В каком метро памятник собаке
Четыре собаки на станции метро «Площадь Революции», которым все трут нос на удачу, носят одно имя — Ирма. Внук архитектора станции и художник Алексей Душкин знает его с детства. Он рассказал The VIllage, как на станции появился образ собаки, а еще почему у младенца с мозаики на «Новослободской» старческие залысины.
Алексей Душкин
художник
С 1938 года сотни миллионов потрогали Ирму. Может быть, у некоторых сбылись их желания. Я не исключаю того, что Ирма заряжена на удачу и содержит в себе прану. Но до сих пор она была для всех безымянной, а сейчас вдруг все узнают, как ее зовут. Может возникнуть переполох, который только усилит магический эффект скульптуры.
Собака Ирма жила с моим дедушкой в коммуналке, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали. Ирма — немецкая овчарка, она была чемпионкой всей Украины, а потом и России на собачьих выставках. Породистая медалистка, знающая команды. Дед вообще собачник, охотник и лошадник. Животные — это неотъемлемая часть его жизни, у него было много живописи с собаками, и сохранился даже портрет Ирмы.
На фотографии: станция метро Площадь Роволюции
Мой дедушка Алексей Душкин — архитектор станции «Площадь Революции» (также он архитектор «Маяковской», «Кропоткинской» и других станций. — Прим. ред.). Изначально пластической идеей станции была мировая революция, такой подземный энергетический взрыв. Я видел эскизы станции без скульптур и переходов на другие станции посередине. Выглядело как кипящее пространство, где низкие арки по бокам похожи на котлы или ядра.
Но потом дедушка получил в нагрузку скульптора Матвея Манизера с группой скульпторов из Ленинграда. Архитекторы, как известно, не очень котируют скульптуру, но дед был молодой, а Манизер — уже известный и влиятельный. Так на станции появились скульптуры, и Ирма вошла в историю. Наверное, они пили чай и обсуждали пограничника Карацупу (считается, что Никита Карацупа — это прообраз пограничника на «Площади Революции». — Прим. ред.), у которого было пять собак. У него были все кобели, а дедушка с Манизером решили поставить его с дедушкиной сукой Ирмой, которая к тому же живет в двух шагах от Кремля. Манизер смотрел на нее, умную, красавицу, да и вдохновился.
На фотографии: Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой (справа) и Фредом, английским сеттером
Традицию тереть нос собаке начали студенты Бауманки. Они приходили на станцию перед экзаменом потереть зачетку — на удачу. И до сих пор трут нос той собаки, которая смотрит в сторону станции метро «Бауманская». Поэтому сейчас этот нос стерт сильнее остальных. И из-за того, что нос стерли, морда собаки стала острее, как будто у добермана. А девушки, кстати, ласкали туфельку скульптуры студентки, которая читает книгу. Погладишь — и удачно пройдет свидание или избавишься от несчастной любви.
Про Ирму я знаю со слов своего отца, который на самом деле тоже ее не застал. Она умерла перед войной, а отец родился только в 1940-м. Но зачат в том доме, где жила Ирма. Как ребенок может отреагировать на новость о том, что в метро стоит скульптура семейной собаки? Так же, как и на все остальное. Вот это твои игрушки, вот это твой портфель, вот твой велосипед, а вот скульптура твоей собаки в метро. Все логично и закономерно. Счастье — как здоровье: когда оно есть, ты его не замечаешь.
Мне приятно, что собачка увековечена и дарит счастье. Не каждому человеку ставят памятник, а Ирме стоит. Но я далек от мистических состояний и не испытываю нежности к скульптуре. Я же понимаю, что она сделана из бронзы, поэтому она интересна мне как художнику. Не помню, тер я когда-нибудь ей нос или нет. Мне все-таки жалко тереть — портится форма. Я, скорее, по спине или лапе ее поглажу. Вообще, у меня метрофобия, и я редко бываю около Ирмы.
