Собаками какой породы вступил в схватку артемон из золотого ключика
Викторина по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
(Для подборки материалов викторины использовалась сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Данный материал предлагается учителям начальной школы, предназначен для детей 8-10 лет, учащихся 2-4 классов. Викторина может быть проведена после прочтения сказки по рекомендации учителя, а также в рамках проведения предметных декад в начальной школе. Лучшее место проведения: читальный зал библиотеки с выставкой книги автора разных изданий и детских рисунков к этому произведению.
Правила проведения викторины: учащиеся делятся на три команды, вопросы командам задаются поочерёдно, в конкурсе капитанов на вопросы отвечают только капитаны, за каждый правильный ответ команда получает
жёлтый жетон, соответствующий 1 баллу, или зелёный жетон, соответствующий 2 баллам
Оформление: выставка книг со сказкой (разных изданий), выставка рисунков к сказке, карточки с кроссвордом и отрывками стихотворных строк
произведения, жёлтые и зелёные жетоны.
Ход викторины.
Вступительное слово учителя.
1 конкурс.
Кроссворд «Говоря словами автора…
Задание: командам предлагается разгадать кроссворд. Каждое угаданное слово оценивается жёлтым жетоном.
По горизонтали:
1. «Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса»
(Мальвина)
По вертикали:
1. «Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель…»
(Артемон)
2. «Деревянная кукла по-итальянски –…»
(Буратино)
3. «Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха…»
(Тортила)
4. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок»
(Пьеро)
5. «…существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало – крри-кри, – глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами. Шевелило усиками»
(Сверчок)
6. « Из-за другого картонного дерева выскочил другой человечек, весь клетчатый, как шахматная доска»
(Арлекин)
7. «Это сами куклы открыли кукольный театр …»
(«Молния»)
8. «В это время к Джузеппе зашёл его старинный приятель, шарманщик по имени …»
(Карло)
2 конкурс. «Кто так сказал…»
Задание: вспомнить, кому из героев сказки принадлежат эти слова. Каждый правильный ответ оценивается жёлтым жетоном.
1. «Может быть, я выпил чего-нибудь неподходящего и у меня звенит в ушах?»
(Джузеппе)
2. «Здравствуй, Джузеппе, – сказал он, зайдя в мастерскую. – Что ты сидишь на полу?»
(Карло)
3. «Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы»
(Говорящий Сверчок)
1. «Ну, пожалуйста, ну ещё немножко поскачем, серенький…»
(Пьеро)
2. «Мальчики, ступайте немедленно мыться и чистить зубы…»
(Мальвина)
3. «Я ловил пиявок в одном грязном пруду около Города Дураков»
(Дуремар)
1. « – Одно из двух, – прошелестел он: – или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или он не останется жив. Если он мёртв – его можно оживить или нельзя оживить»
(Богомол)
2. «Я несчастный сирота, меня обидели, обокрали, избили…»
(Карабас Барабас)
3. « – Это гуляют те, кто посеял деньги на Поле Чудес… Сегодня последняя ночь, когда можно сеять. К утру соберёшь кучу денег и накупишь всякой всячины… Идём скорее…»
(Лиса Алиса)
1. « – Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи»
(Летучая мышь)
2. « – Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом из моей бабушки и моего дедушки наделал черепаховых гребёнок»
(Черепаха Тортила)
3. «Через это проклятое ученье я глаз лишился…»
(Кот Базилио)
3 конкурс. «Доскажи словечко…»
Задание: в сказке есть немало стихотворных строк. Прочитайте (послушайте) их внимательно и договорите рифму.
1. Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний … (час).
Хвост налево, хвост направо, –
Это полька …(Барабас)
2. Два жука – на барабане,
Дует жаба в … (контрабас).
Нос налево, хвост направо, –
Это полька … (Карабас)
3. Птичка польку танцевала,
Потому что … (весела).
Хвост налево, хвост направо, –
Вот так полечка … (была).
1. Мы сидим на кочке,
Где растут … (цветочки)
2. Жёлтые, приятные,
Очень … (ароматные).
3. Будем жить всё лето
Мы на кочке … (этой).
