Собаки в аэропортах порода

Собаки в аэропортах порода thumbnail

Аэрофлот зарегистрировал породную группу «шалайка» в системе Российской кинологической федерации (РКФ) и провел ее презентацию, а в феврале 2019 года представит собак профессиональному кинологическому сообществу на международной выставке собак «Евразия 2019».

На самом деле порода далеко не новая: ее начали выводить еще в 1975 году, когда в Москву из питомника в Баку привезли четырех новорожденных щенков среднеазиатского шакала. Их выкормила молоком ненецкая оленегонная лайка, а когда они выросли — их скрестили с лайками. Однако получившихся в результате гибридов шакала и лайки оказалось очень сложно дрессировать: уж слишком «дикими» оказались шакальи гены, поэтому этих собак еще раз скрестили с лайками, получив так называемый «квартерон» — потому что шакалом новая порода была лишь на четверть. Как их называть, сразу не решили: то ли шалайка, то ли шакалайка, то ли вообще «шабака». Остановились на «Собаке Сулимова» — по фамилии кинолога Клима Сулимова, который и вывел породу. Однако официально эта порода зарегистрирована не была до сего момента: собаки считались экспериментальными.

Собаки в аэропортах порода

Тем не менее, с 2001 года они работали в аэропорту Шереметьево — в службе безопасности и в качестве ищейки. У породы две важных особенности. Первая — это широкий «диапазон рабочих температур»: животное отлично себя чувствует и в сорокаградусную жару, как шакал, и в семидесятиградусный мороз, как лайка. Вторая и самая главная — это уникальный нюх, который гораздо острее, чем у любой другой собаки (а даже у обычной собаки он острее, чем у человека, в 800 тысяч раз). Вместе с хорошей обучаемостью это позволяет использовать собак для обнаружения даже малейшей концентрации опасных веществ — например, взрывчатки или наркотиков. Точность определения составляет около 95% — это лучше, чем у используемых в ряде зарубежных аэропортов бумажных тест-полосок, которыми сначала проводят по багажу пассажиров, а потом вставляют в специальный сканер. Кроме того, собаки очень дружелюбны к людям, что важно при работе в многолюдном аэропорту; их регулярно можно видеть в общедоступных зонах Шереметьево.

Собаки в аэропортах порода

Причем тут даже нет «человеческого», то есть, простите, «животного» фактора: кинолог не просто рассчитывает на то, что собака залает, унюхав что-то подозрительное — вместо этого на собак надевают специальные датчики, подключенные к программно-аппаратному комплексу, определяющему их реакцию на запах. Грубо говоря, даже если собака просто ПОДУМАЕТ о том, что тут пахнет как-то не совсем так — кинолог уже увидит это на мониторе и зафиксирует наличие опасного вещества документально. 

Собаки в аэропортах порода

Шалайка юркая и ловкая, но она не может проникнуть в некоторые отсеки самолета или контейнеры, куда, однако, злоумышленники иногда пытаются что-то спрятать. В этом случае из отсека или контейнера берут пробы воздуха, прокачивая его через фильтры. Эти фильтры доставляют в кинологическую лабораторию и дают понюхать собаке: даже в такой концентрации зверь способен уловить наличие искомого вещества. Этот процесс называется ольфакторным мониторингом от латинского olfactus — «запах».

Собаки в аэропортах порода

На сегодняшний день в отделе кинологического мониторинга департамента управления авиационной безопасностью работают 29 человек и 50 служебных собак. Они живут в вольерах на улице; площадь питомника в аэропорту Шереметьево превышает два квадратных километра. 

Илья Шатилин

Источник

У собаки стереонюх. На экзамене она на время ищет кусочки мяса на площади 400 квадратных метров, и один из них часто прячут в бензобак машины.

Собака не только чует вас из-за угла, но ещё и знает, за каким углом и на каком расстоянии вы стоите. Скорее всего, это вычисляется по очень сложной модели ощущения ветра на носу и разнице количества молекул искомого вещества в ноздрях. Змее для такого анализа надо сосредоточиться и несколько раз взять пробы в разных местах языком, а собаке достаточно просто дышать мокрым носом в две ноздри.

