Собака бобик животное барбос какое слово лишнее

Собака бобик животное барбос какое слово лишнее thumbnail

Олимпиада по русскому языку 5 класс

1 вариант

Расставьте ударение в следующих словах:

Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

Ж –Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

Ш – Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Т – Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки(1918г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?

Объяснить значение выражений живота не жалеть, живот положить.

Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?

Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

Подобрать слова, различающиеся одним звуком(глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.

Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный(завод), военная(походка), все были дома, чтецы, прошёл (мимо), читки, скорый, более скорый, скорее, пройдёт(мимо дома), шум в доме.

Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

2 вариант

Выяснить, какими буквами, звуками или ударением различаются слова толстого (имя прилагательное; и Толстого (фамилия).

У писателя С.Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

В книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка. Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис»! Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

Придумать предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов: интересный, забавный, занимательный. Объяснить разницу в их употреблении.

Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Выписать из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

Составить словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употребляться в переносном значении.

Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?

Привести примеры 2-3 слов с омонимичными корнями. Придумать и записать одно предложение (по вашему выбору).

3 вариант

Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?

Подобрать синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

Выделить значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.

Определить, сколько звуков в словах я, он, мал, солью, яма, а, возьму, юг, подъезд.

Все знают, что неправильные слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, из чего состоят придуманные детьми слова наволшебить(Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог) и отслониться (Отслонись скорей от стенки!)

Определить, к каким частям речи относятся двойные согласные в словах подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный.

Подобрать однокоренные слова, в которых были бы:

А) корень, окончание;

Б) корень, суффикс, окончание;

В) приставка, корень, суффикс, окончание;

8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

9. Какие свойства русской лексики использует автор для создания комического эффекта?

1) Велосипед меня понёс,

Понёс куда-то под откос.

Там он остался без колёс,

А дальше я его понёс…

2) Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

3) Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила,

Бра её, мальчик Иван

Тоже разбил стакан!

10. Написать слова, значение которых дано ниже.

1) Место на реке, где её можно перейти.; 2) отверстие в вершине вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 5) речь, произнесённая одним актёром.

вариант

1.Найдите «лишнее» слово в синонимических рядах:

А) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

Б) собака, Бобик, животное, Барбос.

2. Каким фонетическим признаком объединены слова голубь, сыроежка, морковь, берег?

3. Отгадать загадку. Определить, сколько раз в ней встречается звук с.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Наш медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть-

Пчёлы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

5. Найдите слова с похожими корнями в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?

Дождик льёт – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водопровод.

Протекает небосвод –

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

6. Объясните разницу в значении слов

Абонент – абонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный.

Как называются такие слова?

Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обосновать свой ответ.

Образовать неопределённую форму глаголов, которые в 1-м лице ед. ч. настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

Назвать несколько существительных, им. п. которых совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов?

Найти в стихотворении слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Как называют эти слова?

Птичий клин

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой,

На полях

Свои пометки делая.

И в миг, когда моё перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

И не один, а стая,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

На север мчался

Птичий клин

И ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин

Предпочитая Африке.

Журавль был южный,

Но зато

Он в гости к нам пожаловал.

Благодарю его

За то, что мне перо пожаловал.

Ответы к заданиям олимпиады

1 вариант

Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

ЗвукЖ встречается 5 раз. Звук Ш встречается 4 раза. Звук Т встречается 9 раз.

До реформы русской графики первой буквой в алфавите была буква аз, а последней – ижица.

Не бояться (не страшиться) смерти, идти на смерть.

Читайте также:  Какая должна быть температура у беременных собак

Птичий базар – место массовых птичьих гнездовий на морском берегу; птичий рынок – место, где производится продажа животных и птиц.

Белена – ядовитое растение семейства паслёновых. Белены объелся – обезумел (связано с симптомами отравления беленой)

При первом переносе ударения с последнего слога на первый глаголы мели, окуни, пряди, соли превратятся в имена существительные.

