В каком возрасте отдают собаку кинологу
Всем привет! Меня зовут Долли Комсомольская, и сегодня мы поговорим о том, почему не стоит отдавать собаку на воспитание кинологу, инструктору, дрессировщику на какое-то время, а потом вернуться за умнейшим существом, чей разум граничит с человеческим, не меньше! Поехали!
дисклеймер:
Вполне возможен такой сценарий, что были исключения, когда люди забирали своих питомцев из “учебного” отпуска и получали послушных и воспитанных животных. Они регулярно занимались с ними после “каникул”, закрепляли полученный результат тренировками и не пропускали занятия. Молодцы, ребята! Но сегодня речь пойдет об абсолютном большинстве хвостатых, не входящем в список вундерпёсиков и их ответственных владельцев.
Собака – это тяжелый и ежедневный труд.
фото: unsplash | jamie street
- Труд х о з я и н а. Точка. На этом можно было завершить статью, но эта тема меня слишком затронула.
Даже если вы воспитываете щенка под присмотром специалиста, то грамотный эксперт никогда не будет отдавать команды собаке самостоятельно. Главная задача тренера – научить вас, владельца животного максимальному контакту, доверию и умению управлять собакой.
Я четко помню, что мне было очень тяжело с Линдой в первый год. Местами мне казалось, что я – ужасная, отвратительная хозяйка, раз щенок не слушается, убегает, ест на улице плохие вещи и вообще – крушит дома кошачий лоток и рвет книги. Однако мне пришлось утереть свои юношеские сопли и понять, что это – моя собака.
Только в наших руках наладить контакт с животным и добиться от него доверия и адекватного поведения. Я задалась этой целью, решила не опускать руки и каждый-каждый день проводила за упорной работой с собакой: лакомства, постоянное поощрение за хорошее поведение, терпение.
Мне даже пришлось перейти на удаленную работу из дома, чтобы уделять “беляшу” больше внимания, любви и обеспечивать ее спортивными тренировками.
Результат стал виден, когда Линде исполнилось 2 года.
Линда – белая швейцарская овчарка. Пастух, компаньон и просто отличный соратник для спортивных тренировок!
- Стоит ли упоминать, что “создание” управляемой, послушной, доброй и неагрессивной собаки далось мне с адским трудом?
Да, это овчарка. Да, ходят легенды, что эта собака очень умная и способная. Я согласна с каждым пунктом. Но только при условии хардкорной и ответственной работы. Конечный результат стоил каждого тяжелого дня и пролитых слез.
Я очень люблю свою белую лошадку и считаю, что самым большим вкладом в ее отличное поведение стали банальные “терпение и труд”.
У нас по сей день есть небольшие косяки, но они не так бросаются в глаза, как проблемы, что преследовали нас в возрасте до 1 года.
Отдам собаку кинологу на месяц – получу послушную “конфетку”!
фото: unsplash | jamie street
- Единственный плюс такого “собачьего отпуска” – это активная социализация песика.
Собака учится жить в стае, взаимодействовать с другими животными (иногда даже кошками!), общается в людьми. Это безусловный плюс. Однако социализировать собаку можно и в домашних условиях – это уже дело наличия времени и желания.
Но ведь мы заводим собаку для себя, мм?
Грамотные специалисты и хорошие кинологи всегда учат ЛЮДЕЙ.
Не стоит забывать, что чаще всего пес выбирает одного хозяина, запоминает его голос, интонацию, манеру отдачи команд. Вы можете заметить, например, что если команду “сидеть” отдаст незнакомый вашей собаке человек, то вероятность выполнения оной стремится к нулю.
Расскажу вам даже больше: моя Линда не слушается вообще никого. Если чужой человек – даже родственник – возьмет поводок, то это хитроватое существо не наделит его и толикой авторитета.
Находясь в течении месяца в чужой обстановке, с чужим человеком – собака в той или иной степени привязывается к нему, учится воспринимать его голос и понимать команды. Многие хозяева жалуются, что после “учебы” пес совсем не хочет вести себя так прекрасно, как он вел себя до этого с инструктором.
А виной всему – пресловутый психологический фактор четвероногого.
Подведем полезные итоги сей статьи.
фото: unsplash | jamie street
Плюсы удаленной дрессировки собаки:
- активная социализация щенка | взрослой собаки;
- пес учится взаимодействию с другими животными и людьми;
- он, безусловно, выучит базовые команды и будет применять их в жизни, если вы плотно займетесь работой с собакой после окончания “курса”.
никакого “а пусть оно идет, как идет, отпущу все на самотек!”
Минусы удаленной дрессировки собаки:
- щенок может слушаться только кинолога и выполнять команды, отданные тем самым “авторитетом”;
- если вы не будете заниматься с собакой после прохождения “курса”, то все результаты медленно, но верно исчезнут. полученные навыки и знания нужно обязательно подкреплять и освежать каждый день. это сложный и ежедневный труд.
