В каком замке снимали собаку баскервилей
В нынешнем году исполняется 35 лет с того момента, как Игорь Масленников создал легендарную картину, признанную наилучшей экранизацией
приключений Шерлока Холмса из всех.
Фильм снимался в непростое время. Не было ни компьютерной
графики, ни современных технологий, и все же постановщики сотворили настоявший
шедевр, ставший любимым у многих поколений зрителей.
кадр: Ленфильм
На роль «домашнего любимца» коварного Стэплтона пробовалось
много животных: от одноглазого пекинеса (выглядевшего зловеще без всякого грима)
до обычного теленка. Наконец для роли был выбран устрашающих размеров дог. Его
обклеили светоотражающей пленкой, сделали несколько пробных дублей и
расхохотались. На экране бедное животное оказалось похожим на бегающий скелет. Получилось
забавно, но для фильма требовался совсем не такой эффект. Пришлось изобретать
специальную маску, которую в итоге сделали из черного бархата, скотча,
пенопласта и светящейся краски.
кадр: Ленфильм
После примерки этой маски собака получилась достаточно зловещей
внешне, но начались другие сложности. Дружелюбный домашний зверь никак не хотел
набрасываться на Генри Баскервиля, а ведь вдвоем они должны были изобразить
смертельную схватку. После долгих раздумий команда решила немного разозлить
животное, легонько стрельнув в него оловянной пулькой из игрушечного пистолета.
Раздобыли пистолет, пульку, техник сделал пробный выстрел и попал… в мягкую
часть тела самому Игорю Масленникову. Режиссер громко закричал и понял, что
стрелять в собачку нельзя.
кадр: Ленфильм
Первоначально сэра Генри должен был играть другой актер, но тот
отказался, после чего на роль пригласили Михалкова. Тот откликнулся с радостью
и тут же примчался на съемки, прихватив с собой лучшего друга, Александра Адабашьяна. Зачем он был нужен, никто не понял, потому что на тот момент он не
имел к проекту никакого отношения. Но, когда эта парочка начала расхаживать по «Ленфильму»,
мешая людям работать, хихикая над режиссером и отвлекая друг друга, Масленников
принял волевое решение и «припахал» Адабашьяна на роль Бэрримора, задав тому
столько работы, что времени у него не оставалось вообще.
кадр: Ленфильм
Овсяная каша для сэра Генри, которую поручили варить ассистентке
специально для фильма, оказалась такой вкусной, что съемочная группа начала
заказывать у нее еще одну кастрюлю специально для себя. Правда, не обошлось и
без конфуза. После первого съемочного дня к кастрюльке стали приставлять
охрану. Пользуясь тем, что большая часть команды была занята съемками сложного
эпизода, какой-то злоумышленник проник в помещение с ценной кашей и всю ее
сожрал.
кадр: Ленфильм
Ни один актер не жалел себя для съемок этой картины. Светлана Крючкова,
играющая миссис Бэрримор, была во время съемок беременна, а из-за того, что ее
роль содержала много мрачных монологов, испытывала сильный стресс. Виталию Соломину приходилось почти каждый день ездить в Москву, потому что там он был занят в
спектакле к партийному съезду, а отказаться было невозможно. Остальным актерам
было немного полегче, но оставался еще Михалков, который тоже был занят
параллельными съемками в другом фильме. Страдать в одиночестве он не мог и
поэтому задавал жару всем.
кадр: Ленфильм
При всех этих неудобствах нужно отдать артистам должное:
зарплата, которую они получали за съемки, была не так уж и велика. К примеру, Соломин,
Ливанов, Михалков и Янковский получали 50 рублей за смену, а в переводе на
сегодняшние деньги это всего лишь около 15 000 рублей, в то время, как гонорар современных
заслуженных актеров составляет около 600 000 рублей в день. Остальные артисты
получали 30-40 рублей в день или около 9000 — 12 000 рублей в переводе на современные
деньги. Массовка зарабатывала 3 рубля в день или примерно 900 рублей в
современных деньгах.
