Тело собаки а сердце чистейшей породы

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Анализ стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» Асадова
Стихи о животных – одна из ключевых тем в творчестве Эдуарда Аркадьевича Асадова.
Стихотворение датируется 1948 годом. Поэту в эту пору исполнилось 25 лет, он фронтовик, после ранения потерял зрение, но нашел в себе силы дальше учиться, поступил в Литературный институт. До публикации дебютного сборника осталось три года. Пока же он пишет стихи, автобиографическую прозу, есть у него и спутница жизни – та, что навещала его еще в госпитале. Проводником в мир большой литературы стал для начинающего поэта К. Чуковский. В жанровом отношении – поэтический рассказ, щемящая драма о верности и предательстве. Рифмовка перекрестная, 10 строф. Открывается произведение почти мирной картиной на вокзале. Хозяин гладит свою собаку, потом зачем-то прощается с нею. Зовет пса братом, сожалеет, что им придется расстаться. Уходит он резко, не оборачиваясь. Покоряясь воле хозяина, собака не двигается с места, хотя уже и поняла, что ее бросили тут. Эту маленькую драму никто не заметил. Люди едут кто куда, занятые своими мыслями. Всюду шум, смех, сигаретный дым. «Два карие глаза» следят за темной удаляющейся фигуркой. Только скучающий старик вдруг заговаривает с псом, хотя он, похоже, тоже понимает бесперспективность содержания дворняги. «Взревел паровоз» (инверсия): теперь, когда все почти потеряно, собака имеет право на шанс. Попытаться догнать, чтобы он сразу понял, что врозь им обоим будет плохо. У бывшего хозяина уже и гора с плеч свалилась, что ж, сделанного не воротишь. Скорее всего, дома его ждут. Но туда нельзя привести рыжую дворнягу, не поймут. В сущности, он сам еще не понял, что это предательство останется занозой в его сердце на всю жизнь. А между тем, еще недавно счастливая в своей беспородности, а теперь – самая невезучая собака тщетно гонится «за красным мелькающим светом». Дело безнадежное, но она вкладывает в него все силы. Так, будто они уже ей никогда не пригодятся. Вот уже и «лапы в кровь», и ясно, что невозможно встретиться с тем, кто сам не желает встречи. В итоге она бежит навстречу лишь смерти. Автору нечего сказать бывшему ее хозяину, поэтому он обращается к старику, не разглядевшему «чистейшую породу» сердца собаки. Интонация напряженная, взволнованная, множество восклицаний и многоточий. Перечислительные градации, отрицания, сравнение (как бык). Афоризм в финале.
«Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова – пронзительный рассказ о цене предательства.
- Следующий стих → Эдуард Асадов — Бычок
- Предыдущий стих → Эдуард Асадов — Стихи о гордой красоте
Читать стих поэта Эдуард Асадов — Стихи о рыжей дворняге на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Эдуард Асадов никогда не стеснялся черной повязки на глазах. Считал, что душевная слепота куда страшнее физической…
Он родился в разгар НЭПа, последний школьный звонок услышал почти одновременно с сообщением о начале войны, спустя три года ослеп на фронте от осколков разорвавшегося рядом артиллерийского снаряда и оставшиеся 60 лет жизни прожил в полной темноте. При этом стал для миллионов советских парней и девчат духовным светочем, доказав своим творчеством – человек видит не глазами, а сердцем…
Находясь в госпитале, Асадов для себя решил: не сдаваться, а быть полезным людям.И ежедневно писал стихи…
Стихи о рыжей дворняге
Это пронзительное стихотворение студент Асадов написал, учась после войны в Литературном институте. Вообще тема четвероногих – одна из любимейших (хотя и не самая обширная) в творчестве поэта. Так пронзительно о друзьях наших меньших в русской поэзии могли писать очень немногие поэты. Особенно Эдуард Аркадьевич любил собак, держал их в доме, почитал своими товарищами и собеседниками. А главное – отождествлял их с людьми, причем «чистейшей породы».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
– Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
…
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
“Стихи о рыжей дворняге” читались на школьных вечерах, в кругу друзей и на первых свиданиях.
Падает снег
Ранение, приведшее лейтенанта Асадова к полной слепоте, обострило его внутреннюю жизнь, научив молодого человека «разгадывать сердцем» малейшие движения души – своей и окружающих. То, что не замечал зрячий человек, поэт видел четко и ясно. И сопереживал, что называется «на разрыв».