На фотографии: станция метро Новослободская
Зато я очень люблю «Новослободскую». На станции есть огромная мозаика, на которой Мадонна держит младенца. К слову, в свое время мозаику, чтобы спасти от разрушения, прятали за фальшстену. Но самое интересное в другом. Работу заказали известному живописцу Корину, другу дедушки. Корин пошутил и изобразил мою бабушку в виде Мадонны, а дедушку — в виде младенца. Если посмотреть на голову младенца на руках, то можно увидеть его старческие залысины и черты взрослого человека на лице. Так Корин выразил, что бабушка, по сути, вскормила и воспитала дедушку, который всегда находился в творческих заботах о городе и стране, а она заботилась о семье, была эдаким мотором. Например, со своим прямым характером могла сказать Хрущеву, чтобы дали квартиру. У посвященных в тайну это всегда вызывало улыбку. А теперь пусть все улыбаются, зная, как шутили художники в советское время.
Фотографии: обложка, 1 – Денис Ларкин / Фотобанк Лори, 2 – личный архив Алексея Душкина, 3 – Анастасия Пожидаева
Источник
Милая на первый взгляд традиция тереть нос собакам на станции метро «Площадь Революции» грозит непоправимым ущербом для уникальных скульптур, предупреждают искусствоведы. То есть предупреждают они уже много лет, а теперь поднялись в атаку: Музей архитектуры имени Щусева запустил флешмоб против вредного обычая. Действительно, если еще 30 лет назад скульптуры пограничных собак на станции сохраняли фактуру морд и носов, то сейчас они уже совершенно гладкие — рельеф собачьей шкуры «стесан» миллионами рук. «МК» выяснил, какие у музейщиков есть предложения по защите памятника и откуда взялась традиция потирать носы.
«Площадь Революции», восемь утра, день последнего ЕГЭ — и студенческих экзаменов, конечно. К бронзовым собакам станции прикасаются не то что поминутно — примерно раз в десять секунд. По виду это как школьники, так и студенты. Если остановить и спросить, знают ли, что это вредно для памятника, — ответ будет: «Ну, от одного раза ничего не меняется» (Антон, Бауманка), «Да ладно, все так делают!» (Илона, выпускница школы), от самых совестливых — «Ой, тогда извините!» (Сергей, сдает ЕГЭ). Одни едут к станции специально — делая крюк по дороге в школу или вуз, другим по пути (это прежде всего бауманцы, от которых и пошла традиция еще в советские годы).
Там же, несколькими днями раньше, группа туристов. Гид рассказывает о скульптурах, о том, что их принято тереть на удачу, предупреждает, что так делать не нужно. Разумеется, человек пять из группы, специально приотстав, совершают ритуал.
— Мы запустили флешмоб не после какого-то ЧП, а просто за много лет уже наболело, — рассказала «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. — Недавно были с коллегами на станции, взглянули на скульптуры — их состояние плачевное. Помимо носов собак страдают ботинки рабочих, клювы кур, в общем, все выступающие части. Очевидно, что с этим надо заканчивать.
Стремление во что бы то ни стало и под разными предлогами потрогать произведения искусства — это мировая проблема музеев, говорит Лихачева. За последние десятилетия появилась целая категория музейной публики, которая привыкла к тактильному общению с искусством. Научили публику этому прежде всего сами музейщики — другой вопрос, что для тактильных и интерактивных экспозиций используются обычно специально подготовленные предметы (обычно копии). А рядовой посетитель музея — и уж тем более станции метро — не видит разницы между такими предметами и подлинниками.
— Как-то раз у нас в музее разбиралась письменная жалоба посетителей на смотрительницу, которая не разрешила им садиться на стул в экспозиции Матвея Казакова, — вспоминает директор Музея архитектуры. — Сотрудницу обвинили в том, что она «запрещает людям общаться с искусством». В советские времена публику, казалось бы, отучили от такого «приобщения», но недавно выяснилось, что эти элементарные хорошие манеры публика начала считать «совком» и «отсталостью».
Оказывается, прикосновения рук вредны для бронзы не только тем, что механически «стесывают» ее, рассказала Лихачева. Куда опаснее кожное сало, которое есть на любых руках: оно вызывает уже химические реакции в бронзе, материал быстро деградирует. Поэтому даже «очень осторожно» прикасаться к памятнику все равно опасно.