- часто такие ОКД-курсы на “удаленке” стоят очень недешево. будет весьма жаль потраченных на ветер денег, если итог не оправдает вашего ожидания. однако все зависит только от вас.
А, что вы думаете по поводу идеального способа дрессировки и воспитания собаки? Напишите свое мнение нам в комментарии – давайте сделаем эту статью еще более полезной!
Делитесь этим материалом с друзьями, подписывайтесь на наш пушистый блог и…увидимся очень скоро!
Долли Комсомольская (с)
Источник
Щенок способен плодотворно учиться уже с 5-6 недель. Фото: А. Смирнов
Один из самых насущных вопросов у любого владельца- возраст начала дрессировки щенка. Это понятно: собака одна, любимая, и никому не хочется сломать ее психику. На мой взгляд, как максимальный, так и минимальный возраст начала дрессировки ограничивается только соображениями разумности.
Не слишком разумно начинать какую бы то ни было серьезную работу с трехнедельным щенком, но под большим вопросом и целесообразность начала занятий с собакой в пятнадцать лет, когда она уже не вполне адекватно оценивает окружающую действительность. Все, что лежит между этими полюсами, достаточно разумно.
В каждом правиле есть исключения
У меня был пес с непростой судьбой, которого начали учить только в 12 лет. Так получилось, что он всю жизнь прожил в деревне, а по сути- просто сидел на цепи возле дома. Его пожилая хозяйка умерла, и родственники забрали собаку в город. Пес никогда не был в подобных местах, поэтому требовалось объяснить ему определенные правила поведения и научить выполнять простые команды, необходимые для безопасной жизни в городе. Мы проработали с ним немного, всего пару недель, но я навсегда запомнил, какую радость он испытывал от похвалы, как ценил внимание человека и насколько старался выполнять упражнения, несмотря на то, что к этому возрасту уже практически ослеп и с трудом слышал.
Был и опыт работы со щенком золотистого ретривера, которому едва исполнилось полтора месяца. В 2010 году руководитель питомника, где родился малыш, заинтересовалась возможностью научить собаку выполнять команды в как можно более раннем возрасте и попросила меня помочь. Отдача получилась невероятной. Работа продолжалась на протяжении нескольких месяцев, в конечном итоге превратившись в цикл видеоуроков «Александр и Александра». Правда, на тот момент мы не догадывались о подводных камнях настолько раннего начала обучения.
Дело не только в возрасте
Работать со взрослыми собаками иногда даже интереснее. Фото: А. Смирнов
Дрессировка- это не школа и не детский сад для собаки. Банально, но занятия в первую очередь необходимы человеку и решение о начале занятий со специалистом ему нужно принимать именно на основе своих ощущений от поведения собаки. Насколько комфортно или не комфортно жить с собакой? Другими словами, если общаться с собакой дома или гулять на улице стало некомфортно, то лучше поскорее пригласить кинолога: скорее всего, возникшие проблемы с возрастом не только не решатся, а станут еще острее.
Справедливо и обратное: несмотря на то, что все кругом рекомендуют обязательно проходить с собакой хотя бы начальный курс обучения, я считаю, что во многих случаях серьезной необходимости в этом нет. Если поведение собаки устраивает хозяина и при этом она не доставляет проблем окружающим, то менять что-то в их отношениях я не вижу смысла. Зачем? Я бы только порекомендовал иметь в виду, что в случае возникновения сложностей нужно как можно раньше обратиться к специалисту хотя бы за разовой консультацией.
Наверняка найдутся те, кто осудит такую позицию и в очередной раз скажет, что подобные слова «странно слышать от кинолога». Ну что ж, это их право. Мне, как психологу, хорошо известно, что нельзя вылечить пациента, которого все устраивает. Заинтересованность владельца собаки является ключевым фактором, определяющим успех обучения.
Старое правило из «Законов Мерфи» гласит: «Под давлением все ухудшается». Нет мотивации- нет результата, собака не будет умнее и послушнее. Гораздо больший стресс вызовет осознание количества впустую потраченных времени и денег. Когда владелец начинает заниматься, потому что “так надо” или “мне так сказали”, о реальной заинтересованности не может быть и речи. Кому от этого станет лучше?
С другой стороны, если принято решение пригласить кинолога и начать обучение, то тянуть не стоит. Работать с 3-4 месячным щенком значительно проще, чем с 5-6 месячным, и тем более с 8-9 месячным. Многие исследователи отмечают, что те собаки, с которыми начали обучение в раннем возрасте, вырастают гораздо более сообразительными, чем их сверстники. Естественно, ничего страшного, если собаке уже больше полугода: учить можно и нужно, но обучение может растянуться на чуть больший срок. Это связано и с уже закрепившимися, но не всегда полезными, привычками владельца, и с тем, что у собаки в этом возрасте ярче проявляется характер. Договориться с ней бывает ощутимо сложнее.
Несколько лет назад, работая с золотистыми ретриверами из питомника Амберголд, я получил возможность параллельно обучать нескольких собак совершенно разного возраста, от полугода и до двенадцати лет. Это позволило мне воочию увидеть разницу в скорости обучения молодых и зрелых собак, почувствовать, как быстро понимают меня разные собаки и насколько долго им приходится что-то объяснять, как быстро у них закрепляется тот или иной навык.
