В каком произведении чехова рассказывается о судьбе собаки

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.
История создания
А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время».
Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.
«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.)
Жанр, направление
Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.
«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного.
Суть: о чем рассказ?
Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть.
Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне.
Главные герои и их характеристика
Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:
герои рассказа «каштанка» | характеристика |
каштанка | она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире; |
незнакомец | он дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени; |
белый кот федор тимофеич | это персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво; |
гусь иван иваныч | он говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать; |
лука александрыч | он усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее. |
Темы
Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:
- Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
- Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
- Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.
Проблемы
Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:
- Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
- Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
- Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.
Основная идея
Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.
К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.
Чему учит?
А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.
Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.
Критика
При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.
«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.)
Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:
«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.)
Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:
«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… <…> …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)
«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… <…> …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля)
Автор: Ольга Макарова
Источник
Образ собаки в произведении А. П. Чехова «Каштанка»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Сердцева Л.А. 1
1МБОУ “Гимназия №3”
Мареева М.И. 1
1МБОУ “Гимназия №3”
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
Собака живет рядом с человеком с давних времен. За долгие века она успела занять прочное место и в литературе.Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и литературным героем.
У большинства народов древности собака была в большом почете.Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась в жизни поговорка: “Собака – друг человека”.
Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону – к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз или копает под окном ямку – быть в доме покойнику; воет, подняв голову – жди пожара. Образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе.
О собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя или поэта, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам: А. Барто «Он был совсем один»С. Михалков «Щенок».С. Михалков «Трезор»»А. Барто «Уехали»А. Барто «Собака»Л. Андреев « Кусака»
Актуальность
Проблема, поднятая в произведении А. П. Чехова, актуальна и сегодня, т.к. до сих пор много равнодушия и даже жестокого отношения к братьям нашим меньшим.
Цель работы:
-определить роль собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка
Задачи:
Найти материал о роли собак в жизни Чехова.
Проанализировать рассказ:
наблюдение за портретом Каштанки;
наблюдать за поступками собаки;
наблюдать за мыслями собаки;
показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;
выяснить, какую роль играет образ собаки в произведении
3. Изучить общественное мнение по проблеме отношения к собакам.
Объектомисследования стал рассказ А.П.Чехова «Каштанка».
Предметисследования: образ собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка».
В работе используются следующие методы исследования: анкетирование, метод анализа, наблюдение.
1. Собаки в жизни А. П. Чехова.
А.П. Чехов очень любил собак породы такса, даже его знаменитая “Каштанка” – это метис таксы. Чуть позже Чехов завел своих собственных такс – черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина – это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила так же была такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, втюхивал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в Мелихововской усадьбе.Знакомы были Чехову и наши проблемы – он тоже переправлял такс между столицами, вот что он писал своему старшему брату, Александру: “Спишись со своим другом Лейкиным, которого ты так любишь, и привези от него двух моих великолепных таксов. Расходы по провозу собак – мои. Я отдам. Это очень милые животные, они будут всю дорогу утешать тебя. Ты их полюбишь, Саша”.И так же искал для них передержку: “…таксы побудут у тебя дня два-три до моего приезда. Извини, что причиняю собачьи хлопоты. Но, что делать, больше не на кого свалить эту чепуху. Ну и конечно же, таксы сразу же построили всю усадьбу, разрыли горшки и всё перепачкали, за что – о как это знакомо – их полюбили еще больше.Таксы Чехова вообще вили веревки из всей семьи, вспоминает Михаил Чехов: “Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, – клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: – “Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б”. Целые полчаса он проводил с этой собакой.
2. Образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»
Каштанка-главная героиня повести А. П. Чехова.
В литературе есть произведения, которые невозможно было представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова.
Об истории создания рассказа «Каштанка».
Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время – даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).
Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ «Каштанка».
Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.
Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.
Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти.
Чехову удалось сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного.
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.
Один из самых волнительных эпизодов текста.
Тётка выступает в цирке и слышит голоса:
« – Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!
– Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.
Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»
Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика.
Как ей жилось у обоих хозяев.
«Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «Пошла вон, треклятая!»
Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»
Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.»
У дрессировщика Каштанке жилось лучше, но при первой возможности она возвращается к своим прежним хозяевам. (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность .В доме хозяина часто с ней играли.)
Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, сном.
Чехов показал нам, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом, погреться. И мы, люди, должны понимать это и не обижать «братьев наших меньших»)
В своём произведении Чехов использует художественный приём -метафору.
Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи. Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ..
Портрет Каштанки
Каштановый цвет – цвет огня, цвет домашнего очага. Каштанка – ласковое имя, от него веет теплом, домом. У каштана вся верхняя кожица в шипах, а под ней ядрышко. Так и в Каштанке. Для знакомого, родного она опускает шипы и вынимает серединку – свою душу и сердце.
Незнакомцу имя безразлично, оно отходит на второй план, главное – репетиции, концерты. Тетка – холодное, бездушное имя.
В описании портрета собаки присутствует метафора, которая делает его образным, ярким и приближает описание собаки к описанию человека. Собаке дано теплое, домашнее имя.
Поступки Каштанки
«Каштанка бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка онаостанавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?» А.П Чехов приближает описание поступков собаки к описанию поступков человека.
Сны Каштанки
Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа.
Многие её черты присущи человеку.(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.)
Мысли Каштанки
«как могло случиться, что она заблудилась?», «нет, так жить невозможно, нужно застрелиться!», «решала вопрос: где лучше − у незнакомца или у столяра?»)
Мысли собаки похожи на мысли человека.
С помощью метафоры Чехову удается приблизить описание жизни собаки к описанию жизни человека.
Произведений, которые показывают эту актуальную проблему, в русской литературе очень много. Одни показывают недобросовестных, безответственных хозяев, и, как итог, страдающее животное. В других случаях, напротив, пример истинной любви и дружбы человека и животного.
Неслучайно ведь, что во многих городах России поставлены памятники Каштанке. Материал о памятниках можно прочитать в Приложении.
Произведение А.П.Чехова «Каштанка» учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим.
Знакомясь с такими книгами, возникает понимание, что нас окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.
3.Анкетирование и его результатыНа основе моих размышлений, решила выяснить, есть ли у современных детей опыт общения с собаками, знают и читают ли дети художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер детей, их нравственные качества.Мною было разработано и проведено анкетирование среди обучающихся 2-4 классов (37 человек)Я получила следующие результаты.Любите ли вы собак?( Да-90%, нет-10%)
Считаете ли вы, что собака – друг человека?( Да-97%, нет-3%)
Любите ли вы произведения о животных?(да-80%,нет-20%)
Назовите произведения и фильмы, в которых собака является героем.Популярные ответы:А.П. Чехов «Каштанка» – 11%;Фильм «Бетховен» – 28%;Фильм «101 далматинец» -61 %;Есть ли (была ли) у вас дома собака?(да-82%, нет-18%)
Вы когда-нибудь кормили бездомную собаку? (Да-90%, нет-10%)Как помочь бездомным собакам? Распространённые ответы:
построить для них приюты;-48%
искать собакам хозяев;16%
подкармливать,24%
наказывать тех, кто бросил собаку.12%
На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что в нашей школе обучаются неравнодушные люди, которые прошли через общение с собакой и любят это животное. Но, к сожалению, современные школьники очень мало читают и поэтому не имеют возможности видеть разные примеры доброго отношения к животным.
Чтобы привлечь внимание к проблеме отношения к собакам, поделиась впечатлениями о прочитанном на классном часе.
ЗаключениеМы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего иногда так не хватает человеческому обществу.Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.
Используемая литература:
1.А.П. Чехов «Рассказы» – Издательство «Детская литература» Москва, 1971 г2.Толковый словарь русского языка / Авт.сост. С.И.Ожегов ред. Л.И. Скворцов, изд. «Оникс» 2010
3. Биография А.П. Чехова: izbrannoe.com/news/lyudi/anton-pavlovich-chekhov-i-ego-taksy/
4.Сайты, содержащие тексты о собаках: ekzotika.com
5.Памятник Каштанке: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d11930611-Reviews-Monu
-Понятие метафора https://infoogle.ru/chto_takoe_metafora.html
Приложение
Памятники Каштанке в городах России
г.Таганрог
Скульптурная композиция «Египетская пирамида» открыта в Таганроге.
г Таганрог
г Челябинск
Просмотров работы: 2664
Источник