— В мире с этим явлением борются по-разному, — подчеркивает музейщик. — Например, в Италии действительно почти все выставленные на улицах скульптуры, особенно мраморные, уже заменены копиями. Обычно причина этому — агрессивные осадки, но и «шаловливые ручки» тоже: скажем, за каких-то 20 лет новенький памятник Джульетте во дворе придуманного для туристов «ее дома» в Вероне захватали руками так, что его уже заменили на копию, а оригинал убрали в музейную коллекцию. Иногда специально для таких ритуалов создают новодельные памятники: во Флоренции, скажем, это памятник свинье — его можно и нужно трогать.
Что касается московских собак на «Площади Революции», то скульптурное убранство станционного зала в целом — это своеобразный монумент 20-летию Октябрьской революции. Это последовательная серия персонажей, от первых революционеров до светлого советского будущего в виде пионеров, подчеркнула Лихачева. И установлены на станции до сих пор подлинные отливки Матвея Манизера. Сохранились ли формы — неизвестно, существуют только масштабные модели. Поэтому воссоздание «стертых» собак, если его придется делать, обойдется очень дорого и вряд ли сможет быть действительно точным.
— Вариантов у нас, у общества, таким образом, два, — резюмирует директор Музея архитектуры. — Либо разъяснить всем, что эту традицию надо немедленно прекращать, либо действовать карательными методами. Штраф за повреждение объекта культурного наследия — это есть в нашем законодательстве. Ставим на станции специальных полицейских, выписываем каждому прикоснувшемуся штрафы тысяч по пять — за несколько лет все отучатся так делать.
Помимо скульптур на «Площади Революции» под угрозой из-за постоянных прикосновений еще несколько бронзовых памятников, говорит Лихачева. Это Юрий Никулин в автомобиле около цирка на Цветном бульваре, памятник собаке Мальчику на станции «Менделеевская» и все остальные компактные скульптуры в городе.
— Магия в эпоху конца магии, — описывает это явление Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН. — Странное дело: мы живем в мире высоких технологий, а отношение к предметам воспроизводит первобытные магические практики — прямое воздействие на вещи, прямой диалог с ними. Возможно, дело в том, что нынешнее время, когда нейросети и умные предметы обретают свойства превыше человеческого разумения, требует новых способов понимания мира и взаимодействия с ним. Это симптом: люди отказываются от рационального общения с миром и вспоминают о магии.
Напомним, что традиция «полировать» прикосновениями выступающие части городских скульптур существует давно. Так, своеобразный ритуал натирания определенных фрагментов «Медного всадника» — точнее, его коня — выпускниками военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга фиксировался еще в середине ХХ века, а возможно, и раньше. Другое дело, что еще недавно подобные ритуалы были чисто корпоративными, известными лишь относительно узкому кругу — например, собачьи носы терли студенты-бауманцы для удачи в сессию. Но сейчас, в эпоху Интернета, о таких обычаях знают все. Так что в каком-то смысле, получается, виноваты снова сети. А штрафы опять платить обывателям.
Источник
Во всем мире установлено огромное количество памятников и монументов. Чаще всего их устанавливают в память о знаменитых людях или памятных событиях. Впрочем, не только известные исторические личности удостоились такой чести. Во многих странах установлены памятники собакам, которые издавна верно служили людям. Есть такие памятники и в Москве, и у каждого из них есть своя собственная интересная история.
Для установки памятника, скульптурной композиции или монумента может быть выбрано какое — угодно место: подземная станция метро или аллея парка, крохотная площадка на улице или целая площадь. Главное, чтобы памятник передавал конкретную идею.
Поэтому московские памятники, посвященные собакам, можно видеть в разных местах российской столицы. Давайте рассмотрим самые интересные из них, которые выглядят очень трогательно, а порой даже смешно и курьезно.
Памятники собакам в Москве
- Памятник » Сочувствие» был установлен в 2007 году в вестибюле станции метро » Менделеевская» в честь бездомной собаки по кличке Мальчик. Возле трогательного скульптурного изображения пса Мальчика часто можно видеть живые цветы. Их приносят люди, неравнодушные к судьбе животных.