1. Лису Алису жалко –
Плачет по ней … (палка).
2. Кот Базилио нищий –
Вор, гнусный … (котище).
3. Дуремар, наш дурачок, –
Безобразнейший … (сморчок).
4 конкурс «Дразнилки».
Задание: ответить на вопрос, кто кого так дразнил, называя…? Правильный ответ состоит из двух частей и оценивается зелёным жетоном.
1. « – Ах ты, столетняя букашка-таракашка!»
(Буратино – Говорящего Сверчка)
2. «Ах ты, старый плавучий чемодан…»
(Дуремар – черепаху Тортилу)
3. «Ты чего хнычешь, дуралей?»
(Арлекин – Пьеро)
1. «Ох, ты, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями!..»
(Тортила – Буратино)
2. «Это ты меня предал, старый котлетный фарш!»
(Буратино – большого петуха)
3. «Эй ты, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью, спустись, спустись к нам – я тебе наплюю в драную бороду!»
(Буратино – Карабаса Барабаса)
5 Конкурс «Вопрос – ответ»
для участников команд
В первой части конкурса участвуют все игроки команды (кроме капитанов), быстро по очереди отвечая на предложенный вопрос. Если игрок отвечает на вопрос сам, то приносит 2 балла своей команде и зелёный жетон. Если же игрок затрудняется с ответом, ему на помощь может прийти команда, но в случае верного ответа команда получает, лишь 1 балл и жёлтый жетон.
Вопросы для игроков 1-ой команды.
1. На берегу, какого моря жил столяр Джузеппе? (Средиземного)
2. Откуда у Карло появилось полено? (Отдал Джузеппе)
3. Какие мысли были у Буратино в первый день от рождения? (Маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые)
4. Как звали старую злую крысу? (Шушара)
5. Какого цвета была курточка Буратино? (Коричневого)
6. В каком ряду сел Буратино в кукольном театре Карабаса Барабаса? (В первом)
7. Сколько хвостов было у плётки Карабаса Барабаса? (семь)
8. Как называлась харчевня, в которую по дороге в Страну Дураков зашли Буратино, лиса Алиса и кот Базилио? («Трёх пескарей»)
9. На каком дереве висел вниз головой Буратино? (На дубу)
10. Какое лекарство посоветовала Жаба для лечения Буратино? (Касторку)
Вопросы для игроков 2-ой команды.
1. Прозвище столяра Джузеппе. (Сизый Нос)
2. Жилище папы Карло. (Каморка под лестницей)
3. Какую еду увидел голодный Буратино, закрыв глаза в первый раз? (Жареную курицу на тарелке)
4. Чем накормил папа Карло Буратино? (Луковкой)
5. Какого цвета были штанишки Буратино? (Ярко-зелёные)
6. Кто первым появился на сцене кукольного театра Карабаса Барабаса и объявил название спектакля? (Пьеро)
7. Куда клал нижнюю часть своей бороды Карабас Барабас? (В карман)
8. Как звали ночную птицу, которая убеждала Буратино не верить коту и лисе? (Сплюшка)
9.Что можно было увидеть на одной из передних лап Артемона? (Серебряные часы)
10. Какой напиток был в кофейнике у Мальвины, когда она в первый раз угощала Буратино? (Какао)
Вопросы для игроков 3-ей команды.
1. Головной убор папы Карло? (Широкополая шляпа)
2. Каким предметом запустил Буратино в голову Говорящему Сверчку? (Молотком)
3. Какую еду увидел голодный Буратино, закрыв глаза во второй раз? (Тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем)
4. Из чего смастерил Карло курточку и штанишки для Буратино? (Из бумаги)
5. Сколько стоил входной билет в кукольный театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)
6. Как называлась комедия, которую должны были разыграть куклы в театре? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»)
7. Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино? (Пять)
8. Кто помог Буратино перебраться через озеро, когда его преследовали разбойники? (Лебедь)
9. Кто перегрыз верёвку, на которой висел Буратино? (Муравьи)
10. Кто был губернатором города в Стране Дураков? (Лис)
5 Конкурс «Вопрос – ответ»
для капитанов
Во второй части конкурса участвуют только капитаны команд, быстро по очереди отвечая на предложенный вопрос. Если капитан верно отвечает на вопрос, то приносит своей команде 1 балл и жёлтый жетон. Команда не имеет права помогать капитану в случае затруднения последнего.
