Таллине изобразил зловещее сооружение в легенде, рассказанной героям доктором Мортимером кадр: GunZ

Поместье, в которое приехал сэр Генри спустя несколько веков, снимали в замке графа А.В.Орлова-Давыдова кадр: GunZ

Не обходилось на съемках и без конфузов. Как-то раз Соломин с
Адабашьяном не поладили между собой, и в сцене, когда Бэрримор накрывает на
стол, Адабашьян отплатил Соломину, недоложив ему овсянки. В кадре это
выглядело, как будто доктор Ватсон подозревает дворецкого, а тот таким образом
ему мстит. Режиссеру так понравилась эта сцена, что он не стал ее переснимать,
превратив ее таким образом в своеобразную изюминку.

Читайте также:  Какую породу собаки можно приобрести для квартиры

кадр: Ленфильм

А однажды актеру Евгений Стеблову, игравшему доктора Мортимера,
нужно было сразу после съемок срочно успеть на поезд и уехать по важному
семейному делу. Он обратился к команде с просьбой отснять все сцены поскорее. Коллеги
отнеслись с пониманием и в итоге, все спешили и работали с криками: «Скорее,
Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа
собралась, быстро свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала, забыв о
самом главном. На съемочной площадке остался лишь растерянный и ничего не
понимающий Стеблов.

кадр: Ленфильм

4 февраля 2016

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

В этом году исполнилось 35 лет фильму одному из лучших фильмов из серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — «Собака Баскервилей». Премьера этого телевизионного фильма прошла субботним июльским вечером на первой программе всесоюзного телевидения.

Замечательная постановка Игоря Масленникова, блестящая игра дуэта Ливанов-Соломин, интересная трактовка образа Генри Баскервиля — всё это сделало этот фильм любимым у миллионов зрителей

К тому моменту, когда Масленников собрался снимать «Собаку Баскервилей», две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров. К Ливанову и Соломину добавились новые звезды — Никита Михалков, Олег Янковский, Евгений Стеблов, Ирина Купченко, Алла Демидова, Сергей Мартинсон. Актёрская сборная Москвы с удовольствием играла в Ленинграде

«В том, что мы взялись за „Собаку“, виноват зритель, который не давал нам покоя: „Если уж взялись за Шерлока Холмса, то как вы можете пройти мимо такого шедевра, как «Собака Баскервилей»?“ Происходило всё это в эпоху, когда зрители ещё писали письма. На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения. Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма — по две и три серии. Потом рассудили так: хорошо бы закончить цикл двухсерийной „Собакой“, красивыми цифрами – три фильма, семь серий. Но, как вы знаете, это был еще не конец…» — рассказывал режиссёр Игорь Масленников

Если с Холмсом и Ватсоном было уже давно всё понятно, то с выбором актёров на другие роли всё было не так просто.
На роль Генри Баскервиля Масленников хотел пригласить Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он почему-то отказался.

Когда начались съёмки, у оператора Юрия Векслера случился инфаркт. Режиссёру пришлось в срочном порядке искать ему замену. Павильонные съемки согласился провести Дмитрий Долинин, а Владимир Ильин затем снял всю натуру.
Никита Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, жена Векслера. Вот у них и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри. Вообще-то Масленников и Крючкову не собирался приглашать: она была беременна, вот-вот должна была родить. Короче, Векслер и Крючкова его уговорили, и Масленников позвал Михалкова. После этого режиссёру пришло в голову сделать сэра Генри фермером. Так появился веселый, забавный, развязный персонаж в американском стиле.

Михалков приехал ранним поездом и сразу же отправился на студию, хотя съемки должны были начаться только через 12 дней. Приехал не один, а со сценаристом, художником, актёром и режиссёром Александром Адабашьяном, с которым тогда дружил. И все эти 12 дней они болтались по «Ленфильму».
Адабашьяна, конечно, никто не ждал.