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека – обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
…
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
Трусиха
Стихи Асадова редко хвалили «именитые» литераторы. В некоторых газетах той эпохи его критиковали за «слезливость», «примитивный» романтизм, «преувеличенный трагизм» тем и даже их «надуманность». Пока рафинированная молодежь декламировала Рождественского, Евтушенко, Ахмадуллину, Бродского, парни и девушки «попроще» сметали с прилавков книжных магазинов выходившие стотысячными тиражами сборники стихов Асадова. И наизусть читали их на свиданиях своим возлюбленным, глотая слезы, не стыдясь этого. Сколько сердец соединили на всю жизнь стихи поэта? Думается, немало. А кого сегодня соединяет поэзия?..
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…
…
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки –
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! – И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.
…
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил:- Ну их к черту! –
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – слабая натура,
“Трус” и “воробьиная душа”.
Поэт проехал по всей стране с концертами. И всегда его сопровождала верная спутница – жена Галина Разумовская.
Баллада о друге
«Темы для стихов беру из жизни. Много езжу по стране. Бываю на заводах, фабриках, в институтах. Без людей жить не могу. И высшей задачей своей почитаю служение людям, то есть тем, для кого живу, дышу и работаю», – писал о себе Эдуард Аркадьевич. Не оправдывался в ответ на придирки коллег по цеху, а спокойно и доброжелательно объяснял. Вообще уважение к людям, пожалуй, было его самым главным качеством.
Когда я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-
Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого щуплого Лешку –
Парнишку-наладчика с “Красной Розы”…
…
Каждое утро перед работой
Он к другу бежал на его этаж,
Входил и шутя козырял пилоту:
– Лифт подан. Пожалте дышать на пляж!..
…
Вынесет друга, усадит в сквере,
Шутливо укутает потеплей,
Из клетки вытащит голубей:
– Ну все! Если что, присылай “курьера”!
…
Пот градом… Перила скользят, как ужи…
На третьем чуть-чуть постоять, отдыхая.
– Алешка, брось ты!
– Сиди, не тужи!.. –
И снова ступени, как рубежи:
Одна – вторая, одна – вторая…
И так не день и не месяц только,
Так годы и годы: не три, не пять,
Трудно даже и сосчитать –
При мне только десять. А после сколько?!
Дружба, как видно, границ не знает,
Все так же упрямо стучат каблуки.
Ступеньки, ступеньки, шаги, шаги…
Одна – вторая, одна – вторая…
Ах, если вдруг сказочная рука
Сложила бы все их разом,
То лестница эта наверняка
Вершиной ушла бы за облака,
Почти не видная глазом.
И там, в космической вышине
(Представьте хоть на немножко),
С трассами спутников наравне
Стоял бы с товарищем на спине
Хороший парень Алешка!
Пускай не дарили ему цветов
И пусть не писали о нем в газете,
Да он и не ждет благодарных слов,
Он просто на помощь прийти готов,
Если плохо тебе на свете…
Темы для своих стихов поэт “подсматривал” в жизни, а не выдумывал, как считали некоторые…
Миниатюры
Наверное, нет тем, которым Эдуард Асадов не посвятил бы миниатюру – емкую, порой, едкую, но всегда – удивительно точную. В творческом багаже поэта их несколько сотен. Многие из них в 80-90-е годы люди цитировали, порой, даже не подозревая, кто их автор. Спроси тогда – ответили бы «народные». Большинство четверостиший (редко – восьмистиший) написаны будто на нашу сегодняшнюю жизнь.
Президент и министры! Вы жизнь поставили
На колени. Ведь цены буквально бесятся!
Вы хотя б на веревки цены оставили,
Чтобы людям доступно было повеситься!
Или:
Он зубы клиентам охотно вставлял.
Однако при этом их так «выставлял».
Что те, отощав животами,
С полгода стучали зубами.
Или:
Хватит болтать про народ, господа,
И, пузо надув, вещать о народности!
Ведь после Петра, за годами года,
Правили нашим народом всегда
Разные инородности…
И как послание нам, нынешним:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Умер поэт 21 апреля 2004 года на 82-м году жизни. Похоронили Эдуарда Аркадьевича на Кунцевском кладбище рядом с матерью и любимой женой, которую он пережил всего на семь лет. Свое сердце поэт завещал похоронить на Сапун-горе у Севостополя, где разрыв снаряда 4 мая 1944 года навсегда лишил его зрения и круто изменил его жизнь…
Поэта похоронили рядом с матерью и женой на Кунцевском кладбище девять лет назад…
Источник
На этой странице читайти стихи «Стихи о рыжей дворняге» русского поэта Эдуарда Асадова, написанные в году.
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
– Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
Эдуард Асадов. Остров Романтики.
Москва: Молодая гвардия, 1969.
Другие стихи Эдуарда Асадова
» Россия начиналась не с меча!