Руководитель питомника дала мне карт бланш и позволила не форсировать работу. Обучать собак элементарным командам не было необходимости: стояла задача разнообразить жизнь собак и дать им возможность почувствовать себя «в деле», занимаясь каким-нибудь интересным делом. Апортировка, поиск, фристайл, трюковая дрессировка- в ход шло все, что можно придумать.
Некоторые собаки начали принимать меня и относиться с уважением только через полгода регулярного общения. Потрясающе умная шестилетняя сука Желток оставила попытки заставить меня играть по своим правилам примерно через 7 месяцев, восьмилетняя Ариша приняла меня почти через 10 месяцев. Ситуация осложнялась и количеством собак, ведь в общении один на один договориться всегда проще. Занятия с несколькими собаками одновременно часто напоминали мультик про осьминожек из моего детства: “кого ни разу не кормил, кому шестнадцать ложек влил”.
Я заметил, что заниматься с молодыми собаками гораздо легче, несмотря на их кипучую энергию, которая иногда мешала работе. Они берутся за все с большим энтузиазмом, стараются буквально выпрыгнуть из шкуры, чтобы на них обратили внимание, но при этом совершают большое количество ошибок. Зрелые собаки ждут, чтобы их заинтересовали, они как бы оценивают- а стоит ли? Приходится преодолевать уже сложившиеся привычки взрослых собак, но работать с ними иногда гораздо комфортнее, чем с молодыми. Именно комфортнее, но не легче.
Развлекитесь: в качестве иллюстрации предлагаю посмотреть запись одного из наших уроков с Желтком. Это было в 2010 году. Мы, как обычно, развлекались, отрабатывая элементы будущего танца, когда Татьяна, руководитель питомника, просто взяла камеру и стала нас снимать. Какая уж тут демонстрация достижений! Желтку на момент начала обучения было уже шесть лет, договориться с ней стоило немалого труда. Она была очень умной и сообразительной собакой, которая знала себе цену. Если что-то шло не так, как она хотела, Желток просто отворачивалась и уходила, делая вид, что все это пустое и не стоит ее внимания.
Взяв собаку, подумайте о работе с ней. Не тяните, если решение принято, и лучше начинайте уже с 3-4 месяцев. Собаке, пришедшей к Вам из приюта, перед началом занятий нужно дать две-три недели на адаптацию, вне зависимости от возраста. Не напрягайте себя, работайте по желанию, а не под принуждением, но обязательно пригласите специалиста, когда поведение собаки начинает вас беспокоить. В конечном итоге общение с собакой должно приносить удовольствие, а не становиться причиной стресса.
Спасибо, друзья, что дочитали статью до конца. Обязательно подпишитесь на мой канал: за двадцать лет работы кинологом я узнал от собак много интересного и всегда найду, о чем вам рассказать. Лайки и репосты- лучшая благодарность, комментарии- возможность сделать публикации еще лучше. Есть вопросы? Хотите получить консультацию или позаниматься? Пишите мне в соцсетях или на мейл help@kinologsmirnov.ru.
Источник
Что взять с собой на тренировку?
Всякий курс начинается со знакомства с собакой и налаживания контакта между ней и хозяином, определения темперамента и подбора раздражителей. Поэтому на занятии необходимо иметь с собой:
- вкусное лакомство. Оно не должно быть жестким или слишком сухим. Желательно, чтобы собака без проблем могла жевать и проглатывать куски, не травмируя глотку и пищевод. Это может быть нежирный сыр, вареное мясо или специальные собачьи вкусняшки.
- игрушку. Лучше новую. Или спрячьте за 2-3 дня до занятия любимую старую. В последствии именно этой игрушкой собака не должна играть нигде, кроме как на улице.
- поводок, длиной от 2 до 5 метров (зависит от размера собаки). Обычный брезентовый или нейлоновый, ни в коем случае НЕ РУЛЕТКА! Это очень травмоопасно как для Вас, так и для животного. А еще, механизм действия рулетки работает так: для того, чтобы пойти вперед, собаке нужно потянуть. Она привыкает к этому и всю свою жизнь будет нестись впереди Вас, как порядочная ездовая собака:)
- Если Вы знаете, что собака своевольная, не дает себя потрогать, огрызается на хозяйские руки, не отдает какую-то гадость, которую подобрала, возьмите перчатки.
Все остальное — ринговки, кликер, инвентарь для трюков и спортивных занятий предоставляется. Если Вам подходит / нравится / хочется работать именно с этими инструментами, то подробно расскажу, где и что купить.
Можно ли приходить на занятие всем членам семьи? Или хозяином должен быть кто-то один?
