Собака символ какого государства

Когда значок @ впервые попытались перевести на русский, появилось множество равноправных вариантов
Shutterstock
Всем привычный значок @ не был известен в нашей стране до наступления компьютерной эры. Обычно при заимствовании названия из другого языка новое не изобретается,
а просто копируется (так в русский язык пришли слова «почта» и «табак», а слова «водка»
и «спутник» пересекли границу в обратном направлении). Но иногда исходное название может оказаться непроизносимым, неприличным или не соответствующим правилам языка. Видимо, это и произошло с символом @ — его официальное название «коммерческое эт» русскому уху кажется совершенно бессмысленным. Название должно быть таким, чтобы его хотелось запомнить и применять.
В 1990-е годы, когда значок @ впервые пытались перевести на русский, существовало множество равноправных вариантов — «кракозябра», «закорючка», «лягушка», «ухо» и другие. Правда, в настоящее время они практически исчезли, а «собака» распространилась по всему Рунету и осталась, потому что любой язык стремится иметь только одно универсальное слово для обозначения чего бы то ни было. Остальные названия остаются маргинальными, хотя их может быть очень много. Например, в английском языке символ @ называют не только словами commercial at, но и mercantile symbol, commercial symbol, scroll, arobase, each, about и т. д. Откуда взялась ассоциация между главным компьютерным значком и другом человека? Для многих символ @ действительно напоминает свернувшуюся калачиком собаку.
Существует экзотическая версия, что отрывистое произношение английского at может напомнить собачий лай. Однако гораздо более вероятная гипотеза связывает наш символ
с очень старой компьютерной игрой Adventure. В ней нужно было путешествовать по лабиринту, сражаясь с разными малоприятными подземными тварями. Поскольку игра была текстовая, сам игрок, стены лабиринта, монстры и клады обозначались различными символами (скажем, стены были постоены из «!», «+» и «–»). Игрока в Adventure сопровождал пес, которого можно было посылать с разведывательными миссиями. Обозначался он символом @. Возможно, именно благодаря этой ныне забытой компьютерной игре в России укоренилось название «собака».
В современном мире знак @ присутствует повсюду, особенно с того момента, как он стал неотъемлемой частью адреса электронной почты. Но этот символ задолго до компьютерной эры входил в раскладку стандартной американской пишущей машинки,
а компьютерным стал лишь потому, что сравнительно мало использовался. Значок @ применяется в коммерческих расчетах — в значении «по цене» (at the rate).
Скажем, 10 галлонов масла по цене в 3,95 доллара США за галлон будет кратко записываться: 10 gal of oil @ $3.95/gal. В англоязычных странах символ применяется
и в науке в значении «при»: например, плотность 1,050 г/см при 15 °C будет записана: 1.050 g/cm @ 15 °C. Кроме того, знак @ полюбили и часто используют анархисты ввиду его сходства с их символом — «А в круге».
Однако его изначальное происхождение окутано тайной. С точки зрения лингвиста Ульмана, символ @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского ad («на», «в», «в отношении» и так далее), что очень напоминает его нынешнее использование. Другое объяснение дает итальянский ученый Джорджо Стабиле — он обнаружил этот символ в записях флорентийского купца Франческо Лапи за 1536 год в значении «амфора»: например, цена одной @ вина. Интересно, что испанцы и португальцы называют символ в электронных письмах именно «амфорой» (arroba) — словом, которое французы, исказив, превратили в arobase. Впрочем, в разных странах существуют самые разные названия для символа @, чаще всего зоологические. Поляки называют его «обезьянкой», тайваньцы — «мышкой», греки — «уточкой», итальянцы и корейцы — «улиткой», венгры — «червячком», шведы и датчане — «слоновым хоботом», финны — «кошачьим хвостом» или «знаком мяу», а армяне, подобно нам, — «песиком». Есть гастрономические названия — «штрудель» в Израиле и «рольмопс» (сельдь под маринадом) в Чехии и Словакии. Кроме того, часто этот символ называют просто «скрюченным А», или «А с завитком», или, как сербы, «чокнутым А». Впрочем, самая удивительная из современных историй, связанных с символом @, произошла в Китае, где знак банально называется «А в круге». Несколько лет назад китайская пара дала такое имя новорожденному. Возможно, знак стали воспринимать как иероглиф, символизирующий технический прогресс, и решили, что он принесет счастье и успех юному обитателю Срединной державы.