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча…
» Сатана
Ей было двенадцать, тринадцать – ему.
Им бы дружить всегда.
Но люди понять не могли: почему
Такая у них вражда?!…
» Свободная любовь
Слова и улыбки ее, как птицы,
Привыкли, чирикая беззаботно,
При встречах кокетничать и кружиться,
Незримо на плечи парней садиться…
» Сердечная история
Сто раз решал он о любви своей
Сказать ей твердо. Все как на духу!
Но всякий раз, едва встречался с ней,
Краснел и нес сплошную чепуху!…
» Слово о любви
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку….
» Студенты
Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесет,
Что есть такая нация – студенты,
Веселый и особенный народ!…
» Телефонный звонок
Резкий звон ворвался в полутьму,
И она шагнула к телефону,
К частому, настойчивому звону.
Знала, кто звонит и почему….
» Той, которая любит верно!
Я, наверное, так любил,
Что скажите мне в эту пору,
Чтоб я гору плечом свалил,-
Я пошел бы, чтоб сдвинуть гору!…
» Трусиха
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой…
» Ты не сомневайся
Кружит ветер звездную порошу,
В переулки загоняя тьму.
Ты не сомневайся: я хороший.
Быть плохим мне просто ни к чему!…
Эдуард Асадов
Источник
Åñëè íàáëþäàòü çà ïîâåäåíèåì ñîáàê âíèìàòåëüíî, òî îêàæåòñÿ, ÷òî ïðè÷èíîé èõ ïîñòóïêîâ ÿâëÿþòñÿ ïî÷òè ÷åëîâå÷åñêèå ïåðåæèâàíèÿ.  äåðåâíå ó áàáóøêè è äåäóøêè æèëà ñîáàêà Áèì. Áîëüøåå âðåìÿ îí ñèäåë íà öåïè, ïîòîìó ÷òî îñíîâíàÿ åãî ðàáîòà áûëà îõðàíÿòü äâîð è äîì. Îõðàííèê îí áûë íèêàêîé, öåëûìè äíÿìè ñïàë, îáîæàë âêóñíî ïîåñòü è ìå÷òàë óáåæàòü íà ñâîáîäó. Êîãäà ýòî ñëó÷àëîñü, òî Áèì ìîã íå ïðèõîäèòü äîìîé ñóòêàìè, ñëîíÿÿñü ïî äåðåâíå, ïðîìûøëÿÿ âîðîâñòâîì èëè ïèòàÿñü ìûøàìè-ïîë¸âêàìè. Çíàÿ åãî ñâîáîäîëþáèâóþ äóøó, äåä ÷àùå âñåãî íå âûïóñêàë ïñà èç âîëüåðà. Ïî îáðàçó æèçíè Áèì, êîíå÷íî, áûë äâîðíÿãîé, íî ïðèðîäà ñàìûì íåîæèäàííûì îáðàçîì ñìåøàëà â í¸ì ïðèâû÷êè è ñêëîííîñòè äâóõ ñîâåðøåííî ïðîòèâîïîëîæíûõ ïîðîä. Áèì áûë ðåçóëüòàòîì ñëó÷àéíîé ëþáâè øîòëàíäñêîé îâ÷àðêè è ãîí÷åé. Ýòî ñìåøåíèå ïðîòèâîïîëîæíûõ êðîâåé ïåðåìåøàëî è ïåðåïóòàëî â í¸ì è âíåøíîñòü, è õàðàêòåð, è íàêëîííîñòè. Íà âèä îí áûë ïîõîæ íà ãëàäêîø¸ðñòíóþ îõîòíè÷üþ ñîáàêó, òîëüêî äóøîé áûë ìÿãêèé, äîáðûé, êàê øîòëàíäñêàÿ îâ÷àðêà. Ëþäåé îí ëþáèë, âñåõ ïóñêàë âî äâîð, à äè÷ü íå âîçáóæäàëà â íåì îõîòíè÷üåé ñòðàñòè. Êóðû êëåâàëè èç åãî ìèñêè, à ïîòîì ñïàëè íà ò¸ïëîé ñîáà÷üåé ñïèíå. ϸñ ðàâíîäóøíî ñëåäèë çà ïðîèñõîäÿùèì è òîëüêî, êîãäà â ýòó êîìïàíèþ ïîïàäàëè ñîñåäñêèå êóðû, îí ïðåðûâàë ñîí, ëåíèâî è íåçëîáíî âûãîíÿë èõ èç âîëüåðà.