Мой подход основан на том, что собака живет в семье. И желательно, чтобы она принимала и слушала всех ее членов. Поэтому продуктивнее будет приходить с женой/мужем/детьми и работать по очереди. Но если приходить будет кто-то один — ничего страшного. Главное, чтобы он смог донести остальным, как правильно вести себя с животным. Не забывайте и о том, что требования к собаке у всего семейства должны быть одинаковыми.
С какого возраста можно начинать занятия?
Начинать работу с собакой мы можем с 3 месяцев. Чем моложе животное, тем проще привить ему какие-либо навыки и привычки. Самые первые упражнения будут на привыкание к хозяину, его рукам, голосу. К своей кличке и месту в доме. Со всеми малышами занимаемся только в игровом ключе, без перенапряжения нервной системы животного.
Сколько длится занятие?
Длительность практической части может очень варьироваться. Чем моложе собака, тем быстрее она устает. Обычно 40-50 минут уходит именно на практику, и еще минут 10-20 на ответы на вопросы, фиксацию домашнего задания.
Обязательно ли выполнение домашнего задания?
Да, если Вы хотите получить быстрый результат.
Как часто нужно заниматься с кинологом?
Моя программа построена так, что мы встречаемся 1 раз в неделю. За это время собака успевает отдохнуть, соскучиться по работе и переварить полученные знания. И при таком графике у хозяина хватает времени на отработку домашнего задания.
Конечно, если целью поставлена подготовка к конкретной выставке, количество занятий в неделю может быть увеличено.
Когда занятия не рекомендуются?
Мы не работаем в сильный дождь, мороз -10 и ниже, поскольку такая погода однозначно отражается на здоровье собаки. К тому же, практика показывает, что владелец начинает нервничать в таких условиях. Это отражается и на поведении питомца.
Отдельно хотелось бы сказать
Собака — это не машина, не робот. Это живое существо, у которого, как и у нас с Вами, бывает плохое самочувствие, нерабочее состояние. На взрослых животных очень влияет смена погоды. На молодых — течки, смены сезонов (потому что появляются миллионы новых запахов, собаке трудно сосредоточиться). Задача владельца — уметь наблюдать за своим питомцем и чувствовать, когда физическая и умственная нагрузка будут неуместны. И не назначать встречу с кинологом на этот день, не отрабатывать команд, закрепляя у животного лишь отвращение к работе.
Не беритесь за дрессировку в плохом настроении или второпях
Ведь весь процесс послушания основан на том, что животное должно получать от Вас поддержку, подкрепление своего правильного поведения. Когда Вы раздражены, торопитесь или валитесь с ног от усталости, этого подкрепления не будет. Работа будет бесполезной.
Источник
Ñîâåòû îïûòíîãî êèíîëîãà
Âàëåðèé Ñïèðèäîíîâ
ÕÎÐÎØÎ, ÊÎÃÄÀ ÑÎÁÀÊÀ ÄÐÓÃ…
Ñåãîäíÿ, êîãäà îáùåñòâî äàâíî ïîòåðÿëî èäåàëû, è êðèçèñ óæå äàâíî è îêîí÷àòåëüíî ñîçðåë â ìîçãàõ ïðàâèòåëåé, êîãäà ðóøèòñÿ ïðàâîîõðàíèòåëüíàÿ ñèñòåìà, è «çàêîíîäàòåëè», êðîìå ïðî÷èõ «ñþðïðèçîâ äëÿ íàðîäà», ãîòîâÿò íîâûé çàêîí «Î ïðîõîæäåíèè ïðåñòóïíèêàìè (!) íàêàçàíèÿ ïî ìåñòó æèòåëüñòâà», âîçðàñòàåò ðîëü íàøèõ ÷åòâåðîíîãèõ äðóçåé ñîáàê. Ïðåäïðèíèìàòåëè äàâíî ïîäñ÷èòàëè, ÷òî êàðàóëüíûå ñîáàêè íàìíîãî äåøåâëå è ýôôåêòèâíåå, ÷åì îõðàííèêè. Íî è ïðîñòûå ëþäè, íåñìîòðÿ íè íà ÷òî, áóäóò äåðæàòü ñîáàê, ïðîñòî èç ëþáâè ê íèì.
Ñîâåòû ìîè äëÿ íà÷èíàþùèõ ñîáàêîâîäîâ èëè äëÿ ñîáàêîâîäîâ ìàëîîïûòíûõ.
Íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò ëþäè ìíå çàäàþò îäíè è òå æå âîïðîñû, ñîâåðøàþò îäíè è òå æå (ïîðîé íåäîïóñòèìûå) îøèáêè â äðåññèðîâêå è âîñïèòàíèè ñîáàêè. Ïîýòîìó õî÷åòñÿ îòâåòèòü íà èõ âîïðîñû, ïîìî÷ü èì, ïðåäóïðåäèòü èõ îøèáêè.