Крот – грот.

Читаю – читал; час – часы; везти – везите; читка – читки; чтецы – чтец; военный завод – военная походка; прошёл мимо – пройдёт мимо дома; все были дома – шум в доме; скорый – более скорый – скорее.

Фиолетовый.

2 вариант

Слово толстого (прилаг) имеет ударение на первом слоге, обычно в предложении (в контексте) пишется со строчной буквы. Слово Толстого (фамилия) – имя собственное, пишется с прописной буквы; перенос ударения (а оно в этом слове постоянное) в данном случае невозможен.

Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть. Видеть – замечать что-либо.

Собаку съел – (перен.) имеет большой опыт, навык, основательные знания в чём-либо. Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразеологическое сочетание собаку съел в прямом, а не в переносном смысле.

Бис – (франц.) повторить. Весь спектакль или какое-то его действие повторить нельзя.

Предложения с данными словами могут быть такими:

Интересную книгу прочитали школьники об истории своего края. 2) Малыш рассматривал Карлсона и находил его удивительно забавным. 3) Занимательные рассказы о русской орфографии написали Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой.

Пятитомный.

Лес, лес-ник, лес-ной, пере-лес-ок, лес-ничий, лес-ничество – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.

Седая даль времён; бархатный голосок, прямой взгляд.

Покрой, жгут, стих, пила – имена существительные, если отвечают на вопрос что? И обозначают предмет, например: прямой покрой, марлевый жгут, благозвучный стих, острая пила. Эти же слова могут быть формами глагола, в зависимости от контекста, например: покрой (форма повелительного наклонения глагола) голову; жгут листья; ветер стих, пила воду (формы изъявительного наклонения глаголов).

Гор-е, гор-еть, гор-ный, вод-а, вод-итель.

3 вариант

Нет, эти слова разнокорневые, так как они различны по своему значению и структуре: по-бы-ва-ть- провести некоторое время где-либо, посетить что-либо; добы-ва-ть – доставать что-либо, приобретать что-либо, извлекать из недр земли; забы-ва-ть – переставать помнить, утрачивать воспоминание о ком-, чём-либо.

Смелый – бесстрашный, храбрый, неустрашимый, безбоязненный, мужественный и т.д. Ласковый – любящий, приятный, улыбчивый, нежный. Умильный, приветливый. Строгий – требовательный, суровый, злой, сердитый.

При-мор-ск-ий, пере-о-цен-к-а, о-стриж-енн-ый.

А – один звук; я, он-два звука; мал, юг три звука; яма – четыре звука; возьму, солью – пять звуков; подъезд – семь звуков.

Слова на-волшеб-ить, от-слон-иться образованы по аналогии с глаголами типа на-полн-ить, при-слон-иться.

Под-дел-ка, вос-стан-ие, ссор-а, вос-со-един-ени-е, кон-н-ый.

Вод-а, вод-н-ый, под-вод-н-ый.

Шаром покати – нет ничего, совершенно пусто. Это фразеологическое словосочетание употребляется в том случае, когда хотят сказать о полном отсутствии чего бы то ни было: Ни одной мысли в голове, хоть шаром покати.

Поэт О.Григорьев для создания комического эффекта использует следующие свойства русской лексики: 1 и 3 – омонимию; 2 – антонимию.

Брод; кратер (= жерло); астрономия, перекрёсток, монолог.

4 вариант

А) человек; б) животное.

Оглушение.

Телефон. Звук с встречается в загадке 6 раз.

В стихотворении Я.Козловского автор использует омонимы (одинаково звучащие слова попало – попало, к рынку – крынку).

Вод-а, вод, вод-оотвод, вод-оворот – однокоренные слова. В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод тоже корень вод, но с другим значением.

Приведённые слова – паронимы. В «Энциклопедическом словаре юного филолога» говорится: «Паронимы (от греч «около» и «имя») – это слова, сходные по строению, имеющие разный смысл, образованные от одного корня с помощью разных приставок или суффиксов, например – экономический; сыто – сытно и т.п.»