Ещё у неё куда более сложный сенсор (больше чувствительных клеток и больше обработчиков в мозгу) — и это позволяет чувствовать не один «общий» запах, а каждый в гамме отдельно. По аналогии со зрением — это как разница между световым сенсором в виде матрицы или одного пикселя: неразвитый датчик даёт обработать только цвет и уровень освещённости, а развитый даёт возможность видеть предметы. Примерно вот так это смог изобразить художник по моему описанию:

И ещё собака может отсортировать каждый запах по давности с квантованием в 3-5 минут, то есть посмотреть логи чемодана

Было бы странно не использовать эти отличные возможности коэволюционного нам вида для самых разных задач от поиска человека по вещи (и наоборот), движения по следу, поиска наркотиков и так далее. Но сегодня мы поговорим про специальных собак в аэропорту. Как правило, вы их даже не видите — сотрудники кинологической службы не то, чтобы замаскированы, но очень незаметны.

Но если такая чихнёт около вас, это вилы.

Зачем нужны собаки в аэропорту?

Они могут работать много где: таможня имеет своих собак для поиска разного типа контрабанды (чаще всего — наркотиков), орнитологическая служба может завести собаку или даже волка гонять кроликов и лис с ВПП (в других биомах, соответственно, набор животных меняется), группа быстрого реагирования может использовать больших собак для помощи в задержании кого-нибудь злобного и так далее. И да, почти в каждом среднем и крупном аэропорту мира есть кинологическая служба, которая входит в службу безопасности.

Примерно похожие люди встречаются в крупных торговых центрах. Обратите внимание, они иногда обходят холлы.

На задании работают пары из человека-кинолога и собаки-партнёра. Большую часть времени они ходят среди пассажиров по залам. Собака вынюхивает маркеры взрывчатки, и если вдруг что-то всё же унюхала — подаёт специальный сигнал позой. То есть не лает, не суетится, не подбегает облизывать — а просто молча и спокойно передаёт специалисту-кинологу: «Нашла!». Дальше кинолог вызывает службу безопасности, и начинается кино.

Читайте также:  Декоративная порода собак называется

Явный осмотр — здесь можно оценить камуфляж собаки (чало-голубой спаниэль)

Ещё специалист-кинолог сопровождает вылеты (собака издалека обнюхивает вещи до вашего выхода на посадку), ходит на подозрительный багаж (просит собаку нюхать конкретные чемоданы, по которым после рентгена есть вопросы), участвует в досмотре негабарита, который не лезет в интроскоп, проверяет транспорт (те же автобусы, трапы), запускает собаку бегать по самолётам и нюхать всё внутри.

Биодетектор Гудвин. На самом деле правильно называть эту инвентарную единицу «специальная собака», потому что биодетектор ищет только органику (включая останки), а спецсобака натренирована на немного другое.

Как ухаживать за собакой

Формально собака — это что-то вроде специального средства, она числится на балансе аэропорта. Но, в отличие от газоанализаторов и других подобных штук в стандартном наборе, работать собака может не всегда. Нюх — штука капризная, особенно зимой, если в помещении сухой воздух из-за отопления. Плюс из-за ряда легаси-вещей с суточными циклами аэропортов, работать она должна со специалистом-кинологом в сменах сутки через трое.

Собака не может находиться в постоянном напряжении поиска, поэтому она как мигалка: то работает, то не работает. Сделала короткий обход — сменила деятельность на не требующую нюха, отдохнула. Снова обход. Снова смена деятельности. Если надо — смочить нос, перекусить немного. Нос должен оставаться влажным — по данным о движении воздуха с сенсоров слизистой собака как раз и уточняет вектора на источники запаха.