Áèì ëþáèë áàáóøêó, ëþáèë õîðîøî ïîåñòü, ëþáèë äðåìàòü íà ñîëíûøêå, íî áîëüøå âñåãî íà ñâåòå îí ëþáèë ñâîáîäó. ×àùå âñåãî âåñíîé è ëåòîì â í¸ì ïðîáóæäàëàñü ñêëîííîñòü ê áðîäÿæíè÷åñòâó. Íåíàâèñòü ê âîëüåðó, ê ãðåìÿùåé öåïè, ê òóãîìó îøåéíèêó, âûçûâàëà â í¸ì íå çëîáó, à áåçðàçëè÷èå êî âñåìó îêðóæàþùåìó. ϸñ ìñòèë âñåì çà ýòî ñîáà÷üåé ìåñòüþ. Îí ñïàë äåíü è íî÷ü, íå ïîäàâàÿ ãîëîñà, íå ïûòàÿñü ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå. Íèêòî åãî íå áîÿëñÿ, è íèêòî íå ñ÷èòàë åãî çà îõðàííèêà. Áèì îæèâëÿëñÿ òîëüêî òîãäà, êîãäà âèäåë, ÷òî áàáóøêà ñîáèðàåòñÿ â ëåñ çà ÿãîäàìè. Âñå ïðèìåòû ýòèõ ñáîðîâ áûëè åìó õîðîøî çíàêîìû: ñòàðûé ÷¸ðíûé õàëàò, à ãëàâíîå – áëåñòÿùèé áèäîí÷èê, êîòîðûé ñòàðóøêà ïðèâÿæåò ê ïîÿñó. Ïðè âèäå ñèìâîëîâ ñâîåé ñâîáîäû ó Áèìà âäðóã ïðîðåçàëñÿ ëàé, ïåðåõîäÿùèé îò íåòåðïåíèÿ â âèçã. Íåâîçìîæíî áûëî äîïóñòèòü, ÷òîáû åãî çàáûëè. Ýòîò õèòðåö ÷åñòíî ñîïðîâîæäàë áàáóøêó â ëåñó, íî êîãäà íàñòóïàëî âðåìÿ èäòè äîìîé, îí èñ÷åçàë è íå ïîÿâëÿëñÿ íåñêîëüêî ñóòîê, ïîêà ñàì íå ðåøàë, ÷òî ïîðà âîçâðàùàòüñÿ. Ðàçãóëèâàÿ ïî äåðåâíå, ðûæèé äîáðÿê èçáåãàë ñîáà÷üèõ äðàê, à åñëè è ïðèõîäèëîñü äðàòüñÿ, òî îí âñåãäà áûë ïîáåæä¸ííûì. Íå áûëî â íåì çëîáû, à ãîëóáûìè íåçàáóäêàìè â ñîáà÷üåì ñåðäöå öâåëà äîáðîòà. Äåä íàçûâàë åãî çà ýòî äàðìîåäîì.
Òàê è æèë áû Áèì áåççàáîòíî è ïî ñåé äåíü, åñëè áû íå ïðîèçîøëî îäíî ñîáûòèå, êîòîðîå â îäèí ìèã ïåðåâåðíóëî âñþ åãî ñîáà÷üþ æèçíü.
Ó ñåëüñêîãî ìàãàçèíà ñòàëà ïîÿâëÿòüñÿ áîëüøàÿ è î÷åíü õóäàÿ ñîáàêà, ïîõîæàÿ íà âîëêà. Îâ÷àðêà ãîëîäíûìè ãëàçàìè è ÷óòêèì íîñîì ñëåäèëà çà âñåìè âûõîäÿùèìè â íàäåæäå ïîëó÷èòü ÷òî-íèáóäü ñúåäîáíîå. Áàáóøêà ïîêîðìèëà ñîáàêó òåïëûì õëåáîì. Êîðî÷êà áûëà òàê âêóñíà, à ÷åëîâå÷åñêàÿ äîáðîòà òàê íåîæèäàííà äëÿ èçìó÷åííîãî ïñà, ÷òî ñîáàêà, óäèâë¸ííàÿ ñî÷óâñòâèåì ê ñåáå, çàâîðîæ¸ííî ïîøëà ñëåäîì çà ñòàðóøêîé. Íå âñòðåòèâ íèêàêîãî âîçðàæåíèÿ ñî ñòîðîíû Áèìà, ñîáàêà îñòàëàñü æèòü âî äâîðå.