Êèíîëîãèÿ ñëîæíåéøàÿ íàóêà, ïîýòîìó îáúÿñíèòü ÷òî-òî â äâóõ ñëîâàõ íåâîçìîæíî. Íåäîïóñòèì è îáûâàòåëüñêèé, äèëåòàíòñêèé ïîäõîä â îáó÷åíèè ñîáàêè. Ìîæíî ïðèîáðåñòè ïîðîäèñòóþ ñîáàêó â õîðîøåì ïèòîìíèêå çà áîëüøèå äåíüãè è çàãóáèòü å¸, íå îáó÷àÿ èëè âîñïèòûâàÿ å¸ íåïðàâèëüíî. ß íå ñ÷èòàþ áåñïîðîäíûõ èëè áåçäîìíûõ ñîáàê õóæå èõ ðîäîñëîâíûõ ñîáðàòüåâ. Ïîýòîìó, ìîè ñîâåòû äëÿ âñåõ ëþáèòåëåé ñîáàê.
Êîãäà íåîáõîäèìî íà÷èíàòü äðåññèðîâêó ñîáàêè?
Òàêîé âîïðîñ íåðåäêî çàäàþò âëàäåëüöû âçðîñëîãî ùåíêà èëè ìîëîäîé ñîáàêè, êîãäà èõ ïèòîìåö ïîëíîñòüþ âûøåë èç ïîâèíîâåíèÿ è ñòàë íåóïðàâëÿåìûì. Îíè îáû÷íî æàëóþòñÿ íà òî, ÷òî ñîáàêà íå èä¸ò ðÿäîì è ñèëüíî òÿíåò, íå ïîäõîäèò ê õîçÿèíó ïî êîìàíäå, áåãàåò çà æèâîòíûìè è ïòèöàìè, ïîäáåãàåò ê ÷óæèì ëþäÿì (ëàñêàåòñÿ èëè íàîáîðîò, ëàåò è áðîñàåòñÿ íà íèõ), ïîäáèðàåò ñ çåìëè âñÿêèå îòáðîñû è êîðì, âàëÿåòñÿ â ïàäàëè èëè â íàâîçå è ò.ä. è ò.ï.
Åñëè ùåíîê ñ âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè ñòàðøå ïîëãîäà, òî ïåðåâîñïèòàòü åãî î÷åíü ñëîæíî, à ïîðîé è íåâîçìîæíî, íå ãîâîðÿ î ñîáàêàõ áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà. Äâà ãîäà ýòî óæå êðèòè÷åñêèé âîçðàñò äëÿ íà÷àëà äðåññèðîâêè ñîáàêè. Õîòÿ î÷åíü ìíîãî çàâèñèò îò âëàäåëüöà ñîáàêè è å¸ íàñëåäñòâåííûõ äàííûõ.
Çà ïîñëåäíèå ãîäû ó ìíîãèõ ïîðîäèñòûõ ñîáàê íàáëþäàþòñÿ ñåðü¸çíûå èçìåíåíèÿ â èõ âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè (ÂÍÄ) òàêîå îùóùåíèå, ÷òî ñîáàê íå äðåññèðóþò íåñêîëüêî ïîêîëåíèé. È, íàïðîòèâ, î÷åíü çàìåòíî, êàê ñîáàêè óìåëî äðåññèðóþò ñâîèõ õîçÿåâ
Âûðàùèâàíèå ïîëíîöåííûõ ñîáàê âêëþ÷àåò â ñåáÿ öåëûé êîìïëåêñ ìåðîïðèÿòèé: êîðìëåíèå è óõîä, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, âîñïèòàíèå, îáó÷åíèå è òðåíèðîâêà ñîáàêè, âåòåðèíàðíîå îáåñïå÷åíèå.
Êòî-òî èç çíàìåíèòûõ ñêàçàë: «Âîñïèòàíèå ðåá¸íêà íà÷èíàåòñÿ çà ñòî ëåò äî åãî ðîæäåíèÿ». Ýòî îòíîñèòñÿ è ê ñîáàêàì, íåêîòîðûå ïîðîäû êîòîðûõ èìåþò äðåâíèå êîðíè.
Ó äèëåòàíòîâ áûòóåò ìíåíèå, ÷òî ñîáàêó ïðèâîäèòü â êëóá íà îáó÷åíèå íàäî íå ðàíüøå 6 ìåñÿöåâ. Íåêîòîðûå ðàáîòíèêè êëóáîâ íàçûâàþò öèôðû 8-10 è äàæå 12 ìåñÿöåâ. Ê òàêîìó âîçðàñòó ñîáàêà ìîæåò áûòü óæå èñïîð÷åíà è áåçâîçâðàòíî ïîòåðÿíà äëÿ äðåññèðîâêè. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî ïðèçûâàþò äðåññèðîâàòü ñîáàê ñ äàííûõ âîçðàñòîâ äëÿ òîãî, ÷òîáû «ðàñòÿíóòü» ïðîöåññ äðåññèðîâêè, óâåëè÷èòü öåíó çàíÿòèé, ñåòóÿ íà «íåâîñïèòàííîñòü» ïèòîìöà. Èíûìè ñëîâàìè «çàðÿäèòü íà äåíüãè» âëàäåëüöà ùåíêà.