Обучение таких собак строится на игре: один из методов в том, что в их любимую игрушку засовывают образцы предмета для поиска. Выбирают самых терпеливых и игривых и дальше прячут игрушку в самые разные места. В результате собака лучше всего ищет в состоянии, когда ей хорошо и бодро. И этот режим надо поддерживать. Например, если дать ей еды, чтобы она поела до отвала, дальше искать ВВ будет не так интересно, как лежать в теньке.

Итак, утро. Собака торжественно прибывает в аэропорт со специалистом-кинологом. Если это хороший специалист, то приезжает она как на праздник, потому что внутри много новых людей, куча развлечений, и, если очень-очень повезёт, можно будет найти что-то интересненькое. Дальше они идут на брифинг — утренний разбор для всей службы безопасности. Там ставятся задачи на смену, оговариваются особые условия, потом развод. Могут поставить задачу усилить частоту обходов там-то, обратить особое внимание на область такую-то, сработать по поступившей информации о том, что поедет подозрительный пассажир и так далее.

Дальше специалист-кинолог с собакой по умолчанию ходят по терминалу по назначенным маршрутам и высматривают бесхозные предметы, либо реагируют на вызовы по рации к таким предметам. Чаще всего попадаются брошенные сумки и пакеты, иногда стаканчики и прочие мелкие вещи. Собака приходит, нюхает. Дальше предмет или сдаётся на хранение, или же в случае сигнала от собаки вызывается полиция, выводятся все гражданские, материализуются спецслужбы.

Собаку тренируют на имитаторы (вот один из патентов на их изготовление). Что удобно, основной маркер ВВ настолько хорошо обнаруживается обонятельным сенсором, что достаточно крайне малого количества молекул. Но собаку тренируют и на другие маркеры: есть данные, что за цикл обучения ей нужно 200-250 раз найти образец одного из запахов. Проблема в том, что сами по себе эти истории не очень хороши для её здоровья: собака, фактически, находится во вредной среде, и может получить целый букет диагнозов до серьёзных осложнений на печень (это ж почти как лизать не очень полезные вещества). Поэтому хорошо сделанные имитаторы очень продляют время службы: объективно собака может работать от года до 7-9 лет, и это очень сильно зависит от того, на чём её учили, что ей попадается в работе и как хорошо за ней ухаживает специалист-кинолог. Когда приходит возраст выхода на пенсию, напарника чаще всего кинолог берёт домой в маленький собачий рай. В Жуковском за 4 года уходов со службы не было, служба молодая.

Итак, собака в отличном состоянии ходит по аэропорту и вынюхивает известные ей маркеры. Сам запах берётся почти без ложноположительных срабатываний, но по правовой ситуации такие сработки бывают. Последнее увлекательное — собака указала на сумку одного из пассажиров в зале ожидания. Выяснилось, что он охотник, и это его любимая сумка, где он часто носил патроны. Последний раз они там чуть ли не месяц назад лежали. Он положил туда свои вещи и полетел. Охотничий билет был с собой, досмотр он прошёл ещё раз с интересом и заглядыванием в труднодоступные места, где нет зубов — и полетел дальше.

Обычный график — 40 минут работы, 20 минут отдыха. Это значит, что даже на самый маленький аэропорт нужно два специалиста-кинолога в смене, чтобы всегда была возможность среагировать на подозрительный багаж или осмотреть автобус или трап.

Во время вот этих 20-минутных перерывов собака должна отдохнуть от запахов. Не в смысле, поспать, а в смысле — развеяться. Возможно, вы так на Хабр ходите между задачами: вроде, на рабочем месте, но отдыхаете. Чаще всего специалист-кинолог выходит с собакой погулять на свежий воздух, либо они идут в служебное помещение. Там вода, немного пищи.

Лаки играет мячиком в пустом зале аэропорта

Днём ещё занятия, то есть тренировки. Собака поддерживается в форме всё время, поэтому иногда ей всё же дают найти имитатор.

Читайте также:  Гладкошерстные собаки с породой

Обход зоны международных вылетов днём, когда почти никого нет

Тренировка в привязке, собака учится осматривать всякие предметы сама

Ищет в нестандартных местах

А почему, если собака чихнёт, это плохо?