Îâ÷àðêó íàçâàëè Ìóõòàð.  áëàãîäàðíîñòü çà íåîæèäàííî ïðîÿâëåííîå ó÷àñòèå â åãî ñóäüáå, ï¸ñ íà÷àë óñåðäíî íåñòè ñëóæáó ïî îõðàíå äâîðà è íå ïðîïóñêàë íèêîãî. Äåäóøêèíî ñåðäöå áûëî ïîêîðåíî ñîáà÷üåé âåðíîñòüþ è óñåðäèåì. Îí âñ¸ áîëüøå õâàëèë Ìóõòàðà è çëèëñÿ íà ëåíèâîãî Áèìà.  íàãðàäó çà âåðíóþ ñëóæáó äåä ðåøèë îêîí÷àòåëüíî óòâåðäèòü îâ÷àðêó â ïðàâàõ “õîçÿèíà”. Áèì áûë îòïóùåí íà ñâîáîäó, à Ìóõòàð ïî-õîçÿéñêè çàíÿë âîëüåð è áóäêó ñâîåãî ïðåäøåñòâåííèêà.
Áèì, ïîëó÷èâ, íàêîíåö, äîëãîæäàííóþ ñâîáîäó, êàê è ñëåäîâàëî îæèäàòü, èñ÷åç íà íåñêîëüêî äíåé. Âîçâðàòèâøèñü, óäèâèëñÿ óâèäåííîìó: â åãî áóäêå ëåæàëà ÷óæàÿ ñîáàêà, êîòîðàÿ çàðû÷àëà, îñêàëèâ êëûêè. Îò âîçìóùåíèÿ ëåíèâàÿ ãîëîâà Áèìà âäðóã íà÷àëà çàïîëíÿòüñÿ ðàçíûìè ìûñëÿìè:
“Íó è íîâîñòè! ×òî çà íàãëîñòü? Ãäå æå ÿ òåïåðü áóäó åñòü è ñïàòü? À ÷òî ýòî âêóñíîå ëåæèò òàì â ìîåé ìèñêå? Ìîæåò ìåíÿ óæå è íå íàêîðìÿò?”
Îïàñåíèÿ åãî îêàçàëèñü íàïðàñíûìè. Âêóñíûé áàáóøêèí ñóï îêîí÷àòåëüíî ðàçìîðèë äîáðîòîé ñîáà÷üå ñåðäöå. Ñ íåáà ìîðîñèë òåïëûé ëåòíèé äîæäü, è íàäî áûëî èñêàòü ñóõîå ìåñòî äëÿ íî÷ëåãà. Áèì áûë ï¸ñ õîçÿéñòâåííûé è ñðàçó ïîíÿë, ÷òî ñòîã ñîëîìû ïîä âûñîêîé åëüþ áóäåò åìó íàäåæíûì óêðûòèåì â íåïîãîäó. Îí áåç îñîáûõ óñèëèé âûðûë â í¸ì íîðó è äàæå ïåðåí¸ñ ñþäà âêóñíóþ êîñòî÷êó, íàäåæíî ñïðÿòàííóþ íà ÷¸ðíûé äåíü. Íàáëþäàÿ çà äîæäåì ÷åðåç óçêèé ëàç, îí ñ ãðóñòüþ äóìàë î ïðåâðàòíîñòÿõ ñóäüáû. Ñîáà÷üÿ äóøà òåðçàëàñü íåïîíÿòíûì ÷óâñòâîì, ïðè÷èíó êîòîðîãî îí ñòàðàëñÿ, êàê ìîã, ñåáå îáúÿñíèòü.
“Âîò îíà äîëãîæäàííàÿ ñâîáîäà… Íî ïî÷åìó íå çâó÷àò â äóøå ïîáåäíûå ãèìíû? Ïî÷åìó ñðàçó òàê äîðîã ñòàë ìíå íåíàâèñòíûé âîëüåð? Ïî÷åìó òàê ïðèÿòåí çâîí ìîåé åù¸ ñîâñåì íå ðæàâîé öåïè? Îøåéíèê ó ìåíÿ áûë íîâûé, èç íàñòîÿùåé êîæè, è ñîâñåì íå ò¸ð øåþ. Âñÿêàÿ åäà áûëà îñîáåííî âêóñíà â ìîåé ïîìÿòîé àëþìèíèåâîé ìèñêå. Ìîæåò, ìíå ñíèòñÿ ñîí, à çàâòðà âñ¸ áóäåò ïî-äðóãîìó?”
Íî íè çàâòðà, íè ïîñëåçàâòðà, íè ÷åðåç ìåñÿö íè÷åãî íå ïîìåíÿëîñü â æèçíè ñâîáîäîëþáèâîãî Áèìà. Åãî ïðîñòî íå çàìå÷àëè, íî êîðìèëè, êàê è ðàíüøå. Ðûæèé õèòðåö ðåøèë îòêàçàòüñÿ îò åäû, ÷òîáû ãîëîäîâêîé ïðèâëå÷ü âíèìàíèå “îáùåñòâåííîñòè”, íî ýòîãî íèêòî íå çàìåòèë. Âñ¸ áîëüøå â ñîáà÷üåé äóøå ïîñåëÿëàñü îáèäà íà ñòàðèêîâ è ðîñëà çëîñòü íà çàõâàò÷èêà.
