Собака с крыльями название

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 февраля 2020;
проверки требуют 4 правки.
Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество с неясными функциями, входившее в пантеон князя Владимира. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами (как и его предполагаемый иранский прообраз Симург). По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности, отождествлённый Б. А. Рыбаковым с богом Переплутом. Мнение Б. А. Рыбакова последовательно опровергается исследователем М. А. Васильевым, согласно которому, бог Семаргл представлял собой птицеподобное воплощение Саэны-Симурга, проникшее к славянам через алано-сарматское посредничество.[1]
Этимология имени и функции божества[править | править код]
Этимология имени[править | править код]
В Повести временных лет сказано о Семаргле[2], а в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(ѣ)марьгл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получится Сима Ерыла, то есть Ярила; а слово Сим (или Сѣм) может быть объяснено древнесабинским «semo», что означало «гений», «полубог»[3][4].
В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово «Sīmurg» (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сасанидов — в III—VII веках — Симург был эмблемой Ирана[4][5].
Однако в конце 90-х годов XX века эту концепцию подверг критике М. А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог быть русичами заимствован. Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б. А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ[3].
И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове[3].
Наконец, слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами[3].
Функции божества[править | править код]
По Рыбакову — изображение Симаргла (браслет XII—XIII вв.)
Охранитель посевов[править | править код]
Б. А. Рыбаков склонялся к концепции, предложенной К. В. Тревер, согласно которой божество было заимствовано из иранской мифологии (персидское «Sīmurg» означает похожую на грифа сказочную птицу, или гибридный образ полусобаки-полуптицы). Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге. Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона[6]. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами[4].
В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков:
Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.
Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 года, где, кроме «многовертимого плясания» в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута”. Г. А. Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла[4].
Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию:
Переплут (рус.-ст.‑слав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от Peru (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам.
Для некоторых исследователей функции этого бога и значение самого слова Симаргл до сих пор остаются не выясненными. Неизвестным остается также, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество[5].
Появление Симаргла в древнерусском пантеоне[править | править код]
Появление предположительно иранского божества Симаргла (а также Хорса) в созданном князем Владимиром пантеоне славянских богов незадолго до принятия христианства на Руси связывается исследователями (Б. А. Рыбаковым и последователями его реконструкции) с исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в X веке. Значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского, еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения. Сам город имел трёхчленную структуру, которая была похожа на схему старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород[5].
В течение второй половины X века при князе Владимире хазары ещё рассматривали Киев как крайний западный форпост Хазарского каганата. Пока каганат был в силе, Владимир не мог не считаться с киевским населением восточного происхождения. В этих условиях включение в круг «владимировых» богов Симаргла и Хорса оказывается важных политическим шагом. Кроме того, Владимир, силой захвативший в 980 году великокняжеский престол, убил законного князя — старшего брата Ярополка, должен был укрепить свою власть в масштабах всего государства и завоевать симпатии южнорусского населения, а без поддержки киевского населения было трудно удержаться в «стольном граде». Поэтому Владимир объявил княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным богом всей Руси, а наряду с этим учредил публичное поклонение божествам, наиболее почитаемым местным южнорусским населением. С одной стороны Владимир подчинял Перуну этих богов, но с другой стороны признавал их и вводил в пантеон[5].
Источники сведений о Симаргле[править | править код]
По сообщению «Повести временных лет» от 980 года, князь Владимир I Святославич
В поучениях против язычества имя этого божества стоит обычно рядом с именем Макоши, «матери урожая». Для церковников XI—XII вв., да, по всей вероятности, и для всех русских людей того времени, имя этого божества было уже непонятно и писалось различно[7].
В современной культуре[править | править код]
- В 1997 году в городе Киев была создана музыкальная группа «Semargl»[8].
- В серии книг «Ирка Хортица — суперведьма!» Симаргл представлен как отец главной героини.
- У группы «Butterfly Temple» есть песня «Огнебога Семаргла жар»[9].
- В фэнтези-романе Владимира Клименко «Калинов мост» — крылатый пёс, сражается на стороне Света.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. — М.: Индрик, 1999. — 326 с.
- Мадлевская Е. Русская мифология. — СПБ.: ЭКСМО, 2005.
- Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // Советская археология. 1967. № 2.
- Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933.
Ссылки[править | править код]
- Семаргл, Симаргл // // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
- Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. Часть 6 // Международный исторический журнал «Махаон». 2000. № 10.
- Кшиштоф Томаш Витчак Из исследований праславянской религии. 1: новгородское Ръглъ и ведийский Rudra // Этимология. 1991—1993. М., 1994. С. 23-31.
- Иранские боги в киевском пантеоне
- Изображение мифического животного симурга (симаргла) на сбруйной бляшке и ременном распределителе золотоордынского периода.