Потому что когда собака ищет, но не беспокоится, это считается за сигнал «всё чисто». Когда она показывает «нашла» — это, как правило, чистое положительное срабатывание. А вот если есть какой-то стойкий запах, от которого собаке не очень хорошо, и она теряет способность распознавать, что происходит (например, если протёк баллончик для самозащиты в сумке), то дальше будет очень интересная реакция службы безопасности аэропорта — поскольку не всегда удаётся взять точное направление на конкретную сумку.

На самом деле для специалиста-кинолога плохо не поэтому. Слишком сильные запахи — это риски вывести собаку из рабочего состояния. В 2011 году, например, была похожая история с протёкшей бутылкой с бытовой химией в другом аэропорту. Там собака получила ожог слизистой оболочки: со смены её вывели на промывание носоглотки, а потом она смогла вернуться к работе только через несколько месяцев. И это ещё повезло.

Если во время смены собака чихнёт, то специалист-кинолог сначала посмотрит, что там: если это инородное тело в носоглотке, то его надо просто достать. Если что-то другое — по умолчанию промывают слабосолёным раствором или водой.

А почему спаниель?

Натренировать можно, в теории, любую собаку. На практике берут тех, кто по свойствам породы хорошо подходит для такой службы. В результате в аэропортах можно встретить спаниелей, овчарок (малинуа) и шабак. В смысле, шалаек — квартеронных гибридов шакала и лайки.

Научить дворнягу тоже можно, но вопросов будет больше, чем ответов. Очень важна длинная морда: тот же бульдог может очень хорошо чувствовать запах, но не сможет долго работать из-за уменьшенного рабочего отрезка, поэтому бульдоги нужны для других поисков.

А спаниель удобен своим экстерьером. Он отлично пробегает под креслами зала ожидания, здорово помещается в отделение для ручной клади под сидением кресла (то есть может бегать по низу салона при досмотре любого борта совершенно спокойно), пролезает в разные щели транспортников и может нюхать большинство техники изнутри. В самом терминале не вызывает излишнего внимания.

Фото досмотра борта из архива аэропорта

В Жуковском ещё используются малинуа. Это один из видов бельгийской овчарки. Средняя по размеру собака, хорошие физпоказатели по дрессировке и поиску.

При отборе подходит примерно каждый сотый представитель породы. Нужно, чтобы были хорошие способности «унюхать» — чаще всего они обеспечиваются родителем из кинологической службы. И нужен спокойный темперамент + любопытство. Тут ищут хороших представителей породы для вязки (изнутри кинологической службы обычно не получается из-за рисков имбридинга) — например, у одного из наших героев Лаки отец вообще чемпион мира по экстерьеру, и в родне — собаки, которые нашли много чего интересного в разных аэропортах мира. У бельгийской овчарки мать — чемпион соревнований по поиску из другого аэропорта.

Фото из архива аэропорта, судя по всему — постановочное, обычно собаки так не делают

Поскольку генетика довольно сложная, по договору некоторые питомники требуют участия собак в выставках: аэропорт, соответственно, даёт командировку и отправляет их. Но выставок и соревнований для службы транспортной безопасности мало, поэтому это почти не отвлекает.

Специалист-кинолог проходит обучение вместе с собакой. Чаще всего он получает подходящего щенка (либо воспитывает щенков своей собаки), это поощряется. Потом ему нужно поехать в Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства МВД РФ, где он обучится работать с собакой, а собака пройдёт курс по поиску маркеров. Каждая новая собака — новый курс, чтобы научиться работать в паре. Обучают в школе собак с примерно года.

Если собака болеет, то специалист-кинолог всё ещё на работе: у него отпуск по уходу. А так хороший уход, регулярные осмотры у ветеринара (на аутсорсе в клинике) — и собаки почти всегда могут работать. Я беспокоился по поводу экзогенных инфекций от туристов со всего мира, но, похоже, ничего сверхопасного для собак в таких векторах не встречается (а животные проходят карантин). Исключения лежат в области «тошнит два дня» и других расстройств ЖКТ — там всё лечится штатно. Естественно, это всё при условии комплексной вакцинации. Если её нет, собаке могут наступить кранты довольно быстро.

