До какого возраста формируется характер собаки

До какого возраста формируется характер собаки thumbnail

Каждый возрастной период развития собаки имеет большое значение в ее жизни. Ваша задача — учитывать особенности каждого периода, чтобы не ошибиться при воспитании, обучении и содержании питомца.

В период жизни собаки в возрасте до 1 года происходит масса изменений: она растет, физически развивается, формирует определенные черты индивидуального поведения, привычки, наклонности. Главное для вас не упустить все особенности возрастных периодов роста и развития, успеть эффективно использовать все возможности для воспитания и формирования характера собаки.

По достижении собакой возраста 1–1,5 года с ней необходимо работать, работать и еще раз работать, чтобы ваша дальнейшая совместная жизнь сложилась счастливо. Начинающий собаковод должен особенно внимательно изучить содержание этой главы, чтобы избежать ошибок, часто в дальнейшем неисправимых. Условно разделим жизнь собаки с момента рождения и до старости на восемь периодов. Длительность каждого из них зависит от индивидуальных особенностей животного, условий содержания, выращивания, воспитания и начального обучения.

Щенок

1 период (от рождения до 3 недель)

Процессы жизнедеятельности организма собаки в этот период осуществляются с помощью безусловных (определенных природой) рефлексов. Щенки глухи и слепы, не могут самостоятельно жить без постоянной заботы матери, но способны находить соски и сосать молоко, ползать, ощущать изменения температуры воздуха, реагировать на внешние прикосновения, активно набирают вес, большую часть суток спят. К 16–18 дню малыши начинают понемногу воспринимать окружающий мир, появляются слух, зрение, первые условные рефлексы, накапливается определенный жизненный опыт. К 19–21 дню собака способна стоять, немного ходить, потом бегать, реагировать на свет и звук. Начинается социализация и первичное обучение жизни в постоянно меняющейся внешней среде. Щенок закрепляет в своем сознании образы других собак (своего вида) и человека-партнера. В первый период социализации у щенков формируется понятие «мы», они стараются все исследовать, много играют, быстро устают, но так же быстро восстанавливаются.

2 период (от 3 недель до 1 месяца)

Жизненные процессы у щенков контролируются безусловными и первичными условными рефлексами (на вид и запах пищи, оборонительными). Продолжается первичная социализация, малыши активно набирают вес. При изменении обстановки щенки сразу настораживаются, но скорость ответных реакций у них невысока. Постепенно малыши начинают удаляться от матери и знакомиться с окружающей обстановкой, продолжают накапливать жизненный опыт и играть. У них формируются различные поведенческие реакции.

3 период (от 1 до 4 месяцев)

К этому времени щенки уже готовы к самостоятельной жизни и передаче владельцам, которые берут на себя всю ответственность по уходу за ними, воспитанию и обучению. Приблизительно с 1,5-месячного возраста начинается второй период социализации (может пересекаться с первым периодом), заканчивающийся в возрасте около 5 месяцев. Идет формирование индивидуальных качеств, щенки приобретают собственное «я». Исследовательская активность, самостоятельность и игровое поведение резко возрастают.

Если щенок взят владельцем в возрасте 1 месяца, ему необходимо обеспечить определенное общение с ровесниками (сделать это сложно, но нужно). Отсутствие в этом возрасте игр со сверстниками в дальнейшем отрицательно скажется на развитии собаки. Игры с вами полностью не смогут дать щенку те физические и эмоциональные нагрузки, которые он может получить при прямом контакте с другими собаками. Сейчас щенок готов к активному дружелюбному общению с любым человеком. Понятие «чужой» отсутствует. Именно в этот период собаки особенно подвержены социальному ограничению из-за обязательных ветеринарных требований по вакцинации, во время которого нельзя выходить из квартиры в среднем до 4 месяцев.

И вот, наконец, щенка выводят на улицу. В условиях карантина он был лишен основных потребностей — в информации о других собаках и общении с ними. Поэтому в его неокрепшей психике наступает определенный дискомфорт. Именно во втором периоде социализации он должен научиться понимать поведение других собак, запомнить множество поз, разнообразную мимику и понять, что они означают. А что происходит на самом деле? Второй период социализации заканчивается, а щенок всеми премудростями не овладел, в дальнейшем это осваивать очень тяжело, а некоторым собакам вообще не по силам. Поэтому при первом выходе «в свет» щенок может испытывать сильную неуверенность, страх, нежелание общаться с другими собаками.