Вопросы капитанам.
1. Какую волшебную фразу заставляла писать Мальвина своего воспитанника Буратино? («А роза упала на лапу Азора»)
2. Какие три преступления, по мнению Дежурного бульдога, совершил Буратино? (Беспризорный, беспаспортный, безработный)
3. Какой породы были собаки-сыщики из полицейского отделения в Стране Дураков? (Доберман-пинчер)
1. Почему Буратино не утонул в пруду, куда его бросили сыщики? (Он был деревянный)
2. На ком скакал Пьеро, убегая от полицейских собак? (На сером зайце)
3. На какое дерево взобрался Буратино, спасаясь от Карабаса Барабаса? (На итальянскую сосну)
1. Кого привёл Артемон для лечения Буратино, после того как его сняли с дерева? (Доктора Сову, фельдшерицу Жабу, знахаря Богомола)
2. Кто шил новую одежду для Буратино из старых платьев Мальвины? (Рак Шептало, серый Дятел, жук Рогач, мышь Лизетта)
3. Из кого состояло семейство ежей, шедшее на помощь Артемону, когда тот боролся с полицейскими бульдогами? (Сам ёж, ежиха, ежова тёща, две ежовые незамужние тётки и маленькие еженята)
1. Сколько денег потребовал у Буратино за ужин хозяин харчевни? (Один золотой)
2. Сколько денег просили у Карабаса Барабаса кот Базилио и лиса Алиса за поимку Буратино? (Десять золотых)
3. Сколько денег предлагал Карабас Барабас Карло, чтобы тот продал ему кукол? (сто золотых монет
6 Подведение итогов и награждение.
Источник
«Злодеям он покажет нос и рассмешит друзей до слез». Помните эту веселую песенку про всеми любимого деревянного человечка?
Сказка А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была написана в 1936 году. А прообразом главного героя, деревянного мальчика с длинным носом, послужил персонаж итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». В этих двух историях есть много похожего, но есть и явные отличия. И это правильно, иначе наша русская версия сказки была бы просто хорошим переводом.
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Все мы знаем, что полено, которое оказалось говорящим, строгал столяр Джузеппе, а куклу он предложил сделать своему другу шарманщику Карло. Считается, что имя Карло Алексей Толстой решил использовать, чтобы сделать «комплимент» итальянскому автору. В оригинале деревянную фигурку попытался выстрогать столяр Антонио, но потом отдал полено своему другу по имени Джепетто.
Имя Буратино тоже появилось не случайно. В итальянском языке il burattino переводится как «кукла». И действительно сказочный мальчик больше похож на куколку-марионетку, чем на ребенка. Но все, что с ним происходило в обеих историях, очень напоминает приключения маленьких детей в сложном и непредсказуемом мире.
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Жизнь Пиноккио наполнена и хорошими, и плохими моментами: грабители его подвешивали вниз головой на дереве, он чуть не сгорел, сидя у камина, крал виноград и работал сторожевой собакой, летал на голубе, был проглочен акулой. Несколько лет деревянный мальчик учился в настоящей школе и работал в цирке.
У нашего знакомого тоже немало приключений: сначала он проткнул носом нарисованный очаг в доме папы Карло, до школы мальчик так и не дошел, потому что попал на представление в кукольный театр, встретился с мошенниками и убегал от разбойников, так же, как и Пиноккио, был подвешен на дереве, поучаствовал вместе с новыми друзьями из кукольного театра в схватке с полицейскими и директором театра, а в финале сделал открытие – оказывается за старым холстом очага в каморке Карло находится подземный ход к новому красивому театру.
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Кукольным театром итальянской версии сказки владеет и руководит Манджафуоко. Он строгий, но справедливый по отношению к актерам начальник, поэтому за срыв спектакля не наказывает ни Пиноккио, ни участников представления. Строгий Карабас Барабас из нашей сказки отличается жестокостью и злопамятностью, носит длиннющую бороду и хлещет несчастных актеров плеткой. Помните реплику из фильма «Сейчас кааак дам больно!»