Что собаки находят?

В первую очередь — оружие. Если взять патрон, обернуть в пакет, пакет положить в коробку, коробку завернуть ещё в пакет, всё это в сумку, сумку в чемодан, а чемодан обмотать плёнкой — собака всё равно найдёт. Собственно, примерно так выглядел недавний случай. Мужик хотел проверить, найдут или нет. Ну, если коротко — узнал. Собаку тренируют искать маркеры в бензобаке автомобиля, не то что в таких условиях.

Про сумку охотника вы уже читали пример. Ещё клёвая тема влететь перед рейсом — это везти петарды зимой или положить вещи в сумку из-под петард.

На толпы собаки не реагируют, на других животных приучены реагировать спокойно. Интересуются, конечно, особенно другими собаками и кошками. Но курс тренировок всё же предполагает, что они не сбиваются с маршрута поиска и продолжают бегать между людьми. Дети обычно спрашивают, можно ли погладить. Специалист-кинолог чаще всего разрешает.

С нами были специалисты-кинологи Ярослав и Олег из Жуковского:

Он увидел как-то специалиста-кинолога в аэропорту и решил, что это работа мечты. Собственно, мечта сбылась. Вообще, чаще всего в кинологическую службу так и попадают: если в армии был опыт работы с собакой, то дальше можно идти в аэропорт.

Читайте также:  Порода собак породы кошек

И начальник службы Владимир Владимирович Герасимов:

Начинал службу в кинологическом подразделении МВД РФ, а сейчас руководитель кинологической службы в Международном аэропорту Жуковский. Общий стаж у него 26 лет.

Путешествие по ссылкам можно начать с хорошего интервью про нюх, пролистывания книги или научных работ Клима Сулимова (это он вывел шабаку), пробежаться по интервью с начальником кинологической службы Домодедово (там упоминается «дядя с портфелем» с имитаторами, который гуляет по залу). Ну и зайти к нам в корпоративный хаб и посмотреть вообще про транспорт и урбанизм.

Источник

Замечали, как между кресел, возле касс и в проходных зонах Шереметьево иногда пробегают маленькие лохматые или короткошерстные собачки, похожие на дальних родственников джек-рассел-терьера Майло из “Маски”?

Это шалайки, или собаки Сулимова – шакало-псовые гибриды, состоящие на службе Департамента управления авиационной безопасностью компании “Аэрофлот”. В аэропорту они на работе – вынюхивают взрывчатые и запрещенные вещества.

На днях они эта породная группа получила регистрацию служебных собак в системе Российской кинологической федерации. Теперь пушистые профи находятся на страже авиационной безопасности в Шереметьево не на птичьих правах. В штате “Аэрофлота” сейчас состоят 50 шалаек.

Я побывала на экспертизе – именно так называются их рабочие часы в Шереметьево – а еще в питомнике кинологической службы “Аэрофлота”. Посмотрим и погладим?

А познакомил меня с шалайками, дал их покормить и потискать их создатель, талантливый биолог и кинолог Клим Тимофеевич Сулимов. Из своих 87 лет больше 40 он отдал созданию и сохранению этой породы.

К службе готовы! В таких прицепах шалайки приезжают на экспертизу в терминалы.

Экспертиза началась. Шалайки работают в зале регистрации, возле касс, на ленте багажного транспортера, в багажных контейнерах, в отсеках самолета – везде, куда смогут пролезть. А не смогут пролезть, так вынюхают.

Шалайка – гибрид туркменского шакала, ненецкой оленегонной лайки и фокстерьера. От каждого в ней – все самое лучшее и полезное.