Весь его жизненный опыт состоит только из знания собственной квартиры и ее обитателей. Этот период развития наиболее благоприятен для воспитания и начального обучения. Положительные навыки и условные рефлексы вырабатываются быстро и легко. Нервная система активно реагирует на благоприятные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Общий уровень физической и эмоциональной активности достаточно высок, поэтому в деятельности щенка преобладает ориентировочно-исследовательское поведение. Щенки по поведению начинают понемногу отличаться друг от друга. Они ласковы и активно идут на контакт, чрезвычайно любопытны. Ограничение естественной подвижности и любознательности щенка крайне нежелательно. С 1,5–2 месяцев начинайте приучение щенка к его кличке, чистоплотности, выполнению команд «Ко мне!», «Место!», играм с предметами, знакомьте на прогулках с окружающей средой. Щенок часто возбуждается, но быстро успокоиться пока еще не может. Поэтому во избежание различных нервных расстройств, осваивайте выполнение команд «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!» в конце периода, когда щенок уже может проявлять элементарные тормозные реакции.

Читайте также:  В какую сторону крутить клеща у собаки в домашних условиях

Для накопления опыта, ознакомления с окружающей средой и правильного физического развития совершайте регулярные прогулки, постепенно увеличивающиеся по времени, расстоянию и сложности окружающей обстановки.

В возрасте от 1 до 3 месяцев на действие болевых (отрицательных) раздражителей проявляется пассивно-оборонительная реакция, на действие пищевых (положительных) — ориентировочно-исследовательская. Поэтому начальное обучение постоянно сопровождайте пищевым подкреплением (лакомством), а болевые воздействия полностью исключайте.

От 2 до 3 месяцев продолжайте приучение щенка к чистоплотности, обучайте выполнению команд «Место!», «Ко мне!». Начинайте учить команды «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!», приучайте к шлейке и поводку, продолжайте активные прогулки и интенсивные физические упражнения.

От 3 до 4 месяцев продолжайте обучение командам «Место!», «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Нельзя!», увеличивайте протяженность и изменяйте условия прогулок, осваивайте новые игры, постепенно увеличивайте физические нагрузки. Начинайте обучение движению рядом с вами на поводке по команде «Рядом!», выполнению команд «Гуляй!», «Покажи зубы!», «Апорт!», ношению ошейника, преодолению различных невысоких препятствий.

4 период (от 4 до 6 месяцев)

Щенок постепенно становится все более самостоятельным, продолжается формирование его индивидуального поведения. Малыш непоседлив и активен, иногда стремится убежать от вас (природная особенность развития организма). Большинство владельцев не знают об этой особенности и наказывают собаку, тем самым нарушая контакт с ней и создавая себе проблемы в будущем. В таких ситуациях обязательно воспользуйтесь помощью специалиста!

От 4 до 5 месяцев продолжайте приучать щенка к поводку и ошейнику, отрабатывайте прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя!», подход по команде «Ко мне!» и жесту, апортировку по команде «Апорт!», посадку по команде «Сидеть!», укладку по команде «Лежать!», стойку по команде «Стоять!», показ зубов по команде «Покажи зубы!». Начинайте обучение команде «Рядом!» на поводке с изменением темпа и направления движения, команде «Гуляй!» голосом и жестом, прыжкам через различные препятствия высотой 25–30 см, через канаву глубиной 25–30 см и шириной 30 см по команде «Вперед!». От 5 до 6 месяцев продолжайте отработку ранее усвоенных навыков. Начинайте обучение выдержке в положениях сидя, лежа и стоя, преодолению препятствий высотой 35–40 см и канав такой же ширины по команде «Вперед!», выполнению посадки, укладки и стойки в комплексе по командам и жестам.

5 период (6 месяцев — 1 год)

Продолжается окончательное формирование индивидуальных особенностей поведения щенка и начинается его половое созревание. Поведение молодой собаки начинает соответствовать ее полу. Щенок взрослеет, начинает разделять всех окружающих по принципу «свой — чужой». Наступает завершающий этап социализации. Ваш питомец знакомится с разными по поведению собаками, учится оценивать уровень потенциальной опасности и соответственно выбирать свою линию поведения. В возрасте от 6 до 8 месяцев вводите в процесс подготовки постепенное усложнение отработки усвоенных навыков. В это время не предъявляйте собаке непосильные для ее возраста требования (должна соблюдаться особая четкость при выполнении команд, длительная выдержка).