«Поначалу я не мог понять, зачем Михалков его привёз. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру!» — рассказывал Масленников. — «Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию – режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты – туда!..» Что же мне было делать? Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился – режиссёр всё придумает, всё подскажет. И вот Никита «поплыл» в этом счастье: «Так надо, скажи? Так надо стать? Туда поглядеть?» Так что лаской и из Михалкова можно сделать послушного ягнёнка».

Чтобы «нейтрализовать» эту гоп-компанию, необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут Масленникову пришла в голову мысль: «Пускай играет Бэрримора!» На эту роль ещё никого не утвердили. Так Адабашьян стал на площадке подчинённым режиссёру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли он снимает.

Читайте также:  С какого возраста по закону собаке одевают намордник

«Что касается Михалкова – у Никиты такой невероятный темперамент, он всё вокруг рвёт и мечет. Группа докладывала мне, что за смену он «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. Для такого здорового организма это сущие пустяки. На съёмках загнал лошадь до такой степени, что та просто рухнула наземь. У неё был обморок: она лежала с закрытыми глазами, не шевелилась, не дышала… Я даже подумал: «Всё, погибла!» Но Никита стал возиться с ней, после чего она вдруг открыла глаза, постепенно пришла в себя – и пошло-поехало! Он её поднял! Вот такой феноменальный человек.

Меня многие упрекали, что я пригласил его на роль: мол, это не в стиле картины. Но мне кажется, что его органика – бешеное, темпераментное начало – очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом. Вот я и воспользовался их собственной интригой – шушуканьем за моей спиной – и втянул обоих в общую игру».

Свое участие в картине Адабашьян вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой:

«По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид — волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление — традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно…
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка „

Олег Янковский в роли Стэплтона оказался не только по причине какого-то отрицательного обаяния, но и как любимый актёр Масленникова – снимался у него до этого в нескольких фильмах

А вот воспоминания Светланы Крючковой:
“Я прочитала роль, которую мне Масленников предложил, и поняла, что останусь без ребенка. Потому что эта героиня всё время рыдает. И текст у нее такой страшный – про каторжника, про брата. Я думаю, надо как-то сохранить ребенка. Муж с инфарктом в реанимации (Юрий Векслер – прим. авторов), надо и того беречь, и этого. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться, смеяться. И получилось решение образа, решение роли. «Значит, убийца Селден – ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» – и улыбаюсь. И начинаю рассказывать всю эту историю, часть которой придумал Саша Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» – это было всё дописано и сымпровизировано нами. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…

Виталий Мефодиевич очень ревностно относился, что кого-то снимают крупным планом, а не его, как ни странно, хотя у него огромная роль и замечательный артист, и чего тут бояться, а у меня роль маленькая. И, например, вот эта сцена в башне, помните, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. И шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. И Михалков подошел и так мне на ушко говорит: «Ты знаешь, ты не делай на репетиции, а сейчас будет съёмка, ты войди и возьми у него из рук вот этот шандал». Я так и сделала, только во время съёмки. Соломин растерялся, он спросил: «Значит, убийца Селден – ваш брат?» И я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, потом развернулась на Михалкова, который хозяин, и сказала: «Да, сэр», – и таким образом оказалась на крупном плане в кадре. И на крупном плане сказала свой монолог. А Михалков потом очень смеялся и говорит: «Молодец, профессионал».

Но самой сложной задачей оказалось найти главную героиню фильма – пресловутую собаку Баскервилей. В подборе на эту роль нельзя ошибаться – только появление настоящего монстра может объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла:

Читайте также:  С какой периодичностью глистогонить собаку

“«В подборе на эту роль нельзя было ошибиться — только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. — Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей телёнка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто „бегающий скелет“.

После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску. „Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…“
»А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!”
Никто и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод — пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим — почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали
В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
«А потом на озвучивании долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, — рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. — Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве — в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры „

На поиски натуры для съемок «Собаки Баскервилей» режиссёр Масленников отправился в Эстонию.Там снимали и графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей» и торфяные топи Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.
Более подробно о местах съёмок можно прочитать в материале Кинопрогулка с «Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном» или где снимали любимый фильм. Часть 6. «Собака Баскервилей»

Источник