Абонент – лицо, имеющее абонемент.

Абонемент – документ, представляющий право на пользование чего-либо в течение определённого времени, а также само право на это.

Факт – действительное событие, явление.

Фактор – движущая сила, причина события, явления.

Болотный – относящийся к болоту.

Болотистый – обильный болотами, топкий.

Эффектный – производящий сильное впечатление.

Эффективный – действенный, быстро приводящий к нужным результатам.

В зависимости от значения могут быть разные формы мн. ч.: листы – листья, корни- коренья, зубы – зубья, пропуски – пропуска, хлебы – хлеба.

Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.

Печь, течь, знать, стать.

Омонимы: на мартовских полях – на полях пометки; моё перо – журавлиное перо; летел журавль – журавль, опускаемый в колодец; птичий клин – город Клин; пожаловал в гости мне перо пожаловал (подарил); за то (указательное местоименме с предлогом) – зато (союз).

Источник

Олимпиада по русскому языку 4 класс №128
1.Объясни фразеологизмы.
Вставлять палки в колёса.__________________________________________
Ахиллесова пята.__________________________________________________
Пропускать мимо ушей._____________________________________________
Выносить сор из избы. ______________________________________________

2.Зачеркни «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка.
Стульчик, соломинка, изюминка, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
Георгин, помидор, мозоль, носок.
Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.
Щавель, цыган, средства, досуг.

3.Подчеркни буквы обозначающие звук [б]
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

4.Укажи части речи.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Простой трактора произошёл по простой причине.

5.Поставь данные словосочетания в указанном падеже.
Свежая зелень (Д.п.) – ________________________________________
Высокий столб (Р.п.) – ________________________________________
Скорая помощь (В.п.) – _______________________________________
Огородная грядка (П.п.) – _____________________________________
Новое ружьё (Т.п.) – _________________________________________

6.Подберите имена прилагательные к каждому из слов:
тюль_________________
рояль __________________
картофель________________
фамилия_________________
фасоль____________________

7.Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
Каллиграфия – ______________________
Орфография – _______________________
Эгоизм – ____________________________
Гуманный – _________________________
Оптимистический – ____________________
8.Найди и исправь ошибки.
Я сидел на диревяннам мосту и сматрел на лес. Случайна мой взглят коснулся бривна. Между брёвнами лежала бабочька. Я взял её и положыл на лодонь. Я подышал нанеё. Она вздрогнула шивельнула ношками. Бабочька встала на ношки, разправела крылья. На ладоне рассвёл яркий цветок.
9. Найдите “лишнее” слово в синонимическом ряду:
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.Томительный, утомительный, томный, пятитомный.Собака, Бобик, животное, Барбос.
10. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Тот, кто любит шутить– ..Житель Москвы– ..Свойство доброго человека– ..Тот, кто богат на выдумки– ..Женщина – повар– Музыкант, играющий на скрипке– ..Специалист по химии– Смелый человек– ..Любящий мечтать– .Жадная девочка– .Участник игры–
11. Какие слова можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
12. У каких имен существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
13. Укажите имя существительное женского рода:
профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

14. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.
15. Выделите третье “лишнее” в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;б) алфавит, чистописание, азбука;в) шалун, конница, кавалерия;г) бросать, кидать, прыгать;д) буран, дождь, пурга.
16. Спиши, укажи части речи.
Бабка Дарья холст чернила, Внучка пролила чернила.Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
17. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.
Сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.

Читайте также:  На какой день огуливают собаку

Источник

Орфоэпия. Фонетика.

1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?

3. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.

5. Сколько звуков в словах сшить и лётчик?

6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.

7. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

8. В каком слове есть только твёрдые согласные?

Мел, лось, тема, можешь, матч.

9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сйэст], [йэст], [байукат’].