кадр: Ленфильм
Графство Девоншир, в котором происходит действие романа,
заменили эстонские пейзажи.
К примеру, Гримпенскую трясину «сыграли» болота в уезде Ляэнемаа кадр: Olev Mihkelmaa
В качестве древнего сооружения, где прятался Холмс, выступила старая мельница кадр: GunZ
Дом старика Френкленда изобразила старая усадьба в деревне Юулику кадр: GunZ
Усадьбу Стэплтонов сняли в старинном доме в деревне Кадарпику кадр: gara
А роль старинного поместья рода Баскервилей сыграли сразу два
замка.
Замок Глен в Таллине изобразил зловещее сооружение в легенде, рассказанной героям доктором Мортимером кадр: GunZ
Поместье, в которое приехал сэр Генри спустя несколько веков, снимали в замке графа А.В.Орлова-Давыдова кадр: GunZ
Не обходилось на съемках и без конфузов. Как-то раз Соломин с
Адабашьяном не поладили между собой, и в сцене, когда Бэрримор накрывает на
стол, Адабашьян отплатил Соломину, недоложив ему овсянки. В кадре это
выглядело, как будто доктор Ватсон подозревает дворецкого, а тот таким образом
ему мстит. Режиссеру так понравилась эта сцена, что он не стал ее переснимать,
превратив ее таким образом в своеобразную изюминку.
кадр: Ленфильм
А однажды актеру Евгений Стеблову, игравшему доктора Мортимера,
нужно было сразу после съемок срочно успеть на поезд и уехать по важному
семейному делу. Он обратился к команде с просьбой отснять все сцены поскорее. Коллеги
отнеслись с пониманием и в итоге, все спешили и работали с криками: «Скорее,
Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа
собралась, быстро свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала, забыв о
самом главном. На съемочной площадке остался лишь растерянный и ничего не
понимающий Стеблов.
кадр: Ленфильм
4 февраля 2016
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Любители советского многосерийного фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне наверняка обратили внимание на такой интересный момент.
В 3-й части кино-цикла – там, где сыщик выслеживал преступника с собакой Баскервилей, а его друг помогал ему, – все происходило на болотах. В том числе, прячась от чужих глаз, сам Холмс жил в каком-то странном сооружении на болоте.
Причем там он прятался от глаз всех, включая милого Ватсона. Сыщику помогал лишь мальчик, носивший ему еду.
Следующим после мальчика узнавшим об этом месте был дотошный местный сутяга Френкленд с подзорной трубой. А он уже поделился наблюдением со своим новым знакомым – Джоном Ватсоном.
Радостная встреча друзей возле жилища Холмса. Кадр из фильма Масленникова
В сюжете все завязано именно на болотистой местности:
- само родовое поместье Баскервилей находится посреди болот;
- сэру Генри приходит анонимка с удручающим предупреждением: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот»;
- Джек Стэплтон держит собаку на клочке суши посреди Гримпенской трясины;
- поимка преступника разворачивается посреди болотных «красот»;
- все прочие события происходят именно там – знакомство Ватсона со Стэплтоном, побег собачки доктора Мортимера и др., и пр.
Словом, рельеф местности был важным обстоятельством. Поэтому ограничиваться съемками в павильоне было нельзя.
В то же время, это должно было быть не просто реалистичное, но именно «подлинно английское» болото, а не, допустим, сибирское или вьетнамское.
В Великобританию в начале 1980-х гг. выезжать для съемок было затруднительно. И режиссер Игорь Масленников решил показать пейзажи Эстонии.
Городские съемки происходили в старой части Таллина, остальные – недалеко от столицы, на природе.
Так в роли английской трясины «выступило» болото Куйстлемма в уезде Лязнемаа.
При этом съемочной группе пришлось как следует попотеть, «бегая по пересеченной местности», чтобы отыскать подходящую натуру.