Источник
Кто такие симураны? Крылатые волки? Крылатые собаки?
В славянской мифологии симуран – одно из самых положительных существ. В одних мифах его описывают как волка, в других – как собаку.
Вот несколько найденных в интернете версий об этом мифологическом персонаже.
Священный Крылатый Волк Симуран является воплощением Верховного Огнебога Древней Руси – Симаргла. Это хранитель леса, посевов, корней деревьев. Он возносит к небесам людские молитвы. Он переправляет через Звездный Мост души простых людей. Ночью он стоит на страже с огненным мечом. И лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия…
Крылатый Волк почитался в южной Руси, граничащей со степью.
В древности к каждому живому существу относились с уважением, потому что главной была Природа.
Симураны всегда чтили и будут чтить вечно Святую Правду. Преступать за её грани не разрешено решительно никому. В день посвящения Симуран обязан показать, что безукоризненно знает её…
Обряд посвящения – один из самых красивых обрядов Симуранов. В этот день молодого, ещё до конца не оперившегося симурана, принимают в общую стаю, назначая Воином…
Каждый симуран должен знать, что происходит в стае. Хоть они и могут обмениваться мыслями, но нормальная, усная речь, передаёт случившееся куда лучше, чем безчуственные мысли…
Некоторым симуранам дано видеть будущее. Но они не спешат поделиться своим Знанием со всей стаей, делая секреты достоянием лишь Вожака стаи. Но и ему говорят далеко не всё…
Симураны чтят семейные узы и своих предков. И никогда не забудут ни одного имени, даже дальнего своего родственника. Ведь если попадёшь в беду, кто придёт к тебе на помошь, если не семья?…
Каждая свора симуранов неизменно отличается от другой. Не окраской, не общими мыслями, а восприятием Этого Мира…И в каждой своре, неизменно, должен быть вожак…
https://blackmagic.2x2forum.com/t8527-topic
А в этих мифах симуранами являются собаки:
Однажды боги решили покарать людей, но дворовый пес, бесконечно преданный своим хозяевам, пересилив все законы природы, взлетел на небо и заступился перед богами за людей. Боги пощадили людей, а псу подарили крылья и велели и далее защищать человека. По этой же легенде Симураны приносят людям удачу и хороший урожай, а также сопровождают отлетевшие души на Звездном мосту.
«Не кричи „горе“, — повторяла бабушка столетнюю веннскую мудрость. — „Погоди, покуда увидишь мертвого симурана…“ Семенова М. „Право на поединок“
Легенда о Симуранах по М. Семеновой: “Бабушка рассказывала маленькому внуку, что самый первый симуран был обыкновенной собакой. Славный пес преданно стерег поля и урожайные огороды, звонким лаем прогонял в лес оленей и кабанов, охочих до капусты и репы. Одна беда: не видел верный страж иных наград от людей, кроме ругани да сердитых пинков. Вечно путался лохматый под ногами, не ко времени совал всюду ласковый нос, и псиной от него пахло. … Однажды весной неразумное племя накликало себе лихо… Так вот, в тот давний год молодые мужчины, которым положено было держаться подальше от огородов, все же подкрались полюбоваться женской красой. Осердился на них справедливый Бог Грозы, начал воздвигать над виноватыми головами громоносные тучи… и все-таки поначалу не дал воли Своему гневу, удержал карающую золотую секиру. Но когда парни загоготали и вышли, погнались за девками, начали затевать лукавые игры… тут уж Бог не стерпел! Грянул страшный гром, двинулся через поля и луга чудовищный вихрь! И вот тогда-то с лесной опушки, с самой дальней пожоги подал голос Пес. Полетел с отчаянным лаем навстречу Божьему вихрю, загородил дорогу: не пропущу! Пока жив, не дам хозяев в обиду!.. И понял Хозяин Громов, что не сумеет иначе покарать бездумный народ кроме как сперва истребив неповинного, поразив безгрешного защитника блудодеев. И отступил гневный Бог перед смелостью преданной твари, довольствовался тем, что в золу и пепел сжег праведными молниями кусты, где развесили свою одежду невмерно лихие мужчины. Пришлось им в чем мать родила бежать под дождем до самой деревни, выслушивать ядовитые поношения. А Пса, сумевшего остановить Его гнев, Бог Грозы приблизил к Себе. Наградил летучими крыльями и назвал Симураном. Стал Симуран реять между Землею и Небом, стал возносить в светлый Ирий молитвы и просьбы достойных людей.