Íåîáõîäèìî ðàçëè÷àòü âîñïèòàòåëüíóþ äðåññèðîâêó è äðåññèðîâêó âçðîñëîé ñîáàêè.
Ïîýòîìó, âîñïèòàíèå ùåíêîâ (âîñïèòàòåëüíàÿ èëè èãðîâàÿ äðåññèðîâêà) îïûòíûì çàâîä÷èêîì íà÷èíàåòñÿ ïîñëå èõ ðîæäåíèÿ. Äî èõ îòúåìà îò ìàòåðè (â äâà ìåñÿöà) ùåíêè óæå äîëæíû ìíîãîìó íàó÷èòüñÿ. Óñëîâíûå ðåôëåêñû ó ùåíêîâ íà÷èíàþò âûðàáàòûâàòüñÿ â 18 20 äíåâíîì âîçðàñòå. Âîñïèòàòåëüíàÿ äðåññèðîâêà îáû÷íî çàêàí÷èâàåòñÿ â 12 ìåñÿ÷íîì âîçðàñòå. Ýòîò ñðîê ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîðîäû, óñëîâèé âûðàùèâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ ñîáàêè, åå òèïà ÂÍÄ, ïðåîáëàäàþùåé ðåàêöèè è äðóãèõ ôàêòîðîâ.
Äðåññèðîâùèê äîëæåí çíàòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàêîíîìåðíîñòåé ÂÍÄ ñîáàêè îò ðîæäåíèÿ äî çðåëîãî âîçðàñòà.
Ãëàâíîå â âîñïèòàíèè è îáó÷åíèè ñîáàêè ýòî ïîñòåïåííîñòü è òðåíèðîâêà.
Âîñïèòàòåëüíàÿ äðåññèðîâêà çàâèñèò îò âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ùåíêà è ðàçäåëÿåòñÿ íà òðè ïåðèîäà:
ïîäñîñíûé, äî îòúåìà ùåíêîâ îò ñóêè;
ñ 2 ìåñÿöåâ äî 5 6 ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà;
ñ 5 6 ìåñÿöåâ äî ãîäà ïîëóòîðà ëåò.
Ïåðâûå äâà ïåðèîäà íàèáîëåå âàæíûå è îòâåòñòâåííûå â æèçíè ùåíêà èä¸ò çàêëàäêà áàçèñà íà âñþ æèçíü ñîáàêè! Äî 6 ìåñÿöåâ ó ùåíêà èä¸ò èíòåíñèâíûé ðîñò ìîçãà, è ðîñò àáñîëþòíîé ìàññû ìîçãà â 6 ìåñÿöåâ îêàí÷èâàåòñÿ. Âî âòîðîì ïåðèîäå ó ùåíêà ïðîèñõîäèò ñìåíà çóáîâ è ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ ùåíîê «âûáèðàåò âîæàêà ñòàè». Ýòè è äðóãèå îñîáåííîñòè, à òàê æå èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ùåíêà, òðåáóþò íàèáîëåå òùàòåëüíîãî è âäóì÷èâîãî ïîäõîäà ê åãî âîñïèòàíèþ è îáó÷åíèþ.
Çà âðåìÿ âîñïèòàòåëüíîé äðåññèðîâêè ñîáàêà äîëæíà ïðèîáðåñòè ìíîãî îáùåäèñöèïëèíàðíûõ è ñïåöèàëüíûõ íàâûêîâ. Ìíîãèå íàâûêè âûðàáàòûâàþòñÿ â èãðîâîé ôîðìå.
Íåäîïóñòèìî ãðóáî îáðàùàòüñÿ ñ ñîáàêîé, êðè÷àòü íà íå¸ è áèòü å¸!
Ñî ùåíêàìè íàäî îáðàùàòüñÿ ëàñêîâî è îñòîðîæíî. Èíà÷å îáó÷åíèå ñîáàêè íå äàñò ðåçóëüòàòà.
Êàê ïðàâèëî, ñ 12 ìåñÿöåâ íà÷èíàåòñÿ îáó÷åíèå ñîáàê ðîçûñêíîé è ñòîðîæåâîé ñëóæáàì â ïîãðàíè÷íûõ âîéñêàõ è ïîëèöèè.
ß, êîãäà âûáèðàë ùåíêà ñåáå èëè çíàêîìûì, âñåãäà îáðàùàë âíèìàíèå íå òîëüêî íà ïëåìåííûå êà÷åñòâà è ýêñòåðüåð åãî ïðåäêîâ, íî è íà èõ ðàáî÷èå êà÷åñòâà. Êîãäà âûðàùèâàë ùåíêîâ ñàì, òî óäåëÿë áîëüøîå âíèìàíèå ïîäãîòîâêå ñóêè-ìàòåðè (ðîçûñêíîé ñîáàêè) ê ðîäàì, âíóòðèóòðîáíîìó âîñïèòàíèþ ùåíêîâ.