Памятник » Сочувствие» ( 2007 год).
- Памятник клоуну Карандашу и собаке Кляксе установлен в 2008 году на улице Ефремова ( станция метро «Фрунзенская) возле Дома союза цирковых деятелей России. Благодаря своей жизнерадостности и непосредственности собаки всегда веселили людей и поднимали им настроение. К тому же, с давних пор известно, что собак легко обучить всяким трюкам, благодаря чему они с успехом выступают в цирке. Данную скульптурную композицию можно считать данью памяти всем цирковым собакам, выступавшим в разные годы на арене цирка.
Памятник клоуну Карандашу и его собаке Кляксе ( 2008 год).
- Памятник Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище тоже охраняет скульптурное изображение ризеншнауцера по кличке Федор. Данная композиция установлена на месте погребения знаменитого клоуна в 1999 году.
Памятник Юрию Никулину с ризеншнауцером Федором ( 1999 год).
- Памятник » Военный инструктор с собакой» установлен в 2009 году в парке » Терлецкая дубрава» ( Станция метро » Новогиреево», Свободный проспект) в честь тех собак, которые в годы Великой Отечественной войны помогали бойцам на полях сражений. Этот монумент показывает людям героизм братьев наших меньших, которые помогли нашим бойцам одержать победу над врагом.
Памятник » Военный инструктор с собакой» ( 2009 год).
- Памятник фронтовой собаке был установлен на Поклонной горе в Парке Победы в 2013 году ( станция метро » Парк Победы», ул. Братьев Фонченко). На фронте несли службу и верно воевали бок о бок с солдатами десятки тысяч собак различных пород. Они выполняли множество самых рискованных заданий, доставляли боевые донесения, обнаруживали мины, вытаскивали раненных бойцов из — под обстрелов, а также ценой своей жизни останавливали танки противника, подрывая их. Подвиг наших братьев меньших не забыт, и в благодарность за их преданность люди и установили этот монумент.
Памятник фронтовой собаке в Парке Победы ( 2013 год).
- Памятник Лайке — посвящен знаменитой советской покорительнице космоса, которую еще в далеком 1957 году запустили на земную орбиту. К сожалению, во время полета собака погибла через несколько часов полета от чрезмерного повышения температуры внутри корабля » Спутник — 2″. Монумент был в 2008 году установлен на территории Института военной медицины ( станция метро » Динамо», Петровско — Разумовская аллея) , где и велась подготовка первого эксперимента по запуску в космос живого существа.
Памятник Лайке ( 2008 год)
- Памятник собакам — помощникам спасателей, которые спасли много человеческих жизней, разыскивая пострадавших под завалами. Он установлен на Кременчугской улице ( станция метро » Славянский бульвар»).
Памятник собакам, помогающим спасателям
- Скульптура девушки с собакой — в парке 15 -го микрорайона Зеленограда можно встретить скульптурную композицию с изображением девушки, выгуливающей собаку. Эта небольшая статуя представляет собой одну из сцен городской жизни из серии » Отдых в городе».
Скульптура девушки с собакой
- Памятник писающей собаке — да, даже такой памятник есть в Москве, и установлен он на улице Садовая — Черногрязская ( станция метро » Курская»). Его создателям, наверняка, не давала покоя статуя Писающего мальчика в Брюсселе, и поэтому они решили увековечить подобный интимный момент собачьей жизни.
Памятник писающей собаке
- Памятник собакам из басен Крылова на Патриарших прудах является также одной из многочисленных достопримечательностей Москвы. В составе скульптурной композиции можно увидеть целых три собаки — знаменитую Моську ( героиню басни » Слон и Моська»_ и еще двух собак ( басня » Две собаки»). Памятник можно увидеть в Ермолаевском переулке ( станция метро » Маяковская»).
Памятник собакам из басен Крылова
- Четыре собаки в метро на станции » Площадь Революции» приносят счастье всем, кто потрет их блестящие носы. Поэтому они пользуются огромной популярностью среди пассажиров метро, которые верят в магическую силу этих скульптур. Кроме того, лучшие друзья человека, даже в виде скульптур, всегда поднимают настроение всем, кто посмотрит на них.