В обеих сказках главному герою встречаются мошенники – Кот и Лиса – и пытаются выманить у деревянного мальчика золотые монеты. В истории про Пиноккио компания отправляется к Волшебному полю страны Болвании, в нашей версии Болвания превращается в Страну Дураков.
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Повещенных разбойниками Буратино и Пиноккио находит девочка с пуделем. У Карло Коллоди она с лазурными волосами и является феей, а ее пуделя зовут Медоро. У Толстого это та самая девочка с голубыми волосами из кукольного театра Карабаса по имени Мальвина. Вместе с ней в домике живут влюбленный в нее Пьеро и пудель Артемон.
Долгое время по сюжету сказки Пиноккио проводит в тюрьме, выполняет тяжелую работу, за хорошую учебу отправляется в Страну Развлечений и у него вырастают ослиные уши. В этом образе Пиноккио некоторое время работает в цирке, а затем несколько месяцев ухаживает за больным отцом. В финале сказки Пиноккио становится добродетельным и наконец превращается из деревянной куклы в обычного мальчика: «Какой я был смешной, когда был Деревянным Человечком! И как я счастлив, что теперь я настоящий мальчик!»
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Что произошло с Буратино? После злополучного обмана на Поле чудес Буратино был схвачен полицейскими и брошен в старый пруд. Там его спасает черепаха Тортила и отдаем ему золотой ключик, который некогда случайно уронил в пруд сам Карабас Барабас. Чтобы снова завладеть ключиков директор кукольного театра отправляется с полицейскими в погоню за Буратино. В лесу происходит схватка и кажется, что у Буратино и его друзей Мальвины, Пьеро и Артемона нет никаких шансов на победу. Но тут на помощь приходит папа Карло.
Деревянные мальчики: Пиноккио VS Буратино
Вместе они возвращаются в каморке, где открывают спрятанную за холстом очага дверь и попадают в новый кукольный театр. Настоящим мальчиков Буратино не становится, но, согласитесь, это уже не тот вредный мальчишка, с которым нас познакомил автор книги в начале истории.
Какая история вам ближе? Ваши дети смотрели фильм с замечательными российскими актерами и добрыми песнями? А какие экранизации про Пиноккио видели?
Ваш ТОЙ.РУ
Источник
Рис. Л.Владимирского.
Буратино.
С Пиноккио, кроме происхождения, его роднит неуемная энергичность, баловство и авантюризм. Как и Пиноккио, Буратино сперва весьма смутно отличает хорошее от дурного, в результате чего попадает в разные передряги.
«— Послушай, — сказал Карло строго, — ведь я еще не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться… Что же дальше-то будет… А?…».
«Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые».
«БУРАТИНО: Здравствуйте… Вы кто такая?
КРЫСА: Я крыса Шушара.
БУРАТИНО: Хотите со мной поиграть?
КРЫСА: Я — Шушара. (Двигается к нему.)
БУРАТИНО: Я вижу, что вы — Шушара… Можно вас схватить за хвост?»
Но если у Коллоди деревянная марионетка после перенесенных испытаний умеряет свой пыл, отказываясь от шалостей, то у Толстого все происходит наоборот. Буратино до конца книги сохраняет авантюрный дух, вот только применять его начинает с умом и на благие цели. Эта первобытная энергия, непосредственность и жизнерадостность деревянного человечка умиляет Толстого, и он этого любования ничуть не скрывает. Да, Буратино — хвастунишка, грубоват и несколько приземлен, но, в принципе, древесина у него здоровая и хорошая. В этом плане особенно показательны его взаимоотношения с Мальвиной и Пьеро — персонажами изысканными, но совершенно непрактичными, да к тому же и нудными.
«Буратино сказал:
— Пьеро, катись к озеру, принеси воды.
Пьеро послушно поплелся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принес воды на дне чайника.
Буратино сказал:
— Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра.
Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком — и принесла несколько сухих стебельков.
Буратино сказал:
— Вот наказание с этими, хорошо воспитанными…
Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне… Сам сварил какао на воде».