Ê äâóì ìåñÿöàì ùåíêè áûëè çäîðîâûìè, âåñåëûìè, óïèòàííûìè, ñ áëåñòÿùåé øåðñòêîé è ðàäîñòíûìè ãëàçêàìè. Âûïîëíÿëè êîìàíäû:
«Êî ìíå!», «Ðÿäîì!», «Ñèäåòü!», «Ëåæàòü!», «Ñòîÿòü!», «Ôó!», «Ìåñòî!». Ïðåîäîëåâàëè ùåíÿ÷üþ ïîëîñó ïðåïÿòñòâèé, îòûñêèâàëè è ïðèíîñèëè ïðåäìåòû, èñêàëè ÷åëîâåêà ïî åãî çàïàõîâîìó ñëåäó
Òåì, êòî õî÷åò ïðèîáðåñòè ñîáàêó äëÿ ïëåìåííîãî ðàçâåäåíèÿ, íåîáõîäèìî ïîèíòåðåñîâàòüñÿ â êàêèõ óñëîâèÿõ ñîäåðæàòñÿ ùåíêè, êàê âîñïèòàíû èõ ðîäèòåëè, ïîèíòåðåñîâàòüñÿ ïðåäêàìè ùåíêà.  ýòîì ìîæåò ïîìî÷ü ñïåöèàëèñò ïî ðàçâåäåíèþ èëè îïûòíûé êèíîëîã.
Ìîæíî óñïåøíî îáó÷àòü è áåñïîðîäíûõ ñîáàê ïîä ðóêîâîäñòâîì ñïåöèàëèñòà ïî äðåññèðîâêå. Íî ÷åì ðàíüøå âû îáðàòèòåñü ê íåìó çà êîíñóëüòàöèåé, òåì ëó÷øå, îñîáåííî åñëè ó âàñ íåò èëè íå õâàòàåò íåîáõîäèìîãî äëÿ ýòîãî îïûòà.
Ñîáàê ìîæíî âçÿòü è â ïðèþòå äëÿ æèâîòíûõ è âîñïèòàòü èç íèõ (åñëè æèâîòíîå çäîðîâîå) äðóãà è êîìïàíüîíà, íàäåæíîãî îõðàííèêà èëè íÿíüêó äëÿ ðåáåíêà.
Íàäî òîëüêî òî÷íî çíàòü: äëÿ ×ÅÃÎ òåáå íóæíà ñîáàêà? ×òîáû ñ äåòñòâà âîñïèòûâàòü ó íå¸ íåîáõîäèìûå äëÿ ýòîãî íàâûêè.
Ìîæíî ëè èãðàòü ñ ñîáàêîé?
Òîæå ÷àñòî îá ýòîì ñïðàøèâàþò íà÷èíàþùèå ñîáàêîâîäû.
Èãðû ñîáàêè, ùåíêà äîëæíû áûòü ïîä÷èíåíû öåëÿì äðåññèðîâêè, âîñïèòàíèÿ, âûðàùèâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ñîáàêè.
Íàïðèìåð, íà ïðîãóëêå ìîæíî ïðÿòàòüñÿ îò ùåíêà (êîãäà îí îòâë¸êñÿ), è êîãäà îí íà÷èíàåò âàñ èñêàòü ïî çàïàõó, ïðè åãî ïðèáëèæåíèè âûõîäèòü èç óêðûòèÿ è ïîäçûâàòü êîìàíäîé «Êî ìíå!» (ýòî ãëàâíàÿ êîìàíäà è ôóíäàìåíò âñåé ïîñëåäóþùåé äðåññèðîâêè), ïðîèçíîñÿ å¸ ãðîìêî è ðàäîñòíî, ïðèâëåêàÿ ùåíêà.
Ùåíîê äîëæåí ïîäáåæàòü è ñåñòü ïåðåä âàìè. Çà ýòî åãî íàäî ïîîùðèòü, äàâ ëàêîìñòâî, ïîãëàäèâ îò ãîëîâû äî õâîñòà è ðàäîñòíî ñêàçàâ: «Õîðîøî!», ïðèäåðæèâàÿ çà îøåéíèê (ùåíîê íå äîëæåí âñêàêèâàòü è óáåãàòü áåç êîìàíäû). Çàòåì îòïóñòèòü, äàâ êîìàíäó: «Ãóëÿé!»
Ìîæíî ñ íåáîëüøîé ãîðêè ïóñêàòü òåííèñíûé ìÿ÷èê (ëèòîé ðåçèíîâûé ìÿ÷èê), ÷òîáû ùåíîê áåæàë çà íèì, ïîäáèðàë åãî è çàáèðàëñÿ ñ íèì â ãîðêó. Ýòî íå òîëüêî ñïîñîáñòâóåò ïðèó÷åíèþ ùåíêà ïîäíîñêå (àïïîðòèðîâêå) ïðåäìåòîâ õîçÿèíó, íî è õîðîøî ðàçâèâàåò åãî ôèçè÷åñêè.
