В каких случаях не может применяться служебная собака
166. Служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и иных подобных местах.
167. Служебные собаки при патрулировании могут применяться для:
167.1. Отражения нападения на граждан и сотрудников полиции или пресечения оказываемого им сопротивления.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
167.2. Задержания лица, застигнутого при совершении преступления или непосредственно после его совершения и пытающегося скрыться.
167.3. Задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление.
167.4. Доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
167.5. Освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
167.6. Выявления лиц, совершивших преступления.
168. Запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах массового пребывания людей, в поездах, общественном транспорте, а также передача собак другим лицам и оставление их без присмотра во время патрулирования.
169. Служебная собака закрепляется за полицейским-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
170. Освобождение собак от патрулирования по болезни при наличии письменного заключения ветеринарного врача разрешается оперативным дежурным, а при отсутствии заключения – начальником территориального органа МВД России на районном уровне.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
171. При температуре свыше +30 и ниже -20 градусов продолжительность работы собак на улице не должна превышать 4 часов.
172. Служебные собаки содержатся в центрах кинологической службы, питомниках органов внутренних дел или по месту жительства полицейских-кинологов.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
173. Перевозка служебных собак к месту несения службы и обратно осуществляется специальным или патрульным автотранспортом.
174. При следовании полицейского-кинолога со служебной собакой пешим порядком к месту несения службы и обратно по многолюдным улицам, площадям, паркам собака должна находиться от него с левой стороны на коротком поводке и в наморднике.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
175. При включении полицейского-кинолога со служебной собакой в состав автомотопатруля проводится инструктаж сотрудников о порядке поведения и правилах применения служебной собаки.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
176. Во время патрулирования собака должна находиться слева на коротком поводке и без намордника. В местах наиболее вероятного совершения правонарушений наряд делает остановки и осматривает их. При проверке подвалов, нежилых помещений, пустырей и прочих объектов в целях выявления и задержания правонарушителей полицейский-кинолог может пускать собаку на обыск, принимая меры предосторожности на случай внезапного нападения.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
177. На обыск местности или помещения собака пускается без ошейника и намордника. Полицейский-кинолог находится на таком расстоянии, чтобы по возможности не выпускать собаку из поля зрения.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
178. При проверке документов и опросе правонарушителя полицейский-кинолог находится вполоборота и в одном шаге по отношению к нему, а собака на коротком поводке без намордника по команде “Охраняй” находится на расстоянии, обеспечивающем безопасность проверяемого.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
179. При производстве досмотра задержанного подается команда “Руки ВВЕРХ”. Собака во время обыска по команде “Охраняй” должна находиться без намордника в 2 – 3 метрах от задержанного.
180. Доставление задержанного в органы внутренних дел осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при этом собака находится с левой стороны полицейского-кинолога на коротком поводке без намордника.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
181. При доставлении задержанного пешим порядком полицейский-кинолог с собакой следует за ним на расстоянии 3 метров, обеспечивая наблюдение, при этом между полицейским-кинологом, собакой и задержанным не должны находиться другие участники наряда или посторонние лица. Собака по командам “Рядом”, “Охраняй” следует слева на коротком поводке без намордника.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
При доставлении в автомобиле и других транспортных средствах полицейский-кинолог с собакой располагается там, откуда удобнее вести наблюдение за задержанным и быстро применить собаку в случае попытки побега задержанного или нападения на конвой.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
182. Перед пуском собаки сотрудник полиции обязан убедиться, что собака не причинит вреда другим лицам, и сделать окрик: “Стой (Выходи) пускаю собаку”. Собака пускается на задержание без намордника и ошейника.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
Нельзя пускать собаку на задержание преступника, если между сотрудником полиции и преступником находятся люди.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
183. При задержании особо опасных и вооруженных преступников следует применять несколько хорошо натренированных собак, не боящихся выстрелов, обладающих хорошей хваткой.
Во избежание потери собаки нельзя пускать ее с фронта на задержание преступника, если он находится в укрытии и отстреливается. В таком случае необходимо отвлечь огонь в сторону и пустить собаку с тыла или фланга либо дождаться отхода преступника.