Рис. Л.Владимирского.
Тем не менее, несмотря на раздражение, которое вызывали у него эти персонажи, Буратино понимает, что они — его потенциальные соратники в борьбе против общего врага – Карабаса Барабаса – за общее дело — освобождение всех кукол от его власти. Эта цель сплачивает столь разных героев и делает их друзьями.
«Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком,— нос его глубоко воткнулся в землю.
Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, — Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей…».
Но роль лидера, безусловно, принадлежит Буратино, потому что вся кукольная рафинированная «элита», вроде Мальвины и Пьеро, по сути своей пассивна. Именно Буратино, с его самоуверенностью, практичностью, долей наглости и безоглядности, способен взять инициативу в свои руки. Именно ему вручает Тортилла золотой ключик, и именно Буратино направляет своих товарищей к желанной цели.
Рис. В. Григорьева и К. Поляковой (1957).
Заметьте, что папе Карло, несмотря на жизненный опыт и определенную силу (именно он спасает героев в самый критический момент), даже не приходит в голову заглянуть за нарисованный на холсте очаг: он просто им любуется в «холодные зимние ночи». Зато практик-Буратино, не отягощенный эстетическими чувствами, в первый же день обнаруживает за холстом потайную дверь. То же можно сказать об Артемоне, который, вроде бы и храбр, и надежен, но… совершенно безынициативен. Поэтому Буратино так быстро сумел взять его под свое «командование».
Рис. Аминадава Каневского (1950).
Не будет преувеличением сказать, что деревянный человечек в сказке Толстого наделен и некоторыми «мессианскими» чертами (естественно, в ироничной и «сниженной форме»). О его предназначении свидетельствует и изображение «человечка с длинным носом» на потайной дверце, и даже тот факт, что, впервые увидев Буратино, куклы тотчас УЗНАЛИ его!
Как видите, главное отличие между сказками Толстого и Коллоди в том, что Толстой не захотел превращать озорного веселого хвастунишку в скучного правильного мальчика. Вместо того, чтобы переделать куклу (можно сказать, «нового человека») по образу и подобию, избавить её от кукольных черт, он, напротив, развил и улучшил качества, данные Буратино от природы, превратив недостатки в достоинства. «Золотой ключик» это не «роман воспитания», а скорее «роман становления» — становления в действии, что гораздо эффективнее чтения морали.
Карло и Джузеппе
Образы папы Карло (Джепетто) и столяра Джузеппе (Антонио) в обеих сказках в целом схожи. Толстой даже сохранил намеки Коллоди на алкоголизм столяра (прозвище Антонио — «Мастер Вишня» — русский писатель преобразовал в более конкретное — «Сизый Нос»).
Мастер Вишня на рис. Maraja Libiko.
«Джузеппе …повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:
— Ой-ой, потише, пожалуйста!
…Джузеппе испугался не на шутку, у него даже вспотели очки…
— Может быть, я выпил чего-нибудь неподходящего и у меня звенит в ушах? — размышлял про себя Джузеппе…
Нет, сегодня он ничего неподходящего не пил…».
Правда, папа Карло в отличие от Джепетто становится не рыбаком, а шарманщиком.
Мальвина.
А вот Фея с лазурными волосами преобразилась у Толстого основательно.
Фея с голубыми волосами на рис. Maraja Libiko.
Кроме очарования и цвета волос, Мальвине досталась от Феи лишь нравоучительность, которую Толстой довёл до степени полнейшего педантизма и занудства. Помешанная на правилах, этикете и педагогике, девочка с голубыми волосами на поверку оказывается избалованной и капризной (хотя и беззлобной) глупышкой, существующей исключительно за счет окружающих, восхищенных ее красотой.
Недаром «одна из лучших актрис кукольного театра» в новом театре Буратино умеряет свои капризы и уже смиренно соглашается продавать билеты и мороженое («Если вы найдете у меня талант, попробую играть роли хорошеньких девочек»). Очень характерно выписанный женский типаж…
Мальвина из м-ф 1959 г.