Молодая собака

6 период (от 1 до 3 лет)

В это время вполне вероятны попытки собаки навязать вам свою линию поведения (занять доминирующее положение). Возможны также неадекватные поступки (неожиданная агрессия к людям и животным). Ваша задача — сохранить настойчивость, терпение, твердость и самообладание во взаимоотношениях, не забывая при этом о сохранении адекватных отношений с питомцем, используя при этом добрые, ласковые, но одновременно уверенные интонации. Стать для собаки лидером — дело сложное и кропотливое, занятия по обучению и воспитанию в этот период вы должны проводить постоянно. Собака окончательно формируется в половом плане, завершаются процессы психического и физического развития.

собака

Только после 3 лет характер питомца сформируется окончательно

Взрослая собака

7 период (от 3 до 7–8 лет)

В это время происходит окончательное формирование характера собаки, раскрываются все ее потенциальные возможности.

Старая собака

8 период (от 7–8 до 10–12 лет)

В этом возрасте начинают происходить изменения в поведении собаки. Она теряет энергичность, становится неспособной к быстрому выполнению некоторых команд, иногда не желает надолго оставаться одна, страдает от нарушения сна. В одиночестве может долго выть или лаять, не соблюдает чистоплотность (воспалительные заболевания кишечника, мочевого пузыря и т. д.). Возможны ухудшения зрения и слуха. Некоторые собаки могут нервно реагировать на различные шумы. Вы должны быть готовы к этим изменениям, естественно их воспринимать и запастись пониманием и терпением. Необходим постоянный контакт с ветеринаром.

Старая собака

Старение питомца потребует от вас терпения и понимания

Источник

Рост и развитие щенков, их характерные особенности и значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы правильно организовать выращивание и воспитание щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности.

Издавна в практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак:

  • внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью 58-66 дней;
  • подсосный – от рождения до 30-45-дневного возраста; щенят — от 1 — 1,5 до 6 месяцев;
  • молодняка — от 6 до 8-10 месяцев;
  • молодых собак от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.

Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и развития щенков внесли ученые Института физиологии имени П. Павлова Академии наук СССР (Н. М. Вавилова, Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания и подробно описали изменения, которые претерпевает организм щенков, их поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены важные практические научно обоснованные рекомендации по воспитанию и начальной дрессировке щенков.

Читайте также:  Какие антибиотики при лечении собак

Первый период

C 1 по 18—21-й день жизни щенка — период преимущественно безусловнорефлекторной адаптации, рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К 18-му дню жизни они уже видят и слышат, способны воспринимать и дифференцировать (различать) объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условнорефлекторные связи. К 18-21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

Второй период

C 18-21-го по 30-35-й день – период первичной условнорефлекторной адаптации. Как и в первый период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное подкрепление (нажим рукой и др.). Однако скорость образования условных рефлексов еще невелика, требуется многократное повторение упражнений. Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками, приобретают жизненный опыт.

Третий период

C 5-6 до 8-12 недель – период экзальтационный. Это наиболее важный период по возможности воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы. В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Если во втором периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.

В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтому начиная с 1,5—2-месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять команды «Место!», «Ко мне!», «Гуляй!». В то же время в третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для приучения щенков выполнять такие команды, как «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» и др., что объясняется неодновременным морфологическим и физиологическим созреванием возбуждающих и тормозных систем мозга растущих щенков. Вырабатывать навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» можно лишь с конца третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции. Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка может наступить запредельное торможение, которое в свою очередь может вызвать болезнь животного.

В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так для накопления жизненного опыта щенка.

Четвертый период

C 3-4 до 6-7 месяцев – период формирования типологических особенностей нервной системы. Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки 1,5—3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на друга, то, начиная с 3—4 месяцев их поведение заметно различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних людей и другие комплексные раздражители пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми людьми к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает. Таким образом, с 3—4-месячного возраста заметно снижается интенсивность исследовательской деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение. Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например на внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся соответствующими анализаторами (органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенкa игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же, достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на частые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные. В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитико-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется. Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после I месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы.

Читайте также:  В каком возрасте у собак мелкой породы начинается первая течка

До какого возраста формируется характер собаки

Источник

Жизнь вашей собаки делится на периоды. В разном возрасте её поведение и накопленный опыт будут проявляться по разному. В щенячьем возрасте ваш щенок будет один, а во взрослом уже совсем другой, но основы поведения заложенные в раннем возрастете останутся на всю жизнь.