Узнать больше
Источник
Этот символ знает любой пользователь Интернет, поскольку он непосредственно связан с электронной почтой. В России его прозвали «Собакой» (а еще – кракозяброй, а-с-хвостиком, ватрушкой, масямбой), в других странах этот символ ассоциируется с разными животными или предметами. Вот далеко не полный список:
Болгария – кльомба или маймунско а («обезьяна А»),
Нидерланды – apenstaartje («обезьяний хвостик»),
Израиль – «штрудель»,
Испания – как и мера веса «arroba»,
Франция – та же мера веса «arrobase»,
Германия, Польша – обезьяний хвост, обезьянье ухо, скрепка, обезьяна,
Италия – «chiocciola» – улитка,
Дания, Норвегия, Швеция – «snabel-a» – «рыло а» или слоновый хобот,
Чехия, Словакия – рольмопс (сельдь под маринадом),
Америка, Финляндия – кошка,
Китай, Тайвань – мышонок,
Турция – розочка,
Сербия – «чокнутая A»,
Вьетнам – «скрюченная A»,
Украина – «равлик» (улитка), «песик» или опять же «собака».
На международном языке эсперанто по всему миру независимо от стран за символом @ утвердилось название “heliko”, что на эсперанто означает “улитка”.
Фактом его всемирного признания стало введение в феврале 2004 года Международным союзом электросвязи в азбуку Морзе кода для символа @ (• — — • — •), для удобства передачи адресов электронной почты. Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.
Откуда символ появился, доподлинно неизвестно. Он существует по меньшей мере с XV века, а возможно и ранее. По гипотезе профессора Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) в документе XVI в., написанном флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @. Из этого можно предположить, что символ пошел от слова “амфора”.
По версии американского ученого Бертольда Уллмана знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п.
В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» – староиспанская мера веса, ок. 15 кг., которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.
Современное официальное название символа «коммерческое at» берёт своё происхождение из торговых расчетов, например, 7 widgets @ $2 each = $14, что переводится как 7 шт. по 2$ = 14$. Поскольку этот символ применялся в торговле, он был размещен на клавиатурах первых пишущих машинок и оттуда перекочевал на клавиатуру компьютера.
В интернет собака пришла благодаря создателю электронной почты Томлинсону. Он выбрал его как знак на клавиатуре, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу, в качестве разделителя для имени пользователя и сервера электронной почты. Первым сетевым адресом был адрес tomlinson@bbn-tenexa в сети Arpanet.
А почему в России этот символ прозвали «собакой»? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.
По одной, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. По другой – отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Третьи умудряются рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Самая же распространенная версия видит происхождение этого названия в одной из самых первых компьютерных игр «Adventure» («Приключение»). Тогда дисплеи были исключительно текстовыми, и по сюжету игры надо было путешествовать по текстовому лабиринту. Одним из персонажей этой игры была собачка, которая обозначалась символом @. То ли название пошло из этой игры, то ли символ был выбран из-за своего названия, сейчас выяснить уже весьма затруднительно.
Может быть, Вы знаете точно?
Источник
Привет! В сегодняшней статье мы расскажем Вам о 10 священных животных в разных странах мира! Если вам интересна эта информация, не закрывайте вкладку! Приятного чтения:)
Священные животные, научно – зоола́трия.
С очень давних времен, во многих религиях и народах есть животные, которые считаются священными. Зоола́трия – совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных.
Эта религия основывается на том, что животные обладают божественными свойствами, или же являются божествами.
1. Свинья
Кистеухая свинья. Взято с Яндекс.Картинки
В древнем Египте свиней считали священными, и часто приносили в жертву Богам. Греки так же приносили свиней в жертву для их богини Деметры.
Деметра – богиня урожая, плодородия, чистоты и молодости.
В Китае свинья считается одним из 12 благоприятных животных. Кельты так же поклонялись богу “свиней” – Moccus, после молитвы происходило ритуальное приготовление свиньи.
2. Змея
Индийская кобра. Взято с Яндекс.Картинки
В Индии, штат Карнатака, люди до сих пор поклоняются змее. Поклонение змеям присутствует в нескольких старых культурах и традициях.
Бог Шива носит «очковых змей» на шее в качестве украшения. Кобра является самой священной из всех змей в Индии.
Существует специальный фестиваль змей, который называется Нага панчами (Nag Panchami), где все поклоняются змеям и их божествам.