184. Наряд ППСП, применивший служебную собаку, в случае нанесения ею укусов задержанному обязан оказать ему первую доврачебную помощь. Собака при этом по команде “Охраняй” должна находиться в 2 – 3 метрах от задержанного.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
185. Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя сотрудник полиции обязан доложить рапортом с указанием, когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.
(в ред. Приказа МВД России от 11.03.2012 N 160)
(см. текст в предыдущей редакции)
Источник
46. Применение служебных собак в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы полиции, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80[16].
47. Специалисты-кинологи со служебными собаками привлекаются к участию в обходах пустырей, скверов, городских садов, лесопарков и других участков местности в целях пресечения преступления или административного правонарушения, задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться.
48. При включении специалиста-кинолога со служебной собакой в состав патрульных групп и иных нарядов полиции проводится инструктаж их участников о порядке несения службы и применения служебной собаки.
49. Специалисты-кинологи могут включаться в состав групп, несущих патрульную службу на автомашинах. Во время патрулирования на неосвещенных улицах, окраинах города, в лесопарках и других местах с наиболее криминогенной обстановкой, наряд делает остановки и осматривает эти места с применением служебной собаки.
50. Во время патрулирования или обхода территории служебная собака ведется на поводке и без намордника.
51. В местах массового пребывания людей, в поездах, общественном транспорте патрулирование со служебными собаками без намордника запрещается.
52. В случаях, когда в местах обхода или патрулирования имеются объекты с материальными и иными ценностями, а также пустующие помещения, подвалы, строящиеся дома и иные объекты, специалист-кинолог, соблюдая меры предосторожности, осматривает и с помощью служебной собаки обследует их, при этом внимательно следит за поведением служебной собаки, отпускает ее на такое удаление от себя, чтобы она не выходила из поля зрения. Перед применением служебной собаки для обследования нежилых помещений специалист-кинолог делает предупреждение: «Внимание! Полиция! Всем находящимся в помещении (подвале, чердаке, сарае) предлагаю немедленно выйти. Буду применять собаку!».
53. На задержание служебная собака пускается без намордника, ошейника (шлейки) и поводка в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 7 части 1 статьи 21 Федерального закона «О полиции».
54. При пуске служебной собаки на задержание производится предупредительный окрик: «Полиция! Стой! Применяю собаку!».
Предупредительный окрик может не производиться, в случаях, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «О полиции».
55. При проведении операции по задержанию вооруженного лица специалист-кинолог действует в бронежилете и каске. В качестве укрытия специалиста-кинолога и служебной собаки от поражения огнем могут использоваться специальные пуленепробиваемые передвижные щиты.
56. Во избежание гибели служебной собаки нельзя пускать ее на задержание вооруженного лица с фронта, если данное лицо находится в укрытии и отстреливается. В таком случае необходимо пустить служебную собаку с тыла или с фланга либо дождаться отхода вооруженного лица.
57. Лица, задержанные с помощью служебной собаки, тщательно досматриваются с учетом соблюдения мер личной безопасности. При этом служебная собака усаживается на охрану в 2 – 3 шагах от досматриваемого лица.
58. Запрещается пускать служебную собаку на задержание лица, если между ней и задерживаемым лицом находятся посторонние люди, а также когда преступные действия, сопротивление со стороны задерживаемого или попытка его побега, прекращены.
59. При конвоировании лица, пытавшегося совершить или совершившего преступление, служебная собака применяется пешим порядком или на транспортных средствах.
60. В подразделениях вневедомственной охраны МВД России служебные собаки могут применяться для патрулирования охраняемых объектов и прилегающих к ним территорий, усиления их охраны, а также для розыска лиц, скрывшихся с места происшествия.
61. Для применения служебных собак при пунктах централизованной охраны, центрах оперативного управления подразделений вневедомственной охраны МВД России оборудуются места для их размещения.
62. Подразделения вневедомственной охраны МВД России при обеспечении охраны объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения, массового пребывания граждан и других объектов могут применять служебных собак, прошедших проверку на готовность к применению для работы с запаховыми следами человека, поиску ВВ и ВУ, наркотиков.