И верили люди: если ранней весной взмахнет он крылами над полем, будет поле родить, щедрой мерой откликнется на заботу и ласку. Он же, Симуран, стал провожать отлетевшие души, помогать на Звездном Мосту тем, кто успел натворить в этой жизни не только добра…” Симуран М. Семёновой представляет собой творчески осмысленный и существенно измененный образ собаки в разных плоскостях. Первое, что обращает на себя внимание, это наименование крылатых псов. Оно совершенно прозрачно и напрямую связано с персидским Сэнмурвом – Симургом и (при всей противоречивости этого образа) со славянским Си(е)марглом. По мнению Рыбакова, это общий индоиранский мотив собаки, охраняющей Добро и Жизнь (в форме мирового дерева), восходящий к «глубокой древности земледельческого энеолита». Тот же Рыбаков находит отголоски этого мифологического образа «не только у иранцев, но и у армян, курдов, славян, молдаван»
https://rodobozhie.ru/publ/kartiny/f…lki/94-1-0-1767
https://dreamworlds.ru/kartinki/30839-simurany..html
Источник текста https://anothersakhalin.clan.su/publ/simuran_krylatyj_volk/4-1-0-52
Источник картинок https://rodobozhie.ru/publ/kartiny/fotografii/simurany_krylatye_volki/94-1-0-1767
Источник картинок https://rodobozhie.ru/publ/kartiny/fotografii/simurany_krylatye_volki/94-1-0-1767
Больше информации https://aeterna.qip.ru/test/view/56124/
Источник
“Бабушка рассказывала маленькому внуку, что самый первый симуран был обыкновенной собакой. Симуран – одно из самых положительных существ славянской мифологии. Однажды боги решили покарать людей, но дворовый пес, бесконечно преданный своим хозяевам, пересилив все законы природы, взлетел на небо и заступился перед богами за людей. Боги пощадили людей, а псу подарили крылья и велели и далее защищать человека.По этой же легенде Симураны приносят людям удачу и хороший урожай, а так же сопровождают отлетевшие души на Звездном мосту.
“Не кричи “горе”, — повторяла бабушка столетнюю веннскую мудрость. — “Погоди, покуда увидишь мертвого симурана…”
Симураны – животные внешне похожие на больших поджарых собак с широкими перепончатыми крыльями. По легенде самым первым Симураном был пес, который спас людей от гнева Бога Грозы. За его смелость Бог приблизил пса к себе и наделил крыльями. По этой же легенде Симураны приносят людям удачу и хороший урожай, а так же сопровождают отлетевшие души на Звездном мосту.
..Из-за высокого каменного гольца – родного брата Туманной Скалы, украшенного белой бармицей снежника, – один за другим выплывали в небо могучие крылатые звери. Легендарные симураны были гораздо крупнее орлов, даже крупнее знаменитых саккаремских беркутов, с которыми тамошние охотники травят волков. Издали небесные летуны напоминали больших поджарых собак, снабженных от Божьих щедрот еще и широченными перепончатыми крыльями…”
Крылатый Волк Симуран, является воплощением бога Симаргла. Он способствует плодородию, возносит к небесам людские молитвы, а также переправляет через Звездный мост души простых людей.
Симураны всегда чтили, и будут чтить вечно Святую Правду. Преступать за её грани не разрешено решительно никому. В день посвящения, Симуран обязан показать, что безукоризненно знает её…
Обряд посвящения, один из самых красивых обрядов Симуранов. В этот день молодого, ещё до конца не оперившегося симурана, принимают в общую стаю, назначая Воином…
Каждый симуран должен знать, что происходит в стае. Хоть они и могут обмениватся мыслями, но нормальная, усная речь, передаёт случившееся куда лучше, чем безчуственные мысли…
Некоторым симуранам, дано видеть будущее. Но они не спешат поделится своим Знанием, со всей стаей, делая секреты, достоянием лишь Вожака стаи. Но и ему говорят далеко не всё…
Симураны чтят семейные узы, и своих предков. И никогда не забудут ни одного имени, даже дальнего своего родственника. Ведь если попадёшь в беду, кто придёт к тебе на помошь, если не семья?…
Каждая свора симуранов, неизменно отличается от другой. Не окраской, не общими мыслями, а восприятием Этого Мира…И в каждой своре, неизменно, должен быть вожак…
Еще одня легенда про Симуранов
Священный Крылатый Волк Симуран является воплощением Верховного Огнебога Древней Руси-Симаргла.Это хранитель леса, посевов, корней деревьев.Он возносит к небесам людские молитвы.Он переправляет через Звездный Мост души простых людей.Ночью он стоит на страже с огненным мечом.И лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия…
Крылатый Волк почитался в южной Руси, граничащей со степью.
В древности к каждому живому существу относились с уважением, потому что главной была Природа.
Ну,симуранов в принципе,не существует в славянской мифологии – они были придуманы Марией Семеновой,взявшей за основу Семаргла.Но,как человек,который любит волков,с моего самого раннего детства рядом со мной живут их младшие братья – собаки,лично я готова в это верить)
Источник