Êàæäóþ íî÷ü Ìóõòàð èñïðàâíî í¸ñ ñëóæáó ïî îõðàíå äâîðà, îòçûâàÿñü ãðîçíûì ëàåì íà êàæäûé ïîäîçðèòåëüíûé øîðîõ. Íîâûé õîçÿèí âîëüåðà ñòàë ñèëüíûì, êðàñèâûì è óâåðåííûì â ñåáå. Ãðîìêèé è áåñïîêîéíûé ëàé îâ÷àðêè ÷àñòî áóäèë Áèìà, çàñòàâëÿÿ åãî òîæå âñëóøèâàòüñÿ â íî÷íûå çâóêè.
“Îí ñîâñåì íå òàêîé óìíûé, êàê õî÷åò ïîêàçàòü ñåáÿ. Íó è ÷òî? ß òîæå ñëûøó ýòîò øîðîõ, íî âåäü ýòî êîøêà î äåðåâî êîãòè òî÷èò, à ýòî ôèëèí óõàåò â åëÿõ. Íåóæåëè ïî ïóñòÿêàì íàäî òàêîé áð¸õ ïîäíèìàòü?” – èñêðåííå íå ïîíèìàë òàêîãî ïîâåäåíèÿ Áèì. Íî íî÷íàÿ íåðâîçíîñòü îâ÷àðêè ïåðåäàëàñü Áèìó. Îí òîæå ñòàë íàñòîðîæåííî âçäðàãèâàòü è âîð÷àòü íà êàæäûé ïîäîçðèòåëüíûé çâóê. Î÷åíü ñêîðî ñîáàêè îãîëòåëî ëàÿëè ïî íî÷àì óæå â äâà ãîëîñà.
– Ñëûøèøü, êàê Áèì îõðàíÿåò? – ãîâîðèëà áàáóøêà äåäó íî÷üþ.
– Íó, íåò! Ýòî Ìóõòàð, – ñîííî îòâå÷àë äåä äîâîëüíûé çà ñâîåãî äðóãà.
Áèìó î÷åíü õîòåëîñü, ÷òîáû åãî ñòàðàíèÿ áûëè, íàêîíåö, çàìå÷åíû õîçÿåâàìè, íî âñå çàñëóãè ïî îõðàíå äîìà íåèçìåííî çà÷èñëÿëèñü Ìóõòàðó.  îáèæåííîé ñîáà÷üåé äóøå çàòàèëîñü íåïîíÿòíîå è íîâîå ÷óâñòâî, êîòîðîå âñ¸ ÷àùå íå äàâàëî ïîêîÿ, ïðîáóæäàÿ â ñåðäöå ãäå-òî ãëóáîêî äðåìàâøóþ çëîáó. Ïðèðîäà ýòîé çëîáû ïîõîäèëà ñêîðåå íà ÷åëîâå÷åñêóþ, ÷åì íà ñîáà÷üþ. Ýòî áûëà íåíàâèñòü ÷åëîâåêà, ó êîòîðîãî îòíÿëè ÷àñòíóþ ñîáñòâåííîñòü. Óòðà÷åííîå êàçàëîñü åìó âäâîéíå äîðîæå, à ïðèîáðåòåííàÿ ñâîáîäà ñîâåðøåííî óòåðÿëà öåííîñòü. Íåíàâèñòíûé âîëüåð òåïåðü êàçàëñÿ óþòíûì. Æåëàííîé è öåííîé ñòàëà ðæàâàÿ öåïü, âñåãäà âîëî÷èâøàÿñÿ çà íèì, êàê âòîðîé õâîñò. À êîãäà îâ÷àðêà íà÷èíàëà åñòü èç åãî ìèñêè, îò äîñàäû ãóáû ñàìè ïîäíèìàëèñü â îñêàëå è îáíàæàëè êðåïêèå áåëûå êëûêè. Ìóõòàð îòâå÷àë òåì æå, è âçàèìíàÿ íåíàâèñòü ðîñëà. Ñïðàâåäëèâîñòü áûëà íà ñòîðîíå îáèæåííîãî Áèìà, è ýòî ïðèäàâàëî åìó âñ¸ áîëüøå è áîëüøå ñìåëîñòè.