Date: 2015-09-24; view: 3678; Нарушение авторских прав
Источник
В последнее время достаточно широко обсуждается вопрос о правомерности использования гражданами и различными организациями собак в целях охраны и для других нужд. В связи с этим возникает вопрос о том, является ли собака специальным средством и допустимо ли ее применение кем-либо, кроме органов милиции и других органов, которым Законом предоставлено право применять специальные средства по аналогии с такими специальными средствами, как резиновые палки, слезоточивый газ, средства разрушения преград, бронемашины, водометы и т.д.
Для понимания проблемы необходимо сначала остановиться на самом понятии специального средства. Специальные средства, согласно российскому законодательству, могут применяться различными организациями и их сотрудниками, начиная от милиции и заканчивая частными охранниками.
Первое, что необходимо сказать: не всякий материальный объект, используемый указанными организациями, является специальным средством, а именно: мы не можем считать специальными средствами объекты, прямо не указанные в законе как специальное средство. Вместе с тем, исчерпывающий перечень специальных средств не указан ни в одном из законов Российской Федерации, хотя применение специальных средств предусмотрено различными законодательными актами.
Наиболее полный и конкретный перечень специальных средств дан в ст. 14 Закона «О милиции»: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники и подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки.
Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 года (ст. 26) разрешает сотрудникам федеральных органов охраны в строго определенных случаях применять состоящие на вооружении федеральных органов охраны специальные средства, но какого-либо перечня специальных средств данный закон не дает.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года упоминаются специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Правоохранительные органы применяют в своей деятельности массу различных по своему назначению и использованию технических средств, которые, однако, специальными средствами не являются. В качестве специального средства Законом не определены микроскопы, видеомагнитофоны, различные сложнейшие приборы для химических и физических исследований. Даже такие специфические приспособления, которые используются только в области криминалистики (например, магнитная кисть, предназначенная для выявления дактилоскопических отпечатков), не указаны в законе как специальные средства, Из сказанного следует, что законодатель в качестве специального средства определил не все технические средства и другие материальные объекты, используемые в работе правоохранительных органов. Следовательно, специальные средства обладают какими-то особыми свойствами, объединяющими их в одну группу.
В ст. 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года предусмотрено использование частными детективами различных технических средств (исчерпывающий перечень не установлен), не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств.
Можно предположить, что специальными средствами являются такие материальные объекты, использование которых опасно для жизни и здоровья граждан. Вместе с тем, в некоторых случаях использование отдельных технических средств, применяемых правоохранительными органами, хотя и требует соблюдения особых мер предосторожности вследствие опасности для жизни и здоровья граждан, но специальными средствами они также не являются. Взять хотя бы обычные транспортные средства, использование которых с нарушением Правил дорожного движения может привести к тяжким последствиям, не говоря уже о технических средствах и методах, применяемых при экспертном исследовании взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. Однако все эти технические средства (как, впрочем, и лошади, используемые в конной милиции) законодателем в качестве специальных средств не определены, так как вред при использовании данных объектов может быть причинен только случайно, по неосторожности.
Обратившись к Закону «О милиции» мы увидим, что порядок и условия применения специальных средств объединены в Раздел IV «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Причем ст. 14, регламентирующая применение специальных средств, расположена между статьей, регламентирующей» применение физической силы, и статьей, регламентирующей применение огнестрельного оружия, то есть, по мнению законодателя, специальные средства – это средства менее опасные, чем огнестрельное оружие, но более опасные, чем физическая сила (в том числе и боевые приемы борьбы).
В тексте ст. 14 Закона «О милиции» указано, что специальные средства это объекты, которые имеются на вооружении милиции. Таким образом, понятие «специальные средства» приближены законодателем к понятию «оружие». Термин «оружие», в свою очередь, означает предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, а также для подач световых, дымовых или звуковых сигналов и не имеющие иного хозяйственно-бытового и производственного назначения.