Собаки в метро на » Площади Революции»
Источник
Да. Много в Москве памятников. Несколько сотен. Поставлены в память о достойных людях.
Ну а кроме людей, кого же ещё изображают памятники? Чаще всего лошадей. Очень уж удачно они подчёркивают величие человека в седле.
А на втором месте кто? – Думаю, собаки. Лучшему другу человека мне удалось насчитать одиннадцать памятников в нашем городе.
1. Начну с грустного памятника. Скульптура бездомной собаки по кличке Мальчик стала напоминанием о человеческой жестокости. Памятник называется “Сочувствие”, он был установлен в 2007 году в вестибюле станции метро “Менделеевская”:
(метро Менделеевская, вход на станцию, перед турникетами)
2. Второй памятник повеселее. Благодаря своей жизнерадостности и обучаемости собаки дарят людям хорошее настроение, выступая в цирке. Этот памятник – клоуну Карандашу и его собаке Кляксе:
(метро Фрунзенская, ул. Ефремова, 12)
3. Ризеншнауцер по кличке Фёдор прилёг перед памятником ещё одному великому клоуну – Юрию Никулину:
(метро Спортивная, Новодевичье кладбище)
4. Памятник “Военный инструктор с собакой” в парке “Терлецкая дубрава” стал данью памяти нашим меньшим братьям, работавшим в годы Великой Отечественной войны вместе с бойцами на полях сражений:
(метро Новогиреево, Свободный проспект)
5. На фронте несли службу более 60 тысяч собак разных пород. Вытаскивали раненых солдат из-под обстрелов, обнаруживали мины, доставляли боевые донесения и подрывали ценой собственной жизни вражеские танки. В знак признательности в Парке Победы на поклонной горе в 2013 году был открыт памятник фронтовой собаке:
(метро Парк Победы, улица Братьев Фонченко)
6. Первое живое существо в космосе – собака! В 1957 году, за четыре года до полёта Гагарина на орбиту была запущена белая дворняга по кличке Лайка. К сожалению, она не вернулась обратно и погибла через несколько часов после старта от перегрева. Запуск показал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. Монумент находится на территории Института военной медицины, где и готовился космический эксперимент:
(метро Динамо, Петровско-Разумовская аллея, 12)
7. И в мирное время собаки помогают спасать жизни, работая вместе со спасателями. На памятнике, посвящённом нелёгкой работе спасателей, собака помогает разыскивать людей, оказавшихся по завалами:
(метро Славянский бульвар, Кременчугская улица)
8. В сценах городской жизни из серии “Отдых в городе” в Зеленограде можно встретить девушку, выгуливающую собаку:
(Зеленоград, 15-й микрорайон)
9. Собакам, как известно, необходимо время от времени ходить в туалет. Этот памятник изображает собаку именно в этот интимный момент её жизни:
(метро Курская, улица Садовая-Черногрязская, 13/3)
10. Целых три собаки можно встретить на Патриарших прудах, на скульптурной композиции, посвящённой басням Крылова. В бронзе отлиты герои басен “Слон и Моська” и “Две собаки”:
(метро Маяковская, Ермолаевский переулок)
11. Завершаю обзор там же, где и начал – в московском метро. Всем, наверное, известна главная московская примета – нос собаки на станции “Площадь революции”. Четыре одинаковых собаки на станции никогда не сидят без дела – каждую минуту они приносят счастья всем, кто потёр их блестящий нос:
(метро Площадь Революции)
Может я кого-то забыл? Пишите в комментариях!
Пост написан по материалам сайта “Необычные памятники Москвы”: www.unmonument.ru
P.S. Перечитал пост и решил добавить в компанию московским собакам ещё двух друзей из ближнего Подмосковья. В городе Видное собака обнимает кошку на скамейке примирения, опровергая пословицу “живёт как кошка с собакой”:
(Видное, сквер возле Тимоховского пруда на Советской улице)
А в Балашихе дворняга прилегла на постаменте у ног дворника:
(Балашиха, проспект Ленина, 22)
Источник