Âñ¸, ÷òî ïðîèçîøëî îäíàæäû ëåòíèì óòðîì, áûëî íåîæèäàííî, ñòðåìèòåëüíî è íåèçáåæíî. Áèì íàñëàæäàëñÿ íàðàñòàþùèì òåïëîì óòðåííåãî ñîëíöà íåäàëåêî îò âîëüåðà, ñ îòêðîâåííîé çàâèñòüþ ïîãëÿäûâàÿ íà ñâî¸ áûâøåå æèëèùå. Îí óæå íå ðàäîâàëñÿ ñâîáîäå, êîòîðàÿ òÿãîòèëà åãî äóøó. Íåíàâèñòü ê Ìóõòàðó, íåñïðàâåäëèâî çàâëàäåâøåìó åãî èìóùåñòâîì, çàïîëíèëà âñ¸ åãî ñîáà÷üå ñóùåñòâî îò íîñà äî êîí÷èêà õâîñòà.
ß æå ïðåáûâàëà â áåçìÿòåæíîì íåâåäåíèè î èõ ðàñòóùåé âðàæäå. Ëåòíåå óòðî íà÷èíàëîñü îáû÷íûìè äåðåâåíñêèìè çàáîòàìè. Ïîõîäêîé õîçÿèíà Ìóõòàð âûøåë èç âîëüåðà, ïîòÿíóëñÿ, ïðîáåæàëñÿ âäîëü ïðîâîëîêè, ãðåìÿ öåïüþ, ïîäíÿë íîãó íà îñòàâëåííûå êåì-òî ñ âå÷åðà ñàïîãè, è òîëüêî õîòåë ãàâêíóòü, ÷òî æèçíü âñ¸ æå õîðîøà, êàê âäðóã íàòêíóëñÿ íà Áèìà. Ñìîðùåííûé â ãàðìîøêó áàðõàòíûé íîñ Áèìà è îñêàëåííûå êëûêè íå ïðåäâåùàëè ìèðíîãî óòðåííåãî ïðèâåòñòâèÿ.  îäíî ìãíîâåíèå äâà êîáåëÿ ñöåïèëèñü ñ òàêîé áåøåíîé çëîáîé è íåíàâèñòüþ, ÷òî îò íåîæèäàííîñòè ÿ íå ñðàçó ïîíÿëà, ÷òî ïðîèñõîäèò. Áèì, íàø ëàñêîâûé äîáðÿê, êîòîðûé çà âñþ æèçíü íå áûë çà÷èíùèêîì íè â îäíîé ñîáà÷üåé äðàêå, ñ ïðîôåññèîíàëèçìîì áîéöîâñêîé ñîáàêè êðåïêî ñõâàòèë çóáàìè óõî è ãîëîâó ñâîåãî âðàãà, âñ¸ ñèëüíåå ñæèìàÿ ÷åëþñòè. Ñðàáîòàëà òàêòèêà íåîæèäàííîãî íàïàäåíèÿ. Áèì îáëàäàë ÿâíûì ïðåèìóùåñòâîì è ñîâñåì íå ñîáèðàëñÿ åãî òåðÿòü. Îí ñ íåíàâèñòüþ êàòàë ñèëüíóþ îâ÷àðêó ïî çåìëå, íå ðàçæèìàÿ çóáû. Êîãäà ÿ î÷íóëàñü îò âðåìåííîãî “ñòîëáíÿêà”, ìíå ñòàëî ÿñíî, ÷òî íàäî ïîáûñòðåé âìåøàòüñÿ â äðàêó, èñõîä êîòîðîé ñòàíîâèëñÿ íå ïðåäñêàçóåì. Âñ¸ ñóùåñòâî îáèæåííîé ñîáàêè áûëî îõâà÷åíî òàêîé ÿðîñòüþ, ÷òî Áèì íå ñëûøàë ìîèõ ãðîçíûõ ïðèêàçàíèé. Ïðèøëîñü íåñêîëüêî ðàç îêàòèòü äðà÷óíîâ õîëîäíîé âîäîé. Áèì íåíàäîëãî îñëàáèë õâàòêó, íî íå îòòîãî, ÷òî èñïóãàëñÿ âîäû, à ÷òîáû ñäåëàòü ïåðåõâàò è íàäåæíåé ïðîêóñèòü óñêîëüçàþùåå óõî ïðîòèâíèêà. Âîñïîëüçîâàâøèñü ýòèì ìîìåíòîì, ÿ âûõâàòèëà Ìóõòàðà è çàòàùèëà â âîëüåð, íî çàêðûòü åãî íå óñïåëà. Çà íàìè âîðâàëñÿ â ñâî¸ áûâøåå æèëèùå Áèì, è ñõâàòêà ïîâòîðèëàñü ñ åù¸ áîëüøåé ñèëîé è íåíàâèñòüþ. Êðîâü çàëèâàëà ãîëîâó îâ÷àðêè, è, ñïàñàÿ ñîáàêó â ýòîì ìàëåíüêîì ïðîñòðàíñòâå, ÿ óäàðèëà Áèìà íîãîé â æèâîò. Ìãíîâåííî ðàçæàâ çóáû è îòïóñòèâ îêðîâàâëåííîãî ïðîòèâíèêà, îí ïîäíÿë ãîëîâó è ïîñìîòðåë íà ìåíÿ.  “÷åëîâå÷åñêèõ” ãëàçàõ Áèìà áûëà îáèäà, áîëü, óêîðèçíà, óäèâëåíèå, ðàñòåðÿííîñòü, íåïîíèìàíèå è ÷òî-òî åù¸, ÷òî çàñòàâëÿåò ìåíÿ âñ¸ âðåìÿ èñêðåííå ñîæàëåòü î íàíåñåííîé îáèäå. Âåäü Áèì áûë ïðàâ, îí ïåðâûé ðàç â æèçíè äðàëñÿ çà ñåáÿ è ïîáåäèë!