Из сказанного следует, что в группу специальных средств законодателем объединены только те материальные объекты, применение которых может быть связано с целенаправленным причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц в процессе выполнения правоохранительными органами возложенных на них задач.
Таким образом, специальные средства, упоминающиеся в Законе «О милиции», в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и других законодательных актах, можно определить следующим образом.
Специальное средство – это материальный объект, прямо указанный в Законе, имеющийся на вооружении правоохранительных органов (органов милиции и других органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью), применяемый в указанных в Законе случаях, использование которого может быть связано с целенаправленным причинением морального вреда, вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц.
Дополнительным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года 587 в «Перечне видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности» в качестве специальных средств указаны жилеты защитные, шлемы защитные и газовый пистолет. Применение газового пистолета, как и специальных средств, указанных в Законе «О милиции», связано с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а защитные жилеты и шлемы предназначены для непосредственной защиты организма человека от причинения телесных повреждений.
Раскрывая понятие «специальное средство» применительно к служебным собакам, можно сказать следующее.
Не всякая собака может рассматриваться как специальное средство. Согласно Закону, это должна быть служебная собака. Причем не просто собака служебной породы, а собака, состоящая на вооружении органа внутренних дел, то есть, в первую очередь, данная собака должна принадлежать этому органу внутренних дел.
В свете данного положения не могут рассматриваться в качестве специального средства (а, следовательно, и ограничиваться в применении) собаки, находящиеся в собственности частных лиц и организаций, не являющихся подразделениями органов, перечисленных в Законе «О милиции» и в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», даже если эти собаки были фактически использованы для розыска и задержания преступника, пресечения преступления и т.д., так как, во-первых, гражданам не запрещается иметь в собственности собак любой породы и обучать их по любым видам служб, а во-вторых, в соответствии с Российским законодательством, действия граждан, направленные на пресечение преступления и задержание преступника (если данными действиями не превышаются пределы необходимой обороны), не являются противоправными, а наоборот, являются общественно полезными.
Таким образом, необходимо отметить, что собака становится специальным средством только тогда, когда применяется организациями, перечисленными в Российском законодательстве, в частности органами милиции, и только для решения задач, предусмотренных конкретными законами (в частности Законом «О милиции»).
Причем для применения каждого вида специальных средств, в том числе и служебных собак, в Законе перечислены конкретные виды ситуаций, при которых органы милиции имеют право применять данное специальное средство.
Следует иметь в виду, что Закон не ограничивает роль собаки в природе только как специального средства, используемого правоохранительными органами. Закон в данном случае ограничивает круг возможных ситуаций и перечень специальных средств, которые правоохранительные органы вправе в перечисленных ситуациях использовать.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что не все собаки, используемые в работе органов внутренних дел, могут рассматриваться как специальное средство, а только те, которые предназначены для поиска и задержания правонарушителей, то есть специально обучены и применяются для «поражения живой цели», вследствие чего использование их по прямому назначению может быть связано с целенаправленным причинением морального или физического вреда гражданам и имущественного ущерба юридическим лицам.
Вместе с тем, собаки в органах внутренних дел применяются не только для задержания преступников и пресечения противоправных действий. Например, собаки, используемые в качестве биодетекторов для целей криминалистической одорологии, в процессе их применения вообще не имеют контактов с посторонними людьми. А если говорить о собаках, используемых для поиска взрывных устройств, то у них специально отрабатывается спокойное доброжелательное отношение к посторонним, так как во время поиска любое неконтролируемое движение собаки, связанное с проявлением агрессивности, может вызвать срабатывание взрывного устройства; и хотя данные собаки могут доставить некоторое беспокойство, обнюхивая человека с целью обнаружения у него взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, то собаки, специально обученные и используемые для поиска трупов, не могут причинить никаких неудобств искомому объекту. Если перечисленные собаки правильно обучены, то они при всем желании не могут быть использованы в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона «О милиции» (для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления, задержания преступников, освобождения заложников и т.д.). Безусловно, данные собаки могут укусить человека, наступившего им на лапу в общественном транспорте, но это будет связано не с их использованием в качестве специального средства, а явится результатом элементарного нарушения правил содержания собак в населенных пунктах. Особо следует остановиться на п., 9 ст. 14 Закона «О милиции», который допускает использование собаки в качестве специального средства для выявления лиц, совершивших преступление. Казалось бы, вот тот пункт, под который подпадают и собаки, используемые для поиска взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, а тем более собаки-биодетекторы, идентифицирующие человека по запаху. Однако если вновь обратиться к Закону, мы увидим, что указанный п. 9 фигурирует применительно только к двум специальным средствам: служебной собаке и специально окрашивающим средствам. Почему же в данном случае не указываются в качестве специальных средств многочисленные устройства и приспособления, применяемые в криминалистике для идентификации личности, в том числе и типографская краска, применяемая при дактилоскопировании? Ответ очевиден. И в п.9 ч.1 ст.14 Закона «О милиции» имеются в виду случаи (например, установление химических ловушек, выборка собакой человека по запаху следа или вещи и т.п.), когда целенаправленно может быть причинен моральный или физический вред гражданам и материальный ущерб юридическим лицам.