3. Тигр
Тигр. Взято с Яндекс.Картинки
По данным китайских мифов тигры находятся в списке 12 зодиакальных животных. Китайская живопись и боевое искусство считают тигра символом земли.
Для культуры восточной Азии тигр является символом бесстрашия и гнева. В Китае есть пригород Куньмин, который является главным местом для поклонения тигру. Здесь поклонение тигру является туристической достопримечательностью.
В индуизме тигр, связанный с индуистским богом Шивой и Дурги. В Непале отмечается праздник тигра под называнием Баг Джатра. Во многих частях Вьетнама, почти в каждой деревне есть храм тигра.
Часто можно увидеть изображение тигра на входе в храмы и дворцы. Считается, что они уберегают эти места от злых духов.
4. Буйволы и коровы
Коровы. Взято с Яндекс.Картинки
В индуизме крупный рогатый скот, считают святым, даже древнеегипетская и греческая культуры также считают их благоприятными.
В южной Индии, выполняется ритуал Тода, когда в год быка в жертву приносят теленка, а потом его едят взрослые мужчины. В Египте быки празднуют день рождения каждый год и их мумифицируют после смерти и хоронят в могиле.
Похожие ритуалы соблюдаются в Ниле. В Индии коров уважают больше всего среди всех других животных. Корова является символом достатка, а питье коровьей мочи приносит удачу и процветание.
5. Слон
Слон. взято с Яндекс.Картинки
В Таиланде люди считают, что белый слон содержит душу мертвого человека. В Индии Бог Ганеша имеет голову слона. Во время фестиваля под названием Alunam, незамужние женщины посвящают свои танцы и песни слону.
В некоторых культурах статуэтки слонов используются для отображения важности. Культура Северного Борнео рассматривает слонов как символ чести. Слон занимает особое место в индуистской культуре и традициях.
Есть храмы в южной Индии, которые специально готовят слонов, которым позже поклоняются. Это потрясающее зрелище для туристов.
6. Обезьяна
Обезьяна. Взято с Яндекс.Картинки
По данным китайского зодиакального календаря обезьяна находится на девятом месте в цикле благоприятных животных. Буддийская религия считает, что обезьяна является воплощением Будды. Но некоторые также считают, что они нечестные и некрасивые.
Китайская буддийская религия использует метафору «разум обезьяны», которая означает нарушенное, нетерпеливое состояние человеческого разума. В некоторых культурах обезьяны также рассматриваются как бессмысленные создания символизирующие жадность.
7. Волк
Волк. Взято с Яндекс.Картинки
Волк занимает значительные позиции в фундаментальных мифологиях Евразии и Северной Америки. Во многих культурах, волки ассоциируются с воинами, военачальниками и главными в племени.
Шаманы тюркского народа считают себя, потомками волков. Но, для многих народов мира волк это символ злобы, агрессивности и кровожадности, а для китайцев еще и символ разврата. Часто под шкурой волков скрываются подлые и хитрые люди.
8. Собака
Немецкий дог. Взято с Яндекс.Картинки
В Непале и части Индии собаки несут религиозное значение. Собакам поклоняются на протяжении пятидневного фестиваля, известного как фестиваль Toyhar.
В индуизме собака является посланником бога смерти. Считается также, что они охранники дверей Неба. В Непале 14-й день в ноябре отмечается как Kukurtoyhar, что означает день собаки. В этот день собакам поклоняются, украшают их гирляндами.
9. Коза
Коза. Взято с Яндекс.Картинки
Во многих культурах коза, как и корова, символизирует плодовитость и материнскую заботу. Образ козы Амалфеи, вскормившей младенца Зевса своим молоком, ассоциируется не только с материнской заботливостью, но и с изобилием, поскольку именно ее чудесный рог, согласно одному из вариантов мифа, является легендарным Рогом Изобилия.
По китайской зодиакальной системе, люди, родившиеся под знаком козы, считаются стеснительными, часто одинокими, творческими, а также интровертами.
10. Лошадь
Лошадь. Взято с Яндекс.Картинки
Поклонение лошади в основном практикуется турецкими и индоевропейскими людьми. Они также считают, что Посейдон, бог воды, ранее являлся в образе лошади.
Лошадь и мул, также святые для римского народа. В индуизме и буддизме, лошадей возглавлял бог по имени Хайагрива. На коне передвигаются боги и герои. Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи воинов и властных вождей.
Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своего павшего в бою любимца город Букефалию.
На этом статья о 10 священных животных подошла к коцу! Спасибо что дочитали ее до конца:)
Так же рекомендуем к прочтению эти статьи:
5 долгожителей из животного мира
Немного об окрасах джунгарских хомячков
Все о видах и породах морских свинок
Какие животные занесены в Красную Книгу и почему
Источник
Ñîáàêà, íàèáîëåå áëèçêîå ÷åëîâåêó æèâîòíîå, îëèöåòâîðÿåò òàêèå äîáðûå êà÷åñòâà êàê âåðíîñòü, áäèòåëüíîñòü, ïðèâÿçàííîñòü, èñêðåííîñòü è ïîñëóøàíèå.  íåêîòîðûõ òðàäèöèÿõ îíà âûïîëíÿåò ôóíêöèè êóëüòóðíîãî ãåðîÿ, ìèôè÷åñêîãî ïåðâîïðåäêà, ïðèíåñøåãî ëþäÿì îãîíü. Êðîìå òîãî, ñîáàêà, ïîñâÿùåííàÿ áîãàì âîéíû, ìîæåò áûòü îáðàçîì õðàáðîãî è ðåøèòåëüíîãî âîèíà, ñèìâîëèçèðîâàòü ñèëó, ìóæåñòâî è àêòèâíîå âíèìàíèå.
Áóäó÷è ïîìîùíèêîì ÷åëîâåêà, ñîáàêà âåäåò åãî ïî äîðîãå ê öåëè. Ñîáàêà ñîïðîâîæäàåò ÷åëîâåêà â òå÷åíèå äíÿ æèçíè è ÿâëÿåòñÿ åãî ïðîâîäíèêîì ÷åðåç íî÷ü ñìåðòè. Âåëèêèå ïðîâîäíèêè äóø, òàêèå êàê Àíóáèñ, Ãåêàòà è Ãåðìåñ èçîáðàæàþòñÿ ñ ãîëîâîé ñîáàêè èëè èìåþò ñîáàêó â êà÷åñòâå ñâîåãî àòðèáóòà. Âî ìíîãèõ ìèôîëîãèÿõ ñîáàêà îõðàíÿåò ãðàíèöû ìåæäó ìèðàìè, ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì è âëàäûêîé ïîäçåìíîãî ìèðà, ãäå âëàñòâóþò õòîíè÷åñêèå è ëóííûå áîæåñòâà. Ýòî ìèð ñíîâ, öàðñòâî òüìû, äðóãàÿ ñòîðîíà æèçíè, ãäå, îäíàêî íàõîäèòñÿ òî÷êà, â êîòîðîé ñìåðòü ñòàíîâèòñÿ âîçðîæäåíèåì. Çäåñü ïðîèñõîäèò âîçâðàùåíèå ê èñòîêàì, ýòî ýíåðãåòè÷åñêèé öåíòð, ãäå ïðåáûâàþò ñèëû âîçîáíîâëåíèÿ.
 Äðåâíåì Åãèïòå âñòðå÷àþòñÿ êèíîêåôàëû, áîæåñòâà ñ ãîëîâîé ñîáàêè. Èõ çàäà÷à — áîðîòüñÿ ñ ÷óäîâèùàìè, óíè÷òîæàòü âðàãîâ ñâåòà è îõðàíÿòü âõîä â ñâÿùåííûå ìåñòà. Àíóáèñ, ïîêðîâèòåëü óìåðøèõ, ïî÷èòàëñÿ â ðàçëè÷íûõ îáðàçàõ — ÷åðíîãî øàêàëà, äèêîé ñîáàêè Ñàá, â âèäå ÷åëîâåêà ñ ãîëîâîé øàêàëà èëè ñîáàêè. Àíóáèñ-Ñàá ñ÷èòàëñÿ ñóäüåé áîãîâ. Åãî îñíîâíûå ýïèòåòû «Õåíòèàìåíòè», òî åñòü òîò, êòî íàõîäèòñÿ ïåðåä ñòðàíîé Çàïàäà (öàðñòâà ìåðòâûõ), «âëàäûêà Ðàñåòàó» (öàðñòâà ìåðòâûõ), «ñòîÿùèé ïåðåä ÷åðòîãîì áîãîâ». Àíóáèñ èç «äðóãîé ñòîðîíû æèçíè» ïðèíèìàåò ïîêîéíèêà, ñîïðîâîæäàåò åãî äî áåðåãà íà áàðêå ìåðòâûõ è ïðèñóòñòâóåò ïðè âçâåøèâàíèè ñåðäöà. Èìåííî Àíóáèñ ìóìèôèöèðóåò òðóï Îçèðèñà.
