Собака на сене какой город
«Соба́ка на се́не» (исп. El perro del hortelano, букв. «Собака садовника») — комедия в трёх действиях испанского драматурга Лопе де Веги, написанная примерно в 1618 году. Впервые опубликована в 11-м томе собрания комедий Лопе де Веги, вышедшем в Мадриде и Барселоне (1618)[1].
В последующие годы пьеса неоднократно переиздавалась под заголовками «Amar al ver amar» («Любить при виде любви») и «La Condesa de Belflor» («Графиня де Бельфлор»). Окончательно сложившееся название является частью испанской пословицы «El perro del hortelano, que ni come las berzas ni las deja comer al amo», близкой по смыслу выражению «Собака на сене, сама не ест и другим не даёт»[2].
Первым переводчиком комедии в России стал Н. Пятницкий (1843), сделавший прозаическую версию пьесы. В дальнейшем к переводам «Собаки на сене» обращались Алексей Маслов, Владимир Пяст, Михаил Лозинский и другие литераторы и публицисты[2].
Действующие лица[править | править код]
- Диана, графиня де Бельфлор — молодая вдова
- Теодоро — секретарь Дианы
- Марсела — служанка Дианы
- Доротея — служанка Дианы
- Анарда — служанка Дианы
- Фабьо — слуга Дианы
- Граф Федерико — поклонник Дианы
- Маркиз Рикардо — поклонник Дианы
- Граф Лудовико — безутешный отец, сын которого много лет назад попал в плен к маврам
- Тристан — слуга Теодоро
- Отавьо — дворецкий
- Леонидо, Антонело, Сельо — слуги
Сюжет[править | править код]
Действие первое[править | править код]
Молодая неаполитанская вдова Диана пребывает в смятении: её сердцем завладел секретарь Теодоро. Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, графиня де Бельфлор признаётся себе, что если бы этот умный, красивый мужчина был от рождения знатным, то она позволила бы ему приблизиться к себе. Ситуация усугубляется тем, что Теодоро симпатизирует служанке Марселе: дело явно идёт к свадьбе.
Попытки справиться с любовью Диане не удаются: от имени несуществующей римской подруги она пишет письмо-признание, просит Теодоро оценить послание и переписать его «своей рукой». Молодой человек догадывается об истинных причинах, стоящих за письмом, но в то же время сознаёт, что между ним и графиней — пропасть. Достаётся и Марселе: изнемогая от ревности, Диана приказывает запереть служанку на несколько дней в своей опочивальне.
Действие второе[править | править код]
Для Теодоро наступают тяжёлые дни: графиня то даёт ему надежду, то жёстко отталкивает. Его отношения с Марселой рушатся, и девушка в отместку пытается приблизить к себе слугу Фабьо. В какой-то момент Теодоро не выдерживает и выплёскивает на хозяйку все накопившиеся эмоции, упрекая её в том, что графиня ведёт себя, как собака на сене. Разговор на повышенных тонах заканчивается пощёчинами, которыми Диана «награждает» своего секретаря.
Наблюдающий за этой сценой граф Федерико — один из поклонников графини — понимает, что за вспышкой Дианиной ярости стоит страсть.
Действие третье[править | править код]
Граф Федерико и маркиз Рикардо, давно и тщетно пытающиеся растопить ледяное сердце молодой вдовы, решают, что фаворита Дианы нужно убрать с дороги. Выбрав на роль «головореза» слугу Тристана, они предлагают ему триста эскудо за убийство Теодоро. Тристан с готовностью берёт задаток и немедленно сообщает товарищу о коварном замысле графининых воздыхателей.
Теодоро решает покинуть дворец Дианы; придя к госпоже, он просит разрешения уехать в Испанию. Графиня, надеясь, что расставание поможет ей избавиться от сердечных мук, признаёт его намерение благоразумным. Но прощание затягивается: Диана то просит Теодоро уйти, то вновь возвращает.
Тем временем Тристан приступает к реализации плана, который, по его задумке, должен соединить графиню и секретаря. Он направляется во дворец старого графа Лудовико. Двадцать лет назад граф отправил на Мальту единственного сына по имени Теодоро; мальчик попал в плен к маврам, и с тех пор старик ничего о нём не слышал. Представившись Лудовико греческим купцом, Тристан сообщает, что его сын, переживший много приключений, находится в доме графини де Бельфлор.
Лудовико немедленно отправляется во дворец Дианы. Увидев Теодоро, он узнаёт в нём себя в юношеские годы и объявляет наследником всех своих владений. Секретарь смущён и растерян; оставшись наедине с Дианой, он признаётся, что историю с найденным сыном придумал Тристан. Однако для графини это уже не имеет значения: она радуется тому, что между ними больше нет сословных барьеров, и сообщает всем окружающим, что отныне Теодоро — граф и её муж.