10. Запишите слова в фонетической транскрипции: ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

12. В каком слове ударение падает на первый слог?

Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

13. Расставьте ударения в словах:

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

14. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

мак, стол, грустно, вить, лить.

15. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

бак, слон, грустно, пять, весь.

16. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.

17. Какие слова имеют ударение на окончании:

свекла, брюква, скоба, скула, ампула.

18. В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.

Поле – пэ, о, эль, е.
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.

19. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи,зал, лак, лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.

20. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:

Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

21. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.

22. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.

Гра’вер за гра’вюру гро’ша досто’ин.
Несём из мага’зина в по’ртфеле медь.
Мо’жет быть, сти’хи писа’ть не сто’ит,
А лу’чше в библио’теке со сло’варем посиде’ть?

Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

23. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

Сборы, молотьба, отдать.

24. В каком слове все согласные звуки глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.

Лексика. Фразеология.

1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки – … .
Изображение человека на картине или фотографии – … .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте – … .
Тот, кто работает в шахте – … .
Место на реке, где её можно перейти – … .
Асфальтированная дорога – … .

2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?

4. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

И’рис – ири’с; кле’щи – клещи’; а’тлас – атла’с; мо’лодец – молоде’ц; тво’рог – творо’г.

5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

6. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

7. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.

8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

9. Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.

10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.

11. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

… об … , из … вон плохо, мастер на все …, сидеть сложа …, золотые … .

Состав слова. Словообразование.

1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

2. Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

3. Отгадайте слова.

а)
Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.

б)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.

Читайте также:  Какая собака возвращение мухтара 2

в)

Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.

4. Каков состав слов?

Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.

5. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.

6. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

7. В каких словах пишется е: в…сеть, на в…су, зав…сать, занав..с, в…сячий?

8. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

9. Найдите «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

10. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.

11. Составьте и запишите сложные слова.

Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.

12. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить.
Житель Москвы.
Свойство доброго человека.
Тот, кто богат на выдумки.
Женщина – повар.
Музыкант, играющий на скрипке.
Специалист по химии.
Смелый человек.
Любящий мечтать.
Жадная девочка.
Участник игры.

13. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

14. Разберите по составу слова:

Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.

15. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

16. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

17. Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.

Морфология.

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи:

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.

2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3. У каких имен существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

4. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели’, окуни’, пряди’.

6. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

7. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

8. Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

9. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

10. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

11. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь, чтобы хлебы печь.Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

12. Спиши, укажи части речи.

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

13. Определите род имен существительных.

Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

14. Почему все эти слова объединили в одну группу?

Онтарио, пальто, какао, пенсне.

15. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».

Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

16. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.

Береза, руки, человека.

17. Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

Орфография.

1. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

Камыш…, ж…раф, ножниц…, верш…на, мотоц…кл.

2. В каких из этих слов пишется два р: ко…идор, ко…еспондент, ко…алл?

3. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?

4. Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.

5. В какое из слов нужно вставить букву –т-?

Прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.

6. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Поступок чести – …;
Ответ из уст – …;
Счастье жизни – … .

7. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.

Растения, которые находятся в комнате – …; работа, которая выполняется дома – …; машина, которая встретилась на пути – …; дорога, которая пролегает далеко – …; почта, которую мы получаем утром – …; путешествие, которое было летним – … .

8. Напишите ответы с шипящей на конце.

Суп со свеклой и другими овощами – … .
Дикие птицы и животные как предмет охоты – … .
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике – … .
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи – … .
Способность говорить – … .

9. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть.
Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Дорога с твердым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
Выходной день.

10. В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?

Пятлая куж… .
Бурявый пупалош… .
Мяувая дуч… .

11. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

12. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.

13. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.

Сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.

14. Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.

15. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.

Подстереч…, у дач…, луч…, пять тысяч…, богач…, сбереч…, без встреч…, тягач…, ткач…, пострич…, усач…, лихач…, меч…,
запряч…, бич…, у круч… .

Источник