×åðíûé Àíóáèñ ñâÿçàí ñ ïåðâûì ýòàïîì àëõèìè÷åñêîãî ïðîöåññà, «÷åðíûì äåëàíèåì», êîòîðîå â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå îçíà÷àåò âõîæäåíèå â õàîñ, ðàçúåäèíåíèå, ðàñïàä. Äðåâíèå ãðåêè îòîæäåñòâëÿëè Àíóáèñà ñ Ãåðìåñîì.
 ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè ñîáàêà — ýòî àòðèáóò Ãåðìåñà, ïîñëàííèêà áîãîâ, ïîêðîâèòåëÿ ïóòíèêîâ, ïðîâîäíèêà äóø óìåðøèõ. ßâëÿÿñü ïñèõîïîìïîì, ïîäîáíî Ãåðìåñó, ñîáàêà â òî æå âðåìÿ îáëàäàåò ñïîñîáíîñòÿìè öåëèòåëÿ è ñîïðîâîæäàåò áîãà ìåäèöèíû Àñêëåïèÿ (Ýñêóëàïà). Îíà ìîæåò èñöåëÿòü, äàâàòü ðîæäåíèå, íîâóþ æèçíü.
×óäîâèùíûé òðåõãîëîâûé ïåñ Êåðáåð îõðàíÿåò âõîä â ìèð ìåðòâûõ, Ãàäåñ. Îí îõðàííèê âëàäåíèé Ãàäåñà, êóäà ïðèáûâàþò ìåðòâûå â ëîäêå Õàðîíà. Ãàäåñ — ýòî ñòðàíà òåíåé, íî âíóòðè, â åå ãëóáèíàõ, õðàíÿòñÿ ñîêðîâèùà. Ýòî áîãàòñòâà âíóòðåííåãî, äóõîâíîãî ìèðà, êîòîðûå îõðàíÿåò Êåðáåð.
Ñ ïîäçåìíûì ìèðîì ñâÿçàíà è Ãåêàòà, õòîíè÷åñêàÿ áîãèíÿ ìðàêà, íî÷íûõ âèäåíèé è ÷àðîäåéñòâà, êîòîðàÿ ïîÿâëÿåòñÿ â îáëèêå ñîáàêè èëè â ñîïðîâîæäåíèè ñâîðû ñîáàê, «ïñîâ âîéíû». Ãåêàòà âûñòóïàåò â îáðàçå áîæåñòâà, ñâÿçûâàþùåãî äâà ìèðà — æèâîé è ìåðòâûé. Îíà îëèöåòâîðÿåò ìðàê, âìåñòå ñ òåì ýòî ëóííàÿ áîãèíÿ, áëèçêàÿ Ñåëåíå è Àðòåìèäå. Àðòåìèäà, äåâà-îõîòíèöà, ïîêðîâèòåëüíèöà ëåñà è äèêèõ æèâîòíûõ, âëàäû÷èöà öèêëîâ âðåìåíè, åå òîæå ñîïðîâîæäàåò ñîáàêà.
 Äðåâíåé Èíäèè Èíäðó, öàðÿ áîãîâ, ñîïðîâîæäàåò ñîáàêà Ñàðàìà («áûñòðàÿ»), êîòîðîé ïîñâÿùåí îäèí èç ãèìíîâ â «Ðèãâåäå». Èíäðà ïîñûëàåò Ñàðàìó íà ïîèñêè ïðîïàâøèõ êîðîâ ê ïàíèÿì, à çàòåì îñâîáîæäàåò èõ èç ïëåíà. Ñàðàìà — ìàòü äâóõ ÷óäîâèùíûõ ïñîâ, Øàðáàðîâ, îõðàíÿþùèõ öàðñòâî ßìû. Ýòè ÷åòûðåõãëàçûå ïñû ñ øèðîêèìè íîçäðÿìè, ñòðàæè è âåñòíèêè ßìû, «öàðÿ ìåðòâûõ», áðîäÿò ñðåäè ëþäåé, âûñìàòðèâàÿ ñâîþ äîáû÷ó — ëþäåé, êîòîðûì ñóæäåíî óìåðåòü.