Художественные особенности[править | править код]
Основной конфликт комедии связан с сословным неравенством влюблённых. Если бы не предрассудки, Диана не стала бы мучить себя и изводить капризами Теодоро; в душе́ графини идёт постоянная борьба «любви и сословной спеси». Пытаясь спрятать страсть под маской холодности и безразличия, она слушает то доводы рассудка, то голос сердца. Чем ближе расставание с Теодоро, тем слабее «сословные мотивы». В финале пьесы Диана с готовностью принимает версию Тристана, сочинившего историю про найденного сына графа Лудовико, однако это объяснение необходимо ей лишь для того, чтобы в глазах общества её брак с секретарём не выглядел мезальянсом[3]:
В Теодоро чувство любви вспыхивает не сразу; его развитие растягивается на несколько этапов. Сначала молодому секретарю льстит внимание Дианы; затем начинается борьба между прежней привязанностью к Марселе и растущим желанием постоянно видеть графиню; позже возникают колебания из-за социального неравенства; в итоге побеждает любовь. История любви Теодоро даже сложнее, чем у Дианы: если изначальный интерес молодой вдовы к собственному секретарю основан на ревности, то в нём зародившаяся страсть вступает в конфликт с «гордостью простолюдина». Теодоро благороден: не желая строить счастье на обмане, он признаётся госпоже, что эпопея с найденным сыном престарелого графа Лудовико — выдумка хитреца Тристана. Для графини эта откровенность является ещё одним подтверждением того, что она отдала своё сердце достойному человеку[3].
Тристан, затеявший и осуществивший головокружительный план по соединению двух любящих сердец, относится к лучшим персонажам «грасьосо[es]» в комедиях Лопе де Вега[4]:
По мнению литературоведа Захария Плавскина, «Собака на сене», несмотря на принадлежность к жанру комедии, является драмой, в которой два любящих друг друга человека разделены сословными барьерами, созданными обществом; чтобы приблизить своё счастье, они вынуждены идти на подлог и вводить в заблуждение окружающих[3].
Сценическая судьба[править | править код]
Первую в России постановку пьесы «Собака на сене» осуществил в 1891 году Александринский театр; премьерой стал бенефис актрисы Марии Савиной, исполнившей в спектакле роль графини де Бельфлор. Через два года к комедии Лопе де Веги обратился Малый театр; главную роль сыграла Елена Лешковская[2].
В последующие десятилетия «Собака на сене» входила в репертуар многих российских театров. Театроведы отдельно выделяли постановку Ленинградского театра комедии в 1936 году (режиссёр Николай Акимов, Диана — Елена Юнгер и Ирина Гошева), а также спектакль на сцене Московского театра революции (1937, режиссёр — В. Власов, Диана — Мария Бабанова)[2].
Экранизации[править | править код]
- «Собака на сене» (1977, СССР), режиссёр Ян Фрид.
- «Собака на сене» (1996, Испания), режиссёр Пилар Миро.
Примечания[править | править код]
- ↑ Державин К., Плавскин З. Комментарии // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 728. — 735 с. — ISBN 5-289-00947-7.
- ↑ 1 2 3 4 Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Хуан Луис де Аларкон, Педро Кальдерон, Агустин Морето. Испанский театр. — М.: Художественная литература, 1969. — 814 с. — (Библиотека всемирной литературы).
- ↑ 1 2 3 Плавскин З. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 10. — 735 с. — ISBN 5-289-00947-7.
- ↑ К. Державин. Вступительная часть // Лопе де Вега. Избранные драматические произведения. — М.: Терра, 1994. — ISBN 5-85255-513-4.
Ссылки[править | править код]
- “Игра в бисер” с Игорем Волгиным. “Собака на сене”.
Источник
На дворе 1977 год, скоро закончится застойный период в СССР, а режиссер Ян Фрид наконец займется своим главным делом — съемками музыкального фильма. В его основу войдет пьеса «Собака на сене», написанная одним из самых трудолюбивых драматургов и новеллистов Испании — Лопе де Вегой. Рассмотрим историю создания, актеров, исполнявших главные роли, и замечательное место съемок фильма «Собака на сене».
Полуостров Крым
Долгие годы полуостров Крым служил местом съемок для кинематографистов. Некоторые из картин приобрели любовь и широкую известность у советских зрителей. Не исключением стала кинолента Яна Фрида «Собака на сене».
Зрители, впервые увидевшие картину, обязательно задаются вопросом: где снимали фильм «Собака на сене?». Так как кинематографистам необходимо было воссоздать Испанию, то для проведения натуральных съемок выбрали Ливадийский дворец и его парк. Внутренние сцены снимали в павильоне. Киносъемочная группа работала ежедневно с восьми утра до восьми вечера, причем экскурсии отнюдь не отменялись. Свидетелями этой титанической работы стали местные жители и путешественники.