От ненецкой оленегонной лайки собака Сулимова взяла управляемость. Но генетическое поведение не всегда предсказуемо: предков шалаек отстреливали в конфликтах в тундре. Поэтому у них генетически закрепилась боязнь людей и особенно человека с палкой в руках – они думают, что это ружье.
Людей собаки с таким признаком подпускают не ближе 40 шагов – дистанции, достаточной для выстрела. В общем, собак, которые боятся человека с костылем или вообще людей, в терминалы не берут. Зато с ними можно работать в лаборатории.

Ненавязчиво обнюхаем чемодан. Вроде все чисто.

Кстати, первоначально шалайки создавались для МВД. В 90-е годы эти собачки почти исчезли. Однако Климу Тимофеевичу удалось сохранить породу и в службе авиационной безопасности в “Аэрофлоте” они “стоят под ружьем” с 2001 года.

Запрещенка есть? А если найду?

Хорошо быть маленькой смешной собачкой! Мимими. Все умиляются, а мы делаем свою работу.

Тааак, что это тут у нас… Ну не нравится мне эта девица…

Есть! Нашла!

Только тсссс… ни звука, ни лая, чтобы не спугнуть злодейку и не создать панику: такая поза – сигнал сопровождающему инструктору-кинологу, что запрещенка или взрывчатка у нее в сумке.

Ура! Аэропорт “Шереметьево” спасен! На радостях можно и облизать любимого инструктора-кинолога.

Белый Бим Черное ухо.

В отличие от полицейских овчарок, шалайки не привлекают к себе внимание. Они дружелюбны к пассажирам, громко не лают, легко переносят холод и жару. Благодаря малому росту (для кобелей не больше 41 см в холке, для сук – 39 см) они протиснутся в любую щель.

Экспертиза в терминале завершена. Посмотрим, кто живет в питомнике кинологической службы “Аэрофлота”.
Шалайка показывает чудеса вертикального взлета не просто так.

В ближайших родственниках шалаек, кроме лаек и шакалов, числятся фокстерьеры – лучшие цирковые собаки, которые передали своим потомкам-метисам дружелюбие, добрый и легкий нрав, ловкость и способность к дрессировке.

А еще фокстерьер подарил шалайкам нарядный двух-трехцветный окрас, помогающий кинологу во время экспертизы различать собаку. Пегость позволяет использовать собак и в сумерках, и в темных помещениях, когда шалайка работает без поводка, в свободном поиске.

Туркменский шакал. Работает в питомнике родоначальником. Между прочим, однолюб.

Скрестить шакала с собакой было непросто – первых четырех щенков шакала, выкормленных собакой (это важно, иначе в будущем пара бы не сложилась) прислали Климу Тимофеевичу из Баку в середине 70-х.

Любим вкусняшки, не пропускаем ни кусочка. Благодаря шакальим генам шалайки могут различать до полумиллиона запахов и обнаруживать взрывчатку с вероятностью 95%.

Учебный образец запрещенных и взрывчатых веществ, используемый во время тренингов. Уникальные свойства породы легли в основу запатентованной разработки “Аэрофлота” – Ольфакторного мониторинга.
В труднодоступных зонах – например, технических отсеках или контейнерах – забираются атмосферные пробы. На собаку надеваются специальные датчики, которые отслеживают ее реакцию на вещества, содержащиеся в пробах. Острый нюх шалайки обнаружит даже остаточный запах.

На стенах тренингового центра – моменты рабочих будней и портреты самих заслуженных работников.

Например, вот этого ветерана. Взгляд очень проницателен. Не глаза, а радиодетекторы.

В общем, увидев шалайку в аэропорту, бойтесь! Эти страшные звери могут зализать до смерти!

Марина Лысцева, Жанна Локоткова, специально для fotografersha.livejournal.com.

Перепечатка без разрешения запрещена.
При перепосте в личных соцсетях указывайте авторство с активной ссылкой на этот пост.

Подписываемся на лучший авторский авиационно-космический инстаграм и второй про пейзажи и котят.
Также подписываемся на мой Яндекс-дзен.
Теперь ещё и на телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые

себяшки заметки, которых нигде не увидите

Источник