 Äðåâíåì Èðàíå åñòü ïðåäàíèå, ÷òî íà Äðåâå Âñåõ Ñåìÿí ñèäèò Ñåíìóðâ, ñâÿùåííûé ïåñ Àõóðàìàçäû, ïîêðîâèòåëü çàðîäûøåé è âñõîäîâ. Îí èçîáðàæàåòñÿ êðûëàòûì è ïîêðûòûì ðûáüåé ÷åøóåé, ÷òî ñèìâîëèçèðóåò ãîñïîäñòâî â òðåõ ñòèõèÿõ — â âîçäóõå, íà çåìëå è âîäå. Êàæäûé ðàç, êîãäà îí ïîäûìàåòñÿ, ó äåðåâà âûðàñòàåò òûñÿ÷à âåòâåé; êîãäà îí ñàäèòñÿ, îí ëîìàåò òûñÿ÷ó âåòâåé è ðàññåèâàåò èõ ñåìåíà.
Ó çîðîàñòðèéöåâ ñîáàêà — âòîðîå ïî ñâÿòîñòè ñóùåñòâî ïîñëå ÷åëîâåêà, «ñàìîå ëþáåçíîå òâîðåíèå». Êîðìëåíèå ñîáàêè, â òîì ÷èñëå ðèòóàëüíîå, èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå: ïèùà, äàííàÿ ñîáàêå, ïðåäíàçíà÷àåòñÿ äëÿ äóø óìåðøèõ; âðåìÿ êîðìëåíèÿ ñîáàêè — ñðàçó ïîñëå çàõîäà ñîëíöà — ïðèíàäëåæèò ôðàâàøàì, äóøàì óìåðøèõ. Äëÿ âûïîëíåíèÿ ïîãðåáàëüíûõ îáðÿäîâ â çîðîàñòðèçìå èñïîëüçóþò áåëûõ «÷åòûðåõãëàçûõ» ñîáàê (ñ òåìíûìè ïÿòíàìè ïîä ãëàçàìè). «×åòûðåõãëàçîñòü» ïîäðàçóìåâàåò ñïîñîáíîñòü ñîáàê âèäåòü ñàìó ñìåðòü, ñ ÷åì ñâÿçàí ðèòóàë «ñàãäèä» («âçãëÿä ñîáàêè», «îñìàòðèâàíèå ñîáàêîé»), êîãäà ñîáàêà ñâîèì âçãëÿäîì ïðîãîíÿåò îò ìåðòâîãî òåëà äýâà òðóïíîé ñêâåðíû. Äâå ñîáàêè ñòåðåãóò ìîñò ×èíâàò, âåäóùèé â ìèð èíîé.
Ó àöòåêîâ Øîëîòëü, áðàò-áëèçíåö Êåöàëüêîàòëÿ, èìååò ãîëîâó ñîáàêè. Ñîáàêà, êàê Øîëîòëü, êîòîðûé ñîïðîâîæäàåò Ñîëíöå â åãî ïóòåøåñòâèè â ïîäçåìíîì ìèðå, ìîãëà ïðîâåñòè óìåðøèõ ê ìåñòó âå÷íîãî ïðåáûâàíèÿ. Øîëîòëü, Âåíåðà âå÷åðíÿÿ, âìåñòå ñ Êåöàëüêîàòëåì, Âåíåðîé óòðåííåé, îòïðàâëÿåòñÿ â Ìèêòëàí, öàðñòâî ìåðòâûõ, çà êîñòÿìè ëþäåé ïðåæíèõ ýïîõ ðàäè ñîçäàíèÿ ëþäåé íîâîãî ïîêîëåíèÿ; îí ïîìîãàåò Êåöàëüêîàòëþ èçáåæàòü êîâàðíûõ ëîâóøåê Ìèêòëàíòåêóòëè, âëàäûêè ïîäçåìíîãî öàðñòâà, è âåðíóòüñÿ èç öàðñòâà ìåðòâûõ, ïîëó÷èâ æåëàåìîå. Äåñÿòûé äåíü êàëåíäàðÿ àöòåêîâ ÿâëÿåòñÿ äíåì ïñà. Ïîñëåäíèì, òðèíàäöàòûì, çíàêîì ìåêñèêàíñêîãî çîäèàêà, ïðåäñòàâëÿþùèì ïåðèîä õàîñà, áåçâðåìåíüå, áûëî ñîçâåçäèå Ñîáàêè, ñâÿçàííîå ñ ïîíÿòèåì ñìåðòè è, îäíîâðåìåííî, ñ âîñêðåñåíèåì, âîçîáíîâëåíèåì.