Ливадийский дворец
В двух километрах от Ялты, в Ялтинском регионе в поселке Ливадия расположен Ливадийский дворец. Архитектором строения является Николай Петрович Краснов.
Место, где снимали «Собаку на сене» (двухсерийный фильм режиссера Яна Фрида), поражает своей изящной красотой. Выстроенный в легком итальянском стиле белоснежный дворец когда-то служил местом отдыха российских императоров. Недалеко была возведена Крестовоздвиженская церковь, принадлежавшая дому Романовых.
Сам полуостров Крым, где снимали «Собаку на сене» — легендарную музыкальную комедию, а также и некоторые другие картины, является одним из регионов, где люди приобщены к культуре Древней Греции и Рима. Видимо, поэтому данное место всегда притягивало к себе художников, желающих осуществить экранизацию классических авторов.
История дворца
В 1835 году небольшое крымско-татарское село поменяло свое название на Ливадию. Название, согласно древнегреческой мифологии, означает «вход в рай». Тогда и был заложен ландшафтный парк и стал строиться дворец. Начиная с 1861 года комплекс стал местом летней резиденции императора Александра Второго и его семьи. Известно, что император Александр Второй, которого в народе окрестили Милостивый, скончался во дворце в 1894 году.
Еще один исторический факт, который нельзя не упомянуть, — это встреча лидеров трех великих держав: Черчилля, Рузвельта и Сталина в феврале 1945 года.
Режиссер Ян Фрид
Режиссер Ян Фрид обладал удивительной способностью открывать новые таланты. Снимать музыкальные фильмы он начал в возрасте, когда многие уже заканчивают карьеру, — в 69 лет. Прожил этот замечательный режиссер и сценарист 95 лет. В середине двадцатого века он снимал лишь документальные фильмы, при этом мечтая поставить художественные картины. Наконец ему удалось экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» с замечательным актерским составом. Это Клара Лучко, Михаил Яншин, Георгий Вицин, Алла Ларионова и другие выдающиеся личности.
В свои фильмы режиссер приглашал только известных актеров, но показывал их в совершенно новом, непривычном ракурсе. Так, в «Летучей мыши» знаменитые братья Соломины открыли себя как опереточных героев, а в «Сильве» режиссер по-новому представил Павла Кадочникова и Ивара Калныньша.
Примерно та же история приключилась с замечательными актерами в фильме «Собака на сене». И хотя за них (кроме Михаила Боярского и Николая Караченцова) пели профессиональные певцы, от этого фильм не только не пострадал, но и выиграл, так как профессиональные актеры умело инсценировали себя в качестве вокалистов.
Место, где снимали «Собаку на сене», — советскую музыкальную комедию
Любителям фильма достаточно пройтись по парку и вокруг дворца, как они без труда найдут место, где Маркиз (Николай Караченцов) исполнял под балконом графини серенаду «Венец творенья дивная Диана». Вместе с ним пели местные актеры самодеятельной оперы.
Рядом с кованой решеткой внутреннего дворика дворца расположена скамейка, на которой плакала Диана, и место, откуда за ее пощечинами наблюдали Маркиз и Кузен (Дмитриев). К сожалению, исчезла любимая скамейка Теодоро, которую сотрудники музея прозвали скамейкой Боярского, и фонтан, у которого Диана и Теодоро выясняли отношения.
Сюжет картины
Ответив на вопрос “Где снимали «Собаку на сене»?”, рассмотрим сюжет фильма. Теодоро (Михаил Боярский) — секретарь графини Дианы де Бельфлер (Маргарита Терехова) – от скуки влюбился в горничную графини Марселу (Елена Проклова). Заметив его увлечение, графиня неожиданно начинает ревновать секретаря, но признаться в любви гордой и своевольной Диане, издевавшейся над своими богатыми и знатными женихами (Николай Караченцев, Игорь Дмитриев), выше сил. Тем более, что Теодоро, как говорится, «без роду и племени».
Почувствовав любовь своей госпожи, Теодоро забывает о Марселе и увлекается Дианой, но согласно правилам, им не суждено быть вместе, так как предрассудки графини берут вверх. Она оказывается в положении собаки на сене. Признаваться в любви не хочет, а позволить ему быть с другой не может. Неожиданно на помощь приходит лукавый слуга и друг Теодоро – Тристан (Армен Джигарханян). Он предлагает главному герою фильма стать знатным вельможей.