Ñî ùåíêîì íóæíî ìíîãî ãóëÿòü è çàêàëèâàòü åãî. Âî âðåìÿ ïðîãóëîê ëó÷øå óñòàíàâëèâàåòñÿ êîíòàêò ùåíêà ñ õîçÿèíîì è ïðî÷íàÿ ïðèâÿçàííîñòü ê íåìó.  ïðîöåññå ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè ñîáàêè, íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà å¸ çäîðîâüåì. Êàê è â âîñïèòàòåëüíîé äðåññèðîâêå, íàãðóæàòü ùåíêà íåîáõîäèìî ïîñòåïåííî, ïîñëåäîâàòåëüíî, ïðàâèëüíî óñëîæíÿÿ óïðàæíåíèÿ è óâåëè÷èâàÿ íàãðóçêó.
Îïûòíûé äðåññèðîâùèê, òðåíåð ìîæåò îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çäîðîâüÿ, ñíèìàÿ ïóëüñîâûå õàðàêòåðèñòèêè ñîáàêè è íàáëþäàÿ å¸ âíåøíå. Íî íåîáõîäèì è êîíòðîëü âåòåðèíàðíîãî âðà÷à. Ñóùåñòâóåò ìíîãî èãð, ñïîñîáñòâóþùèõ âûðàáîòêå íåîáõîäèìûõ íàâûêîâ è ôèçè÷åñêîìó ðàçâèòèþ ùåíêà. Íî â èõ íàçíà÷åíèè (è äîçèðîâêå) ëó÷øå äîâåðèòüñÿ ñïåöèàëèñòó è íå çàíèìàòüñÿ ñàìîäåÿòåëüíîñòüþ.
Êàêèå «èãðû» ñ ñîáàêîé (ñîáàêè) íåäîïóñòèìû?
Íåêîòîðûå âëàäåëüöû ñîáàê, âûõîäÿ èç äîìà, íà÷èíàþò ñ ñîáàêîé «èãðó â ïîâîäîê»: ñîáàêà õâàòàåò ïîâîäîê çóáàìè è íà÷èíàåò òÿíóòü è ä¸ðãàòü åãî. Ýòî î÷åíü äóðíàÿ ïðèâû÷êà! È äóðíîé òîí äëÿ âëàäåëüöà ñîáàêè. Íåäîïóñòèìî ðàçðåøàòü ýòî äåëàòü ñîáàêå. Åñòü åùå ìíîãî äóðíûõ ïðèâû÷åê, êîòîðûå íàäî ïðåñåêàòü ó ñîáàêè â ðàííåì âîçðàñòå.
Åñòü ñîáàêè, ó êîòîðûõ íàâÿç÷èâî ïðîÿâëÿåòñÿ íàâûê èãðû ñ ïðåäìåòàìè. Ñîáàêà ñòðåìèòñÿ ñõâàòèòü ëþáîé ïðåäìåò è äåðæàòü åãî âî ðòó, ïîðîé óáåãàÿ ñ íèì îò õîçÿèíà. Òàêàÿ ïðèâû÷êà ñåðü¸çíî çàòðóäíÿåò îáó÷åíèå ñîáàêè.
Íî åñòü õîçÿåâà, êîòîðûå íà÷èíàþò «ïîäûãðûâàòü» ñîáàêå, ãîíÿÿñü çà íåé ñàìè èëè âñåé ñåìü¸é, ïûòàÿñü îòîáðàòü ó íå¸ ýòîò ïðåäìåò! Çàòîðìîçèòü (óáðàòü) òàêèå è ïîäîáíûå ïðî÷íûå âðåäíûå ïðèâû÷êè áûâàåò î÷åíü ñëîæíî, à ïîðîé è íåâîçìîæíî.
Íåêîòîðûå õîçÿåâà ñîáàê óìèëÿþòñÿ èãðå èõ ïèòîìöà ñî ñâîèì õâîñòîì. Ýòî íå òîëüêî äóðíàÿ ïðèâû÷êà.  äàííîì ñëó÷àå ìîæåò èìåòü ìåñòî ïàòîëîãèÿ íåðâíîé ñèñòåìû è ïñèõèêè ñîáàêè, ïîýòîìó, â òàêîé ñèòóàöèè âëàäåëüöó ñîáàêè íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê âåòâðà÷ó.
Ãëàâíîå ýòî ëþáèòü æèâîòíîå. Áëàãîäàðÿ ëþáâè ê ñîáàêå, å¸ ïîíèìàíèþ è ïðàâèëüíîìó ñ íåé îáðàùåíèþ, óäà¸òñÿ ïîä÷èíèòü ñåáå è âîñïèòàòü, êàçàëîñü áû, ñàìûõ áåçíàä¸æíûõ â ýòîì ïëàíå æèâîòíûõ…
Àâãóñò 2009 ãîäà. Ðåçåêíå. Ëàòâèÿ.
(Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò)
×èòàéòå ìîþ (àâòîáèîãðàôè÷åñêóþ) “Êèíîëîãè÷åñêóþ ïîýìó” â ïîðòàëå “Ñòèõè.ðó”:
https://www.stihi.ru/2010/10/19/7097
Источник