Артемон
Прообразом преданного слуги Мальвины безусловно послужил кучер Феи — пудель Медано. Впрочем, у Коллоди он играет чисто эпизодическую роль.
Пудель Медано на рис. Maraja Libiko.
Карабас Барабас
Его прообраз у Колодди — кукольник Манджафоко — персонаж хотя и устрашающий, но гораздо более добрый, чем «доктор кукольных наук» у Толстого. Несмотря на внешнюю грубость Манджафоко, Пиноккио без особого труда удается его растрогать, а, узнав о бедственном положении Джепетто, кукольник совершенно БЕЗВОЗМЕЗДНО дает деревянному человечку пять золотых.
Манджафоко на рис. Maraja Libiko.
Если помните, Карабаса в этот момент заботила не столько судьба Карло, сколько потайная дверца в его каморке. Впрочем, Карабас у Толстого, в свою очередь, более «культурен», нежели Карабас в знаменитом фильме 1975 года. По крайней мере, в дождливую погоду Дуремара он впускает к себе и угощает вином со свининой совершенно бескорыстно (еще не зная о том, что тот — обладатель ценной информации о ключике).
В отличие от Карабаса роль бородача у Коллоди незначительна и ограничивается двумя главами.
Карабас Барабас на рис. Аминадава Каневского (1950).
Кот и Лиса
А вот Кот и Лиса были перенесены из сказки Коллоди фактически без изменений. В «Золотом ключике» они такие же асоциальные элементы, мошенники, а при случае — и разбойники. Почему лису Толстой назвал Алисой, думаю, понятно, а Базилио — это переделанное на иностранный манер русское кошачье прозвище Васька.
Кот и Лиса из «Пиноккио» на рис. Maraja Libiko.
Дуремар
На такой же манер было переделано и имя «деградировавшего интеллигента» — продавца лечебных пиявок Дуремара. Этого персонажа, как и всех прочих (к примеру, Пьеро, о котором речь пойдет в следующей части), у Коллоди уже нет…
Кадр из к-ф 1975 г.
Говорящий сверчок
У Коллоди это назидательное насекомое не сильно зажилось на свете — Пиноккио, в отличие от Буратино, метнул молоток гораздо точнее… Правда, в итальянской сказке сверчок появляется еще раз — в виде этакой «тени отца Гамлета», предупреждающей Пиноккио об опасности.
Рис. Roberto Innocenti к «Пиноккио».
Толстой сверчка пожалел, и на это у него были свои причины…
Н. Толстая-Крандиевская «Воспоминания»:
«По вечерам… когда на столе зажигали лампу и под абажуром кружились ночные бабочки, вылезал откуда-то сверчок, похожий на маленький сухой сучочек. Он садился всегда на одно и то же место, около чернильницы, и помалкивал. Когда же в стуке машинки наступали долгие паузы и Толстой в тишине обдумывал еще не написанное, сверчок осмеливался напомнить ему о своем присутствии. Возьмет вдруг и стрекотнет, и опять замолчит надолго.
— Это он тебя стесняется, — говорил Толстой, — а ко мне он уже привык. Мы — друзья».
Золотой ключик
И, конечно же, нельзя обойти стороной Золотой ключик — это главное нововведение Толстого, направляющее завязку сказки Колодди по совершенно иному руслу. Ключик — это символ счастья, благодаря которому Буратино и его друзья обретают свой собственный кукольный театр, где они уже сами будут распоряжаться своей судьбой и разыгрывать свои пьесы. Вместо послушных марионеток они становятся режиссерами своей жизни. «Что наша жизнь? Игра…». Поэтому, в отличие от «Пиноккио», сказка Толстого на самом деле не кончается — она закольцовывается. А игра — продолжается…
Кадр из к-ф «Приключения Буратино».
«— Что — видели? Значит, недаром я мокнул в болоте у тетки Тортилы… В этом театре мы поставим комедию — знаете, какую? — «Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Карабас Барабас лопнет с досады…
— Ну а ты, ну а ты, Буратино? — спрашивали все. — Кем хочешь быть при театре?
— Чудаки, в комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь свет!».
Автор: Сергей Курий
(из книги “Культовые Сказки”)
См. также:
Источник