 êåëüòñêîé ìèôîëîãèè ñîáàêà ñîïðîâîæäàëà áîãîâ îõîòû, âîéíû è ãåðîåâ, à òàêæå áîãà-öåëèòåëÿ Íîäåíñà. Îäíèì èç àòðèáóòîâ ñîëíå÷íîãî áîãà Ëóãà áûë âîëøåáíûé íåïîáåäèìûé ïåñ, çíàìåíèòûé åùå è òåì, ÷òî «…ñòîèëî åìó â ðó÷üå îìûòüñÿ, êàê âîäû â íåì òåêëè âèíîì è ìîëîêîì».
 èðëàíäñêîé òðàäèöèè Êóõóëèí — ãëàâíûé ãåðîé ìíîãî÷èñëåííûõ ñàã.  ðàííåì âîçðàñòå îí îòëè÷èëñÿ òåì, ÷òî óáèë ÷óäîâèùíîãî ïñà êóçíåöà Êóëàíà. Èìÿ Êóõóëèí — «Ïåñ Êóëàííà» — ãåðîé ïîëó÷èë ïîñëå òîãî, êàê âûçâàëñÿ çàìåíèòü óáèòóþ èì ñîáàêó â êà÷åñòâå ñòîðîæà.
 ñêàíäèíàâñêîé ìèôîëîãèè äåìîíè÷åñêèé ïåñ Ãàðì ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì ïîäçåìíîãî ìèðà.  ïîñëåäíåé áèòâå ïåðåä êîíöîì ìèðà îí âûðâåòñÿ íà ñâîáîäó è âñòóïèò â áîé ñ àñîì Òþðîì.  ýòîì ñðàæåíèè îáà ïîãèáíóò.
 äðåâíåé ìèôîëîãèè ñëàâÿí â êðûëàòóþ «ñîáàêó — ïòèöó» ìîã âîïëîùàòüñÿ ñîëíå÷íûé áîã Ñåìàðãë , âõîäèâøèé â ÷èñëî ñåìè áîæåñòâ äðåâíåðóññêîãî ïàíòåîíà. Ñåìàðãë ñèìâîëèçèðîâàë Ñîëíöå ëåòíåãî ñîëíöåñòîÿíèÿ è ñ÷èòàëñÿ îõðàíèòåëåì ïîñåâîâ.
Ïðåäêè âåðèëè â äàð ïðåäñêàçàíèÿ ýòèõ æèâîòíûõ, êîòîðûå ïðåä÷óâñòâîâàëè ïîæàð, íåñ÷àñòüå, ñìåðòü. Ðàçäâîåííîñòü îáðàçà ñîáàêè, åãî «íå÷èñòîòà» ïðîÿâëÿåòñÿ â òåõ ëåãåíäàõ è ñêàçàíèÿõ, ãäå ðå÷ü èäåò î ñïîñîáíîñòè âåäüì è óïûðåé ïðåâðàùàòüñÿ â ñîáàê.
 ñèìâîëèçìå õðèñòèàíñòâà ñîáàêà îçíà÷àåò âåðíîñòü, áäèòåëüíîñòü, îõðàíó, à èíîãäà ñòàíîâèòñÿ àëëåãîðèåé ñâÿùåííèêà, «äîáðîãî ïàñòûðÿ». Êàê õðàíèòåëü ñòàä ñîáàêà îëèöåòâîðÿåò åïèñêîïà èëè ïðîïîâåäíèêà. ×åðíûå è áåëûå ñîáàêè — çíàêè îðäåíà Äîìèíèêàíöåâ.
Ñîáàêó è âîëêà ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê äâà âçàèìîäîïîëíÿþùèõ àñïåêòà îäíîãî ñèìâîëà. Ñèìâîëè÷åñêè ñîáàêà ÿâëÿåòñÿ ñâåòëîé ñòîðîíîé âîëêà. Ê ïðèìåðó, ó Àïîëëîíà, ñèÿþùåãî ïîâåëèòåëÿ Ñîëíöà, äðóã — âîëê, òîãäà êàê ó åãî ñåñòðû, Àðòåìèäû, ëóííîé áîãèíÿ — ñîáàêà.
Источник