Ìóõòàð ñïðÿòàëñÿ â áóäêó çàëèçûâàòü ðàíû, à ïîáåäèòåëü âûøåë èç âîëüåðà, ñðàçó ñòàâ êàêèì-òî ìàëåíüêèì, æàëêèì è îïÿòü äîáðûì. Îí ïîòðóñèë âíèç ïî òðîïèíêå, âèíîâàòî ñãîðáèâ ñïèíó, îïóñòèâ ãîëîâó äî çåìëè è ïîäæàâ õâîñò.
«Áèì! Áèìêà!» – ðâàíóëîñü åìó âñëåä ìî¸ çàïîçäàâøåå ðàñêàÿíèå. Íî îí íå ïîâåðíóëñÿ, íå äðîãíóëè, êàê îáû÷íî åãî ÷óòêèå óøè, à òîëüêî õâîñò åù¸ áîëüøå ïðèæàëñÿ ê æèâîòó, âûäàâàÿ îáèäó è áîëü ñîáà÷üåãî ñåðäöà. Ðûæèé ñèëóýò ìåëüêíóë çà êàëèòêîé, è áîëüøå ìû íå âèäåëè Áèìà íèêîãäà. Óøåë ëè ãîðäûé ï¸ñ âîîáùå èç äåðåâíè, èëè îêîëåë ãäå-íèáóäü â ëåñó îò îáèäû è íåïîíèìàíèÿ, òîëüêî î åãî ñóäüáå áîëüøå íè÷åãî íå èçâåñòíî.
Áèì, äîáðûé ï¸ñ
ß, íàâåðíîå, äàâíî çàñëóæèëà áû ó òåáÿ ïðîùåíèå, åñëè áû òû áûë ðÿäîì. Íî òâîÿ íå ñîáà÷üÿ ãîðäîñòü è îáèäà íå îñòàâèëè ìíå òàêîé âîçìîæíîñòè, è ýòî ñàìîå áîëüøîå íàêàçàíèå, êîòîðîå ìîæíî ïðèäóìàòü. Ìîè ðóêè íå ñìîãóò ïîòðåïàòü òåáÿ çà óøè, à ãóáû øåïîòîì ñêàçàòü ëàñêîâûå ñëîâà ïðîùåíèÿ. Íå çíàþ, ÷òî ñ òîáîé, ãäå òû? Ìíå õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî âñå ïîñëå ýòîé æèçíè ïîòîì îáÿçàòåëüíî âñòðå÷àþòñÿ íà íåáåñàõ. Ìîÿ áåäíàÿ íîãà, êîòîðàÿ óäàðèëà òåáÿ ïîìèìî âîëè, óæå äàâíî áóäåò â àäó. Áèì, ÿ çíàþ, òû ñðàçó ìåíÿ ïðîñòèøü, óâèäåâ îäíîíîãîé. Êàê è ðàíüøå, ìû áóäåì ãóëÿòü ïî ëåñó. Âåäü äîëæåí æå òàì áûòü õîòü êàêîé-íèáóäü ëåñ äëÿ òåõ, êòî íå â ðàþ è íå â àäó. ß áóäó êîâûëÿòü íà îäíîé íîãå, íèñêîëüêî îá ýòîì íå ñîæàëåÿ, è ìû ñíîâà áóäåì ñ÷àñòëèâû îòòîãî, ÷òî âìåñòå è ïðîñòèëè äðóã äðóãà.
Источник