Щенок

В этом периоде жизни щенка следует социализировать с людьми и другими собаками. В возрасте от 2 до 6 месяцев у щенка ещё нет чётких понятий “свой и чужой”, он будет рад общению с любым человеком и ребёнком. Интереса к собакам в этом возрасте практически нет, а если и есть, то ваш питомец не будет понимать, с какими намерениями к нему подошёл тойтерьер или хаски. Ему в этот период, будут чужды все их способы общения с ним.

Интерес к исследованию и играм, а также формирование личности вашей собаки, навыков, ограничений и страхов. Когда ваша собака будет формироваться в щенячьем возрасте, она столкнётся с различными препятствиями и страхами, а также с поведением людей и животных, находящиеся в этот период рядом с ней.

В будущем всё что накопил щенок, всё останется с ним. Любовь к чему то или боязнь темноты, к примеру. Поэтому мой совет, уделите как можно больше времени вашему щенку в играх, воспитании и тренировках. И тогда вам не придётся жаловаться на свою собаку. Она будет вас понимать, как никто другой.

Молодая собака

Этот период мне с Майком стоит только пережить. Поговорив с владельцами собак в нашем городе я узнала, что в этот период ваша собака будет вести себя, как “подросток”. Могут быть вспышки агрессии к людям и животным, непонятное вам поведение, которого раньше не было. Что касается кобелей, то в этот период в возрасте от 1 года до 3 лет, он попытается отвоевать у вас территорию и право на вожака вашей стаи. Будет вести себя весьма наглым образом и хулиганить.

Но вы должны держать свои позиции и не сдаваться. Продолжайте воспитывать собаку и указывать ей на её границы. Иначе она залезет к вам на голову. Не стоит вести себя грубо или обижать вашего питомца, но вы должны быть тверды в своих словах и требовать от собаки выполнение нужных вам команд в спокойной, но уверенной и настойчивой интонации. Вы не должны потерять, ту самую дружбу между вами.

Подумаешь это был мой любимый веер, нечего было оставлять на кровати)

Взрослая собака.

Этот период длится от 3 до 7-8 лет. В этом возрасте у собаки уже сформирован её характер. Она очень энергична, собака живёт вашей жизнью полностью, купается вместе с вами на море или в пруду, бегает вместе с вами или ездит в путешествия, смотрит с вами фильмы и кусает вместе с вами яблоко на пополам. Ваша жизнь с ней, сплошная радость и веселье, но иногда собака привносит в неё заботы, но куда без этого.

Много лет назад, в нашем доме жила взрослая собака. Взяли мы его к себе в возрасте 3-4 лет. Вся наша семья, наслаждалась нахождением Бонифация у нас. Он был самым добрым, не агрессивным и послушным псом в мире.

Майк обожает всю дорогу смотреть в лобовое окно.

Старая собака

Для всех владельцев собак, этот период самый трепетный и трогательный. Мы стараемся дать, как можно больше любви и заботы нашему лучшему другу. К сожалению, в возрасте от 9-10 лет и до 12-14 наша собака перестаёт носится по всей квартире, предпочитает поспать на мягком одеяле или подушке, уже не так резво бежит гулять.

Если в возрасте от 3 до 8 лет, ваш пёс старался сбежать от ваших объятий за вот тем мячиком под столом и не хотел, чтобы вы его долго держали и целовали, то в старости он будет “за”, только чтобы лишний раз поваляться с вами на кровати и уткнувшись носом заснуть рядом с вами.

Когда спит и я начинаю его фотографировать, у него становится выражение морды очень недовольное)))

Каждый их взгляд, будь он щенячьим, молодым, взрослым или старым, остаётся в нашем сердце на всю нашу жизнь. Любите своих питомцев, пока они есть.

Если вам понравилась статья, ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ. Дорогие читатели, ждём ваших комментариев с нетерпение и не забывайте ставить пальчики вверх.

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ДЛЯ СОБАКИ. ОБРАБОТКА ГЛАЗ И ЧИСТКА УШЕЙ.

ЕСЛИ МУЖ ПРОТИВ СОБАКИ В ДОМЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЗДОРОВАЯ СОБАКА. ПРОФИЛАКТИКА ОТ ПАРАЗИТОВ И ГЕЛЬМИНТОВ

Источник