Так, холмы, мимо которых проезжают герои фильма, нашли не в этом уезде, но в каменоломне близ Таллина. А торфяные топи сняли неподалеку от каменоломен, возле химического комбината, рядом с которым находились отвалы породы.
Впрочем, некоторые коррективы в природные пейзажи пришлось вносить искусственно. Так, художник-постановщик Белла Маневич сделала из картона камни, которые потом поставили то тут, то там в местах, где проезжают и проходят наши персонажи.
Забавный момент, который замечают не все зрители, даже caмые бoльшие поклонники нашей кино-холмсианы: в обеих сериях про собаку болота показывают только с одной стороны.
А всё потому, что с другой стороны снимать было неудобно. Съемочная группа базировалась на дороге из Таллина на Хаапсалу. В те годы это была всего лишь проселочная дорога. Спустя годы здесь построили вполне приличное шоссе.
Сооружение же для обитания нашего сыщика нашли возле поселка Ристи.
Здесь ребята с кинокамерами умудрились отыскать oчeнь любопытное местечко. Это была старая (XIX в.) разрушенная мельница голландского типа.
Вообще в Эстонии такие мельницы – не редкость. Но те из них, которые сохранились хорошо, как правило, местные жители уже используют под свои цели. Например, очень модное дело – ресторан в такой мельнице.
Найденная же для фильма мельница была основательно обветшавшей, а потому никем не отреставрированной.
Жилище Холмса. Кадр из фильма Масленникова
Такая заброшенность была как раз на руку режиссеру. Надо было воссоздать сложные условия, на которые пошел сыщик, чтобы выследить преступника.
«Вы же знаете мои скромные требования, Ватсон: кусок хлеба, чистый воротничок – что мне еще нужно?»
Для этого вполне достаточно было одного мальчика, таскавшего сыщику еду и выполнявшего некоторые его мелкие поручения в ходе расследования.
В самой мельнице именно такой уровень недо-комфорта и был: стены с щелями, сквозняки, в любой момент готовые свалиться сверху вам на голову камни и почти полное отсутствие крыши.
Вот такой интересный колорит использовали для интересных же съемок!
П. с. На близкую тему читайте статьи о том, как Холмс выгодно женил Ватсона, а также о том, считают ли англичане Ливанова лyчшим кино-Холмсом.
Источник
Одной из самых известных и захватывающих историй из советской киноэпопеи про приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — фильму «Собака Баскервилей» — в январе исполнилось 36 лет. О съемках этой легендарной картины режиссера Игоря Масленникова этот рассказ.
Главной изюминкой фильма «Собака Баскервилей» стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей.
— В подборе на эту роль нельзя было ошибиться — только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. — Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже ПЕКИНЕСА с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей ТЕЛЕНКА, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с ДОГОМ. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто «бегающий скелет».
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску.
— Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…
— А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!
Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод — пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим — почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали…
В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
— Долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, — рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. — Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве — в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры.
По признанию режиссера, на роль Никиты Михалкова — сэра Генри — сначала пробовали актера Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он в последний момент отказался.
Михалков же в это время заканчивал фильм «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, занятая в картине «Собака Баскервилей». У нее и ее мужа (оператор фильма Юрий Векслер) и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри.
Михалков, к всеобщему удивлению, прибыл на студию «Ленфильма» не один, а со своим другом — сценаристом, художником, актером и режиссером Александром Адабашьяном, причем за 12 дней до начала самих съемок. Все 12 дней друзья расхаживали по «Ленфильму», посмеивались, что-то обсуждали. Съемки начались, а артисты с иронией поглядывали на режиссера. Дошло до того, что Михалков начал командовать на съемочной площадке.
Чтобы «нейтрализовать» эту «гоп-компанию», необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут режиссеру пришла в голову мысль: «Пусть играет Бэрримора!» Эта роль оставалась вакантной. Так Адабашьян стал на площадке подчиненным режиссеру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли режиссер снимает.