Кинокартины, снятые в СССР
Где снимали фильм «Собака на сене» и многие другие комедии советских времен? Ответ на этот вопрос интересует многих зрителей. Неизвестно почему, но Ливадийский дворец Его императорского Величества послужил местом съемок многих кинокартин. Полуостров любим обычными гражданами и правителями страны, поэтому картины на фоне крымского пейзажа использовали многие режиссеры. Так, в 1954 году киностудия «Мосфильм» несколько сцен провела на территории дворца. Это был фильм «Мы с вами где-то встречались». А в 1955-1967 г. в итальянском дворике прошли съемки фильма «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Овода» и «Анны Карениной».
В 1982 году внутренний двор Ливадийского дворца использовался в съемках такой серьезной картины, как «Возвращение резидента».
Как сложилась судьба актеров фильма «Собака на сене»
На дворе стоит год 1977. Снимают фильм «Собака на сене», где в одной сцене графиня Диана де Бельфлер должна ударить Теодоро так, чтобы из его носа хлынула кровь. Молодой актер Михаил Боярский незадолго до этого нечаянно наступил на подол платья Тереховой. Юбка оторвалась, что привлекло внимание всех членов съемочной группы и экскурсантов. Видимо, в отместку Терехова так ударила Боярского, что из его носа действительно пошла кровь.
Это был единственный случай «драки», на протяжении всего рабочего процесса вся киношная группа вела себя очень корректно. Маргарита Терехова после роли капризной графини Дианы намного увеличила количество поклонников, дежуривших ночью у ее дверей.
Для Боярского фильм стал своего рода путевкой в жизнь. Посмотрев картину, режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил актера в свой мюзикл про мушкетеров, дав ему главную роль шустрого гасконца. А место, где снимали «Собаку на сене», — Ливадийский дворец — стало излюбленным не только для верующих паломников, но и для всех почитателей кинофильма.
Источник
В каком городе происходит действие пьесы Лопе Де Вега.- Собака на сене? Алиса в Стране 2 года назад Какой это был город, я точно помню из художественного одноименного советского фильма, моего любимого, с великолепной Маргаритой Тереховой (Боярский тоже мне раньше нравился до совсем недавнего времени) и чудесными песнями и костюмами. Пьеса написана в стихах и город Неаполь там упоминается. Ответ: Неаполь. Solnce lychik 6 лет назад Это очень известная пьеса “Собака на Сене”. Я её смотрела не один раз. Думаю каждый человек её посмотрел и не один раз в своей жизни. Всегда смотрю с удовольствием. А город в котором происходит действие называется Неаполь. Это итальянский город. Елена Д 6 лет назад Действие пьесы Лопе де Вега “Собака на сене” разворачивается в итальянском городе Неаполе. При упоминании об этом произведении перед глазами моментально встаёт образ Маргариты Тереховой – лично мне кажется, что талантливая экранизация “оживила” пьесу – это тот случай, когда фильм получился более эффектным, чем книга (имхо). Kittysexy 6 лет назад Действие этой пьесы происходит в итальянском городе под названием Неаполь. В России данная пьеса стала известна по фильму с Михаилом Боярским. Я была еще маленькая когда его посмотрела впервые. Было очень забавно потом почему то я после данного фильма начала говорить стихами. Вопрос о том, в каком городе происходит действие пьесы известного испанского драматурга Лопе де Вега “Собака на сене”, на внимательность и вообще на знание текста. Дело в том, что прямо после списка действующих лиц так и написано, что действие происходит в Неаполе. Стрымбрым 6 лет назад Действие пьесы Лопе Де Вега “Собака на сене” происходит в Неаполе. Мы знакомы с этой историей в основном благодаря 2-х серийному музыкальному фильму режиссёра Яна Фрида (Ленфильм, 1977) с великолепной игрой Маргариты Тереховой и Михаила Боярского. Oleg74 6 лет назад Действие пьесы ” Собака на сене ” Лопе де Вега разворачивается в итальянском городе Неаполе. Нашему зрителю эта пьеса знакома по фильму ” Собака на сене ” с участием Михаила Боярского и Маргариты Тереховой. Roxrite 6 лет назад Действие пьесы Лопе Де Вега.- Собака на сене происходит в итальянском городе Неаполь. Он указывается в произведении во многих действиях. Также и многие телезрители знают, что есть фильм с таким названием. Действие пьесы (а так же действие одноименного фильма) разворачиваются в Италии, а именно в городе Неаполе. Этот город является одним из главных транспортных узлов (порт и аэропорт), расположен в бухте Неополитанского залива. Leona-100 6 лет назад В итальянском городе Неаполе происходит действие пьесы “Собака на сене” писателя Лопе Де Вега. В России это произведение известно по одноименному кинофильму вышедшему в 77 году прошлого века, режиссера Я.Фрида. Знаете ответ? |
Источник