Кроме указанного выше (п.9 ч.1), собака может быть применена органами милиции в ситуациях, перечисленных в п.п.1-6 ст.14 Закона «О милиции», а именно:
– для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
– для пресечения оказываемого сотрудникам милиции сопротивления;
– для задержания лица, застигнутого при совершении преступлений против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
– для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказать противодействие сотруднику милиции;
– для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Но всем известно, что способность собаки эффективно служить для указанных целей достигается путем длительного специального обучения.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что специальным средством, упоминаемым в Российском законодательстве, могут быть только те служебные собаки, которые:
– принадлежат органам внутренних дел или иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
– специально обучены для поражения живой цели (борьбы с человеком);
– используются в случаях, предусмотренных п.п. 1,2,3,4,5,6,9 ч. 1 ст. 14 Закона «О милиции».
Не могут рассматриваться в качестве специального средства (а, следовательно, и ограничиваться в применении) собаки, находящиеся в собственности у частных лиц и организаций, не являющихся подразделениями органов, перечисленных в Законе «О милиции» и других законодательных актах, даже если эти собаки были фактически использованы для розыска и задержания преступника, пресечения преступления и в других ситуациях, сходных с перечисленными в п.п.1,2,3,4,5,6,9 ч. 1 ст.14 Закона «О милиции».
И, наконец, ни один из законов, где упоминаются специальные средства, не запрещает использование объектов, указанных в качестве специального средства, иными, не указанными в данных законах физическими и юридическими лицами, так как большинство перечисленных в законе специальных средств не являются предметами, изъятыми из обращения. Из этого следует, что никто не может запретить гражданину, не являющемуся сотрудником правоохранительных органов, частным охранником или детективом, ходить по улицам, как в защитном жилете, так и в защитном шлеме; сотрудники пожарной охраны при тушении пожаров могут беспрепятственно пользоваться водометами, а военнослужащие могут передвигаться на бронемашинах не только в случаях, когда требуется применение специальных средств. Кроме того, при соблюдении специальных правил регистрации обычными гражданами могут использоваться газовые пистолеты (причем применение их допустимо не только в целях самозащиты, но и для пресечения преступных посягательств, совершаемых в отношении третьих лиц).
Исключение из упомянутых нами законов составляет лишь Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», в ст. 10 которого прямо указано, что запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Но, во-первых, в данном законе речь идет только о технических средствах, а во-вторых, о таких технических средствах, которые специально предназначены для негласного получения информации. Совершенно очевидно, что ни то, ни другое требование к служебной собаке применено быть не может.
В настоящее время разрабатываются проекты законов и планируется принятие региональных нормативных актов (в частности в Санкт-Петербурге), ограничивающих использование собак и других животных в профессиональной деятельности без соответствующего лицензирования.
Данные обстоятельства необходимо учитывать гражданам, занимающимся профессиональной деятельностью с использованием собак, организациям, использующим собак для различного вида служб, а также учреждениям, осуществляющим контроль за такого рода деятельностью.
Николай Мелехин, подполковник юстиции
Источник