В итоге меланхоличный Адабашьян в фильме стал своеобразным амортизатором, противовесом темпераментному Михалкову. Их парочка органично вписалась во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, с чувством раскладывающего овсянку в фильме, признался, что в жизни сам каждое утро ест эту замечательную кашу, а роль в фильме считает звездной. Знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой.
— Никому еще об этом не рассказывал: вышло так, что на пробы в этот фильм я пришел с… громадным фингалом под глазом. Подрался! С кем — не скажу. Но вид у меня был классический… Конечно, в группе подивились, посмотрели на меня со значением, но взяли. Во время съемок я уже не дрался, а был полностью погружен в работу. По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид — волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление — традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно…
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка.
— Говорят, вы и ваши партнеры сильно выпивали на съемках?
— Пили не во время съемок, а после. В кадре все были трезвыми. Вот когда возвращались со съемок, в поезде загудели так, что пассажиры в ту ночь явно не спали.
— Никита Михалков, Адабашьян, Вася Ливанов, бывало, закладывали, чем выводили из себя режиссера, — признался художник комбинированных съемок Оковитый. — Но в целом съемки шли в очень веселой семейной атмосфере. Оттого и фильм получился.
Режиссеру докладывали, что Михалков за смену якобы «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. А во время съемок он был просто неуемен. Однажды загнал лошадь до такой степени, что у той случился обморок: лежала с закрытыми глазами, не дышала… Кто-то решил, что все, не жилец. Но Никита смог привести ее в чувство.
Не жалел себя и исполнитель роли доктора Ватсона Виталий Соломин, работающий в буквальном смысле не смыкая глаз. В Малом драматическом театре в Москве, где он играл, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. В «Собаке» съемки тоже были каждый день. Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. Ни разу за неделю нормально не поспал. Подбадривая себя, каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище!!!»
Графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей», в фильме Масленникова заменили эстонские пейзажи. Болото Куйстлемма отлично сыграло роль знаменитых торфяных топей Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.
— Мы просто ехали мимо, где-то там на горушке какой-то домишко стоял, — вспоминает Аркадий Тигай, второй режиссер. — Вдруг Масленников как заорет: «Стоп, стоп! Вот он!» Проехали наверх — стоит английский дом настоящий. Вокруг лужайки. Это было идеальное попадание.
Заслуженные артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали 50 руб. за смену (около 15 000 руб. в переводе на сегодняшние деньги). Для сравнения: сейчас гонорар у топовых актеров — около 600 000 руб. в день.
Остальные артисты получали 30-40 руб. в день (около 9000 — 12 000 руб. на наши деньги). Массовка — 3 руб. в день (около 900 руб. на наши деньги).
Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас:
— Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. Моя героиня постоянно рыдает! И текст у нее такой страшный — про каторжника, про брата. Нужно было быстро что-то менять. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться. И получилось решение образа. «Значит, убийца Селден — ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» — и улыбаюсь. И начинаю рассказывать историю, часть которой придумал Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» — это было все дописано и сымпровизировано. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…
Однажды Михалков и Крючкова подкололи Соломина.
— Виталий Соломин очень ревностно относился к тому, что кого-то другого снимают крупным планом, а не его, — рассказывала Крючкова. — Снимали сцену в башне, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. Шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. Михалков подошел и мне на ушко говорит: «Ты на репетиции не спорь с Соломиным, подчиняйся, а будет съемка, так ты войди и возьми у него из рук этот шандал». Я так и сделала. Соломин растерялся, спросил: «Значит, убийца Селден — ваш брат?» Я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, а потом вдруг развернулась к Михалкову, который хозяин, ответила: «Да, сэр» — и сказала свой монолог на крупном плане.
Евгению Стеблову вечером одного дня надо было успеть на поезд. Все спешили и работали с криками: «Скорее, Стеблов опаздывает!» Отсняв сцену рокового побега кокер-спаниеля Снуппи, группа свернула аппаратуру, погрузилась в машину… и уехала. Лишь озадаченный и перепачканный Стеблов остался на месте — его-то и забыли!
Источник